криминологии и психологии

33

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА КРИМИНОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

криминологии и психологии

майор милиции

Т.А. Хабибуллин

« » 2009 г.

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«ПЕДАГОГИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД»

по теме № 2

«Педагогические основы воспитания и обучения

сотрудников ОВД»

по специальности 030501.65 Юриспруденция

Время – 2 часа

Лекция подготовлена доцентом кафедры криминологии и психологии, полковником милиции, к.филол.н. Л.В. Сафроновой

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

«06 » ноября 2009 г., протокол № 6

УФА 2009

Цель лекции: рассмотреть категории воспитание и обучение сотрудников как о важнейший фактор формирования личности, рассмотреть сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД и содержание и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД, а также характеристику основных форм и методов воспитания личного состава, принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД и правовое воспитание в процессе обучения.

Дидактические материалы к лекции:

Компьютерная графика, схемы, слайды.

Литература

Основная:

  1. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. – М.: Норма, 2008.
  2. Мухаметшин Ф.Б., Сафронова Л.В. Введение в педагогику: Учебное пособие для адъюнктов. – Уфа: УЮИ МВД России, 2006.
  3. Юридическая педагогика: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

Дополнительная:

  1. Исхаков Э.Р., Багишаев З.А. Профессиональная педагогика: Учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. заведений // Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2003.
  3. Реформирование системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: Сборник материалов учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе см личным составом образовательных учреждений МВД России (г. Краснодар, 31 марта – 1 апреля 2008 г.) / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. – М., ЦОКР МВД России, 2008.
  4. Сафронова Л.В. Личность: проблема определения // Вестник УЮИ МВД РФ 2006. № 4. С. 65-72.
  5. Сафронова Л.В., Рахматуллин Р.Ю. Культурный образец как элемент культуры: педагогический аспект // Вестник УЮИ МВД РФ. – 2007. – № 3 – С. 56-62.

План лекции.

5 стр., 2144 слов

Презентация на тему: КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ...

... 2.Круг исследований: этические проблемы психологии, социологии, социальной психологии, этнологии, культурологии, антропологии, медицины, ... необходимых для нравственного становления и развития сотрудника - профессионала, сформировать нравственную культуру курсанта, ... обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет Государственной противопожарной службы МЧС России, ...

  1. Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД.
  2. Содержание и особенности процесса обучения сотрудников ОВД.
  3. Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава.
  4. Принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД.
  5. Правовое воспитание в процессе обучения.

В сфере деятельности правоохранительных органов педагогика обладает своими особенностями, содержанием, присущим ее в этой отрасли человеческой деятельности и специфическими задачами в области воспитания и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД.

Хорошо если в правоохранительных органах работают безукоризненные сотрудники, воспи­танные, любящие свое дело, преданные долгу, ответственные, усердные, культурные и пр. но человек со временем меняется под влиянием очень многих факторов. Жизнь правоохранительных органов это убедительно подтверждает. Поэтому на воспитание и обучение личного состава необходимо смотреть как на важный позитивный фактор.

Актуальность заключается в том, что успех воспитательной работы определяется зачастую умением создать творческую атмосферу в коллективе сотрудников ОВД: добиться того, чтобы каждый сотрудник работал с охотой, повышал свою квалификацию, совершенствовал культуру межличностных отношений. Решение этих задач возможно только при грамотной организации воспитательной работы и желании сотрудников работать над своим совершенствованием, обучением и развитием.

Теоретическая и практическая значимость лекции состоит в том, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД зачастую связана и с воспитательными функциями, кроме того работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных качеств, профессионального совершенствования, порой формирования новых профессионально важных качеств.

Вопрос 1. Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в овд.

Еще в 16 веке известный французский мыслитель М.Монтень (1533-1592) писал: «С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении».

В современной науке понятие «воспитание» имеет несколько значений. Оно рассматривается как:

7 стр., 3260 слов

Формирование профессиональных компетенций в области организационно ...

... подбору персонала на муниципальные должности. Предметом исследования является программа формирования профессиональной компетенции у сотрудников администрации Артемовского городского округа. Гипотеза: на основании особенностей ... так и к личности менеджера, - используется работодателем как стандарт, в соответствии с которым происходит подбор, расстановка, оценка руководящего состава, - может служить ...

Во-первых, как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт,

Во-вторых, этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т.е. школа, семейная педагогика, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации, как в организованных, так и в педагогически неорганизованных формах, их влияния на развитие подрастающих поколений, формирование их социального опыта.

В-третьих, существует и третье толкование понятия «воспитание». Оно выводит прямо на профессиональную деятельность специалистов-педагогов и определяется как управление процессом развития личности обучаемого. Отсюда образуется и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «средства и формы воспитания».

В деятельности сотрудников ОВД под воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования и совершенствования важнейших социальных и профессионально важных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззрен­ческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных ка­честв, профессионального совершенствования, порой формирова­ния новых профессионально важных качеств. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни.

