Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Критерии нормального развития в оценке психического здоровья

И признаки трудностей развития в первые семь лет жизни

Возраст детей: с 2 до 3 лет.

Оценка этапов довербального и начального вербального развития

1. Основные показатели.
1 г. 3мес Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
1 г.6мес Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов.
1 г.9мес. Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов Словарный запас — около 20 слов
2 г. Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов
2 г. 6мес Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов
3 г. Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
2.

Оценка понимания речи

20 — 24 мес. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа: «Покажи, кто сидит, кто спит»; выполняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню и принеси чашку»; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации — «На чем ты сидишь?».
2 г. 6мес. — 3 г. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее).
3. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
1 — 2 г. Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
2 — 3 г. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. По захвату руки мы можем судить об умственном развитии ребенка (цеплятельный — хватательный, если нет перехода, то это нарушение двигательной функции).
2,5 — 3 года переход от кулачного захвата к пятипалому.
3,5 года После пятипалого захвата формируется в щепоть двумя пальцами (если ребенок держит ложку кулаком, то в дальнейшем сказывается в школе на письме).

Лобные извилины коры головного мозга являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в ЦНС. На кистях рук множество аккупунктурных точек, массируя их, стимулируя кровоснабжение, активизируется центр Брока (воспроизведение устной речи) можно воздействовать на внутренние органы и на речь.

4. Возрастные особенности развития общей моторики
1 — 2 г. Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда
2 — 3 г. Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки
5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
с 1 — до 2 лет Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет.

Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий

2 — 3 г. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
6. Признаки отставания в развитии когнитивной и эмоциональной сфер в 2 и 2,5 года.
2 года Признаки отставания в развитии когнитивной сферы: •не ориентируется в трех контрастных величинах, т. е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки) •не подбирает по образцу 3−4 цвета; •не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа); •не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета; •не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы: •не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого); •не понимает «хорошо» и «плохо»; •не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).
2,5 года Признаки отставания в развитии когнитивной сферы: •не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов •не может построить «башенку» из кубиков •не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях •не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку •не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда); •не складывает разрезную картинку из двух половинок. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы: •не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение; •легко отвлекается от любого занятия; •не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

Возраст детей: с 3,5 до 4,5 года.

Познавательная деятельность ü Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей. ü Может повторить за взрослым предложение из 4−5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.).

ü Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета. ü Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник. ü Владеет понятиями «один-много». ü Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?).

ü Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки ü Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко).

ü Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут).

ü Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу. ü Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6−9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.

Речь ü с 3 — х летнего возраста идет резкое увеличение словаря до 3 ОООслов. ü В грамматическом строе речи использует все части речи, кроме деепричастного оборота. ü У 3-х летнего ребенка правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже. ü Произносят в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных звуков. ü Появляются сложные предложения с союзами (я покушаю, а потом пойду гулять; не хочу играть, потому что по телевизору мультики).

ü Легко повторяет за взрослым незнакомые слова ü Появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек), словотворчество, склонность к рифмовке. ü Способен к диалогу со взрослым, со сверстником. ü Умеют рассказывать о виденном в 2 — 4 предложениях; могут различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения; различать и называть части тела животного, подводить к пониманию обобщающих слов (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда).

ü Речь более выразительная, отражает эмоциональные переживания ребенка ü Расширяется опыт ребенка, и на основе опыта вырабатываются правила поведения.

Моторика ü может стоять на одной ножке, как на правой, так и на левой. ü Умеет ездить на трехколесном велосипеде ü Может поймать мяч вытянутыми руками (не прижимая к себе); брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч; повторять за взрослым движения возможна зеркальность) ü Ходить и бегать не наталкиваясь; прыгать на двух ногах на месте и с продвижением; ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. ü Спускается вниз по лестнице, используя попеременно обе нога.
Изобразительная деятельность ü В рисовании тают следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный. ü Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии ü Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. ü В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2−3 знакомые формы.
Игра ü любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать).

ü Осознает свои действия — может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).

Общение ü со сверстниками играет «рядом», иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее. ü В семье проявляет желание многое сделать самому.
Навыки ü умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. ü Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.
Признаки отставания в развитии когнитивной и эмоциональной сфер в 3,5 — 4,5 года.
В когнитивной сфере •не ориентируется в трех контрастных величинах, т. е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки) •не подбирает по образцу 3−4 цвета; путается в подборе 4 цветов; •не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа); •не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета; •не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого. •не может построить «башенку» из кубиков; •не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях; •не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку; •не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда); •не складывает разрезную картинку из двух половинок.
В эмоциональной сфере •не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого); •не понимает «хорошо» и «плохо»; •не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), •не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение; •легко отвлекается от любого занятия; •не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

Возраст детей: с 4,5 до 5,5 года.

Познавательная деятельность ü знает свой адрес, день рождения, где или кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе).

ü Может ответить на вопросы типа «На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье? ü Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений. ü Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб).

ü Может пересчитать предметы в пределах 5 и сравнить их количества (больше, меньше, поровну).

ü Может копировать простые геометрические фигуры. ü Начинает ориентироваться в пространстве -понимает «вверху», «внизу», «рядом», «между», «напротив», «под», «над11, «около». ü Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать. ü Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные. ü Знает названия 6−8 цветов. ü При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены. ü Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки).

ü Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет).

ü Собирает кубики, мозаику. ü Отвечает на вопросы типа «Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?». ü Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.

Речь ü исчезают все дефекты звукопроизношения. ü Увеличивается количество прилагательных, наречий, местоимений. ü Употребляет предложения с причинно-следственной зависимостью (На улице сыро, потому что шел дождь).

ü Оценка понимания речи: Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условно предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

Моторика ü прыгает на одной ножке, прыгает вниз с невысокой скамейки, совершает движения по заданию (присядь, подними руку, достань рукой до пола и др.).

ü Бросает мяч одной рукой, ходит по бревну. ü Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации ü Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. ü Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали).

ü Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. ü Копирует квадрат, звезду. ü Дорисовывает три части в незавершенную картину.

Игра ü сюжеты игр становятся разнообразными. ü Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики — конфеты, песок-сахар, камушки-деньги).

ü Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).

Общение ü может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником. ü Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).
Навыки ü справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль).

ü Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.

Формирование словаря ü Обогащение словаря. В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили на занятиях., глаголы, обозначающие трудовые действия. ü Дети должны определять и называть местоположение предмета слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (огорчен, весел).
Активизация словаря. ü Дети должны использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и детали предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы и наречия, предлоги.
Звуковая культура речи ü Употребляют существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные. ü Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. ü Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. ü Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. ü Совершенствовать интонационную выразительность речи. Применять игры: «Хлопни, если услышишь звук. Ж», «Если услышите в моей речи «самолет» — встаньте», «Кто кричал?» и т. д. ü Обязательное включение артикуляционной гимнастики 3 раза в день.
Грамматический строй речи ü Дети должны правильно согласовывать слова в предложении. ü Должны уметь: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята — лисят, медвежата медвежат), правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек., вилок, груш, яблок, помидоров).

ü Учить употреблять формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать. ü Дети используют в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. ü Связная речь. ü Дети могут поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы. ü Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые им и вновь прочитанные. Составляют (по образцу) Небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины. ü Используют в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили.

Возраст детей: с 6,5 до 7,5 года.

Познавательная деятельность ü знает имена-отчества родителей, дедушек, бабушек, знакомых, свое отчество. ü Понимает родственные связи (бабушка-мамина мама, дядя Витя-мамин брат).

ü Начинает ориентироваться в городе: запоминает дорогу куда-либо после нескольких повторений этого пути, знает название своей остановки транспорта, близлежащих улиц. ü Знает названия месяцев, может сказать, какой сегодня день недели, месяц, какие праздники бывают зимой, весной. ü Помнит названия книг, которые ему читали, может ответить на вопрос, куда он ездил прошлым летом, в прошлые выходные. ü Начинает понимать время. ü Может запомнить слово, сам подбирая картинку, такую, которая напомнит слово и объяснить эту связь. Например, надо запомнить слово «пожар"-ребенок выбирает картинку с изображением газеты и объясняет «бумага хорошо горит». ü Может установить несколько таких связей, а через 40 минут по картинкам вспомнить слова. ü Может угадать предмет по признакам (зеленый, толстый, длинный овощ-огурец).

