Cистема общего развития школьников Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова существует почти 50 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.
С 1995-1996 учебного года система начального образования Л.В. Занкова признана государственной системой начального обучения.
Сегодня в России и СНГ более 60 тысяч учителей-занковцев.
Об основателе системы – Л.В. Занкове (1901 – 1977 гг.)
Леонид Владимирович Занков относится к числу виднейших советских ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Разработчик теории и практики второй в мирепосле Я.А. Коменского дидактической системы обучения. Создатель научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития.
· Работал учителем сельской школы, воспитателем, заведующим детской колонией.
· С 1925 года аспирант и последователь выдающегося отечественного ученого-психолога Л.С. Выготского.
· В 1935 году утвержден в ученой степени кандидата педагогических наук.
· В 1943 году утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и в ученом звании профессора.
· С 1944 года – директор НИИ дефектологии АПН РСФСР
· В 1945 году избран действительным членом АПН РСФСР
· С 1955 по 1960 годы – заведующий лабораторией экспериментальной дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.
· В 1968 году – избран действительным членом АПН СССР
· 1970 – 1972 годы – заведующий лабораторией проблем обучения и развития детей младшего и среднего школьного возраста НИИ общей педагогики АПН СССР
Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова
Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».
Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» ребенка и «зона ближайшего развития». Уровень актуального развития складывается в результате завершающихся циклов развития учащегося. Этот уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач.
Зона ближайшего развития свидетельствует о ходе дальнейшего развития ребенка. «Данный уровень обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью взрослого, в коллективной деятельности, по подражанию, – писал Л.С. Выготский. – Однако то, что ребенок умеет в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».
Исторические аспекты развития методов обучения 4
... исследования: выявление особенностей развития методов обучения. Задачи исследования: изучение методов обучения выявление особенностей современных методов обучения проследить динамику развития методов обучения Объект исследования: методы обучения. Предмет исследования: методы обучения, используемые в современном ...
Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося.
Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.
Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.
Целевые ориентации системы Занкова
· Развитие личности ребёнка.
· Высокий уровень общего развития личности.
· Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.
Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.
Концептуальные положения системы Занкова
· Обучение должно идти впереди развития.
· Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
· Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).
Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения генеральной цели.
Недостаток системы Занкова
Общий недостаток системы РО Л.В. Занкова: она не имеет продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачейставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
Раздел «Физиология сенсорных систем»
... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе. роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...
Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.
Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.
Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Дидактические принципысистемы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
Дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.
Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесное обоснование. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.
Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но, эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала.Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.
4. Принцип осознания процесса учениясамими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.
Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.
Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
— понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
— владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
— актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
— условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
— активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
— проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
— индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).
Отзывы о системе Л.В. Занкова
Программа сложная и интересная, рассчитана на сильных, подготовленных детей с аналитическим (математическим) складом ума, развивает логическое мышление. Очень сложная математика. Многие недовольны учебниками по окружающему миру: информации в учебнике мало, изложена не очень понятно для ребенка, для ответов на вопросы учебника необходима дополнительная литература. Многим детям необходима помощь родителей. Однако, если ребенок научится самостоятельно заниматься по этой программе, то проблем в среднем звене школы у него не будет. Родители, чьи дети успешно усваивают программу, очень довольны.
Главный минус — отсутствие преемственности в среднем и старшем звене. В рамках системы разработаны учебники для 5 класса (русский язык, литература, математика, основы географии, природоведение, музыка) и 6 класса (русский язык, литература, математика), однако школ, работающих по этим учебникам, очень мало.