Применительно к ОВД, перед воспитанием стоят следующие задачи:

— создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников. В эту систему входят: гражданское, нравственное, право­вое, профессиональное, эстетическое, экономическое и др. воспита­ние. Реализация этой системы предполагает овладение сотрудниками ОВД системой соответствующих знаний по общественным наукам и формирование на этой основе научного мировоззрения, моральных убеждений, сознательности;

— организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников;

— обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников;

— забота о здоровье сотрудников, развитие их физических сил, удовлетворение их разумных материальных и духовных потребностей, укрепление их быта, семейной жизни;

— формирование у сотрудников потребности, желания и умения в самовоспитании, всестороннем развитии своей личности, в профессиональном усовершенствовании, в укреплении коллектива;

— педагогизация среды, т.е. такая организация среды ее формирования, чтобы она оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников.

К особенностям процесса воспитания сотрудников ОВД относятся:

— специфическая направленность воспитания;

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

...   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются ... онтогенезе, об уподоблении как механизме формирования образа, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные ... с 6-7 лет Плод развития, воспитания, знания Самосознания (Я-концепция): физическое, реальное, ...

— осуществление в ходе воспитания моральной и психологичес­кой подготовки к действиям в условиях службы;

— объектом воспитания являются взрослые люди, у которых есть уже сложившиеся взгляды и привычки;

— воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями;

— воспитание протекает постоянно в коллективе, имеющем особую организацию, уставные взаимоотношения, своеобразный быт.

Воспитание сотрудников проходит успешно в условиях, когда достигается разумное взаимодействие объективных и субъективных факторов.

Субъектом воспитания в ОВД выс­тупают руководители всех категорий, а также коллективы подразде­лений и служб, различные общественные формирования.

Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.

Воспитательная деятельность возможна только при наличии взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми, установления взаимопонимания между ними, согласующегося с целями воспитания. Одним из важных условий правильных воспитательных отношений между воспитателем и воспитуемым является учет особенностей объекта воспитательного воздействия. Специфичным для объекта воспитания является то, что он одновременно является и субъектом (при условии активной работы над своим совершенствованием).

Особенности организации системы воспитания в правоохранительном органе. Система воспитания в правоохранительном органе включает в себя пять основных направлений воспитательной работы:

– создание воспитывающей среды,

– обеспечение воспитывающего характера правоохранительной деятельности и руководства ею,

– обеспечение воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе,

– применение специальных общих форм воспитательной работы,

– стимулирование самовоспитания.

Создание воспитывающей среды осуществляется с помощью правильного построения управления органом, поддержания порядка, надлежащего обеспечения, создания в коллективе деловой атмосферы ответственности за состояние законности и правопорядка, чувства сотрудничества и товарищества, здорового общественного мнения, морально-психологического климата, формированием здоровых традиций и обычаев.

Обеспечение воспитывающего характере правоохранительной деятельности и руководства ею осуществляется индивидуальной работой каждого по ее самосовершенствованию, примером и помощью со стороны коллег по работе, старших, наставников, начальников, применением педагогических технологий руководителями в процессе управления, приданием воспитывающего характера всем формам группового обсуждения путей улучшения деятельности (совещания, обсуждения в группах, разборы, подведение итогов, применения стимулов, повышающих добросовестность в работе, поощрений и наказаний и др.).

Пути обеспечения воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе применение доказательства, словесного убеждения, внушения, эмоционального воздействия, требования, оценок, одобрения, осуждения, мотивирования, убеждения на примере и личном опыте, побуждения к самооценке и самоанализу, сравнения, коллективной работы, соревновательных отношений, организации оказания товарищеской помощи отстающим, побуждения к взаимной поддержке и выручке; проявления руководителем справедливости, доброжелательности, демократизма, личной примерности в увлеченности занятием; дифференцированного и индивидуального подхода, заданий на самоподготовку с последующей проверкой их, индивидуальной помощи; имитации ситуаций неудачи первой попытки решения задачи, поддержки тех, кто испытывает трудности, авансирование доверия и многие другие;

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... воспитание учащихся, укрепление их здоровья. Педагог профессионального обучения по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (дизайн) подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; ... технологических и педагогических задач, анализа положительных и отрицательных сторон деятельности учащихся и ...

Применение специальных общих форм воспитательной работы призвано усилить эффект других направлений ее, дополнить воспитательными воздействиями, которые бывают слабы или применимы в них. Это направление реализуется проведением собраний, дискуссий, лекций, встреч с населением, ветеранами, участниками служебно-боевых действий, организацией работой с семьями, и пр.

Стимулирование самовоспитания. Самовоспитание – непременный элемент системы воспитания взрослых людей. Никто не может сделать человека таким, каким он упорно не хочет быть. Самовоспитание — осмысленная целенаправленная работа сотрудника ОВД по формированию у себя положительных черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, обусловленные личными и профессиональными интересами сотрудника и потребностями общества.

Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности — закономерность процесса воспитания. От качественного воспита­ния зависит его результат — развитие личности. В свою очередь, содержание, формы и методы воспитания зависят от уровня общего развития воспитуемых.

