Общее понятие о гендерной педагогике как учебном предмете
Гендер (gender-род) – социальная характеристика пола человека.
Гендерная педагогика изучает особенности развития, воспитания, обучения детей разного пола.
2 тенденции:
- гендерная педагогика связывается с половым воспитание (акцент на полоролевых особенностях обучающихся)
- гендерная педагогика – отрасль знаний, направленная на формирование андрогинно личности, на всестороннее обучение ребенка без акцента на пол
Гендерная педагогика – совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь учащимся чувствовать себя в учебном заведении комфортно и справиться с проблемой социализации, важной составной частью которой является самоидентификация человека как женщины или мужчины.
Гендерная педагогика как учебная дисциплина
Цель:
- преодоление наиболее жестких гендерных стереотипов, существующих в контексте образовательного процесса образовательной среды;
- воспитание граждан в духе равноправного партнерства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.
Предмет: Обучение и воспитание детей разного пола.
Задачи гендерной педагогики:
- разработка теоретических основ, концепций гендерного образования;
- разработка программ и технологий воспитания и обучения с учетом гендерных различий детей.
Гендерный подход в педагогике предполагает применение в процессе воспитания и обучения знаний о гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях:
- создание условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых (гендерных ролей);
- применение гендерно-ориентированных технологий обучения и воспитания.
В рамках ГП осуществляется анализ процессов современной системы образования: его феминизация (большинство женщин педагогов); совершенствование его содержания на основе анализа учебных программ и учебников с точки зрения гендерного равенства; стиль преподавания и взаимодействия педагогов с обучающимися, обнаруживающий гендерные стереотипы.
1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики ...
... Олигофренопедагогика является частью общей педагогики и как таковая руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами. Основные педагогические понятия ~- воспитание, обучение, образование, развитие человека, ...
Гендерная компетентность и ее компоненты
Гендерная компетентность педагога –
- информированность в сфере гендерных исследований и гендерного образования;
- владение различными аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность.
Гендерная компетентность:
- содержательный компонент:
- знания о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса и других аспектов гендерной педагогики;
- представление о предназначении мужчины и женщины в обществе, их статуса, функций и взаимоотношений;
- понимание особенностей гендерной социализации и личностного развития мужчин и женщин;
- знания о закономерностях возникновения гендерных стереотипов и формирования гендерных ролей.
- рефлексивный:
- личностное отношение к различным гендерным проблемам;
- наличие индивидуальной позиции;
- способность критического анализа своей деятельности как представителя определенного гендера.
- организационно-деятельностный — умения:
- влиять на процесс гендерной социализации обучающихся в УО в соответствии с гендерной политикой государства;
- создавать условия для нормальной гендерной социализации;
- планировать и организовывать гендерное воспитание в УО на основе идей гендерного равенства;
- осуществлять консультирование педагогов и родителей по вопросам гендерного воспитания.
Гендерная чувствительность — способность воспринимать гендерные влияния, регулировать гендерные отношения, реагировать на проявления дискриминации по признаку пола.
Основные понятия гендерной педагогики. Пол и гендер.
Пол:
- дается человеку от рождения;
- многоуровневое понятие, включающее как биологическое, так и социальные характеристики;
- комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков, определяющих человека как мужчину и женщину.
Гендер (А.А. Чекалина) – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.
Гендер как социальный пол человека:
- отражает социально обусловленную природу мужественности и женственности
- рассматривается как статус индивида в структуре социальо-полоролевого взаимодействия
- формируется в процессе социализации и воспитания личности
Структура гендера:
Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного ...
... некоторые внешние раздражители становятся сигналами благополучия/неблагополучия 4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели 5. ... информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков. Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то ...
- когнитивный компонент – гендерное самосознание человека
- поведенческий – особенности поведения
- эмоциональный – гендерная идентичность
Гендерная идентичность:
- сформировавшееся отождествление себя с определенным полом (гендером);
- отношение к себе как к представителю определенного гендера;
- освоение соответствующих форм поведения;
- формирование соответствующих гендеру личностных характеристик.
- От античности до к 19 в. – период развития гендерных представлений в рамках философии
- К 19 в – 1930 г. – период форм. общенаучных и психологических основ пед. теории гендерного подхода
- 1950 – период развития теории гендерного похдода на основе исследования
Античный период гендерных исследований.
Платон: ввёл понятие андрогинов (бесполые) и высказал мысль о дополнительности полов, подошёл к идее о равноправии полов.
Отношение к женщине – двойственное:
Негативное как к низшему существу
позже Позитивное – может участвовать в делах наравне с мужчиной
Воспитание детей – обязанность родителей
Аристотель:
— Мужчина и женщина – не равные существа
— Женщина даёт ребёнку тело, мужчина душу
— Душа лучше и божественнее тела
Мужчина – норма, женщина – отклонение
Мужчина властвует, женщина подчиняется
Эпоха возрождения
Томас Мор
Равенство способностей к разным занятием и обучению, равенсво лидерских возможностей
Томмазо Кампанелла
Образование мужчин и женщин не должно различаться
Идея равенства полов
Подобие в одежде – подобие характеристик личности и поведения
Гендерные роли жёстко регламентировны
Жан-жак Руссо, французский мыслитель 18 век
— проанализировал подобия и различия полов: сходны органы, потребности и способности.
Как общественные существа – не равны
Обозначил различные нормы поведения мужчин и женщин
Добродетели для мужчин – откровенность, прямота добросовестность, самост. суждений, правдивость.
Гендерная психология
... переживания и выражениясобственных эмоций, то по данным исследований мужчины и женщины обладают равнойэмоциональностью, но выражают свои эмоции с ... психологии гендер – это социально биологическаяхарактеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и«женщина». Социальные психологи считают, что две основныепричины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ...
Добродетели для женщины – стыдливость, хитрость, кокетливость, притворство, учёт мнений других.
Иммануил Кант (18-19 в.)
Мужчинам свойственно активное гражданство (независимоть суждений, принятие полит. решений)
Женщина – пассивный объект управления, её деят. связана с рождением детей и ролью облагораживания общества.
Артур Шопенгауэр, немецкий философ (19 в)
Различие психических процессов:
Для мужчин характерны абстрактность, это нормы
Для женщин – конкретность, это отклонение
Начало 20 века
Развивается теория феминизма
Движение за освобождение женщин стимулирует развитие идей гендерного равенства
Междисциплинарные исследования пола: биологические, антропологические, психологические, социологические, педагогические.
Психология гендера
Учение З. Фрейда
— основные направления психоанализа – фаллоцентрическое (муж начало) и геноцентрические (жен начало)
Феминные черты (женские): пассивность, зависимость, склонность к подчинению.
Мускулинные черты( мужские): активность, стремление к власти.
Россия, н 20 в.
Соловьём, Булгаков С Н, Бердяев, Розанов
— принцип дефференциации и поляризации полов
— противопоставляющие психологичесике качествамужчин и женщин
— феминное начало не является самостоятельным, оно дополнительное к мускулинному.
Советский период: первые годы
— декларировано равенство мужчин и женщин
— отрицание различий между полами – психология, социология, педагогика становится бесполыми
— исследования в сфере психофизиологии: Бехтерев, Павлов, Мечников
Изучалась психология личности, а не муж и жен.
1935 год – Блонский: влияние на сексуальность ребёнка оказывает среда, способная преждевременное его эротизировать. Был запрет на книги, фильмы с эротическим содержанием.
Предложил меры, оздоравливающие среду м и д
Рассматривал необходимость полового воспитания в семье.
1950-1980 г – активные исследования за рубежом
1960 – понятие «гендер» введён (Столлером) в научный оборот психологами и социологами
Обозначает социальный пол.
Психологические исследования в странах Запада
Сандра Бэм (1974)
Идея о существовании трёх типов людей с различной гендерной идентичностью:
— с преобладанием феминных х-к
Гендерное воспитание как социально-значимое условие социализации молодежи
... воспитании не воспроизводит принципы гендерной социализации, которая предполагает формирование гендерной идентичности с эгалитарными ценностными ориентациями. 2. Образовательный аспект: социальная адаптация личности ... и создание условий для реализации возможностей обучающихся разного пола. Методологическую основу гендерной педагогики составляют принципы феминистской педагогики, которая прославляет ...
— с преобладанием мускулинных характеристик
— андрогинных – баланс и м и ж х-к
Нэнси Ходоров (США)
— Мать призвана подготовить м и д к их гендерным ролям в обществе и экономике
— девочку готовят к миру материнства и семьи, м ориентируют на внешний мир
Мальчик становится мужчиной и женщину
Вывод: призвать отцов к воспитанию детей
Советская наука
Ананьев, Кон, Каган, Коломинский исследовали психологию пола.
С 1990 г период бурного развития гендерной психологии
— психология пол. И гендерных различий
— психология Ж и М
— психология гендерных отношений
— гендерная социализация
Внедрение результатов в практику обучения и воспитания. Появляется гендерная педагогика.
Этапы:
- (феодальное общество) – поляризация М и Ж социальных ролей:
Ж – воспит готовности к материнству, супружеству, дом обучение и воспит.
М – воспит готовности к соц. деят., доминированию в семье
- Поиски путей гармонизации полоролевых отношений
Путём формирования М и Ж ролей в обществе
Джон Локк – воспитание джентельмена
1764 открыт институт благородных девиц В России
Белинский, Чернышевсвкий, Герцен
- 18 -19 в
Дуализм в положении женщин в обществе:
— усиление эксплуатации Ж труда
— воспевание прекрасной дамы
Ушинский: в процессе обучения необходимо учитывать пол ребёнка
— усиление борьмы за права женщин в Европеи Америке
— деят К Цеткен и Р Люксембург
- – в России после революции введено совместное обучение, равные права М и Ж
Макаренко, Сухомлинский: учёт особенностей разного пола
Начало 21 в
— нарушение привычного гендерного порядка, взаимопроникновение гендерных ролей
— сексуализация детей
— гендерная революция
— развитие гендерных исследований
5. – возникновение гендерной педагогики и форм её задач:
— разработка теор основ гендерной п-ки, концепций генд образования детей с учётом генд различий
— создание условий для генд с-ции, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту
Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте
... ее воспитания и обучения. Поэтому необходимо обучать школьников основам гендерной культуры, базовому компоненту культуры личности. Он предполагает наличие представлений о роли и жизненном предназначении ... ориентированности в учебном процессе, достижению взаимопонимания и сотрудничества между представителями обоих полов. Переосмысление роли мужчин и женщин в различных сферах общественной деятельности ...
— подготовка к выполнению гендерных ролей
В социально-гуманит науках с 1990 гг. формируется гендерный подход.
Гендерный подход – подход, согласно которому все аспекты социальности и культуры имеют гендерные измерения.
Предпосылки возникновения гендерного подхода:
- Эгалитаризм – равноправие в политике
- Необходимость переосмысления места и роли женщины в разных сферах общественной жизни.
- Ломка традиционной системы стратификации (каждый уже не занимал определённое место)
- Ослабление поляризация женской и мужской соц. роли
- Традиционное гендерное разделение труда потеряло нормативность
- Изменяются культурные стереотипы мужественности и женственности – становятся менее жёсткими и полярными, гендерные х-ки брачносемейных отношений, брачно семейный статус М и Ж.
- Соц. ситуация развития ребёнка переоринтировалась с фиксированной гендерной модели на смешанную модель – унисекс (скрытие пол различий в одежде, формах поведения, речи), инверсионная (перевёрнутая, мускулиная модель х-на для девочек и наоборот).
Цель гендерного подхода в образовании: изменение традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, а также осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей д и м в процессе пед. взаимодействия.
Задачи:
- Выявить пед. аспекты процесса гендерной с-ции д и м как субъектов школьного воспитания.
- Проанализировать роль школы как соц. института в гендерной с-ции подрастающего поколения
- Обосновать закономерности и методики пед. влияния педагога на гендерную с-цию личности обучающихся
Гендерный подход в воспитании:
Цель: создание условий для воспитания подрастающего поколения, в которых «развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулиных, феминных и андрогенных черт» — Мудрик
Сущность: индивидуальный подход к форм. подрастающего поколения и проявлению у ребёнка гендерной идентичности. Гендерная идентичность не единообразна, одинаковой для всех мужчин и женщин в рамках своего пола, признаётся множественность, индивидуальность гендерных различий.
Соц политика РБ:
- Создание гендерной модели симметричного и равновесного включения М и Ж во все сферы общественной жизни.
- Всесторонний учёт интересов обоих социально-половых групп общества.
- Гендерное воспитание подрастающего поколение
- Генд. образование педагогов и родителей
Соц ситуация РБ:
- Изменение содержания муж и жен ролей
- Изменение гендерных стереотипов
- Изменение семейных и профессиональных ролей
- Декларируется правовое и политическое равенство полов, но существует мужская модель мира – х-ся мужчины во главе всех государственных институтов.
- Повышение роли женщины в обществе
- Присутствие инверсионной модели
- Кризис семьи во взаимоотношений между М и Ж
Основные составляющие воспитания в Концепции непрерывного воспитания:
Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи ...
... полами. Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения. Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те гендерные ... женского и мужского пола, это различия в когнитивной, эмоциональной, мотивационной, поведенческой и других сферах личности. В разделе гендерной социализации преимущественно ...
- Гендерное воспитание – направлено на форм у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении М и Ж в современном обществе.
- В главе «Воспит семейно быт» — гендерное воспитание состоит в целенаправленном создании условий способствующих идентификации личности как представителя определённого пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соц. опыта, формирование гендерной культуры личности.
- Содержание воспитательной работы по формированию генд к-ры личности заключается в создании у обучающихся представлений о формировании понимания, принятия и готовности к исполнению своей генд роли, ценностного отношения к своей половой пренадлежности, браку, материнству отцовству не дискриминационного отношению представителей обоих полов, стремлению к достижению взаимопонимания во взаимоотношниях.
- 79 пункт условия воспит генд к-ры личности
— интеграция усилий семьи, педагогов и др заинтересованных в формированию
— повышение гендерной культуры педагогов и родителей, создание возможностей для наблюдения гендерных ролей в повседневной жизни обучающимися из неполных семей сиротами.
- 80 пунк 7 главы
Учёт возрастных особенностей в процессе форм личности.
Создаётся гендерно типичная воспитательная среда посредством – выбор одежды, игрушек, литературы.
Воспитание на первой ступени общего среднего образования.
Осознание базовых признаков и соц норм мужественности и женственности.
Представление ролевых моделей своего пола. Поощрение стремление детей быть лучшим мальчиком или девочек.
Воспитание на второй ступени общего среднего образования
Организация интенсивного гендерного познания. Освоение и реализации гендерных ролей.
Воспитание на 3 ступени общего среднего образования
Выстраивание собственного гендерного профиля личности. Критическое отношение к генд стереотипа и проявлениям дискриминации по пол признакам. Поощрение стремления к взаимопониманию представителей обоих полов.
Далее
Формирование ценностного отношения к любви, браку, рождению детей.
Гендерная идентификация в целом окончена.
Предпоссылки для активного изучения гендера:
— массовые феминистские движения
— «сексуальная революция» 1960 гг.
— борьба женщин за свои права 1980-90 гг
Способствовало гендерным исследованиям с 1960 гг.
Междисциплинарные изыскания, связанные с изучением гендерных отношений, различий и сходства разного пола, гендерной истории и др.
Задачи генд исследований:
- Развитие знаний о маскулиности и феминности
- Форм у чел генд идентичности, её влияние на самореализацию личности
- Переход от исследования Ж и М к исследованию пола и сексуальности как соц. категорий.
Развивается гендерология (к. 20 в.) — междисциплинарная сфера исследования о чел. как представителе М или Ж пола.
Спецкурс — Гендерная психология для студентов 5 курса психологического ...
... пол. Гендерные отношения представляют собой определенную структуру, пронизывающую все сферы социального бытия, которая производит и воспроизводит гендерное неравенство. Именно эта структура — тот невидимый гендерный барьер, который должна преодолеть личность ...
Включает:
- Гендерная лингвистика – исследует влияние пола на коммуникацию, способы проявления гендера как социокульт. конструктора в речи индивида и языке в целом.
- Гендерная социология – проводит анализ соц. стратификации общества по признаку пола на микро-, мезо-, макроуровнях.
Объект – ист. Сложившееся неравноправные взаимоотношения М и Ж
Предмет – гендерное неравенство
- Гендерная психология – изучает психологию гендерных различий и х-ки гендерной идентичности личности.
Предмет – особенности психики
- Гендерная педагогика – наука о гендерном воспитании.
— половое воспитание – выработка качеств личности, определяющих отношения с представителями противоположного пола.
— полоролевое (гендерное) воспитание – полноценное развитие личности М и Ж, формирование половых ролей, воспитание чел в соответствии с гендерной ролью.
Источники развития гендерной п-ки: гендерная психология, социология гендера, народная п-ка, пед. практика.
Исследования за рубежом:
Швеция, Гертруд Острем «Элементарное пособие по использованию комплексного гендерного анализа»
Вопрос 2
Гендерный анализ – процесс сбора достоверной комплексной информации дифференцированной по полу и др. параметрам для учёта гендерных различий, имеющих место в сфере исследуемого вопроса.
Отличается тем, что в его основе лежат понятия гендерные роли, генд отношения, генд равенства, генд стратегия.
Гендерное равенство – условие при которых М и Ж имеют равные права и возможности для реализации своих прав и потенциала в полной мере; люди обоего пола принимают равное участие в делах общества, имеют равные возможности во всех сферах жизни.
Гендерное неравенство – существующие соц., эконом., культ., полит. системы не обеспечивают равенство полов; неравноправие женщин носит системный х-р.
Общенаучные принципы гендерного анализа
- Гендер – общенаучная категория, принципы генд подхода применимы к любой из частнонаучной дисциплин, но должны реализовываться с учётом специфики её методов исслед.
- Предполагает сбор информации относительно обоих полов.
- Для проведения генд. Анализа необходимо использовать количественные и качественные методы исследования
- Приминение гендерно чувствительных индикаторов (немногочисленных, валидных, конкретных)
Гендерные различия в образовании – это различия:
- В условиях, определяющих доступ к образованию и уровень достигаемого образования
- В уровне достижений в процессе образования
- В отношениях с педагогами
- В предложении предметов и программ, профилей обучения
- В сущности гендерных проблем в процессе образования
Направления гендерного анализа образования:
Анализ образовательной политики – гос образовательная политика, гос документы и учебные программы
Анализ образовательной практики – обучение и воспитание в УО, отношения – взаимодействие педагогов и обучающихся.
3 вопрос
Гендерные проблемы образования:
- Макроуровень – отступление от традиционных патриархальных моделей устройства общества и системы образования.
- Мезоуровень – развитие компетентности педагогов в пед. деят., в пед общении
- Микроуровень – развитие гендерного самосознания детей, поощрение видов деят., соответствующих генд интересам, стимулирование к самосовершенствованию
А также: переориентация воспит. на генд. Проблемы детей, ценностно-смысловое генд.развитие личности, пед поддержка индивидуальности не зависимо от пола и др.
1.Гендерная психология
... опред образом в той или иной роли в соотв.со своим полом: гендерная установка= гендерное равенство социальная установка 40.Группы на которые делятся исследования тактильной ... в Генд .псих:(3)+ грубая индукция= дедукция= индукция биографический метод= 70.Механизм соц.организации и поддержания установ. Моделей и отношений между полами:+ гендерная идеология= гендерная психология гендерная социология ...
Одна из проблем феминизация в образовании – процесс увеличения доли женщин в сфере образования.
В РБ: в дошкольном образовании 99% женщин, в общем среднем – 86%, Проф-тех и средне-спец – 63% и 75%, в сфере высшего – 55%.
Гендерное самосознание учителя влияет на пед. деят.:
Стиль изложения материала, выбор программ и методики обучения, выстраивание дальнейших перспектив.
Негативные последствия:
— Кризис идентичности (для мальчиков)
— отсутствие адекватного формирования образа мужчины (для девочек)
— формирование генд стереотипов (женский стереотип мышление, инфантильность, эмоциональность)
— падение престижности пед. профессий в обществе.
Гендерные стереотипы – закреплённые в общественном мнении обобщённые представления о реализации М и Ж соц. роли, их личностных возможностях и характеристиках. Гендерные стереотипы упрощают процесс мышления, но резко ограничивают восприятие представителя др пола, мешают понимать партнёра и взаимодействовать с ним.
Гендерные стереотипы в образовании:
— Открытые – дифференциация м и д на уроках труда.
— Скрытые – содержание школьных учебников.
Гендерная социализация включает:
- Развитие восприятия себя как представителя определённого пола- генд идентификация
- Возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, отделение себя от др пола – генд дифференциация
- Освоение поведения соответст полу — Гендерные роли
Процесс генд с-ции:
Гендер, генд стереотипы, генд роли —- гендерный дисплей, идентичность, гендерный контракт —— гендерная система
Гендерные роли — совокупность принятых норм и моделей поведения М и Ж.
Гендерный дисплей – набор х-к, отражающих многообразие представлений о М и Ж и влияющих на понимание партнёра по генд признаку: имя, внешний облик, одежда, манера речи и движение и др.
Гендерная идентичность –
Гендерный контракт – доминирующий в обществе тип гендерных отношений (женщина домохозяйка, мужчина кормилец)
Гендерная система – система гендерных отношений в сфере труда, власти, эмоц-сексуальной сфере.
2 вопрос
Уровни гендерно с-ции:
- Макросоциальный уровень
Включение личности в генд к-ру общества, усвоение стандартов этого общества, дифференциация соц функций, типичные виды деятельности, соц статусы.
- Уровень межличностных отношений
Осознание и освоение генд роли в межлич взаимодействии
- Индивидуальный уровень
Гендерная роль зависит от особенностей личности, генд поведение определяется осознанными и неосознанными установка, стереотипы.
Фазы гендерной с-ции:
- Адаптация – внешнее приспособление к гендерным ролям
- Интериоризация – усвоение м и ж ролей, моделей поведения.
- Индивидуализация – поиск способов обозначения своей генд. идентичности.
- Интеграция – стремление быть полноценным представителем
Механихмы с-ции:
- Дифференциальное усиление
— приемлимое гендерное ролевое поведение одобряется
— неприемлимое наказывается социальным неодобрением
- Дифференциальное подражание
— человек сам выбирает полоролевую модель в референтной группе
— подражает полоролевому поведению, принятому в семье
Модели гендерной социализации
- Традиционная модель гендерной социализации (женские статусы и роли вторичны, зависимые и менее значимые)
- Нетрадиционная (равноправное партнёрство, свобода выбора, гендерная толерантность)
Основные факторы гендерной социализации:
Государство, Семья, СМИ, Институты образования, субкультура, группа сверстников.
