Психологическое наследие Альфреда Адлера и Карен Хорни
Ииндивидуальная психология А. Адлера
Психоаналитическая теория невротической личности Карен Хорни
Рекомендуемая литература:
1. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб..- 2003
2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993;
3. Хорни К. Женская психология. – СПб., 1993
4. Хорни К. Конфликты материнства. – СПб., 2001.
5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1999.
Ииндивидуальная психология А. Адлера
Важным этапом в развитии истории психодинамического направления стало появление не очень связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход З.Фрейда к личности, либо пересмотреть его. Наиболее выдающимися теоретиками, разошедшимися с Фрейдом были Альфред Адлер, Карл Густаф Юнг, Карен Хорни.
У Фрейда были и другие научные оппоненты. Однако за исключением названных трех, ни один не создал совершенно самостоятельной теории, которая могла бы соперничать с фрейдовской.
Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года. Он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Влияние детства на его жизнь было неоднозначным. С одной стороны он вырос в любви к нему и остальным пяти детям со стороны матери и отца. А с другой пережил смерть младшего брата, перенес тяжелоую форму пневмании и был очень близок к смерти. Дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. Закончил Венский университет и получил там ученую степень, стал психиатром. В 27 лет женился на Раисе Эпштейн — студентке из России.
А. Адлер был активным членом и президентом психоаналитического кружка, организованного З.Фрейдом. Но вскоре его взгляды с Фрейдом разошлись. Он вышел из этого общества, которое вместе с ним одновременно покинули еще 9 человек из 27. С ними Адлер создал общество свободного психоанализа, большей частью чтобы досадить Фрейду.
В начале Второй Мировой Войны он уехал в США и стал профессором в медицинском колледже. Он был прекрасным лектором. И ученым. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Лучшим его творением считается «Практика и теория индивидуальной психологии».
Основные принципы индивидуальной психологии: целостность психической жизниличности и стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека. Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том. Чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности.
I. Хорни и женская психология
... ее идей, возможно пригодится данное вступление. I. Хорни и женская психология Еще преподавая ортодоксальную теорию в Берлинском психоаналитическом институте, Хорни начала расходиться с Фрейдом в вопросах зави ... социальных и интеллектуальных течений в США она опубликовала две книги — “Невротическая личность нашего времени” (1937) и “Новые пути в психоанализе” (1939), в которых ...
Адлер рассматривал человека не только как органическую целостность, но и в динамике. Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям.
По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.
Адлер рассматривал индивидуума как творческое самоопределяющееся целое, отмечая, что индивидуум нечто большее, чем результат влияния наследственного и окружающей среды. Третьим фактором развития является творческая сила личности, направленная на саморазвитие.
Ведущим в теории Адлера является обоснование значимости социального фактора в развитии индивидуума. Он показывал, что суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Отношение – это проявление активности, функционирование субъекта, выражение его позиции, установок, проявление характера и др. Индивидуальная психология Адлера полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считается неестественным.
Адлер утверждал, что люди мотивированы к активности фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет.
Например: «Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая – эффект будет один и тот же».
В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов:
1) чувство неполноценности и компенсация;
2) стремление к превосходству;
3) стиль жизни;
4) социальный интерес;
5) творческое «Я»;
6) порядок рождения;
7) фикционный финализм.
ПРИМЕРЫ: Люди с физическими недостатками стремятся компенсировать свои слабости и дефекты и порой достигают невероятных успехов в той или иной сфере. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся ораторов. Вильма Рудольф, страдавший в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали по легкой атлетике.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... в поле своего зрения других людей. В этом сохраняется гуманизм современного человека. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта ... революционного преобразования человеком общества. Люди в той мере изменяют обстоятельства, в какой обстоятельства жизни изменяют их. Говоря о воздействии социальной среды на человека, необходимо учитывать ...
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.
Стиль жизни личности складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви.
Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей,способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности.
Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, определяемый Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологиеских. отклонений.
Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.
Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтич. цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.
Адлер был убежден, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда не освободимся от него, потому что это стремление и есть жизнь.
НАПРИМЕР: Человек как социальный субъект получает информацию о своем существовании в том числе и в отражении других людей. Чем ты значимей, тем мощнее это отражение и информация для подсознания, что он жив, что он существует. Быть кем-то, быть значимым, определяет не только возможность обладать большими ресурсами и средствами к более полноценному и комфортному существованию, но и остатся жить после жизни. Быть таким как все – означает раствориться в толбе, быть незначимым, незамеченным или вообще не быть.
