«социально-психологическая помощь в кризисных ситуациях»

Приазовский государственный технический университет

Кафедра социологии и социальной работы

«социально-психологическая помощь в кризисных ситуациях»

Краткий конспект лекций

для студентов дневного и заочного отделения

специальность 7.040200 «Социальная работа»

Мариуполь

2008

Социально-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Краткий конспект лекций. / Сост. М.Д. Лапина – Мариуполь, — 2008, — 27 с.

В пособии рассмотрена краткое содержание лекционных занятий по дисциплине «Социально-психологическая помощь в кризисных ситуациях » для студентов, обучающихся по специальности 7.040201 «Социальная работа». К каждой теме приведен план, соответствующий программе дисциплины, а также перечень основных понятий. После каждой темы приведены контрольные вопросы для самопроверки. В конце пособия приведен список рекомендуемой литературы.

Сост.:

М.Д.Лапина, ст. препод.

Ответственный за выпуск:

В.В.Харабет, доц., к.п.н.,

Зав. каф. социологии и

Социальной работы

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

“Социология и социальная работа”

протокол № 8 от 3 декабря 2007 г.

Содержание

Модуль 1. Нормативные кризисы человека

Тема 1. Кризисы и конфликты в жизни человека

Тема 2. Психологические особенности проживания кризиса и утраты

Тема 3. Возрастные кризисы и жизненный цикл человека

Тема 4. Экзистенциальные кризисные ситуации

Тема 5. Профессиональные кризисы

Модуль 2. Ненормативные кризисы человека

Тема 6. Суицидальное поведение человека.

Тема 7. Общие основы коррекции суицидального поведения

Тема 8. Посттравматическое стрессовое расстройство

Тема 9. Помощь людям, пережившим утрату близкого человека.

Список рекомендованной литературы.

Модуль 1. Нормативные кризисы человека.

Тема 1. Кризисы и конфликты в жизни человека.

  1. Понятие критическая жизненная ситуация.

  2. Оптимальные и экстремальные условия обитания.
  3. Взаимосвязь понятий “стресс”, “конфликт”, “кризис”.
  4. Противоречия и кризисы как факторы развития личности.

Основные понятия: критическая жизненная ситуация, оптимальные и экстремальные условия жизни, стресс, конфликт, кризис.

В повседневной жизни нас окружает множество разных ситуаций. Часто люди находятся в одних и тех же ситуациях, но воспринимают их по-разному. Это явление избирательного восприятия ситуации личностью. Обстоятельства жизни и их восприятие, переживание человеком в совокупности образуют его жизненную ситуацию. Человек не просто существует в ситуации, но интерпретирует события и обстоятельства своей жизни. Это определяет его отношение к ним, эмоциональные переживания и их значение в жизни человека. При этом субъективные представления часто оказываются сильнее объективных факторов.

Таким образом, интерпретируя обстоятельства, мы приписываем им определенное значение, которое, в конечном счете, является решающим фактором в нашем отношении к этим обстоятельствам. Если ситуация однозначно определяется, то она вызывает однотипные реакции людей (например, пожар) если же она неоднозначна – в ней проявляются индивидуальные особенности ее участников.

Среди множества жизненных ситуаций особо выделяются те, которые обозначаются как критические жизненные ситуации – переживаемые человеком жизненные обстоятельства, которые в его восприятии представляют сложную психологическую проблему, требующую решения.

Жизненные ситуации вызываются различными обстоятельствами, среди них выделяют оптимальные и экстремальные условия жизни. Оптимальные условия жизни, быта не требуют от человека чрезмерных напряжений, определяют быстрое восстановление функциональных резервов организма после выполнения деятельности и соответствующих нагрузок. Это такие ситуации, которые путем естественного отбора, естественной адаптации стали для человека оптимальными. Экстремальные ситуации выходят за привычный диапазон оптимальности.

Экстремальные условия (в переводе с латинского – крайние точки, критические состояния) распространяются как в сторону максимума, так и в сторону минимума.

В зависимости от силы и времени воздействия неблагоприятного фактора условия обитания делятся на параэкстремальные, экстремальные, паратерминальные и терминальные условия. При параэкстремальных условиях осуществляется небольшая мобилизация функциональных резервов на уровне экономичной нейрорефлекторной регуляции. Аналогичный психологический термин (по Н.И.Наенко) – оперативное напряжение.

В экстремальных условиях происходит падение рботоспособности и ряда показателей функциональных резервов с последующим их общим ростом или перераспределением. Согласно концепции Г. Селье это общий адаптационный синдром (стресс).

Человек субъективно ощущает дискомфорт, напряжение.

При паратерминальных условиях перераспределение функциональных резервов прекращается и начинается истощение. Развивается астено-депрессивное состояние и если действие неблагоприятного фактора (стрессора) не прекращается, возможен переход к терминальным условиям. Переход к терминальным условиям труда и обитания при дальнейшем воздействии экстремальных факторов ведет к летальному исходу (“терминус” — конец).

В повседневной жизни для обозначения разнообразных жизненных трудностей, а так же вызываемых ими состояний люди пользуются понятиями “стресс”, “конфликт”, “кризис”.

В психологии под стрессом понимается состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагополучных обстоятельств в его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. Возникшее психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей.

С точки зрения психологии необходимо различать стрессы, вызванные физическими или иными кратковременными воздействиями и относительно длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами. Типичными ситуациями такого рода являются конфликты и кризисы. Конфликт – это противоречие, восринимаемое человеком как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на ее преодоление. Конфликт всегда связан с отдельной проблемой или сферой жизнедеятельности человека.

Понятие кризиса носит более глобальный характер, относится к внутреннему миру человеческой личности. Какими бы событиями ни вызывался кризис, он затрагивает наиболее фундаментальные жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление нового качества жизни человека, личностный рост, развитие в целом.

Таким образом, жизненные конфликты и кризисы, несмотря на возможное развитие экстремальных условий труда и обитания, в определенных случаях могут играть и позитивную роль в решении важных жизненных и производственных проблем. Тогда возникает противоречие: с одной стороны, кризис – это возникновение соответствующих этапу жизни проблем, их позитивное решение, появление новых значимых личностных качеств. Это перспективная модель развития здоровой самореализующейся личности. Но на уровне индивидуального сознания кризис это острая эмоциональная ситуация, мучительное ощущение потребности и необходимости изменений в сочетании с неясностью их характера и способов разрешения. Это ведет к возникновению чувства растерянности, беспомощности, бессилия. Именно поэтому обыденное сознание рассматривает критические, трудные ситуации как негативные явления в жизни человека, которых следует избегать. Такое противоречие нашло отражение и в развитии психологических взглядов на кризис.

Таким образом, каждый кризис содержит позитивные и негативные компоненты, успешное его разрешение ведет к прогрессу в развитии личности, возможному личностному росту, нерешение или неудовлетворительное решение содержит опасность для человека, наносит урон дальнейшему развитию или полноценному функционированию личности.

Каким образом обстоятельства образуют жизненную ситуацию конкретного индивида?

Какие жизненные обстоятельства становятся критическими?

Что подразумевают под оптимальными и экстремальными условиями жизни?

Каковы факторы, определяющие экстремальность жизненной ситуации?

Каково соотношение понятий «стресс», «конфликт», «кризис» ?

Как противоречивое понимание кризиса отражается в развитии психологических взглядов на кризис?

Тема 2.Психологические особенности проживания кризиса и утраты

  1. Структурные компоненты психологического кризиса.
  2. Стадии протекания кризиса.
  3. Реакции людей на кризис.

Основные понятия: психологический кризис, вызывающее событие, кризис в отсутствии события, ситуационные реакции, реактивные состояния

Итак, психологический кризис – это столкновение личности с непреодолимым в данное время препятствием на пути достижения ее важных целей, ведущий к нарушению адаптации в социальной среде. Кризис это острое эмоциональное состояние, характеризующееся психическим напряжением, тревогой, нарушением познавательной и поведенческой активности.

Важными структурными составляющимипсихологического кризиса являются:

  1. вызывающее событие;
  2. фрустрируемая потребность;
  3. дефицит необходимой для решения проблемы информации (представление о безысходности ситуации).

