Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
и медицины катастроф
Экз. № ___
лекция
по учебной дисциплине (ГОС)
«Военная и экстремальная медицина»
Цикл:«медицина катастроф»
Специальности:060101 – лечебное дело; 060103 – педиатрия; 060112 ‒ медицинская биохимия; 060113 ‒ медицинская биофизика; 060114 ‒ медицинская кибернетика; 060105 ‒ стоматология; 060108 ‒ фармация
Тема №1.
Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Инв. № ______
г. Томск
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф
-
-
-
-
-
-
-
-
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол №___ от «___»__________2011 г.
Заведующий кафедрой
доктор мед. наук, доцент
_______________И.А. Шперлинг
-
-
-
-
-
-
-
План чтения лекции
по учебной дисциплине (ГОС)
«Военная и экстремальная медицина»
Цикл:«медицина катастроф»
Специальности:060101 – лечебное дело; 060103 – педиатрия; 060112 ‒ медицинская биохимия; 060113 ‒ медицинская биофизика; 060114 ‒ медицинская кибернетика; 060105 ‒ стоматология; 060108 ‒ фармация
Тема №1.
Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Время:90 минут.
Место проведения:лекционная аудитория (по расписанию).
I. Учебные и воспитательные цели:
– представить определение и классификацию чрезвычайных ситуаций;
– дать представление о задачах и основах организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
‒ сформировать убеждение о важности знания организации РСЧС и эффективности ее функционирования.
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Наглядные пособия:
а) слайды:
- Презентация по одноименной теме.
2.Технические средства обучения:
1. Компьютер (ноутбук).
2. Мультимедийный проектор.
3. Литература:
Для преподавателей:
- Приказ № 380 МЗ РФ от 27.10.2000г. «Положение о службе медицины катастроф МЗ РФ».
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 11.11.1994г.
- Избранные лекции по медицине катастроф. Под редакцией проф. С. В. Трифонова. М. Издательский дом ГЭОТАР-МЕД, 2001г. с.85 — 94.
- Медицина катастроф. Под редакцией профессора В. М. Рябочкина. М., «МНИЛтд», 1996г. с. 195-198.
- «Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях». Под ред. Профессора В. М. Мешкова, М., 1991гс. 163-173.
- И. И. Сахно, В. И. Сахно «Медицина катастроф» М., ГОУВУНМУ МЗ РФ 2002 с. 118-128.
Для студентов:
Основная:
- И. И. Сахно, В. И. Сахно «Медицина катастроф» М., ГОУВУНМУ МЗ РФ 2002 с. 118-128.
- Приказ № 380 МЗ РФ от 27.10.2000г. «Положение о службе медицины катастроф МЗ РФ».
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 11.11.1994г.
Дополнительная:
- Избранные лекции по медицине катастроф. Под редакцией проф. С. В. Трифонова. М. Издательский дом ГЭОТАР-МЕД, 2001г. с.85 — 94.
III. Учебные вопросы и расчет времени
№ п/п |
Учебные вопросы |
Время (мин) |
Слайды, фильмы № |
|
I |
Введение |
5 |
|
|
II |
Учебные вопросы: |
|
|
|
|
1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени |
25 |
Сл. 4-12 |
|
|
1.1. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций |
5 |
Сл. 13-26 |
|
|
1.2. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций |
10 |
Сл. 27-30 |
|
|
1.3. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций |
10 |
Сл. 31-44 |
|
|
2. Задачи, основные принципы и организация Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
35 |
Сл.45-57 |
|
|
3. Силы и средства ликвидации ЧС МЧС России. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС |
20 |
Сл. 58-70 |
|
III |
Заключение |
5 |
Сл. 71 |
«__» ____________ 2011 Г.
Заведующий кафедрой
доктор медицинских наук, доцент
И.А. Шперлинг
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЛЕКТОРА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф
доктор медицинских наук, доцент
ШПЕРЛИНГ Игорь Алексеевич
лекция
по учебной дисциплине (ГОС)
«Военная и экстремальная медицина»
Цикл:«медицина катастроф»
Специальности:060101 – лечебное дело; 060103 – педиатрия; 060112 ‒ медицинская биохимия; 060113 ‒ медицинская биофизика; 060114 ‒ медицинская кибернетика; 060105 ‒ стоматология; 060108 ‒ фармация
Тема №1.
Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Время:90 минут.
Место проведения:лекционная аудитория (по расписанию).
Литература:
Для преподавателей:
- Приказ № 380 МЗ РФ от 27.10.2000г. «Положение о службе медицины катастроф МЗ РФ».
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 11.11.1994г.
- Избранные лекции по медицине катастроф. Под редакцией проф. С. В. Трифонова. М. Издательский дом ГЭОТАР-МЕД, 2001г. с.85 — 94.
- Медицина катастроф. Под редакцией профессора В. М. Рябочкина. М., «МНИЛтд», 1996г. с. 195-198.
- «Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях». Под ред. Профессора В. М. Мешкова, М., 1991гс. 163-173.
- И. И. Сахно, В. И. Сахно «Медицина катастроф» М., ГОУВУНМУ МЗ РФ 2002 с. 118-128.
Для студентов:
Основная:
- И. И. Сахно, В. И. Сахно «Медицина катастроф» М., ГОУВУНМУ МЗ РФ 2002 с. 118-128.
- Приказ № 380 МЗ РФ от 27.10.2000г. «Положение о службе медицины катастроф МЗ РФ».
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 11.11.1994г.
Дополнительная:
- Избранные лекции по медицине катастроф. Под редакцией проф. С. В. Трифонова. М. Издательский дом ГЭОТАР-МЕД, 2001г. с.85 — 94.
- содержание
Учебные вопросы |
Слайды, фильмы № |
Стр. |
|
Введение |
|
7 |
|
1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени |
Сл. 4-12 |
8 |
|
1.1. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций |
Сл. 13-26 |
10 |
|
1.2. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций |
Сл. 27-30 |
12 |
|
1.3. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций |
Сл. 31-44 |
13 |
|
2. Задачи, основные принципы и организация Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Сл.45-57 |
15 |
|
3. Силы и средства ликвидации ЧС МЧС России. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС |
Сл. 58-70 |
20 |
|
Заключение. |
Сл. 71 |
24 |
Введение
Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий на основании постановления Правительства РФ в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
У РСЧС имелись предшественники — местная противовоздушная оборона (МПВО) и гражданская оборона (ГО).
МПВО была создана в 1932 году. В июле 1961 года МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР. Ее новая структура в большей степени соответствовала возросшим требованиям к .защите населения и всей территории страны, всех объектов народного хозяйства от появившихся тогда на вооружении средств массового поражения. ГО СССР стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий проводимых в мирное и военное время, 25 ноября 1992 года Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГК ЧС).
Тогда же начала создаваться РСЧС. 1993 год можно назвать годом ее становления. В январе 1994 года ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам Гражданской Обороны и чрезвычайных ситуаций (МЧС).
Невозможно переоценить вклад всех органов РСЧС в дело спасения жизни, сохранения здоровья, как российских граждан, так и граждан других государств.
Вопрос 1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие чрезвычайная ситуация (ЧС) определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».
Чрезвычайная ситуация для здравоохранения – это внезапно сложившаяся обстановка, при которой возможности органов и учреждений здравоохранения в зоне бедствия по оказанию медицинской помощи пострадавшим не соответствует потребностям, недостаточны и требуют привлечения дополнительных сил и средств.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой сложилась ЧС.
Классификация чрезвычайных ситуаций:
Демонстрируется таблица «Классификация чрезвычайных ситуаций»:
- техногенные (производственные), связанные, с деятельностью людей: автодорожные, железнодорожные, авиационные, космические, на речном и морском флоте, пожары и взрывы, аварии с выбросом АХОВ (химических), с выбросом РВ (радиационных), с распространением бактериологических (биологических) отравляющих веществ (БОБ), аварии энергосистем, систем городского хозяйства, отравляющих очистных сооружений, гидродинамические аварии, в том числе прорывы плотин;
- природные (стихийные бедствия): землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, штормы, бури, тайфуны, смерчи, морозы, засухи, необычная жара, пожары, извержения вулканов, сели, оползни, снежные лавины;
- экологические — резкое изменение климата, наличие в почве вредных веществ сверх предельно допустимых концентраций (ПДК), интенсивная деградация почв (эрозия, засоление, заболачивание), превышение ПДК вредных примесей в атмосфере, острый «кислородный голод» в городах, превышение предельно допустимого уровня городского шума, разрушение озонового слоя атмосферы, резкая нехватка питьевой воды, «исчезновение» видов и популяций животных и растений;
- социальные: эпидемии, голод, войны, терроризм, общественные беспорядки.
