Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики. Содержание исследований в области психофизиологии труда позволяет сделать вывод о том, что объектом ее изучения является человек. Предметом ее являются психические и физиологические функции организма в трудовой деятельности.
1. Наблюдение.
Достоинства: простота, возможность фиксации необходимой информации. Недостатки: недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка; большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя.
В зависимости от активности наблюдателя может быть включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение— исследователь непосредственно включен в трудовой процесс (при составлении профессиограммы, осваивая эту профессию исследователь определяет те качества, которые необходимы работнику для ее выполнения).
Наблюдатель включается в определенную социальную или производственную ситуацию и анализирует событие «изнутри», он выступает как член наблюдаемой группы.Невключенное (стороннее) наблюдение – наблюдение, выполняемое сторонним наблюдателем, не включающимся в трудовой процесс, т.е. исследователь ведет наблюдение извне.
В зависимости от позиции наблюдателя различают открытое и скрытое наблюдение.
Открытое наблюдение проходит в условиях осознанного наблюдаемым факта присутствия посторонних лиц. При этом поведение человека, знающего, что за ним наблюдают, может измениться. Поведение меняется значительно, если человек знает, с какой целью за ним наблюдают. Скрытое наблюдение осуществляется, например, через стеклянную стену, пропускающую свет в одном направлении, а также с использованием скрытой камеры. Применение такого вида наблюдения связано с определенной этической проблемой.
В зависимости от количества и полноты наблюдаемых фактов различают сплошное и выборочное наблюдение.
Регулярное наблюдение в течение определенного периода, в ходе которого фиксируются все проявления деятельности человека, называется сплошным. При выборочном наблюдении регистрируется какое-либо одно явление.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
В зависимости от длительности и хронологической организации различают долговременное (лонгитюдное) и кратковременное наблюдение. Долговременное наблюдение осуществляется при изучении какого-либо явления в течение нескольких часов, дней, а иногда и нескольких лет. Наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления. Кратковременное наблюдение может быть периодическим или одиночным и ограничено несколькими часами, днями, неделями.
По местонахождению объекта восприятия различают внешнееи внутреннее наблюдение. Внешнее наблюдение– это способ сбора данных о человеке или процессе путем наблюдения за ним со стороны, оно позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Внешнему наблюдению подвергаются также способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. При внутреннем наблюдении, или самонаблюдении, исследователь наблюдает за собой, своими ощущениями, переживаниями, изменениями, происходящими в его психической деятельности.
По времени проведения интерпретации наблюдаемых явлений дифференцируют наблюдение с отсроченной интерпретацией и оперативное наблюдение. В первом случае объяснение наблюдаемых психологических фактов осуществляется после процесса их восприятия. Во втором – интерпретация осуществляется во время восприятия психологических фактов, влияющих на оперативное принятие решения (например, в ходе психологического консультирования).Области применения наблюдения: анализ поведения субъекта; наблюдение за работой субъекта; наблюдение за поведением различных субъектов в одинаковых условиях.
2. Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет установить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать необходимые для эксперимента условия и неоднократно воспроизводить его в тех же условиях. Моделирование целостной деятельности в условиях лабораторного эксперимента характерно для сложных видов труда (транспорт, энергетические системы и т.д.) и предполагает использование разнообразных тренажеров.Кдостоинствамлабораторного эксперимента относятся возможность создавать условия, вызывающие необходимый психический процесс, и обеспечивать строгий учет измерения раздражителей и ответных реакций, возможность повторения опытов и математической обработки результатов. Среди недостатков можно выделить следующие: условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности; испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования.Разновидностью эксперимента, позволяющего избежать названных недостатков, является естественный лабораторный эксперимент, т.е, проводимый в естественных условиях производства, учебы и т.д. Работнику предлагается выполнять обычные для него действия, манипулировать со знакомыми предметами, орудиями труда и др.
Экспериментымогут быть констатирующими, т.е. направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психофизиологических особенностей. Если происходит обучение каким-либо новым знаниям, навыкам, умениям, то формирующий экспериментстановится обучающим. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент является воспитательным.
3. Тестовой методможет определить особенности человека, его темперамент, характер, склонности к выполнению той или иной работы. Этот метод используется при изучении субъекта труда. Существует три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта: объективный, субъективный и проективный.
Объективный подходпредполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Тесты, реализующие данный подход, называются объективными. К объективным тестам относятся тесты действияи ситуационные тесты. Для целей профессионального отбора в большей степени используются ситуационные тесты.Субъективный подходпредполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты–опросники, оценивающие личностные черты и диагностирующие интересы и установки людей (опросник Г. Айзенка, Е.А. Климова и др.).
Проективный подход предполагает проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.
Тест — это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний или заданий, позволяющая получить измерения составляющих психологических свойств. Широкое применение тестовых испытаний началось с конца XIX века, особенно в США, тестовым испытаниям подвергались практически все школьники при переходе из класса в класс, при устройства на работу. Но было очень много нареканий, особенно при расчете коэффициента интеллекта. В 60-е г. конгресс США рассмотрел вопрос о запрещении тестовых методик, но это решение не было принято.
Тестовые методики могут быть заданы различным образом.
Различают открытые и закрытые тесты. Открытый тест — это тест, который трудно обрабатывать, и в котором нет вариантов ответа. Закрытый тест: есть заданные варианты ответов, из которых нужно выбрать на взгляд тестируемого правильный. Валидность теста— это одна из качественных характеристик теста, которая указывает на соответствие между степенью выраженности изучаемого свойства и методом его измерения. Тест валидный — это значит, что он позволяет измерять или оценить то свойство, ради которого он и создавался.
Перечень тестов для отбора работников при приеме на работу
Вид тестов | Категория тестируемых работников | ||
Линейныеруководители | Функциональныеруководители | Специалисты | |
1. На определение творческого потенциала работника | + | + | + |
2. На определение трудностей во взаимоотношениях | + | + | |
3. На определение авторитета работника | + | + | |
4. На наличие организаторских способностей молодого руководителя | + | ||
5. На определение пригодности к работе руководителем | + | ||
6. На определение способности быть предпринимателем | + | ||
7. На конфликтность характера | + | + | + |
Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности
Психофизиологический анализ деятельности – изучение ее структуры и физиологических составляющих и их взаимоотношений с психологическими составляющими – одно из существенных направлений в совершенствовании трудовой деятельности человека.Психофизиологические особенности отдельных видов трудовой деятельности – составная часть профессиографии (психологическое описание профессий), анализ данных которой позволяет разрабатывать режимы труда и отдыха, рекомендации по рационализации труда, его безопасности, по профессиональному обучению.Профессиография — технология изучения требований, предъявляемых профессией к качествам личности работника (кандидата на должность), психологическим способностям, физическим возможностям и др. Она помогает в разработке информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций, как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии.Типичными для профессиональной деятельности являются следующие состояния:- монотония;- утомление;- напряженность;- стресс.
Основы профессиографии
Профессиография – объективное исследование, направленное на раскрытие всей сложности профессии, выявление ее структурных и содержательных особенностей, установление всего многообразия взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс.Профессиограмма сильно облегчает адаптацию персонала, так как дает структурированное представление о их профессиональных мотивах и особенностях.
Профессиография включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:
методы сбора эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, биографический и трудовой методы, метод эксперимента);
их анализ (метод экспертной оценки, метод качественного анализа эмпирических данных, методы статического анализа);
методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ).
Профессиография — технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Профессиография используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимного соответствия человека и профессии. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности — социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа. Так, информационная профессиография, нацеленная на обеспечение профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно. Коррекционная профессиография, направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.Диагностическая профессиография обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики.Ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат, и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственностиФормирующая профессиография, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности. за выполнение задания.
Профессиограмма (от лат. professio – специальность, gramma – запись) – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне.
Психофизиология работоспособности
1.Стадия врабатывания , которая включает три подстадии:
– первичной мобилизации – наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера стимуляции;
– гипермобилизации – охватывает «предстартовый» период и характеризуется повышением как неспецифической активации, так и специфических сдвигов, например активизацию анализаторов, переход организма в состояние готовности к восприятию информации. На психологическом уровне происходит построение плана деятельности и мысленное «проигрывание» ее ключевых этапов. Постепенное повышение работоспособности сопровождается выраженными колебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышенной нервно-психической напряженности: учащением пульса и дыхания, повышением кровяного давления.
-гиперкомпенсации – происходит поиск наиболее адекватного приспособления к требованиям деятельности и формирование устойчивого динамического стереотипа деятельности. Показатели деятельности и психофизиологические показатели отличаются нестабильностью.
2. Стадия оптимальной работоспособности характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма. Она определяется как «устойчивое рабочее состояние» или состояние «функционального комфорта», отражающее оптимальность психофизиологических затрат (высокая продуктивность достигается минимальными затратами).
Статистически достоверных изменений в психофизиологических показат3. Стадия полной компенсации , которая постепенно приходит на смену предыдущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных признаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости. Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.
4. Стадия неустойчивой компенсации (или выраженного утомления) характеризуется нарастающим утомлением и снижением работоспособности. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенсаторных систем различного уровня, изменения в которых происходят неодновременно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. В этой стадии выделяются подстадии субкомпенсации – сохраняется высокая продуктивность. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счет менее ответственных (энергетически и функционально) процессов и, в частности, путем подключения дополнительных ресурсов.
5. Стадия «конечного порыва» – в конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу, в особенности при наличии высокозначимых для субъекта целей, может происходить кратковременное повышение продуктивности за счет привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Очевидно, что такой режим работы является экстремальным для организма и ведет, как правило, к переутомлению и хроническим заболеваниям. не наблюдается.
6.Стадия декомпенсации – прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологических показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выполнение деятельности может и должно быть прекращено.
8. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности