ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

 

Перед поступлением ребенка в 1-й класс мы проводим диагностику его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

???? физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

???? психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

????социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);

????дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

 

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

12 стр., 5689 слов

Готовность к школе

... рассматривающим понятие готовности к школе как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности. Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня физического, ... к ним, сформированность способов проявления уважения, отзывчивости, сопереживания, умения и желания принимать участие в коллективной деятельности ). Все названные элементы ...

Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

 

Как относиться к результатам диагностики? (Советы родителям.)


 

Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Никакие психологические тесты и учебные задания не дают однозначной, категорической оценки, особенно в плане интеллектуального развития. А если возникли какие-либо вопросы и сомнения, лучше всего обратиться к специалистам. Обращайте, прежде всего, внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребенок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более интеллектуально мыслящим.

9 стр., 4101 слов

Диагностика развития речи у дошкольников

... на тему «Как помочь ребенку в период адаптации?» 30.09 Диагностика интеллектуального развития группы «Фантазёры». Выявление детской одаренности. Проведение методики диагностики развития речи в гр.№ 3 ... , что… Проведение исследования. Проводятся 3 серии эксперимента. Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат ...

Нижеследующие тесты, вопросы, творческие задания не претендуют на систему диагностики. Мы делаем лишь попытку обратить внимание родителей на своего ребенка.

 

Выделим несколько основных аспектов готовности ребенка к школе:

???? здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Консультации психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;

???? уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к окружающим;

???? выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);

???? знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;

???? навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.

 

Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить:

4 стр., 1722 слов

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

... . 28) Львов М.Р. Тенденция развития речи детей. – М., 1987 29) Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. пед ... в основном отражают особенности звукопроизношения, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи (Цыпина Н.А. 1984; Тригер Р.Д ...

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Представленные варианты заданий являются проверочной (тестовой) работой для определения уровня развития устной речи будущего первоклассника, а также уровня развития основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Материал подобран в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, которыми должен владеть будущий школьник. При составлении заданий большое внимание было уделено их занимательности, поэтому задания представлены в игровой форме. Оценить владение устной речью ребенком шести лет невозможно без личной беседы с ним. Чтение небольшого текста, беседа о прочитанном, чтение наизусть небольшого стихотворения – основные методы изучения развития устной речи ребенка. Данные задания помогут родителям и педагогам получить дополнительные сведения об уровне развития речи и мышления ребенка.

Методические рекомендации

Первое заданиетребует от ребенка знания алфавита, умения составлять слова из данных букв, писать печатным шрифтом буквы, сопоставлять объекты восприятия, анализировать, владеть графическими навыками. Ребенку предлагается соединить буквы в алфавитном порядке, затем в пустых клетках записать слово. Несложное грамматическое задание требует проявления внимательности. Умение сопоставлять и анализировать легко проследить, если предложить ребенку по точкам в квадрате нарисовать точно такую же фигуру, а затем узнать в этой фигуре спрятанную букву алфавита. Кроме того, первое задание позволит оценить уровень развития моторики.

Умение проводить звуковой анализ несложных слов поможет выяснить второе задание. Ребенку предлагается назвать предметы, определить первую букву в названии каждого предмета, вписать получившееся слово в клеточки, а затем в пустом квадрате нарисовать соответствующую картинку. Кроме этого, дополнительно можно попросить закрасить в слове буквы, обозначающие гласные (или согласные) звуки. Таким образом, ребенок выполняет следующие операции: называет предмет, проводит звуковой анализ слова, выделяя первый звук, записывает соответствующую букву в нужную клеточку, читает слово, проводит звуко-буквенный анализ получившегося слова, выделяя гласные и согласные (а возможно, мягкие и твердые) звуки, рисует картинку к слову.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Чтобы выполнить эти задания, необходим достаточный уровень развития внимания, мышления, воображения.

В третьем заданииесть возможность оценить умение читать и писать печатными буквами слова, написание которых не расходится с произношением.

А чтобы найти эти слова, необходимо включение в работу всех психических процессов.

Четвертое заданиепозволит проследить, насколько ребенок владеет умением делить слова на слоги. Используя первые слоги данных слов, необходимо составить и записать еще одно слово. Отсутствие каких-либо картинок и подсказок в этом задании повышает уровень его сложности. Необходимость владения элементарным абстрактным мышлением подчеркнет способности ребенка.

В пятом заданииребенку предлагается осуществить классификацию предметов по заданному признаку. Классификация – это одно из ключевых понятий логики, основное логическое действие, которым ребенок должен владеть к началу обучения в школе.

Задания:

1.По точкам соедини буквы в алфавитном порядке, и ты узнаешь, кто здесь нарисован. Составь слово из данных слов и напиши его. В квадрате рядом по точкам нарисуй точно такую же фигуру. В ней спрятана буква алфавита. Найди ее и впиши в пустую клетку.

2.Прочитай слово по первым буквам слов, обозначающих нарисованные предметы. Запиши

 

его в пустые клеточки и нарисуй картинку. В слове закрась красным карандашом гласные.

3.Найди слова в «цепочке». Запиши их на строчках.

4.Составь слова из первых слогов данных слов. Запиши их в пустые клетки.

5.Соедини изображенные предметы с соответствующими словами и картинками. Раскрась.

Примечание. Для диагностики результатов можно ввести оценочную шкалу. Каждое задание оценивается в 5 баллов. Максимальное количество за верно выполненную работу – 25 баллов.

5 стр., 2286 слов

Редакторский анализ статьи «Слово и его значение, или Как слова замещают вещи»

29 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ФАКУЛЬТЕТ КНИЖНОГО ДЕЛА И РЕКЛАМЫ Технология редакционно-издательского процесса КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 Москва 2004 ВВЕДЕНИЕ Статья, предложенная для рабочей рецензии - «Слово и его значение, или Как слова замещают вещи» - предназначена для научно-популярного сборника «В мире слов» и рассчитана на юношескую аудиторию. Предварительно проанализировав ...

Литература

1.Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить: игры и тесты для детей 7–10 лет. Харьков: Фолио, 1998.

2.Береславский Л.Я. Азбука логики. М.: Астрель, 2003.

3.Волина В. Праздник букваря. М.: АСТ-Пресс, 1995.

4.Светлова И.Е. Грамматика в картинках. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.