Агенты гендерной социализации
Родители, братья, сёстры, другие члены семьи
Ближайшее окружение: соседи, друзья, сверстники
Воспитатели, учителя
Кумиры
Одежда, игрушки
Этапы гендерной социализации:
- Рождение — 2 года
Осознание половой принадлежности
- 2-3 года
Формирование первичной гендерной идентичности.
- 3-6 лет
Формирование гендерной устойчивости
- 6-8 лет – обучение на 1 ступени
Усиление половой дифференциации поведения и установок, формируется гендерное представление о себе в будущем, детские микрогруппы по признаку пола, освоение гендерных ролей в играх.
- Подростковый возраст
Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития; гормональные сдвиги, изменения в строении тела, новое осознание гендерных ролей, группа сверстников – источник гендерных моделей поведения.
- Юношеский возраст: решающий период в формировании гендерной идентичности
Овладение нормами, моделями, опытом полового поведения, интимно-личностные отношения, профессиональное самоопределение, формирование гендерной толерантности или нетерпимости.
Особенности гендерной социализации:
— мальчики первоначально идентифицируют себя с мамой
— женская гендерная роль как объект для подражания более понятна детям
— мужская роль больше отделена от детей, менее доступна для подражани
— большинство агентов социализации – женщины
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МАЛЬЧИКОВ
— более жёсткие требования к полоролевому поведению
— отождествляют себя с тем каким должен быть мужчина, а не с реальным образцом (неустойчивая идентичность)
— результат – используют модели поведения, х-ные для девочек – феминные мальчики
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕВОЧЕК
— мускулинизация
— стремление к освоению мужских моделей поведения
— особое внимание внешности
— формирование девичьих микрогрупп
— ранняя сексуальность
Результаты гендерной социализации не зависимо от пола:
— может развиваться феминный, мускулинный, андрогинный, недифференцированный тип личности.
Нарушения гендерной социализации:
— нарушение гендерной идентичности
— трансвестизм
— гомосексуализм
— гомофобия
— педофилия
— детская порнография
— торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации.
Гендерная с-ция – включение личности в половую (гендерную) культуру общества.
И С Кон подчёркивает, что активным участником процесса генд с-ции сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему генд культурой соц роли
Факторы генд с-ции – группы или личность, которые оказывают преобладающее влияние на формирование генд норм и ценностей человека
Факторы генд с-ции:
- Внутренние
Психологические х-ки личности, физико-анатомические особенности личности, биологический пол.
- Внешние
Государство, семья, СМИ, религия, институты образования, субкультура, сверстники.
Государство как фактор с-ции:
Гос соц политика и стратегия в области гендерного развития личности определяет направления генд. с-ции личности. Гендерные маркеры – элементы генд культуры, отбираемые самими представителями генд группы для подчёркивания своих отличий от окружающий (одежда, язык, стиль жизни)
Институты образования:
Генд соц-ция в УО определяется политикой в области обучения и воспитания (раздельное или совместное обучение м и д).
В УО воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полоролевого поведения. Различны реакции учителей и в ситуации нарушения школьниками дисциплины.
Мальчикам уделяется больше внимания со стороны педагогов.
Семья:
Родители првые и основные агенты генд соц-ции
В семье происходит первичная генд идентификация
Семья влияет на ребёнка через систему отношений – родители между собой, каждого из них по отдельности и обоих вместе с ребёнком. Семья служит переломляющим фильтром на пути вхождения ребёнка в генд с-цию.
Биологический пол – биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими х-ми.
Различия определяются:
- Когнетивная сфера
На ранних этапах онтогенеза (примерноо до 7 лет) д в своём интеллектуальном развитии опережают мальчиков. Превосходство женщин в развитии речевых функций. Зрительно-пространственные способности доминируют у мужчин.
- Мотивационная сфера:
Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации – ориентация на успех, у девушек – избегание неудач.
- Поведенческая сфера:
Половые различия в проявлениях агрессии (большая агрессивность м по сравнению девочек), комформности (д в отличии о м более зависимы и боязливы), эмпатии (эмпатическая способность более выражена у лиц женского пола).
Содержание, представленное в средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс с-ции, способствую формированию определённых ценностей и образцов поведения.
Женские и мужские образы в телевизионных программах в большинстве случаев сильно стереотипизированы. М выглядят предприимчивыми, активными, деловыми.
Детские книги, печатные издания:
Главными героями большинства сказок и историй являются М персонажи, именно они представляют в качестве активного и творческого начала. Героини чаще бывают жертвами, объектами защиты и поклонения. Через СМИ идёт поток информации, соответствующей идее «истинного» предназначения Ж в обществе.
