Государственное образовательное учреждение 46

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Утверждаю»

Декан факультета психологии и педагогики

_________________ В.С. Пашкин

«______»______________ 200 __ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050707 (031000) – ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

по учебному плану набора 2003,2004, 2005 года

форма обучения: ОЧНАЯ

срок обучения: 5 лет

Степень (квалификация) – СПЕЦИАЛИСТ

Составитель: Романенко И.Г.,

Ст.преподаватель

кафедры общей и

педагогической психологии

Рабочая учебная программа составлена на основании

Государственного образовательного стандарта 2005 г.,

рассмотрена на заседании кафедры общей и педагогической

психологии от 31 августа 2012 г. Протокол №1.

Заведующий кафедрой д.пс.н., профессор

_______________________ Л.Н. Антилогова

(подпись)

Рабочая программа одобрена

методическим советом факультета

психологии и педагогики

«_____» ____________ 2012 г.

Председатель совета к.ф.н., доцент

____________________ В.С. Пашкин

(подпись)

О М С К – 2012

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ЧАСАХ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма

итогового

контроля

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия

Семинары

Лабораторный практикум

Другие виды занятий

Всего

Курсовая работа

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

4

8

3 нед

3 нед

оценка

Предполагаемые базы практик: МОУ СОШ № 14, МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 63, МОУ Лицей № 66, МОУ Лицей № 137, МОУ Гимназия № 159, МОУ СОШ № 64, МОУ СОШ № 37, МОУ СОШ № 23, МОУ Лицей № 29.

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на студентов, получающих подготовку педагога-психолога и ориентированных на работу в муниципальных образовательных учреждениях.

Программа практики отражает тот накопленный багаж знаний, умений и навыков, который студенты приобрели в ходе прохождения учебных психологических курсов и дисциплин. Курсы психологической диагностики, возрастной психологии и др. являются освоенными, поэтому объем и содержание учебной практики включает соответствующие разделы профессиональной практики.

Содержание программы практики отражает принцип активного участия студентов в образовательном процессе.

Практика проводится в учебных заведениях при непосредственном сопровождении психолога данного учебного заведения и руководством преподавателя вуза.

Цель психологической практики: отработка навыков диагностической и коррекционной работы.

Таким образом, основная задача заключается в том, чтобы студенты при прохождении практики получили опыт диагностической и коррекционной работы, а также проявили самостоятельный подбор необходимых способов профессиональной деятельности.

За время прохождения практики студентам необходимо освоить следующие виды работ:

  1. психологическая диагностика;
  2. психологическая коррекция;
  3. психологическое консультирование;
  4. психологическая профилактика.

Основные этапы психологической работы:

  1. Психодиагностика.

Студентам необходимо осуществить диагностику одного класса учащихся образовательного учреждения. Программа диагностики должна включать следующие направления:

  • исследование познавательной сферы;
  • исследование эмоциональной сферы;
  • исследование личностных качеств.

Подбор методик осуществляется самостоятельно и обосновывается. Основанием для выбора сферы диагностики может быть заказ психолога учреждения.

  1. Психокоррекция.

По результатам психологической диагностики создаются коррекционно-развивающие программы. Студенту необходимо не только создать такую программу, но и частично провести ее в школе, исходя из существующих возможностей. Например, провести консультацию с ребенком, классным руководителем или родителями, провести тренинг или деловую игру и т.д. Анализ должен быть представлен в соответствующей форме (см. приложение).

  1. Психологическое консультирование. Психологическая профилактика.

Данная форма практической деятельности обязательна для осуществления. В ходе работы студенту необходимо будет провести психологическую профилактику и для этого необходимым этапом работы выступит проведение психологического тренинга либо деловой игры. В этом случае, отчет включает либо дневник консультанта (см. приложение), либо программу тренинга или деловой игры и анализ проведенного мероприятия.

По окончании психологической практики студентом сдается отчет в письменной форме. Отчет должен содержать следующие документы:

  1. Психодиагностическая программа исследования и ее обоснование, то есть объяснение выбора используемых диагностических средств.
  2. Результаты диагностического исследования и заключение об учащихся одного класса (см. приложение).
  3. Психокоррекционная либо развивающая программа на группу учащихся, прошедших диагностику и ее обоснование.
  4. Анализ практической коррекционной либо профилактической

работы.

  1. Психологический анализ урока (см. приложение).
  2. Анализ собственной профессиональной деятельности в форме «Портрета на себя».

Портрет на себя включает:

  • виды деятельности, освоенные за время практики;
  • оценка собственных навыков и умений;
  • описание профессиональных качеств, проявившихся в процессе прохождения психологической практики.
  • Характеристика на студента, составленная психологом и заверенная печатью образовательного учреждения.

Приложение

Форма № 2 (обязательна).

Заключение

по результатам проведенного

психодиагностического исследования

(структура и основы содержания).

1. Причина исследования (в изложении обратившегося).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования.

3. Сроки проведения исследования.

4. Применение методики описать по следующей схеме:

Название

шкалы

Автор теста,

название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1

2

3

4

5

Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (напр.:

  • вербальный интеллект,
  • осведомленность,
  • понятливость,
  • речевое развитие,
  • общая оценка).

5. Результаты исследования:

а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу)

(см. схему учета результатов тестирования);

Схема учета результатов тестирования.

Ф.И.О.

тестируемого

Результаты выполнения диагностического задания

Заключение

1

2

***

N

б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

в) рекомендации по результатам исследования.

Дата: Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись.

Пример заполнения данной формы студентом.

по результатам проведенного психодиагностического исследования

1. Причина исследования: снижение уровня успеваемости учеников шестого класса. К психологу обратился классный руководитель.

2. План исследования:

  • знакомство с классом, формирование информации о ситуации обучения учеников данного класса с помощью собеседования с учителями школы, посещения уроков ведущих предметников, а также анкетирования родителей учеников.

— подбор диагностического материала: построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования.

3. Сроки проведения исследования (указывается дата, время).

4. Методики, используемые в психодиагностическом исследовании:

№ п/п

Название

шкалы

Автор теста,

название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1

2

3

4

5

5. Результаты исследования:

Таблица результатов тестирования учеников 6 класса.

№ п/п

Ф.И.О.

тестируемого

Результаты выполнения диагностического задания

Заключение

1

2

***

N

а) описание количественных данных, представленных в таблице по классу в целом и по отдельным группам учеников;

б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

в) рекомендации по результатам исследования всем участникам образовательного процесса:

— администрации школы,

— учителям,

— родителям,

— ученикам.

Дата: Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись.

Форма № 3 (обязательна)

ЖУРНАЛ

консультаций психолога

(полное наименование учреждения образования)

Дата

Время проведения

Консультируемый

Повод обращения

Проблема

Результат консультирования

Консультант

Возраст

Пол

Имя

1

2

4

5

6

7

  • Графа 3а заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.
  • Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.
  • Отметки времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультирование в месяц, год, и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.

Форма № 4 (обязательна)

ПРОГРАММА

Работы педагога-психолога с группой______________________

(какой)

1. Программа составлена психологом: Ф.И.О.

2. Описание класса (группы):

— психологическая характеристика детей;

— общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).

3. Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).

4. Этапы реализации программы по месяцам.

5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.

Дата составления: Подпись психолога:

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА (По Ильясову)

Во-первых, урок должен соответствовать принципам развивающего обучения. В принципах анализа обращается внима­ние на самые важные особенности развивающего обу­чения, особенности, определяющие собой стиль работы учителя.

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

Психологический анализ должен строиться на основе следующих принципов развивающего обучения.

1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, мо­ральные, волевые и другие качества личности.

Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на ин­теллект (внушение).

Процесс обучения должен вносить изменения не толь­ко в интеллектуальную сферу ученика, но и в психиче­ское развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структу­ру личности.

2. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему убеждению Действие, усвоенное по принуждению, разру­шается «сразу же, как только меняются условия. Дейст­вие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в струк­туру личности Отсюда следует, не ругать за лень, а сти­мулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так органи­зовывать деятельность учащихся, чтобы требования учи­теля стали внутренним побуждением самих ребят.

3. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспита­тельным моментам урока. Все элементы урока должны быть воспитывающими по своей сущности. Координирующим центром всех воспитательных средством всех воспитательных средств, методов урока должна быть конкретная психологическая цель.

4. Центральный компонент любого урока — организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и «воображение. На основе аналитико-синтетической деятель­ности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проб­лемных вопросов и творческое решение задач.

