Диагностическая система координат

Нэнси Мак-Вильямс.

«…Все следует делать настолько простым, насколько это возможно. Но не проще».

Альберт Эйнштейн.

 

 

· ПРЕАМБУЛА

Данный курс является развитием и оптимизацией (как мы надеемся) пилотной программы специализации, которую мы (Андрей Валамин и Елена Бочкарева) провели в г. Мурманске в 2010-2013г.г. Называлась она «СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ТЕРАПИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ». Ее появление в регионе было «выношенным» и очень целенаправленным решением. Уже за три года до этого мы стали всерьез задумываться об организации масштабного долгосрочного проекта, связанного с клиническими и динамическими аспектами психотерапии. Тому было четыре основных причины:

1) В программах подготовки гештальт – терапевтов и практических психологов, которые мы уже много лет ведем в регионе (от Цетра «Здесь и Теперь», а затем – от Московского Гештальт Института) все явственнее обнаруживался недостаток того, что можно назвать «клинической диагностикой». И начинающие, и более опытные терапевты испытывали и испытывают дефицит знаний и навыков, позволяющих ориентироваться в клиентах пограничного уровня, в работе с выраженными характерологическими «искажениями», в терапии т.н. клиентов «с диагнозом», независимо от его «тяжести» — идет ли речь о невротических навязчивых состояниях или о возможно психотических симптомах. Активно работающие коллеги явно нуждались и нуждаются в большей ориентации в «опасных зонах терапии». Речь идет о диагностике уровня и характера депрессии, о признаках психотической симптоматики, о работе с вызывающим и порой разрушительным поведением психопатических клиентов – как индивидуально, так и в группах.

2) Концептуальным основанием как гештальт-терапии, так и экзистенциального — гуманистического подхода в целом, является феноменологический взгляд на человека и его актуальную ситуацию. Мы безусловно разделяем это взгляд. Однако с годами для нас становится все более очевидной опасность примитивизации понимания феноменологической перспективы у участников базовых программ по гештальт-терапии. Порой за декларированием внимания к клиентскому «здесь-и-сейчас-переживанию», к уникальности персонального опыта, за отстаиванием многими начинающими консультантами и терапевтами несводимости человеческого опыта к диагностическим шаблонам стоит совсем другое. И это другое – просто недостаточная компетентность в динамических аспектах личности и ее проблем, отсутствие достаточных знаний о теориях развития и иных достижениях аналитически – ориентированных классиков психологии и терапии.

8 стр., 3714 слов

Гештальт-терапия. Гештальт-группы

... изоморфизма и феноменологии Понятие психического поля, Изоморфность психических гештальтов феноменологический метод Гештальтисты не учитывали то обстоятельство, ... признакам, которые улавливаются в общем понятии данной группы. Другими словами категориальность - это способность к ... психотерапии Райха. Это соединение нашло свое выражение во взглядах Перлза на отсутствие пропасти между психической и ...

( …В этой связи, кстати, совсем не случайным видится своеобразный «тренд» последних лет в российском гештальт-сообществе. Он состоит в том, что программы специализаций и спецкурсов с «клинической» и «аналитической» спецификой занимают все больше места в работе тренеров Московского Гештальт Института в России и СНГ. Лидером здесь, безусловно, является уже десять лет существующий московский проект «Долговременная терапия личностных расстройств» под рук. Марии Андреевой, в котором один из нас имеет честь участвовать, как тренер. Его ежегодные выпуски и нарастающая популярность доказывают явную востребованность аналитических знаний и «способов мышления» у коллег — гештальтистов).

3) Становился также очевидным ещё один аспект в подготовке участников базовых курсов («вторые ступени»).

Специфика собственного личностного радикала, особенности его динамики и, соответственно, ограничения и возможности терапевта, связанные с его трансферентно-контрансферентными характенистиками, в значительной мере оставались вне осознавания самих терапевтов. Конечно, личная терапия и супервизорские площадки существенно помогали, но чаще всего (в данном аспекте) — на «фрагментарном» уровне. Более системное и глубокое исследование своего личностного радикала, своих психологических защит и своего контрпереноса сулило значительные профессиональные перспективы, но требовало размещения в долгой и основательной программе.

4) Наконец, как это чаще всего бывает, была и совсем уж непосредственная причина: вдохновленность нас обоих прекрасной книгой Н.Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика». Так действительно случается, что какое-либо событие, встреча, а в данном случае – текст, наконец-то оформляют не вполне структурированные намерения в ясную конструкцию, в перспективное видение целостного проекта. Этот текст увлекал сам по себе — своей организацией, стилем, ясностью и дисциплиной мышления автора. Мы нашли в этой книге то, чего так недоставало нам ни в многочисленных работах по характерологии, ни в проводимых нами же «двухдневках» по теориям личности: это самая непосредственная связь с реальной долгосрочной психотерапией клиентов различной личностной специфики.

Было понятно, что эта прекрасная книга способна кардинальным бразом «продвинуть» и начинающих, и достаточно опытных терапевтов, но для этого очень важно «переложить» материал как в русло непосредственного «тренингового» опыта, так и на более близкий многим коллегам «гештальтистский» либо «эклектический» язык.

  • ЦЕЛИ КУРСА

 

Наши основные цели были и остаются следующими:

  • Формировать у участников программы ясное, связное и одновременно глубокое и систематизированное понимание процессов «становления и организации» личности и её расстройствсамого разного уровня.

По сути, речь идет о развитии т.н. «клинического мышления»у психологов и психотерапевтов. Нам важно, продолжая поддерживать «феноменологическое видение» терапевтов, помогать им также мыслить в логике этиологии, патогенеза и системной принадлежности эмоциональных и поведенческих проявленийклиента.

20 стр., 9739 слов

Исторический аспект становления гештальт-терапии

... также их влияние и вклад на теорию и практику гештальт терапии. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЗДАНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ .1Определение и ... во взаимодействии с конкретным социальным окружением. Маркс понимал личность, в первую очередь, как трудящееся существо, часть трудового ... и в окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание ...

 

  • Развивать «динамическую компетентность» терапевтов и консультантов. Диагностика развития и понимание структуры личности человека в любом клиническом процессе приобретают целостность и объемность, только если мы опираемся на его семейную историю, на психодинамику его ранних отношений, на понимание специфики его психологических травм и достижений.

 

  • Изучить важнейшие «сферы» диагностического и клинического опыта, которые слишком мало прорабатываются в базовых обучающих программах по гештальт-терапии и в других феноменологически ориентированных программах.

 

  • Разобраться в том, как именно помогать людям с различной личностной организацией, с различными характерологическими проявлениями. Практическая направленность, рекомендации по проведению психотерапии с каждым типом клиентов, основанные на понимании его уникальной индивидуальности, позволят работать дифференцированно и эффективно (насколько это возможно) как с людьми невротической организации, так и с пограничными (borderline) и психотически организованными личностями.

 

  • Кроме того, самый надежный способ прочувствовать и научиться использовать системные диагностические положения – это исследование своих собственных «внутренних сфер» (пограничных, психотических и невротических).

    Мы предоставим участникам такую возможность.

 

 

· ЗАДАЧИ КУРСА

· Знакомство с многофакторной психодинамической диагностической «системой координат», позволяющей использовать возможности и понять ограничения терапии различных личностных расстройств и проявлений.

· Развитие навыков диагностики базовых личностных «профилей» и характерологических нарушений. Понимание причин и закономерностей развития того или иного личностного радикала в младенчестве, детстве и подростковом периоде.

· Формирование навыков ориентации в «сложных» клиентах, развитие системного, клинического мышления у терапевта. Развитие умения выбирать эффективные стратегии в терапии сложных, нестабильных и клинически полиморфных клиентов.

· Знакомство с особенностями собственной «личностной архитектуры», понимание специфики собственного личностного развития, своих ресурсов и естественных ограничений в терапии.

6 стр., 2566 слов

Гештальт-терапия сексуальности

... что из этого контакта получится, но откуда-то возникает ощущение тоски. Терапия при этом нацеливается на «закостенелость» личности клиента, осознание его потребительской позиции. Очевидно, что описанные выше ... стесняться признаться партнёру в своих желаниях. Терапевт в данных случаях ищет у клиентов истоки интроектов в истории их жизни, завершая гештальты прошлого или настоящего. Например, запреты ...

· Системное исследование «трансферентных ловушек» клиентов и собственных специфических контртрансферентных процессов.

Андрей Валамин.

· «АРХИТЕКТУРА» КУРСА

Специализация включает в себя (в течение 2,5 — 3 лет):

 

· Восемь основных трехдневных тематических сессий (200 акад.часов)

· Две супервизорские двухдневные сессии (40 акад.часов, обязательная часть программы!)

