Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского
Для Выготского развитие-это прежде всего возникновение нового. Стадия развития характеризуется возрастными новообразованиями, к-ых не было раньше в готовом виде. Источник развития-социальная среда. Среда становится другой, когда ребенок переходит из одной возрастной ситуации в другую. Выготский вывел социальную ситуацию развития. Рассмотрел две единицы соц. ситуации развития: внешняя активность ребенка-деятельность. Внутренний план-план переживаний. Вывел 2 периода развития ребенка: 1.стабильный период.(изменения накапливаются медленно, в конце происходит качественный скачок) 2 кризисные периоды(длятся от нескольких месяцев до одного года)-это краткие, но буйные стадии ,в течении к-ых происходят значительные сдвиги в развитии. Развитие даже может принять катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, границы размыты. Обострение наступает в середине периода. Ребенок выходит из под контроля взрослых.прежние пед. воздействия перестают работать. Характерны эффективные вспышки, падает работоспасобность, успеваемость, внутренние конфликты, мучительные переживания.
У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).
Натуральная линия развития — это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.
1. НПФ — натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
2. ВПФ — культурные, социальные; — результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.
Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. При этом, процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Через общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально — мотивационные компоненты).
Диагностика музыкальных способностей детей
Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...
Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.
Кризис подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.
«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст — это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития.
Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому pодителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса.
Физиологические основы кризиса подросткового возраста:
Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» — гипофиз и щитовидная железа — начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика производства».
Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.
Бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.
Психологические основы кризиса подросткового возраста:
Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:
2. «Кризис независимости». Основные проявления.
•Негативизм
•Упрямство
•Грубость
•Бунтарство
•Стремление во всем поступать по-своему
•Противостояние авторитетам и иконоборчество
•Ревностное отношение к личному пространству
2. «Кризис зависимости». Основные проявления:
•Чрезмерное послушание
•Возврат к детским интересам и формам поведения
•Зависимость от взрослых
•Несамостоятельность
•Инфантильность в суждениях и поступках
•Подчинение мнению большинства
•Стремление быть «как все»
A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста
•Повышенный интерес к собственной внешности.
•Стремление к независимости и свободе.
•Группирование со сверстниками.
•Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.
•Потребность в уединении.
•Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.
•Резкость и безапелляционность суждений.
•Ранимость в сочетании с показной холодностью.
Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.
Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового ...
... 2.2Подростковый кризис………………………………………………….…19 3. Агрессивное поведение у подростков ……………………………..……23 3.1Специфика агрессии в подростковом возрасте…………………….…...23 Выводы по I главе……………………………………………………….…...26 II Глава. Экспериментальное исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста 2.1. ...
Первым советом родителям подростка будет:
Расскажите подростку о том, что с ним творится.
Подростку очень полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, но этого не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый кризис проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в вашей любви, понимании и поддержке. Вот ряд рекомендаций о том, как вы можете их выражать:
Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью. Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.
Ни в коем случае
не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка!
Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить. Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими друзьями. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам).
В таком случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, которыйони способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции.
Периодизация возрастного развития по Эльконину
Эльконин развил представления Выготского о возрастном развитии. Он рассматривал ребенка как ценностную личность, активно познающую мир(предметов, чел. отношений)
Ребенок включается в две системы отношений:1)ребенок-вещь 2)ребенок-взрослый
Эльконин выделил два вида ведущей деятельности:
1)деятельность, ориентирующая ребенка на нормы отношения между людьми «человек-человек». Дает развитие мотивационной сферы.
2)усвоение общественно выработанных способов действия с предметами «человек-вещь», благодаря чему происходит развитие интеллектуальной сферы.
Периодизация Эльконина
Этап раннего детства
Младенчество (до года)
Ранний возраст (1-3 года)
Этап детства
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Этап отрочества
Подростковый возраст (11-15 лет)
Ранняя юность (15-17 лет)
Теперь скажем в заключение, как Д. Б. Эльконин содержательно интерпретировал ведущие деятельности, характерные для разных периодов.
В период младенчества (I период, I эпоха) это — «непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми… на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия»
В период раннего детства (П период, I эпоха) — «предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами»
В дошкольном возрасте (I период, II эпоха) — «ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра).
Главное ее значение состоит в том, что… ребенок моделирует в ней отношения между людьми… На этой основе у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению»
В младшем школьном возрасте (II период, II эпоха) ведущей деятельностью является обучение, в ходе которого «…происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка» (там же).
Подростковый возраст (1период,3эпоха) — один из сложных периодов человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Период связан с полым созреванием.
Ранняя Юность (2 период,3 эпоха), границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях.
№11.Л. Колберг продолжил эксперименты Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Он рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.
Первый — доморальный уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (I стадия).
Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).
Второй уровень — конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.
Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для III стадии, на авторитет — для IV. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.
Третий уровень — автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом — на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).
Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13—16 лет. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становления формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднимаются до высшего уровня морального сознания. Как организуют свое поведение дети разного возраста в соответствии со своими этическими представлениями, показано в табл.
Возраст | Что значит вести себя правильно | Почему надо вести себя правильно |
4 года | Вести себя как хочется. Справедливо то, что я делаю | Чтобы получить награду и избежать наказания |
5—6 лет | Делать то, что велят взрослые | Чтобы избежать неприятностей |
6—8 лет | Вести себя с другими так, как они ко мне относятся | Чтобы не упустить своего |
8- 12 лет | Отвечать ожиданиям других, доставлять им удовольствие | Чтобы все хорошо обо мне думали — другие и я сам |
С 12 лет | Удовлетворять общественным требованиям | Чтобы способствовать стабильности общества, быть настоящим гражданином |
№12.Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде.
Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний.
Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода.
Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Развитие приобретает негативный характер. На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1—3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (7— 13 лет) -кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет) — кризис 17 лет.