ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

Кириллова Е В.

Кандидат педагогических наук,

старший логопед детского психоневрологического санатория № 65,

г Москва

 

Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей — вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже от­дельные нечетко произносимые обиходные сло­ва не может служить для полноценного обще­ния. Та «речь», которая есть у ребенка, не высту­пает «регулятором поведения», т. к. выработка ус­ловных связей на слова значительно затруднена.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ран­ним детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же яв­ляется общим для всех детей? Отсутствие моти­вации к общению неумение ориентироваться в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Часто, логопедическая работа проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может даже навре­дить. Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает мате­риал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для развития речи а не просто повто­рять заученный материал.

Даже опытные логопеды, обследуя безрече­вого ребенка, не всегда могут с точностью наз­вать речевой диагноз Действительно, трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления

Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамичес­кое наблюдение за безречевыми детьми в игро­вой и бытовой деятельности. Уточняется состоя­ние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с пре­имущественным нарушением восприятия Выяв­ляется степень владения практическими навыка­ми самообслуживание бытовые действия, пред­метно-практическая деятельность Многое зави­сит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.

В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдален­ных целях коррекции. На наш взляд, с родите­лями должна проводиться предварительная ра­бота по разъяснению значимости развития лич­ностных качеств- доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических сообра­жений но и способствует вовлечению родителей в работу. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной зада­чей является создание необходимого эмоцио­нального фона, формирование навыков общения.

5 стр., 2134 слов

Контрольная работа — Рекомендации по профессиональному консультированию

... диагносты рекомендуют использовать пакет из 3 -4 взаимодополняющих друг друга методик. Необходимо учитывать и другие сведения о человеке: успехи в учебе, интересы, увлечения, ... карьеры, профессиональной  деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы. Профессиональное  консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных ...

Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на по­мощь со стороны родителей не приходится Что же делать в этом случае? Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на внесемейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в учреждении Дети вовлекаются в общение не только на спе­циально организованных занятиях, но и в ре­жимных моментах на прогулке для того, чтобы полученные умения не были «пассивным бага­жом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение

В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безрече­вым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохран­ный потенциал безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социально­го опосредования.

Существуют определённые условия кото­рые, на наш взгляд в большей степени могут обеспечить проективность данной программы

• единая принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход,

• представление планируемых результатов коррекционного воздействия.

• наблюдение за текущим состоянием, уточне­ние речевого диагноза и ориентирование на тен­денцию ближайшего развития каждого ребенка

 

В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е. занятия носят интегративный характер.

Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важ­ным является «закладка фундамента» предпо­сылок общения.

На начальном этапе для всех детей использу­ется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений нарядно-действенного мышле­ния. Они являются базой для формирования об­щения Разнообразные приемы воздействия спо­собствуют исключению подражательных инерт­ных стереотипов и стимулируют развитие спо­собности детей переносить полученные умения в условия реального общения.

Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:

• Развитие слухового восприятия

• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

• Развитие зрительно-моторной координа­ции, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

• Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.

• Развитие сенсорно перцептивной деятельности.

• Развитие функции голоса и дыхания.

31 стр., 15102 слов

Развитие двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца

... р.). II.Разработка методики способствующей развитию двигательной моторики детей шести-семи лет в основе которой лежит танцевальное творчество. III.Апробация авторской методики, её диагностика и корректировка. Дипломная работа состоит из введения, двух ...

• Развитие чувства ритма.

• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

 

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, диффе­ренцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.

Развитие слухового восприятия

Задачи: расширение рамок слухового восприя­тия развитие сенсорных функций, направленнос­ти слухового внимания, памяти.

 

2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Цель:активизация ощущений собственных движений (активных ипассивных руками взрос­лого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Фрагмент 1.Ребёнку показывается, как при­чёсывают волосы (рукой поглаживают по воло­сам);

как едят суп (рукой действуют в направле­нии от стола ко рту);

как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);

как грозят пальцем и т.д.

Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с во­ображаемыми предметами.

Цель:воспроизведение движений, изображён­ных на сюжетной картинке; развитие мимики.

Фрагмент 1.Ребёнок, рассматривая сюжет­ную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением.

На сюжетной картинке «бабочка ле­тит» — ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев;

«девочка кушает» — движения рукой от стола ко рту;

«кошка лакает молоко» — имитиру­ющее движение языком и т.д.

Цель:установление контакта: развитие по­нимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.

Фрагмент 1.Ребёнка знакомят с двумя рисо­ванными знаками (машина- яблоко) и предлага­ют дополнить незаконченное предложение од­ним из них, подняв его вверх

На дереве растёт… По дороге едет…

Затем ребёнок, используя жест «дай»- пока­зывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.

3. Развитие зрительно-моторной коорди­нации,мелкой моторики рук и артикуляци­онной моторики.

Задачи:развитие манипулятивной деятель­ности и мелкой моторики рук

— глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений

— чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;

— формирование представлений о схемах лица и тела;

— развитие подвижности речевой мускулатуры- произволь­ности и дифференцированности мимических движений — кинестетического контроля за мими­кой и мышечными ощущениями;

— восприятие ар­тикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

Приёмы:

• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;

• прослеживание прямых- ломаных- изви­листых линий;

• массажные расслабляющие (активизирую­щие) движения; размазывание крема на различ­ных поверхностях;

• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом);

• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;

11 стр., 5416 слов

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО

... Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Предмет исследования: возможности использования дидактической игрушки в развитии мелкой моторики у детей младшего ... расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание ( ...

• «рисование» в воздухе рукой;

• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

• активизация пассивных и активных дви­жений пальцев рук;

• упражнения с пластилином;

• использование кукол би-ба-бо;

• артикуляционная и мимическая гимнастика;

• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

• упражнения на преодоление сопротивления;

• автоматизация отдельных артикулем;

• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации- мелкой мо­торики рук и артикуляционной моторики.

 

Цель: развивать моторику рук с использова­нием «пальчикового бассейна».

Фрагмент 1.«Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную ко­робку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Лого­пед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению дви­жений в «бассейне» (предварительно движе­ния показаны).

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёдназад- пальцы разведены)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слеванаправо)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверхвниз над бассейном)

Вот так- вот так!

Фрагмент 2.Упражнение выполняется каж­дой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Ана­логичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

Фрагмент 3.Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким об­разом растяжку и мышечное напряжение и по­буждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» — пальчики «побежали» вперёд.

Цель:выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.

Фрагмент1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: зак­рыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы тру­бочкой.

 

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза

 

Задачи:формирование поисковой деятель­ности, расширение поля зрения: выработка ус­тойчивости, переключаемости, увеличения объ­ёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза — умения ориентироваться на плос­кости и в трёхмерном пространстве: анализ зри­тельного образа.

Приёмы:

• нахождение игрушек в пространстве комнаты.

• перемещение их в заданном пространстве.

• поиск предметов:

• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:

• определение сторон тела у людей, изобра­жённых на картинке, сторон собственного тела,

• выработка навыков ориентировки;

• упражнения в перекрёстном ориентиро­вании;

• выполнение действий с предметами и иг­рушками по инструкции;

• определение недостающих частей у пред­метов по картинкам;

• узнавание частей тела и лица на предмет­ной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:

25 стр., 12025 слов

Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

... психические процессы, а эта ос­мысленная предметная деятельность становилась непосредственным предметом 'психологии. Центр тяжести психического развития ребенка был перенесен с понятий на деятельность, с явления ... избежать туманностей и субъективизма в понимании того, что на­зывается смыслом. Первая цель достигалась тем, что были установлены отношения между деятельностью, действием и операцией, ...

• запоминание изображений предметов;

• фиксация изменений в расположении предметов,

• выделение из множества предметов;

• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

• идентификация зрительных изображений по заданной теме;

• определение различий в предметах и кар­тинках;

• сравнение сходных по зрительному образу предметов;

• конструирование по образцу, по инструкции;

• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из от­дельных деталей;

• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.

 

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, раз­витие имитирующих жестов.

Фрагмент 1.Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем про­сят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картин­ку (глаза, рот. нос).

Цель: учить узнавать предметы по их цветно­му и контурному изображению, функционально­му назначению, развивать внимание и память.

Фрагмент 1.Ребёнок узнаёт предметы, изоб­ражённые на цветных картинках. Последова­тельно (по одной) ему предъявляются контур­ные изображения тех же предметов. Предлага­ется соотнести цветное и контурное изображе­ние, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.

 

5. Развитие сенсорно-перцептивной дея­тельности.

Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

восприятия цвета и простран­ственных признаков плоских и объёмных пред­метов; дифференциация сходных цветовых то­нов и геометрических форм;

формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

Приёмы:

• выработка умения ориентации в окружа­ющем;

• работа с тактильными таблицами; выделе­ние цвета:

• знакомство с размером и формой (плоско­стной и объёмной);

• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):

• выработка дифференцированного воспри­ятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

• соотнесение цветного и контурного изоб­ражений предметов;

• дифференциация плоскостного и объёмно­го изображений;

• конструирование целого из частей;

• классификация по цвету, подбор опреде­лённой цветовой гаммы;

• идентификация предметов и геометричес­ких фигур:

• работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Цель:учить выделять шар из ряда предме­тов, совершать с ним игровые действия — катать, собирать в коробку, делать бусы (действия вы­бираются с учётом двигательных возможностей ребёнка)

Фрагмент 1.В «Чудесном мешочке» нахо­дятся различные предметы» шары разной вели­чины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребён­ку предлагается найти на ощупь и вынуть ша­рик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различ­ных действий. После того, как вес шарики выб­раны из мешочка, ребёнок и логопед рассматри­вают их, находят отличия (большие и малень­кие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.

