Развитие мелкой моторики у детей подготовительной группы в процессе организации непосредственно образовательной деятельности аппликации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ…………………………………………..4

1.1. Понятие «аппликация», развитие личности ребенка ее средствами……………………………………………………………………..4

1.2. Взгляды отечественных и зарубежных учёных на процесс развития мелкой моторики………………………………………………………………5

1.3. Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве………………13

1.4. Средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Исполнение аппликативных изображений содействуют развитию мускулатуры руки, координации перемещений. Ребенок обучается владеть ножницами, верно, вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на одинаковом расстоянии друг от друга. Исследование тонких, четких движений необходима ребенку никак не только для того, чтоб твердо управлять собственным телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Изучением мелкой моторики, занимались такие ученые, как Монтессори М., Сели Д., Звонарева М.Н., Хризман Т.П., Корнев А.Н., Ефимова С.П., Безреких М.М., Усанова О.Н., Ульенкова У.В., Шевченко С.Г., Антакова-Фомина Л.В., Исенина Е.И., Кольцова М.М., Леонтьев А.А., Гуревич М.О., Козленко Н.А., Лурия А.Р., Выготский Л.С., Бехтерев В.М., Бернштейн Н.А.

Гипотеза исследования. Аппликация будет являться эффективным развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования — теоретически рассмотреть проблему развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи нашей работы:

1. Проанализировать российскую и зарубежную литературу по проблеме мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

2. Проанализировать влияние родителей на развитие у детей мелкой моторики.

3. Рассмотреть работы психологов и воспитателей на развитие у детей мелкой моторики.

4. Проанализировать связь больших полушарий головного мозга с развитием мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

11 стр., 5416 слов

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО

... Представить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. 2. 2. Раскрыть развивающий потенциал дидактических игрушек для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. 3. Описать опыт развития мелкой моторики посредством использования дидактических игрушек детей младшего дошкольного возраста ...

Объект исследования — мелкая моторика детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста посредством аппликации.

Структура. Данная работа состоит из 1 главы, которая включает в себя 4 параграфа, введения, заключения и списка использованной литературы, включающего 21 источник. Содержит 29 страниц.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ

1.1. Понятие «аппликация», развитие личности ребенка ее средствами

Аппликация — более обычный и вразумительный метод создания художественных работ, при котором сберегается реалистическая база самого изображения. Это отчуждает вероятность обширно применять аппликацию никак не лишь в оформительских целях (при производстве приятных пособий, пособий к разным забавам, игрушек, флагов, сувениров к торжественным датам, спецоформление стенгазет и пр.), однако и в разработке картин, узоров и пр.

В детском саду изобразительная активность подключает такие виды занятий, как аппликация конструирования, лепка, рисование. Любой из данных видов имеет собственные способности в отображении впечатлений малыша о находящемся вокруг мире.

В процессе занятий аппликацией детки знакомятся с элементарными формами разных вещей, части и контуры каких они вырезают и клеят. Творение силуэтных изображений требует большой работы воображения и мысли, так как в контуре отсутствуют подробности, являющиеся иногда главными показателями предмета.

Занятия аппликацией содействуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с наименованиями и показателями простых геометрических форм, получают понятие о пространственном расположении вещей и их долей (в центре, в углу, справа, слева и пр.) и величин (больше, меньше).

Данные трудные понятия просто усваиваются детками в процессе сотворения украшающего узора либо при изображении предмета сообразно частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются ощущения расцветки, ритма, симметрии и на данной базе создается образный вкус. Им никак не нужно лично составлять расцветки либо закрашивать формы. Представляя детям бумагу различных расцветок, у них воспитываются знание выбирать прекрасные сочетания.

С понятиями симметрии и ритма детки знакомятся теснее в младшем возрасте при распределении частей украшающего узора.

Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая тут в особенности принципиальна, так как в данном облике художества огромное значение для сотворения композиции имеет очередность прикрепления долей (поначалу наклеиваются большие формы, потом детали; в сюжетных работах поначалу фон, позже вещи другого плана, заслоняемые иными, и в заключительную очередность вещи главного плана).

Исполнение аппликативных изображений содействуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Малыш обучается владеть ножницами, верно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на одинаковом расстоянии друг от друга.

1.2. Взгляды отечественных и зарубежных учёных на процесс развития мелкой моторики

Движение считается одним из главных устройств уравновешивания в системе «среда — организм». Организм человека никак не просто уравновешивается со средой, однако деятельно адаптируется, приспосабливается, и в процессе данной привыкания он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и высокофункционально, а с иной — деятельно изменяет и приспосабливает среду. В предоставленном процессе перемещение у человека получает специфичный, качественно свежий характер. Оно обусловлено ответственным, общественно -биологическим нравом деятельности человека, считается главным средством взаимосвязи и взаимодействия, функциональной адаптации, трудящийся и учебной деятельности, которые в собственную очередь в значимой степени находятся в зависимости от значения развития координационных возможностей рук человека.

3 стр., 1264 слов

Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших ...

... наиболее эффективные формы и приемы в процессе обучения младших школьников работе над ошибками? Объектом исследования является процесс обучения орфографии младших школьников. Предметомисследования являются ... общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания между людьми. Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зоркости. ...

Психофизиологическая конструкция перемещения трудна. Бернштейн Н.А. обозначил «координацию деликатных перемещений пальцев рук… как одолевание лишних степеней свободы передвигающегося органа другими словами, перевоплощение его в контролируемую систему. Либо «координация есть организация управляемости двигательного аппарата».

Темп перемещений находится в зависимости от личных необыкновенностей человека. Вероятность скоро организовывать рефлексы на время, а следственно, и делать равномерные перемещения в значимой степени находится в зависимости от уравновешенности нервных процессов. Умение же быстро перебегать от 1-го темпа к иному соединено с физической активностью нервных процессов. Люди сангвинического характера просто сменяют темп перемещения. Лица с инертностью процесса побуждения, с неуравновешенностью нервных процессов (холерики) с трудом переходят от скорого темпа к медлительному и с трудом исполняют (либо вообще никак не имеют все шансы исполнить) равномерные движения. Лица с инертным действием торможения затрудняются в переходе от медлительного темпа к наиболее скорому. Флегматики и меланхолики просто адаптируются к движениям в наиболее медлительном темпе. Наружные раздражители нередко вызывают у людей, в большей степени у холериков, убыстрение темпа движений вследствие растормаживания рефлекса на время. Если наружные раздражители предъявляются умеренно, то лица со слабенькой нервной системой приспосабливают собственные перемещения к темпу данных раздражителей.

Работы Павлова И.П., Сеченова И.М. и инновационные изучения высочайшей нервной деятельности разрешают проникать в закономерности формирования двигательных умений, в том числе и мелкой моторики, делая упор на учение о условнорефлекторных мимолетных взаимосвязях и воспитании динамического стандарта. Вся активность человека в процессе двигательного обучения находится в зависимости от высочайшей нервной деятельности и ориентируется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов (свежайших органов моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий), так и многофункциональным дозреванием и налаживанием работы координационных значений.

Анатомическое дозревание органов моторной системы кончае……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белая А.Е. Пальчиковые игры. — М.: “Астрель”, 2001

12 стр., 5553 слов

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики ...

... пальчиковой гимнастики 3. Рассмотреть методику использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики 1. Характеристика речи как основной психической функции человека. Особенности ее формирования у ... навыком письма. Цель исследования - исследовать влияние пальчиковой гимнастики на уровень развития мелкой моторики рук у младших дошкольников. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого- ...

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. Изд.: Сфера, 2009.

3. Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 с

4. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 2006 — 420 с.

5. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. — СПб. : Детство — Пресс, 2007. — 472 с.

6. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. — 2-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 160 с.

7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова — М. : Мозаика-Синтез, 2007. — 241 с.

8. Гомозова Ю. Б. Диагностика и коррекция художественной и декоративно-прикладной деятельности дошкольников // Пролеска. 2006. №7

9. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. Учебно- практическое пособие. — Изд.: «Гном», 2002. — 64с.

10. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: Идеи для развития мелкой моторики.- Изд.: Феникс,2008. — 220с.

11. Запорожец, А. В. Психология / А. В. Запорожец — М. : Сфера, 2001. — 228 с.

12. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. — М. : Айрис-пресс, 2005. — 412 с.

13. Любимова Ю. С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства : Автореферат диссертации. — Минск, 2006.

14. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. Серия: «Готовимся к школе». Издательский дом «Литера», 2007. — 32с.

15. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

16. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. — М.: “Астрель”, 2006.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Изд.: «Лань», Санкт-Петербург, 1998. — 40с.

17. Чадович Л. В. Разнотравье в руках ребенка: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. В. Чадович. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. — 72 с.

18. Шаяхметова Э.М. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. Рекомендации для воспитателей.

19. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) — Волгоград: Учитель, 2005.

20. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4 стр., 1659 слов

Развитие мелкой моторики у дошкольников

... развития мелкой моторики старших дошкольников с ДЦП». Цель исследования: изучение особенностей развития мелкой моторики старших дошкольников с ДЦП. Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Предмет исследования: развитие мелкой моторики ... Недоразвитие мелкой моторики влияет на развитие речи, на ... году жизни. Методическое пособие. - М.: ...

21. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. 2007. — 56с.