Вызывающее событие – такое дезадаптирующее изменение в социальной среде, которое ведет к изменению ожиданий индивида в отношении себя и окружающих лиц. При анализе событий следует учитывать личностный смысл индивида, то, что для одного представляет утрату, для другого человека – вполне ординарное явление. Оценить чувствительность, специфическую предрасположенность индивида к кризисному состоянию помогает представление об иерархии его личностных смыслов.

Переживание утраты фрустрирует особо значимую потребность личности, обеспечивающую ее самореализацию. При этом препятствие выступает как противодействующее потребности и сравнимо сопоставимое с ней по силе, образуя связанный с данной потребностью внутриличностный конфликт. Сначала этот конфликт возникает в какой-либо одной сфере, но затем распространяется на другие, в крайнем выражении – на все стороны психической деятельности субъекта: происходит генерализация первичного конфликта.

Дефицит информацииможет иметь объективный и субъективный характер. Первый обусловлен особой сложностью проблемы, ее неожиданностью и новизной, что исключает возможность использования прошлого опыта. Субъективный характер информации связан такими особенностями психической деятельности субъекта.

Таким образом, психологический кризис– это вызывающее событие и личностная уязвимость, которые находятся в отношениях взаимодополнительности друг к другу.

Кризис имеет определенную длительность, которую почти невозможно спрогнозировать, он может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев. И, тем не менее, можно выделить три стадии в формировании кризиса:

  1. Нормальная реакция на фрустрацию. Вначале человек использует прошлый опыт для того, чтобы справиться с проблемой. На этой стадии используются привычные для него способы решения и механизмы психологической защиты. Но если привычные способы не работают, то наступает вторая стадия.
  2. Тревога.У человека возникают и нарастают ощущения неуверенности, страха, растерянности. На этой стадии пробуются новые способы решения проблемы, уменьшается гибкость, напряжение преобладает над расслаблением. Именно в этом периоде человек нуждается в помощи со стороны, он готов к восприятию новых идей. Если по тем или иным причинам он не может получить помощи, наступает новая стадия.
  3. Кризис.Она характеризуется эмоциональной и интеллектуальной дезорганизацией, ощущением хаоса, человеку начинает казаться, что все ресурсы исчерпаны, и он не видит выхода из сложившейся ситуации. На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам, и если не решить проблемы, то все же увидеть возможности выбора. Скрытые возможности для личностного развития обнаруживаются тогда, когда человек, столкнувшись с болью, учится ее переносить.

Многие кризисы не похожи на описанные, так как являются результатом постоянно накапливающегося стресса, и их финал вызван чем-то довольно обыденным. Запускающим фактором является “последняя капля” – незначительное событие, являющееся последним в ряду многих других трудностей и неприятностей, поэтому создается впечатление, что у этих кризисов нет причины. Такие кризисы называют “кризис в отсутствии события”. Часто, попадая в такие ситуации и не осознавая, что происходит, человек может игнорировать события до крайности.

Существуют различные варианты многогранных кризисов, имеющих сложную природу и включающих серию взаимосвязанных событий и накопившихся проблем. У многих кризисов сложная структура, в них присутствуют многие элементы простых кризисов – опасность, утрата, длительная и жесткая депривация потребностей, угроза самооценке и так далее.

Многообразие лишений личностной сферы, создающих переживание утраты, отражается на эмоциональном компоненте кризисного состояния, на его индивидуальной окрашенности. Кризисные состояния выражаются разнообразными ситуационными реакциями на непатологическом и патологическом уровнях, реже – реактивными состояниями.

А. Психологический кризис у психически здоровых людей ведет к формированию ситуационных реакций на непатологическом уровне (А.Г. Амбрумова).

По своей сущности и динамике они разделяются на 6 типов:

1. Реакции дисбаланса – преобладание эмоций дистимической окраски с общим дискомфортом и повышенным уровнем тревожности. Отрицательно эмоционально окрашенные раздражители преобладают над положительно окрашенными. Происходит сокращение контактов, которые принимают формальный, поверхностный характер.

2. Пессимистические ситуационные реакции – изменение мироощущения, мировосприятия, суждений и оценок, изменение системы ценностей, ведущее к формированию негативных концепций будущего. Снижается способность конструктивного планирования будущего (степень безнадежности).

Такое снижение оптимизма, самооценки может приводить к внезапному и быстро реализующемуся суицидальному решению.

3. Реакции отрицательного баланса – человек осуществляет «подведение жизненных итогов», сравнивает положительные и отрицательные моменты дальнейшей жизни. В итоге в сознании личности выводится «отрицательный жизненный баланс» и принимается суицидальное решение. Такие реакции характерны для людей с неизлечимыми соматическими заболеваниями (рак), для одиноких лиц старческого возраста и так далее.

4. Ситуационные реакции демобилизации отличаются резкими изменениями в сфере контактов: отказом от привычных контактов или их ограничением, что вызывает переживания одиночества, беспомощности, безнадежности.

5. Ситуационная реакция оппозиции характерна выраженной экстрапунитивной позицией личности, высокой степенью агрессивности, резкостью отрицательной оценки окружающих и их деятельности. Вероятен переход агрессивных тенденций в аутоагрессию.

6. Ситуационная реакция дезорганизации содержит в своей основе тревожный компонент. Поэтому здесь наиболее выражены соматовегетативные проявления (сосудисто-вегетативные кризы, нарушения сна и так далее).

Реакция дезорганизации полностью снимает интеллектуальный контроль, дезорганизует конструктивное планирование.

Можно указать на ряд личностных параметров, которые существенно влияют на формирование определенных ситуационных реакций. Это динамические и энергетические условия протекания эмоциональных процессов (их лабильность или ригидность, стеничность или астеничность), а так же степень интеллектуального контроля и характеристики коммуникативной сферы данной личности.

Б. Ситуационные патологические реакции условно можно свести к пяти основным типам: 1) реакции аффективного круга (тревожные, дистимические, депрессивные, дисфорические); 2) реакции истерического круга; 3) ипохондрические реакции; 4)обсессивно-фобические; 5) астено-апатические.

Все типы патологических ситуационных реакций имеют место у лиц с пограничными расстройствами и эндогенных больных.

В. Реактивные состояниявыступают чаще всего в форме реактивных депрессий, а иногда в виде острых аффективных реакций. В зависимости от ведущей модальности аффекта выделяют три разновидности реактивных депрессий:

1. Депрессивные состояния с преобладанием обиды возникают остро в ответ на интерперсональные конфликты. В начале развития таких депрессий люди проявляют активность в поисках сочувствия и помощи извне, в дальнейшем наблюдается нарастающее ограничение контактов, появляются суицидальные тенденции.

2. Депрессии с переживаниями вины обусловливаются интерперсональными конфликтами, отличаются ограничением сферы контактов, отсутствием поисков помощи и быстрым формированием суицидальных тенденций.

3. Депрессии с астеническими компонентами носят затяжной характер, который развивается под влиянием дополнительной психотравматизации, действующей на фоне первичной неразрешенной ситуации. В этих случаях на первый план выступают симптомы истощения, сужение контактов, пессимистическая жизненная позиция.

Таким образом, человек, оказавшийся в кризисе, обнаруживает, что его упорядоченный, тщательно выстроенный мир стал шатким и неопределенным. Все привычные способы, с помощью которых он справлялся с жизненными трудностями, подвергаются сомнению, и он вынужден искать новые пути решения проблем, вырабатывать новые способы поведения, которые могут оказаться более эффективными, чем предыдущие. Какие это будут способы, во многом зависит от того, к кому он обращается за помощью.

Каким можно оценить специфическую предрасположенность индивида к кризисному состоянию?

Сколько в среднем может продолжаться психологический кризис?

Какие стадии проходит человек при проживании кризисного состояния?

Что понимают подвыражением «кризис в отсутствии события»?

Каковы индивидуальные особенности переживания кризисного состояния?

Перечислите и охарактеризуйте ситуационные реакции человека на непатологическом уровне.

Какие виды реактивных состояний переживает человек в кризисном состоянии?

