криминологии и психологии

33

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА КРИМИНОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

криминологии и психологии

майор милиции

Т.А. Хабибуллин

« » 2009 г.

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«ПЕДАГОГИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД»

по теме № 2

«Педагогические основы воспитания и обучения

сотрудников ОВД»

по специальности 030501.65 Юриспруденция

Время – 2 часа

Лекция подготовлена доцентом кафедры криминологии и психологии, полковником милиции, к.филол.н. Л.В. Сафроновой

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

«06 » ноября 2009 г., протокол № 6

УФА 2009

Цель лекции: рассмотреть категории воспитание и обучение сотрудников как о важнейший фактор формирования личности, рассмотреть сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД и содержание и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД, а также характеристику основных форм и методов воспитания личного состава, принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД и правовое воспитание в процессе обучения.

Дидактические материалы к лекции:

Компьютерная графика, схемы, слайды.

Литература

Основная:

  1. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. – М.: Норма, 2008.
  2. Мухаметшин Ф.Б., Сафронова Л.В. Введение в педагогику: Учебное пособие для адъюнктов. – Уфа: УЮИ МВД России, 2006.
  3. Юридическая педагогика: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

Дополнительная:

  1. Исхаков Э.Р., Багишаев З.А. Профессиональная педагогика: Учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. заведений // Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2003.
  3. Реформирование системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: Сборник материалов учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе см личным составом образовательных учреждений МВД России (г. Краснодар, 31 марта – 1 апреля 2008 г.) / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. – М., ЦОКР МВД России, 2008.
  4. Сафронова Л.В. Личность: проблема определения // Вестник УЮИ МВД РФ 2006. № 4. С. 65-72.
  5. Сафронова Л.В., Рахматуллин Р.Ю. Культурный образец как элемент культуры: педагогический аспект // Вестник УЮИ МВД РФ. – 2007. – № 3 – С. 56-62.

План лекции.

5 стр., 2144 слов

Презентация на тему: КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ 2

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ... , необходимых для нравственного становления и развития сотрудника - профессионала, сформировать нравственную культуру курсанта, ... человека, с другими гуманитарными дисциплинами — педагогикой, социологией, экологией. Мы постарались отобразить ... обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет Государственной противопожарной службы МЧС России ...

  1. Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД.
  2. Содержание и особенности процесса обучения сотрудников ОВД.
  3. Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава.
  4. Принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД.
  5. Правовое воспитание в процессе обучения.

В сфере деятельности правоохранительных органов педагогика обладает своими особенностями, содержанием, присущим ее в этой отрасли человеческой деятельности и специфическими задачами в области воспитания и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД.

Хорошо если в правоохранительных органах работают безукоризненные сотрудники, воспи­танные, любящие свое дело, преданные долгу, ответственные, усердные, культурные и пр. но человек со временем меняется под влиянием очень многих факторов. Жизнь правоохранительных органов это убедительно подтверждает. Поэтому на воспитание и обучение личного состава необходимо смотреть как на важный позитивный фактор.

Актуальность заключается в том, что успех воспитательной работы определяется зачастую умением создать творческую атмосферу в коллективе сотрудников ОВД: добиться того, чтобы каждый сотрудник работал с охотой, повышал свою квалификацию, совершенствовал культуру межличностных отношений. Решение этих задач возможно только при грамотной организации воспитательной работы и желании сотрудников работать над своим совершенствованием, обучением и развитием.

29 стр., 14296 слов

Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности

... особенности и методы формирования его личности. Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта ... фундаментальная характеристика человека, что ее совершенствование влияет практически на все другие ... оказания помощи и т.п.; · формирование систем стимулирования сотрудников и их мотивации; · делегирование ... заботами о семье, рождении и воспитании детей, в меньшей эмоциональной ...

Теоретическая и практическая значимость лекции состоит в том, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД зачастую связана и с воспитательными функциями, кроме того работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных качеств, профессионального совершенствования, порой формирования новых профессионально важных качеств.

Вопрос 1. Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в овд.

Еще в 16 веке известный французский мыслитель М.Монтень (1533-1592) писал: «С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении».

В современной науке понятие «воспитание» имеет несколько значений. Оно рассматривается как:

Во-первых, как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт,

Во-вторых, этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т.е. школа, семейная педагогика, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации, как в организованных, так и в педагогически неорганизованных формах, их влияния на развитие подрастающих поколений, формирование их социального опыта.

В-третьих, существует и третье толкование понятия «воспитание». Оно выводит прямо на профессиональную деятельность специалистов-педагогов и определяется как управление процессом развития личности обучаемого. Отсюда образуется и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «средства и формы воспитания».

В деятельности сотрудников ОВД под воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования и совершенствования важнейших социальных и профессионально важных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззрен­ческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных ка­честв, профессионального совершенствования, порой формирова­ния новых профессионально важных качеств. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни.

3 стр., 1436 слов

О психологических аспектах формирования личности руководителя органов внутренних дел

О психологических аспектах формирования личности руководителя органов внутренних дел Д. А. Волохов Кадровая проблема в органах внутренних дел сложна, многогранна и злободневна. Социально-экономические и политические преобразования в стране способствовали зарождению в системе МВД ряда тенденций, заставляющих кардинально пересмотреть прежние позиции и искать новые формы работы с личным составом, в ...

Применительно к ОВД, перед воспитанием стоят следующие задачи:

— создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников. В эту систему входят: гражданское, нравственное, право­вое, профессиональное, эстетическое, экономическое и др. воспита­ние. Реализация этой системы предполагает овладение сотрудниками ОВД системой соответствующих знаний по общественным наукам и формирование на этой основе научного мировоззрения, моральных убеждений, сознательности;

— организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников;

— обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников;

— забота о здоровье сотрудников, развитие их физических сил, удовлетворение их разумных материальных и духовных потребностей, укрепление их быта, семейной жизни;

— формирование у сотрудников потребности, желания и умения в самовоспитании, всестороннем развитии своей личности, в профессиональном усовершенствовании, в укреплении коллектива;

— педагогизация среды, т.е. такая организация среды ее формирования, чтобы она оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников.

К особенностям процесса воспитания сотрудников ОВД относятся:

— специфическая направленность воспитания;

— осуществление в ходе воспитания моральной и психологичес­кой подготовки к действиям в условиях службы;

— объектом воспитания являются взрослые люди, у которых есть уже сложившиеся взгляды и привычки;

— воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями;

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном у

... самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними ... деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию ... Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные ...

— воспитание протекает постоянно в коллективе, имеющем особую организацию, уставные взаимоотношения, своеобразный быт.

Воспитание сотрудников проходит успешно в условиях, когда достигается разумное взаимодействие объективных и субъективных факторов.

Субъектом воспитания в ОВД выс­тупают руководители всех категорий, а также коллективы подразде­лений и служб, различные общественные формирования.

Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.

Воспитательная деятельность возможна только при наличии взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми, установления взаимопонимания между ними, согласующегося с целями воспитания. Одним из важных условий правильных воспитательных отношений между воспитателем и воспитуемым является учет особенностей объекта воспитательного воздействия. Специфичным для объекта воспитания является то, что он одновременно является и субъектом (при условии активной работы над своим совершенствованием).

Особенности организации системы воспитания в правоохранительном органе. Система воспитания в правоохранительном органе включает в себя пять основных направлений воспитательной работы:

– создание воспитывающей среды,

– обеспечение воспитывающего характера правоохранительной деятельности и руководства ею,

– обеспечение воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе,

– применение специальных общих форм воспитательной работы,

– стимулирование самовоспитания.

Создание воспитывающей среды осуществляется с помощью правильного построения управления органом, поддержания порядка, надлежащего обеспечения, создания в коллективе деловой атмосферы ответственности за состояние законности и правопорядка, чувства сотрудничества и товарищества, здорового общественного мнения, морально-психологического климата, формированием здоровых традиций и обычаев.

7 стр., 3274 слов

Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников ОВД

... последующей виктимизации. Проблема психологического воздействия в деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет важное и специфическое значение ... несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и отрицательно влияющих на ... более или менее широкого, неопределенного по составу круга лиц. Метод локального предупреждения правонарушений ...

Обеспечение воспитывающего характере правоохранительной деятельности и руководства ею осуществляется индивидуальной работой каждого по ее самосовершенствованию, примером и помощью со стороны коллег по работе, старших, наставников, начальников, применением педагогических технологий руководителями в процессе управления, приданием воспитывающего характера всем формам группового обсуждения путей улучшения деятельности (совещания, обсуждения в группах, разборы, подведение итогов, применения стимулов, повышающих добросовестность в работе, поощрений и наказаний и др.).

Пути обеспечения воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе применение доказательства, словесного убеждения, внушения, эмоционального воздействия, требования, оценок, одобрения, осуждения, мотивирования, убеждения на примере и личном опыте, побуждения к самооценке и самоанализу, сравнения, коллективной работы, соревновательных отношений, организации оказания товарищеской помощи отстающим, побуждения к взаимной поддержке и выручке; проявления руководителем справедливости, доброжелательности, демократизма, личной примерности в увлеченности занятием; дифференцированного и индивидуального подхода, заданий на самоподготовку с последующей проверкой их, индивидуальной помощи; имитации ситуаций неудачи первой попытки решения задачи, поддержки тех, кто испытывает трудности, авансирование доверия и многие другие;

Применение специальных общих форм воспитательной работы призвано усилить эффект других направлений ее, дополнить воспитательными воздействиями, которые бывают слабы или применимы в них. Это направление реализуется проведением собраний, дискуссий, лекций, встреч с населением, ветеранами, участниками служебно-боевых действий, организацией работой с семьями, и пр.

Стимулирование самовоспитания. Самовоспитание – непременный элемент системы воспитания взрослых людей. Никто не может сделать человека таким, каким он упорно не хочет быть. Самовоспитание — осмысленная целенаправленная работа сотрудника ОВД по формированию у себя положительных черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, обусловленные личными и профессиональными интересами сотрудника и потребностями общества.

2 стр., 988 слов

Цель и задачи деятельности классного руководителя

Общие положения 1. Настоящее Положение о классном руководстве в организациях среднего образования (далее - Положение) разработано в соответствии с подпунктом 12-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». 2. Положение определяет функции, возложенные на педагогического работника (далее - классный руководитель), по координации деятельности обучающихся класса в ...

Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности — закономерность процесса воспитания. От качественного воспита­ния зависит его результат — развитие личности. В свою очередь, содержание, формы и методы воспитания зависят от уровня общего развития воспитуемых.

Основой воспитательного процесса, источником формирования общественно ценных качеств личности является деятельность и обще­ние. Чем целесообразнее организована полезная обществу деятель­ность воспитуемых, чем разумнее строится их общение, тем эффек­тивнее протекает воспитательный процесс — такова его закономер­ность.

Изучение людей, фактов и закономерностей воспитания, как специфических отношений, позволяет рассматривать целостный процесс воспитания как совокупность всех воспитательных отношений, определяемых целями воспитания и соответствующей деятельностью его участников.

Педагогическое воздействие воспитателей на воспитуемых предполагает целеустремленную организацию деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. В качестве основных функций взаимодействия воспитателей и воспитуемых выделяют три:

1. Развивающая функция состоит в развитии личности воспитуемого в процессе взаимодействия с воспитателем.

2. Воспитательная — в осуществлении целей воспитания относительно личности и коллектива, в который включена личность.

3. Организаторская сводится к целесообразному построению деятельности и общения воспитуемых, благодаря чему эти процессы становятся средствами целенаправленного формирования коллективов и их членов.

Процесс воспитания осуществляется путем прямого (непосредственного) и опосредованного воздействия, на основе принципов, определенными методами, приемами и средствами, в соответствующих формах.

Можно утверждать, что педагогически грамотная организованная система воспитания при всей ее специфичности в напряженно работающем практическом органе способствует решению задач, стоящих перед ОВД. Создание ее реально, не требует каких-то сверхъестественных’ усилий и в основном зависит от от­ветственности, деловитости и педагогического профессионализма ее основных субъектов.

Выводы по первому вопросу. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни.

Задачи педагогики связаны с педагогизацией среды т.е. такой организацией среды ее формирования, чтобы она оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников. Сюда входят: создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников; организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников; обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников и др.

Воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями. Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.

Вопрос 2. Содержание и особенности процесса обучения сотрудников овд

Теоретические основы обучения разрабатывает особая отрасль педагогики, называемая дидактикой. Основателем научной дидактики считают великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. В его книге «Великая дидактика» (1632) эта отрасль педагогики определяется как «всеобщее искусство всех учить всему». Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает обучающий.

Дидактика, как общая теория образования и обучения, рассматривает общие положения и закономерности. Они обнаруживаются в любом процессе обуче­ния, но в то же время обучение каждому предмету, виду действий, профессии имеет свою специфику. Эта специфика находит отра­жение в частных дидактиках, представляющих адаптацию общих положений в частной методике. Развитие такой дидактики и ее приложений К практике профессиональной подготовки личного состава правоохранительных органов и есть научный путь подъема ее на качественно новый уровень.

Как мы помним, обучение – обучения в ОВД — это целенаправленный, организованный процесс формирования у сотрудников специальных знаний, навы­ков и умений служебной деятельности с учетом требований профессиональной деятельности в современ­ных условиях. Результат его – обученность сотрудника ОВД. Особое обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор, общую цивилизованность обучающихся, – образовательное обучение, – делает его составной частью образования.

Обучение в ОВД – социально-педагогический процесс, обусловленный потребностями государства в хорошо подготовленных сотрудниках ОВД, способных успешно выполнять служебные задачи.

Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и разви­вающим.

Образо­вательные учреждения закладывают надежные основы профессио­нализма специалистов правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должно­сти, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании. Но жизнь и условия непрерывно ме­няются, возникают новые проблемы и задачи, новые условия и возможности, происходят изменения в законодательстве, появля­ются новые подзаконные акты, появляются новые виды преступлений, способы их совершения и маскировки, обнаруживаются недостатки и отставания и т.п. Короче говоря, окончив образовательное учре­ждение, нужно продолжать непрерывно учиться, чтобы поспевать за стремительно уходящей вперед жизнью, постоянно совершенст­воваться, обогащаться профессиональной мудростью, обновлять свой профессионализм, поддерживать его на высшем уровне. Эту же необходимость подтверждает система непрерывного образова­ния, предусмотренная новыми Федеральными Законами России об образовании. Непрерывному и оперативному удовлетворению этих требований непосредственно в практике деятельности правоохранительных органов, каждого сотрудника служит система профессиональной подготовки’51.

В качестве основных задач, решаемых в процессе обучения сотрудников ОВД, можно выделить:

— обучение их умелому выполнению служебных обязанностей в строгом соответствии с требованиями законности;

— формирование у сотрудников необходимых нравственных качеств, профессионального долга, чувства личной ответственности за выполнение служебных задач, бдительность и т.д.;

— обеспечение их высокой готовности как к выполнению повседневных оперативно-служебных задач, так и к действиям в условиях сложной оперативной обстановки, в экстремальных ситуациях;

— достижение необходимого уровня технической, огневой, строевой, физической и психологической подготовки обучаемых.

Успешное решение этих задач зависит от владения начальствующим составом основами педагогической теории, понимания им основных закономерностей процесса обучения, от приобретения умений и навыков реализации требований этих закономерностей в ходе обучения сотрудников.

Эти задачи решаются как в целом в процессе обучения, так и при изучении каждого учебного предмета и на каждом занятии.

В обучении личного состава реализуются все основные функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая и психологическая подготовка.

Основные психолого-педагогические условия воспитания и развития сотрудников ОВД в ходе обучения:

— действенная положительная мотивация учебной деятельности;

— обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и физических трудностей;

— высокая степень активности обучаемых, их самостоятельность;

— насыщенность всех форм занятий и учений положительными эмоциональными переживаниями;

— осознание обучаемыми значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим для своего профессионального самосовершенствования.

Нужно также учитывать, что обучение — это двухсторонний активный процесс деятельности обучающего и обучаемых, состоящий из 2-х процессов преподавания и учения. Организующая и руководящая роль в обучении принадлежит обучающему. Большое значение при этом имеет уровень самостоятельности и активности обучаемых.

В органах внутренних дел существует целая система подготовки кадров. Она включает:

— первоначальное обучение всех сотрудников, вновь принимае­мых в органы МВД;

— служебную подготовку личного состава;

— переподготовку кадров.

Практика свидетельствует, что результаты ее решения зависят от должной организации процесса профессионального обучения личного состава, формирования у него знаний, навыков, умений, необходимых для успешного выполнения служебных задач.

Содержание обучения во всех этих видах подготовки личного состава определяется программами по предметам обучения и тематическими планами.

Организация служебной подготовки является прямым долгом начальников органов, подразделений. Они несут полную ответствен­ность за подготовку, качество проводимых занятий и лично сами принимают непосредственное участие в обучении личного состава.

Обучение личного состава ОВД по своим целям, содержанию и методам специфично, т.е. оно имеет свои особенности по сравнению с обучением в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Каковы эти особенности?

— обучение подчинено основной задаче — обеспечению высокого качества выполнения задач соответствующей службы;

— все виды обучения проводятся при сохранении полной готовности к выполнению оперативно-служебных задач;

— обучение носит практический характер, т.е. многие знания, которые усваиваются на занятиях по служебной подготовке, сразу же применяются на практике в процессе повседневной службы; обучение проводится по соответствующим службам.

Специфика и общие педагогические задачи подготовки. Профессиональная подготовка, Проводимая непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально ор­ганизованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, Конкретных задач. Она, как и система воспитания, входит важным элементом органи­зации управления и обеспечения деятельности правоохранительно­го органа.

Профессиональная подготовка строится как особое направле­ние работы с кадрами непосредственно в правоохранительных органах ив атом ее существенное своеобразие и отличие от про­исходящего в образовательных учреждениях. Общая организация ее осуществляется кадровыми аппаратами, специальными служба­ми и непосредственными руководителями занятий. Но основное своеобразие — в педагогической системе как всей подготовки, так и проводимых занятий.

Под подготовкой нередко подразумевается обучение персона­ла. Но профессионализм, как уже отмечалось, не сводится к обученности. Профессионализм нечто большее, чем обученность. Что­бы добиться высоких профессиональных результатов, надо быть еще профессионально воспитанным (быть добросовестным, ответ­ственным, преданным профессиональному долгу, целеустремлен­ным, настойчивым, упорным, честным, человечным и др.); профессионально развитым (иметь развитые профессиональные спо­собности).

Поэтому профессионалом может считаться только тот, кто не только знает, но и .-+ может + хочет + способен.. Поэтому и профессиональная подготовка — весьма специфичная педагогическая система. Имея в своей основе обучение, она обязана решать триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспитание + развитие. Это особое обучение: обучающе-воспитывающе-развивающее. Его содержание, формы и методы эффективны, если направлены на решение этих задач в комплексе и строятся соответственно.

Это основополагающие положения частной дидактики профессиональной подготовки в правоохранительных органах. Све­дение подготовки к обучению ущербно и антипедагогично в своих корнях, не дает желаемых результатов в достижении высот про­фессионального мастерства и порождает горькие плоды наруше­ний законности, формализма, бездушия, потери уважения у граж­дан и др.

Частные педагогические задачи. Частные задачи обучения связаны с формированием, совершенствованием, обогащением, закреплением и поддержанием на должном уровне профессио­нальных знаний, навыков и умений сотрудников.

Частные задачи профессионального развития сотрудников в ходе профессиональной подготовки обусловлены необходимостью и возможностями развития профессиональных способностей — особых качеств и их компонентов, сказывающихся на успехах ов­ладения профессией, решений профессиональных задач и профес­сиональном росте. К таким способностям, подлежащим целена­правленному развитию, относятся:

— профессиональное мышление (юридическое, тактическое, оперативное, криминалистическое, техническое, психолого-педагогическое и др.);

  • профессиональная наблюдательность;
  • профессиональная память;
  • способность к перевоплощению и ролевому поведению;
  • профессиональная бдительность;
  • скорость реакции;
  • профессионально-психологическая устойчивость и др.

Для разных категорий сотрудников, в зависимости от особен­ностей их деятельности, нужны и своеобразные способности, не­редко уникальные.

Выводы по второму вопросу. Обучение в ОВД – социально-педагогический процесс, обусловленный потребностями государства в хорошо подготовленных сотрудниках ОВД, способных успешно выполнять служебные задачи. Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и разви­вающим. Образо­вательные учреждения закладывают надежные основы профессио­нализма специалистов правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должно­сти, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании.

Профессиональная подготовка, проводимая непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально организованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, конкретных задач. Она, как и система воспитания, входит важным элементом органи­зации управления и обеспечения деятельности правоохранительно­го органа.

Вопрос 3. Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава

Принципы воспитания практически реализуются через организационные формы и систему методов воспитания.

Раскрывая содержание воспитания, мы отвечаем на вопрос: что воспитывать в человеке? Но не менее важен и вопрос: как воспиты­вать?

Ответить на него помогает ознакомление с формами и методами воспитания.

За основу классификации форм воспитательного воздействия бе­рется объект воспитания, в соответствии с которым они (формы) подразделяются на массовые, фронтальные, коллективные, микроколлективные (групповые), индивидуальные.

Массовые (в некоторых источниках — массовидные) формы воспитания могут быть дистантными или контактными.

Дистантные формы (литература, искусство, средства массовой информации) играют все возрастающую роль.

В большом и сложном деле формирования человека, мощным инс­трументом являются средства массовой информации и пропаганды — газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агенства.

Контактные формы (фестивали, публичные лекции, открытые су­дебные заседания и т.п.) также несут определенную воспитывающую нагрузку. Непосредственность восприятия происходящего, так назы­ваемый «эффект присутствия», сопереживание оказывают большое воз­действие на человека, главным образом на его эмоционально-чувс­твенную и умственную сферы, и таким образом формируют определен­ное отношение к действительности.

Естественно, что уровень воспитательного воздействия массо­вых мероприятий зависит от того, какие цели были поставлены их организаторами: просто развлечь, помочь выработать правильное от­ношение к моральным ценностям, оказать профилактическое воздейс­твие и т.д. Не менее важна и сила эмоционального влияния того или иного мероприятия: если спектакль монотонен, лекция скучна и т.д.

— чаще всего они не достигают воспитательной цели.

Фронтальными называют формы воспитания, объектом которых яв­ляется макроколлектив. Нередко они проводятся с целью мобилизации общественного мнения, информирования коллектива по конкретному вопросу и т.д.

Конкретно этими формами являются общие собрания крупного коллектива (в системе МВД — общее собрание сотрудников горрайот­дела).

Люди, собирающиеся на эти собрания, объединены коллектив­ными связями и переживаниями, но не имеют непосредственного рабо­чего контакта.

По нашему мнению, эти мероприятия могут содействовать, глав­ным образом, воспитанию у людей чувства гордости за свой коллек­тив, ответственности за порученное дело: например, высокая оценка деятельности отдела на общем собра­нии сотрудников, безусловно, оказывает воспитывающее влияние.

Коллективные формы воспитания представляют собой систему воспитательных мероприятий, проводимых в контактном (учебном, во­инском, милицейском и трудовом) коллективе. Контактным (первичным по терминологии А.С. Макаренко) коллективом обычно считают такую группу людей, члены которой находятся в непрерывном общении, свя­заны общими служебными интересами. Контактный коллектив может подразделяться на более мелкие коллективы, но психологически он остается единым целым.

К коллективным формам воспитания относятся, например, сове­щания отделов, служебные занятия и т.д. Все эти мероприятия наря­ду с достижением конкретных целей должны нести и воспитательную нагрузку.

Микроколлективные формы воспитания рассчитаны на микроколлектив, т.е. внутреннюю формализованную или неформализованную груп­пу, находящуюся внутри первичного коллектива. От коллективных форм воспитания они отличаются большей и конкретной приближен­ностью к членам коллектива.

К числу таких форм можно отнести беседы, оперативные совеща­ния и т.п. Как правило, они посвящаются рассмотрению конкретных задач, стоящих перед каждым членом коллектива, разрешению возник­ших конфликтов и т.д.

Сила воздействия микроколлективных форм воспитания пропорциональна авторитетности общественного мнения.

Психологическая совместимость — как одно из важнейших свойств коллектива — проявляется чаще всего во взаимном воздейс­твии внутри микроколлектива.

Индивидуальные формы воспитания имеют своим объектом конк­ретную личность.

Схему индивидуальной воспитательной работы, выражающую ее сущность, упрощенно можно представить следующим образом:

Схема индивидуальной воспитательной работы

Основа

Деятельность

Изучение личности. Учет индивидуальных особенностей сотрудника.

Воздействие на сознание, волю и чувства сотрудника.

Конечный результат

Изжитие недостатков, развитие поло­жительных качеств, побуждение к самовоспитанию

Каковы же основные черты индивидуальной воспитательной рабо­ты (ИВР)?

Во-первых, она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, т.к. проводится всегда с конкретным человеком и преследует конкретные актуальные для каждого момента цели.

Во-вторых, она характеризуется оперативностью. Она может про­водиться в любое время, в любой обстановке, наиболее доступна всем воспитателям, понимающим ее сущность и владеющим основами ее методики.

В-третьих, ИВР присуща наиболее высокая действенность. Это обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей как в общем плане, так и с учетом реакции на эти воспитательные влияния в конкретной ситуации.

К индивидуальным формам мы относим:

индивидуальные беседы, обучение нового сотрудника, отчет сотрудника на собрании, поощрение или взыскание и т.д. Сила воз­действия этих форм определяется, с одной стороны, непосредствен­ной «нацеленностью» на конкретную личность и, с другой — опосре­дованной нацеленностью на микроколлектив в целом. Через индивиду­альные формы воспитания наиболее полно осуществляется управление формированием личности.

Основными формами воспитания личного состава являются:

1. Служебно-боевая подготовка.

2. Общественно-государственная подготовка.

3. Общие собрания коллектива.

4. Деятельность общественных формирований.

5. Наставничество.

6. Индивидуально-воспитательная работа.

7. Мероприятия культурно-массового и спортивно-оздоровитель­ного характера.

Теория и практика воспитательной работы знают большое коли­чество методов воспитания.

Методы воспитания — это совокупность средств и приемов одно­родного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю и поведение воспитуемых с целью формирования у них необходимых ка­честв в соответствии с целями и задачами воспитания.

Каждый метод воспитания представляет собой совокупность ме­тодических приемов и различных средств воспитательного воздействия, но вместе они составляют систему основных методов воспита­ния.

В работе с сотрудниками ОВД используются следующие методы: метод убеждения, метод упражнения, метод воспитания на примере, метод поощрения, метод принуждения.

Метод убеждения также является методом воспитания сотруд­ников ОВД.

Основные условия действенности метода убеждения:

— глубокая личная убежденность воспитателя в справедливости, истинности убеждаемых требований;

— безупречная логика обоснования убеждаемых положений и принципов;

— единство слова и дела, правильная организация повседневной жизни и деятельности личного состава;

— индивидуальный подход в процессе убеждения и переубеждения воспитуемых, исключение различных форм морального давления;

— авторитет воспитателя среди личного состава.

Метод упражнения по своей сущности заключается в такой орга­низации службы и всей жизни сотрудников, которая повседневно ук­репляет их сознание, закаляет волю, развивает чувства, ведет к формированию положительного социального опыта, выработке необхо­димых морально-деловых качеств и привычек правильного поведения.

Основные условия действенности метода упражнения в воспитании:

— систематически раскрывать перед сотрудниками общественную значимость их службы, необходимость формирования у них высоких морально-деловых качеств, устойчивых положительных привычек и на­выков поведения;

— ориентировать сотрудников на лучшие образцы поведения и достойные для подражания примеры;

— добиваться постоянного неукоснительного выполнения всеми сотрудниками требований уставов и норм морали;

— создавать в коллективе атмосферу доброжелательной требова­тельности, нетерпимости к различным отклонениям от выполнения нравственно-правовых норм;

— обеспечивать личный пример в проявлении воспитателями качеств и привычек, которые они хотят привить воспитуемым;

— всемерно стимулировать у сотрудников служебную и общест­венную активность, их стремление к самовоспитанию, учить их соот­ветствующей методике, создавать необходимые условия, поддерживать хорошее настроение и положительное отношение к процессу воспита­ния и самовоспитания:

Метод примера в воспитании — это целеустремленное и система­тическое воздействие воспитателей на воспитуемых силой личного примера, а также всеми видами положительного примера как образца для подражания, стимула в соревновании и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни.

Основные условия действенности метода примера в воспитании:

— обеспечение высокого личного примера воспитателя при вы­полнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соб­людение уставов и норм морали;

— широкая пропаганда опыта деятельности и принципов жизни передовых сотрудников подразделения, примеров жизни и подвигов вы­дающихся людей;

— создание в коллективе атмосферы дружбы и товарищества;

— сочетание метода примера с другими методами, учет требова­ний принципов воспитания.

Метод поощрения — это система средств и приемов морального и материального стимулирования сотрудников и их коллективов, проя­вивших высокий уровень сознательности, усердия, инициативы, настойчивости, мужества при выполнении служебного долга и добившихся высоких результатов по службе.

Основные условия действенности метода поощрения в воспитании:

— педагогическая целесообразность поощрений;

— подчинение поощрений решению главных задач, стоящих перед подразделением;

— соответствие поощрений степени заслуг сотрудника;

— своевременность поощрений;

— соблюдение меры в поощрении;

— последовательность в применении поощрений;

— разумное сочетание моральных и материальных видов поощре­ний;

— сочетание поощрения отдельных сотрудников с поощрением коллектива;

— непрерывное повышение требовательности к поощряемым сот­рудникам;

— гласность поощрений;

— правильная формулировка мотивов поощрения.

Принуждение как метод воспитания есть система дисциплинарно­педагогических воздействий на сотрудников, недобросовестно отно­сящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих дисципли­ну и допускающих аморальные проявления, с целью побуждения их к добросовестному выполнению своих служебных обязанностей и исправ­лению поведения. Но принуждение является только вспомогательным методом воспитания.

Принуждение может быть выражено в следующих формах:

— в категорическом требовании;

— предупреждении о привлечении к дисциплинарной ответствен­ности;

— наложении взыскания;

— осуждении провинившегося на собрании личного состава. Метод принуждения требует от воспитателя особой ответственности за педагогическую целесообразность и обоснованность его применения.

Основные условия действенности метода принуждения:

— применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали никакого результата или ког­да обстоятельства требуют немедленно изменить поведение человека, пресечь социально вредные действия, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами;

— применение метода принуждения на основе убеждения и в со­ответствии с требованиями принципов воспитания;

— индивидуальный подход в применении мер принуждения к вос­питуемым с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способ­ностей, характера поступка и условий его решения;

— неотвратимость в реагировании со стороны руководителей на нарушения сотрудниками требований уставов и норм морали;

— обстоятельное выяснение причин проступков;

— достижение глубокого осознания провинившимся своей вины;

— своевременность применения мер принуждения, исключение со стороны воспитателей поспешности в применении мер принуждения, недопустимости проявления элементов предвзятос­ти, грубости;

— учет общественного мнения, широкое и активное участие в перевоспитании нарушителей общественных организаций; коллектива сотрудников;

— усиление внимания к сотрудникам, к которым применены меры принуждения.

— поощрение за первые успехи снятием ранее наложенного взыска­ния.

Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности сотрудника и его качеств, требует умелого, творческого применения различных методов воспитания, не увлекаясь каким-либо одним, и учитывая педагогические принципы.

Выводы по вопросу. Таким образом, формы и методы воспитания личного состава весьма многообразны. Знание и грамотное применение различных методов воспитания являются важнейшим условием эффективности всей профессиональной деятельности органов внутренних дел.

Вопрос 4. Принципы, формы и методы обучения личного состава овд

Принципы обучения (дидактические принципы) – это руководящие педагогические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей дидактики и определяют деятельность преподавателя по вооружению обучающихся знаниями, навыками и умениями.

Принципы условно можно разделить на две группы: первую составляют  содержательные принципы, которые отвечают на вопрос: чему учить?;  а вторую — организационно-методические. Они помогают ответить на вопрос:  как учить? Дидактические принципы реализуются преподавателями в учебно-воспитательном процессе через правила обучения, которые представляют собой педагогические установки, отражающие соотношение каких-либо педагогических явлений. Например, обучение следует вести «от незнания к знанию», «от простого к сложному» и т.д. По отношению к принципам правила выполняют конкретизирующую роль, т.е. определяют практические пути их реализации.

Таблица 7. Система дидактических принципов

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

  1. Принцип гражданственности в обучении
  2. Принцип научности в обучении
  3. Принцип воспитывающего обучения
  4. Принцип профессионально-прикладной направленности на фундаментальной основе (для вузов) или принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой (для образовательных учреждений начального и среднего профессионального юридического образования)
  1. Принцип систематичности, последовательности и комплексности обучения
  2. Принцип единства коллективного и индивидуального обучения
  3. Принцип соответствия обучения особенностям студентов, курсантов и слушателей
  4. Принцип сознательности и творческой активности студентов, курсантов и слушателей в обучении
  5. Принцип доступности обучения на высоком уровне трудностей
  6. Принцип наглядности в обучении
  7. Принцип надежности и прочности обучения

Более полно мы рассмотрим этот вопрос в лекции 4 «Дидактика профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Законы и закономерности педагогического процесса сотрудников ОВД:

— Всеобщие законы развития природы, общества и человека

— Общие закономерности, отражающие общественные условия и уровень развития органов внутренних дел

— Закономерности развития и формирования личности

— Закономерности, отражающие специфические связи и отношения собственно педагогического процесса в ОВД и его структурных компонентов

Выводы по вопросу: существует ряд основополагающих принципов, называемых дидактическими принципами, без учета которых воспитание и обучение сотрудников ОВД, не будет успешным и эффективным. Выделяют законы и закономерности педагогического процесса сотрудников ОВД, к ним относятся: всеобщие законы развития природы, общества и человека; общие закономерности, отражающие общественные условия и уровень развития органов внутренних дел; закономерности развития и формирования личности; закономерности, отражающие специфические связи и отношения собственно педагогического процесса в ОВД и его структурных компонентов.

Вопрос 5. Правовое воспитание в процессе обучения

Ис­тория содержит многочисленные и. убедительные свидетельства того, что закон юридический ничего не стоит, если он не находит­ся в чистых, честных и умелых руках. Даже лучший закон может сеят несправедливость, если он применяется к жизни человеком духовно бедным, морально неполноценным, живущим в мире ин­струкций, в ином измерении, чем граждане общества, чьи интере­сы, ожидания, нужды и права он обязан защищать. Правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов — главное в их профессиональном воспитании. Важнейшая задача его — обеспечение образцового соблюдения законов в правоохранительной деятельности каждым сотрудником, юристом, воспитание в духе неукоснительного соблюдения законности.

Правовая воспитанность характерна:

  • обостренным чувством справедливости, нетерпимостью ко злу, бесчеловечности, преступности и преступникам;
  • беспредельным уважением к закону и законности, отношение к ним как к высшим социальным и личным жизненным ценностям;
  • рассмотрением законного решения всех вопросов как проявления высшей справедливости,
  • сформированностью жизненных целей, планов, намерений личного участия в защите прав и свобод граждан и в борьбе с преступностью,
  • постоянным стремлением к выбору и использованию только правомерных, строго законных способов решения профессиональных задач и решения личных жизненных проблем;

—непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам.

Фундаментом правового воспитания выступает морально-психологическая подготовка сотрудника. Дефекты в ней — нечестность, непорядочность, безответственность, утраченное чувство долга и чести, ощущение вседозволенности, профессиональная неустойчивость, жадность, продажность и т.п., выступают главной личной причиной нарушений законности, особенно таких, как: корыстные злоупотребления, превышение власти, укрытие престу­плений от учета, мздоимство, коррумпированность. Лишь отноше­ние к Закону, контролируемое самым надежным и суровым «внутренним прокурором» — совестью, обеспечивают законность действий сотрудника всегда и везде.

Вместе с тем необходима педагогическая работа, специально ориентированная на правовое воспитание персонала правоохрани­тельного органа.

Многие нарушения законности сотрудниками связаны с поверхностным знанием правовых норм, неумением разобраться в тонкостях их толкования и применения, провести их & жизнь. В частности, этими причинами обусловлена часть незаконных отка­зов в возбуждении уголовных дел, необоснованных задержаний, обысков и арестов, случаев неосторожного и неправомерного при­менения оружия, нарушений служебной этики и др.

Методика занятий и изучения законов и законности действий эффективна, если она ориентирована на сознательность и глубину усвоения знаний, превращение их в убеждения, связь с практикой. Важно при обучении постоянное формирование и укрепление убеждений обучающихся в том, что: обеспечение конституционных прав граждан и неприкосновенности личности — главная цель деятельности правоохранительных органов и каждого сотрудника; никакие соображения служебной или деловой «целесообразности» не могут служить оправданием нарушений законности; нет «мелких» или «крупных» нарушений законности, а есть только их нарушение, за которое надо нести полную ответственность.

При обучении следует обращать повышенное внимание формированию у сотрудников: умения правильно оценивать поводы и основания для возбуждения уголовного дела; умения Определять причастность к преступлению того или иного лица, о задержании или аресте которого возник вопрос; умения найти и надлежащим образом оформить доказательства вины или невиновности кон­кретного лица. Всем сотрудникам нужны уверенные умения по основным стадиям правоприменительного процесса:

~ умение провести анализ фактических обстоятельств, кото­рые образуют фактический состав данного дела, и решить вопрос об относимости их к юридическому составу (проступок, правона­рушение, преступление);

  • умение выбирать (найти) правовую норму (принцип, принципы) и удостовериться в правильности их текста;
  • умение осуществить толкование юридических норм и «наложить» их на конкретную ситуацию.

Выводы по вопросу. Фундаментом правового воспитания выступает морально-психологическая подготовка сотрудника. Дефекты в ней — нечестность, утраченное чувство долга, профессиональная неустойчивость, являются главной личной причиной нарушений законности. Поэтому работа специально ориентированная на правовое воспитание персонала правоохрани­тельного органа является важнейшей составляющей повышения профессионализма сотрудников ОВД. Известно, что многие нарушения законности сотрудниками связаны с поверхностным знанием правовых норм, неумением разобраться в тонкостях их толкования и применения, провести их в жизнь.

Заключение по теме.

Сегодня мы рассмотрели педагогические основы воспитания и обучения сотрудников, которые являются важнейшими факторами формирования личности, рассмотрели сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД и содержание и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД, а также характеристику основных форм и методов воспитания личного состава, принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД и правовое воспитание в процессе обучения.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что успех воспитательной и образовательной работы в ОВД определяется зачастую умением создать творческую атмосферу в коллективе сотрудников ОВД: добиться того, чтобы каждый сотрудник работал с охотой, повышал свою квалификацию, совершенствовал культуру межличностных отношений. Решение этих задач возможно только при грамотной организации воспитательной работы и желании сотрудников работать над своим совершенствованием, обучением и развитием.

В реализации воспитания сотрудников ОВД большое значение играют принципы воспитания, которые разнообразны по форме. Они бывают как индивидуальные, так и коллективные, фронтальные.

Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности сотрудника и его качеств, требует умелого, творческого применения различных методов воспитания, не увлекаясь каким-либо одним, и учитывая педагогические принципы.

Даже лучший закон может сеять несправедливость, если он применяется к жизни человеком духовно бедным, морально неполноценным, живущим в мире ин­струкций, в ином измерении, чем граждане общества, чьи интере­сы, ожидания, нужды и права он обязан защищать. Правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов — главное в их профессиональном воспитании. Важнейшая задача его — обеспечение образцового соблюдения законов в правоохранительной деятельности каждым сотрудником, юристом, воспитание в духе неукоснительного соблюдения законности.