Основой воспитательного процесса, источником формирования общественно ценных качеств личности является деятельность и обще­ние. Чем целесообразнее организована полезная обществу деятель­ность воспитуемых, чем разумнее строится их общение, тем эффек­тивнее протекает воспитательный процесс — такова его закономер­ность.

Изучение людей, фактов и закономерностей воспитания, как специфических отношений, позволяет рассматривать целостный процесс воспитания как совокупность всех воспитательных отношений, определяемых целями воспитания и соответствующей деятельностью его участников.

Педагогическое воздействие воспитателей на воспитуемых предполагает целеустремленную организацию деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. В качестве основных функций взаимодействия воспитателей и воспитуемых выделяют три:

1. Развивающая функция состоит в развитии личности воспитуемого в процессе взаимодействия с воспитателем.

2. Воспитательная — в осуществлении целей воспитания относительно личности и коллектива, в который включена личность.

3. Организаторская сводится к целесообразному построению деятельности и общения воспитуемых, благодаря чему эти процессы становятся средствами целенаправленного формирования коллективов и их членов.

Процесс воспитания осуществляется путем прямого (непосредственного) и опосредованного воздействия, на основе принципов, определенными методами, приемами и средствами, в соответствующих формах.

9 стр., 4075 слов

Глава 1. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с ...

... Нижний Новгород Содержание   Введение Глава 1. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта Проблема коррекции ... блокирует развитие системы дифференцированного специального образования. Поэтому сотрудники ИКП РАО предлагают проект своего, российского пути ... подготовлены и не ставят перед собой подобной задачи. Фактически это самая обделенная группа детей с ...

Можно утверждать, что педагогически грамотная организованная система воспитания при всей ее специфичности в напряженно работающем практическом органе способствует решению задач, стоящих перед ОВД. Создание ее реально, не требует каких-то сверхъестественных’ усилий и в основном зависит от от­ветственности, деловитости и педагогического профессионализма ее основных субъектов.

Выводы по первому вопросу. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни.

Задачи педагогики связаны с педагогизацией среды т.е. такой организацией среды ее формирования, чтобы она оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников. Сюда входят: создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников; организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников; обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников и др.

Воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями. Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.

Вопрос 2. Содержание и особенности процесса обучения сотрудников овд

Теоретические основы обучения разрабатывает особая отрасль педагогики, называемая дидактикой. Основателем научной дидактики считают великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. В его книге «Великая дидактика» (1632) эта отрасль педагогики определяется как «всеобщее искусство всех учить всему». Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает обучающий.

Дидактика, как общая теория образования и обучения, рассматривает общие положения и закономерности. Они обнаруживаются в любом процессе обуче­ния, но в то же время обучение каждому предмету, виду действий, профессии имеет свою специфику. Эта специфика находит отра­жение в частных дидактиках, представляющих адаптацию общих положений в частной методике. Развитие такой дидактики и ее приложений К практике профессиональной подготовки личного состава правоохранительных органов и есть научный путь подъема ее на качественно новый уровень.

Как мы помним, обучение – обучения в ОВД — это целенаправленный, организованный процесс формирования у сотрудников специальных знаний, навы­ков и умений служебной деятельности с учетом требований профессиональной деятельности в современ­ных условиях. Результат его – обученность сотрудника ОВД. Особое обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор, общую цивилизованность обучающихся, – образовательное обучение, – делает его составной частью образования.

Обучение в ОВД – социально-педагогический процесс, обусловленный потребностями государства в хорошо подготовленных сотрудниках ОВД, способных успешно выполнять служебные задачи.

Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и разви­вающим.

Образо­вательные учреждения закладывают надежные основы профессио­нализма специалистов правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должно­сти, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании. Но жизнь и условия непрерывно ме­няются, возникают новые проблемы и задачи, новые условия и возможности, происходят изменения в законодательстве, появля­ются новые подзаконные акты, появляются новые виды преступлений, способы их совершения и маскировки, обнаруживаются недостатки и отставания и т.п. Короче говоря, окончив образовательное учре­ждение, нужно продолжать непрерывно учиться, чтобы поспевать за стремительно уходящей вперед жизнью, постоянно совершенст­воваться, обогащаться профессиональной мудростью, обновлять свой профессионализм, поддерживать его на высшем уровне. Эту же необходимость подтверждает система непрерывного образова­ния, предусмотренная новыми Федеральными Законами России об образовании. Непрерывному и оперативному удовлетворению этих требований непосредственно в практике деятельности правоохранительных органов, каждого сотрудника служит система профессиональной подготовки’51.

В качестве основных задач, решаемых в процессе обучения сотрудников ОВД, можно выделить:

— обучение их умелому выполнению служебных обязанностей в строгом соответствии с требованиями законности;

— формирование у сотрудников необходимых нравственных качеств, профессионального долга, чувства личной ответственности за выполнение служебных задач, бдительность и т.д.;

— обеспечение их высокой готовности как к выполнению повседневных оперативно-служебных задач, так и к действиям в условиях сложной оперативной обстановки, в экстремальных ситуациях;

— достижение необходимого уровня технической, огневой, строевой, физической и психологической подготовки обучаемых.

