22 Функции и системы неверб коммуникации

Функции и системы невербальной коммуникации. Проблема кодирования единиц невербальной коммуникации (позиции Р. Бердвистла, П. Экмана, К. Леонгарда).

Факторы точности опознания невербальной информации.

План ответа

  1. Функции НК.
    1. Передача и получение информации.
    2. Изменение аттитюдов и побуждение к действию.
    3. Эмоциональное заражение.
    4. Усиление когнитивной активности.
    5. Саморегуляция.
    6. Самораскрытие.
    7. Самопрезенация.
    8. Выражение отношения.
  2. Системы НК.
  3. Система кодирования движений Р. Бердвистла.
  4. Система кодирования эмоций П. Экмана и К. Леонгарда.
  5. Механизмы определения единиц НК.
    1. Категоризация.
    2. Эмпатия.
  6. Факторы точности опознания НК.
    1. Характер невербального акта.
    2. Особенности эталона.
    3. Индивидуальные особенности реципиентов.
    4. Причины трудности понимания.

Ответ:

Необходимость изучения невербального поведения продиктована большим вниманием, уделяемым ему партнерами по коммуникации. В частности, когда М. Аргайл и его коллеги предложили студентам выразить дружелюбное, нейтральное и злобное отношение к другому человеку, сторонние наблюдатели при определении качества отношения в 12,5 раз чаще ориентировались на невербальное поведение, чем на речь студентов.

Характерно, что люди обращают внимание, в основном, на невербальное поведение партнера, а не собственное, стараясь контролировать при этом свое вербальное.

  1. Функции НК.
    1. Передача и получение информации.

Например, невербальная коммуникация является:

16 стр., 7934 слов

Структура невербальной коммуникации

... эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, ... обрабатывают разную информацию, но при этом функции каждого полушария не ограничиваются обработкой исключительно информации одного типа. Невербальная информация может ...

— эквивалентом вербального сообщения;

— показателем модальности сообщения. Люди делают большую паузу, готовясь сообщить плохую новость по сравнению с хорошей

— способом дачи обратной связи. Наблюдение за невербальным поведением собеседника позволяет человеку выбрать или вовремя сменить тему для обсуждения, определить степень понятности переданной информации. Например, одной из функций контакта глаз является проверка того, воспринято и понято ли переданное сообщение или какой-то его фрагмент, указание адресату, что говорящий закончил передачу тому некоей порции смысла;

— средством улучшения понимания и запоминания вербальной информации. В частности, люди лучше опознают фигуры, звуки и образцы чая, если их вербальное описание сопровождается невербальным. Особенное значение невербальные показатели приобретают в условиях когнитивной нагрузки: лучше запоминаются предложения, сказанные с соответствующей их содержанию интонацией, чем сказанные без интонации.

  1. Изменение аттитюдов и побуждение к действию.

Невербальная коммуникация увеличивает убедительность вербального сообщения.

Убедительность сообщения увеличивают:

— быстрый темп речи;

— громкий голос (75Дцбелл по сравнению с 70);

— меньшее расстояние до реципиента;

— более интенсивный контакт глазами

— прикосновение к реципиенту

  1. Эмоциональное заражение.

«Смех за кадром» делает комедию более смешной для зрителей.

  1. Усиление когнитивной активности.

Когнитивную активность людей усиливает демонстрация позы, связанной с плохим настроением: люди, напряженно давившие на стол во время решения задач, более тщательно анализировали поступающую информацию, чем те, кто сидел расслабленно.

12 стр., 5894 слов

Понимание эмоций другого человека

Понимание эмоций другого человека        Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми как в быту, так и в профессиях типа “человек—человек”. Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его ...

Несоответствие невербального поведения вербальному разрушает когнитивные процессы. В частности, люди хуже вспоминают позитивные прилагательные, которые они запоминали, стоя в позе подчиненности — на коленях, чем те, которые они запоминали стоя прямо.

  1. Саморегуляция коммуникатором.

Копирование телесных выражений позитивных (счастье) и негативных (злость, скука, страх) эмоций (позы и мимики) приводит к их возникновению у коммуникатора.

Подавление невербального выражения эмоции приводит к меньшей интенсивности самой эмоции. Это касается как позитивных (радость), так и негативных (страх) эмоций.

Подавление эмоции может осуществляться с помощью действий — замещений (перекладывания конспектов, курения и т. д.)

  1. Самораскрытие.

Невербальное поведение определяет:

  • характер эмоции коммуникатора. Например, для злобы характерны поднятые вверх плечи, вытянутые вперед руки, открывающие и закрывающие жесты, много жестов-иллюстраторов, высокая двигательная активность; для грусти — расслабленное тело, медленные движения; для отчаяния — плечи вперед, открывающие/ закрывающие движения руками, экспансивные движения и т. д.;
  • интенсивность эмоции коммуникатора.
  1. Самопрезенация.

Например, по данным американских исследований коммуникатор оценивается как:

  • более дружелюбный и естественный, когда он улыбается, кивает головой, поддерживает контакт глазами;
  • более активный / или суетливый, когда быстро говорит;
  • более целеустремленный, волевой, когда говорит глухим, низким голосом;
  • более компетентный, заслуживающий приема на работу, когда неотрывно смотрит на собеседника, активно жестикулирует, улыбается, говорит без запинок и с той же скоростью, что и слушатель, пахнет мужскими духами;
  • более сильный, агрессивный, доминантный, наделенный лидерскими качествами, когда долго смотрит на собеседника и громко говорил;
  • более искренний и достойный доверия, когда поддерживает контакт глазами, редко притрагивается к себе, активно жестикулирует;
  • более интеллигентный, образованный, когда имеет приятный тембр и интонации;
  • более симпатичный, когда поддерживает интенсивный контакт глазами, обладает большими зрачками и имеет привлекательную внешность;
  • более согласный со своим партнером, когда вербальное согласие сопровождается поворотом головы к нему и контактом глазами.
  1. Выражение отношения.

Невербальная коммуникация включает сведения о:

5 стр., 2074 слов

Эмоции Эмотивная сфера

Все с чем мы сталкиваемся вызывает у нас определенное отношение (симпатия, антипатия, интерес, безразличие). Любой предмет, процесс или явление отражаясь в психике приобретают опр. окраску и вызывают к ним определенное отношение. Это отношение выражается в определенных переживаниях (радость, горе, симпатия, страх и т.д.) Все эти переживания называются эмоциями. Эмоции пронизывают буквально все ...

— желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);

— характере или типе отношений (доминирование — зависимость, расположение — нерасположение);

— динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его или «выяснять отношения» и т. д.).

По мнению М. Аргайла, особенно наглядно в невербальной коммуникации проявляются враждебность, доминантность, стремление выделиться.

Доминирование тех или иных функций невербального поведения зависит от:

— возраста респондентов. Юноши используют невербальное поведение для определения эмоциональных состояний и качеств партнера, а дошкольники — для определения его статуса;

— профессионального статуса респондентов. Руководители, управляющие производственными коллективами, на основе интерпретации невербального поведения создают образ о другом человеке, группе лиц, ядром которого являются интеллектуально-волевые характеристики, качества личности, статусно-ролевые позиции, действия, формы взаимодействия субъекта. Руководители, ориентированные на общественно-политическую деятельность, создают образ о другом человеке, группе лиц, ядром которого являются качества личности, эмоционально-оценочные суждения, действия, формы взаимодействия. Они, интерпретируя невербальное поведение, значительно реже рассматривают его как знак эмоциональных состояний, отношений, чем как знак действий и взаимодействий личности и группы.

13 стр., 6386 слов

Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации средствами невербального общения

... совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин ... мир, как недружественный поступок. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера ...

  1. Системы НК.
  1. Кинесика (позы, жесты, походка, мимика).

Поза — это положение человеческого тела.

Позы можно классифицировать на основе следующих критериев:

— этапы общения (позы вступления и выхода из контакта);

— виды отношений и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности);

— психофизиологические состояния (напряженная — расслабленная, активная — пассивная);

— соответствие поз партнеров в общении (синхронные— несинхронные позы);

— направленность позы (от лицом к лицу до спина к спине);

— соответствие позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная).

Походка — элемент кинесической подструктуры, связанный с позой. Элементами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность.

Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук; по признаку центробежности или центростремительности; по критерию однозначности и многозначности и т. д.

Мимика — движения лицевых мускулов и характеристики кожи.

П. Экман и У. Фризен, изучая сокращения лицевых мышц, пришли к выводу, что существует три типа мимических сигналов:

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

Эмоции. Регуляторная функция эмоций. Э - реакции организма на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. — один из механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе - реализуются в поведенческих реакциях. - возникают на этапе ...

