Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой, с.Н. Шаховской. —— м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 1998. — 680 с

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна — клинико-педагогическая, вторая — психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р. Е. Левиной).

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

В ней учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается не на одном каком-то критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев. Такой многоаспектный подход позволяет избежать односторонности представлений о речевом нарушении, так как он направлен на раскрытие нарушения в целом.

В данной классификации ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям. На их основе картина речевого нарушения описывается в терминах и понятиях, направляющих внимание логопеда на те явления, которые должны стать объектом логопедического воздействия. С этой целью вводятся критерии, позволяющие выделить основные группы нарушений, внутри — выделить основные формы, а в них основные виды нарушений. Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения: 1) нарушения формы речи (устной или письменной); 2) нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной — нарушение говорения или слушания, для письменной — письма или чтения; 3) нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму).

4 стр., 1600 слов

Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста ...

... нарушением речи. Объект исследования - певческая деятельность детей дошкольного возраста с нарушением речи. Предмет исследования - особенности певческих навыков детей дошкольного возраста с нарушением речи. Задачи исследования : 1. Дать теоретический анализ психолого-педагогической ... позитивном воздействии музыкального искусства на психофизическую, эмоциональную, личностную, познавательную и речевую ...

Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу; 4) нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи; 5) нарушенных средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования.

Каждый из выделенных критериев при описании того или другого речевого нарушения может быть представлен более дифференцированно, что позволит в отдельных видах обнаружить подвиды, имеющие значение для логопедического воздействия.

Клиническим (в сочетании с этиопатогенетическими) критериям в данной классификации отводится роль уточняющих, которые не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, а для врача они являются средством анализа. Эти критерии ориентированы не столько на само речевое нарушение, сколько на объяснение анатомо-физиологического субстрата его нарушения и причин возникновения. При нарушении одного и того же субстрата, так же как при действии одних и тех же причин, могут наблюдаться различные виды речевых нарушений. А одни и те же расстройства могут возникать в силу различных причин. Эти критерии могут оказать большую помощь при их квалификации. Дополняя картину того или иного нарушения, выделенного на основе психолого-лингвистических критериев, ориентированных на педагогический процесс логопедического воздействия, они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на -основе следующих данных: 1) какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими); 2) на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном); 3) в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом); 4) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи; 5) время его наступления.

Эти данные важны для логопеда, так как они направляют внимание на тот анатомофизиологический механизм (субстрат нарушения), который нуждается в коррекции и вместе с тем позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты логопедического воздействия. Эти данные указывают логопеду, в каких случаях логопедическое воздействие является достаточным для преодоления речевого нарушения, а в каких случаях необходима организация комплексного медико-педагогического воздействия.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

9 стр., 4310 слов

Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития ...

... ребенок неспособен формировать предложения. 1. Особенности формирования речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития речь нарушение задержка дошкольный В последние годы отмечается тенденция ... к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает ...

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи.Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их развития ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии —функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы:гнусавость (устаревшее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. palatum— нёбо).

Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии. До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного ... до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта. Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, ... и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое ...

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

II. Нарушения структурно — семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

10 стр., 4815 слов

Организация работы с родителями детей с ДЦП

... локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, ... изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом ...

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.

Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия.Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия(аграфия).

В приведенную классификацию включены лишь те формы речевых нарушений, которые выделены в логопедической литературе и применительно к которым разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды, которые отражены в последующих главах. В этой связи следует указать, что в ряде случаев виды нарушений, относящиеся к одной форме, представляют собой не вариант, а отдельное нарушение. Например, в дислексию включены, с одной стороны, артикуляторно-фонетические нарушения, т. е. дефекты собственно звуковой реализации речи, относящиеся к уровню речевой нормы, а с другой — фонематические нарушения, обусловленные несформированностью операций, осуществляющих отбор звуков, и относящиеся к уровню структурного (языкового) оформления высказывания.