В детстве м и д играют раздельно и отдают предпочтение в социометрическом эксперименте представителем своего пола.
Ребёнок стремится быть принятым не только родителями, но и сверстниками.
В среде сверстников ребёнок испытывает себя в качестве представителя пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректируют их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении.
Особенно сильно влияют группы сверстников и определённой группы в подростковый период.
Использование дифференциального подражания.
Ориентация на мнение сверстников в определённые периоды становиться решающей для выбора профессионального пути, стиля жизни.
Потребность в самоутверждении в кругу сверстников может толкать индивида на отказ от своих способностей, целей.
Особенности современной гендерной субкультуры:
- М и д живут в разных субкультурных мирах
- Различный х-р взаимоотношений
- М менее свободны в пересечении межполовых границ
- Феминно-ориентированные группы
- Мускулинно-ориентированные группы
Гендерное развитие личности
— происходит усвоение соц. ролей М и Ж
— разделение деятельности, статусов, прав и обязанностей
— развивается гендерная идентичность
На каждом возрастном этапе складывается специфическая социальная ситуация развития – определяет влияние макро и микрофакторов на становление гендерной идентичности и её компонентов.
Детство: ступени развития (Слободчиков):
— оживление: от рождения до 1 года – ребёнок строит общение с матерью
— одушевление: 1-6 лет – совместная деятельность с близкими взрослыми
— персонализация: с 6-7 лет
Раннее детство и дошкольный возраст
— ключевые периоды для становления гендерной идентичности
— дети усваивают гендерные эталоны
1 вопрос
От рождения до 2 лет – осознание половой
2 вопрос
Младший школьный возраст
Считается многими учёными асексуальным или латентным, всё происходит скрыто.
Х-ся восприимчивостью к внешним влияниям.
3 вопрос
Подростковый возраст: 10-11 – 13-14 лет
— неравномерность физического, гормонального, психосоциального развития
— гормональные бури, изменения в строении тела – новое прочтение гендерной идентичности
— новое осознание гендерных ролей
— группа сверстников – источник гендерных моделей поведения
Э. Фромм
Подростковый возраст – время изменений, формирование нового человека.
Подросток выстраивает свою картину мира, свой новый образ «Я», стремление самостоятельно и активно осмысливать гендерную идентичность.
У мальчиков подростков проявляются:
— любовь к риску
— отсутствие заботы о личной безопасности
— желание выделится
— склонность к девиантному поведение
У девочек
— наблюдается желание соответствовать современным образцам феминности – «совершенная стройность»
— интерес к вниманию мужчин
Происходит физическая коммуникация – объятия, щипки, прикосновения, поглаживание.
Начало половых отношений – 14, 6 лет в Беларуси (проект ЮНИСЕФ «Здоровый подросток»)
Раннее материнство – ежегодно в РБ рожают более 1000 несовершеннолетних
Воздействие факторов гендерной социализации:
— роль семьи снижается – усиливается роль сверстников
— сильное влияние СМК
— младшие подростки – однополые группы
— старшие подростки – разнополые группы
Проблемы:
— гендерное насилие – нужна помощь СППС
— сексуальное насилие
— ранние половые отношения
— ранняя беременность
4 вопрос
Юношеский возраст
Юность – этап онтогенеза психики, когда в течении незначительного времени происходят глубинные изменения личности.
Ранняя юность – 15-17 лет – последнее время детства и первый возраст взрослости
— эстетический тип мироощущения, чувство светлой бесконечности.
— внимание к законам и порядкам
— овладение нормами, моделями, опытом полоролевого поведения
— интимно-личностные отношения
— профессиональное самоопределение
— потребность со сверстниками усиливается, повышается его избирательность
— возникает словесность гендерного взаимодействия: комплименты, ирония
— общение со взрослыми интересно, но от родителей дистанцируется
Проблемы возраста
— пониженное чувство ответственности
— неумение адекватно оценить собственное состояние
— социальная слепота – плохо осознают явления вокруг
— юношеский максимализм – период чёрно-белой логики
Осознание и демонстрация своей гендерной индивидуальности
— возникает внутренняя напряжённость, чувство одиночества
— «получи от жизни всё»
— фанатическое устранение всех и всего, что мешает юношескому радикализму
Образование – процесс и результат усвоения определённой системы знаний.
