Этапы проведения педпрактики
Поставленные задачи реализуются в процессе выполнения конкретных заданий, направленных на углубленное изучение личности одного ученика и проведения психологически обоснованной индивидуальности учебно-воспитательной работы с ним в течение практики.
На первой неделе практики студенты (филологи — в течение одной недели, а студенты других факультетов в течение трех дней) определяют, кто из учеников класса нуждается в той или иной помощи с целью повышения успеваемости, коррекции его психики, тех или иных форм поведения и взаимодействия со сверстниками или учителями, или с целью дальнейшего развития способностей и интересов ученика. Могут быть поставлены такие конкретные задачи: улучшить успеваемость, скорректировать неадекватную самооценку, устранить конфликт во взаимоотношениях со сверстниками и т.п.
Конкретные задачи определяются на основе наблюдений за учеником, бесед с учителями, учащимися, школьным психологом, изучения соответствующей документации (классных журналов, медицинских карт и др.)
На второй неделе педпрактики студенты систематически наблюдают за избранным учеником на уроках и во внеучебное время, изучают ученика методом независимых характеристик и с помощью методики Стотта исследуют уровень личностной адаптации ученика к школе, что позволяет глубже понять индивидуальные особенности личности ученика и его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, диагностируя те свойства, которые нуждаются в коррекции. На этой неделе студенты изучают учебно — познавательные мотивы, интересы ученика (методом беседы, наблюдения, анкет, тестов).
На третьей неделе изучаются межличностные отношения ученика и статус в классе социометрическим методом.
На четвертой неделе студенты-филологи (в начале четвертой недели студенты других факультетов) анализируют уровень развития иноязычных способностей ученика.
На пятой неделе студенты — филологи (и в начале четвертой недели студенты других факультетов) анализируют результаты психологического исследования ученика и результаты своей индивидуальной воспитательной работы с ним.
На шестой неделе студенты- филологи (и в начале четвертой недели студенты других факультетов) оформляют результаты своей работы в индивидуальной карте учащегося и завершают оформление своего дневника, в котором должны быть представлены результаты наблюдения за учеником: материалы и итоги тестирования, итоговые таблицы, если они необходимы, как итог конкретного исследования ( например, по изучению межличностных отношений, уровня адаптации к школе), а также — развернутые, психологически обоснованные выводы об итогах индивидуальной работы с учеником по направлениям и методам дальнейшей воспитательной работы с ним.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
... составной частью в структуру их профессиональной компетентности. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для того чтобы успешно подготовиться к семинарскому занятию и зачету, рекомендуется: ... в отношении себя и окружающих. 8. Помнить, что практические упражнения дают достоверные результаты, если они выполняются с желанием и искренне. 9. Подготовиться к сдаче ...
Отчетная документация
1. Индивидуальная карта учащегося (с результатами изучения ученика)
2. Психологический дневник (рабочий), отражающий весь процесс работы студента по психологии в течение практики по указанной выше программе.
Примечание 1. Содержание работы студентов по психологии может быть скорректировано, если они проходят практику в вузе (при условии ее согласования с руководителем педпрактики по психологии).
Примечание 2. К данной программе прилагается два учебно-методических пособия:
Индивидуальная карта учащегося. Составитель А.Н. Пушкина, Издательство НГЛУ, 2002.
Психологическая помощь школьнику. Составители: Л.А. Кудрина, Е.П. Маринина, издательство НГЛУ, 1999. В пособии представлена карта Стотта, перечень тестов, имеющихся в кабинете педагогики и психологии, список литературы по изучению учащихся и оказанию им психологической помощи.
Карта Стотта опубликована и в “Рабочей книге школьного психолога”. Под ред. И.В. Дубравиной. М. Просвещение. 1990г
Критерии оценки студентов по психологии в период педпрактики.
Оценка “отлично” ставится студенту, выполнившему указанный выше объем и график работы, и, представившему в срок указанную документацию. При этом учитывается итог индивидуальной воспитательной работы с учеником и глубина психологического анализа и обобщения процесса воспитательной работы и всех материалов, полученных с помощью разных психологичеких методов, применяемых при изучении личности школьника
Оценка “хорошо” ставится студенту, выполнившему указанный объем работы и представившему в срок указанную документацию. Учитывается его умение применять разные методы исследования и вести индивидуальную воспитательную работу с учеником, анализировать и обобщать опыт своей работы, оформлять итоги своей работы. Могут быть незначительные недостатки (некоторые нарушения в графике работы, слишком краткий качественный анализ результатов, недостатки в оформлении итоговой документации)
Оценка “удовлетворительно” ставится студенту, выполнившему программу в срок, но не по всем аспектам, нарушающему график выполнения работы, представившему слишком краткий качественный анализ материалов и итогов своей работы, имеющему недостатки в оформлении отчетной документации.
Оценка “Неудовлетворительно” ставится студенту, не выполнившему программу практики по психологии и не представившему необходимую итоговую документацию.
Каждый студент в течение педпрактики обязательно посещает 1-2 консультации у руководителя педпрактики по психологии.
Индивидуальная карта учащегося.
Методические рекомендации студентам практикантам.
Уважаемые практиканты, надеемся, что предлагаемая схема позволит Вам сравнительно легко вспомнить некоторые диагностические процедуры, изученные на практических занятиях по психологии. Для этого указываются подстрочные ориентиры.
Роль личности педагога в организации внеклассной работы младших школьников
... пределы и определяется в основном интересами учащихся. При вовлечении младших школьников в кружковую работу появляется больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов ... рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для ...
Впрочем, Вы свободны в выборе процедур изучения школьника и можете использовать любые из тех, которыми владеете.
Главное, данные об ученике должны быть доказательными. Источник информации об ученике в конце каждого раздела может быть обозначен сокращенно начальными буквами: Н- наблюдение, Т- тестирование, БУ- беседа с учениками, ПД- анализ продуктов деятельности и т.п. Схема предусматривает сведения об основных языковых способностях ребенка, уровень которых, как правило, обнаруживается на каждом уроке иностранного языка.
В схему включен раздел 10 “дополнительные сведения об ученике”, где могут быть зафиксированы, например, особенности познавательной деятельности, черты характера, темперамента, уровень самооценки, уровень дезадаптации и т.п.
Некоторые процедуры изучения школьника могут быть более развернуто отражены в приложении. Например, для определения уровня дезадаптации школьника можно обратиться к карте-схеме Стотта, представленной в методичке кафедры психологии Л.А.Кудриной — Е.П.Твороговой, 1999 г. “Психологическая помощь школьнику”, задание 11, с 7-17.
Для изучения структуры иноязычных способностей рекомендуется методическое пособие В.В.Рыжова “Иноязычные способности: Материалы тестирования” — НГЛУ, 2001. Автором составлен комплекс тестов для измерения и развития иноязычных способностей.
Схема завершается выводами и рекомендациями по изучению школьника, дальнейшей работы с ним и оказанию ему психологической помощи. Это потребует от Вас профессиональной компетеннтности.
Надеемся, что в этом у Вас не возникнет проблем!