Классификации видов памяти.
I. Бинарные классификации памяти (по способу запоминания):
1. Непроизвольное → произвольное запоминание (по наличию цели или намерения).
2. Непосредственное → опосредованное (по наличию средств и приемов).
3. Механическое (повторение) → осмысленное (обдумывание).
II. Традиционная классификация видов памяти по материалу запоминания.
Классификация П.П. Блонского: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая
III. Классификация когнитивной психологии
Сенсорные регистры (СР).
Иконическая и эхоическая память.
Кратковременная память (КП).
Питерсоны: 20 сек.
Долговременная память (ДП).
Время хранения не ограничено.
+ виды ДП:
Декларативная – знание что делать; память на факты. Виды по Тульвингу:
o Эпизодическая (память на события, которые были пережиты лично)
o Семантическая (память на основные значения слов и понятия)
o Эксплицитная и эмплицитная
· Процедурная – знание как делать; память на умения и навыки.
Теории памяти.
a) Эббингауз(конец 19 в.) первым изучил изменения памяти во времени! – классический ассоцианизм. Перечислить МЕТОДЫ, не забыть про КРИВУЮ ЗАБЫВАНИЯ
б) Бартлетт: теория репродуктивного и продуктивного запоминания. Испорченный телефон.
в) Когнитивисты выделили 3 вида памяти:
1) сенсорная память; сенсорный регистр: опыты Сперлинга (метод частичного отчета).
Морэй (1965): исследования эхоической памяти
2) КП, рабочая, оперативная память. Основной механизм этой памяти — повторение! Петерсоны. Опыты Шульмана.
3) ДП – постоянная. ПозжеТульвинг разделил ДП на два вида: эпизодическая и семантическая.
Исследования Брауна и Мак-Нейла.
г) Эпигенетическая теория Блонского.Подтверждение при анализе распада памяти.
д) Культурно-деятельностная школа Выготский-Леонтьев-Лурия.Проблема развития. Опсредствование запоминания. Работы Леонтьева и Занкова. Параллелограмм развития.
НПФ и ВПФ.
2. Развитие памяти (в другой версии вопросов этот вопрос слит с развитием внимания – в таком случае см. вопрос 6 по теме)
Планы рассмотрения развития памяти:
Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...
... знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая ...
1.Филогенез (Блонский).
2. Социогенез (Жане, Блонский, Леонтьев)
.1. ЖАНЕ. память-реминисценция и память-рассказ.
2. Гипотетическая ситуация «часовой на изолированном посту».
3. Определение истинной памяти. Память – социальное действие, произвольное запоминание, припоминание, память повествования.
4. Амнемозия детей и стариков. + у животных не может быть памяти вообще.
3.Онтогенез Память как ВПФ. ВПФ развиваются на основе НПФ, т.е. социальны, опосредованы, произвольны, системны.
Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)внешнее развитие и внутреннее
Методика двойной стимуляции (Леонтьев)
4.Патогенез Амнезия:. Ретроградная, Конградная амнезия, Антероградная амнезия. + постгипнотические и инфантильные
Классификация амнезий по Рибо: Временные, Периодические, Прогрессирующие. Закон Рибо (закон обратного развития памяти
Врожденные амнезии. Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти.
5.Актуалгенез Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями.
Модель двойственной памяти. 1965 Д.Норман, Н.Во: первичная, вторичная.
Повторение – проговаривание про себя или вслух материала, поступившего в первичную память.
Функции повторения:
1. удержание материала в первичной памяти
2. копирование информации из первичной во вторичную память
3. закрепление информации во вторичной памяти
4. кодирование информации в вербально-акустическую форму
5. группировка элементов
Модель трехкомпонентной системы памяти. Д.Аткинсон, Р.Шиффрин
Генетическая классификация Блонского.
Исследование памяти в когнитивной психологии
1. Определение когнитивной психологии и ее предмета.
2. Основные подходы к изучению памяти:
. 1) процессуальный
2) функциональный.
3) наличие структур:
а) структурный подход (структуры для хранения), предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности
2 механизма памяти по Джемсу, 2хкомпонентная модель – Норманн и Во, 3хкомпонентная модель Аткинсон, Шифрин.
Функциональная характеристика структур памяти. Эксперименты А. Беверли, Тулвинг Аткинсон.
б) уровневый подход (уровни переработки), предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения. Эксперимент Крейка. Теория Крейка-Локхарта. Повторение по Норманну и Во. Эксперимент Гандуса. Тулвинг. Зинченко, Смирнов. Эксперимент Крейка-Тулвинга. Беддели.
Эффекты памяти. 1) недавность, 2) уровень переработки и глубина. 3) идея центрального исполнителя.
Норман, Линдсей, Клацке: Память –последовательная система переработки информации, и каждый ее блок имеет ограниченную емкость.
10 стр., 4705 слов
На тему: «Память»
... памяти. Если классифицировать память по времени Память – сложный и многозначный процесс. Существуют следующие виды памяти: генетическая память, прижизненная память и импринтинг. Генетическая память – память на анатомическое, физиологическое строение организма и инстинкты. Эта информация ...
3 процесса памяти у когнитивистов:1. Кодирование (введение в систему); 2.Хранение; 3.Извлечение (воспроизведение)
1 блок памяти – сенсорная память (регистр). Его характеристики. Модальности. Функции. Опыты Сперлинга.
2 блок – кратковременная память Характеристики. Основной механизм. Эксперимент Петерсонов, опыты Шульмана. 2 механизма забывания.
Структура КП. Буферная модель Аткинсона.
3 блок – долговременная память Определение Клацки.ДП: эпизодическая и семантическая.
3 вида моделей ДП:
1.Сетевые модели. 2 эффекта: эффект величины класса— исследования Брауна и Мак-Нейла и эффект семантической близости
Теоретико-множественные модели Мейера
Модели, основанная на семантических признаках.
Виды и теории научения. Формирование навыков и умений.
Виды и теории научения.
1) Научение — определение
— неассоциативное и ассоциативное (Торп).
— Классическое обусловливание (Павлов).
— Бихевиористы. Обусловливание. Перенос. Интеграция. Уотсон.
— Инструментальное или оперантное научение. Скиннер
— Необихевиоризм. Латентное научение Толмен.
— Инсайт и импринтинг. Реакция следования, К. Лоренц. Боровский. Половое запечатление.
— Гештальт: Инсайт — Келер
— Зоопси: Взаимная стимуляция. Подражание. Аллеломиметическое поведение vs имитационное научение. Облигатное и факультативное научение.
Опыты Эйбе-Эйбесфельдт
2) Навык – определение. Виды:
ü Локомоция
ü Самообслуживание и бытовые навыки
ü Когнитивные навыки и умения (чтение, умение слушать и говорить, письмо, вождение автомобиля)
ü Спортивные навыки и умения (вырабатываются годами)
ü Аффективные навыки (навыки и умения наблюдать и контролировать свои эмоции и наблюдать чужие эмоции, эмпатия)
ü Социальные умения (способность взаимодействовать с другими людьми в определенном социальном контексте таким образом, чтобы это было полезно: а) самому субъекту; б) взаимно полезно; в) полезно для других людей).
Совокупность социальных навыков – социальная компетентность.
Норман. Характеристики навыков.
Степень автоматизации. Роль навыка. + знания и умения.
Степень обобщенности и произвольности. Сложные навыки, автоматизмы.
Идиомоторная тренировка. Навык в спорте и искусстве. Факторы: 1) мотивация, обучаемость, прогресс 2) уровень развития субъекта 3)полнота уяснения
Механизмы формирования навыков и умений.
Принципы и фазы по Бернштейну.«Повторение без повторения». Общие положения.
1. Выбор ведущего уровня и двигательного состава
2. Выявление и роспись коррекций.
3. Развертка фонов
4. Автоматизация
5. Срабатывание фоновых коррекций
6. Стандартизация
7. Стабилизация
Норманн –научение без понимания и понимание без научения.
Кривая научения.Начальная площадка, плато, конечная площадка: мотивационный и физиологический предел
Д. Норман. Память и научение
... воспроизводимости описания). Но это все когда info в памяти содержится в «готовом виде». Но чаще искомая info не заложена в структурах памяти, а ее нужно ...
Эффект переноса.
5. Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.
Основные определения:
1. Феномены
· Ясность и отчетливость (Вундт)
· Избирательность сознания (Джеймс)
· возможности удержания определенных содержаний в сознании (Т. Рибо)
· направленность и сосредоточенность
2. Вопрос о существовании внимания:
1) как самостоятельный активный процесс
· Вундт — апперцепция
· Джеймс – преперцепция (мысленная антиципация)
Аналоги преперцепции — Дж. Брунер (перцептивная готовность), Найсер (когнитивная схема), современная когнитивная психология.
§ Рисунок внимания. Метафора прожектора.
§ Н.Ф. Добрынин Выборе и поддержание тех или иных процессов деятельности внимания.
2) как одна из характеристик сознания, другой функции, деятельности
§ Э. Титчнер. Внимание – сенсорная ясность.
§ С.Л. Рубинштейн: «Внимание – динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.
§ Свойства: направленность; сосредоточенность; углубленность.
Основные виды внимания
§ В. Джеймс. Произвольное – непроизвольное, каждое из них делится на непосредственное – опосредованное, каждое из них делится на чувственное – интеллектуальное.
§ Добрынин. 1.Вынужденное 2. Аффективное 3. Привычное 4. Произвольное 5. Послепроизвольное
Классификация основных видов внимания
1. 1. Титченер. Объем. Интенсивность, устойчивость.
2 Рубинштейн. Концентрация. Объем. Распределение. Устойчивость. Переключение внимания.
Примеры исследования свойств внимания:
Ранние эксперименты. Гамильтон. Джевонс.
Опыты с тахистоскопом.
Эксперимент Оберли
1) Различные объемы. Эксперимент Гленвилля и Далленбаха