Согласно классификации, разработанной в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и утвержденной постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007г., ЧС подразделяются на локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера:
а) чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Критерием чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, согласно «Инструкции о порядке обмена информацией, о чрезвычайных ситуациях», утвержденной государственной комиссией по ЧС от 23.03.1992 г., является число пострадавших от 5-10 человек и более, погибших — 2-4 человека и более. ЧС объявляются при выявлении групповых инфекционных заболеваний установленной этиологии у 50 человек, не выявленной этиологии — у 20 человек и лихорадочных заболеваний не установленного характера — у 15 человек, а также, если смертность или заболеваемость превышает среднестатистические показатели в три раза и более.
Для ЧС характерно наличие одного или нескольких очагов поражения. Под этим термином понимается территория, на которой в результате того или другого вида ЧС «возникают массовые поражения людей, животных, растений и разрушение систем их жизнеобеспечения. В районе ЧС возникает определенная оперативная обстановка. Последняя является важной характеристикой зоны ЧС, полученной на определенный момент времени и содержащей сведения о состоянии, в том числе о различных внешних факторах, а также о требуемых ресурсах и проведенных работах.
1.1. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций
В народном хозяйстве все больше используется атомная энергия, применяются сильнодействующие ядовитые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, развиваются различные виды транспорта.
Интенсивная и бесконтрольная эксплуатация современных технических средств создает реальную угрозу для возрастания вероятности производственных аварий и катастроф и, следовательно, для жизни и здоровья людей.
Наличие на вооружении армии ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия (оружия массового поражения) и его применение может привести в короткие сроки к уничтожению, разрушению или повреждению материальных ценностей, возникновению массовых потерь среди населения, сельскохозяйственных животных и растений.
Катастрофа – внезапное, быстротечное событие повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесение серьезный ущерб окружающей среде.
Для ликвидации последствий катастроф всегда требуется привлечение больших сил и средств района бедствия и использование особых форм и методов деятельности людей, в том числе медицинского персонала.
Любая катастрофа включает в себя следующие элементы:
1. внезапность возникновения и быстрота развития;
2. наличие разнообразных факторов, приводящих к гибели и вызывающих угрозу жизни и здоровью значительного числа людей;
- наличие погибших и потерявших здоровье людей;
- необходимость одномоментного оказания медицинской помощи и (или) защиты большому числу людей;
- значительная диспропорция между силами и средствами местного здравоохранения и возникшей потребностью в оказании большому числу пострадавших экстренной медицинской помощи;
6. выход из деятельного состояния части медицинских учреждений и медицинского персонала.
Стихийные бедствия — это природные явления географического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения, которые характеризуются внезапным поражением и гибелью большого числа людей и животных, причиняют значительный материальный ущерб и влекут за собой другие тяжелые последствия.
К стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, ураганы, оползни, лесные и торфяные пожары, бури и др. Стихийные бедствия, кроме непосредственного опасного воздействия на людей, оставляют серьезные последствия. Лишенные пищи, жилья, одежды люди подвергаются воздействию голода, холода, ветра и других неблагоприятных метеорологических и психогенных факторов.
Каждое стихийное бедствие имеет свою физическую сущность, свои только ему присущие причины возникновения, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на окружающую среду и человека.
Несмотря на резкие отличия различных чрезвычайных ситуаций друг от друга, им присущи общие черты:
- большой пространственный размах с большими разрушениями;
- значительное влияние на окружающую среду;
- сильное психологическое воздействие на людей;
- большое число пострадавших и погибших.
При этом с каждым десятилетием как в развивающихся, так и экономически развитых странах увеличивается число природных катастроф и жертв от них.
В сравнении с 60-ми годами XX века среднегодовое число катастроф (землетрясений, наводнений, засуха) в 90-е годы возросло в 2 раза и более, а число погибших с 22 700 человек увеличилось в 5 раз и более.
Авария — внезапно возникающая по конструкторским, технологическим, производственным, эксплутационным причинам или случайным внешним воздействиям, остановка работы или нарушение производства процесса на транспорте и различных промышленных объектах, обусловленные повреждениями машин, станков, оборудования, зданий, сооружений.
Аварии могут, как сопровождаться, так и не сопровождаться значительными санитарными и безвозвратными потерями.
Экологическая катастрофа — это чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное воздействием антропогенных факторов, изменениями состояниями суши, атмосферы, гидросферы и отрицательно повлиявшее на физическое, психическое, духовное здоровье людей и их генофонд. Экологическая катастрофа серьезно нарушает экономику государства и часто сопровождается необратимыми изменениями природной среды.
Если говорить о Томской области, то для данной территории характерны лесные пожары и наводнения. Имеются потенциальные химически опасные объекты — насосно-фильтровальная станция (хлор), гормолзавод, маслосырбаза, хладокомбинат (аммиак); пожароопасные объекты — шпалопропиточный завод, нефтехимический комбинат; радиационноопасный объект — Сибирский химический комбинат.
1.2. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций
Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций — это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды объектов народного хозяйства.
Поражающие факторы источников ЧС могут вызывать различные поражения людей.
Динамические (механические) факторы в результате непосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.
Термические факторы — в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.
Радиационные факторы — при авариях на радиационно опасных объектах и применении ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт — поражения внутренних органов.
Химические факторы — AOXB , боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.
Биологические (бактериологические) факторы — токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.
Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях — более серьезными расстройствами.
Неблагоприятное влияние поражающих факторов ЧС на человека и окружающую среду зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности их воздействия (мгновенно или растянуто во времени).
При этом вероятны сочетанные, множественные и комбинированные поражения. Поражения различных анатомических областей (например, груди и живота), вызванные одним и тем же травмирующим агентом (пуля, осколки и др.), называют сочетанными, а поражения одной анатомической области в нескольких местах (например, переломы бедренной кости в двух местах) — множественными; поражения двумя и более травмирующими агентами (например, механическая сила и ионизирующее излучение) относят к комбинированным.
1.3. Медико-санитарные последствия чс
Медико-санитарные последствия ЧС — это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает:
- величину и характер возникших санитарных потерь;
- нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи;
- условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;
- санитарно- гигиеническую и санитарно- эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС ;
- выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом;
- нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районов.
Общие потери, возникшие в ЧС подразделяются на безвозвратные и санитарные.
Структура санитарных потерь — это распределение пораженных (больных) по степени тяжести поражений (заболеваний):крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).
Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многочисленных факторов, и прежде всего от характера, масштаба и интенсивности ЧС, численности населения. Оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения, своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты, готовности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки и ликвидации последствий ЧС.
Величина потерь населения в ЧС — часто значительно увеличивается в результате неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться, падение с высоты и др.).
Так, при землетрясениях до 55% поражений возникает от неправильных действий людей и паники. При смерче в Иваново (1984г.) 48% травм было получено от летящих и падающих предметов.
Структура санитарных потерь не только в различных ЧС, но и в каждой ЧС может существенно отличаться. При химических и радиационных авариях преобладают соответственно поражения химическими веществами и ионизирующим излучением. Одновременно часть пораженных может получить различные травмы. Особенностью большинства ЧС с массовым поражением людей является появлением большого числа пораженных с психоневрологическим стрессом, шоком, оглушенностью и т.д. Они наблюдались в 10-13% случаев среди пострадавших а Арзамасе, Иванове и до 64%-при землетрясениях.
Структура потерь среди детей и взрослых по локализации отличается незначительно. У беременных женщин, попавших в катастрофу, часто нарушается течение беременности.
Таким образом, основными видами медицинских последствий ЧС является:
- появление раненных, пораженных, погибших среди жителей;
- осложнение санитарно — гигиенической обстановки;
- потери сил и средств здравоохранения.
Вопрос 2. Задачи, основные принципы и организация Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чс
РСЧС ‒ это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Основные задачи РСЧС:
1. Подготовка населения к действиям при ЧС;
2. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
3. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
4. Ликвидация ЧС;
5. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
6. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
7. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
8. Осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;
9. Осуществление целевых и научно- технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости и функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
10. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;
11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том, числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Эти задачи решаются в трех режимах:
- режиме повседневной деятельности;
- режиме повышенной готовности;
- режиме чрезвычайной ситуации.
В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:
- защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а так же территория. Объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их организационно- правовых форм и форм собственности;
- реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- заблаговременности дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности и их объемов реализации;
- согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
- соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 4 уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные др.)
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяется положением об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.
Задачи, которые возлагаются на РСЧС, выполняются с учетом особенностей своих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Для выполнения задач, возложенных на РСЧС создаются федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС на базе федеральных органов исключительной власти:
- служба медицины катастроф (создает Минздрав России);
- служба охраны общественного порядка (МВД России);
- противопожарная служба (МВД России);
- служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);
- государственная спасательная служба (МЧС России);
- служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);
- служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
- служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
- противопаводковая служба (Минприроды России);
- служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
- транспортная служба (Минтранс России);
- служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз)
- служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.
Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба Медицины катастроф (ВСМК).
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством РФ. (Демонстрируется Таблица 1.2).
Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
(Демонстрируются схемы:
1.2. структурная организация РСЧС;
1.3. перечень региональных центров по делам ГО и ЧС.
Все уровни управления РСЧС имеют:
- постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС);
- органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
- силы и средства для ликвидации ЧС;
- резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:
- на федеральном уровне — МЧС России;
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;
- на местном уровне, (в организациях) — отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:
- оперативно- дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры правления в кризисных ситуациях, оперативно- дежурные смены, оперативные дежурные);
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций:
- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно- спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- формирования и учреждения ВСМК;
- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- формирования ГО РФ территориального, местного и объектового уровней;
- специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
- аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергетике;
- службы поискового и аварийно- спасательного обеспечения полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;
- восстановительные пожарные поезда МПС Росси;
- аварийно- спасательные службы и формирования Федеральной службы речного флота России, федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Вопрос 3. Силы и средства ликвидации чс мчс России. Основные мероприятия рсчс по предупреждению и ликвидации последствий чс
Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ППС), перечень которых утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти; Центр специального назначения (Москва); авиация МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.
Центр специального назначения создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличается особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателя, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т. п. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью нажиться на чужом горе.
В состав центра входят подразделения горноспасательных, водолазных работ, специальных подрывных и пиротехнических работ, десантников — спасателей, медико – спасательные, сопровождения грузов, радиационной, химической и биологической разведки.
За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных акций на территории РФ, стран СНГ и Дальнего зарубежья, участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.
Государственный Центральный аэромобильный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС; предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказание пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и доставки гуманитарных грузов.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь — аэромобильный, оперативно доставляемый в зону ЧС для нуждающихся в немедленной помощи. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин. с момента их оповещения.
Поисково-спасательные службы (ППС)- объединяют несколько десятков региональных ППС и поисково-спасательных отрядов общей численностью около 2 тысяч человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2-х тысяч спасателей- общественников.
Поисково — спасательная служба предназначена для:
- оказания пораженным первой медицинской помощи;
- эвакуации пораженных в лечебные учреждения;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Формирования ППС способны в сроки от 15 минут до 2-х часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда — немедленно приступить к работам.
Войска гражданской обороны при угрозе и возникновения ЧС решают следующие задачи:
- введение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах катастрофического затопления, а так же на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Авиация МЧС России является одной из важных составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на лабильность и эффективность действия ее структур при возникновении ЧС.
Томская областная система по предупреждению и действиям в ЧС (ТСЧС) включает в себя:
Начальник ТСЧС- глава областной администрации.
В составе областной администрации имеются:
- управления по делам ГО и ЧС;
- областная чрезвычайная комиссия (ПЧК);
- областной штаб по делам ГО и ЧС;
- система связи и оповещения;
- силы и средства наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
- финансовые, продовольственные, медицинские, материально-технические ресурсы.
Для выполнения задач, возложенных на ТСЧС, в области созданы и функционируют следующие службы:
- служба медицины катастроф
- служба экологической безопасности
- авиационная охрана лесов
- служба санэпиднадзора
- служба экстренной ветеринарной помощи и защиты растений
- служба противопожарных и аварийно-спасательных работ.
Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Предупреждение последствий ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входят решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекс организационных инженерно-технических мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Данный комплекс включает:
- организация мониторинга, наблюдения лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
- прогнозирование ЧС;
- оценка риска возникновения ЧС;
- организация государственной экспертизы в области защиты населения и территории от ЧС;
- организация государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории от ЧС;
- участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;
- планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на ликвидацию ЧС;
- создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территории от ЧС;
- экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;
- создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.
При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов защита населения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно):
- локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;
- ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;
- рассредоточение и (или) эвакуации из зоны ЧС;
- укрытие в защитных сооружениях;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты;
- медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспечения.
На все министерства и ведомства, привлекаемые к работам в системе РСЧС, возлагаются определенные задачи. Определенные задачи возложены и на Минздрав России в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
Заключение
Таким образом, вы познакомились с характеристикой ЧС и с Российской системой по предупреждению и действиям в ЧС.
Безопасность жизнедеятельности отдельного человека и страны в целом в одинаковой степени зависит как от целесообразной хозяйственно-экономической деятельности людей в сфере материального производства, так и от их деятельности в правоохранительной и оборонной областях, от наличия политического и идейного экстремизма отдельных лидеров и групп, а так же от природных проявлений, технологических катастроф, глобальных процессов.
25