36) Формирование и развитие малой группы. Групповая сплоченность: детерминанты и последствия.
План ответа:
- Процесс группового развития
- Этапы Г развития
- Механизмы Г развития
- Подходы к определению Г сплоченности
- Последствия Г сплоченности
См лекции по малым Г и учебник Дубовской и Кричевского «ПМГ»
Вопрос относительно причин возникновения малой группы можно рассматривать в нескольких планах, выясняя причины:
♦ возникновения группы вне зависимости от входящих в нее индивидов как официальной, формальной организационной единицы;
♦ побуждающие людей идти в эту группу, т.е. причины кадрового наполнения официально объявленного на табло организации подразделения, занятия людьми вакантных должностей в нем;
♦ возникновения в рамках официального подразделения психологических, неформальных малых групп.
Когда мы говорим о формир Г, мы, прежде всего обращаемся к моделям колективообразования.
Одна из них представлена стратометрической концепцией коллектива, разработанной А. В. Петровским . Им были предложены два критерия построения гипотетической типологии групп:
♦ степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;
♦ общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса.
Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям).
В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.
Психология: возникновение, развитие, структура
... применение получаемых знаний. 1. Психология как наука 1.1 Возникновение и развитие психологии Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с ... вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии. ...
Позитивной стороной подобной схемы группового развития является отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы и рассмотреть ее в системе широких социальных детерминантов. Более проблематично, однако, обстоит дело с конкретным приложением обсуждаемой схемы к множеству реально функционирующих групп, поскольку процесс развития представлен в ней в слишком обобщенной форме, минуя многие, возможные этапы и не отражая складывания отдельных компонентов жизнедеятельности группы как составляющих целостного социального организма. И, видимо, в силу трудностей операционализации схемы ее апологеты, проводя дифференциацию групп по уровню развития, как правило, апеллируют к традиционному житейскому критерию: низкий — средний — высокий уровень.
Близким к предыдущему и по исходным теоретическим позициям, и по общему абрису динамики группового развития, и, наконец, по ряду выделяемых при этом этапов оказывается параметрический подход к исследованию группы, разработанный Л. И. Уманским. В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива. К их числу Л. И. Уманский, в частности, относит:
(а) содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;
(б) организационное единство группы;
(в) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;
(г) психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях .
В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являютсяколлектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий —кооперации и автономиза-ции. Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.
Интересной особенностью проведенного Л. И. Уманским и его сотрудниками анализа группообразования являются прослеживание развивающихся в группе процессов и феноменов, фиксация постепенного превращения ее в действительно коллективного субъекта деятельности. Так, если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь просматриваются, то группа-кооперация уже отличается развитой и успешно действующей организационной структурой, довольно высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. А вот для группы-автономии характерными оказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации и эталонизации (монореферентности), группового обособления, внутренней слитности и спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень. Автор не разрабатывал отрицательную ветку коллективообразования.
Понятие группы и группового поведения
... в процессе развития группы. Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемы организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового ...
Говоря о стадиях развития МГ стоит обратиться к двухмерной модели Такмена. Он выделял две сферы ответственности, связанные между собой.
1. Деловая – сфера решения групповой задачи. В ней можно выделить четыре подэтапа.
- Ориентировка в задаче.
- Эмоциональный ответ на требования задачи.
- Открытый обмен реливантными интерпретациями.
- Принятие решения.
2. Экспрессивная – выстраивание Г структуры и отношений. Здесь так же можно выделить четыре подэтапа.
- Проверка и взаимозависимость – ориентировка членов Г в характере действий, кот. следуют члены Г.
- Внутренний конфликт.
- Г сплочённость – гармонизация взаимоотношений.
- Функционально-ролевая соотносимость.
Недостатками данного подхода можно назвать малоадаптивность данной теории, наличие в ней неточностей и непоследовательность этапов.
Предпринимались попытки построения моделей развития Г в какой-либо из двух сфер: одномерный подход.
Инструментальная модель Мабри (в деловой сфере)
- Латентная стадия (знакомство)
- Адаптационная (соотнесение возможностей членов Г с требованиями задач)
- Стадия интеграции (объединение усилий, как результат, образования общего действия)
- Достижение поставленной цели
Перцептивная модель Волкова (экспрессивная сфера)
- Фаза первичного восприятия и опознания (первое впечатление о группе: поверхностное)
- Фаза сближения: формирование оценки и самооценки, образы др. и себя в Г. Рефлексивный этап. Актуализируется установка на совместную деят.