ü Отличает форму слова от его содержания (какое слово длиннее — час или минута? змея или червячок?).

ü Сравнивает пары слов, называя не только различия, но и сходство (ромашка и одуванчик это цветы, ромашка белая, а одуванчика — белый, у ромашки есть серединка, а у одуванчика нет и т. д.).

ü Понимает сложные речевые конструкции: «Саша пошел гулять после того, как посмотрел телевизор. Что Саша делал раньше? Гулял или смотрел телевизор?». ü Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности (Вова бросил в воду монетку — монетка утонула. Бросил гвоздик — он утонул. Мама сказала, все железные предметы тонут. Утонет ли маленькая железная кнопочка? Маша выглянула в окно и сказала -ночью был дождь. Что увидела на улице Маша?).

ü Может подбирать слова на определенный звук, придумывать слова с заданным количеством звуков, делить слова на звуки К_А_Ш_А. ü Умеет складывать и вычитать в пределах 10. ü Может решать косвенные задачи (На ветке сидели птички. К ним прилетели еще 2 птички и всего стало 5 птичек. Сколько птичек сначала сидело на ветке?) ü Рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.

Моторика ü прыгает через скакалку, попадает в движущийся объект (компьютерные игры с пистолетом), ü катается на двухколесном велосипеде.
Речь: ü Соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 6−8 см друг от друга. ü Копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры (трапеция, пятиугольник).

ü Аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно изменять силу нажима на карандаш (толстые и тонкие линии).

ü Рисует по заданию взрослого палочки одинаковой высоты, копирует образцы (кружочки, квадратики), соблюдая размер. ü Может продолжить заданный орнамент, повторить контур «извилистой дорожки». ü Синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу. ü может рассказать о просмотренном спектакле, об увиденном в поезде, на утреннике в детском саду, о прошедшем дне, придумать рассказ по картинке и по серии картинок, рассказать знакомую сказку, придумать конец к начатой взрослым сказке, рассказать не только о действиях, но и о чувствах героя прочитанного рассказа. ü Может рассказать о своих планах.

Игра: ü становятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты. ü Играет в школу, принимая на себя роль учителя.
Общение: ü легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях, хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности. ü В присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.
Навыки: ü может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.) ü Разбивание инструкции на этапы: открой ящик стола, найди коробку и т. д. не допускаются. ü Усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых действий. Итогом психического развития в дошкольном детстве — является формирование психологической готовности к обучению, вкпючающей несколько аспектов: ü умственная готовность помогает ребенку беспрепятственно усваивать материал школьных программ, ü личностная — принимать требования школьной дисциплины и сознательно относиться к процессу учения, физическая и физиологическая выдерживать нагрузки, связанные с обучением (без ухудшения функционального состояния различных органов и систем организма
Признаки трудностей в развитии у детей дошкольного возраста. Отставание от указанных нормативов в пределах года свидетельствует о легкой задержке психического развития, в пределах двух лет — о выраженной, либо о возможности психического недоразвития. В любом случае несоответствие показателей развития возрастной норме требует организации специального психодиагностического обследования.
Отклонения в когнитивной сфере ü игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны, в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще; ü познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ; ü плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т. п.; ü не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них; ü не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире; ü неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Отставание в развитии эмоциональной сферы ü не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий; ü не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся); ü не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых. Об отклонениях в эмоциональной сфере можно судить по наличию поведенческих нарушений. Поведенческие нарушения, свидетельствующие об эмоциональном неблагополучии дошкольников систематизированы на основе опросника Д. Скотта в модификации Г. Я.Кудриной (1992): ü недоверие к людям, вещам, ситуациям (никогда не просит о помощи малознакомых или незнакомых людей, не начинает с ними общаться даже при их инициативе; имеет одного хорошего друга и игнорирует остальных детей; часто тревожится о чем-нибудь; лжет из боязни; бормочет под нос, когда с ним здороваются; никогда не приносит воспитателю в детском саду своих рисунков, поделок, цветов, хотя другие дети часто это делают; нервничает и краснеет, если ему задают вопрос; легко выходит из игры).

ü депрессивные расстройства (быстро устает; вял, безынициативен, невнимателен; наблюдаются внезапные и резкие спады энергии; апатичен даже в играх; редко смеется, выглядит угнетенным, несчастным; часто мечтает наяву; говорит невыразительно).

ü уход в себя (никогда ни с кем не здоровается, не реагирует на приветствия; не проявляет дружелюбия к другим людям и избегает разговоров; живет в своем мире; совершенно не проявляет интереса к ручной работе, коллективным играм и отказывается от них; подобен «настороженному животному»; в разговоре беспокоен, считается с темы).

ü тревожность по отношению ко взрослым (по нескольку раз здоровается; подлизывается, старается понравиться взрослому. ü преувеличенно охотно выполняет поручения, очень много рассказывает не очень близкому взрослому, в том числе об отношениях в своей семье, различные фантастические, вымышленные истории, ябедничает на детей; все время пытается заинтересовать взрослых своей особой, а если это не удается — начинает их полностью игнорировать).

ü враждебность по отношению ко взрослым (переменчив в настроениях; часто бывает в плохом настроении; портит игрушки, вещи, лжет без повода и затруднений; защищается от обвинений открытой ложью, наговариванием на других, грубостью; может украсть деньги, сладости, ценные вещи; может вести себя открыто непристойно: рассказывать детям неприличные истории, ругаться, рисовать «хулиганские» рисунки; совершенно не соблюдает дисциплину, в лучшем случае под угрозой физического наказания).

ü тревожностъ по отношению к детям (любит быть в центре внимания, для этого или играет героя — рискует без надобности, или прикидывается дурачком, строит из себя шута; хвастается перед детьми, когда в детском саду воспитатель выходит из группы ведет себя очень шумно; подражает хулиганским проделкам других).

ü враждебность по отношению к детям (мешает другим в играх, подсмеивается над ними, любит пугать; ссорится, обижает детей; дерется несоответствующим образом — кусается, царапается; пристает к слабым; прячет или уничтожает чужие игрушки и вещи; пытается своими замечаниями создавать трудности у других детей; практически со всеми находится в плохих отношениях, дети его не любят).

ü недостаток социальной нормативности (скрытен, недоверчив; эгоистичен, любит интриги; берет чужое без разрешения; жульничает в играх-соревнованиях; игнорирует воспитателя — никогда не просит о помощи, проявляет полное безразличие в беседах с ним, при этом нормально общается с другими людьми; ü никогда добровольно не берется ни за какую работу; безразличен к похвале и порицаниям; никогда не смотрит в глаза).

ü Для того чтобы судить о наличии того или иного нарушения, необходимо наблюдать целый ряд симптомов, которые относятся к данной диагностической категории, симптомы из разных диагностических категорий в количестве 5 и более, обычно также свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Список литературы:

1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.-144 с.

2. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. — Куйбышев: изд — во Саратовского университета. Куйбышевский филиал, 1990. -104 с.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение, Владос, 1995. -112 с.

4. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. — М: Просвещение. 1988. -194 с.

5. Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей. — Иркутск: Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2004.- 84с.

6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем — логопедом в коррекционной работе с детьми 5−6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. — СПб.: Изд — во «Каро», 2002.- 368 с.

7. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психического здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей развития в первые 7 лет жизни) — Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. — 32 с.

8. Подобед С. О. Детская площадка или как воспитывать дошкольника. — Красноярск, 2002. — 34 с.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. — М.: Просвещение, 1985. -174 с.

10. Проблемы комплексного сопровождения ребенка с дефектами развития в условиях Красноярского края. Под ред. Домишкевич Р. А. — Красноярск: Гротеск, 2001. — 241 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector