ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Малихова Л.Н., учитель-дефектолог Проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время явля­ется актуальной проблемой современной педагогики, медицины, психоло­гии. Участие родителей в процессе подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе рассматривается как непре­менное условие эффективности этого процесса. В процессе развития личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социальной интеграции, социализации: личности. Ни один ребенок не может полноценно развиваться — духовно, умст­венно, эстетически, физически и т.д. — вне семьи, и никакой самый профессиональный педагог не может обеспечить ребенку полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, полноты общения (духовного и ре­чевого) в той мере, в какой это могут сделать родители. Восприятие семьей ребенка-инвалида определяется в основном, до­минирующими в обществе представлениями об инвалидности, а так же спецификой непосредственного повседневного общения с ребенком, кото­рое не всегда носит позитивный характер. Поэтому часто актуальной про­блемой семьи ребенка с ограниченными возможностями выступает нор­мализация межличностных отношенийв ней.

Особенно это касается отношений между родителями и ребенком/детьми. Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуе­мых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможностями здоровья, и их родителями позволяет нам выделить приоритетные направ­ления организации взаимодействия с родителями. Во-первых, это психологическая помощь, в которой на наш взгляд целесообразно выделить профессиональную психологическую поддержку, которую могут обеспечить педагоги, врачи, специалисты другого профи­ля, встречающиеся с семьей ребенка-инвалида. Во-вторых, это информа­ционно-образовательная поддержка: изложенные в доступном виде сведе­ния о заболевании ребенка, современных методах лечения, прогнозе забо­левания, методах обучения и воспитания. Знания такого рода помогают родителям адекватно оценивать ситуацию, ее ресурсы, выстраивать опти­мальную реабилитационную тактику, и, следовательно, снижают эмоцио­нальное напряжение, вызванное особенностями развития ребенка. Выделяя основные положения взаимодействия с родителями детей-инвалидов, немецкий психиатр X.

13 стр., 6067 слов

Раздел 2. Диагностика интересов, склонностей и способностей человека ...

... активности личности. Текст методики тси р. Амтхауэра Настоящий текст методики дан таким образом, чтобы реально обеспечить возможность работы ... — до 35—40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам ТСИ могут ... 12. Соотношение выигрышей и проигрышей в лотерее дает возможность определить ... а) число участников, б) прибыль, в) ...

Ремшмидт большое значение придает сотрудничеству родителей и профессионалов и считает, что оно определя­ется: 1) Готовностью к совместной работе: убежденностью, что тесное сотрудничество влияет на ситуацию развития ребенка. 2) Преувеличение значимостиболезни. Особенно часто наблюда­ется у тревожных родителей. Встречается так называемая «семейная тре­вога» родители педантично наблюдают за своим ребенком, обращают вни­мание на малейшие симптомы, склонны к сомнению и пессимизму в отно­шении обучения и воспитания, лечения. — 3)Чувство вины по отношению к ребенку.Следствием могут быть разные варианты поведения, направление вины и упреков в свой адрес, особенно это характерно для родителей, ребенок которых имеет наследст­венную патологию.   Попытка «искупить вину» в виде чрезмерного, но часто неискренне­го внимания к ребенку (гиперпротекция), либо сочетание вариантов. Любой дефект, ограничивая взаимодействие ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть социокультурным опытом человечества. Но у ребенка с ограниченными возможностями, по утверждению Л .С. Выгот­ского, имеется значительный резерв здоровых, не затронутых патологиче­ским процессом задатков, а неравномерное (с точки зрении глубины) рас­пространение дефективности на разные стороны психической деятельно­сти открывает большие возможности для развития его личности.

Л .С. Вы­готский указал на то, что главная задача, стоящая перед педагогами и ро-дителями — не преодоление дефектов, а прежде всего развитие тех здоро­вых пластов, которые имеются у каждого ребенка, поскольку сам дефект мало поддается медико-социальному и психолого-педагогическому воз­действию. В процессе развития ребенка с ограниченными возможностями про­являются не только негативные стороны, но и положительные возможно­сти ребенка, которые являются способом приспособления личности ребен­ка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистант­ное различие предметов при ходьбе, слуховая память, осязание. У глухих детей — мимическое жестовое общение, виброчувствительноеть. Поэтому, утверждал Л.С. Выготский «…надо воспитывать не слепо­го, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого — значит воспитывать глухоту и слепоту…», в процессе работы с детьми с ограни­ченными возможностями необходимо делать ставку не на «золотники бо­лезней, а на пуды здоровья» с целью максимального ослабления, корриги­рования «социального вывиха». У каждого родителя, имеющего ребенка с ограниченными возмож­ностями здоровья появляется страх за будущее ребенка: «Каким он будет? Как его воспитывать? Будет ли он учиться, работать? Как он будет жить самостоятельно? Что будет с ним, когда я умру?».

Возникает страх перед тем, как будут реагировать на вашего ребенка-инвалида окружающие, его братья и сестры, близкие родственники, друзья, соседи. Страх пройдет только тогда, когда родители почувствуют, что у них есть силы помочь ре­бенку стать социально здоровым человеком. Сила же появляется, когда люди активно действуют. Необходимо знать, что если ребенку создать своевременно все необ­ходимые условия для развития, то нарушение может быть сведено только до физического дефекта. Современные родители начинают понимать: занимаясь ранним раз­витием ребенка, они активизируют двигательное, музыкальное, сенсорное, логическое, речевое развитие, способствуют становлению его практиче­ской независимости и ранней социализации, в общем, создают условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, а значит, дают ему в бу­дущем больше шансов для самореализации, ощущения успешности себя в обществе. Методические рекомендации помогут родителям лучше понять сво­его ребенка, научить строить с ним свое общение и помочь более полно адаптироваться в окружающей жизни. Начиная работу с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, родителям следует помнить следующие правила: 1. Занятия необходимо начинать как можно раньше.

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

... себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов. В возрасте 1–3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной ... и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, ...

Чем меньше ребенок, тем выше эффективность и результативность работы. 2. Занятия будут успешны, если будут интересны для ребенка. 3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и спокойно. 4. Чаще хвалить ребенка в случае успеха. Не ругать в случае неудачи. 5. Требования к ребенку должны быть систематическими и одинаковыми всех членов семьи. ,/I/ С целью становления родительских компетенций специалистами Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 1и11 вида: — вводятся общие правила работы, позволяющие разным семьям комфортно и эффективно совместно участвовать в образовательном про­цессе; — осуществляется включение мам и пап в специально подготовленное . пространство для освоения наиболее приемлемых детско-взрослых спо­собов взаимодействия; — организуется наблюдение за деятельностью ребенка в урочное и ‘ внеурочное время; — ведется индивидуальное психолого-педагогическое консультирова­ние специалистами психолого-медико-педагогического консилиума; про­водятся занятия в «Школе для родителей»; — осуществляется методическая и информационная поддержка через . газету «Школьные новости» и методические пособия для родителей (па­мятки, рекомендации); — поводятся детско-взрослые праздники; — организуется поле родительской рефлексии (анкетирование, кар­точки родительского наблюдения за работой ребенка в группе, дискуссии на страницах газеты «Школьные новости», школьного сайта и во время встреч «Школы для родителей», общешкольных и классных родительских собраний); — поддерживается родительская активность в издании газеты, напи­сании методических пособий для родителей, проведении занятий в «Шко­ле для родителей», участие в поведении совместных праздников и спортивных мероприятий, организации творческих мастерских, изготовлении развивающих пособий, игрушек и театрального реквизита. Работа по становлению родительских компетенций позволяет роди­телям отрефлексировать ту или иную педагогическую ситуацию, ощутить уверенность в правильности принятия собственного решения, выбрать во­время из своего «родительского багажа» наиболее эффективный способ взаимодействия с ребенком. Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому такой ребенок, нуждается в длительном, правильно организован­ном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на пре­одоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.   Литература: 1. Гилевич И.м., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции программ подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха// «Дефектология», 1966,№6,с.44-51. 2. Гончарова Е.Л.Кукущкина О.И.еабилитация средствами образованияреРеабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии/Шодходы к реабилитации детей с особенностями в развитии средствами образования.-М.:ИПНРАО, 1996. 3. Готовность к школе:развивающие программы./под ред. Дубровиной И.В. — 6-е изд.. — М.» «Академический проспект»,2001 (серия «Ркуоводетво практического психолога»). 4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха. Методич.рекомендации/ Под ред. Л.м. Шипициной, Л.П. Назаровой.СПб.: «Дество-Пресс»,2001. 5. Малофеев Н.Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции//Интегративные тенденции современного специального образования. — М.: «Полиграф сервис», 2003, с. 12-28. 6. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия/Пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой.-М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. — 624 с.  

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...

... проблемы таких детей и их родителей. «Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа ... детей с отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительских ...