КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ

УТВЕРЖДАЮ  
Директор филиала
Хохрина Зоя Васильевна ______________________________
«_____»_________________20___г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА

Направление подготовки (Специальность) :37.03.01 Психология

Профиль подготовки:Психология здоровья

Уровень подготовки:Бакалавр

Форма обучения:заочная

 

Рекомендовано Ученым советом филиала ОАНО ВО «МПСУ» в г. Красноярске (протокол № ___ от20_____г.) Одобрено кафедрой «Логопедии и психологии» (протокол № _____ от ______________ 20_____ г.) Зав.кафедрой ________________________________

КРАСНОЯРСК – 2015

Автор-составитель____________________________________________

Программа выполнена на кафедре «Логопедии и психологии»

и предназначена для подготовки студентов направления 37.03.01

Психология

Программа включает в себя цели дисциплины, определяет место дисциплины в структуре ОП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, содержание дисциплины, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Рецензент____________________________________________________


Цели освоения дисциплины

Целью настоящего курса является ознакомление слушателей с базовыми понятиями психологии детского аномального развития, основными теоретическим концепциями, актуальными проблемам и методами психологического исследования в психологии аномального развития детей.

Соответственно задачи курса:

1. Рассмотреть широкий круг вопросов, связанных с междисциплинарной областью исследований аномального развития; общими закономерностями психического дизонтогенеза; классификацией психического дизонтогенеза.

2. Дать психологические характеристики отдельных форм психического дизонтогенеза (психического недоразвития, задержанного, передержанного, дефицитарного, искаженного и дисгармонического психического развития).

3. Уделить внимание вопросам психологических методов изучения детей с аномальным развитием, а также проблемам психологической помощи семьям, в которых растут такие дети.

4. Рассмотреть перспективы развития семейного консультирования и психотерапии; особенности и возможности психологической коррекции.

 

Соответственно своей специфике, курс «Психология аномального развития» содержательно связан со следующими дисциплинами учебного плана: психиатрия, патопсихология, нейропсихология детского возраста, психопатология детского возраста, основы психологической коррекции.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Психология аномального ребенка» относится к циклу ООП БЗ.В («Профессиональный цикл», вариативная часть).

Следует за циклом дисциплин по Общей психологии, Психологии личности, Введением в клиническую психологию, Основами патопсихологии. Предваряет производственную практику.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Психология аномального ребенка».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10).

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

По завершении курса студент должен:

Знать :

1. основные классификации психического дизонтогенеза;

2. общие закономерности психического дизонтогенеза;

3. клинико-психологические характеристики психических заболеваний у детей;

уметьпроводить психологическое обследование детей с разными вариантами аномального развития;

иметь представлениеоб истории развития взглядов на картину дизонтогенеза в отечественной и зарубежной литературе.

 

Владеть:

методами личностной психодиагностики;

навыками установления контакта с людьми, имеющими проблемы личностного функционирования;

навыками взаимодействия со специалистами-смежниками (врачи, педагоги)

Структура и содержание дисциплины (модуля) Психология аномального ребенка

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)

№ п/п Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Практикум Лаборатор Практическ.занятия /семинары Интерактив
Предмет и содержание курса            
Закономерности психических заболеваний у детей.         Контрольная работа
Закономерности нарушения психического развития (дизонтогенеза) у детей.          
Психологические методы исследования аномального ребенка.         Контрольная работа
Области применения диагностики аномалий Психического развития у детей.         Обсуждение рефератов
Психологические характеристики различных форм Дизонтогенеза.           Контрольная работа
Пути психологической помощи детям с аномалиями Развития и их семьям.              
  ИТОГО   +   АКР, Экзамен

 

 

Заочная форма обучения (срок обучения 5 года)