Успешное решение этих задач зависит от владения начальствующим составом основами педагогической теории, понимания им основных закономерностей процесса обучения, от приобретения умений и навыков реализации требований этих закономерностей в ходе обучения сотрудников.

Эти задачи решаются как в целом в процессе обучения, так и при изучении каждого учебного предмета и на каждом занятии.

В обучении личного состава реализуются все основные функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая и психологическая подготовка.

Основные психолого-педагогические условия воспитания и развития сотрудников ОВД в ходе обучения:

— действенная положительная мотивация учебной деятельности;

— обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и физических трудностей;

— высокая степень активности обучаемых, их самостоятельность;

— насыщенность всех форм занятий и учений положительными эмоциональными переживаниями;

— осознание обучаемыми значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим для своего профессионального самосовершенствования.

Нужно также учитывать, что обучение — это двухсторонний активный процесс деятельности обучающего и обучаемых, состоящий из 2-х процессов преподавания и учения. Организующая и руководящая роль в обучении принадлежит обучающему. Большое значение при этом имеет уровень самостоятельности и активности обучаемых.

В органах внутренних дел существует целая система подготовки кадров. Она включает:

— первоначальное обучение всех сотрудников, вновь принимае­мых в органы МВД;

— служебную подготовку личного состава;

— переподготовку кадров.

Практика свидетельствует, что результаты ее решения зависят от должной организации процесса профессионального обучения личного состава, формирования у него знаний, навыков, умений, необходимых для успешного выполнения служебных задач.

Содержание обучения во всех этих видах подготовки личного состава определяется программами по предметам обучения и тематическими планами.

Организация служебной подготовки является прямым долгом начальников органов, подразделений. Они несут полную ответствен­ность за подготовку, качество проводимых занятий и лично сами принимают непосредственное участие в обучении личного состава.

Обучение личного состава ОВД по своим целям, содержанию и методам специфично, т.е. оно имеет свои особенности по сравнению с обучением в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Каковы эти особенности?

— обучение подчинено основной задаче — обеспечению высокого качества выполнения задач соответствующей службы;

— все виды обучения проводятся при сохранении полной готовности к выполнению оперативно-служебных задач;

— обучение носит практический характер, т.е. многие знания, которые усваиваются на занятиях по служебной подготовке, сразу же применяются на практике в процессе повседневной службы; обучение проводится по соответствующим службам.

Специфика и общие педагогические задачи подготовки. Профессиональная подготовка, Проводимая непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально ор­ганизованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, Конкретных задач. Она, как и система воспитания, входит важным элементом органи­зации управления и обеспечения деятельности правоохранительно­го органа.

Профессиональная подготовка строится как особое направле­ние работы с кадрами непосредственно в правоохранительных органах ив атом ее существенное своеобразие и отличие от про­исходящего в образовательных учреждениях. Общая организация ее осуществляется кадровыми аппаратами, специальными служба­ми и непосредственными руководителями занятий. Но основное своеобразие — в педагогической системе как всей подготовки, так и проводимых занятий.

Под подготовкой нередко подразумевается обучение персона­ла. Но профессионализм, как уже отмечалось, не сводится к обученности. Профессионализм нечто большее, чем обученность. Что­бы добиться высоких профессиональных результатов, надо быть еще профессионально воспитанным (быть добросовестным, ответ­ственным, преданным профессиональному долгу, целеустремлен­ным, настойчивым, упорным, честным, человечным и др.); профессионально развитым (иметь развитые профессиональные спо­собности).

Поэтому профессионалом может считаться только тот, кто не только знает, но и .-+ может + хочет + способен.. Поэтому и профессиональная подготовка — весьма специфичная педагогическая система. Имея в своей основе обучение, она обязана решать триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспитание + развитие. Это особое обучение: обучающе-воспитывающе-развивающее. Его содержание, формы и методы эффективны, если направлены на решение этих задач в комплексе и строятся соответственно.

Это основополагающие положения частной дидактики профессиональной подготовки в правоохранительных органах. Све­дение подготовки к обучению ущербно и антипедагогично в своих корнях, не дает желаемых результатов в достижении высот про­фессионального мастерства и порождает горькие плоды наруше­ний законности, формализма, бездушия, потери уважения у граж­дан и др.

Частные педагогические задачи. Частные задачи обучения связаны с формированием, совершенствованием, обогащением, закреплением и поддержанием на должном уровне профессио­нальных знаний, навыков и умений сотрудников.

Частные задачи профессионального развития сотрудников в ходе профессиональной подготовки обусловлены необходимостью и возможностями развития профессиональных способностей — особых качеств и их компонентов, сказывающихся на успехах ов­ладения профессией, решений профессиональных задач и профес­сиональном росте. К таким способностям, подлежащим целена­правленному развитию, относятся:

— профессиональное мышление (юридическое, тактическое, оперативное, криминалистическое, техническое, психолого-педагогическое и др.);

  • профессиональная наблюдательность;
  • профессиональная память;
  • способность к перевоплощению и ролевому поведению;
  • профессиональная бдительность;
  • скорость реакции;
  • профессионально-психологическая устойчивость и др.