Основная причина массовых репрессий. Разочарование в Сталине как в Генеральном Секретаре ЦК ВКП : ему выразили недоверие 270 человек ,так же Сталина осуждали в носильной коллективизации и немыслимых темпах индустриализации. Устранение инакомыслящих, правящим кругам людей. | |
Подверженные массовым репрессиям. Бывшие идейные противники обвинялись в причастности к агентам иностранных разведок. В первую очередь репрессиям подвергались старые большевики, соратники В.И. Ленина. | |
Ряд открытых судебных процессов. Шахтинское дело Дело Промпартии Дело Тухачевского Третий Московский процесс, Процесс антисоветского «право-троцкистского блока», известен также как Процесс двадцати одного или Большой процесс Ленинградское дело Дело врачей | |
Изменение порядка судопроизводства Республиканские, краевые и областные тройки НКВД — внесудебные органы уголовного преследования, действовавшие в СССР в 1937—1938 годах на уровне республики, края или области. Тройка состояла из начальника областного управления НКВД, секретаря обкома и прокурора области. | |
История 31 июля 1937 года Ежов подписал одобренный Политбюро ЦК ВКП(б) приказ НКВД СССР № 0447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» в котором определялась задача разгрома «антисоветских элементов» и состав «оперативных троек» по ускоренному рассмотрению дел такого рода. В состав тройки обычно входили: председатель — местный начальник НКВД, члены — местные прокурор и первый секретарь областного, краевого или республиканского комитета ВКП(б): «…В соответствии с этим — П Р И К А З Ы В А Ю: с 5 августа 1937 года во всех республиках, краях и областях начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников, в Узбекской, Туркменской, Казахской, Таджикской и Киргизской ССР операцию начать с 10 августа с. г., а в Дальневосточном и Красноярском краях и Восточносибирской области с 15 августа с. г.» | |
Судебная практика Решения выносились тройкой заочно — по материалам дел, представляемым органами НКВД, а в некоторых случаях и при отсутствии каких-либо материалов — по представляемым спискам арестованных (например, из Игарки в Красноярск списки на утверждение «тройки» представлялись по телеграфу).
Процедура рассмотрения дел была свободной, протоколов не велось. Характерным признаком дел, рассматриваемых «тройками», было минимальное количество документов, на основании которых выносилось решение о применении репрессии. В картонной обложке с типографскими надписями «Совершенно секретно. Хранить вечно» обычно подшиты: донос минимум 3 штуки от 3 разных людей, постановление об аресте, единый протокол обыска и ареста, один или два протокола допроса арестованного. Следом в форме таблички из трёх ячеек на пол-листа идёт решение «тройки». Решение «тройки» обжалованию не подлежало и, как правило, заключительным документом в деле являлся акт о приведении приговора в исполнение. |
|
При своей работе тройки вели огромную документацию по осужденным: 1) Списки на арест, подписанные начальниками оперативных групп, и в 2-х экземплярах направленные на утверждение в территориальный орган НКВД. Начальник территориального органа НКВД санкционировал список, и на основании этой санкции оформлялись «ордера на арест». 2) Следственное дело на каждого арестованного или группу арестованных. К делу должны быть приобщены протоколы обязательного обыска при каждом аресте, протоколы допросов, обвинительное заключение и другие материалы. 3) Протоколы заседаний троек, в которых записываются также и приговоры в отношении каждого арестованного. 4) Заверенные выписки из протоколов заседаний троек и специальные предписания председателей троек для исполнения приговора. 5) Документы об исполнении приговоров, приобщенные к делу в отдельных конвертах. 6) Указания наркома внутренних дел СССР о порядке направления осужденных в лагеря и наряды, сообщаемые ГУЛАГом для отправки репрессированных по второй категории. 7) Учетные карточки по форме N1, высланные вместе с протоколами и следственными делами в адрес 8-го отдела ГУГБ НКВД СССР. 8) Телеграфные донесения о ходе проведения операции пятидневными сводками, а также почтовые донесения. 9) Запросы начальниками территориальных органов НКВД санкции наркома внутренних дел СССР на начало репрессирования по второй категории и, соответственно, указания наркома о начале репрессирования по второй категории. | |
Шахтинское дело Согласно материалам следствия, указаниеие на необходимость начала вредительских действий было отдано служащим бывшими владельцами на совещании владельцев и инженеров в Ростове-на-Дону в 1920 году во время съезда совета горнопромышленников, который происходил после освобождения Донбасса частями Красной Армии. До 1924 года инженеры выполняют указания в индивидуальном порядке, с 1922 пытаются восстановить связь с организаторами вредительства, используя личную переписку. С 1922 года на рудниках формируются вредительские организации, которые получают деньги от бывших собственников для «за сохранение в порядке отобранных у них шахт, за переоборудование и улучшение их и, наконец, за сокрытие от соввласти наиболее ценных месторождений с тем, чтобы наиболее важные подземные богатства к моменту падения Советской власти могли быть возвращены хозяевам нетронутыми и неистощенными». На финансирование вредительской деятельности зарубежной разведкой и контрреволюцией было выделено до 700 тысяч рублей. При этом, технический персонал шахт и рудников свои вредительские действия отрицал, объясняя их «неполадками». Решением суда 11 человек были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Инженеры Н. Н. Горлецкий, Н. А. Бояринов, Н. К. Кржижановский, А. Я. Юсевич и служащий С. 3. Будный были расстреляны 9 июля 1928 года. Для шести остальных (Н. Н. Березовский, С. П. Братановский, А. И. Казаринов, Ю. Н. Матов, Г. А. Шадлун и Н. П. Бояршинов) расстрел был заменён 10 годами. Четверо обвиняемых (в том числе два германских подданных) были оправданы и четверо (в том числе один германский подданный) приговорены к условным срокам наказания. Остальные — к лишению свободы сроком от 1 до 10 лет с поражением в правах на срок от 3 до 5 лет. | |
Интересные факты Фактически признаки вредительства как такового являлись необязательным для его выявления условие, поскольку существовало так называемое «скрытое» и «тонкое» вредительство и внешне человек мог производить «хорошее впечатление» Итоги Шахтинское дело не стало единственным актом выявления и наказания «экономических контрреволюционеров — вредителей». Процесс получил большой резонанс и «показал» так называемых «специалистов — вредителей», организовавших «третий этап подрывной работы международной буржуазии против СССР», ещё по словам В. И. Ленина, буржуазные специалисты — это люди, кто «…насквозь проникнуты буржуазной психологией и которые нас предавали и будут предавать еще годы». О необходимости борьбы с контрреволюцией среди техников и специалистов заявляется на съездах партии, к активной борьбе по выявлению призывает И. В. Сталин: …Нельзя считать случайностью так называемое шахтинское дело. «Шахтинцы» сидят теперь во всех отраслях нашей промышленности. Многие из них выловлены, но далеко еще не все выловлены. Вредительство буржуазной интеллигенции есть одна из самых опасных форм сопротивления против развивающегося социализма. Вредительство тем более опасно, что оно связано с международным капиталом | |
Дело Промпартии Итог за 10 месяцев дает 26% прироста госпромышленности (вместо 32%).