№ п/п Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Практикум Лаборатор Практическ.занятия /семинары Интерактив
Предмет и содержание курса          
Закономерности психических заболеваний у детей.       Контрольная работа
Закономерности нарушения психического развития (дизонтогенеза) у детей.        
Психологические методы исследования аномального ребенка.       Контрольная работа
Области применения диагностики аномалий Психического развития у детей.         Обсуждение рефератов
Психологические характеристики различных форм Дизонтогенеза.       Контрольная работа
Пути психологической помощи детям с аномалиями Развития и их семьям.                  
  ИТОГО   +   АКР, Экзамен

 

Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе ВПО)

№ п/п Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Практикум Лаборатор Практическ.занятия /семинары Интерактив
Предмет и содержание курса            
Закономерности психических заболеваний у детей.         Контрольная работа
Закономерности нарушения психического развития (дизонтогенеза) у детей.          
Психологические методы исследования аномального ребенка.         Контрольная работа
Области применения диагностики аномалий Психического развития у детей.         Обсуждение рефератов
Психологические характеристики различных форм Дизонтогенеза.           Контрольная работа
Пути психологической помощи детям с аномалиями Развития и их семьям.              
  ИТОГО   +   АКР, Экзамен

 

Образовательные технологии. Проведение лекционных занятий с использованием мультимедийной техники, дискуссии, обсуждения, диспуты

Проведение лекционных занятий с использованием мультимедийной техники, дискуссии, обсуждения, диспуты, разбор конкретных клинических случаев.

Интерактивный метод обучения – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

· пробуждение у обучающихся интереса к изучаемому материалу;

· эффективное усвоение учебного материала;

· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

· установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

· формирование у обучающихся мнения и отношения;

· формирование жизненных и профессиональных навыков;

· выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дискуссия, дебаты)

· Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)

· Деловые и ролевые игры

· Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

· Мастер класс

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие – не лекция, а общая работа.

· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

· все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендовано обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

· возраст участников, их интересы, будущая специальность.

· временные рамки проведения занятия.

· проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

· заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

· должна быть четко определена цель занятия.

· подготовлены раздаточные материалы.

· обеспечено техническое оборудование.

· обозначены участники.

· определены основные вопросы, их последовательность.

· подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

· уточнение проблем, которые предстоит решить.

· обозначение перспективы реализации полученных знаний.

· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

· программа занятия.

· раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории

· материал должен быть структурирован.

· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.).

Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

· что произвело на вас наибольшее впечатление?

· что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

· есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

· чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

· как вы оцениваете свои действия и действия группы?

· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Работа студента при подготовке к интерактивному занятию должна включать:

· изучение определенного литературного материала (по списку основной и дополнительной литературы к предмету), изучение различных методик исследования личности

· подготовку бланков методик и ключей к ним

· подготовку к участию в занятии в соответствии с его формой (мозговой штурм, дискуссия и т.д.)

Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения студентов:

ü студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;

ü способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;

ü распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.

ü соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

ü при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

ü спорить в дружественной манере;

ü быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

ü внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

ü язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.

Этика преподавателя при проведении интерактивного занятия включает следующие моменты:

Ø преподаватель должен способствовать личному вкладу студентов и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;

Ø преподаватель должен обеспечить дружескую атмосферу для студентов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

Ø преподаватель должен облегчать подготовку занятиям, но не должен сам придумывать аргументы при дискуссиях;

Ø преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели студентов;

Ø преподаватель должен обеспечить отношения между собой и студентами, они должны основываться на взаимном доверии.

Ø преподаватель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы;

Ø стимулировать исследовательскую работу;

Ø заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;

Ø не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

Ø обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше­го количества студентов, а лучше — всех;

Ø не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;

Ø не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала занятия такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

Ø следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.

Ø проанализировать и оценить проведенное занятие, под­вести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале занятия цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Ø помочь участникам занятия прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

Ø принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

Ø в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

Ø добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

Ø показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рам­ках учебной программы;

Ø обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией;

Ø проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

Ø обеспечить быстроту реакции;

Ø способность лидировать;

Ø умение вести диалог;

Ø иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

Ø уметь владеть собой

Ø умение быть объективным.