Для разных категорий сотрудников, в зависимости от особен­ностей их деятельности, нужны и своеобразные способности, не­редко уникальные.

Выводы по второму вопросу. Обучение в ОВД – социально-педагогический процесс, обусловленный потребностями государства в хорошо подготовленных сотрудниках ОВД, способных успешно выполнять служебные задачи. Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и разви­вающим. Образо­вательные учреждения закладывают надежные основы профессио­нализма специалистов правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должно­сти, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании.

Профессиональная подготовка, проводимая непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально организованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, конкретных задач. Она, как и система воспитания, входит важным элементом органи­зации управления и обеспечения деятельности правоохранительно­го органа.

Вопрос 3. Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава

Принципы воспитания практически реализуются через организационные формы и систему методов воспитания.

Раскрывая содержание воспитания, мы отвечаем на вопрос: что воспитывать в человеке? Но не менее важен и вопрос: как воспиты­вать?

Ответить на него помогает ознакомление с формами и методами воспитания.

За основу классификации форм воспитательного воздействия бе­рется объект воспитания, в соответствии с которым они (формы) подразделяются на массовые, фронтальные, коллективные, микроколлективные (групповые), индивидуальные.

Массовые (в некоторых источниках — массовидные) формы воспитания могут быть дистантными или контактными.

Дистантные формы (литература, искусство, средства массовой информации) играют все возрастающую роль.

В большом и сложном деле формирования человека, мощным инс­трументом являются средства массовой информации и пропаганды — газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агенства.

Контактные формы (фестивали, публичные лекции, открытые су­дебные заседания и т.п.) также несут определенную воспитывающую нагрузку. Непосредственность восприятия происходящего, так назы­ваемый «эффект присутствия», сопереживание оказывают большое воз­действие на человека, главным образом на его эмоционально-чувс­твенную и умственную сферы, и таким образом формируют определен­ное отношение к действительности.

Естественно, что уровень воспитательного воздействия массо­вых мероприятий зависит от того, какие цели были поставлены их организаторами: просто развлечь, помочь выработать правильное от­ношение к моральным ценностям, оказать профилактическое воздейс­твие и т.д. Не менее важна и сила эмоционального влияния того или иного мероприятия: если спектакль монотонен, лекция скучна и т.д.

— чаще всего они не достигают воспитательной цели.

Фронтальными называют формы воспитания, объектом которых яв­ляется макроколлектив. Нередко они проводятся с целью мобилизации общественного мнения, информирования коллектива по конкретному вопросу и т.д.

Конкретно этими формами являются общие собрания крупного коллектива (в системе МВД — общее собрание сотрудников горрайот­дела).

Люди, собирающиеся на эти собрания, объединены коллектив­ными связями и переживаниями, но не имеют непосредственного рабо­чего контакта.

По нашему мнению, эти мероприятия могут содействовать, глав­ным образом, воспитанию у людей чувства гордости за свой коллек­тив, ответственности за порученное дело: например, высокая оценка деятельности отдела на общем собра­нии сотрудников, безусловно, оказывает воспитывающее влияние.

Коллективные формы воспитания представляют собой систему воспитательных мероприятий, проводимых в контактном (учебном, во­инском, милицейском и трудовом) коллективе. Контактным (первичным по терминологии А.С. Макаренко) коллективом обычно считают такую группу людей, члены которой находятся в непрерывном общении, свя­заны общими служебными интересами. Контактный коллектив может подразделяться на более мелкие коллективы, но психологически он остается единым целым.

К коллективным формам воспитания относятся, например, сове­щания отделов, служебные занятия и т.д. Все эти мероприятия наря­ду с достижением конкретных целей должны нести и воспитательную нагрузку.

Микроколлективные формы воспитания рассчитаны на микроколлектив, т.е. внутреннюю формализованную или неформализованную груп­пу, находящуюся внутри первичного коллектива. От коллективных форм воспитания они отличаются большей и конкретной приближен­ностью к членам коллектива.

К числу таких форм можно отнести беседы, оперативные совеща­ния и т.п. Как правило, они посвящаются рассмотрению конкретных задач, стоящих перед каждым членом коллектива, разрешению возник­ших конфликтов и т.д.

Сила воздействия микроколлективных форм воспитания пропорциональна авторитетности общественного мнения.

Психологическая совместимость — как одно из важнейших свойств коллектива — проявляется чаще всего во взаимном воздейс­твии внутри микроколлектива.

Индивидуальные формы воспитания имеют своим объектом конк­ретную личность.

Схему индивидуальной воспитательной работы, выражающую ее сущность, упрощенно можно представить следующим образом:

Схема индивидуальной воспитательной работы

Основа

Деятельность

Изучение личности. Учет индивидуальных особенностей сотрудника.

Воздействие на сознание, волю и чувства сотрудника.

Конечный результат

Изжитие недостатков, развитие поло­жительных качеств, побуждение к самовоспитанию

Каковы же основные черты индивидуальной воспитательной рабо­ты (ИВР)?

Во-первых, она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, т.к. проводится всегда с конкретным человеком и преследует конкретные актуальные для каждого момента цели.

