Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей

1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

Институт дистанционного образования

Кафедра философии

Специальность 040101 Социальная работа

Реферат

по учебной дисциплине «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы»

Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей

Студент гр. К-11372

Поздеев Александр Петрович

Томск 2012

Оглавление

Введение

1. Системный подход в психосоциальной работе с семьей

2. Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей

Заключение

Список используемых источников

Введение

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых. Социально уязвимых семей и семей так называемой «группы риска» традиционно было достаточно много: семьи неполные и многодетные, в предразводной и послеразводной ситуациях, семьи с престарелыми, больными, инвалидами, алкоголиками и пр.

Произошедшие в постсоветской России глубокие социально-экономические перемены привели к снижению уровня жизни больших групп населения, стрессу и, как следствие, к росту числа невротических реакций, депрессивных состояний и суицидов, конфликтности и дисгармоний в супружеских отношениях, нарушений поведения детей вплоть до девиантного и делинквентного и в целом — к ухудшению социально-психологической адаптированности семьи и отдельных ее членов. В итоге дестабилизированная семья оказалась не способна как социальный институт полноценно и качественно выполнять свои разнообразные функции; отсюда — снижение рождаемости, качества семейного воспитания, рост психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, алкоголизации и наркотизации населения, в том числе молодежи, и других негативных явлений, в совокупности дающих картину ухудшения социального здоровья общества. Соответственно, резко возрос запрос семьи на психосоциальную помощь. Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений: забота о здоровье матери и ребенка, детские сады, школы, система социальной защиты, воспитание молодежи, психиатрия.

6 стр., 2672 слов

Контрольная работа — Методы социально-психологического исследования

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГРАММА И РАБОЧИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Студентка 6 курса                       & ...

Цель данной работы: изучение и характеристика особенной индивидуальной и семейной терапии в психосоциальной работе с семьей.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Системный подход в психосоциальной работе с семьей

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни. Сегодня среди всех острых экономических, политических, межнациональных проблем современного российского общества на первый план выходят проблемы сохранения, укрепления российской семьи, а также социального оздоровления общества.

Семьи, оказавшись в трудной жизненной ситуации, должны иметь возможность получения профессиональной помощи, в первую очередь психосоциальной помощи специалистов социальной службы.

Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. Сафонова JI.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие /Л.В.Сафонова. — М.: Академия, 2006. — 224 с.

Цель психосоциального подхода: поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.

Владение психосоциальным подходом включает следующее:

— осуществление консультирования;

— решение конфликтных и психотравмирующих ситуаций;

— обучение клиентов самостоятельному решению возникающих проблем;

— помощь в актуализации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов;

— стимулирования самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

Направление работы: оказание неклинической психологической помощи.

Одним из наиболее распространенных подходов в странах с развитой и адресно дифференцированной социальной работой является системный подход. Системный подход в социальной работе / В.В. Колков. — М.: Институт социальной работы, 1997. -С. 104-108. Согласно этому подходу, семья рассматривается как социально-психологическая система, имеющая определенную структуру с теми или иными подструктурами (например, «супруги», «дети», «бабушка и внук») и системой взаимоотношений, отражающейся в поведении всех членов семьи.

4 стр., 1591 слов

Изучение психосоциальных проблем у лиц пожилого возраста

Оглавление Введение 3 1 Теоретический обзор 5 1.1 Психологический подход к проблеме старения 5 1.2 Психосоциальные проблемы пожилого возраста 9 2 Результаты эмпирического исследования 12 2.1 Материал 12 2.2 Методы 12 2.2.1 Психодиагностические методы 12 2.2.2. Методы математико-статистического анализа 13 2.3 Результаты исследования и их обсуждение 14 2.3.1 Результаты Опросника психосоциальных ...

Для семьи как системы характерны две потенциально противоречащие друг другу тенденции: тенденция к сохранению гомеостаза (стабильности) и тенденция к изменениям. Следует отметить, что дестабилизация семьи может быть вызвана разными причинами, и в мировой литературе существуют типологии семейных кризисов, однако в контексте психосоциальной работы в первую очередь следует выделить такие типы кризисов, как: Там же.

«снег на голову» — шоковое состояние вследствие резко ухудшившегося положения семьи из-за внешних обстоятельств (потеря работы, снижение уровня материального благосостояния, вынужденная миграция и пр.);

«кризис опеки» — результат недееспособности кого-либо из членов семьи (новорожденный, хронически больной, инвалид или престарелый);

«кризис развития», связанный с этапами развития семьи.

Одной из наиболее характерных черт жизненного цикла многих российских семей является недостаточность или отсутствие физического и, главное, психологического разделения поколений (так, например, подавляющее большинство молодых семей продолжают жить вместе с родителями одного из супругов).

В результате многие родители активно вмешиваются в личную жизнь своего взрослого ребенка на этапе выбора им спутника жизни, а в случае заключения брака фактически имеет место не образование новой семьи, а приход нового члена семьи в родительскую семью. На стадии рождения первого ребенка часто бывает неясно, кому принадлежат родительские функции — матери или бабушке, а впоследствии нерешенные детско-родительские проблемы обычно транслируются на взаимоотношения с собственными детьми.

В серьезном кризисе могут оказаться супруги среднего возраста, нередко находящиеся «между молотом и наковальней»: с одной стороны — традиционные трудности взаимоотношений с ребенком подросткового возраста, с другой — груз ухода за беспомощными и/или больными стариками-родителями.

13 стр., 6106 слов

Проблемы молодой семьи: ролевая адекватность и рассогласованность семейных ценностей

Содержание Введение Глава 1. Теоретический анализ проблем молодой семьи 1.1 Семья, ее сущность 1.2 Место молодой семьи в период адаптации .3 Влияние мужского и женского поведения на процесс формирования супружеских взаимоотношений 1.4 Семейный конфликт, его сущность. Механизмы возникновения конфликта Глава 2. Эмпирическое исследование проблем молодой семьи 2.1 Описание выборки, методов ...

Одна из главных задач психолога — создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение родителей и детей. Но успешно решать ее он может только в совместной работе с родителями, задавая определенное содержание и продуктивные формы и методы психосоциальной работы.

Вышеупомянутые и другие возникающие проблемы, семейная система стремясь сохранить состояние гомеостаза, часто пытается решить неадекватными способами: им может быть психосоматическое заболевание, алкоголизация, упорное сопротивление трудоустройству, уход из дома, ухудшение поведения или школьной успеваемости ребенка, попытка суицида, насилие в семье, совершение правонарушения и многое другое, — с этим приходится повседневно сталкиваться сотрудникам социальных служб.

Таким образом, организация психосоциальной работы с семьёй в социальной службе представляет собой сложный процесс, включающий такие аспекты, как анализ проблем и потребностей семей в их решении.

Психотерапия как метод лечения традиционно входит в компетенцию медицины, имея при этом, в качестве методов воздействия не только медикаментозные, но и психологические средства, находится на стыке нескольких областей знания: медицины, психологии, педагогики, социологии, философии и др.

Одним из подходов социальной работы с семьей является использование метода семейной терапии, в соответствии с которым члены семьи все вместе обсуждают свои проблемы с терапевтом.

Основные аспекты семейной терапии в психосоциальной работе с семьей рассмотрим в следующей главе.

2. Индивидуальная и семейная терапия в психосоциальной работе с семьей

Семейная терапия — это преобразование отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. Малкина-Пых И. Семейная терапия. Справочник практического психолога / И. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2006. — 992 с.

Семейная терапия — одновременно и подход, и метод. Она представляет собой «подход к пониманию психологических проблем людей в их взаимодействии с другими. Индивид всегда рассматривается как член разных социальных систем, из которых семья, как правило, самая важная. В свою очередь семья рассматривается как система, находящаяся во взаимодействии с другими системами, такими как сообщество соседей, школа, работа и учреждения здравоохранения и социального обеспечения. В фокусе работы семейного терапевта находятся не проблемы отдельного какого-либо члена семьи («идентифицируемого пациента»), а структура и процессы семьи в целом. Работа ведется над созданием условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает реализацию потенциальных возможностей каждого члена семьи.

5 стр., 2427 слов

«Итоги работы, проблемы, перспективы организации преподавания курса по профессиональной ориентации в рамках предпрофильной подготовки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Кочневская средняя общеобразовательная школа Татарского района Новосибирской области Районные педагогические чтения по проблеме: Секция 5. « Тема: «Итоги работы, проблемы, перспективы организации преподавания курса по профессиональной ориентации в рамках предпрофильной подготовки» Выполнила: Учитель технологии второй квалификационной категории МОУ ...

Существующие сегодня виды психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Там же. Одна из них — психотерапевтическая модель предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучия в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни, а как закономерный результат развития членов семьи и семьи в целом. В процессе развития исходные предпосылки: мотивация вступления в брак, поведение ребенка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, личностные характеристики и т.д. — порождают систему эмоциональных связей и взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, психолог стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п. Технология социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2002. — С.24.

К основным формам оказания психосоциальной помощи относятся: индивидуальные и групповые.

6 стр., 2697 слов

Семейные системы психотерапий М.Боуэна

... семейной психотерапии, идентифицирующих себя с системным подходом, утверждается, что семья ... системных семейных психотерапевтов ХХ века, стоявший у истоков теории семейных систем ... дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое ... семье. Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции, которые выполняются конкретными людьми. Когда один член семьи ...

Основные методы психосоциальной работы:

— психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы;

— ведение групп как метод групповой работы с семьей.

Основные направления:

— консультирование добрачных проблем (проблемы любви и взаимности, брачный выбор, одиночество и т.д.);

— консультирование проблем молодой семьи на первых этапах жизни;

— консультирование детско-родительских проблем (неуспешность в учебе, девиации развития и поведения, проблемы взаимоотношений детей и родителей и т.д.);

— консультирование семейных конфликтов, кризисов, супружеской неверности, ревности, подозрений, консультирование развода и послеразводных переживаний.

Семейный психотерапевт пользуется специальными методическими приемами, которые называются техниками семейной терапии. Большинство таких техник заимствовано из общей психотерапии. Но помимо этого разработаны оригинальные, в частности:

1. «Циркулярное интервью» — психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях, такая техника дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье, и вследствие этого имеет хороший психотерапевтический эффект).

2. «Позитивная коннотация» — положительное переопределение симптома, с которым приходит семья. Осуществляется семейным терапевтом таким образом, чтобы само знание о нем имело психотерапевтический эффект. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как «друзей», указывающих выход из сложной ситуации.

3. Включенное супервидение позволяет семейному терапевту в процессе работы с семьей посоветоваться с коллегами-советниками, которые находятся за односторонним зеркалом, и могут неявно наблюдать за происходящим.

К «психосоциальным технологиям» отнесены: тренинги, семейная психотерапия, индивидуальная и групповая психотерапия, игротерапия, социо-психотерапия.

Анализ семейной ситуации клиента и его личности и формулировку «диагноза» позволяет психологу или психотерапевту помочь семье и ее членам. Эта помощь состоит в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором конфликты ведут к дезадаптации членов семьи, что, в свою очередь, порождает конфликтное общение. Психолог (психотерапевт) работает с семьей над устранением или профилактикой тех индивидуальных или социально-психологических факторов, которые приводят к распаду семьи, вызывают глубокую семейную дисгармонию, алкоголизм, невротические заболевания, снижают качество воспитания и порождают нарушения поведения и развития детей. Хотя за всеми этими явлениями могут стоять проблемы социально-демографической, экономической или социологической природы, психолог-консультант исходит из представления, что они неодинаково воздействуют на разных людей, на разные семьи и опосредованы личностными особенностями членов семьи, их психологическими ресурсами. Из-за такой опосредующей функции психологических структур и процессов одни и те же факторы в одной семье приводят к дисгармониям и неблагополучию, а в других — нет. Поэтому здесь объектом анализа и воздействия в рамках психологической помощи всегда является конкретная семья (или личность) с присущими только ей особенностями развития, адаптации к жизненным ситуациям, способами решения конфликтов, планами и т.д.

8 стр., 3789 слов

Психотерапия птср Стрессовые состояния как актуальная междисциплинарная проблема

... психотерапии Три основных действенных фактора, которые работают независимо от психотерапевтического подхода: Принятие должно быть безусловным. Если психотерапевт ... появляется зависимость. Семья начинает испытывать кризисы нестабильности -развитие созависимости других членов семьи Последствия для детей: ... для ближайшего окружения. Влияние травмы на семейную жизнь (Фигли, Кругмен): - частые ссоры ...

Индивидуальная терапия применяется в семьях к тем клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необходимо стремиться не оказывать никакого давления на клиента и обсуждать эти вопросы, не травмируя его. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, как нередко отмечают сами подопечные.

Общая схема работы с семьей выглядит примерно так. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. — СПб.: Речь, 2001. — С.44. Инициатор обращения звонит по телефону, и семейный психотерапевт задает ему минимально необходимое количество вопросов, чтобы сформулировать первичную гипотезу. Лучше всего, когда с семьей работает психотерапевтическая команда. В этом случае психотерапевт — это представитель команды. Команда обсуждает первый телефонный разговор и формулирует первичную гипотезу. Семья приходит на прием. Психотерапевт беседует с семьей, а команда (еще один-три человека) наблюдает за процессом приема из другого помещения с помощью зеркала Гезелла. Зеркало Гезелла — однонаправленное: со стороны приемной комнаты оно выглядит как зеркало, со стороны наблюдающей команды — это прозрачное стекло. Между этими смежными помещениями существует телефонная связь. Существует несколько моделей участия команды в работе с семьей. Члены команды могут вмешиваться непосредственно в процесс приема по телефону с просьбой задать тот или иной вопрос, изменить позу или пересесть. Последнее бывает в тех случаях, когда команде кажется, что психотерапевт слишком долго или слишком часто общается с каким-то одним членом семьи, то есть нарушает техническую нейтральность. В других моделях команда не вмешивается в процесс приема, но планирует встречу и обсуждает ее по окончании приема.

Обычно процесс приема занимает до полутора часов. В течение часа осуществляется циркулярное интервью, затем психотерапевт оставляет семью, а сам удаляется к команде. Они обсуждают случай, формулируют специальные психотерапевтические воздействия, которые через полчаса психотерапевт излагает устно и письменно. Назначается следующая встреча. Эта классическая модель с семьей имеет ряд преимуществ. Во-первых, таким образом обеспечивается нейтральность; во-вторых, психотерапевтическая команда является хорошим диагностическим инструментом для оценивания семейной системы, потому что то, что происходит в семье, как правило, отражается во взаимодействии терапевтов между собой при обсуждении. Системы при, взаимодействии отражаются друг в друге. И очень часто правильный семейный диагноз можно поставить, если проанализировать еще взаимодействия терапевтической команды при обсуждении этого случая.

В последнее время предлагается несколько новых моделей командного взаимодействия. Так, Т. Андерсон, норвежский семейный психотерапевт, предложил модель рефлектирующей команды. Там же. Терапевтическая команда обсуждает свои впечатления и наблюдения о приеме в присутствии семьи. Это обсуждение строится по определенным правилам — безоценочность, бездискуссионность и позитивное мышление. Так или иначе, выслушав или нет обсуждение команды, семья получает предписание — прямое или парадоксальное — и уходит на неделю, на две, на два месяца, а потом или приходит на следующий прием, или нет. Если считается, что достаточно однократного приема, а такое тоже бывает, то семья должна позвонить в какой-то момент. Никогда работа с семьей не делается чаще раза в неделю, потому что семейная динамика происходит гораздо медленнее, чем индивидуальная, особенно если вы дается какой-то сложный ритуал, который семья должна выполнить и как-то пережить его. В таком случае нет смысла видеть их каждую неделю, т.к. они еще не почувствуют нового опыта, не сформируют своего отношения к нему.

Алгоритм оказания психосоциальной помощи является классическим: первым этапом является получение информации о проблемах конкретной семьи и проведение диагностики, затем следует определение целей помощи, прогнозирование и, наконец, непосредственно выбор методики оказания помощи клиенту. После того, как в ходе изучения семьи установлено семейное нарушение, приступают к его коррекции. С этого момента начинается семейная психотерапия в наиболее узком смысле этого слова, а именно — организация воздействия на отдельных членов семьи и семью в целом с целью достижения желаемых изменений в их жизни. Всю совокупность проблем, возникающих при этом, можно подразделить на 3 группы: Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. — СПб.: Речь, 2007. — С.94-125.

— формирование правильного отношения семьи к семейной психотерапии, в частности создание мотивов к участию в ней;

— общие черты организации и проведения психотерапии;

— методики семейной психотерапии.

Формирование позитивного отношения к семейной психотерапии. Участие в семейной психотерапии ставит перед членами семьи нелегкие задачи. Во-первых, организационные: необходимо найти время и возможности для ее проведения. Психотерапия, как правило, проводится после работы, т. е. в вечернее время, когда могут присутствовать все члены семьи. Перед каждым занятием членам семьи приходится преодолевать усталость и желание провести время иным образом. Во-вторых, задачи эмоциональные. Участие в семейной психотерапии (особенно в самом начале) с неизбежностью порождает чувство неуверенности, неопределенности, сопротивления и нежелания раскрывать некоторые стороны жизни своей семьи. Происходит актуализация семейной неудовлетворенности, конфликтных взаимоотношений. Семейная психотерапия с неизбежностью «ворошит» сложившиеся взаимоотношения, и это может стать источником фрустрации. Наконец, перед членами семьи возникают задачи интеллектуальные. Вместо получения готовых советов членам семьи приходится участвовать в обсуждениях, выполнять упражнения, задания и т. д. В силу всех этих обстоятельств семейная психотерапия может быть успешной только в том случае, когда у членов семьи имеется сильная и устойчивая мотивация к участию в ней. Организация таких мотивов в психотерапии взаимосвязана с проведением первого занятия. Первое занятие (встреча, сеанс) является определяющим и с точки зрения значимости для дальнейшего хода семейной психотерапии, и с точки зрения трудности проблем, с которыми сталкивается психотерапевт. Именно в ходе первой встречи у члена семьи возникает представление о семейной психотерапии. Это представление в значительной мере определяет, будет ли он участвовать в ней в дальнейшем; через призму этого представления он как бы предугадывает дальнейший ход психотерапии.

На практике довольно редко приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в первой встрече участвует вся семья. Типичны случаи обращения или направления на семейную психотерапию отдельного ее члена. Именно с него начинается работа по коррекции взаимоотношений в семье и по привлечению к семейной психотерапии остальных членов семьи. Члену семьи, обратившемуся первым, предстоит за весьма краткий срок (примерно часовая беседа) проделать достаточно длинный путь. Он приходит на эту встречу, как правило, с установкой на конкретную директивную помощь, рассчитывая получить совет либо задание сделать что-то конкретное. Он не ожидает подробных расспросов о своей семейной жизни и нередко видит в предстоящей встрече шанс переложить свою проблему на плечи всемогущей медицины. В действительности же в обмен на надежду в будущем избавиться от семейной проблемы психотерапевт ставит перед членом семьи большое количество новых проблем (где найти время для участия, как привлечь других членов семьи и др.).

В этой обстановке психотерапевт должен помочь индивиду в короткий срок перейти к пониманию необходимости серьезной, глубокой и длительной работы, активности, ответственности за успех предстоящей психотерапии. Эти сложные задачи психотерапевту приходится решать в ходе первой встречи в весьма трудных условиях, когда он еще очень мало знает о члене семьи и когда легко допустить промах, «наступить на больную мозоль» пациента. Вот почему именно после первой встречи наиболее велик риск срыва семейной психотерапии. Все это обусловливает необходимость, хорошо разработанного «сценария» первой встречи с членом семьи. В результате подготовительной работы пациент готов к реальной встрече с такими ситуациями. Психологически они для него уже не будут неожиданностью. Он уже обсудил вопрос, как с ними бороться.

Группа дальнейших «сомнений», выражаемых психотерапевтом, носит скрытый разъяснительный характер. Их задача — сформировать у пациента интерес к самому содержанию будущей психотерапевтической деятельности. Психотерапевт «предупреждает» пациента, что ему придется узнать самые различные закономерности, «тайны» психологии семейной жизни, научиться путям познания других людей и общения с ними. Мысль о необходимости быть «самому психологом» обычно находит понимание пациента. В ходе беседы с психотерапевтом он уже успел убедиться в том, как трудно другому человеку рассказать о своей семье действительно все. Он сам знает, что в своем рассказе о себе и о своей семье он об одних событиях ничего не сказал, другие подал в несколько искаженном свете, третьи подобрал тенденциозно с тем, чтобы привлечь внимание психотерапевта к себе, своей проблеме, добиться сочувствия, помощи. В перспективе научиться разбираться в семейных проблемах он видит шанс избавиться от беспокоящего его чувства беспомощности, которое он испытал при попытках решения своей семейной проблемы.

Проблема привлечения других членов семьи по-разному решается разными психотерапевтами. Присутствие всех членов семьи нередко рассматривается как необходимое предварительное условие для того, чтобы психотерапевт вообще взялся за помощь членам семьи. В нашем случае эта проблема решалась иначе. Вопрос о подключении к психотерапии других членов семьи возникал обычно после нескольких индивидуальных встреч с членом семьи, обратившимся первым. После нескольких занятий по групповой психотерапии и участия в индивидуальной начиналось определенное нарушение «баланса сил» в семье. Участие одного из членов семьи в психотерапии, как правило, вызывает у других живой интерес и определенные опасения, Это проявляется уже после первого занятия. Большинство членов семьи, участвовавших в групповой или индивидуальной психотерапии, сообщили, что другой супруг «высказывал иронические замечания» по поводу участия пациента в занятиях и проявлял другие признаки обеспокоенной заинтересованности. Тем самым создавались предпосылки для приглашения второго члена семьи на индивидуальную встречу или участие в групповой психотерапии. Повод и форма привлечения других членов семьи обычно обсуждались психотерапевтом с членом семьи, обратившимся первым.

Присоединение к участию в психотерапевтическом процессе другого (или других) члена семьи — один из переломных моментов в ведении психотерапии. Во-первых, участие нескольких членов семьи в занятиях приводит к обсуждению ими широкого круга тем, особенно по окончании занятий, выявлению и сближению точек зрения по ряду семейных вопросов. В практике проведения групповых занятий с членами семей нередко приходится иметь дело с ситуацией, когда к руководителю занятий подходят один или несколько участников с вопросом, который начинается со следующей фразы: «А вот мы с женой обсуждали то, о чем говорилось на прошлом занятии, и возник спор по такому вопросу…». Во-вторых, и это особенно важно,- с этого момента возникает возможность работать со всей семьей. Семья готова к тому, чтобы участвовать в довольно обширном диагностическом процессе, который совершенно необходим в начале работы с целой семьей.

Проблема обеспечения сильной и устойчивой мотивации к участию в семейной психотерапии не ограничивается только первыми встречами с семьей. В дальнейшем вопрос о том, как у себя самого поддерживать желание и решимость продолжать лечение, становится предметом групповых обсуждений. В соответствии с основным моментом, определяющим организацию процесса семейной психотерапии, должно быть обеспечение возможностей для применения самых разнообразных стилей и их быстрой смены в случае необходимости. Лучше что бы такая возможность обеспечивалась сочетанием трех основных форм работы с семьей: индивидуальной работы с отдельным членом, групповой психотерапии с членами семьи и с целой семьей.

Семейная психотерапия за время своего развития приобрела большое число различных техник. В практике семейной психотерапии играют немалую роль указания. Эффективность данной техники семейной психотерапии решающим образом зависит от правильности ее применения. Наиболее эффективно применение директив в следующих случаях:

1. Семья способна вести себя иным, чем сейчас, способом, и такое поведение создает возможность для коррекции нарушения.

2. Имеется возможность перехода семьи к правильному, ненарушенному поведению путем расчленения этого перехода на этапы. В этом случае имеет место ситуация, когда для ликвидации нарушения в жизни семьи необходимо что-то делать иным способом. Переход семьи к этому способу весьма затруднен. Однако возможна разработка серии директив, которые постепенно, шаг за шагом, подведут семью к необходимому поведению.

3. Имеется возможность реорганизации условий жизни семьи и снятия таким образом нарушений в ее жизни. Речь идет об изменениях места жительства, работы, тех или иных сторон досуга, ведения домашнего хозяйства, режима семьи, определенных, достаточно легко меняемых привычек. Такие указания особенно часто приходится давать при семейной психотерапии с семьями алкоголиков, подростков с нарушениями поведения на фоне различных акцентуаций характера, а также при устойчивой конфликтности взаимоотношений в семье, если нервно-психическое расстройство у одного из членов семьи возникло именно в силу этой конфликтности. В практике имело немало случаев, когда значительного снижения конфликтности в семье удавалось добиться с помощью нетрудно выполнимых указаний семье. Опыт показывает высокую эффективность такой техники семейной психотерапии на том ее этапе, когда в ходе индивидуальных и групповых занятий члены семьи уже научились всему необходимому для самостоятельного решения семейной проблемы, и теперь нужно лишь помочь им научиться применять полученные знания в повседневной семейной жизни.

Обусловленное общение. Сюда можно отнести разнообразные психотерапевтические методы, заключающиеся в том, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель его — дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов — обмен между членами семьи записками. В этом случае при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Такой прием в определенных и необходимых случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. В результате они начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользают от их внимания. Это искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает супругам возможность лучше ориентироваться во взаимных состояниях друг друга и учит их точнее учитывать это при общении. Опыт свидетельствует, что методика содействует росту культуры выражения агрессии супругами.

Техники, формирующие умения и навыки. В ходе изучения семьи нередко обнаруживается, что у ее членов отсутствуют или недостаточно развиты навыки, умения, необходимые для успешной семейной жизни. Эти недостающие навыки формируются при применении самых разнообразных психотерапевтических техник. Давая указания членам семьи, подавая пример решения каких-либо проблем, проводя дискуссии, вводя «обусловленное общение», психотерапевт стремится, чтобы правильные формы общения превратились в соответствующие навыки.

Методики проигрывание семейных ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например, в детской психотерапии игра в «звериную семью», в которой участвует папа-кот и мама-кошка), «обмен ролями» (например, игры, в которых родители и дети меняются ролями), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений).

«Стихией» ролевых игр является, конечно, детская психотерапия. Ролевая игра естественна для ребенка, и это широко используется для коррекции их поведения и их взаимоотношений с родителями. Обучение родителей роли психотерапевтического агента в жизни своих детей может происходить в форме тренинга детско-родительских отношений. Тренинг дает возможность поместить участников в особую реальность, где все процессы во много раз более сжаты и сконцентрированы по сравнению с обычным ходом событий.

Применение данной техники у взрослых осложнено наличием у них страха перед необходимостью выступить в какой-то иной роли, чем та, к которой они на протяжении жизни привыкли. В практике проигрывание определенных ролей применяется в основном в ходе семейных дискуссий. Если один из членов семьи убежденно защищал точку зрения о том, как должны быть организованы семейные взаимоотношения, ему предлагалось показать, «как это должно выглядеть». Этот член семьи выступал в таком случае в роли режиссера и сценариста, т.е. объяснял, кто и что должен делать. Такое проигрывание помогает значительно «приземлить» семейную дискуссию, приблизить ее к реальным взаимоотношениям в семье.

Продолжительность семейной терапии может колебаться от нескольких недель до нескольких лет. Длительность терапии обусловлена тяжестью расстройств у «носителя симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, стремлением членов семьи достичь терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи проходят 1 раз в 2 недели, а далее — 1 раз в 3 недели.

Заключение

Таким образом, семьи, оказавшись в трудной жизненной ситуации, должны иметь возможность получения профессиональной помощи, в первую очередь психосоциальной помощи специалистов социальной службы.

Основным содержанием психосоциальной работы в системе социальной работы с семьей является психологическая помощь, предназначенная для содействия отдельного члена семьи или семьи в целом в решении широкого круга проблем.

К ним относятся межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа.

Психологическая помощь включает в себя психодиагностику, психологическое консультирование, коррекцию, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику, профориентацию и т.д. Каждый из перечисленных методов психосоциальной работы имеет свою специфику применения, свои цели и задачи.

Самым сложным методом является психотерапия, которая находит свое место в системе социальной работы как семейная терапия, и требует необходимого уровня профессиональной подготовки. В соответствии с данным подходом, члены семьи все вместе обсуждают свои проблемы с терапевтом

Реализуются названные методы, как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Список используемых источников

психосоциальный семейный индивидуальный терапия

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. — СПб.: Речь, 2001. — 144 с.

2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. / А.Н. Елизаров. — М.: Ось-89, 2003. — 336 с.

3. Козлов В.В. Психосоциальная работа с семьей / В.В. Козлов // ИИППР. — Ярославль. — 1998.

4. Малкина-Пых И. Семейная терапия. Справочник практического психолога / И. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2006. — 992 с.

5. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие /Л.В. Сафонова. — М.: Академия, 2006. — 224 с.

6. Семейная терапия как метод социальной работы: Методические материалы / Сост. проф. В.В. Колков. — М.: МосГУ, 2006. — 39 с.

7. Системный подход в социальной работе / В.В. Колков. — М.: Институт социальной работы, 1997. -С. 104-108.

8. Технология социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

9. Халанская В.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. — 222 с.

10. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы / Б.Ю. Шапиро. — М., 2002. — 192 с.

11. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. 4-е изд. — СПб.: Речь, 2007. — 192 с.

Размещено на