— процесс изменения, развития системы знаний
Образование как фактор гендерной социализации:
— деятельность
— результат – уровень культуры знаний
— соц. институт – система условий, органов и учреждений
Образование – соц. институт и соц. технология формирования:
— гендерной идентичности
— гендерных отношений в обществе и его институтах
В сфере образования происходит:
— многократное повторение и передача гендерных норм
— формирование жизненных установок и ценностных ориентаций
— включение индивида в гендерную субкультуру
УО как институт генд. с-ции х-ся:
— гендерный состав УО
— гендерная иерархия
— педагоги, руководители УО
— сверстники
— образовательный процесс
— организация физического пространства
Гендерная социализация в УО
— Первичная
— Протекает в латентной форме
— относительно контролируема
Каналы гендерной социализации в УО
— непосредственное влияние агентов социализации (образование персонала)
— опосредованное воздействие образовательной среды (особенности воспроизведения гендерных норм)
— гендерные отношения в УО (отношения учителей с окружающими)
Учреждение дошкольного образования.
В детсаду происходит
— дисбаланс в сторону преобладания девичьих игрушек и пособий в игровом обеспечении групп ДОУ
Школа
Директора – 35% мужчин
Пед. состав – 90 % женщин
Школа отражает гендерную стратификацию и гендерную культуру общества
Неравный статус М и Ж
Учителя:
— по-разному общаются с мальчиками и девочками
— поощряют разные виды деятельности
— демонстрируют, что ожидают различного нормативного поведения от мальчиков и девочек
— успехи в учебной деятельности мальчиков и девочек объясняются по-разному.
Девочки – старательная, мальчики – способные
— мальчикам и девочкам уделяют разное количество внимания
Школьные учебники:
— канал получения информации о гендерных ролях и нормах поведения
Гендерный режим образовательной среды школы:
— гендерно-нейтральная – без обозначения признаков пола
— гендерно чувствительная среда – равные права и учёт полоспецифических особенностей м. и д.
— гендерно-ассиметричная среда – ущемление достоинства
Гендерные отношения в УОСО:
— учебная деятельность – дисциплина, преподавание
— воспитательные мероприятия – стимулирование активности мальчиков, поощрение исполнительности девочек
— скрытый учебный план – метакоммуникация, гендерные отношения
Дисциплина
— пресекаются отклонения в поведении девочек
— мальчикам многое прощается, пресекаются только серьёзные поступки
Преподавание
— гендеризация учебных предметов:
Деление на мужские и женские; преимущественное общение с детьми того пола, на который ориентируют предмет.
— изображение М как активных и успешных, Ж как пассивные и зависимые
— учебная информация побуждает м на достижения, д – на усвоение не лидерских моделей поведения.
Гендерные отношения
— стиль пед. общения определяется полом учителя
— учителя-женщины, преподающие мужские предметы ведут себя мускулизированно и поощряют мускулиность: экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнование за оценки.
Метакоммуникация: скрытый учебный план
— поощрение м к саморазвитию и активности
— табу на эмоции – стрессы
— приучение д к послушанию и прилежанию – снижаются шансы на образовательный и профессиональный успех («исчезающая одарённость»)
— девочки-отличницы – не складывается личная жизнь в будущем
Гендерная социализация в детско-подростковой субкультуре
— для успешного полоролевого развития важно взаимодействие с представителями как своего, так и противоположного пола
До 14 лет: на 1000 д – 954 м
Раздельное обучение
— дошкольный возраст: разделение не целесообразно
Школа:
— в начальных классах, комплектованных по признаку пола выше успеваемость
— гендерные классы в России
6-7 лет м отстают на 12 мес в умственном развитии у девочек. У м слабее развита мелкая моторика – трудности письма, преобладает крупная моторика – потребность постоянно двигаться – нет усидчивости.
Формирование феминной и мускулинной гендерной субкультуры
— мл. школьники: половая сегрегация
— д. отделяются и группируются с подругами
— м объединяются и создают особый мускулинный дух
Гендерное насилие в школе:
— м монополизируют пространство и время, внимание учителей в школах в ущерб д
— устанавливают патриархальные отношения, издеваясь и сексуально преследуя девочек
В начальной школе количество обиженных детей по гендерному признаку мало различается.
Нарастание сексуальной агрессивности со стороны м в отношении одноклассниц увеличивается от 5 к 8 классу в форме нецензурных высказываний и др.
Сексуальные домогательства подростков игнорируются педагогами и учителями – низкая степень гендерной чувствительности.
Юношеский возраст
Переосмысление гендерных ролей:
— М и Ж
— себя в будущей профессии
— себя как сексуального партнёра
— себя как будущего родителя
Результат гендерного воспитания в УСО
— формирование представлений о себе, как человеке определённого пола
— формирование понятий о гендерном статусе М и Ж в семье и обществе
— гендерный выбор профессии на будущее
Выводы:
Образование обладает мощным организационным психолого-пед. потенциалом гендерной социализации.