Во-вторых, она характеризуется оперативностью. Она может про­водиться в любое время, в любой обстановке, наиболее доступна всем воспитателям, понимающим ее сущность и владеющим основами ее методики.

В-третьих, ИВР присуща наиболее высокая действенность. Это обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей как в общем плане, так и с учетом реакции на эти воспитательные влияния в конкретной ситуации.

К индивидуальным формам мы относим:

индивидуальные беседы, обучение нового сотрудника, отчет сотрудника на собрании, поощрение или взыскание и т.д. Сила воз­действия этих форм определяется, с одной стороны, непосредствен­ной «нацеленностью» на конкретную личность и, с другой — опосре­дованной нацеленностью на микроколлектив в целом. Через индивиду­альные формы воспитания наиболее полно осуществляется управление формированием личности.

Основными формами воспитания личного состава являются:

1. Служебно-боевая подготовка.

2. Общественно-государственная подготовка.

3. Общие собрания коллектива.

4. Деятельность общественных формирований.

5. Наставничество.

6. Индивидуально-воспитательная работа.

7. Мероприятия культурно-массового и спортивно-оздоровитель­ного характера.

Теория и практика воспитательной работы знают большое коли­чество методов воспитания.

Методы воспитания — это совокупность средств и приемов одно­родного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю и поведение воспитуемых с целью формирования у них необходимых ка­честв в соответствии с целями и задачами воспитания.

Каждый метод воспитания представляет собой совокупность ме­тодических приемов и различных средств воспитательного воздействия, но вместе они составляют систему основных методов воспита­ния.

В работе с сотрудниками ОВД используются следующие методы: метод убеждения, метод упражнения, метод воспитания на примере, метод поощрения, метод принуждения.

Метод убеждения также является методом воспитания сотруд­ников ОВД.

Основные условия действенности метода убеждения:

— глубокая личная убежденность воспитателя в справедливости, истинности убеждаемых требований;

— безупречная логика обоснования убеждаемых положений и принципов;

— единство слова и дела, правильная организация повседневной жизни и деятельности личного состава;

— индивидуальный подход в процессе убеждения и переубеждения воспитуемых, исключение различных форм морального давления;

— авторитет воспитателя среди личного состава.

Метод упражнения по своей сущности заключается в такой орга­низации службы и всей жизни сотрудников, которая повседневно ук­репляет их сознание, закаляет волю, развивает чувства, ведет к формированию положительного социального опыта, выработке необхо­димых морально-деловых качеств и привычек правильного поведения.

Основные условия действенности метода упражнения в воспитании:

— систематически раскрывать перед сотрудниками общественную значимость их службы, необходимость формирования у них высоких морально-деловых качеств, устойчивых положительных привычек и на­выков поведения;

— ориентировать сотрудников на лучшие образцы поведения и достойные для подражания примеры;

— добиваться постоянного неукоснительного выполнения всеми сотрудниками требований уставов и норм морали;

— создавать в коллективе атмосферу доброжелательной требова­тельности, нетерпимости к различным отклонениям от выполнения нравственно-правовых норм;

— обеспечивать личный пример в проявлении воспитателями качеств и привычек, которые они хотят привить воспитуемым;

— всемерно стимулировать у сотрудников служебную и общест­венную активность, их стремление к самовоспитанию, учить их соот­ветствующей методике, создавать необходимые условия, поддерживать хорошее настроение и положительное отношение к процессу воспита­ния и самовоспитания:

Метод примера в воспитании — это целеустремленное и система­тическое воздействие воспитателей на воспитуемых силой личного примера, а также всеми видами положительного примера как образца для подражания, стимула в соревновании и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни.

Основные условия действенности метода примера в воспитании:

— обеспечение высокого личного примера воспитателя при вы­полнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соб­людение уставов и норм морали;

— широкая пропаганда опыта деятельности и принципов жизни передовых сотрудников подразделения, примеров жизни и подвигов вы­дающихся людей;

— создание в коллективе атмосферы дружбы и товарищества;

— сочетание метода примера с другими методами, учет требова­ний принципов воспитания.

Метод поощрения — это система средств и приемов морального и материального стимулирования сотрудников и их коллективов, проя­вивших высокий уровень сознательности, усердия, инициативы, настойчивости, мужества при выполнении служебного долга и добившихся высоких результатов по службе.

Основные условия действенности метода поощрения в воспитании:

— педагогическая целесообразность поощрений;

— подчинение поощрений решению главных задач, стоящих перед подразделением;

— соответствие поощрений степени заслуг сотрудника;

— своевременность поощрений;

— соблюдение меры в поощрении;

— последовательность в применении поощрений;

— разумное сочетание моральных и материальных видов поощре­ний;

— сочетание поощрения отдельных сотрудников с поощрением коллектива;

— непрерывное повышение требовательности к поощряемым сот­рудникам;

— гласность поощрений;

— правильная формулировка мотивов поощрения.

Принуждение как метод воспитания есть система дисциплинарно­педагогических воздействий на сотрудников, недобросовестно отно­сящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих дисципли­ну и допускающих аморальные проявления, с целью побуждения их к добросовестному выполнению своих служебных обязанностей и исправ­лению поведения. Но принуждение является только вспомогательным методом воспитания.

