Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
· формирование и развитие коллектива класса;
· создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
· формирование здорового образа жизни;
· организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
· защита прав и интересов обучающихся;
· организация системной работы с обучающимися в классе;
· гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
· формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
· организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Функции классного руководителя могут подразделяться на:
1. Организационно-координирующие:
-.обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
Научно-методологическое обеспечение деятельности классного руководителя ...
... показывают результаты изучения нами деятельности классных руководителей образовательных учреждений (исследование проводилось в шести образовательных учреждениях г. Кирова), современная школьная ... воспитательной работы, соответствующая закономерностям развития современного образовательного процесса. Деятельность классного руководителя должна опираться на принципы, ориентированные на личность ...
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
— организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
— организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
— ведение документации (классный журнал, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
— регулирование межличностных отношений между обучающимися;
— установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
— содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
— оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
— изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
— определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
— контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
— контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
· индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
· групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
· коллективные(конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
— определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
— учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
— обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Должностная инструкция классного руководителя
(примерная)
Общие положения
1. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.
Современная деятельность классного руководителя начальной школы
... формированию навыков самовоспитания обучающихся. В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему ...
2. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование.
3.
Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.
4.
В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и Законами РФ, Уставом и нормативными актами, Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией.
Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
Направления деятельности
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
1. создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся;
2. формирование коллектива класса. 3. Должностные обязанности
Классный руководитель выполняет должностные обязанности в соответствии с инструкцией функциональных обязанностей классного руководителя:
-работает с обучающимися закрепленного за ним классом;
— осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе, его склонностей, интересов;
— создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе;
— способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
— направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося; вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
— осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
— содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей и по месту жительства;
— обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества;
— соблюдает права и свободы обучающихся;
— совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укрепления здоровья обучающихся в классе;
— ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;
Цель: ознакомить учащихся с функциями и основными направлениями ...
... процесса; планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного учреждения для классных руководителей; ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, ... полезной работе и за примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении ...
— поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся (лицами их заменяющими);
— планирует воспитательную работу класса;
— обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;
— оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
— вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность обучающихся;
— проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
— организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, и т.д.;
— соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты школы;
— соблюдает законные права и свободы обучающихся;
— участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
— проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
— соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;
— систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
4. Права
Классный руководитель имеет право:
— участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
— на защиту профессиональной чести и достоинства;
— знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
— защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
— на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
— свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники;
— повышать квалификацию;
— аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
Система профориентационной работы классного руководителя
... 2. Рассмотреть особенности деятельности профориентации классного руководителя в сельской школе; 3. Изучить практические рекомендации по организации педагогической поддержки самоопределения школьников обучающихся в сельской школе; 4. Построить систему управленческого содействия ...
— давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.
Ответственность
1. Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий; за нарушение прав и свобод обучающихся.
2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
5. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности Классный руководитель:
— работает в соответствии с планом работы классного руководителя; — самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть (триместр); план работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе; — — представляет заместителю директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности;
— получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
— работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
— представляет достоверные данные о питающихся ответственным за организацию питания учащихся.