Неутешительный итог. Ты говоришь о встречном промфинплане и воззвании ЦК. По-моему, можно было бы пойти на все, лишь бы добиться 30-32% прироста. Боюсь, что поздно говорить теперь об этом, — все равно до октября (конец года) больших изменений не внести. И.В. Сталин — В.М. Молотову не ранее 23 августа 1930 года Процесс Промпартии — судебный процесс, состоявшийся в Москве 25 ноября — 7 декабря 1930. По фальсифицированным материалам группа инженерно-технической интеллигенции (Л. К. Рамзин, В. А. Ларичев и др.) обвинялась в создании антисоветской подпольной организации (т. н. Промпартии) и в осуществлении в 1925-1930 вредительства в промышленности и на транспорте. Обвиняемые были приговорены к различным срокам лишения свободы. В феврале 1936 Центральный Исполнительный Комитет СССР помиловал некоторых осужденных. |
|
По данным следствия в состав ЦК Промпартии входили инженеры П. И. Пальчинский (расстрелян по приговору коллегии ОГПУ по делу о вредительстве в золото-платиновой промышленности), Л. Г. Рабинович (осуждён по «шахтинскому процессу»), С. А. Хренников (умер во время следствия), А. А. Федотов, С. В. Куприянов, В. А. Ларичев, профессор Н. Ф. Чарновский. Главой «Промпартии» был объявлен профессор Л. К. Рамзин — директор Теплотехнического института, член Госплана и ВСНХ. В ходе процесса обвиняемые признались, что в случае прихода к власти они намеревались сформировать контрреволюционное правительство. Его премьер-министром должен был стать П. А. Пальчинский (осуждённый и расстрелянный ещё до начала суда), министром внутренних дел — бывший промышленник П. П. Рябушинский, а министром иностранных дел — академик Е. В. Тарле. (Позднее на Западе выяснилось, что Рябушинский умер в эмиграции ещё до того, как якобы создавалась эта организация).[2]. Все восемь обвиняемых признали свою вину; пятеро из них (Рамзин, Ларичев, Чарновский, И. А. Калинников и А. А. Федотов) были приговорены Верховным судом СССР к расстрелу, а трое (С. В. Куприянов, В. И. Очкин и К. В. Сытнин) — к 10 годам лишения свободы. Президиум ЦИК СССР по ходатайству осуждённых заменил расстрел 10-летним тюремным заключением и снизил срок наказания другим осуждённым. Наиболее активным подсудимым на процессе был профессор Л. Рамзин. Он не только признал свою вину, но обвинил ещё и других. По окончании суда его поместили в особую тюрьму, где он занимался созданием нового парового котла и откуда его потом выпустили. Когда Рамзин встретился на свободе с одним из бывших подсудимых на этом процессе, инженером Лурье, тот отказался с ним разговаривать из-за того, что Рамзин дал на суде ложные показания. Рамзин разрыдался и сказал, что на себя наговорил больше, чем на других, и что такие показания заставляло его давать ОГПУ. | |
Третий Московский процесс Дело слушалось в Военной коллегии Верховного Суда СССР c 2 по 13 марта 1938 года при председательствующем В. В. Ульрихе и государственном обвинителе А. Я. Вышинском. Основными обвиняемыми были видные деятели партии, ещё с конца 1920-х обвинённые в правом уклоне и составлявшие (по крайней мере тогда) ту или иную оппозицию курсу Сталина: это А. И. Рыков, Н. И. Бухарин, а также бывшие троцкисты Н. Н. Крестинский, Х. Г. Раковский. Важнейшим обвиняемым был также бывший нарком внутренних дел Г. Г. Ягода. Можно выделить ряд подсудимых, которым преимущественно вменялось убийство Максима Горького и его сына: Ягода, секретарь Горького (и сотрудник ОГПУ) П. П. Крючков, врачи Л. Г. Левин, И. Н. Казаков и Д. Д. Плетнёв. Кроме названных лиц, суду были преданы А. П. Розенгольц, В. И. Иванов, М. А. Чернов, Г. Ф. Гринько, И. А. Зеленский, С. А. Бессонов, А. Икрамов, Ф. Г. Ходжаев, В. Ф. Шарангович, П. Т. Зубарев, П. П. Буланов и В. А. Максимов-Диковский. Всего 21 обвиняемый. Всего подсудимым были предъявлены обвинения по двум пунктам: Шпионаж против Советского государства и измена Родине Убийства деятелей Советского Государства С. М. Кирова, В. Р. Менжинского, В. В. Куйбышева, А. М. Горького — Заговор против Ленина в 1918 году По итогам судебных разбирательств 18 подсудимых были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества. 15 марта приговор над всеми ими был приведён в исполнение на подмосковном полигоне «Коммунарка». Оставшиеся трое подсудимых — С. А. Бессонов, Д. Д. Плетнёв и Х. Г. Раковский — к длительным срокам тюремного заключения (15, 25 и 20 лет соответственно).
Впоследствии все они содержались в Орловском централе и 11 сентября 1941 года, накакануне занятия Орла немецкими войсками, подверглись расстрелу в числе остальных политзаключённых в Медведевском лесу неподалёку от города. |
|
Большой террор 30 июля 1937 года был принят приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Согласно этому приказу, определялись категории лиц, подлежащих репрессиям: Бывшие кулаки (ранее репрессированные, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из лагерей, ссылки и трудпосёлков, а также бежавшие от раскулачивания в города); Бывшие репрессированные «церковники и сектанты»; Бывшие активные участники антисоветских вооружённых выступлений; Бывшие члены антисоветских политических партий (эсеры, грузинские меньшевики, армянские дашнаки, азербайджанские мусаватисты, иттихадисты и др.); Бывшие активные «участники бандитских восстаний»; Бывшие белогвардейцы, «каратели», «репатрианты» («реэмигранты») и пр.; Уголовники. Все репрессируемые разбивались на две категории: «наиболее враждебные элементы» подлежали немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — расстрелу. «менее активные, но всё же враждебные элементы» подлежали аресту и заключению в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет. | |
Часть репрессий проводилась в отношении лиц, уже осуждённых и находившихся в лагерях. Для них выделялись лимиты «первой категории» (10 тыс. чел.) и также образовывались тройки. Приказом устанавливались репрессии по отношению к членам семей приговорённых: Семьи, «члены которых способны к активным антисоветским действиям», подлежали выдворению в лагеря или трудпосёлки. Семьи расстрелянных, проживающие в пограничной полосе, подлежали переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краёв и областей. Семьи расстрелянных, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове-на-Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми, подлежали выселению в другие области по их выбору, за исключением пограничных районов. Все семьи репрессированных подлежали постановке на учёт и систематическое наблюдение. 1 мая 1938 приказом НКВД были образованы «милицейские тройки», которые имели право без суда приговаривать «социально-опасные элементы» к ссылке или срокам заключения на 3-5 лет. Эти тройки вынесли различные приговоры 400 тыс. чел. В категорию рассматриваемых лиц попадали в том числе уголовники-рецидивисты и скупщики краденого. В период усиления репрессий появилась практика, согласно которой родственникам расстрелянных сообщалось о том, что подследственные были осуждены на «десять лет лагерей без права переписки». При этом в судебных делах указывался реальный приговор — расстрел. Данная практика юридически была закреплена 11 мая 1939 в указе НКВД СССР N00515 «О выдаче справок о местонахождении арестованных и осуждённых» | |
Члены семей репрессированных В ряде случаев все члены семей осуждённых в ходе чисток также автоматически подвергались репрессиям, и заключались в лагеря как «члены семей изменников родины» (ЧСИР).
Однако, применение такого принципа не было тотальным. Известная фраза «Сын за отца не отвечает», была произнесена Сталиным в декабре 1935: на совещании в Москве передовых комбайнёров с партийным руководством один из них, башкирский колхозник Гильба, сказал: «Хотя я и сын кулака, но я буду честно бороться за дело рабочих и крестьян и за построение социализма», на что Сталин произнёс — «Сын за отца не отвечает». Во исполнение этого приказа 15 августа 1937 последовала соответствующая директива НКВД, уже содержащая ряд уточнений: регламентированы тотальные репрессии только против жён и детей, а не вообще любых членов в семьи, как в приказе Политбюро; жён предписано арестовывать вместе с мужьями; бывших жён предписано арестовывать, только в случае, если они «участвовали в контреволюционной деятельности» детей старше 15 лет предписано арестовывать только в случае, если они будут признаны «социально-опасными» арест беременных женщин, имеющих на руках грудных детей, тяжелобольных может быть временно отложен дети, оставшиеся после ареста матери без присмотра, помещаются в детские дома, «если оставшихся сирот пожелают взять другие родственники (не репрессируемые) на своё полное иждивение — этому не препятствовать» механизмом выполнения директивы предусмотрено Особое Совещание НКВД. |
|
ГУЛаг Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛаг) — подразделение НКВД, министерства внутренних дел, министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) в 1934—1960 годах. | |
24 апреля 1930 по приказу ОГПУ было образовано Управление лагерями. Первое упоминание собственно о ГУЛаге (Главное управление лагерей) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931 года. 3 августа 1933 года постановлением СНК СССР утверждается Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР, прописывающий различные аспекты функционирования ИТЛ. В частности, кодексом предписывается использование труда заключённыхи узаконивается практика зачета двух дней ударной работы за три дня срока, широко применявшаяся для мотивации заключённых при строительстве Беломорканала. 10 июня 1934 года согласно Постановлению ЦИК СССР при образовании нового союзно-республиканского НКВД в его составе было образовано Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений. В октябре того же года это управление было переименовано в Главное управление лагерей, трудпоселений и мест заключения. В дальнейшем это управление ещё дважды переименовывалось и в феврале 1941 получило закрепившееся название Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР. После окончания Великой Отечественной войны, в связи с реорганизацией наркоматов в министерства, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний в марте 1946 года вошло в состав МВД СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 21 февраля 1948 года «Об организации лагерей и тюрем со строгим режимом для содержания особо опасных государственных преступников [и о направлении их по отбытии наказания на поселение в отдаленные местности СССР]» для «шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп» в системе ГУЛага создавались так называемые особые лагеря (Степлаг, Минлаг, Дубровлаг, Озёрлаг, Берлаг).
Заключенные в них должны были носить номера на одежде. |
|
Норма питания № 1 (основная) заключённого ГУЛага в 1948 году (на 1 человека в день в граммах): Хлеб 700 (800 для занятых на тяжёлых работах) Мука пшеничная 10 Крупа разная 110 Макароны и вермишель 10 Мясо 20 Рыба 60 Жиры 13 Картофель и овощи 650 Сахар 17 Соль 20 Чай суррогатный 2 Томат-пюре 10 Перец 0,1 Лавровый лист 0,1 | |
Принудительный труд Возьмем определение из Конвенции о принудительном или обязательном труде 1930 года: «1. Для целей настоящей Конвенции термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно.» Но в данном случае стоит обратить внимание на часть два второй статьи, пункт «с»: «Однако термин «принудительный или обязательный труд» для целей настоящей Конвенции не включает в себя: c) любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ…» | |
В марте 1953 г. (в СССР около 200 млн.) в лагерях содержались 2’526’402 заключенных, политических из них было 221’435 (8,76 %).
Как выяснила комиссия по реабилитации во главе с Яковлевым, с 1919 г. по 1990 г. было осуждено 3’786’094 человек, из них расстреляно – 700’000 человек. Комиссия реабилитировала около 800’000 человек. Остальных реабилитировать было не за что. Политические статьи часто применялись для наказания за экономические преступления. То есть, проворовался чиновник – его объявляли английским шпионом. Развалил председатель колхоз – значит он шпион германский. С момента прихода Берия к руководству НКВД в конце 1938 года массовые репрессии прекратились. Было реабилитировано в 1939 году более 100 тыс. человек. Начались пересмотры дел, следователей-фальсификаторов сажали, в лучшем случае. А с 1945 г. и до марта 1953 года Берия НКВД не руководил. «АиФ» (№45, 1989) привел данные ГУЛАГа по годам, начиная с 1930 г. В специальной справке «Движение лагерного населения ГУЛАГа» указано, что на 1 января 1937 г. в лагерях находилось 820 881 человек, в 1938 г. – 996 367 человек. Сразу заметим, что 1.01.1937 г. в основной массе в лагерях находились заключенные, загнанные туда репрессиями «троцкистов» в 20-е гг., по статьям со сроком наказания от 10 до 15 лет. В эти же годы были пересмотрены дела ранее осужденных, и вот их статистика на 1939 г.: из ГУЛАГа были освобождены 327,4 тысячи человек, в том числе из лагерей – 223,6 тысячи, из колоний – 103,8 тысячи человек. |