Принуждение может быть выражено в следующих формах:

— в категорическом требовании;

— предупреждении о привлечении к дисциплинарной ответствен­ности;

— наложении взыскания;

— осуждении провинившегося на собрании личного состава. Метод принуждения требует от воспитателя особой ответственности за педагогическую целесообразность и обоснованность его применения.

Основные условия действенности метода принуждения:

— применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали никакого результата или ког­да обстоятельства требуют немедленно изменить поведение человека, пресечь социально вредные действия, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами;

— применение метода принуждения на основе убеждения и в со­ответствии с требованиями принципов воспитания;

— индивидуальный подход в применении мер принуждения к вос­питуемым с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способ­ностей, характера поступка и условий его решения;

— неотвратимость в реагировании со стороны руководителей на нарушения сотрудниками требований уставов и норм морали;

— обстоятельное выяснение причин проступков;

— достижение глубокого осознания провинившимся своей вины;

— своевременность применения мер принуждения, исключение со стороны воспитателей поспешности в применении мер принуждения, недопустимости проявления элементов предвзятос­ти, грубости;

— учет общественного мнения, широкое и активное участие в перевоспитании нарушителей общественных организаций; коллектива сотрудников;

— усиление внимания к сотрудникам, к которым применены меры принуждения.

— поощрение за первые успехи снятием ранее наложенного взыска­ния.

Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности сотрудника и его качеств, требует умелого, творческого применения различных методов воспитания, не увлекаясь каким-либо одним, и учитывая педагогические принципы.

Выводы по вопросу. Таким образом, формы и методы воспитания личного состава весьма многообразны. Знание и грамотное применение различных методов воспитания являются важнейшим условием эффективности всей профессиональной деятельности органов внутренних дел.

Вопрос 4. Принципы, формы и методы обучения личного состава овд

Принципы обучения (дидактические принципы) – это руководящие педагогические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей дидактики и определяют деятельность преподавателя по вооружению обучающихся знаниями, навыками и умениями.

Принципы условно можно разделить на две группы: первую составляют  содержательные принципы, которые отвечают на вопрос: чему учить?;  а вторую — организационно-методические. Они помогают ответить на вопрос:  как учить? Дидактические принципы реализуются преподавателями в учебно-воспитательном процессе через правила обучения, которые представляют собой педагогические установки, отражающие соотношение каких-либо педагогических явлений. Например, обучение следует вести «от незнания к знанию», «от простого к сложному» и т.д. По отношению к принципам правила выполняют конкретизирующую роль, т.е. определяют практические пути их реализации.

Таблица 7. Система дидактических принципов

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

  1. Принцип гражданственности в обучении
  2. Принцип научности в обучении
  3. Принцип воспитывающего обучения
  4. Принцип профессионально-прикладной направленности на фундаментальной основе (для вузов) или принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой (для образовательных учреждений начального и среднего профессионального юридического образования)
  1. Принцип систематичности, последовательности и комплексности обучения
  2. Принцип единства коллективного и индивидуального обучения
  3. Принцип соответствия обучения особенностям студентов, курсантов и слушателей
  4. Принцип сознательности и творческой активности студентов, курсантов и слушателей в обучении
  5. Принцип доступности обучения на высоком уровне трудностей
  6. Принцип наглядности в обучении
  7. Принцип надежности и прочности обучения

Более полно мы рассмотрим этот вопрос в лекции 4 «Дидактика профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Законы и закономерности педагогического процесса сотрудников ОВД:

— Всеобщие законы развития природы, общества и человека

— Общие закономерности, отражающие общественные условия и уровень развития органов внутренних дел

— Закономерности развития и формирования личности

— Закономерности, отражающие специфические связи и отношения собственно педагогического процесса в ОВД и его структурных компонентов

Выводы по вопросу: существует ряд основополагающих принципов, называемых дидактическими принципами, без учета которых воспитание и обучение сотрудников ОВД, не будет успешным и эффективным. Выделяют законы и закономерности педагогического процесса сотрудников ОВД, к ним относятся: всеобщие законы развития природы, общества и человека; общие закономерности, отражающие общественные условия и уровень развития органов внутренних дел; закономерности развития и формирования личности; закономерности, отражающие специфические связи и отношения собственно педагогического процесса в ОВД и его структурных компонентов.

Вопрос 5. Правовое воспитание в процессе обучения

Ис­тория содержит многочисленные и. убедительные свидетельства того, что закон юридический ничего не стоит, если он не находит­ся в чистых, честных и умелых руках. Даже лучший закон может сеят несправедливость, если он применяется к жизни человеком духовно бедным, морально неполноценным, живущим в мире ин­струкций, в ином измерении, чем граждане общества, чьи интере­сы, ожидания, нужды и права он обязан защищать. Правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов — главное в их профессиональном воспитании. Важнейшая задача его — обеспечение образцового соблюдения законов в правоохранительной деятельности каждым сотрудником, юристом, воспитание в духе неукоснительного соблюдения законности.