· Итоговая (супервизорско-сертификационная) двухдневная сессия (20 акад. часов)

· 15 акад.часов индивидуальной (очной и заочной) супервизии для каждого участника (обязательное требование)

· Самостоятельное изучение специальной литературы, а также клинический анализ предоставленных ведущими предварительно к каждой сессии «тематических» фильмов (обязательное требование!)

 

 

Часы супервизии идут в зачёт участникам базового курса обучения гештальт-терапии («Программа 2 ступени»).

· ВЕДУЩИЕ КУРСА

АНДРЕЙ ВАЛАМИН,врач – психиатр, психотерапевт с 25 — летним стажем практики, сертифицированный гештальт-терапевт. Специализации МАПО (СПБ) по групповой психотерапии, сексологии, основам психоанализа. Супервизор, тренер программ 1 и 2 ступеней Московского Гештальт Института, российско-норвежских гештальт-проектов, интенсива МГИ «Гандвиг 2013», Большого Белорусского Интенсива, сертифицированный супервизор и преподаватель гештальт-терапии. Сертификат «Совершенствование в гештальт-терапии» Французского Интситута Гештальт-терапии (трехлетнее обучение у Жан Мари Робина (Франция).

Участник тренерского состава специализации «Долгосрочная Терапия Личностных Расстройств» (МГИ, г.Москва).

Соорганизатор РОО «Северная Гештальт Инициатива».

ЕЛЕНА БОЧКАРЁВА,клинический психолог с 17 – летним стажем практики, педагог-психолог высшей категории, сертифицированный гештальт-терапевт (Центр «Здесь и Теперь», Москва), супервизор, терапевт и тренер программ 1 и 2 ступеней Московского Гештальт Института. Тренер интенсива МГИ «Гандвиг 2013», российско-норвежских гештальт-проектов и проектов по терапии детской травмы «Каникулы Бонифация», тематический тренер специализации МГИ по интегративной семейной терапии. Сертифицированный экзистенциальный терапевт (Ассоциация «Просто Вместе» И. Млодик), ведущая клиентских и супервизорских групп. Специализации по медицинской психологии и семейной психотерапии МАПО (СПБ).

Соорганизатор РОО «Северная Гештальт Инициатива».

 

· ПРИГЛАШЕННЫЙ ВЕДУЩИЙ

МАРИЯ АНДРЕЕВА(г.Москва), ведущий тренер Московского Гештальт Института, автор и руководитель специализации «Долговременная Терапия Личностных Расстройств», практикующий терапевт, супервизор, тренер и преподаватель с 20 – летним стажем, сертифицированный гешальт-терапевт, коуч, тренер программ 1 – 2 ступеней Московского Гештальт Института, многочисленных клиентских проектов и интенсивов МГИ.

 

· ТЕМЫ СЕССИЙ (В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ!)

 

 

Сессия 1. Интегративный психодинамический подход.

14 стр., 6822 слов

Цели, задачи, личность психолога-консультанта

... философии «клиент-центрированной» терапии. Таким образом, в консультировании реализуются три основных принципа этого направления: Каждая личность обладает безусловной ... не на изменении; в) отстраненность психотерапевта; г) терапевт выступает в роли эксперта. Психиатры и клинические ... под «руководством» родителей, священников, скаутских вожаков и тренеров. Благодаря этому с течением времени они учатся ...

Диагностическая система координат.

 

· Интегративный психодинамический подход (Нэнси Мак – Вильямс, Стивен М. Джонсон и др.).

Эго психология, традиция объектных отношений и сэлф – психология.

· Клиническое мышление терапевта: «логика симптома» исходя из его этиологии и патогенеза.

· Типологическое и уровневое измерения личности.

· Уровень развития личности: степень психологического благополучия или нарушенности индивида.

· Тип организации характера: уникальность каждого человека.

· Диагностическая гипотеза: ограничения и возможности.

· Идентификация уровня зрелости/патологии характера: структура невротического уровня, пограничная структура, структура психотического уровня.

· Центральная проблема человека (безопасность, автономия или идентичность).

Личностное переживание тревоги (тревога уничтожения, сепарационная тревога, страх наказания, повреждения, потери контроля).

 

 

Сессия 2. Клиническое приложение интегративного подхода.

 

· Основной конфликт развития (симбиотический, сепарация-индивидуация, эдиповый).