Отмеченная непоследовательность классификации стала особенно заметной в современный период развития науки в связи с возросшими знаниями о речевых (психологических и физиологических) механизмах и новыми исследованиями в логопедии. Каждый новый этап в развитии науки и новые знания требуют внесения коррективное в прежние представления, поэтому дальнейшая разработка вопросов классификации речевых нарушений остается актуальной задачей логопедии.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом).

Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

20 стр., 9537 слов

Дидактические игры в логопедической коррекции фонетико-фонематического ...

... речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Объект исследования: нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа ... особенности развития письменной речи детей при нормальном речевом онтогенезе. 3. Выявить особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи и рассмотреть ...

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа —  нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

1. Должностная инструкция логопеда

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Логопед относится к категории специалистов, принимается на

работу и увольняется с работы приказом _____________________________

___________________________________________________________________.

1.2. На должность логопеда назначается лицо, имеющее высшее педагогическое

24 стр., 11590 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях ...

... детском саду. Объект исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду. ... развития речи детей старшего дошкольного возраста. Процесс овладения звуковым и грамматическим строем речи, проблема развития связной речи дошкольников изучены и описаны в работах О.Е. ...

образование по специальности «Дефектология» без предъявления требований к стажу

работы. (квалификационная характеристика)

На должность логопеда II квалификационной категории назначается лицо,

имеющее высшее педагогическое образование по специальности «Дефектология» и стаж

работы по специальности не менее 2 лет.

На должность логопеда I квалификационной категории назначается лицо, имеющее

высшее педагогическое образование по специальности «Дефектология» и стаж работы

по специальности во II квалификационной категории не менее 3 лет.

На должность логопеда высшей квалификационной категории назначается лицо,

имеющее высшее педагогическое образование по специальности «Дефектология» и стаж

работы по специальности в I квалификационной категории не менее 3 лет.

1.4. В своей деятельности логопед руководствуется: (нормативные документы)

— законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие

вопросы;

— методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

— уставом учреждения;

— приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);

— правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

— настоящей должностной инструкцией.

1.5. Логопед должен знать: (квалификационная хар-ка)

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

— нормативные правовые акты и другие руководящие материалы вышестоящих

органов по вопросам образования и здравоохранения;

— структуру специального дошкольного и школьного образования;

— методы и методики психолого-педагогической диагностики детей с разными

отклонениями в речевом развитии;

— приемы психопрофилактической, психо-коррекционной и консультативной

работы;

— новейшие достижения дефектологической науки;

— основы трудового законодательства;

— правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

1.6. Во время отсутствия логопеда его обязанности выполняет в установленном

порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее

исполнение.

II. ФУНКЦИИ

На логопеда возлагаются следующие функции:

2.1. Проведение психолого-педагогическое изучения детей с аномалией речи.

12 стр., 5884 слов

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей ...

... , Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях Э. П. Короткова [22] выделяла такие работы по развитию связной речи в подготовительной группе ... театрализованной игре. 3.2. Театрализованные игры для развития речи Введение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля ...

Диагностика отклонений их речевого, умственного и физического развития.

2.2. Проведение коррекционно-воспитательной и коррекционно-обучающей работы

с разными категориями речевых аномалий у детей.

2.3. Проведение экспертизы состояния речи призывников и допризывников.

2.4. Осуществление профилактических осмотров.

2.5. Консультирование родителей с целью исправления и профилактики речевых

нарушений.

III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций логопед обязан:

3.1. Проводить психолого-педагогическое изучение детей с аномалией речи.

3.2. Диагностировать отклонения их речевого, умственного и физического

развития; использовать данные психолого-педагогической диагностики для

определения типа учреждения и направленности коррекционно-педагогического

процесса, необходимых в каждом конкретном случае аномального развития речи

ребенка.

3.3. Проводить коррекционно-воспитательную и коррекционно-обучающую работу с

разными категориями речевых аномалий у детей.

3.4. Принимать участие в работе психолого-педагогической комиссии.

3.5. Проводить экспертизу состояния речи призывников и допризывников.

3.6. Осуществлять профилактические осмотры.