- Фаза совместного действия: принимаются межличностные роли и статус в общении
- Фаза сцепления: возникновение чувства «мы»
Есть частные модели, кот. в качестве индикатора используют различные феномены и рассматривают всё развитие Г на их примере.
Нормативно-ролевая модель Обера. Основное – понятие норма. Нет разделения на экспрессивную и деловую сферы
- Формирование экспрессивных норм и статусных ролей. Есть иерархия, но она не столь значима
- Стадия возмущения: эмоц и физ, так как за нормами нет общего осмысленного реального содержания
- Стадия формирования инструментальных норм. Увеличивается гармонизации отношений
- Стадия выполнения задач
Развитие Г в экстремальных условиях (Новиков).
Он выделял только обязательные стадии
- Стадия ознакомления. Очень короткая и интенсивная
- Стадия дискуссии. Более длительная. Цель – определение Г по многим жизненно важным вопросам. В процессе решения этих задач проявляются и различные стороны личности людей, на основе которых строятся оценки и межличностные отношения.
- Ролевые ориентации. Полноценное функционирование членов Г. Очень длительный период.
Обобщая различные модели этапов развития МГ, можно сказать, что Г проходит в своём развитии три качественных изменения: ориентировка – конфликт – динамическое равновесие. Существует две противоположные точки зрения на процесс распада Г
Развитие сплоченности школьного коллектива
... приносило радость. Собственно на тренинге по сплочению коллектива и решаются эти задачи. II. Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива» Программа тренинга была разработана специально для учащихся 4 ... не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ...
- Г есть, но её нет: Г сущ, но она прошла этап деструкции, нет психологической общности
- Группа на пике своего развития перестаёт существовать организационно
Механизмы группового развития
1. Решение противоречий. Типы противоречий:
- Рассогласование скорости изменений в различных сферах внутри Г активности.
- Противоречие между центробежными и центростремительными силами. Под центробежными силами подразумевается стремление членов группы к индивидуализации, а под центростремительными – потреьность в принадлежности к группе.
- Между актуальными возможностями Г и реальными целями, стоящими перед ней: сложные цели – низкий потенциал, большой потенциал – цели прежние.
2. Идеосинкрозический кредит (Холландер).
Лидеру разрешено нарушать Г нормы в определённых условиях до определённого предела. Возникает необходимость изменения Г норм – лидер их нарушает – если новый тип поведения даёт позитивные результаты, то оно становится новой нормой – если не даёт, то кредит может быть скоро исчерпан – возврат к старым формам поведения или Г конфликт.
3. Психологический обмен. Пример – модель ценностного обмена Кричевского: меняются определённые формы поведения, ценные для Г, на определенный статус (возможность влияния).
Обмен осуществляет дифференциацию.
В связи с наличием центробежных сил в группе стоит поговорить о факторах, которые могут повлиять на то, что группа не развалится. К таким факторам можно отнести сплоченность. Интегративная тенденция Г развития – сплочённость. Существуют социально-психологические трудности операционализации этого понятия: три основные направления изучения.
- Сплоченность, как аттракция (исторически первая идея) – сумма позитивных отношений членов Г как некий эмоциональный феномен. Исследование ЛОТТ: чем лучше отношение, тем сплочённее Г. Но оказалось, что сплочённость не чисто-эмоциональный феномен: она зависит от функционального распределения и процесса решения задач.
- Мотивационная концепция сплочённости Картрайта – сумма всех векторов сил, влияющих на включение человека в Г: чем мотивированнее Г членство, тем выше Г сплочённость. Побудительные свойства Г:
- привлекательность членов Г
- привлекательность Г целей
- демократичность или руководство
- прогнозы Г членства для себя
- сравнение членства в данной Г с членством в др Г
Картрайт считал, что зависимость сплочённости и эффективности деятельности прямо пропорционально. В результате получилось что наоборот, так как эффективность Г деятельности – это не просто её продуктивность, а ещё и её оценка самим человеком. Поэтому в ситуации, когда деятельность не значима, при высокой сплочённости Г снижается эффективность Г деятельности.
Эмпирическое исследование влияния предметной деятельности дошкольников ...
... речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся ... и описан Л.А. Венгером. Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия дошкольников. Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач: ...
- Сплочённость как ценностно-ориентационное единство (Донцов) – степень совпадения индивидуальных ценностей в Г, их совпадение с общеГ ценностями. Соответственно, чем выше совпадение, тем выше сплоченность и наоборот.