Способность к объектным отношениям и чувство собственного «Я». Психологическая защита, как индивидуальный стиль борьбы с трудностями жизни.

· Первичные (примитивные) защитные и вторичные (высшего порядка) процессы.

· Отношение защит к характеру. Личностный профиль. Основные психотерапевтические стратегии работы с сопротивлением.

· «Внешняя» и «сущностная» специфичность личности пограничного уровня организации личности.

 

 

Сессия 3. Шизоидные личности.

 

· Эмоционально – поведенческие паттерны. Адаптивная и защитная организация Эго.

· Ранние отношения со значимыми другими. Субъективный опыт собственного «Я»: границы, ценности, аутентичность.

· Исследование собственных шизоидных паттернов. Творчество и закрытость.

· Шизоидность на различных личностных уровнях. Терапевтические подходы. Детали переноса и контрпереноса.

· Дифференциальный диагноз. Специфика и ограничения в работе с пациентами психотического уровня организации шизоидной личности. Настороженность терапевта.

 

 

Сессия 4. Нарциссические личности.

 

· Особенности аффектов и темперамента.

· Психологические зашиты и адаптация в социуме. Паттерны объектных отношений, построение длительных отношений с другими.

· Осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя. Ничтожность и грандиозность.

· Проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе.

14 стр., 6771 слов

Психологические особенности агрессивности личности при разном ...

... АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ .1 Организация изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля .2 Результаты изучения агрессивности личности при разном уровне волевого ... в зависимости от особенностей отношений подростков с родителями. Нужно упражнять надлежащие способы и средства коррекции брутального поведения личности как подростков, так и ...

· Рекомендации к ведению психотерапии. Сложности терапевтических отношений.

· Дифференциальный диагноз.

 

 

Сессия 5. Депрессивные личности.

 

· Потребности, желания, аффекты. Тестирование реальности и дефекты конструкции «Я — Мир». Защитные и адаптивные механизмы при депрессии.

· Специфика ранних детско – родительских отношений. Депрессивное собственное «Я».

· Стратегия и тактика терапевтического ведения. Опасности и ограничения в работе терапевта.

· Трансферентные и контртрансферентные явления. Исследование собственной депрессивной жизненной динамики.

· Дифференциальный диагноз. Навыки видения «депрессивных масок» и

«депрессивных угроз».

 

 

Сессия 6. Обсессивные и компульсивные личности.

 

· Драйвы, аффекты и темперамент. Когнитивные и поведенческие защиты.

· Особенности ранней детской травматизации. Проблемы идентичности.

· Исследование собственной обсессивно-компульсивной сферы, навязчивых и страхов и упорных действий.

· Сознательная уступчивость и бессознательное противодействие как проявления переноса и контрпереноса в терапии.

· Терапевтические рекомендации. Понятие о «зависимой» личности, основные направления ведения. Проблемы созависимости.

· Дифференциальный диагноз и стратегии адаптации.

 

 

Сессия 7. Истерические личности.

 

· Особенности эмоционального реагирования, истерическая неустойчивость аффекта.

· Ведущие защитные механизмы: репрессия желаний, страхов и боли.

· Ранние отношения с материнской и отцовской фигурами.

· Отношение к собственной личности и восприятие других.

· Базовые представления о формировании сексуальной идентичности.

· Исследование собственной «внутренней беспомощности» и истоков жизненного драматизма.

· Возможности и ограничения терапии. Терапевтический альянс и эффективное обращение с переносами и контрпереносами.

 

Сессия 8. Симбиотические личности. Патогенетическое понимание и клинические аспекты проблемы зависимостей.

· Этиология расстройства развития чувства отделенного стабильного self.

· Различие материнских реакций на сепарационные проявления ребенка и его агрессию к матери.

· Инкорпоративная интроекция внешних стандартов в «симбиотическом случае».

· Экзистенциальный аспект симбиотической проблемы.

· Терапевтические цели (эмоциональные, когнитивные и бихевиоральные).

· Дифференциальный диагноз. Зависимое расстройство личности.

2 стр., 868 слов

Дифференциальный диагноз истинных и ложных галлюцинаций.

... Восприятие- отражение действительности в ее внешних связях и отношениях. Расстройства восприятия:   Дифференциальный диагноз истинных и ложных галлюцинаций. Галлюцинации Проекция патологических образов Чувственная яркость, живость Чувство ...

 

 

· СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