3.7. Вести консультирование родителей об особенностях воспитания ребенка в

семье, проводить обучение родителей доступным приемам логопедической работы с

детьми разного возраста.

3.8. Консультировать родителей детей раннего возраста группы риска с целью

профилактики речевых нарушений.

3.9. Вести необходимую документацию

3.10. Соблюдать права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка

3.11. Участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

3.12. Работать по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденного руководителем учреждения.

IV. ПРАВА

Логопед имеет право:

4.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с

предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

4.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми

для качественного выполнения своих обязанностей.

4.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

4.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих

обязанностей.

4.5. Иметь отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней)

4.6. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 № 1908

Распределение рабочего времени

Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим образом: 75% — работа с детьми, 15% — консультативно-методическая работа, 10% — работа с документацией.

Логопед работает в режиме 20 часовой рабочей недели установленной нагрузки по расписанию, утвержденному руководителем. Имеет право на методический день — это не выходной день, это день, выделяемый логопеду для методической работы.

Направления деятельности логопедической работы

• Аналитико-диагностическая работа — комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи всех воспитанников школы-интерната; сбор и анализ анамнестических данных; психолого- педагогическое изучение воспитанников; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно- логопедической работы на каждую группу: составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико- педагогического консилиума.

• Просветительская работа — повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы и мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, в учебной и воспитательной деятельности.

• Профилактическая работа — целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и воспитателей: — по предупреждению и; преодолению вторичных расстройств у воспитанников, обусловленных речевым дефектом; — по охране нервно-психического здоровья воспитанников; — по адаптации воспитанников к школе. • Коррекционно-развивающая работа — направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых познавательных процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых логопедических занятий. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте воспитанника и доводятся до сведения учителей, администрации школы и воспитателей.

• Методическая работа направлена на: — повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда; «у х — — обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, учителей и воспитателей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся; — повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса; совершенствование программно-методического оснащения коррекционно- логопедического процесса.

• Консультативная работа — консультирование педагогов по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров

Организация кабинета логопеда

Для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.

На двери кабинета необходимо повесить табличку с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Зоны логопедического кабинета

1. Зона индивидуальной работы. Предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий. Оборудование: полка, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением.

2. Зона групповой работы. Предназначена для проведения групповых занятий с учащимися. Оборудование: парты, стулья ученические, классная доска, индивидуальные зеркала.

3. Зона учебно-методического и учебно-дидактического материала. Предназначена для размещения учебно-методической литературы, наглядно-иллюстративного материала, игр. Оборудование: шкаф для пособий.

4. Рабочее место учителя-логопеда. Предназначено для организации работы педагога. Оборудование: письменный стол, стул, компьютер, принтер

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1.  Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек.

2.    Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы. Часть доски желательно разлиновать как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, для того чтобы демонстрировать правильное написание букв, соединений и упражнять детей в каллиграфии.

3.   Шкафы в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4.   Настенное зеркало 50X100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое желательно повесить возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

5.     Зеркала 9 X12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6.      Стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с учениками, несколько стульев — для детей и учителя-логопеда.

7.      Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт.

8.    Фланелеграф, наборное полотно, набор картин.

9.    Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающим миром», развитию математических представлений.

10.   Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

11.   Настенная касса букв.

12.   Настенная слоговая таблица.

13.   Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов.

14.  Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской.

15.  Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам.

16.   Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам.

17.   Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическим изображением звуков, слов, предложений), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

18.    Различные речевые игры, лото.

19.    Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

20.    Методическая и учебная литература.

21.   Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Организация деятельности логопеДа в доу

ЛОГОПЕД В ДЕТСКОМ САДУ:

3.1. Организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.

3.2. Организует и проводит работу по речевому развитию, готовит детей к обучению в школе.

3.3. Обследует детей, определяет структуру и степень выраженности, имеющегося у них дефекта.

3.4. Комплектует подгруппы для занятий с учетом психофизического состояния детей.