Интерактивные занятия рекомендовано проводить по следующим проблемам:

1. Спланировать психодиагностику аномалий личности для лиц разного возраста, социального и профессионального статуса (ребенок младшего школьного возраста, подросток, взрослый человек) с опорой на знания о природе личностных расстройств.

2. Спланировать психолого-консультативную работу с лицом, у которого установлено личностное расстройство.

В структуру интерактивного занятия входят: дискуссия по вопросам выбора адекватных методик психодиагностики расстройств личности, мини мастер-класс преподавателя по проведению диагностических и консультативных методов с «аномальными личностями», анализ представленных ситуаций (кейс-стади) с позиций возможного использования тех или иных методов диагностики и психокоррекции и возможных результатов их применения, мозговой штурм по проблеме психолого-консультативного процесса, деловая имитационная игра – проведение избранных методик психологической работы с «аномальными личностями» в мини-группе (до 3-5 человек) учащихся с последующим поочередным выступлением каждого учащегося в роли «клиента», «консультанта», «супервизора».

Ситуации для проведения интерактивного обучения:

1. Нина, 30 лет. Из беседы: «Главное — чтобы все как у людей! Вот соседка электрочайник купила, красота, белый с ручкой — точно как в рекламе по телевизору. Муж зарплату принесет — и мы купим. Ну, чего он спрашивает — зачем? В телевизоре показывают, у соседки есть, я и на работе спросила — почти у всех есть. И нам надо, чтоб как у людей! Так-то у нас все хорошо: я работаю, муж, сын уже в первый класс пошел. Все ему купила, форму, учебники, не как-нибудь — в гимназию отдала. Правда, учится он там плоховато, учителя жалуются, что не все понимает, что отстает. Ну, я ругаюсь, конечно, под горячую руку могу и подзатыльник дать — и чего ему не хватает, сидел бы да учился! Сказали, что контролировать надо, я стала — требую, чтобы все по десять раз переписывал, пока красиво не получится — как положено. А как ему еще больше внимания уделять? Ведь и на работе надо, и по хозяйству — убрать, сварить, постирать, купить, чтоб все правильно, все как у всех. Одна радость — сериалы! У нас все их на работе смотрят, не отрываются. Придешь утром — обсуждаем, какое у Моники платье новое, да что Дон Педро (подлец такой!) очередной раз учудил. Вот ведь живут люди, каждый день что-то новое, вот бы и мне так! Нет, не надо, пожалуй, мне и так хорошо. Подружки не завидуют, я им тоже, все правильно, ну, сын лоботряс…».

2. Вероника, 31 год. Из беседы: «Мама всегда говорила, что я у нее умница, красавица, самая-самая хорошая! А я все равно не верила: то прыщ на носу выскочит, то учителя придираются — говорят, что в сочинении тема не раскрыта. Одно хорошо — с мальчиками никогда проблем не было, стоит пройтись, улыбнуться — любой за мной хвостиком пойдет! Мама учила: выбирай того, кто тебя достоин, кто за тобой сможет хорошо ухаживать всю жизнь…Я хотела в театральный поступить — и пела неплохо, и в школьных спектаклях участвовала, — но не вышло. Наверное, большой блат нужен! Пошла в инженерно-строительный… Скучно там было… Хорошо, хоть в КВН участвовала все пять лет, как выйду на сцену — “Смотрите все!” — так аж жить хочется! Замуж вышла… Он старше меня, обеспеченный, говорит: “Сиди дома, все есть, зачем на работу ходить?” Я и обрадовалась — ведь это не по стройкам прорабом лазить. Дом обустроила всем на зависть, по новым журналам интерьеры сделала, за собой слежу, чтоб и фигурка, и прическа: фитнесс, бассейн, парикмахерская. Целый день занят. Одна беда — муж у меня нелюдимый какой-то: ни сам в гости не ходит, ни к себе не зовет. Увидел раз моих подружек, так взглянул — они быстренько убежали. А я одна не могу! Стала чувствовать, что накапливается злость, раздражение, а в промежутках безразличие какое-то, даже жить не хочется. Я мужу сначала спокойно объясняла, потом кричала, потом даже раз вены порезала! А толку? Он ревновать начал. Ну, я ему назло любовника завела — надо же мне с кем-то поговорить, показаться, похвастаться… Теперь верчусь между ними. И чего муж говорит, что я ненормальная?».

3. Ирина, 16 лет. Из беседы: «Я была слишком толстой. Безобразный, жирный живот, толстые ноги, круглые щеки. И 2 года назад я решила, что надо с этим покончить: сесть на диету, заняться спортом — ведь в человеке все должно быть совершенным. Вначале не было сил делать упражнения, но я человек волевой, ответственный. Я не ложусь спать, пока не сделаю 50 приседаний, 40 наклонов и все остальные упражнения, что запланировала на этот день. Сначала мои родители радовались, а теперь стали моими врагами: мама печет пирожки и уговаривает меня покушать, папа ругает, что я стала плоская, как доска, — но все это неправда! Я все равно жирная! Как только что-то съедаю, так и чувствую, что лишние килограммы откладываются на животе… Пока сил хватает, есть уже почти не хочется (точнее, страшно опять потолстеть!), успеваю нормально учиться, делаю все по хозяйству, чем родители недовольны — не понимаю! Все как сговорились — хотят, чтобы я разжирела!».

4.Николай 30 лет. Из беседы: «Вижу Ее, такую красивую, чистую, недоступную… Знакомлюсь, влюбляюсь, ухаживаю. Все нормально… Она удивительная — добрая, ласковая, умная! Я, наверное, ее недостоин; что только она во мне нашла? Но ведь нашла же что-то, приглашает зайти, выпить кофе. За кофе следует продолжение, идти домой уже поздно. Да ведь и правда — мы уже взрослые люди. Ужасно волнуюсь, у меня иногда не получается… Ну, не могу и все! А вдруг и в этот раз так будет, опозорюсь, стыдно будет в глаза смотреть. Какая у нее фигура! Какая гладкая, теплая кожа! А я ничего не чувствую… Как это со стороны выглядит? Вот кошмар! Она удивляется, успокаивает, говорит, что так бывает. Очень опытная, что ли? Или пытается утешить? Но я точно знаю, что внутри она смеется надо мной, считает неполноценным. Да я и есть неполноценный, инвалид какой-то! Какой смысл влюбляться, если я все равно ничего не могу. И что самое обидное — когда я наедине с собой или смотрю фильм (ну, вы понимаете)— все нормально, как штык! Не могу, иногда даже жить не хочется. Ведь мужчина должен быть всегда мужчиной. А может, это порча какая-то? Я к врачу ходил, он сказал, что это от нервов, успокоительное прописал, а я ведь и так слишком спокойный. Говорят, появились американские чудо таблетки, попробовать, что ли? А может, это женщины виноваты, притворяются, что любят, а сами в душе смеются, сравнивают… Что же делать? Ведь не могу так?!».

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Реферат является обязательным компонентом учебного плана по курсу «Психология аномального развития». Время сдачи реферата –вторая половина семестра. Реферат должен быть сдан преподавателю, ведущему семинарские занятия или лектору (в крайнем случае).

Студенты, не сдавшие реферат до начала зачетной сессии, не допускаются к экзамену. Как аналог реферата может идти в зачет доклад по теме на семинарском занятии (с письменным приложением краткой аннотации и списка использованных источников).

Оценка за реферат учитывается в итоговой зачетной процедуре.

Требования к написанию реферата: реферат может быть напечатан или написан от руки, объем соответственно 8-12 (12-16) страниц. литературными источниками должны служить в первую очередь журнальные статьи и тезисы из сборников докладов различных конференций, а не учебники и хрестоматии.

Можно использовать журналы: Вопросы психологии, Психологический журнал, Вестники университетов (МГУ. СпбГУ и др.), Журнал невропатологии и психиатрии им. С|.С,Корсакова, Российский психиатрический журнал, Социальная и клиническая психиатрия, Вопросы психического здоровья детей и подростков, Московский психотерапевтический журнал, Психиатрия, Аутизм и нарушения развития, Вопросы наркологии, Журнал практической психологии и психоанализа, Дефектология, Русский медицинский журнал, Независимый психиатрический журнал и др., Интернет-источники.

Допускается и поощряется самостоятельный выбор клинико-психологической литературы. Возможно использование сборников тезисов и научных докладов научных и научно-практических конференций по клинической психологии, психиатрии, авторефераты кандидатских диссертаций по психологии и психиатрии, дефектологии за тот же временной интервал: годы издания, которые можно включить в реферат: последние 10 лет.

В тексте реферата должно быть Введение, в котором обозначена выбранная тема, ее ракурс и названы источники. Основной раздел –должен отражать реферативное изложение статей по избранной тематике. В конце должен быть список использованных источников (библиографический).

Если возможно, следует дать Содержание как структурную единицу работы. Работа должна быть написана грамотно, с использованием научно-литературного стиля реферирования, недопустимо прямое цитирование источников без правильного оформления цитат (например, не должно быть фраз типа: «В нашем исследовании …», «Мы провели обследование…» и т.п.) Если тема работы больше клиническая, чем психологическая (например, реферативный обзор клинических работ по шизофрении детского возраста и др.), то автор должен указать психологические аспекты работы с данным контингентом, осветить участие психологов в диагностике и лечении пациентов.

 

Примерный список тем рефератов по курсу:

 

1. Новые направления в клинико-психологическом исследовании детей, больных шизофренией.

2. Новые направления исследования умственной работоспособности у аномальных детей.

3. Новые подходы к исследованию памяти в детской психиатрической клинике.

4. Направления исследования и методы изучения мыслительной деятельности у аномальных детей (в связи с трудностями обучения)

5. Направления исследования и методы изучения мыслительной деятельности у детей, имеющих психические заболевания

6. Современные подходы к изучению особенностей психической деятельности детей, больных эпилепсией

7. Психоанализ в детском возрасте: традиции и современный подход

8. Психологические исследования в области пограничной психиатрии детского возраста.

9. Современные психологические исследования нервной анорексии.

10. Направления в изучении психической деятельности детей и подростков, больных наркоманией.

11. Детско-родительские отношения и проблема психической патологии у детей и подростков

12. Проблема девиантного поведения и аномального развития в детском и подростковом возрасте

13. Виды психотерапевтической помощи, применяемые в психологии аномального развития

14. Современная типология отклоняющегося психического развития

15. Современные представления о психическом дизонтогенезе (клинический и психологический подход)

16. Проблема умственной отсталости и олигофрении в психологии аномального развития (анализ современных тенденций исследований)

17. Аффективная патология в детском возрасте: клинико-психологические исследования.

18. Психологические исследования невротических расстройств у детей и подростков.

19. Возрастная специфика в психологии аномального развития

20. Проблема СДВГ в современных психологических исследованиях

21. Проблема нормы и патологии в психологии аномального развития

22. Проблемы школьной дизадаптации и психология аномального развития

23. РДА – современные подходы к диагностике и коррекции

24. Роль детско-родительских отношений в возникновении отклоняющегося развития

25. Страхи и их роль в квалификации отклоняющегося развития

26. Зарубежные исследования в области психологии аномального развития.

27. Современный взгляд на историю психологии аномального развития

28. Психология аномального развития как междисциплинарная область научно-практической деятельности

29. Семья и психическое здоровье ребенка

30. Тревожно-фобические расстройства в детском возрасте (психологический анализ или обзор исследований)

31. Психометрические исследования в психологии аномального развития: традиции и современное положение дел

32. Современная диагностика в психологии аномального развития

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену:

¨ Психология аномального развития как область междисциплинарного исследования. Предмет и задачи.