— стабильные (цвет кожи, форма и конструкция лица);

— относительно стабильные (внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица — признаки, претерпевающие изменения в течение жизни человека);

— нестабильные — кратковременные изменения движений мышц лица.

  1. Гаптика (тактильная коммуникация).
  2. Пара (параметры голоса) и экстра (неречевые вкрапления в речь) лингвистика

Параметры голоса: высота, громкость, скорость, ритмичность, тембр, мелодика, звучность, напряженность.

Неречевые вкрапления в речь: стон, смех, плач, вздох, пауза.

  1. Окулесика (визуальное поведение людей во время общения).

    Параметрами взгляда являются: его направление и объект, движение и величина глаз, длительность визуального контакта, размер зрачков.

  2. Ольфакция (язык запахов).
  3. Гастика (язык пищи и напитков).
  4. Проксемика (дистанция, территориальность, ориентация и угол общения, временная организация ситуации).

Дистанция. Типы дистанции (Е.Холл):

— интимное расстояние (радиус от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей;

— персональное (расстояние от 45 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми;

— социальное (расстояние от 120 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;

— публичное (расстояние от 400 до 750 см) используется при выступлении перед различными аудиториями.

Персональное пространство - это пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек. Персональное пространство не является кругообразным, оно, больше напоминает «0"-образную форму.

Пространство группы. Вокруг общающихся людей образуются своеобразные «границы». При расстоянии 100—125 см между людьми они уже не воспринимаются как единая группа.

Территориальность. Типы территорий могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействий. Пример психологического значения территорий — наполнение культурными смыслами различных частей дома (престижные и непрестижные части дома, их использование в различных ритуалах и обрядах).

Организация пространства. Организация пространства, например, расстановка мебели, может делать общение

Ориентация и угол общения — расположение партнеров по отношению друг к другу определяет:

интенсивность общения. Люди более интенсивно взаимодействуют с теми, кто сидит напротив них, чем с сидящими сбоку от них;

характер общения. Место, занимаемое партнерами за столом, определяется характером общения. Если оно «соперничающее», то люди садятся напротив, если «кооперативное» — на одной стороне стола. Обычная беседа, а особенно случайная, дают позицию «наискосок» — через угол стола. Для беседы, связанной с действием, характерно положение на противоположных сторонах, но не напротив, а слегка по диагонали.

Временные характеристики общения. Например, подчиненный, который дольше обычного пробыл на приеме у руководителя, вызывает интерес у окружающих, они пытаются установить на основе этого факта форму и содержание общения.

Разные системы невербальной коммуникации взаимосвязаны друг с другом, представляют собой единую систему. Изменение параметров одной системы сопровождается изменением параметров другой (пример со скученностью в метро).

Этот принцип получил название «принципа равновесия».

  1. Система кодирования движений Р. Бердвистла.

Р.Бердвистл разбил тело на 8 зон, связав с каждой из них определенные «кины». «Кин» — мельчайшая единица движения, буква движения тела, считывая которую, мы в итоге можем интерпретировать передаваемые через жесты и другие движения тела сообщения.

«Кины» объединяются в «кинемы». «Кинема» — устойчивая последовательность кинов. Невербальная коммуникация складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений и фраз.

Кроме того, Бердвистл предложил систему записи кинем с помощью условных знаков — «кинеграфов».

В ходе работы над каталогом кинов и кинем Бердвистл вместе со своими коллегами и учениками описал отдельные жесты в разных культурах и у разных народов. В частности, он обнаружил, что в его родной американской культуре люди регулярно используют в общении обычно порядка 50—60 кинем, из которых больше половины соотносятся с головой, главным образом с областью лица, среди них:

— 3 вида кивков («однократный кивок», «двукратный» и «трехкратный»);

— 3 вида поворотов головы в сторону («одно- и двукратный поворот головы»; «вскидывание головы вверх»; «наклон головы вперед»);

— 3 вида связок или движений всей головой («голова поднята и некоторое время находится в таком положении», «голова опущена и находится в таком положении какое-то время»; «голова принимает какое-то иное положение»);

— 5 кинем бровей;

— 4 носовых кинемы («сморщенный нос», «сжимать ноздри», «выдохнуть или высморкаться, сжимая одну ноздрю» (жест презрения); «выдохнуть или высморкаться через две ноздри»);

— 7 кинем рта («сжатые губы», «выпяченные губы», «втянутые губы», «одна губа накрывает верхнюю часть другой», «надутые губы», «чуть приоткрытый рот» и «широко открытый рот»);

— 1 кинема для языка («высунуть язык»);

— 2 кинемы для подбородка («выдвинутый вперед подбородок» и «движение подбородка в сторону»);

-2 кинемы для щек («надуть щеки» и «втянуть щеки»).

  1. Система кодирования эмоций П. Экмана и К. Леонгарда.

П.Экман разделил лицо на три зоны: лоб-брови-глаза; нос-щеки и рот-подбородок. Он прослеживал изменения, сопровождающие каждую из семи основных эмоций: радость / счастье; удивление / изумление; страх; отвращение / презрение; печаль; гнев / ярость; интерес / любопытство. Все остальные эмоции П. Экман относит к дополнительным, или вторичным: вторичные эмоции не столь ярко выражены и являются модификацией или некоей комбинацией основных.

Теоретически существует четыре способа получения, или синтеза, дополнительных эмоций:

— полное наложение двух и более основных эмоций (возможно, очень быстрое по времени и непрерывное, так что оно наблюдателю представляется пятном);

— распределение эмоций: одна область лица выражает одну эмоцию, другая — другую;

— частичное смешение эмоций за счет особых действий лицевых мышц;

— последовательное, почти одновременное действие друг за другом нескольких основных эмоций.

Результатом проделанной работы было создание фотоэталонов естественных мимических выражений основных эмоций и «метода кодирования выражений» FAST:

— удивление: брови округлены и высоко подняты; кожа под бровями натянута; горизонтальные морщины на лбу; веки раскрыты; рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.

— страх: брови приподняты и сдвинуты; в центре лба появляются морщины; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято; рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.

— отвращение: верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слегка выпячена; нос наморщен; щеки подняты; нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины; брови опущены, как и верхние веки.

— радость: уголки губ оттянуты в стороны и приподняты; рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами; от носа к внешнему краю губы тянутся морщины (носо-губные складки); щеки подняты; верхние веки спокойны, под нижними образуются морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены; у наружного края уголков глаз появляются морщинки — «гусиные лапки».

— горе: внутренние уголки бровей подняты вверх; кожа между бровями треугольной формы; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.

— гнев: брови опущены и сведены; между бровями вертикальные складки; нижние веки напряжены и приподняты, нижние веки также напряжены; глаза неподвижные, могут казаться выпученными; губы находятся в одном из двух положение: крепко сжаты, утолки губ прямые или опущенные; губы раскрыты и напряжены, как при крике; ноздри могут быть расширены.

Система кодирования эмоций К. Леонхарда

К. Леонхард, используя принцип деления лица на определенные зоны, дифференцировал состояния на основе ведущего элемента лицевой экспрессии, который является его индикатором:

— мины «области лба»: напряжение, страх, внимание;

— мины «области подбородка и носа»: стремление, отвращение, порицание;

— мины «области рта»: удивление, отвращение, упрямство, волевое напряжение, сомнение, обдумывание, терпение, страх, радость;

— мины «области глаз»: легкое внимание, удовлетворение, симпатия, антипатия, размышление, оценивание, вопрошание;

— мины «области щек»: страдание, скорбь;

— «неспецифические мины»: мины смеха, мины слез, смущение;

— мины «интегральные»: пренебрежение, презрение, восхищение, сострадание, одобрение, нерешительность, счастье.

  1. Механизмы определения единиц НК.
    1. Категоризация.

Опознание состояния человека по невербальным признакам происходит путем сличения признаков, присущих коммуникатору, с перцептивным эталоном, сформированным реципиентом.

Выделяют два вида опознания: обобщенное и дифференцированное. Обобщенное опознание — это отнесение предмета к определенному классу явлений (отрицательному — положительному, приятному — неприятному, активному — пассивному состоянию).

Если при опознании того же состояния реципиент указывает на его модальность (страх, гнев, радость) — опознание более дифференцированное.

Основные признаки эталона:

— Эталон включает в себя от 11 до 19 элементов.

— Тем не менее, при опознании эмоционального состояния люди ориентируются на ограниченное число невербальных единиц. Для радости такими единицами являются улыбка, реже сияющие глаза, смешливость, общее оживление; для удивления — широко открытые глаза, поднятые брови, реже приоткрытый рот и вопросительный взгляд; для презрения — кривая улыбка, холодный взгляд, опущенные уголки рта и т. д.

— В эталоны чаще всего включаются те признаки, которые относятся к мимике.

— Эталоны экспрессии маловариантны.

По характеру категоризации люди делятся на «аналитиков» (тех, кто руководствуется при категоризации эталонами в целом) и «синтетиков» (тех, кто производит пошаговое сравнение каждой особенности лица коммуникатора и эталона).

  1. Эмпатия.

Определение эмоционального состояния коммуникатора происходит посредством имитации его невербального поведения.

  1. Факторы точности опознания НК.
    1. Характер невербального акта.

— лучше распознаются основные эмоции;

— лучше распознаются интенсивные эмоциональные состояния;

— гнев и страх распознаются быстрее, чем позитивные эмоциональные состояния, например, счастье.

  1. Особенности эталона.

— наиболее эффективны те эталоны, в которых наряду с динамическими характеристиками мимики (подняты брови, опущены утолки губ) даны интегральные характеристики взгляда и всего лица (печальный взгляд, сияющие глаза, искаженное лицо, застывшее лицо);

— наиболее эффективны эталоны, ядро которых составляют мимические признаки и некоторые характеристики жестов.

  1. Индивидуальные особенности реципиентов.

Характеристики

Лучше распознают экспрессию

Хуже распознают экспрессию

Пол

Женщины более точно распознают эмоции, особенно негативные (боль, тревогу, страдание, страх) и по мимическим выражениям лица

Мужчины, более точно опознают решительность

Возраст

Возрастает с 8 до 25 лет;

16−17 резкое улучшение качества опознания

Больший возраст приводит к трудностям опознания эмоционального состояния по выражению лица;

25−30 лет- временное ухудшение качества опознания

Этническая принадлежность

Русские лучше, чем жители США, Японии и ряда других стран, опознают страх, грусть, удивление, отвращение, но хуже — счастье, гнев, радость

Профессия

актеры

учителя, врачи, студенты

Когнитивные навыки

умение экстериоризировать графическим и вербальным способами эталоны экспрессии;

когнитивная сложность

умение экстериоризировать вербальным способом эталоны экспрессии;

когнитивная простота

Интеллект

невербальный интеллект; художественный тип

вербальный интеллект;

мыслительный тип

Личностные качества

сензитивные;

тревожные, эмоционально- неустойчивые;

с высокой саморегуляцией экспрессии

малосензетивные, эгоцентричные;

эмоционально-устойчивые;

с низкой саморегуляцией экспрессии

Отношение к другим

экстерналы;

дружелюбные, доверчивые;

стремящиеся к эмоциональной близости с другими

интерналы;

враждебные, подозрительные;

не стремящиеся к эмоциональной близости с другими

Социальный статус в группе

лидеры, популярные члены

непопулярные, отвергаемые члены

Настроение

настроение коммуникатора соответствует настроению реципиента

настроение коммуникатора не соответствует настроению реципиента

Культура

В обществах с небольшой культурной дистанцией, более выраженным индивидуализмом

В обществах с большой культурной дистанцией, менее выраженным индивидуализмом

  1. Причины трудности понимания.
  1. Межгрупповые (половые, этнические) различия в невербальном поведении

Половые различия. Существуют различия в невербальном поведении мужчин и женщин, например (для Северной Америки и Западной Европы):

— женщины более интенсивно контактируют глазами во время вербального общения, чем мужчины;

— в однополых женских парах расстояние между участниками коммуникации меньше, чем в разнополых, а в разнополых парах расстояние меньше, чем в однополых мужских;

— с возрастом межличностная дистанция в женских парах возрастает, а в мужских уменьшается;

— женщины в ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают расслабленную позу. Мужчины в этой же ситуации принимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованны;

— женщины чаще, чем мужчины, используют поворот туловища в сторону для выражения антипатии;

— мужчины говорят больше женщин и чаще прерывают собеседников, чем женщины.

Этнические различия:

Существуют межкультурные различия в действиях каждой системы невербальной коммуникации. Среди них:

Жесты. Культуры различаются по допустимости использования жестов адапторов и иллюстраторов, а также значению жестов — символов (пример с жестом о`кей в США, Японии, Франции, Бразилии; глубоким поклоном и взглядом в глаза в США и Японии).

Мимика. Культура определяет в основном допустимую интенсивность проявления эмоций:

- интенсификация эмоций (пример с жителями Средиземноморья при проявлении печали);

- деинтенсификация эмоций (пример с японцами / американцами в кинотеатре).

Например, жители США, чьи предки жили в Скандинавии, выражают эмоции менее ярко, чем американские потомки ирландцев, и это различие сохраняется на протяжении нескольких поколений ;

22 Функции и системы неверб коммуникации — Стр 2

- контекстный запрет на выражение определенной эмоции. По мнению поляков и венгров, «среди своих» уместны позитивные эмоции, а негативные демонстрировать не следует. «Показ» негативных эмоций более уместен «среди чужих». Американские и канадские испытуемые считают более приемлемыми проявления гнева, отвращения или страха перед родственниками или друзьями, а не перед посторонними. Кроме того, канадцы считают, что демонстрация сильных эмоций менее допустима перед чужими людьми, чем слабых;

— маскировка одной эмоции другой (пример с японцами — улыбка при печали).

Визуальный контакт. Культура определяет его интенсивность (различия между Россией и Японией), а также его значение (мигание двумя глазами для американцев и для представителей стран Восточной Азии).

Расположение в пространстве (ближе от центра — дальше от центра как показатель социального статуса на Северном Кавказе).

Дистанция (различия между Скандинавскими и азиатскими странами).

(б) Зависимость невербального поведения от ситуации общения

Значение невербальной интеракции, ее отдельных составляющих может быть понято только в соответствии с различными переменными контекста или ситуации общения. В качестве главных переменных, оказывающих влияние на формирование в общении паттерна невербальной интеракции, выступают:

— отношения между участниками: незнакомые партнеры по общению находятся на большем расстоянии друг от друга, чем знакомые;

— их роли и статусы. Так, западно-европейские респонденты, исполняющие роль коммуникатора, чаще первыми прерывают невербальный контакт, чем те, кто играет роль реципиента;

— цели, ради которых они общаются;

— вид общения (формальное / неформальное);

— подготовленность коммуникации. Коммуникатор делает больше жестов, связанных со смыслом сообщения, если произносит его спонтанно, без подготовки и т. д.;

— тема общения: между партнерами, хвалящими друг друга или общающимися на личные темы устанавливается меньшее расстояние.

(в) Межличностные различия в невербальном поведении

Характеристики

Характер различий

Пол

Женщины лучше осуществляют невербальную коммуникацию; более интенсивно выражают позитивное отношение, чаще прикасаются к собеседнику и реже принимают расслабленные позы, чем мужчины.

Внешний вид

Существуют особенности внешнего вида, облегчающие выражение определенных эмоций (кустистые брови — угрозы и т. д.);

Высокие и тучные люди общаются с большего расстояния, чем низкие и худые.

Возраст

Люди одного возраста располагаются ближе друг к другу, чем разновозрастные партнеры по общению;

Дистанция общения возрастает до раннего подросткового возраста.

Тревожность

Тревожные люди больше двигают руками, у них короче и быстрей взгляд, улыбка появляется реже, чем у спокойных и уверенных людей; они находятся на большем расстоянии друг от друга; хуже открыто выражают негативные чувства.

Депрессия

Человек, находящийся в состоянии депрессии, низко опускает голову, избегает контакта глаз

Экстраверсия- интроверсия

Экстраверты склонны более пристально смотреть на партнера, чаще смеются, располагаются на меньшей дистанции от партнера, чем интроверты

Потребность в общении

Люди с этой потребностью располагаются на меньшем расстоянии друг от друга

Потребность в аффиляции

Люди с этой потребностью располагаются на меньшем расстоянии от партнера по общению, чаще смотрят на собеседника

Потребность в контроле

Люди с этой потребностью чаще смотрят на собеседника

Мускулинность-феминность

Люди с высокой степенью мускулинности чаще прерывают собеседников, чем люди с низкой степенью

Локус контоля

Интерналы говорят более часто, чем экстерналы

Потребность в эмоциональном контакте для вступления в сексуальные отношения

Мужчины, не нуждающиеся в близком эмоциональном контакте для поддержания отношений с партнером противоположного пола и вступления с ним с сексуальные отношения, чаще улыбаются или смеются при разговоре с ней, реже опускают глаза и чаще бросают игривые взгляды, чем мужчины, нуждающиеся в таком контакте .

Авторитарность

Авторитарные люди располагаются на большем расстоянии от партнера по общению

Аутизм

Аутичные дети реже смотрят на партнера по общению

Полезависимость

Люди со слабой полезависимостью более точно выражают негативные эмоции, а люди с сильной — позитивные.

Стремление убедить собеседника

Для коммуникатора, стремящегося убедить собеседника, характерна громкая и плавная речь, высокая мимическая активность, интенсивная жестикуляция и визуальный контакт