3.5. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

3.6. Следит за состоянием речевого развития детей, оформляет и ведет на каждого ребенка группы речевую карту.

3.7. Внимательно относится к детям, изучает их индивидуальные особенности.

3.8. Планирует коррекционно-воспитательную работу, организует ее в соответствии с режимом дня.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 детей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка).

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20— 35 минут, индивидуальных — 10—20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю — вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые консультацию, совет,        рекомендации.

Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении        и        семье.      Они могут варьироваться от 2—3 месяцев до 1,5—2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольного образовательного учреждения логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения (например, продолжение коррекционно-речевых занятий с логопедом в начальной школе, обучение в специальной (речевой) школе        и        др.).

            Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание) могут посещать логопедические занятия до 1,5—2 и        более        лет.       Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка — педагоги и родители — достигли определенной степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики        ее        недостатков.        Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма коррекционно-педагогического процесса, когда уже другие дети, педагоги и родители последовательно проходят логопедом через        все        его        этапы.        Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.

1. Комплектование логопедического пункта осуществляется: на основании заключений следующего характера: ФНР (фонетическое недоразвитие речи);  при соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но проживающим в данном микрорайоне.

2. Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости. Данные об обследованных на логопункте детях вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации (приложение 3).

3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта (приложение 4).

Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети, недостатки речи которых, препятствуют успешному усвоению образовательных программ ДОУ или вызываю появление вторичных нарушений социального характера;

4. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, Количество и продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее .2-3 раз в неделю с каждым ребенком).

Темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журнале логопедических занятий (приложение 5);

5. Периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения.

6. Периодичность занятий: индивидуальные занятия с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения целесообразно проводить не менее 3-х раз в неделю

7. Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

8. В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невро патологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-мсдико- педагогическую комиссию для уточнения диагноза.

9. Ответственность за посещение детьми, занятий на логопедическом пункте несет учитель-логопед;

10. Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим образом: 75% — работа с детьми, 15% — консультативно-методическая работа, 10% — работа с документацией III. Порядок организации обследования дет

Организация деятельности логопеДа в шоу

Учитель-логопед в школе:

3.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у учащихся (воспитанников).

3.2. Обследует учащихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

3.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния учащихся (воспитанников).

3.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

3.5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.

3.6. Консультирует педагогических работников и родителей (или лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

3.8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

3.9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

3.10. Реализует образовательные программы.

3.11. Обеспечивает уровень подготовки учащихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

3.14. Осуществляет связь с родителями (или лицами их заменяющими).

Основные задачи логопедического пункта в школе:

— диагностика и коррекция нарушения устной и письменной речи обучающихся;

— своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;

— распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;

— активизация познавательной деятельности обучающихся; — нормализация учебной деятельности;

Организация логопедической работы в школе

2.1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения —  фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Приём обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

2.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту. Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

2.3. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского – не более 20 человек. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Ученики, не посещающие группы продлённого дня , приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продлённого дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий.     Воспитатели групп продлённого дня не вправе задерживать ребёнка или не пускать его на занятия к логопеду по причине медленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине. Так же как и учитель начальных классов не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся: — с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, нарушения письма и чтения, обусловленные ОНР – не менее 3 раз в неделю; — с обучающимися, имеющими  фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН или фонематическим недоразвитием речи, — не менее 2-3 раз в неделю; — с обучающимися, имеющими фонетический дефект, — не менее 1-2 раз в неделю; — с заикающимися обучающимися – не менее 3 раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с обучающимися, имеющими ОНР II уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

2.4. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, примерно 4-9 месяцев; срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи – примерно 1,5-2 года.

2.5. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

2.6. Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед может использовать для того, чтобы: сопровождать детей, проверить письменные работы, подготовить наглядный материал.

2.7. В случаях необходимости уточнения диагноза, обучающиеся  с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем — логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами – специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию.

2.8. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте муниципального общеобразовательного учреждения несут родители (законные представители), учитель – логопед, классный руководитель и администрация МОУ СОШ № 4.