Тема 3: Жизненный цикл и возрастные кризисы человека

  1. Индивидуальное развитие: жизненный путь человека.
  2. Понятие критических и возрастных кризисов.
  3. Периодизация жизненного цикла человека.

Основные понятия: возрастные стадии развития, время жизни, жизненный цикл, жизненный путь, эпигенетический ландшафт, новообразование, нормативные кризисы развития

Традиционное понимание кризиса может создать впечатление, что психологические кризисы становятся следствием внешних событий, иногда неожиданных, непредсказуемых, а потому случайных. Но это относится лишь к части возможных критических ситуаций. В общем жизненном цикле различаются отдельные возрастные стадии, их смена может происходить достаточно бурно, сопровождаются трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Эти моменты называюткризисными точками или возрастными кризисами человека.

Периодизация индивидуального развития человека основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства. То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов).

Для описания индивидуального развития в его целом принято использовать три основных термина– время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.

Время жизни, или протяженность, пространство жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью индивида. Продолжительность времени жизни имеет важные социальные и психологические последствия: так, от нее зависит длительность сосуществования поколений и продолжительность социализации детей.

Понятие жизненного циклапредполагает, что ход жизни подчинен определенной закономерности, а его этапы представляют собой постоянный круговорот.

Наиболее емкий и употребительный термин для описания индивидуального развития – жизненный путь. Он характеризует процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и одновременно пластичной структуры личности.

Современная наука уделяет много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии. В биологии и психофизиологии это критические периоды, когда организм отличается повышеннойсензитивностьюк определенным внешним или внутренним факторам, воздействия которых именно в данной точке развития имеют особенно важные необратимые последствия. В социологии этому соответствует понятиесоциальный переход индивида или группы людей из одного социального состояния в другое. Психология развития выработала особое понятиевозрастных кризисов. Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей, перестройки мотивационной сферы личности и т. д. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то эти кризисы называются«нормативными» (предложено Э. Эриксоном).

Ж. Пиаже в качестве метафоры для процесса развития заимствовал биологическое понятие эпигенетического ландшафта.

Л. С. Выготский в своей периодизации развития предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, и т. д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а вкритические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатаный кризис, кризис 17-ти лет) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.Новообразования Л.С. Выготский определял как качественно новый тип личности взаимодействия человека с окружающей действительностью, отсутствующий на предыдущих этапах развития. К скачку в развитии и возникновению новообразований приводятфундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и толкающие развитие вперед. Это противоречия между уровнем развития ребенка и социальной ситуацией развития, складывающейся к началу каждого нового этапа.

В настоящее время жизненный цикл человека традиционно разделяется на четыре больших периода: пренатальный (внутриутробный), детство, отрочество, зрелость, старение (по Ж. Годфруа, 1992г.).

1. Пренатальный период длится 266 дней. Он состоит из стадии зародыша (от 0 до14 дней), стадии эмбриона (от 14 дней до 5 недель), стадии плода (от 5 недель до момента родов).

На стадии пренатального развития так же выделяют сенситивные и критические периоды, когда плод особенно восприимчив к влиянию тератогенов (вредоносных веществ, вызывающих отклонения в развитии и уродства).

2. Детство и отрочество. Этот период начинается скризиса рождения ребенка. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом, как для матери, так и для ребенка. Родовой стресс ведет к тому, что ребенок рождается бодрствующим и готовым самостоятельно дышать. Уровень гормонов в крови так же способствует установлению привязанности между матерью и ребенком.

Одна из известных периодизаций возраста детстваи отрочества принадлежит Л.С. Выготскому. Он выделял следующие кризисы детства

  • кризис рождения и новорожденности;
  • кризис первого года жизни;
  • кризис трех лет;
  • кризис 7 лет;
  • пубертатный кризис;
  • кризис 17 лет;

3. Период зрелости. В зрелом возрасте становятся особенно заметными индивидуальные вариации развития, затрудняющие типологические обобщения, усиливается расхождение между паспортным, биологическим и психологическим возрастом. Психологи часто избегают точных возрастных обозначений кризисов взрослой жизни, предпочитая им содержательные описания. И тем не менее, примерно можно выделить несколько периодов зрелого возраста:

— Ранняя взрослость или этап вхождения. Происходит профессиональная адаптация, освоение профессиональных ролей, как правило, складывается семья, налаживаются межличностные взаимоотношения между людьми. Период характеризуется сильным эмоциональным напряжением.

— Средняя взрослость или возраст коррекции.

  • в 30 – 33 года происходит нормативный биографический кризис, обусловленный рассогласованием между жизненными планами юноши и реальной возможностью их осуществления.
  • стабильный период 33 – 40 лет характеризуется тем, что человек ставит перед собой реальные цели и добивается их осуществления.
  • период 40 – 45 лет – кризис середины жизни.Субъективно переживается как потеря смысла жизни, ощущение бессмысленности своей деятельности, привычных занятий, целей и т. д.
  • период 45 – 50 лет рассматривается как относительно стабильный. Человек достигает реальной зрелости, уравновешивает свои потребности и возможности их осуществления.
  1. Поздняя зрелость или завершающий этап зрелости (геронтогенез).

В этом периоде происходят не менее существенные качественные изменения личности. Этот этап делится на три периода:

  • пожилой возраст (у женщин – от 55 до 74 года; у мужчин – от 60 до 74 лет).
  • старческий возраст (от 75 до 90 лет).
  • возраст долгожителей (от 90 лет и старше).

Таким образом, нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические или социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте «средний» индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения. Но как ответит на этот «вызов» конкретный человек, из этих закономерностей не вытекает.

Что понимается под возрастными кризисами человека?

Каково соотношение понятий «время жизни», «жизненный цикл», «жизненный путь»?

Почему возрастные кризисы называют нормативными?

Как понимает Л.С. Выготский проблему соотношения стабильных и критических периодов?

Какова традиционная современная периодизация жизненного цикла человека?

Тема 4. «Экзистенциальные кризисные ситуации»

  1. Нормативные кризисы зрелого возраста.
  2. Сущность и причины экзистенциальных кризисных ситуаций.
  3. Преодоление личностных конфликтов и кризисных ситуаций.

Основные понятия: экзистенциальные критические ситуации, кризис середины жизни, экзистенциальная психология, первичные экзистенциальные проблемы, смысл жизни, экзистенциальный вакуум, ноогенный невроз, стратегии совладания..

Как правило, в литературе по психологии более подробно рассматриваются детские возрастные кризисы по сравнению с периодами жизненного цикла взрослых. Сложность исследования нормативных кризисов зрелого возрастасвязана с тем, что в этом возрасте становятся особенно заметными индивидуальные вариации, усиливается расхождение между биологическим, психологическим, паспортным возрастом. Это затрудняет типологические обобщения, и психологи избегают точных возрастных обозначений кризисов взрослой жизни. Наиболее крупные систематические комплексные исследования периода зрелости были организованы и проведены под руководством академика Б.Г. Ананьева в СПБГУ. Они во многом изменили традиционные взгляды на возраст зрелости.

Кризисы зрелого возраста, как правило, связаны с биографическими событиями жизни, поэтому они являются содержательными, смысловыми.

  • Период ранней зрелостисчитается довольно напряженным периодом жизни человека в связи с процессами социальной и трудовой адаптации. Около 10% молодых людей демонстрируют невротические симптомы.
  • Нормативный кризис 30 – 33 лет(«возраст Христа») обусловлен рассогласованием между жизненными планами личности и реальными возможностями их осуществления. Человек отсеивает незначимое, пересматривает свою систему ценностей, жизненные планы. Нежелание идти на изменения ведет к росту противоречий внутри личности.
  • В 40 – 45 лет многие люди испытывают кризис середины жизни,он вызван противоречием между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни, начинает ощущать психологический дискомфорт. Этот дискомфорт не имеет в сознании человека ясного причинного объяснения. Избавиться от него, приобрести ощущение осмысленности жизни индивид стремится через изменение своего жизненного пространства, жизненных обстоятельств (смена работы, интимные связи, разрушение семьи и т.д.).

Таким образом, содержание нормативных кризисов зрелого возраста совпадает с экзистенциальными критическими ситуациями.

Экзистенционализм – это философия существования, обращающаяся к фундаментальным проблемам жизни человека – рождению, смерти, свободе, любви и другим. Сформированное на основе экзистенционализма направление психологии получило название экзистенциальной психологии и психотерапии. Экзистенциальные подходы делают главным предметом своего рассмотрения проблемы внутренней жизни личности. Свою знаменитую книгу «Экзистенциальная психотерапия» И. Яломпосвящает рассмотрению четырех первичных экзистенциальных проблем:

  1. Проблема смерти. Наиболее очевидная проблема, которая соотносится с ключевым конфликтом между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить.
  2. Проблема свободы. В экзистенциальном смысле свобода – это отсутствие внешней структуры. Экзистенциалисты считают, что индивид является ответственным за свой собственный мир, способ жизни, выбор действий. Свободный в этом смысле человек не имеет никакой основы и оказывается в ситуации противоречия между желанием основы и структуры жизни и отсутствием этой структуры.
  3. Проблема экзистенциальной изоляцииозначает не межличностное одиночество, но смысловую изоляцию от других существ этого мира. Экзистенциальный конфликт вызывается напряженностью между осознанием своей изолированности и желанием контакта, желанием быть частью большого мира.
  4. Проблема смыслаявляется первичной проблемой человеческого существования. Если мы должны умереть, если мы сами создаем свой мир, если каждый из нас одинок, то в чем тогда смысл нашей жизни? Экзистенциальный динамический конфликт проистекает из противоречий ищущего смысл существа, находящегося в не имеющем смысла мире

О смысле жизни говорит и В. Франкл, вего теоретическом учениитри основные части:

  • учение о стремлении к смыслу;
  • учение о смысле жизни;
  • учение о свободе воли.

Стремление к смыслу и реализация человеком смысла своей жизни В.Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое называют экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной специфических«ноогенных неврозов»,широко распространившихся в последнее время («невроз безработицы» — вариант ноогенного невроза, ранее описанный).

Смысл не субъективен – человек не придумывает его, а находит в окружающем мире, в объективной деятельности. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть – интуитивная способность отыскать единственный смысл каждой ситуации. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах: смысл жизни всегда может быть найден.

  • Экзистенциальные кризисные ситуациивозникают как развитие конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им проблемы начинают затрагивать самые основы существования и обращают его к проблеме смерти, свободы, ответственности, одиночества, поиска и обретения смысла своего существования (например, неудовлетворенность работой порождает проблему смысла жизни).
  • Кризисные ситуации связываются с нарушениями в самореализации личности, ее полноценном функционировании, самоактуализации (например, кризис середины жизни).
  • Еще один путь – внешние события, которые неожиданно ставят индивида лицом к лицу с фундаментальными вопросами его существования. (Андрей Волконский после ранения)
  • Экзистенциальные переживания затрагивают проблемы аутентичности существования человека – потребности поступать в соответствии со своими эмоциями, чувствами, стремлениями. Ощущение нереализованности возникает тогда, когда приходится отказываться от своих возможностей, ограничивать их, позволять другим управлять собой, смиряться перед неблагоприятными обстоятельствами.

В целом, в психологии является общепризнанным представление о позитивном значении конструктивного разрешения возникших внутриличностных конфликтов, кризисов, противоречий, и о негативном, разрушительном значении их непреодоления. Принципиальное значение между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания с психологическими трудностями связано с их направленностью и целями.

При переживании критических и кризисных ситуаций возможны три принципиальные стратегии:

  1. Непризнание наличия проблемы, неприятие реальности, уход от нее, искажение.
  2. Человек, признавая свои проблемы и необходимость их решения, не может их решить, не находит в себе мужества, готовности разрешить ситуацию.

Это деструктивные стратегии, связанные с неспособностью человека «работать» с проблемой. Подсознательно человек начинает накапливать негативный опыт нерешения своих проблем, это ведет к появлению невротических состояний и, как следствие, к неврозу личности, замедлению, прекращению личностного роста, регрессу личности.

3. Третья, единственно конструктивная стратегия состоит в том, чтобы изменить что-то в себеи действительно получить возможность разрешения проблемы, достичь аутентичности, ощутить подлинность жизни, найти свой неповторимый смысл жизни.

Таким образом, можно сказать, что полноценно функционирующий, адаптивный индивид – это человек, которого отличает свобода (спонтанность самовыражения, реализация потенциала), вера в себя и в других людей и честность (искренность, аутентичность, осознанность).

Кто был основоположником систематического научного изучения зрелости в отечественной психологии?

Какие кризисы зрелого возраста выделяет современная психология развития?

Как в общем можно охарактеризовать кризисы возраста зрелости?

Каковы философские основы экзистенциальной психологии и психотерапии?

Охарактеризуйте первичные экзистенциальные проблемы человека по И.Ялому.

Как понимал проблему поиска смысла в жизни человека В.Франкл?

Каковы конструктивные и неконструктивные стратегии разрешения возникших внутриличностных конфликтов и кризисов?

Тема 5. Профессиональные кризисы

  1. Основные факторы профессионального развития.
  2. Характеристика кризисов профессионального развития.
  3. Характеристика кризисов профессиональной деятельности.

Основные понятия: кризис профессионального становления.

Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.

Э.Ф.Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

  • Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;
  • Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);
  • Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, «синдром эмоционального сгорания»);
  • Вступление в новую должность (а так же участие в конкурсах на замещение, в аттестациях);
  • Полная поглощенность профессиональной деятельностью («трудоголики»)..
  • Изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

На этапе профессионального развития у специалистов наблюдаются следующие типы кризисов.

1.Кризис учебно-профессиональной ориентации (от 14-16 до 16-17 лет) характеризуется

  • неудачным формированием профессиональных намерений и их реализацией;
  • несформированностью Я-концепции и проблемами с ее коррекцией (проблемы со смыслом, противоречием между совестью и стремлением «красиво пожить» и т. п.);
  • случайными судьбоносными моментами в жизни.

2.Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении) характеризуется:

  • неудовлетворенностью профессиональным образованием и подготовкой;
  • происходит перестройка ведущей деятельности (испытание «свободой»);
  • изменение социально-экономических условий жизни («субъективная» нехватка денег, социально-имущественный разрыв между сокурсниками).

3.Кризис профессиональных экспектаций, т. е. неудачный опыта адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы, кризис профессиональной адаптации).

Описаны следующие трудности:

  • трудности профессиональной адаптации;
  • освоение новой ведущей деятельности – профессиональной;
  • несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности.

На этапе профессиональной деятельности у специалистов наблюдаются следующие типы кризисов:

4.Кризис профессионального роста (23-25 лет).Факторы, определяющие этот кризис:

  • неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это усугубляется сравнением своих «успехов» и успехов своих сокурсников;
  • потребность в дальнейшем повышении своей квалификации;
  • создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей.

5.Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) характеризуется:

  • стабилизацией профессиональной ситуации;
  • неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом;
  • это следствие переориентации на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности за себя и своих близких;
  • новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, внешних по отношению к труду смыслов).

6.Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года),который характеризуется

  • неудовлетворенностью возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации;
  • коррекцией «Я-концепции» связанной с изменением смысловой сферы;
  • недовольством собой, своим социально-профессиональным статусом;
  • психофизиологическими изменениями и ухудшением состояния здоровья;
  • профессиональные деформации.

7.Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т. е. первые годы выхода на пенсию)характеризуется

  • формированием нового способа жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени.
  • сужение финансовых возможностей.
  • социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т. п.
  • утрата профессиональной идентификации.
  • общая неудовлетворенность жизнью
  • чувство своей ненужности, которое является особенно тяжелым фактором старости.
  • резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей «ненужности»).

Таким образом, Э.Ф.Зеер выделял типологию жизненных кризисов. Согласно его точке зрения, общая схема соотношения разных типов кризисов такова: 1)нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления. Это все возрастные кризисы. 2)Ненормативные кризисы: критические ситуации (потеря трудоспособности, развод, безработица, лишение свободы); невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты).