3 стр., 1185 слов

Тема 19 . Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте

... от одной возрастной ступени к другой.   Тема 18 . Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте. Психологическая готовность детей 6-летнего возраста к ... условиях воспитания и обучения. Педагогический процесс как условие психического развития и формирования личности школьника. Неравномерность психического развития ребёнка и её причины. Причины задержки в психическом ...

Цель:учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.

Фрагмент 1.В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жес­том ребенку предлагается убрать в коробку объ­ёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Лого­пед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе лого­педа ребёнок вынимает заданные формы.

Цель:развитие тактильного гнозиса, узнава­ние на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Фрагмент 1.Ребенка последовательно знако­мят со свойствами тактильных таблиц: — мехо­вая- мягкая, пушистая:

— шероховатая, изготов­ленная из наждачной бумаги

— неровная, шер­шавая:

— шелковистая — гладкая, ровная.

Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинако­выми наборами таблиц).

Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверх­ности — индикатор Кузнецова, неровной — нап­лывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.

Фрагмент 2.Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»).

Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последова­тельности, комментируя свои действия, и пред­лагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.

Развитие функций голоса и дыхания

Задачи:увеличение объёма дыхания, нормали­зация сто ритма; развитие координированной дея­тельности дыхания, фонации и артикуляции: раз­витие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми харак­теристиками силы голоса, формирование диапазо­на голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

Приёмы:

• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:

• активизация движений мягкого нёба, ими­тация жевания:

• тренировка носового выдоха;

• развитие произвольного речевого вдоха.

• выработка произвольного контроля за объ­емом и темпом выполнения движений:

• выработка комбинированного типа дыхания.

• упражнения на контролирование силы воз­душной струи и ротовою выдоха:

• различение холодной и тёплой струй вы­дыхаемого воздуха:

• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

 

Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.

8 стр., 3604 слов

Особенности социального развития умственно отсталых детей

... вопросов предполагает детальное изучение особенностей социального развития умственно отсталых детей. Что и стало целью представленной работы. Данная цель была конкретизирована в следующих задачах: Определить ... в обществе. Поэтому далее будут рассмотрены основные особенности формирования личности умственно отсталых детей. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, ...

Цель:формирование длительного целенап­равленного выдоха.

Фрагмент 1.Перед ребёнком на столе заж­жённая свеча. Логопед предлагает подуть так,чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

Цель: формирование носового вдоха

Фрагмент 1.Для проведения игры использу­ются два одинаковых набора коробочек с различ­ными наполнителями (еловые или сосновые игол­ки, специи, апельсиновые корочки).

Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек пер­вого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предла­гается, последовательно понюхав коробочки, по­добрать аналогичные из второго набора.

Фрагмент 2.Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же пос­ледовательности.

Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в исполь­зовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.

Фрагмент 1.Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой — маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка).

Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький — тихо (кукла — звук «А», за­яц «О», лошадка — «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки переме­шиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие зву­ки. Как вариант, предлагается выбрать из пред­ложенных только те картинки, чьи голоса «зву­чат» громко (тихо).

Развитие чувства ритма.

Задачи:формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на ос­нове скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительно­го), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предло­жения как лексической единицы, характеризую­щейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характе­ристиками гласных звуков А, О. У, И:

 

Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы:

• воспроизведение ритма в движениях и играх;

• ходьба и маршировка под музыку;

• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

• ритмические упражнения для рук и ног;

• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

• знакомство с силой голоса и различной ин­тенсивностью неречевых и речевых звуков;

• развитие речевых вокализаций;

• знакомство со схемой ритма;

• соотнесение ритма со схематическим изображением;

• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:

• ритмическое чередование объектов с опо­рой на зрительное восприятие.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... диагностики музыкально - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, и предлагается комплекс мер, направленный на ... природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма. Помимо процесса создания нового, Платоном было ... обусловило постановку цели данной работы. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

Цель:формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоордини­рованной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)

Фрагмент 1.Ребёнку предлагается раскиды­вать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фона­рик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия

Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывает­ся сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить так­же — ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.

 

Ритмический рисунок меняется — дорожка из мозаики выкладывается синкопиро­ванная (с пропуском через одну) Логопед, нажи­мая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск — А-А-А-А-А. Ребё­нок повторяет ритмический рисунок, его произ­ношение записывается на магнитофон.

Фрагмент 2.Ребёнку предлагается прослу­шать магнитофонную запись и подобрать к оз­вученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется.