Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование школьной успешности и мотивации к обучению у школьников
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…………………..5
1.2 Понятие школьной успешности……………………………………………11
1.3 Особенности мотивации учебной деятельности подростков…………….16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи школьной успешности и мотивации учебной деятельности у школьников
2.1 Организация и методы исследова-ния………………………………………20
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………30
Литерату-ра………………………………………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………34
Введение
Гармоничное развитие детей и подростков является залогом успешного развития страны в целом. В связи с тем, что подростковый возраст и кризис данного возраста являются одними из самых сложных и переломных моментов в жизни человека, требуется особое внимание к становлению личности на данном этапе.
Подростковый возраст характеризуется существенной перестройкой, как внутренней организации ребенка, так и сферы его внешних отношений. Существенное место в жизни ребенка в этот период начинает занимать интимно-личностное общение со сверстниками. Вместе с тем, становление личности подростка происходит в рамках школьного обучения, когда ребенок оценивается как со стороны педагогов в роли ученика, так и со стороны сверстников. Оценка педагогов определяет академическую успеваемость подростка, в то время как оценка сверстников определяет его статус в подростковой группе. Оба этих фактора образуют школьную успешность, являющуюся необходимым условием для адаптации подростка в учебной среде и развитии его личности.
Исследователями были установлены многочисленные факторы, оказы-вающие влияние на школьную успешность в подростковом возрасте, среди которых выделяют: уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость, личностные качества и др.
Вместе с тем, на уровень школьной успешности существенное влияние оказывают факторы мотивации к избеганию неудач или же достижения успеха. Формирование мотивации достижения успеха у подростков тесно связано с уверенностью в собственных силах, а, следовательно, и с уровнем тревожности. Изучение данной взаимосвязи определяет актуальность данной работы.
Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков
... работы: выявить степень влияния личности педагога на уровень школьной тревожности подростков. Объект: школьная тревожность в контексте межличностных взаимоотношений подростков и педагога. Предмет: личностные ... части, заключения, списка литературы и приложений. 1. Место школьной тревожности и личности педагога в учебной среде Тревожность (англ. anxiety) - индивидуальная психологическая особенность, ...
Цель исследования — изучение взаимосвязи школьной успешности и мотивации достижения успеха у школьников.
Гипотеза исследования – наличие высокого уровня школьной тре-вожности существенно влияет на формирование у подростков мотивации избегания неудач.
Объект исследования – школьная тревожность как фактор школьной успешности и ее влияние на мотивацию
Предмет исследования – взаимосвязь школьной успешности и моти-вации подростков
Задачи:
1. Изучить психологические особенности подросткового возраста;
2. Рассмотреть понятие школьной успешности и ее составляющие;
3. Проанализировать особенности мотивации учебной деятельности подростков;
4. Выявить наличие взаимосвязи школьной успешности и мотивации учебной деятельности.
Методы исследования: беседа, наблюдение, тестирование с помощью методики оценки уровня школьной тревожности Филипса и методики измерения мотивации достижения (А. Мехрабиан), методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Выборочную совокупность исследования составили учащиеся 9-х классов в возрасте от 15 до 16 лет в количестве 38 человек, из которых 19 человек составляли мальчики и 19 – девочки……..
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ву-зов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999
2. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. – Киев,1994.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.– М., 1991.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
5. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Во-просы психологии.- №5.-1993.
6. Гримак Л.П. Общение с собой. — М.: Политиздат, 1991.
7. Детская практическая психология. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинков-ской. — М.: Гардарики, 2000.
8. Детская психология. Методические указания / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995
9. Ермолаева М. В. Психология развития. – М.: Издательство Москов-ского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
10. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.– М., 1998.
11. Каган М.С. Особенности самосознания подростков. М.. 1993.
12. Как построить свое «Я». /Под. ред. Зинченко А.К.. Педагогика 1993.
13. Капрара Дж., Сервон Д. — Психология личности. – СПб.: Питер, 2001.
14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характе-ра у детей и подростков: Кн. для учителя.— 2-е изд.—М.: Просвещение, 1994.
15. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).– М., 1999.
Психология межличностных отношений подростков
... подростков к социальной среде. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить психологические особенности формирования взаимоотношений подростков и социальной среды. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - психология межличностных отношений. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс формирования межличностных отношений у подростков. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: ... ХАРАКТЕР, ТЕМПЕРАМЕНТ, ЭМОЦИИ, ВОЛЯ, МОТИВАЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. С.Л. Рубинштейн так ...
16. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.
17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005
18. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003.
19. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.– М., 1987.
20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, дет-ство, отрочество. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
21. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. — М., Российское педагогическое агентство, 1996.
22. Общая психодиагностика. /Под. ред. Бодалева А.А.. Столина В.В.. — М: МГУ, 1994.
23. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной, М., 1997.
24. Психология детства / под ред. члена-корреспондента РАО А. А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006
25. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Ю.И. Фролов.. М.: Рос. пед. агентство, 1997.
26. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005.
27. Туревская Е.И. Возрастная психология. – М., 1997.
28. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
29. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1999
30. Хрестоматия по возрастной психологии.— М.: Институт практической психологии, 1996.