Это жизненные кризисы.

Каковы основные факторы кризисов профессионального становления?

Охарактеризуйте кризис учебно-профессиональной ориентации.

Каковы способы коррекции при кризисе профессиональных экспектаций?

Какие факторы определяют возникновение кризиса профессионального роста?

Какое влияние на возникновение профессиональных кризисов имеет стремление к самосовершенствованию?

В чем состоит главная проблема человека во время кризиса социально-психологи-ческой адекватности?

Модуль 2. Ненормативные кризисы человека

Тема 6. Суицидальное поведение человека.

  1. Основные понятия суицидологии.
  2. Факторы суицидального поведения.
  3. Типы суицидального поведения.
  4. Социально-психологические характеристики суицидального поведения.

Основные понятия: суицидология, аутоагрессивное поведение, суицид, суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальное намерение, пресуицидальный период, постсуицидальный период, антисуицидальные факторы, суицидальная превенция, суицидальная интервенция, кризисная психотерапия, аксиологическая коррекция, постсуицидальное состояние, кризисная поддержка, кризисное вмешательство.

Самоубийство – это сложная форма поведения, на которую влияют психологические, социальные, философские, биологические, геокосмические и прочие факторы. Разные аспекты этого явления определяют его исследования с общепсихологической, патопсихологической, социально-психологической, психокоррекционной, психолого-возрастной позиции.

Суицидология– это особая междисциплинарная область знаний, занимающаяся изучением самоубийств и покушений на них.

Суицидом считаются не все действия, которые имеют следствием смерть человека. Выделяют аутоагрессивное поведение и суицид.

Суицид – это осознанное самоповреждение со смертельным финалом.Аутоагрессивное поведение– это специфическая форма личностной активности, направленная на причинение вреда своему соматическому или психическому здоровью.Суицидальные эквиваленты — неосознанные и специальные действия, которые приводят к психическому или физическому саморазрушению, хотя на это не рассчитаны.

В структуре суицидального поведения выделяют внутренние и внешние формы. Внутренние формы содержат суицидальные мысли и суицидальные замыслы. Суицидальные мысли– раздумья субъекта об отсутствии ценности и смысла жизни, обоснование собственной смерти, обдумывание способов, средств самоубийства.Суицидальные замыслы это мысленные операции, в которых формируется суицидальное намерение, выбираются способ, определяются средства, время осуществления самоубийства. Они связывают мысленный (представляемый) суицид с реальным.

Суицидальное намерениепредставляет собой замыслы в сочетании с волевым решением, которое непосредственно побуждает к действию. Это мотивационный феномен, который связывает внутренние – психические – и внешние – деятельностные – составляющие поступка. В связи с этим можно сказать, что самоубийство это заранее задуманный акт.

К внешним формам суицидального поведения относят суицидальные попытки – целенаправленное оперирование средствами самоубийства, которое не заканчивается смертью по какой-либо причине.

Для формирования суицида необходимо определенное время, в своем развитии суицидальное поведение проходит определенные стадии. В связи с этим выделяют пресуицидальный период (пресуицид)– период от возникновения суицидальных мыслей до первых попыток их реализации (от нескольких минут до нескольких месяцев).

Личность, которая решилась на суицидальный поступок, но не реализовала его, требует внимания, так как возможно углубление ее проблем и последующие суицидальные попытки. В связи с этим, выделяют постсуицидальный период– временной промежуток после осуществленной попытки самоубийства

Природа самоубийства связана с воздействием социологических, социально-психологических, биохимических и психологических факторов.

Социологические факторыкоренятся в политических, социокультурных и других аспектах общественной жизни, которые формируют массовые настроения, образуют фон, на котором происходит жизнедеятельность людей. В кризисных этапах жизни общества социально-экономические и политические проблемы обостряются и количество самоубийств растет. Таким образом, с социальной точки зрения суицид – это продолжение и следствие состояния общества на конкретном этапе его развития.

Социально-психологическиефакторы раскрываются через межличностное взаимодействие и общение людей. Проблемы, осложнения, возникающие в этой сфере, при неблагоприятных условиях повышают суицидальную активность людей.

Биохимические факторы касаются особенностей гормональной регуляции, функций иммунной и медиаторных систем в организме, которые отвечают за формирование депрессивных состояний, агрессивного поведения, эмоционального фона субъекта. Большое значение имеют генетические факторы.

Психологические факторы являются первичными, так как решение о суициде человек принимает лично – это его выбор. Психологические факторы связаны как со специфическими состояниями организма, так и со склонностью индивида к суициду.

Специфические состояния организма – это психологическое потрясение, утомление, изнуряющие нагрузки, депрессия и другие. Интегрирующим центром этих состояний американский суицидолог Е. Шнейдман считает нестерпимую психическую боль – острое, длительное, глубокое, негативно окрашенное эмоциональное переживание, которое субъект не может вытерпеть, «метаболь».

Психологическая склонность к суициду– психологические черты личности и характера, которые благоприятствуют совершению суицида.

Итак, ключевые причины суицида – психологические, другие факторы действуют опосредовано через эмоциональные переживания, мотивацию человека. Суицидальное поведение человека полимотивированои преобладающие мотивы могут существенно различаться. Характерные мотивы поступков субъекта лежат в основе классификации суицидального поведения:

1. Неосознанный суицид. По З.Фрейду, инстинкт смерти есть у каждого человека, его непринятие обществом и церковью ведет к его вытеснению. Можно рассматривать легкомысленное, зависимое поведение как неосознанный суицид.

2. Рискованная игра и беспечность. Люди, склонные к экстремальным развлечениям с риском для жизни и здоровья, осознавая последствия, часто получают удовольствие от эмоций страха. Алкоголь, наркотики, другие психоделические вещества провоцируют легкомысленную игру и беспечность.

3. Психопатические и аффективно-невротические суициды. На связь суицидального поведения и психических заболеваний есть две точки зрения:

  • самоубийства и психические заболевания связанымежду собой, поэтому суицидальное поведение рассматривается как самостоятельный психопатологический синдром, проявление психического нездоровья, требующее специального лечения.
  • не все суицидальные случаи связаны с психическими расстройствами, связь имеет только часть из них. Истинное значение суицидальных действий можно понять только с учетом биологических, психологических, социальных, клинико-психопатологических факторов. Это так называемая многофакторная теорияА.Амбрумовой. Ее основные положения:
    • основные диагностические категории– психически больные с эндогенными психическими расстройствами и здоровые люди.
    • все суициденты имеют объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации(частичной или тотальной).
    • решающим моментом формирования суицидальных проявлений является суицидогенный конфликт,особенное значение имеет внутренний конфликт.
    • принятие суицидального решения, независимо от условий и форм дезадаптации, осуществляется только после этапа личностной переработкисуицидогенного конфликта.

4. Суицид психически здорового человека– выбор личностью смерти для достижения цели при адекватном осознании и аффективно-невротическом возбуждении, которое не достигает патологического уровня.

Таким образом, по Г.А. Амбрумовой, суицидальное поведение возникает как следствие социально-психологической дезадаптации в условиях микросоциального конфликта.

Однако существуют и другие классификации типов суицидов.

В зависимости от психологических качеств личности, внешних факторов у людей могут доминировать различные смыслы суицидального поведения.

  1. Протестные формы суицидального поведения.Цель самоубийства – негативно повлиять на значимых для суицидента лиц или группу. Характерна высокая самооценка суицидента, трансформация его агрессию в аутоагрессию, демонстрация своего дистресса (30% всех суицидальных актов).

    В связи с тем, что смерть в этом случае не является мотивом, этот тип называют демонстративно-шантажное суицидоподобное поведение.

  2. Самоубийство – призыв.Призыв активизировать помощь, вмешаться с целью радикальной смены ситуации.
  3. Избегание наказания или страдания. Цель такого самоубийства состоит в том, чтобы избежать нестерпимой угрозы для социально-личностного или биологического существования субъекта путем самоуничтожения.
  4. Самонаказание.Это протест во внутреннем плане личности, вызванный внутренним конфликтом, разделением «Я» на «Я»-судья и «Я»-подсудимый.
  5. Самоубийство – отказ. Нежелание жить, стремление лишить себя жизни. Стремление лишить себя жизни иногда может быть неосознанно субъектом, выступая как непреодолимый сиюминутный импульс. Нередко такое стремление становится длительным, стойким. Самоубийство – отказ возможно и как результат нестерпимо-болезненного негативно окрашенного эмоционального восприятия всей жизнедеятельности личности.

В этой типологии прослеживается нарастающее желание собственно смерти, соответственно нарастает и серьезность суицидальных действий, которые могут иметь трагический финал.

Обобщенными психологическими особенностями суицидального поведения взрослых людей с непатологическими ситуационными реакциями, а так же личностей с пограничными расстройствами являются эгоцентризм, аутоагрессия, пессимистическая установка на будущее, специфическая система мотивов.

Эгоцентризмпроявляется в сужении сознания субъекта, безнадежности и сосредоточенности только на собственных переживаниях.

Аутоагрессиякак психологический феномен – один из характерных признаков суицидального поведения, он имеет корни в негативной самооценке. Попытки родных и близких повлиять на суицидента уговорами, напоминаниями о позитивных моментах жизни провоцируют у него противодействие, усиливают аутоагрессию.

  • Пессимистическая установка на будущее и на перспективы выхода из кризиса – это центральное психическое образование, которое хуже всего поддается коррекции. Пессимистическая установка связана с депрессивным состоянием, часто обусловлена утратой смысла жизни, как наивысшей ценности и как следствие, нахождение смысла в смерти.

Система мотивов субъекта. Суицидальное поведение полимотивировано, иерархия мотивов зависит от возраста, пола, социально-психологических характеристик и индивидуально-психологического типа личности, а так же от ситуации, которая сопровождает суицид.

Однако описаны не только факторы, провоцирующие суицидальное поведение, выделяют и антисуицидальные факторы — установки и переживания, которые препятствуют реализации суицидальных намерений. Систему антисуицидальных факторов образуют:

  • интенсивная эмоциональная идентификация и симпатии к значимым близким;
  • семейные обязанности;
  • выраженное чувство долга;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья;
  • зависимость от общественной мысли и стремление избежать осуждения других;
  • представление о позорности суицида;
  • представление о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие творческих планов, стремлений;
  • эстетическое представление о смерти (нежелание иметь некрасивый вид после смерти).

Можно видеть, что каждый антисуицидальный фактор принадлежит к одной из двух категорий: 1) которые требуют постоянной деятельности и дополнительных трат энергии; 2) которые не требуют дополнительной активности. Чем больше активных факторов действуют на человека, тем крепче его антисуицидальный барьер, тем меньше вероятность суицидальных тенденций.

Таким образом, большинство исследователей суицида сходятся на том, что в основе проблемы суицида лежит конфликт. Большое значение имеет также субъективное восприятие психотравмирующей ситуации, а соответственно и личностные особенности суицидентов.

В чем существенное различие самоубийства и аутоагрессивного поведения человека?

Каковы внутренние формы структуры суицидального поведения личности?

Охарактеризуйте факторы суицидального поведения личности.

Раскройте основные положения теории суицида А.Г. Амбрумовой.

Какова классификация суицида в соответствии со смыслами суицидального поведения?

Каковы обобщенные психологические особенности суицидального поведения взрослых людей с непатологическими ситуационными реакциями?

Перечислите установки и переживания, которые препятствуют реализации суицидальных намерений.

Тема 7. Общие основы коррекции суицидального поведения

План:

  1. Диагностика и профилактика суицидальности.
  2. Основы суицидальной интервенции.
  3. Помощь лицам, совершившим попытку самоубийства.

Основные понятия: суицидальная превенция, пресуицидальный период, суицидальная интервенция, кризисная психотерапия, кризисная поддержка, кризисное вмешательство, постсуицидальное состояние, поственция.

Профилактика и коррекциясуицидального поведения содержит:

  • Специализированные психиатрические терапевтические (медикаментозные и немедикаментозные) мероприятия.
  • Психологические коррекционные мероприятия цель которых – смена личностных установок по поводу суицида, формирование и укрепление антисуицидального барьера и так далее.
  • Социальные мероприятия, ориентированные на смену социального статуса, условий жизни суицидентов.
  • Информационно-учебные мероприятия – расширение знаний в отношении генезиса и формирования суицидального поведения. Профилактика и просвещение эффективны на начальном этапе, когда еще не наблюдается аутоагрессивных действий.

Основной задачей, которая разрешается на диагностическом этапе работы с суицидентом, является оценкасуицидального риска, то есть степени выраженности суицидальных проявлений и вероятность реализации самоубийства. Эта задача решается в процессе интервьюирования при исследовании основных суицидальных и антисуицидальных факторов. Основные методы работы с суицидентом – наблюдение, оценка его состояния. В процессе обследования часто используют специальные шкалы, что позволяет выразить в баллах риск возникновения самоубийства.

Основа профилактики суицидального поведения является суицидальная превенция – предотвращение суицида, которая состоит в способности определить опасность реализации суицидальных действий на ранних стадиях формирования суицидогенеза.

Е. Ringelописал диагностически важный пресуицидальный синдром основанный на триаде: сужение, инверсия агрессии и суицидальные фантазии.

В зависимости от взгляда человека на суицид различают вербальные, бихевиоральные (поведенческие) и ситуационные «ключи»

Вербальные «ключи»: непосредственные заявления, косвенные высказывания, намек на смерть или шутки по этому поводу, многозначительное прощание с другими людьми.

Поведенческие индикаторы суицидального риска (поведенческие «ключи»): злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем, отчаяние и плач, эскейп-реакции (уход из дома и т. п.), самоизоляция, резкое снижение повседневной активности, частое прослушивание траурной или печальной музыки, «приведение дел в порядок».

Ситуационные «ключи»: любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону – смерть любимого человека, недавняя перемена места жительства, семейные неурядицы (безработица, развод), социальная изоляция, хроническая, прогрессирующая болезнь.

Вероятность реализации суицидных намерений, очевидно, зависит от взаимодействия трех факторов: 1) интенсивности суицидных побуждений; 2) психологического «антисуицидного барьера»; 3) различных влияний, ослабляющих, размывающих этот барьер.

Выражение антивитальных переживаний, суицидальных фантазий, мыслей, намерений в условиях актуальной психотравмирующей ситуации и суицидогенного конфликта означает начало пресуицидального периода. В это время необходима суицидальная интервенция – психиатрическое или психотерапевтическое вмешательство (психологическая коррекция), направленные на купирование аутоагрессивных проявлений и предотвращающие самоуничтожение. Суицидальная интервенция в сочетании с психофармакологическими средствами (согласно клиническим показаниям) проводится также и в ближайшем постсуициде, когда психологическое значение суицидального конфликта еще сохраняет свою актуальность.

Психологическая основадля суицидальной интервенции состоит:

  • В амбивалентности аутоагрессивных мотивов, одновременном существовании и агрессивных, и антисуицидальных мотивов.
  • Суицидальная интервенция направлена на личностные качества, которые обуславливают склонность к патологическим формам аутоагрессии.
  • Эмпатическое сопровождение суицида в условиях неэффективности механизмов психологической защиты может дезактуализировать суицидальный конфликт, и направить его в конструктивное русло.

Во время суицидальной интервенции необходимо принимать во внимание такие аспекты суицидогенеза, которые обеспечивают эффективность психокоррекционной работыс суицидентом как право на смерть, внутренняя логика суицидального поведения, оценкастепени риска самоубийства, оценка наличия и степени выраженностипсихопатологической симптоматики. Как правило, особенно сильно суициденты страдают от одиночества, отчуждения, поэтому им необходимо активное слушание,сопереживание.

Кризисный стационар -важнейшее звено в системе экстренной и неотложной помощи лицам в состоянии психологического кризиса. Его отличительные особенности — общедоступность, максимальная приближенность к населению, не стесненная работа в условиях свободного режима, организованная вне структуры психиатрических учреждений.

Существенная роль в психотерапии придается психологическому климатув кризисном стационаре, основой которого служит фактор человеческого общения, его лечебное значение, то есть «лечение средой».