Адлер установил, во-первых, что стремление к превосходству является единым фундаментальным мотивом, а не комбинацией отдельных побуждений;
Во вторых, это стремление вверх и вперед универсально. Оно общее для всех и в норме и в патологии.
В-третьих, превосходство, как цель может принимать как позитивное, так и негативное направление.
В-четвертых,оно сопряжено с большими энергетическими усилиями и затратами и усиливает психическое напряжение;
В-пятых,оно проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества.
Адлер создал типологию личности исходя из их установок, связанных со стилями жизни. Он напоминал, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Адлер выделял четыре типа личности:
1) Управляющий – люди самоуверенные, активные, напористые, с незначительным социальным интересом. Основные жизненные задачи решают во враждебной, антисоциальной манере.
2) Берущий- паразитически относятся к внешнему миру. паразитически относятся к внешнему миру. ной, антисоциальной манере.
ает психическое напряжение;
инацией отдельных побуждений.м
3) Избегающий- Не имеют социального интереса и активности для решения собственных проблем. Стратегия жизни – избегание.
4) Социально полезный – воплощение зрелости. Высокий социальный интерес и активность.
Психоаналитическая теория невротической личности Карен Хорни
Уважаемые слушатели, мы с вами сегодня познакомимся с основными положениями психоаналитических теорий двух из самых величайших ученых-психологов ХХ века: Альфреда Адлера и Карен Хорни.
Карен Хорни, девичья фамилия – Даниэльсон, выдающаяся американская исследовательница немецкого происхождения. Она родилась в 1885 году неподалеку от Гамбурга. Ее отец был морским капитаном, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Мать датчанка, красивая и свободомыслящая женщина. На 18 лет моложе мужа.
Большую часть детства Карен мучали сомнения в своих достоинствах, усугублявшихся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей. Я решила стать умной».
Судьба ее трагична, но вклад в психологию неоценим. Хорни была первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину и в 29 лет получила медицинскую научную степень доктора в Берлинском университете.
Трагизм жизни Карен Хорни заключался в том, что практически всю свою жизнь она страдала от тяжелых приступов депрессии и была спасена мужем при попытке самоубийства.
Лавина личных проблем сопровождала молодые и зрелые годы ее жизни: Смерть брата, развод с мужем, развод родителей и смерть их в течение одного года. Вместе с тем карьера ее была успешной. В 40 лет (1927 год) она уже считалась знаменитым психиатромм в Германии.
Спустя пять лет стала помощником директора Чикагского психоаналитического института и была ведущим инструктором по психоанализу. Затем была дисквалифицирована ученым советом института за расхождение ее взглядов с психоаналитической концепцией Зигмунда Фрейда. Но вскоре сама основала Американский институт психоанализа, который сейчас носит ее имя. Умерла от рака в 1952 году в возрасте 67 лет.
Она является автором первого в мировой теории и практике системного психоаналитического подхода в описании неврозов – причин невротических внутриличностных конфликтов. Подход Карен Хорни радикально отличается от соответствующих теорий Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма, Альфреда Адлера, Крла-Густафа Юнга своим творческим потенциалом, гуманизмом, оптимизмом.
Хорни считается одним из основных оппонентов Зигмунда Фрейда, но вместе с тем, она, так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фром следовала основополагающим принципам психоаналитической теории Фрейда.
Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, — это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и привязанными к культуре Вены ХIХ века.
Она убедительно показала, что женщины действительно часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, но не по причине отсутствия пениса, как утверждал Фрейд, а потому, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчины и воспитывали их так, чтобы они признавали мужское превосходство.
Хорни доказывала, что многие женщины стремяться к мускулинности, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами мускулинности скорее как проявление стремления к власти и к привилегиям. В желании некоторых женщин быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами и привилегиями, которые наша культура считает маскулинными – такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера.
Хорни возражала против его теории инстинктов Фрейда и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации. Таким образом, в теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического фрейдовского психоанализа, заменяется социокультурной.
Карен Хорни критикуя психоаналитическую концепцию З.Фрейда, писала: «Пессимизм Фрейда относительно неврозов и их лечения проистекал из его глубокого скрытого неверия в человеческую порядочность и развитие человека». При этом она цитировала Фрейда «Человек осужден на страдание или разрушение. Влечения, которые управляют им, можно только контролировать, или, в лучшем случае, сублимировать».
Сублимация – означает перенос способа удовлетворения потребности в неспецифическую область деятельности, замещение. |
Хорни верила в положительную природу человека.
По Хорни, решающим фактором развития личности являются соиальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства:
– стремления к удовлетворению своих желаний;
— стремления к безопасности.
Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги, то есть ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у него же в будущем — во взрослом возрасте. Чтобы справиться с тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций.
Невротические | это избыточные, субъективно гиперзначимые потребности. |
Давайте запишим их в виде таблицы и прокоментируем примерами
№ | Избыточная (невротическая) потребность | Проявлените в поведении |
В любви и одобрении; В руководстве партнера; В четких ограничениях; Во власти; В эксплуатировании других; В общественном признании; В восхищении собой; В честолюбии; В самодостаточности и независимости; В безупречности и неопровержимости. | Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию, недружелюбию Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценке любви – убежденность в том, что любовь может решить все Желание быть ведомым, снять с себя ответственность.Предпочтение такого стиля жизни, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок. Подчинение друнгим, Довольствование малым; Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости; Боязнь быть итспользуемым другими или боязнь выглядеть «тупым». Но нежелание работать над собой. Желание использовать ресурс других. Желание быть объектом восхищения, лишенным недостатков и ограничений. Представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса. Превознесение себя.Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков. Потребность в лести и комплиментах. Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия. Страх неудачи. Избегание каких-либо отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств. Дистанцирование от всех и вся. Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и доьродетели. |
Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегии межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, то есть снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми:
1) ориентация на людей;
2) ориентация от людей;
3) ориентация против людей.
Соответственно этим типам ориентации Хорни было выделено три типа невротической личности:
— уступчивый (ориентированный на людей, зависимый от людей), выражающий стратегию приспособления, подчиненности;
— обособленный(ориентированный от людей, испытывающий трудности в коммуникации), проявляющийся в стратегии избегания;
— агрессивный (ориентированный против людей), предусматривающий противоборство, конфликтное поведение, авторитаризм.
Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам, то есть применяет как целесообразные тактики.
Развитая К. Хорни конструктивная теория невроза, по мнению многих ученых-конфликтологов до сих пор остается непревзойденной по широте и глубине объяснения невротических конфликтов. Она включает исчерпывающую классификацию невротических типов личности; основных невротических влечений и их связь с базисным конфликтом; содержит анализ всех основных способов защиты и методов подлинного разрешения невротических конфликтов.
Карен Хорни в научных кругах называют основным оппонентом Зигмунда Фрейда.
Одни ученые утверждают, что психоанализ Карен Хорни не столь туманен и условен, чем фрейдовский, а отличается строгой доказательностью и четкостью.
Другие, скептически относящиеся к феномену женской логики и считающие, что женщина-психоаналитик это нонсенс, наоборот критиковали теорию К.Хорни за ее фатализм. Предметом нападок, было утверждение К.Хорни о том, что «… каким бы ни был отправной пункт и как бы извилиста ни была дорога жизни, мы должны, в конце концов, достигнуть некоторого расстройства личности в качестве источника психического заболевания».
Критики К. Хорни упускали одно, но очень важное уточнение ученой «уравновешенная личность никогда не становится жертвой психического расстройства, а только личность, раздираемая внутренними конфликтами».
Выводы хорненского психоанализа:
Суть энергетической теории К. Хорни заключается в следующем
Всякий конфликт существует лишь постольку, поскольку люди затрачивают энергию на поддержку его существования, отдают ему время, душевные силы, здоровье, а иногда и всю жизнь. И чем больше они это делают, тем выше энергетика конфликта, его накал.
Прекратить любой конфликт очень просто: надо лишь перестать им заниматься. Но это невозможно, когда в зоне разногласий находятся жизненно важные для человека ценности. Однако есть конфликты, на которые люди расходовали гораздо больше, явно гораздо больше энергии, чем того заслуживала суть дела. Такие конфликты вспыхивают и пылают страстями, хотя их вполне можно было и не начинать. Что же заставляет людей раздувать пламя конфликта вместо того, чтобы искать средства его разрешения?
Следует различать субъективные и объективные факторы, действие которых толкает людей в конфликт.
Объективные факторы — это реально существующие в действительности обстоятельства. Они связаны, главным образом, с условиями быта, а также с некоторыми существенными социально-психологическими особенностями личности, реально имеющимися в данное время и не поддающимися изменению за короткий срок.
К условиям быта, порождающим конфликты, относятся, например, социальное неравенство и классовые противоречия.
Объективными факторами, связанными с особенностями личности, являются, например, образование, уровень квалификации, интеллектуальное развитие, диапазон способностей и возможностей личности, ее глубинные, стержневые потребности и установки. Различия в этих качествах нередко ведут к взаимному непониманию и распаду контактов, а несоответствие этих качеств требованиям дела — одна из наиболее типичных причин служебных (да и не только служебных) конфликтов.
Наличие объективных факторов, вызывающих столкновение жизненно важных потребностей, интересов, целей индивидов, делает конфликт неизбежным. Другое дело, в каких формах он будет протекать.
Если обстоятельства объективно таковы, что стороны не могут существовать, не вступая в конфликт друг с другом, то мирное взаимодействие невозможно. Борьба тут становится средством выявления сильнейшего. Она может завершиться либо полным разрывом отношений между сторонами, либо коренным изменением их в ходе борьбы, либо уничтожением одной из сторон. Но это не значит, что в таких ситуациях надо отказываться от всяких попыток ввести конфликт в мирное русло, в рамки норм и правил, обеспечивающих его более спокойное протекание и создающих возможность регулирования его мирными средствами.
Субъективные факторы представляют собой стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся, и в их воображении реальные обстоятельства принимают не свойственный им в действительности характер или рисуются такие обстоятельства, которых в данной ситуации на самом деле вообще нет. Но, согласно «теореме Томаса», последствия этого вполне реальны. Иллюзорные представления об обстоятельствах стимулируют конфликтные действия в не меньшей мере, чем реальные обстоятельства. Иллюзии становятся причинами, генерирующими конфликт, поддерживающими и усиливающими его.
Энергетика конфликта рождается и подпитывается как из реальных, так и из воображаемый источников. Иллюзии есть у всех. Когда два субъекта имеют разные представления об одном и том же, то каждый из них думает, представление другого иллюзорно. И часто совершенно неясно, чья точка зрения более правильна.
Есть несколько типичных иллюзий, заставляющих людей раздувать конфликтные ситуации.
1. Иллюзия «выигрыша-проигрыша». Когда возникает стремление к двум несовместимым, одновременно не осуществимым целям, то складывается впечатление, что приходится выбирать только одно из двух: либо-либо. Если речь идет об индивидах, преследующих несовместимые цели, то это означает, что каждая из них либо выигрывает, либо проигрывает, и третьего тут не дано. Люди начинают бороться за победу, появляются воодушевляющие лозунги типа: «Победа любой ценой». Но фактически во многих случаях или даже, можно сказать, почти всегда есть и другие варианты, кроме «выигрыш-проигрыш». Может быть и «проигрыш-проигрыш», и «выигрыш-выигрыш». Иллюзия, что существует только альтернатива выиграть или проиграть, ведет к обострению конфликта до такой степени, что выигрыш достается слишком дорогой ценой или даже победа уже не дает выигрыша.
2. Иллюзия «самооправдания». Мы побеждены в ползу самих себя. Мы склонны оправдывать собственное поведение, преувеличивать собственные добрые дела или преуменьшать наши дурные стороны, скверные поступки, а то и вовсе не признаваться в них. Наши взгляды, наш образ действия, наши жизненные принципы лучше, чем у тех, кто их не одобряет. А ведь со стороны наши предубеждения могут оцениваться как ложные.
3. Иллюзия «плохого человека». Тот, кто говорит или действует не так, как бы нам хотелось, вызывает у нас негативную реакцию. Если его поведение нарушает наши интересы, то к нему возникает неприязнь. Мы считаем его скверным человеком — злым, безнравственным, тупым и пр.
4. Иллюзия «зеркального восприятия». Эта иллюзия как бы сочетает в себе две предыдущие. У двух сторон, сталкивающихся по какому-то поводу, возникает удивительно симметричное, как в зеркале, восприятие друг друга. Добродетели, которые каждая приписывает себе, очень схожи. И пороки, которые каждая находит у противника, тоже. Зеркальное сходство наблюдается и в опасениях насчет другой стороны, и в аргументах, с помощью которых каждая сторона оправдывает себя и обвиняет противную сторону. «Зеркальное восприятие» приводит к тому. Что можно назвать «двойной бухгалтерией»: все почти люди склонны к более или менее двойственной оценке — одна мерка для себя и для того, что нам выгодно и приятно, другая — для чужих людей, особенно людей, нам неприятных, и для того, что нам не по душе. Когда кто-то разносит слух — это сплетня, а это же делаем мы — это сообщение интересных новостей друзьям.