Сущность и особенности гендерной социализации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Сущность гендерной социализации, ее основные категории, стадии и теории……………………………………………………………………….4

2. Особенности гендерной социализации мужчин…………………………12

3. Особенности гендерной социализации женщин…………………………17

Заключение………………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………….23

ВВЕДЕНИЕ

Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами социализации через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествам» должны обладать мужчины и женщины, и некоторые представления окрашены традиционно и не вполне соответствуют реалиям периода социальных трансформаций. Такие устарелые представления-стереотипы иногда тормозят или искажают развитие личности, препятствуют ее самореализации. Раскрытые в данной работе особенности гендерной социализации мужчин и женщин могут способствовать преодолению подобных личностных проблем.

Целью работы является выявить отличительные черты формирования женской и мужской гендерной идентичности в современном обществе.

Задачи:

· Раскрыть теоретические основы гендерной социализации;

· Охарактеризовать основные научные теории, раскрывающие процесс гендерной социализации;

· Выделить стадии процесса половой идентификации;

· Описать специфические характеристики процесса гендерной социализации мужчин;

· Описать специфические характеристики процесса гендерной социализации женщин;

· Отметить основные тенденции изменений, происходящих в процессе гендерного становления, в современном обществе.

1. Сущность гендерной социализации, ее основные категории, стадии и теории

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению особенностей гендерной социализации мужчин и женщин в современном обществе необходимо определиться с самим термином социализации и его основными категориями. Социологии определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям.

4 стр., 1542 слов

Гондольные различая между мужчиной и женщиной

"Гондольные различая между мужчиной и женщиной" гендерный психология общество 1.Гендерная психология Гендерная психология - раздел дифференциальной психологии <#"justify">Для того, чтобы найти подобные стереотипы Eleanor Emmons & Carol Nagy Jackln (1974) просмотрели около двух тысяч источников по половым различиям в сфере мотиваций, социального поведения и умственных способностей. Целью ...

Данное понятие связано с категориями «статус» и «дифференциация». Во всех известных обществах существует неравенство (дифференциация) людей по отношению к богатству и власти. Поэтому социализация в конечном итоге становится процессом приобретения того или иного общественного статуса (скажем, студента, домохозяйки, рабочего).

Статусы могут меняться в течение жизни, но их набор в жизни отдельного человека обычно ограничен. Однако та «часть» статуса человека, которая определяется его принадлежностью к тому или иному полу, чаще всего бывает неизменной на протяжении всей жизни. Распределение в обществе статусов, связанных с полом человека, и их иерархия в социальном пространстве и получили название гендерной стратификации

В основе иерархии статусов мужчин и женщин лежат их физиологические и психологические различия. Однако насколько существующая гендерная стратификация соответствует «природным» различиям мужчин и женщин, а насколько она является результатом воспитания и общественного регулирования? Начнем рассмотрение этого вопроса с понятия «пол»

Вообще говоря, социологи используют термин пол для обозначения анатомических и физиологических различий, определяющих тела мужчин и женщин. Напротив, гендер характеризует психологические, социальные и культурные различия между мужчинами и женщинами. Гендер связан с социологическими понятиями мужественности и женственности и не обязательно является непосредственным продуктом биологического пола индивида. Различие между полом и гендером является фундаментальным, поскольку многие различия между мужчинами и женщинами не являются биологическими по своей природе.

Ряд авторов считает, что за врождённые различия в поведении мужчин и женщин ответственны определенные стороны человеческой биологии — от гормонов до хромосом, генетики и размеров мозга. Эти различия, утверждают ученые, можно в той или иной форме наблюдать во всех культурах, откуда следует, что за характерные для большинства обществ гендерные различия ответственны естественные факторы. Например, исследователи обращают внимание на тот факт, что почти во всех культурах мужчины чаще женщин занимаются охотой и войной

13 стр., 6068 слов

Гендерные различия агрессивности у детей младшего школьного возраста

... мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия ... ребенка. Исследование посвящено изучению особенностей половой дифференциации младших школьников в процессе межличностных отношений. ... Психологические особенности агрессивных детей». Психологический институт РАО. Москва .Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования ...

Многих исследователей такая аргументация не убеждает. Они разработали другой подход к понимаю происхождения гендерных различий мужчины и женщины — изучение гендерной социализации, т. е. обучения гендерным ролям с помощью социальных факторов вроде семьи и средств массовой информации

Гендерная социализация — направление гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основными понятиями в рамках этой тематики являются «гендерная идентичность» и «гендерная роль».

Гендерная идентичность — аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола. Половая принадлежность — это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное «Я». В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться.

Гендерная роль — дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. — Москва: ФЕНИКС, 1994. — 687 с.

2. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / И.В. Костикова [и др.]; по общ. ред. И.В. Костиковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.

3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. — 2-е изд., полностью перераб. и доп. — Москва: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

4. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. — Москва: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — 92 с.

9 стр., 4335 слов

Санкт-Петербургский Государственный Институт 10

Психологии и Социальной Работы Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психология личности» для студентов очной формы обучения по специальности/направлению Психология Щукина М.А., доцент кафедры общей и дифференциальной психологии Санкт-Петербург 2010 Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ МАТЕРИАЛЫ ...

5. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2010. — 688 с.

6. Гендерная психология / И. С. Клецина [и др.]; под ред. И.С. Клециной. -2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. — 469 с.

7. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. — 9-е изд. — Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004. — 752 с.