Организация работыкризисного стационара предусматривает совместное участие различных специалистов в разрешении у пациентов психологического кризиса. Купирование кризисных состояний может быть успешным только при комплексном использовании психотерапевтических методов и адекватной психофармакотерапии

У кризисной психотерапии (КП) четко выраженная проблемная ориентация и неотложный характер. Придается значение не только эмоциональной поддержке пациента, но и активному руководству его поведением. КП осуществляется в индивидуальной, семейной и групповой формах. При любой из этих форм КП реализуется поэтапно.

  • При высоком суицидальном риске КП состоит в кризисной поддержке.
  • По отношению к пациентам, уже вышедшим из острого кризиса осуществляется кризисное вмешательство.
  • Посткризисные пациенты без суицидальных тенденций включаются в занятия по тренингу навыков адаптации.

Кризисная поддержкапри индивидуальной КП требует безусловного принятия пациента. Сочувственное выслушивание облегчает отреагирование подавленных эмоций. Одновременно проводится прямая диагностика выраженности суицидальных тенденций, так как на этом этапе пациенты готовы открыто их обсуждать.

Людей, которые совершили суицидальную попытку, помещают в реанимационное отделение психиатрической больницы, где им оказывают необходимую медицинскую помощь, круглосуточно наблюдая за их психическим состоянием.

Постсуицидальное состояниеопределяется совокупностью конфликтной ситуации, которая причинила попытку самоубийства, особенностей его прерывания и реанимации, соматических последствий суицида, новой ситуации и личностного отношения к ней суицидента. После совершения попытки самоубийства большое значение имеют такие компоненты:

  • Актуальность конфликта (сохранение, повышение или уменьшение важности причин самоубийства);
  • Степень фиксированности суицидальных тенденций;
  • Особенности отношения к совершенной попытке являются наиболее важными компонентами антисуицидального барьера.

Термин поственция(Э. Шнейдман) используется для обозначения процесса помощи семье и друзьям после смерти от суицида близкого человека. Исследования показывают, что у переживших самоубийство близкого повышается заболеваемость и смертность в течение года после смерти любимого человека по сравнению с людьми аналогичного возраста, не испытавшими этой потери.

Таким образом, медики и психологи считают, что любая попытка суицида или самоповреждения должна приниматься всерьез; следует сделать все для того, чтобы лицам, совершающим эти действия, а так же их родственникам была оказана профессиональная помощь.

Какие мероприятия проводятся с целью профилактики и коррекции суицидального поведения личности?

Какую основную задачу ставит социальный работник на диагностическом этапе работы с клиентом?

Что означает термин «суицидальная превенция»?

По каким признакам можно определить опасность реализации суицидальных действий?

Когда необходимо начинать суицидальную интервенцию в работе с клиентом?

Какие аспекты суицидогенеза могут помочь эффективной психокоррекционной работе с суицидентом?

В чем отличие кризисной психотерапии от традиционных видов психотерапевтической помощи?

Назовите основные методы работы на этапе обучения навыкам адаптации клиента к социальному окружению?

Тема 7. Посттравматическое стрессовое расстройство

  1. Понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
  2. Теоретические модели ПТСР.
  3. Диагностические критерии ПТСР.
  4. Помощь лицам, пережившим травматический стресс.

Основные понятия: травматическое событие, травматический стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, « флэшбэк»-эффект, психотерапия ПТСР.

В настоящее время резко возросло количество ситуаций, характеризующихся сверхэкстремальным воздействием на психику человека (стихийные и антропогенные катастрофы, «горячие точки» в разных регионах планеты, преступления против личности и прочие) Эти ситуации вызывают у человека травматический стресс, последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР).

Согласно современным воззрениям, стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В качестве стрессора в таких случаях выступаюттравматические события– экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным воздействием, ситуации угрозы, требующие от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями с последствиями воздействия. Травматические события могут быть двух типов:

  1. краткосрочные, неожиданные травматические события (сексуальное насилие, естественные катастрофы, ДТП и т. д.);
  2. постоянно повторяюшиеся воздействия травматического стрессора – серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие (повторяющееся физическое или сексуальное насилие, боевые действия и т. п.).

Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство – это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека.

В настоящее время не существует единой теоретической концепции, объясняющей сущность и механизмы возникновения и развития ПТСР. Однако в результате исследований разработаны несколько теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную теорию ПТСР.

Психодинамические моделиописывают процесс развития ПТСР-синдром как поиск оптимального соотношения между патологической фиксацией на травмирующей ситуации и ее полным вытеснением из сознания.

Значение когнитивной оценки и переоценки травмирующего опыта отражено в когнитивных моделях.Когнитивная оценка травмирующей ситуации является основным фактором адаптации после травмы и способствует преодолению ее последствий.

В психосоциальных моделяхотражено значение социальных условий, в частности фактора социальной поддержки окружающих для успешного преодоления ПТСР-синдрома.

Психобиологическиетеории основаны на классическом принципе условно-рефлекторной обусловленности ПТСР. Основная роль в формировании синдрома отводится травмирующему событию, которое играет роль интенсивного безусловного стимула, вызывающую у человека безусловно-рефлекторную реакцию.

К комплексным моделям ПТСРотносятся теоретические разработки, учитывающие и психические, и биологические аспекты развития ПТСР.

Для ответа на вопрос, почему лишь у части людей, подвергшихся травматизации, наблюдаются симптомы ПТСР, предлагается мультифакторная концепцияА.Мэркера. Выделяются три группы факторов, сочетание которых приводит к возникновению ПТСР:

  • Факторы, связанные с травматическим событием:тяжесть травмы, ее неконтролируемость, неожиданность.
  • Защитные факторы:способность к осмыслению происходящего, наличие социальной поддержки, механизмы совладания.
  • Факторы риска:возраст к моменту травматизации, отрицательный прошлый опыт, психические расстройства в анамнезе, низкий интеллект и социоэкономический уровень.

В 1994 году посттравматическое стрессовое расстройство и его диагностические критерии были введены и десятую редакцию Международного классификатора болезней, основного диагностического стандарта в европейских странах, включая Россию и Украину.

ПТСР диагностируетсяв тех случаях, когда у индивида наблюдается:

  1. Кратковременное или длительное пребывание в чрезвычайной, угрожающей или катастрофической ситуации.
  2. Вспышки воспоминаний, так называемые «флэшбэк»-эффекты– внезапные, без видимых причин, воскрешения в памяти с патологической достоверностью и полным ощущением реальности травмирующего события и его эпизодов.
  3. Начало расстройства после латентного периода, следующего за травмой (от нескольких недель до шести месяцев, иногда позже).
  4. Актуализация психотравмы в представлениях, кошмарных сновидениях.
  5. Социальное избегание, дистанцирование и отчуждение от людей, включая близких родственников.
  6. Потеря интереса к прежним занятиям, невозможность испытывать радость, нежность, любовь – эмоциональная анастезия.
  7. Изменение поведения, аффективные вспышки, раздражительность, склонность к агрессии. Возможны антисоциальное поведение или противоправные действия.
  8. Депрессия, суицидальные мыслиили попытки.
  9. Частичная или полная амнезияперенесенных аспектов травматического стресса.
  10. Острые приступы тревоги, страха, паники.
  11. Признаки повышенной психической чувствительности и возбудимости(нарушенное засыпание, невозможность сосредоточения и т. д.)
  12. Злоупотребление алкоголем и наркотиками, особенно для снятия остроты болезненных переживаний, воспоминаний или чувств.
  13. Чувство утраты перспектив в жизни.

В настоящее время не существует устоявшейся точки зрения на лечение и психотерапию ПТСР, так же как и на результат лечения. В этом процессе можно выделить психотерапевтический, психофармакологический и реабилитационный аспекты.

Лечение ПТСР психотерапевтическими методами – неотъемлемая часть реабилитационных мероприятий. Психотерапия направлена на создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, аффективную переоценку травматического опыта, восстановление ощущения ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в мире.

Существует несколько вариантов применения когнитивно-бихевиоральной (поведенческой) терапии для лечения ПТСР. Наиболее известной является техника«вскрывающих интервенций». Техника основана на положении о том, что при ПТСР действует страх не только соответствующих травме стимулов, но и воспоминаний о травме.

Групповая терапия– наиболее часто используемый вид терапии для клиентов, переживших травматический опыт.

Фундаментальное правило терапии ПТСР – принимать тот темп работы и самораскрытия клиента, который он сам предлагает. Иногда необходимо информировать членов семьи о том, почему необходима работа по воспоминанию и воспроизведению травматического опыта, поскольку часто именно они поддерживают избегающие стратегии поведения родственников, страдающих ПТСР.

В чем отличие травматического стресса от традиционного понимания стресса по Г.Селье?

Что понимается под термином «посттравматическое стрессовое расстройство»?

Охарактеризуйте основные теоретические концепции, объясняющие сущность и возникновение ПТСР?

Каковы основные диагностические признаки ПТСР?

В чем заключается сущность лечения ПТСР психотерапевтическими методами?

Тема 8. Помощь людям, пережившим утрату близкого человека

  1. Понятие утраты и потери в жизни человека, стадии переживания утраты.
  2. Признаки хронизации переживания утраты.
  3. Особенности консультации и терапии тяжелой утраты.

Основные понятия: утрата, потеря, психическая травма, «работа скорби», патологическая скорбь.

На протяжении жизни каждый человек сталкивается с более или менее значительными утратами и потерями. Слово «утрата» кажется более уместным, когда речь идет о людях или других живых существах, а словом «потеря» можно назвать исчезновение неживых субстанций — имущества и прочего.

В тех случаях, когда жизненные невзгоды вызывают существенные изменения в душевном состоянии человека, нарушая его настроение, самочувствие, восприятие мира и отношения с другими людьми, мы говорим, что человек получил психическую травму.

Когда умирает близкий человек (ребенок, мать или отец, супруг, брат или сестра, друг, возлюбленный), человек испытывает сильнейший эмоциональный шок. На стадии шока человек еще не осознал полностью факт утраты и ее возможные последствия и инстинктивно пытается защититься, отгородившись от нее.

Фазу шока сменяет фаза гнева. Гнев может быть адресован умершему, медицинским работникам и родственникам, или совершенно посторонним людям. В этой фазе факт смерти уже осознается пережившим утрату человеком, но примириться с этим фактом еще нет сил..

Постепенно до сознания человека доходит непреложность смерти, ее необратимость и тщетность попыток обвинения. И гнев уступает место скорби.Именно в фазе скорби человек учится жить без ушедшего, происходит активная перестройка отношений с людьми, переосмысливаются прожитые годы, принимаются новые решения относительно собственной жизни. З. Фрейд назвал процесс адаптации к несчастью«работой скорби».С окончанием «работы скорби» происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается.

В конце изживания психотравмы утраты присутствует фаза усталости. Усталость носит как душевный, так и физический характер.

Процесс горя имеет большие индивидуальные различия. Многие авторы считают, что стадии возникают строго последовательно, но возможно и непоследовательное прохождение этих стадий.

Нормальный процесс скорби иногда перерастает в хроническое кризисное состояние, которое называется патологической скорбью. О хронизации переживания утраты люди говорят тогда, когда прошло больше года со дня смерти близкого, а человек находится в фазе шока, гнева, скорби или усталости с соответствующей душевной и физической симптоматикой (некоторые люди не могут изжить утрату в течение 3-х, 5-ти и даже 15-ти лет).

Если признаки хронизации переживания утраты наблюдаются на сроках до года с момента утраты, то желательна помощь психотерапевта, а спустя год и более — необходима. Кроме того, помощь необходима при явных саморазрушительных действиях независимо от срока их существования. Изживание психотравмы утраты может затянуться и тогда, когда пациент по тем или иным причинам не имел возможности присутствовать на похоронах и проститься с умершим.

Цели консультации и терапии тяжелой утраты сложны, начиная с утешения и поддержки, и заканчивая постановкой человека лицом к лицу со сложными и болезненными проблемами, если он хочет их разрешить.

  1. Люди, переживающие горе, становятся уязвимы в результате утраты, и их нужно оберегать от дальнейших потерь, стараясь облегчить боль. Создать верный климат нелегко: он должен предлагать, утешение, побуждать к глубокому самоанализу и в то же время позволять выражать тяжелые, взрывные эмоции.
  2. В период утраты страдание облегчается присутствием родственников, друзей, причем существенна не их действенная помощь, а легкая доступность в течение нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна. Находиться со скорбящим человеком и сопереживать ему — главное, что можно сделать.
  3. Необходимо позволить горюющему выразить целый ряд чувств, мыслей и действий, повторение и проговаривание – естественный способ справиться с горем;
  4. Если горе подавлено каким-то образом, может быть полезным изучить причины, почему человек избегает горя.
  5. Очень важная задача социального работника — помочь близким понесшего утрату человека правильно реагировать на его скорбь.

Во многих религиях определяется, сколько времени положено человеку переживать утрату и прощаться с умершим. В православии принято устраивать поминки после похорон, чтобы подчеркнуть значительность события; при этом люди, собравшись за одним столом, вспоминают о достоинствах и добрых делах умершего, осмысливая утрату, обильно едят и пьют спиртные напитки, оказывают эмоциональную поддержку семье умершего. Поминки, проводимые на девятый и сороковой дни после кончины, а также на ее годовщину, являются своего рода этапами прощания с умершим и имеют большое психотерапевтическое значение.

Каковы психологические последствия переживания утраты близкого человека?

Какие стадии переживаний проходит человек после смерти близкого?

В чем заключается значение «работы скорби» в процессе адаптации личности к несчастью?

Каковы главные признаки хронизации переживания утраты?

Охарактеризуйте основные направления консультации и терапии тяжелой утраты?

В чем сущность трехступенчатой модели помощи человеку при переживании горя?

Литература:

  1. Амбрумова А.Г. Предупреждение самоубийств. — М., 1980.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Издательство Московского университета, 1984.
  3. Психология./ Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2000.
  4. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – М.: Питер, 2002.
  5. Крайг. Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.
  6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2 /Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.
  7. Диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников военных действий. Методическое пособие. – Минск, 1991
  8. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001
  9. Ефремов В. С. Основы суицидологии. – СПб.: Издательство Диалект, 2004.
  10. Исаев Д. С., Шерстнев К.В. Психология суицидального поведения. Методические рекомендации. – Самара, 2000.
  11. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. – М., 2000.
  12. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.,1983.
  13. Зеер Э.Ф. Психология профессий – М.: Академвидав, 2006.
  14. Карвасарский Б.Д. Основы психотерапии. – М.,1980.
  15. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический Проект, 2004.
  16. Климов Е.А. Основы профессионального самоопределения. – Р/Д, 1989.
  17. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
  18. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1997.
  19. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М.: Смысл, 2005.
  20. Некрасова Е. А. Краткий справочник по психотерапии. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  21. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр Академия, 2003.
  22. Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб, 2001.
  23. Психологія суїциду / за ред Москальця В.П. – Київ: Акадкмвидав, 2004.
  24. Психология / учебник для гуманитарных ВУЗов. / под ред. Н.В. Дружинина. – СПб: Питер, 2001.
  25. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004.
  26. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб, 2001.
  27. Роджерс К. Клиентоцентрированная психотерапия. – СПб, 1997.
  28. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  29. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004.
  30. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.,1992.
  31. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1979.
  32. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Д. Ф., Морозов С.М. – Киев: Наук. Думка, 1989.
  33. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.:Когито-Центр, 2005.
  34. Толочек В. А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2005.
  35. Тарабарина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб,: Питер, 2001.
  36. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева – М.: Прогресс, 1990.
  37. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. – СПб, 2002.
  38. Черепанова Е. Н. Психологический стресс: помоги себе и ребенку – М. Изд. центр «Академия»,1997
  39. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. — СПб., 2002.
  40. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства. / Под ред. Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж. – М.: «Когито-Центр», 2005
  41. Юрьева Л.Н. Кризисные состояния. – М.: Академия, 1999.
  42. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы – М.: «Класс», 1997.

28