¨ Этиологические факторы нарушений психического развития.

¨ Клинико-психологическая картина психических нарушений в детском возрасте — соотношение симптомов болезни и дизонтогенеза.

¨ Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков.

¨ Первичные и вторичные нарушения развития при разных вариантах дизонтогенеза (олигофрения, ЗПР).

¨ Дефект и компенсация.

¨ Классификация психического дизонтогенеза.

¨ Общие клинические и психологические закономерности психического дизонтогенеза.

¨ Эмоциональная депривация в детском возрасте. Госпитализм и неогоспитализм.

¨ Психическое недоразвитие: этиология, клинико-психологические закономерности формирования дефекта, первичные и вторичные нарушения.

¨ Систематика психического недоразвития по различным критериям.

¨ Специфика нарушений познавательной и эмоционально-волевой сфер при психическом недоразвитии.

¨ Задержка психического развития церебрально-органического генеза: этиология, клинико-психологическая структура, возможные варианты задержки.

¨ Классификация задержанного психического развития по этиологическому принципу.

¨ Роль нейропсихологического обследования в диагностике ЗПР. Структура и параметры оценки психических нарушений при ЗПР церебрально-органического генеза.

¨ Нарушение познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза.

¨ Нарушение эмоционально-волевой сферы при ЗПР различного генеза (гармонический инфантилизм, органический инфантилизм и т.д.).

¨ Поврежденное психическое развитие: этиология, систематика, клинико-психологическая структура дефекта, первичные и вторичные нарушения.

¨ Дифференциальная диагностика психического недоразвития и поврежденного психического развития: диагностические критерии, методы.

¨ Дефицитарное психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, первичные и вторичные нарушения, систематика.

¨ Дефицитарное психическое развитие при недостаточности зрения и слуха.

¨ Дефицитарное психическое развитие при недостаточности двигательной сферы.

¨ Дефицитарное психическое развитие при хронических инвалидизирующих соматических заболеваниях.

¨ Дифференциальная диагностика психического недоразвития, поврежденного психического развития и задержанного психического развития: диагностические критерии, методы.

¨ Искаженное развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, первичные и вторичные нарушения, систематика РДА.

¨ Дисгармоническое психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, первичные и вторичные нарушения, систематика.

¨ Дифференциальная диагностика психопатии и патохарактерологического формирования личности: диагностические критерии, методы.

¨ Пути психологической коррекции нарушений интеллектуального развития при различных аномалиях развития.

¨ Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы при различных аномалиях развития.

¨ Коррекция социальной ситуации развития при различных аномалиях развития.

Сдача монографии:

 

1. Шипицына, Мамайчук. Детский церебральный паралич. — М., 2001.

 

2. Никольская О. С. с соавт. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М., 1997.

 

Вопросы для конспектирования:

· Основные положения работы.

· Теоретическая концепция автора.

· Возможности использования ее в практической деятельности психолога.

 

Задания/вопросы для аудиторной контрольной работы (для заочной формы обучения):

1. Основные подходы к определению понятия “личность”.

2. Многомерность феноменологии личности.

3. Представление о человеке в различных направлениях философии.

4. Основы системного подхода к человеку.

5. Краткий очерк развития теорий личности.

6. Представления о личности в концепции У. Джеймса.

7. Представления о личности в классическом психоанализе.

8. Представления о личности в “индивидуальной психологии” А.Адлера.

9. Представления о личности в “аналитической психологии” К.Юнга.

10. Представления о личности в концепции К.Хорни.

11. Представления о личности в концепции Э.Фромма.

12. Представления о личности в концепции Г.Салливена.

13. Представления о личности в персонологии Г.Мюррея.

14. Представления о личности в концепции Г.Олпорта.

15. Представления о личности в “теории поля” К.Левина.

16. Представления о личности в экзистенциальном анализе.

17. Представления о личности в концепции А.Маслоу.