Необходимыми условиями продуктивной работы мыш­ления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

5. Успех обучения зависит не только от внешних факторов содержания уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних их условий – индивидуально-психологических особенностей учащихся.

При анализе урока необходимо учитывать и подго­товленность учителя, и его рабочее настроение, и кон­такт с классом, и способность к быстрой ориентировке в неожиданной педагогической ситуации, и умение соче­тать фронтальную работу с различными видами груп­повых и индивидуальных занятий, и т.д. В той же мере следует учитывать и организованность учащихся — уро­вень умственного развития, отношение к учебе, особен­ности самоорганизации, учебные способности.

Нельзя согласиться с формулой: «Нет плохих учени­ков, но есть плохие учителя», но можно и должно ста­вить вопрос: «Все ли возможности использовал учитель для развития личности каждого своего ученика?».

ПЛАН АНАЛИЗА

Психологическая цель урока

Безусловно, не всегда возможно провести полный анализ урока по всем пунктам плана, так как это займет немало времени, поэтому можно проводить частичный анализ урока, выделяя из плана те разделы, которые в данной ситуации имеют наибольшее значение, но с ка­кой стороны мы ни подходили бы к уроку — со стороны стиля или организации познавательной деятельности, учета организованности учащихся или их возрастных особенностей — анализ всегда необходимо начинать с задачи перспективного плана учителя и поставленной им психологической цели урока.

  1. Место и значение данного урока в перспективном плане учителя, проектирующего развитие учащихся в пределах изучения своего учебного предмета (литературы, математики, биологии).

    Формулировка цели.

  2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в пред­ шествующей работе.
  3. В какой мере отдельные средства психолого-педа­гогического воздействия, методические приемы, исполь­зуемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.

Стиль урока

1. В какой мере содержание и структура урока отве­чают принципам развивающего обучения:

а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

б) соотношение воспроизводящей деятельности уча­щихся и творческой,

в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т. д.) и в процессе самостоятельного поиска;

г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие — учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает);

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятель­ности школьников, осуществляемых учителем, и взаим­ной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

е) соотношение побуждения учащихся к деятельнос­ти (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирую­щие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие Замечания, нотации и т. п.).

2. Особенности самоорганизации учителя:

а) подготовленность учителя к уроку (степень овла­дения содержанием и структурными компонентами уро­ка, степень осознания психологической цеди и внутрен­ней готовности к ее осуществлению);

б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе «го осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергич­ность, настойчивость в осуществлении поставленной це­ли, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

в) педагогический такт учителя (случаи проявле­ния педагогического такта или, напротив, нетактич­ности);

г) психологический климат в классе (как поддержи­вает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или дру­гие отношения).

Организация познавательной деятельности учащихся

1. В какой мере были обеспечены условия для про­дуктивной работы мышления и воображения:

а) как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изу­чаемых предметов, как помогал им отличать инвариант­ные признаки от вариативных;

б) какие использовал установки и в какой форме (убеждение, внушение);

в) как добивался учитель сосредоточенности и устой­чивости внимания учащихся;

г) какие были использованы формы работы для ак­туализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (инди­видуальный опрос, собеседование с классом, упражне­ния по повторению и др.).

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, поня­тий, обобщающих образов, «открытий», выведения фор­мул и т.д.);

б) на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников;

в) с помощью каких приемов и форм работы доби­вался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных си­туаций, разные уровни проблемно-эвристического реше­ния задач, использование задач с недостающими и излишними данными; организация поисковой, исследова­тельской работы на уроке и др.);

г) какого уровня понимания (описательного, сравни­тельного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ были использованы на уроке и как руководил учитель творческим воображе­нием, учащихся (объяснение темы и цели работы, усло­вий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформле­нию работы).

3. Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков путем упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение пере­ носу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.

Организованность учащихся

  1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах).
  2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учеб­ных занятий.

Учет возрастных особенностей учащихся

Как учитываются учителем возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осу­ществления: в определении цели и стиля урока, в орга­низации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обуче­ния.

Министерство образования и науки российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Отчет по практике в школе №

Выполнил: студент 4 курса специальности

031000 — Педагогика и психология

дневной формы обучения, группы №

Ф.И.О.

Проверил: преподаватель кафедры

общей и педагогической психологии

Ф.И.О.

Омск-2013