Дисциплина — «Пропедевтика стоматологии детского возраста и ортодонтия»
Специальность — 051302 «Стоматология» ПДО-02
СИЛЛАБУС
По дисциплине
Пропедевтика стоматологии детского возраста и ортодонтия» — ПДО- 02
Объем учебных часов –405 часов
Лекции– 30 ч
Практические занятия –240 часа
Самостоятельная работа студентов (СРС)-135 часов
Самостоятельная работа студента с преподавателям(СРСП) -135часов
Курс – 4
Семестр – 7-8
Форма контроля — экзамен
Алматы, 2013 г.
Составили силлабус: к.м.н.,доцент Лукпанова Ш.З.
д.м.н., профессор Джумадиллаев Д.Н.
д.м.н.,профессор Мамеков А.Д.
к.м.н., доцент Рысбаева Ж.И.
к.м.н., доцент Каркимбаева Г.А.
ассистенты Рузденова А.С.
Шарипова С.К.
Досбердиева Г.Т.
Обсужден на заседании модули
пропедевтики стоматологии детского возраста и ортодонтии
Протокол №1 от «__27_» __августа__ 2013 г.
Утверждено:
Руководитель модуля пропедевтики стоматологии
детского возраста и ортодонтии
к.м.н., доцент Рысбаева Ж.И.
1. Общие сведения:
1.1 Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова.
Модуль – Пропедевтики стоматологии детского возраста и ортодонтии
1.3Дисциплина — «Пропедевтика стоматологии детского возраста и ортодонтия» ПДО 02
1.4 Специальность — «Стоматология»
1.5 Объем учебных часов –405 часов
1.6 Курс – 4, семестр – 7-8
1.7 Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Должность | Ученая степень | язык преподавания | электронный адрес |
Рысбаева Ж.Ы | зав. модулем | к,м.н.,доцент | государственный, русский | rysbaeva_888@mail.ru | |
Мамеков А.Д. | профессор | д.м.н., профессор | государственный, русский | mamekov1943@mail.ru | |
Лукпанова Ш.З. | доцент | к.м.н.доцент | государственный, русский | slukpanova@bk.ru | |
Шарипова С.К. | ассистент | государственный, русский | saule.shariova@gmail.ru | ||
Кульманбетов Р.И. | ассистент | к.м.н | государственный, русский | ruas77@mail.ru | |
Рузденова А.С. | ассистент | государственный, русский | ruzdenova.a@mail.ru | ||
Досбердиева Г.Т. | ассистент | государственный, русский | gulbanu.dos@mail.ru | ||
Каркимбаева Г.А. | доцент | к.м.н | государственный, русский | gulshahar_07@mail.ru | |
Дуйсенбиева Г.А. | ассистент | государственный, русский | gulnaraduisenbieva@mail.ru |
1.8 Контактная информация:
Место нахождения кафедры: г. Алматы, пр. Сейфуллина 543; учебный корпус №3 КазНМУ, 3этаж, каб. 302,304,305,306
Электронный адрес модуля: ortodont.modul@mail.ru
1.9 Политика дисциплины: заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.
1. Обязательное, регулярное посещение практических занятий.
2. Обязательное выполнение СРС по одной из избранных форм.
3. Обязательное регулярное посещение самостоятельной работы студента с преподователем.
4. Активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практической работы, рисование в тетрадях, наблюдение за приемом больных, участие в консультациях, заполнение дневника и курация больных).
5. Оценка когнетивных навыков (знаний) проводится ежедневно.
6. Защита 15 тем СРС по одной из избранных форм в установленное время по тематическому плану (не позднее недели, соответствующей данному разделу).
7.Оценка правовых знаний студентов проводится на 7,12,16,22,30, 35, занятиях.
8.Оценка коммуникативных навыков проводится на 2,4,7,9,12, 16,22,24,30,33,35, занятиях.
9.Оценка операциональных навыков проводится на 2,4, 7,9,12,14,16,19,21,22,24,27,30,33,35, занятиях.
10. Сдача рубежного контроля на 7,12,17,22,26,30,35,39 занятиях.
11. Явка на занятие в соответствии с расписанием, без опоздания.
12. Наличие чистого, выглаженного белого халата, колпака и сменной обуви.
13. Уважительное отношение к ППС, вспомогательному персоналу, пациентам и студентам.
14. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием педагога, завуча и заведующего модуля.
15. Экзамен двух этапный -по расписанию ОПиКУП. Первый этап – тестирование, 2 этап экзамена- оценка операциональных навыков.
Программа
Введение
Пропедевтика стоматологии детского возраста – специальности сложные и многокомпонентные. Они включают детскую терапевтическую стоматологию, все виды хирургии челюстно-лицевой области, хирургию новорожденных и грудных детей. Поэтому будущие врачи-стоматологи, посвящающие себя работе с детьми, должны знать все разделы этой дисциплины и понимать их органическую взаимосвязь с учетом морфофункциональных особенностей быстро развивающегося и растущего детского организма. Они должны иметь достаточные общие педиатрические знания для понимания закономерностей возникновения и развития основных стоматологических заболеваний, и их проявлений у детей различного возраста, влияние на детский организм, уметь применять свои знания во врачебной работе.
Факторы, влияющие на развитие аномалий в эмбриональном и постэмбриональном периодах.
Методы диагностики аномалий развития зубов, зубных рядов, челюстных и лицевых костей у детей. Классификация зубочелюстных аномалий у детей по Энглю, Д.А. Калвелису, Л.В.Ильиной-Маркосян, Б.Н.Бынину, Х.А.Каламкарову, МГМСУ и ВОЗ. Использование этих классификаций в клинической диагностике. Клиническое обследование пациента. Антропометрические исследования лица и головы пациента. Измерения гипсовых моделей челюстей. Графические методы диагностики. Рентгенологические методы исследования. Методы лечения зубочелюстных аномалий у детей.
Прогнатический прикус. Этиологические факторы, различные формы, клиника, диагностика и методы лечения в зависимости от периода развития зубочелюстной системы.
Прогенический прикус. Этиологические факторы, различные формы, клиника, диагностика и методы лечения в зависимости от периода развития зубочелюстной системы.
Глубокой, открытый и перекрестный прикусы. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения Гимнастика мимических и жевательных мышц как метод профилактики и лечения зубочелюстных аномалий у детей.
Морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортодонтических вмешательствах. Причины рецидивов зубочелюстных аномалий после ортодонтического лечения и способы их предупреждения. Ретенционные аппараты. Зубное протезирование в детском возрасте. Профилактика зубочелюстных аномалий у детей. Выявление и устранение этиологических факторов, симптомов диспропорции в периоде временного прикуса, предрасполагающих факторов развития. Основные принципы устранения ранних признаков и диспансеризация детей с зубочелюстными аномалиями.
Миотерапия и миогимнастика. Показания к миотерапии, набор приспособлений для ортодонтической миотерапии, миогимнастика круговой мышцы рта, миогимнастика для нормализации глотания и дыхания, миогимнастика для профилактики и лечения дистального, мезиального, глубокого, открытого и перекрестного прикуса.
2.2. Цель дисциплины: формирование у студентов компетентностно-ориентированного подхода знаний, умений и операциональных, правовых компетенций ,самосовершенствований и коммуникативных навыков по диагностике, профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний по основам стоматологии детского возраста и ортодонтии для оказания помощи ребенку с заболеваниями зубов и зубочелюстными аномалиями с учетом закономерностей развития зубочелюстной системы в разные возрастные периоды.
.
2.3.Задачи обучения:
1. Сформировать представление о роли детской стоматологии и ортодонтии в подготовке врача-стоматолога.
2. Формировать знания по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, принципам профилактики и лечения кариеса, некариозных поражений зубов, пульпитов, периодонтитов у детей временных и постоянных зубов с несформированными корнями, а так же аномалии зубочелюстной системы и их влиянию на органы и системы организма.
3. Обучить основным профессиональным мануальным навыкам врача-детского стоматолога и ортодонта (на фантоме).
4. Формировать умения по диагностике, дифференциальной диагностике, выбору тактики лечения: кариеса, некариозных поражений зубов, пульпита, периодонтита у детей временных и постоянных зубов с несформированными корнями; аномалии зубочелюстной системы.
5. Формировать операциональные и коммуникативные навыки на этапах оказания детской стоматологической помощи пациентам с заболеваниями пульпа, верхушечного периодонта, тканей пародонта.
6. Сформировать представление об основных принципахорганизации стоматологической помощи.
2.4. Конечные результаты обучения:
Формирование когнитивного компонента (знаний) по:
· задачам стоматологии детского возраста и ортодонтии;
· правилам этики деонтологии, правовые нормы взаимоотношений «врач — больной»;
· организации детской стоматологической службы, связи стоматологии детского возраста с педиатрией и другими медицинскими дисциплинами;
· психо-физиологическим особенностям детей в разные возрастные периоды;
· особенностям клинического течения пульпитов и периодонтитов у детей;
· принципам лечения пульпитов и периодонтитов у детей;
· организации и проведении диспансеризации стоматологических больных в детском возрасте в современных условиях,
· факторам, способствующим развитию кариеса у детей;
· классификации кариеса зубов у детей;
· особенности клинического течения кариеса у детей с различной активностью кариозного процесса и в разные возрастные периоды;
· общим принципы лечения кариеса зубов у детей;
· пломбировочным материалам, применяемые в детской стоматологической практике;
· методам профилактики кариеса зубов у детей;
· классификации некариозных поражений;
· классификации зубочелюстных аномалий;
· особенности клиники и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций в детском возрасте;
· возрастным показаниям к лечению зубочелюстных аномалий и деформации у детей;
· видам ортодонтических аппаратов, применяемые у детей, принципы их действия;
· особенности конструирования и технологии изготовления различных ортодонтических аппаратов;
· морфологическим изменениям в зубочелюстной системе при ортодонтическом вмешательстве (перестройка тканей пародонта, костной ткани, изменения в височно-нижнечелюстном суставе);
· показаниям к зубному протезированию у детей разного возраста;
· особенности изготовления зубных протезов у детей;
· мероприятиям профилактики развития зубочелюстных аномалий и деформаций;
- истории развитии стоматологии детского возраста в Республике Казахстан, приоритете отечественных ученых в ее развитии;
- организации детской стоматологической службы, связи стоматологии детского возраста и педиатрии;
- анатомо–топографическим и физиологическим особенностям челюстно–лицевой области в разные возрастные периоды у детей и подростков;
- психихофизиологическим особенностям детей в разные возрастные периоды;
- факторам, способствующим развитию кариеса;
- роли слюны в развитии стоматологических заболеваний у детей
- принципам сбалансированного питания ребенка;
- роли фтора в развитии кариеса зубов;
- классификации кариеса зубов у детей;
- особенностям клинического течения кариеса у детей в разные возрастные периоды;
- особенностям клинического проявления кариеса у детей с различной активностью кариозного процесса;
- общим методам лечения кариеса зубов у детей;
- особенностям лечения кариеса у детей в зависимости от возраста, активности кариозного процесса;
- пломбировочным материалам, применяемым в детской стоматологической практике;
- методам профилактики кариеса зубов у детей;
- классификации некариозных поражений;
- клиническим формам гипоплазии, флюороза, наследственных поражений;
- методам лечения твердых тканей зубов;
- классификации пульпитов у детей;
- особенностям клинического течения осложненных форм кариеса временных зубов;
- особенностям клинического течения осложненных форм кариеса постоянных зубов с несформированными корнями;
- особенностям лечения осложненных форм кариеса временных и постоянных зубов с несформированными корнями.
Формирование операциональных навыков по:
· организации рабочее место;
· сбору анамнеза у ребенка и его родителей, выявить факторы, способствовавшие развитию кариеса, некариозных поражений зубов, зубочелюстных аномалий;
· выявлению местных факторов риска развития заболеваний зубов, тканей пародонта, патологии прикуса;
· выбору оптимальных метод визуального и инструментального метода обследования ребенка;
· определению диагностических индексов (гигиены полости рта, пародонтальные, распространённости и интенсивности кариеса);
· формированию диспансерных группы детей с учётом активности кариозного процесса и группы здоровья ребенка;
· составлению плана лечебно-профилактических мер соответственно диспансер-
ной группе ребенка;
· выполнению различных методов местного обезболивания при стоматологических вмешательствах у детей и подростков;
· выявлению ранних признаков зубочелюстных аномалий и деформаций у детей;
· снятию слепков с верхней и нижней челюсти у ребенка;
· ведению учетно-отчетной документацию;
· установлению максимально доверительных отношений с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
· работе в команде;
- налаживанию психологических контактов с ребёнком на стоматологическом приеме;
- определению диагностических индексов (гигиены полости рта, пародонтальные, распространённости и интенсивности кариеса);
- формированию диспансерных группы детей с учётом активности кариозного процесса и группы здоровья ребенка;
- составлению плана лечебно-профилактических мер соответственно диспансерной группе ребенка;
- выполнению различных методов местного обезболивания при стоматологических вмешательствах у детей и подростков;
- оказанию неотложной врачебной помощи при осложнениях местного обезболивания, критических ситуациях;
- проведению санитарно-просветительных работ среди детей и их
родителей, по предупреждению зубочелюстных аномалий и
других стоматологических заболеваний.
Формирование коммуникативных навыков:
вербальной и невербальной коммуникации при общении с пациентом;
— налаживание первоначального контакта и установление долговременных отношений для эффективного процесса лечения;
— готовность к совместному взаимодействию и выражение поддержки в ходе проведения лечений;
— убеждающий речи в условиях оказания неотложной помощи;
— безоценочное отношение к проблемным пациентам;
— формирования способов убеждения;
— умение работать в интенсивном режиме;
— управление конфликтами;
— совместное решение проблемы;
— принятие решений и анализа последствий этих решений;
— поиска причин дискомфорта у пациента;
— поиска аргумента в пользу своей позиции;
— соблюдения интонации в процессе коммуникации;
— комментирование своих действий;
— освоение основных моделей взаимоотношений при работе в команде;
— делового общение;
— умение составление протоколов лечение;
— соблюдение сандез режима в кабинетах;
— снятие психоэмоционального напряжений у больного;
— работа в коллективе;
Формирование правовой компетенции по:
— правилам техники безопасности при работе с аппаратурой;
— ведение учетно-отчетной документаций;
— анализ врачебных ошибок и их пути устранение и профилактики;
— соблюдение законов и нормативных актов по работе с конфеденциальной информацией;
— получения информационного согласие пациента на лечебные манипуляции;
— использовать юридические механизмы в отношении с пациентами, коллегами при осуществлении профессиональной деятельности;
— соблюдение правила врачебной этики и деонтологии;
— правила хранение лекарственных средств;
— правовым и нормативным документам об охране здоровья РК;
— закон об охране здоровья граждан в РК;
— Закон РК «О лекарственных средствах»;
— кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» статья: 96 (Права и обязанности граждан в сфере охраны репродуктивных прав», 97 (Охрана здоровья женщин в период беременности, родов и после родов).
— уголовное законодательство об отказе оказания медицинской помощи пациентам;
Формирование навыков самосовершенствования и развития, в том числе:
— работе с литературой, источниками Internet, электронными базами данных, компьютерными обучающими программами.
2.5. Пререквизиты дисциплины: клиническая анатомия головы и шеи, общая хирургия, физиология, фармакология, коммуникативные навыки, визуальная диагностика, профилактика стоматологических заболеваний, введение в клинику, детские болезни, технология изготовления зубных протезов.
2.6. Постреквизиты дисциплины: ортопедическая стоматология, терапевтическая стоматология, стоматология детского возраста, хирургическая стоматология.
2.6. Краткое содержания дисциплины:В пропедевтическом курсеортодонтии изучает этиологии и патогенеза зубочелюстных аномалий, методов их диагностики, разработкой способов профилактики и лечения аномалий положения зубов, формы зубных дуг, прикуса, устранением эстетических нарушений, изучением влияния зубочелюстных аномалий на развитие патологии органов и систем организма ребенка.
Тематический план лекций, практических занятий, СРС,СРПС
Тематический план лекций
№ п/п | Тема лекции | Форма проведения | Продолжитель-ность в академических часах | ||||
Пропедевтика стоматологии детского возраста | |||||||
1. | Предмет и задачи детской стоматологии. Проблемы боли в детской стоматологии. Принципы анестезиологии в детской стоматологии. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
2. | Некариозные поражения твердых тканей зуба в детской стоматологической практике. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
3. | Особенности клинического течения, диагностики и лечения пульпитов у детей. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
4. | Особенности клинического течения, диагностики и лечения периодонтита у детей. Особенности эндотонтического вмешательства при пульпите и периодонтите у детей. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
5. | Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области у детей. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
Ортодонтия | |||||||
6. | Предмет и задачи ортодонтии. Особенности строения челюстно-лицевой области ребенка в разные возрастные периоды. Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
7. | Организация работы ортодонтического отделения. Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики. Организация работы врача-ортодонта. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
8. | Аномалии развития зубов, зубных рядов и челюстей у детей, обусловленные нарушениями эмбрионального периода и зубочелюстные аномалии в постэмбриональном периоде. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
9. | Классификация зубочелюстных аномалий у детей. Основные и специальные методы диагностики зубочелюстных аномалий у детей. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
10. | Основные принципы ортодонтического лечения. Аппаратурные методы лечения зубочелюстных аномалий у детей. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
11. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения мезиального прикуса. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
12. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения открытого прикуса. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
13. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения перекрестного прикуса. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
14. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения глубокого прикуса. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
15. | Аномалии положения зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения. | Лекция — презентация в мультимедийном формате 1.Лекция заранее за зпланированной ошибкой 2. Лекция пресс-конференция 3. Лекция визуализация | |||||
Всего часов | |||||||
Тематический план практических занятий
№ п/п | Тема | Форма проведения | Продолжительность в академических часах |
Пропедевтика стоматологии детского возраста | |||
1. | Анатомо-морфологические и рентгенологические особенности временных и постоянных зубов у детей. Сроки прорезывания, формирования, рассасывания корней временных и постоянных зубов. Особенности обследования детей на стоматологическом приеме. Дополнительные методы обследования в детской стоматологической практике. | Практическое занятие | |
2. | Кариес зубов у детей. Основные показатели заболеваемости кариесом. Определение активности кариозного процесса. Формирование диспансерных групп у стоматолога по Т.В. Виноградовой. Классификация кариеса зубов у детей. Особенности клинического течения и диагностики кариеса у детей. | Практическое занятие | |
3. | Особенности лечения кариеса зубов у детей. Восстановительние материалы используемые в детской стоматологической практике. Возможные ошибки и осложнения при диагностике и лечении кариеса, пути их предупреждения. | Практическое занятие | |
4. | Некариозные поражения твердых тканей зуба в детской стоматологической практике. Клиника, лечение. | Практическое занятие | |
5. | Пульпит молочных и постоянных зубов у детей. Особенности клинического течения, диагностики. | Практическое занятие | |
6. | Лечение пульпитов зубов у детей. Возможные ошибки и осложнения при лечении пульпита, пути их предупреждения. | Практическое занятие | |
7. | Периодонтит молочных и постоянных зубов у детей. Особенности клинического течения, диагностики и лечения. | Практическое занятие | |
8. | Лечение периодонтита зубов у детей. Возможные ошибки и осложнения при лечении периодонтита, пути их предупреждения.Рубежный контроль. | Практическое занятие | |
9. | Обезболивание при лечении зубов у детей. Виды обезболивания. Современные анестетики, их свойства. Выбор метода обезболивания при хирургических стоматологических вмешательствах у детей с разным уровнем психоэмоционального состояния. | Практическое занятие | |
10. | Особенности выполнения различных методов местного обезболивания при хирургических стоматологических вмешательствах у детей. | Практическое занятие | |
11. | Профилактика и лечение возможных осложнений при местном и общем обезболивании у детей в условиях стоматологической поликлиники. | Практическое занятие | |
12. | Показания и противопоказания, особенности операции удаления временных зубов. | Практическое занятие | |
13. | Возможные осложнения операции удаления зубов у детей, меры их профилактики и лечения. | Практическое занятие | |
14. | Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области Одонтогенный периостит челюстных костей у детей. Диагностика. Профилактика. Принципы лечения. | Практическое занятие | |
15. | Воспалительные заболевания слюнных желез. Диагностика. Профилактика. Принципы лечения. | Практическое занятие | |
16. | Воспалительные корневые кисты челюстей. Диагностика. Профилактика. Принципы лечения.Рубежный контроль. | Практическое занятие | |
Ортодонтия | |||
17. | Методы клинической диагностики зубочелюстных аномалий и деформации у детей. Статическое и динамическое исследование. | Практическое занятие | |
18. | Методы функциональной диагностики зубочелюстных аномалий у детей. Исследование общих нарушений организма (осанки, дыхания, сердечнососудистой системы и пищеварения). | Практическое занятие | |
19. | Методы антропометрической и фотометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей. | Практическое занятие | |
20. | Методы биометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей.Рубежный контроль. | Практическое занятие | |
21. | Изучение формы зубных дуг-диаграмма Хаулея-Гербера-Гербста. Формулировка диагноза в клинике ортодонтии. | Практическое занятие | |
22. | Методы рентгенологической диагностики зубочелюстных аномалий у детей. (внутриротовая, панорамная, ортопантомография).
Телерентгенография (методика ТРГ, анализ ТРГ по Шварцу). |
Практическое занятие | |
23. | Методы лечения зубочелюстных аномалий у детей в период временного, сменного и постоянного прикуса.Рубежный контроль. | Практическое занятие | |
24. | Ортодонтические аппараты механического действия. Показания к применению, принцип действия | Практическое занятие | |
25. | Ортодонтические аппараты функционального действия. Показания к применению, принцип действия. | Практическое занятие | |
26. | Ортодонтические аппараты комбинированного действия. Принцип действия, показания к применению. | Практическое занятие | |
27. | Морфологические и функциональные изменения в зубочелюстной системе (перестройка парадонта и костной ткани, изменения в ВНЧС) при ортодонтических вмешательствах. Причины рецидивов и способы их предупреждения. Ретенционные аппараты.Рубежный контроль. | Практическое занятие | |
28. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогнатического прикуса. | Практическое занятие | |
29. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогенического прикуса. | Практическое занятие | |
30. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения глубокого прикуса. | Практическое занятие | |
31. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения открытого прикуса. | Практическое занятие | |
32. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения перекрестного прикуса.Рубежный контроль. | Практическое занятие | |
33. | Профилактика зубочелюстных аномалий у детей. | Практическое занятие | |
34. | Аномалии развития зубов (прорезывания, структуры твердых тканей, формы, размеров, количества).
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения. |
Практическое занятие | |
35. | Аномалии положения зубов в трансверзальном, сагиттальном и вертикальном направлениях. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения. | Практическое занятие | |
36. | Зубное протезирование в детском возрасте. Показания. Особенности изготовления зубных протезов. Рубежный контроль. | Практическое занятие |
Тематический план СРСП
№ | Темы | Форма проведения | Акад. час | ||||
Пропедевтика стоматологии детского возраста | |||||||
Анатомо-морфологические и рентгенологические особенности временных и постоянных зубов у детей. Сроки прорезывания, формирования, рассасывания корней временных и постоянных зубов. Особенности обследования детей на стоматологическом приеме. Дополнительные методы обследования в детской стоматологической практике. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Кариес зубов у детей. Основные показатели заболеваемости кариесом. Определение активности кариозного процесса. Формирование диспансерных групп у стоматолога по Т.В. Виноградовой. Классификация кариеса зубов у детей. Особенности клинического течения и диагностики кариеса у детей. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Особенности лечения кариеса зубов у детей. Восстановительние материалы используемые в детской стоматологической практике. Возможные ошибки и осложнения при диагностике и лечении кариеса, пути их предупреждения. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Некариозные поражения твердых тканей зуба в детской стоматологической практике. Клиника, лечение. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Пульпит молочных и постоянных зубов у детей. Особенности клинического течения, диагностики. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Лечение пульпитов зубов у детей. Возможные ошибки и осложнения при лечении пульпита, пути их предупреждения. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Периодонтит молочных и постоянных зубов у детей. Особенности клинического течения, диагностики и лечения. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Лечение периодонтита зубов у детей. Возможные ошибки и осложнения при лечении периодонтита, пути их предупреждения.Рубежный контроль. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Обезболивание при лечении зубов у детей. Виды обезболивания. Современные анестетики, их свойства. Выбор метода обезболивания при хирургических стоматологических вмешательствах у детей с разным уровнем психоэмоционального состояния. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Особенности выполнения различных методов местного обезболивания при хирургических стоматологических вмешательствах у детей. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Профилактика и лечение возможных осложнений при местном и общем обезболивании у детей в условиях стоматологической поликлиники. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Показания и противопоказания, особенности операции удаления временных зубов. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Возможные осложнения операции удаления зубов у детей, меры их профилактики и лечения. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области Одонтогенный периостит челюстных костей у детей. Диагностика. Профилактика. Принципы лечения. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Воспалительные заболевания слюнных желез. Диагностика. Профилактика. Принципы лечения. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Воспалительные корневые кисты челюстей. Диагностика. Профилактика. Принципы лечения.Рубежный контроль. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | ||||||
Ортодонтия | |||||||
1. | Методы клинической диагностики зубочелюстных аномалий и деформации у детей. Статическое и динамическое исследование. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
2. | Методы функциональной диагностики зубочелюстных аномалий у детей. Исследование общих нарушений организма (осанки, дыхания, сердечнососудистой системы и пищеварения). | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
3. | Методы антропометрической и фотометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
4. | Методы биометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей.Рубежный контроль. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
5. | Изучение формы зубных дуг-диаграмма Хаулея-Гербера-Гербста. Формулировка диагноза в клинике ортодонтии. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
6. | Методы рентгенологической диагностики зубочелюстных аномалий у детей. (внутриротовая, панорамная, ортопантомография).
Телерентгенография (методика ТРГ, анализ ТРГ по Шварцу). |
Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
7. | Методы лечения зубочелюстных аномалий у детей в период временного, сменного и постоянного прикуса.Рубежный контроль. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
8. | Ортодонтические аппараты механического действия. Показания к применению, принцип действия | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
9. | Ортодонтические аппараты функционального действия. Показания к применению, принцип действия. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
10. | Ортодонтические аппараты комбинированного действия. Принцип действия, показания к применению. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
11. | Морфологические и функциональные изменения в зубочелюстной системе (перестройка парадонта и костной ткани, изменения в ВНЧС) при ортодонтических вмешательствах. Причины рецидивов и способы их предупреждения. Ретенционные аппараты.Рубежный контроль. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
12. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогнатического прикуса. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
13. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогенического прикуса. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
14. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения глубокого прикуса. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
15. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения открытого прикуса. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
16. | Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения перекрестного прикуса.Рубежный контроль. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
17. | Профилактика зубочелюстных аномалий у детей. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
18. | Аномалии развития зубов (прорезывания, структуры твердых тканей, формы, размеров, количества).
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения. |
Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
19. | Аномалии положения зубов в трансверзальном, сагиттальном и вертикальном направлениях. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
20. | Зубное протезирование в детском возрасте. Показания. Особенности изготовления зубных протезов. Рубежный контроль. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
21. | Методы клинической диагностики зубочелюстных аномалий и деформации у детей. Статическое и динамическое исследование. | Презентации, решение ситуационных задач, составление тестов, проведение литературного обзора по заданной теме, выработка мануальных навыков | |||||
Итого | 135 часов | ||||||
Примечание: 1 занятия после лекций.
Темы для самостоятельной работы студента (СРС)
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность занятия в часах |
Пропедевтика стоматологии детского возраста | |||
Сбор анамнеза у ребенка в детской стоматологической практике. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Неотложные состояния при стоматологических вмешательствах у детей. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Доказательная медицина в стоматологии детского возраста. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Современные методы визуализации в детской стоматологии. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Оценка отдаленных результатов лечения кариеса у детей. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Консервативные методы лечения пульпитов временных и постоянных зубов у детей. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Ортодонтия | |||
Профилактика зубочелюстных аномалий в детском возрасте | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Методы функциональной диагностики стоматологических заболеваний у детей. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Материалы и аппараты, применяемые при ортодонтическом лечении детей | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Инновационные технологии в ортодонтии | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Основные принципы и методы лечения аномалий и деформации челюстно-лицевой области у детей. Возрастные показания к ортодонтическому лечению. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Миогимнастика как метод профилактики и лечения деформаций зубочелюстной системы ребенка. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Роль питания в развитии зубочелюстной системы и формировании ее деформаций. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Этапы развития прикуса ребенка. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Элементная база эджуайс-техники. | Защита реферата. Презентация в виде презентации. Подготовить кроссворд. | ||
Всего часов: | 135 часов |
№1тема –6 занятие
№2 тема –14 занятие
№3 тема – 21 занятие
По пропедевтике детская стоматология:
№1 тема – 4 занятие
№2 тема –9 занятие Сроки сдачи
СРС: тема №1 – 4 занятие,тема №2 – 5 занятие ,тема №3 – 6 занятие,тема №4 — 7 занятие
тема №5 – 8 занятие,тема №6 – 9 занятие,тема №7 — 10 занятие,тема №8 — 11 занятие,тема №9 — 12 занятие,тема №10 – 13 занятие,тема №11 – 14 занятие
тема №12 – 15 занятие,тема №13 – 16 занятие,тема №14 – 17 занятие
тема №15 – 18 занятие тема №16 – 24 занятие;тема №17 – 25 занятие;тема №18 –2 6 занятие;тема №19 — 27 занятие;
тема №20 –2 8 занятие;тема №21 – 29 занятие;тема №22 — 30 занятие;тема №23 — 31 занятие;тема №24 — 32 занятие;тема №25 – 33 занятие;тема №26 – 34 занятие;
тема №27 – 35 занятие.
2.9. Литература основная и дополнительная:
Основная литература:
1. Дистель В.А., В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер. Пособие по ортодонтии. – М.: Медицинская книга; Н.Н.: Изд-во НГМА, 2000.
2. Дистель В. А., Сунцов В. Г., Вагнер В. Д. Основы ортодонтии. — Н. Новгород : Издательство НГМД, 2001.
3. Дистель В. А Зубочелюстные аномалии и деформации 2001 г
4. Ральфа Е., Мак-Дональда. Дэвида Р. Эйвери перевод с английского проф.Т.Ф. Виноградовой. Стоматология детей и подростков. МИА Москва 2003.
5. Персин Л.С. ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий. Москва. Медицина. 2004.
6. Трезубов В.Н.. А.С. Щербаков, Р.А. Фадеев. Ортодонтия. – 2-е изд. стереотип. – М: Медицинская книга, 2005.
7. Хорошилкина Ф.Я. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, миофункциональное нарушение челюстно-лицевой области и их комплексное лечение. МИА Москва. 2006.
8. Образцов Ю.Л., С.Н. Ларионов. Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие. – СПб. СпецЛит, 2007.
9. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н Ортодонтия: учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2008.
10. Ортодонтия. Под редакцией профессора П.С.Флиса, Киев. Медицина 2008
Дополнительная:
11. Хорошилкиной Ф. Я. Руководство по ортодонтии. М.: Медицина, 1982.
12. Хорошилкина Ф.Я. Руководство по ортодонтии. М.: Медицина 1987.
13. Персин Л. С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. — М.: Ортодент-Инфо, 1999.
14. Персин Л. С. Ортодонтия. Диагностика. Виды зубочелюстных аномалий. — М.: Ортодент-Инфо, 1999.
15. Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия – 2-ое издание, прераб. и дополненное. М.: 1999.
2.10 методы обучения и преподавания:
Лекции: обзорные и тематические, сопровождающиеся с демонстрацией мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами и использованием «обратной связи» — вопросы лектора, ответы студентов.
Практические занятия: устный опрос, обратная связь со студентами, дискуссии, работа в малых группах, презентации малых групп, решение тестовых заданий, разбор клинических случаев, решение тестовых заданий, демонстрация конструкций ортодонтических аппаратов, клинический прием пациентов.
Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, составление глоссария, решение тестовых заданий, подготовка и защита научных рефератов, эссе, работа в фантомном классе.
2.11 Критерии и правила оценки знаний и навыков обучающихся