18. Представления о личности в концепции К.Роджерса.

19. Представления о личности в концепции “личностных конструктов” Дж.Келли.

20.Представления о личности в бихевиористических концепциях.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Основная литература: Лебединский В.В

Основная литература:

Основная литература:

Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка УДК 19.9 Хрестоматия в 2-х томах. Изд. 2 стер. Т.1. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2006. – 744 с.
Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка УДК 19.9 Хрестоматия в 2-х томах. Т.2. 2-е изд. стер. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2006. – 818 с.

Дополнительная литература:

  1. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия Д38 3-е изд., стереотипное – М.: «Когнито-Центр», 2010. – 351 с.
  1. Горбач И.Н. Психоневрология Г67 практическое руководство для сред. Медперсонала. – Мн,: «Современное слово», 2002. – 272 с.
  1. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. — СПб, Речь, 2006.- 352 с.
  1. Горбач И.Н. Психоневрология Г67 практическое руководство для сред. Медперсонала. – Мн,: «Современное слово», 2003. – 272 с.
  1. Астапов В.М. , Малкова Е.Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте.. Теория и практика. М: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 368 с.
  1. Астапов В.М. Тревожность у детей.- М: ПЕРСЭ, 2008. — 160 с.
  1. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. — М: ПЕР СЭ, 2008, — 240 с.
  1. Рикрофт Ч. Тревога и неврозы. М: ПЕР СЭ, 2008. — 142 с.
  1. Ляпидевский С.С. Невропатология Л 97. Учебник. М: ВЛАДОС., 2003.- 384 с.

10. Выготский Л.С. Диагностика развития и педология трудного возраста. Собр. соч., т.5. – 1983.

11. Детская патопсихология: Хрестоматия. /Сост. Белопольская. -–М., 2001.

12. Зверева Н.В., Казьмина О.Ю., Каримулина Е.Г. Патопсихология детского и юношеского возраста. М.: Академия. 2008.

13. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979.

14. Коробейников. Нарушения развития и социальная адаптация. – М., 2002.

15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.:Академия, 2003.

16. Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989.

17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

18. Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Телевинф, 1997.

19. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – 104 с.

20. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 128 с.

21. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. /Сост. и о.ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб: Питер, 2001. – 384 с.

22. Психопатология детского возраста. Хрестоматия. /Под ред. Егорова. – СПб., 2002.

23. Семаго М.М., Семаго. Проблемные дети: Основы диагностики и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

24. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1999.

25. Хрестоматия по психологии аномального ребенка. /Под ред. Лебединского, Бардышевской. – М., 2002.

26. Бардышевская М.К., Лебединский В..В.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / М.: Изд-во МГУ, 1990.

27. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1986 и др. издания.

28. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.

29. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. — М.: Педагогика, 1989.

30. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. — М., 1982. — с. 3-54.

31. Анастази Психологическое тестирование. — том 1 – гл. 9, 10; том 2 – гл. 16.

32. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984. – 576 с.

33. Булакова Л.А. Современные аспекты ранней диагностики психических заболеваний у детей. В кн.: Ранняя диагностика психических заболеваний. — Киев, 1989. — с. 155-169.

34. Детский аутизм: Хрестоматия. /Сост. Шипицына. – СПб., 2001.

35. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.? Медицина. 1980.

36. Исаев Д. Н. Детская медицинская психоогия. Спб.: 2004.

37. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988.

38. Лебединская К.С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М.: Педагогика, 1988.

39. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1994.

40. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: Академия, 2000.

41. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. Спб, 2003.

42. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. — М., 1973.

43. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.

44. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. — М., 1980.

45. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/под ред. С.Ю.Циркина, изд 1, 1999, изд. 2, 2004.

46. Шипицына, Мамайчук. Детский церебральный паралич. М., 2001.

 

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)Учебные классы, оснащенные мультимедийной техникой; клинические базы (на основе договоров о научно-техническом сотрудничестве), лицензионные тестовые методики.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Психология».