Правовая воспитанность характерна:

  • обостренным чувством справедливости, нетерпимостью ко злу, бесчеловечности, преступности и преступникам;
  • беспредельным уважением к закону и законности, отношение к ним как к высшим социальным и личным жизненным ценностям;
  • рассмотрением законного решения всех вопросов как проявления высшей справедливости,
  • сформированностью жизненных целей, планов, намерений личного участия в защите прав и свобод граждан и в борьбе с преступностью,
  • постоянным стремлением к выбору и использованию только правомерных, строго законных способов решения профессиональных задач и решения личных жизненных проблем;

—непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам.

Фундаментом правового воспитания выступает морально-психологическая подготовка сотрудника. Дефекты в ней — нечестность, непорядочность, безответственность, утраченное чувство долга и чести, ощущение вседозволенности, профессиональная неустойчивость, жадность, продажность и т.п., выступают главной личной причиной нарушений законности, особенно таких, как: корыстные злоупотребления, превышение власти, укрытие престу­плений от учета, мздоимство, коррумпированность. Лишь отноше­ние к Закону, контролируемое самым надежным и суровым «внутренним прокурором» — совестью, обеспечивают законность действий сотрудника всегда и везде.

Вместе с тем необходима педагогическая работа, специально ориентированная на правовое воспитание персонала правоохрани­тельного органа.

Многие нарушения законности сотрудниками связаны с поверхностным знанием правовых норм, неумением разобраться в тонкостях их толкования и применения, провести их & жизнь. В частности, этими причинами обусловлена часть незаконных отка­зов в возбуждении уголовных дел, необоснованных задержаний, обысков и арестов, случаев неосторожного и неправомерного при­менения оружия, нарушений служебной этики и др.

Методика занятий и изучения законов и законности действий эффективна, если она ориентирована на сознательность и глубину усвоения знаний, превращение их в убеждения, связь с практикой. Важно при обучении постоянное формирование и укрепление убеждений обучающихся в том, что: обеспечение конституционных прав граждан и неприкосновенности личности — главная цель деятельности правоохранительных органов и каждого сотрудника; никакие соображения служебной или деловой «целесообразности» не могут служить оправданием нарушений законности; нет «мелких» или «крупных» нарушений законности, а есть только их нарушение, за которое надо нести полную ответственность.

При обучении следует обращать повышенное внимание формированию у сотрудников: умения правильно оценивать поводы и основания для возбуждения уголовного дела; умения Определять причастность к преступлению того или иного лица, о задержании или аресте которого возник вопрос; умения найти и надлежащим образом оформить доказательства вины или невиновности кон­кретного лица. Всем сотрудникам нужны уверенные умения по основным стадиям правоприменительного процесса:

~ умение провести анализ фактических обстоятельств, кото­рые образуют фактический состав данного дела, и решить вопрос об относимости их к юридическому составу (проступок, правона­рушение, преступление);

  • умение выбирать (найти) правовую норму (принцип, принципы) и удостовериться в правильности их текста;
  • умение осуществить толкование юридических норм и «наложить» их на конкретную ситуацию.

Выводы по вопросу. Фундаментом правового воспитания выступает морально-психологическая подготовка сотрудника. Дефекты в ней — нечестность, утраченное чувство долга, профессиональная неустойчивость, являются главной личной причиной нарушений законности. Поэтому работа специально ориентированная на правовое воспитание персонала правоохрани­тельного органа является важнейшей составляющей повышения профессионализма сотрудников ОВД. Известно, что многие нарушения законности сотрудниками связаны с поверхностным знанием правовых норм, неумением разобраться в тонкостях их толкования и применения, провести их в жизнь.

Заключение по теме.

Сегодня мы рассмотрели педагогические основы воспитания и обучения сотрудников, которые являются важнейшими факторами формирования личности, рассмотрели сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД и содержание и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД, а также характеристику основных форм и методов воспитания личного состава, принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД и правовое воспитание в процессе обучения.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что успех воспитательной и образовательной работы в ОВД определяется зачастую умением создать творческую атмосферу в коллективе сотрудников ОВД: добиться того, чтобы каждый сотрудник работал с охотой, повышал свою квалификацию, совершенствовал культуру межличностных отношений. Решение этих задач возможно только при грамотной организации воспитательной работы и желании сотрудников работать над своим совершенствованием, обучением и развитием.

В реализации воспитания сотрудников ОВД большое значение играют принципы воспитания, которые разнообразны по форме. Они бывают как индивидуальные, так и коллективные, фронтальные.

Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности сотрудника и его качеств, требует умелого, творческого применения различных методов воспитания, не увлекаясь каким-либо одним, и учитывая педагогические принципы.

Даже лучший закон может сеять несправедливость, если он применяется к жизни человеком духовно бедным, морально неполноценным, живущим в мире ин­струкций, в ином измерении, чем граждане общества, чьи интере­сы, ожидания, нужды и права он обязан защищать. Правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов — главное в их профессиональном воспитании. Важнейшая задача его — обеспечение образцового соблюдения законов в правоохранительной деятельности каждым сотрудником, юристом, воспитание в духе неукоснительного соблюдения законности.