Что составляет предмет юридической психологии? В чем проявляется ее взаимосвязь с психологическими науками?

Кафедра юридической психологии

Учебная дисциплина – юридическая психология

Контрольная работа

Вариант 2

Выполнил:студент 3 курса

Заочной формы обучения

Направления подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Со сроком обучения 5 лет

Косюга Алексей Анатольевич

 

Саратов — 2016

Задача 1

Что составляет предмет юридической психологии? В чем проявляется ее взаимосвязь с психологическими науками?

— Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей .Многие процессы и явления, изучаемые юридической наукой, -указывает Б.Ф. Ломов, — не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов» индивидуального и группового поведения людей, закономерностей формирования стереотипов поведения, без анализа психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, характера, межличностных отношений и т.д.» В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучающей сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участников процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уголовным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила деятельности органов расследования, прокуратуры и суда при производстве по уголовным делам.

Основным содержанием уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами, является процесс расследования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанавливается истина по делу. То есть, доказывание истины в уголовном процессе представляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и особенностями психолого-гносеологического характера. Как справедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в решении наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внутреннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства» . Аналогичных взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты процессуального права вообще не могут быть познаны с достаточной глубиной без применения закономерностей, установленных судебной психологией» Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуального закона, таких, как независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объективность установления истины и принятия судебных решений. Поэтому при анализе норм уголовно-процессуального закона, регулирующих процесс доказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых, отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. И, во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных влияний процессы мышления, памяти, принятия решений различными участниками уголовного процесса И хотя законодатель не прибегает к собственно психологическим терминам, процедура расследования (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный человечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в установлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезную помощь правоохранительной деятельности будет оказывать психологическая наука, которая должна перейти от распространенного психологического комментария отдельных явлений или процессов, психологического всеобуча работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной деятельности как единой целостной системы. Психологическое обеспечение уголовно-процессуальной деятельности (поэтапное психологическое сопровождение ее стадий) в виде постоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохранительной деятельности в стране. А это в свою очередь предполагает создание психологической службы в системе правоохранительных органов, укомплектованных соответствующими специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную, но самое главное — постоянную практическую помощь работникам этих органов, например, при выезде на место происшествия, во время проведения обыска и других следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, при проведении профилактических мероприятий и т.п. Аналогичным образом можно проследить тесную связь юридической психологии и гражданского процесса, который осуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что и уголовный процесс: независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства. Хотя гражданский процесс имеет и свои особенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зрения. Например, если в уголовном процессе материалы предварительного следствия уже содержат модель подлежащего исследованию правонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе подготовки дела» .Тесные междисциплинарные связи также имеют место между юридической психологией и наукой уголовного права в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. Например, к ним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъективной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам. Уголовный кодекс РФ, введенный в действие в 1997 г., содержит целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость; деяние, совершенное по легкомыслию; несоответствие психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам, психическое принуждение; особая жестокость и т.д. Этот перечень подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований в области уголовного права с психологической наукой и ее прикладной отраслью — юридической психологией. Подобные связи юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданское право. Так, проблема компенсации морального вреда в случае причинения гражданину нравственных страданий не может быть всесторонне исследована и решена без учета психологического фактора, тем более что суды должны оценивать все это с учетом индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред. Не менее актуальной в гражданском праве становится проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им решений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).

6 стр., 2757 слов

Правосознание как форма общественного сознания

Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно ...

2 стр., 942 слов

14.Психология лечебного процесса

... и мотивов, взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых механизмов психологической защиты. При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические характеристикиличности: отношения; самооценка; мотивация. а) Личность ...

Все еще недостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права (законодательства).

Самая тесная связь юридической психологии установилась с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интеграционном процессе необходим более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше применительно к уголовно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологического обеспечения внедрения и реализации рекомендаций криминалистики (и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельность правоохранительных органов. Для этого необходимо: более широкая и квалифицированная методическая (по сравнению с настоящим положением) помощь специалистов (экспертов)-психологов в процессе расследования (рассмотрения) уголовных дел; введение института судебного психолога в систему республиканских, областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохранительных органов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов в проведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповых преступлений. Весьма тесная связь существует между юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно те особенности личности преступника, которое связаны с его преступным деянием, объясняют его совершение (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности).

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан ... возраста гражданина, так и от состояния его здоровья, в результате чего в отличие от правоспособности дееспособность отдельных граждан может оказаться неодинаковой. По объему дееспособности ...

Традиционные связи поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нормой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие такого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

 

 

Задание 2.

Закончите предложение: «Составление обобщенной психологической характеристики человека на основании интеграции ее элементов, установленных различными средствами и методами, – это …» Покажите возможности использования данного метода в работе юриста

это метод беседы, основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее, она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения. Во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диалоге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать. Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом ее начале. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

 

Задание 3.

Перечислите психологические признаки правосознания.

Признаки правосознания.

Ни одно явление, в том числе и мораль, не оказывает воздействия на право, если предварительно не отражается в правосознании. Правосознание — это своеобразный фильтр, через который пропускаются факторы, влияющие на право.
Правосознание — совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов в которых выражено отношение к действующем, желаемому и создаваемому праву.
Будучи одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью), правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и определяется в конечном счете материальными условиями жизни общества. В тоже время оно характеризуется относительной самостоятельностью. Это выражается, во-первых, в том, что правосознание может отражать не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Во-вторых, правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает одно и тоже явление, например, с нравственным сознанием оценивая право с точки зрения добра и зла. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки.
Признаки правосознания, составляющие его сущность.
1) Это одна из форм (сфера, область, вид) общественного сознания, существующая наряду и в тесной взаимосвязи с политическим, экономическим и другими видами сознания.
2) Оно имеет особый предмет отражения — правовые явления (правовую действительность):
а) существующее в обществе позитивное право (своей страны и зарубежных стран);
б) должное (по мнению носителя правосознания) право (естественное право);
в) право ушедших времен (история права) и других народов (зарубежных стран);
г) деятельность людей и организаций, связанную с правом (в том числе собственную): правотворчество, реализация права, правовая политика государства, юридическая практика;
д) источники права (в нашей стране, прежде всего, законодательство);
е) правосознание других лиц и собственное (самосознание).
3) Правосознание имеет специфические средства отражения действительности: особый язык, включающий специальные юридические понятия (норма права, источник права, ответственность, вина и т.д.).
Структура правосознания.
Внутри любого правосознания выделяются следующие структурные элементы, которые отражают глубину осознания правовых явлений:
1) Правовая идеология — это систематизированные правовые идеи, убеждения, представления, суждения, понятия, вырабатываемые, прежде всего, в процессе теоретического осмысления правовых явлений. Идеология может быть поверхностной, бытовой и научной (теории, выработанные юридической наукой).

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... является активной, провоцирующей стороной. Часто бывает раздражительным, угрюмым, необщительным. Среди положительных черт характера: добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей. 5. Застревающий тип. Отличается склонностью ... спустя примерно 30 лет, оказалось, что в целом Кречмер был все-таки прав: поскольку тип строения тела человека на самом деле является врожденным, а люди ...

Идеологию называют рациональным компонентом правосознания.
2) Правовая психология — это чувства, эмоции, настроения, желания, переживания, привычки (совесть, стыд, патриотизм, гражданственность).

Это непосредственное, теоретически не осмысленное, не выступающее в виде обобщенной системы отношение к праву и другим правовым явлениям.
3) Сложные поведенческие элементы, включающие как идеологию, так и психологию:
мотивы поведения (корысть, эгоизм, личная или общественная заинтересованность);
внутренние установки (предрасположенность, готовность) на какое-то поведение (нетерпимое или равнодушное отношение к правонарушениям).
Установки объединяются в систему личностных ориентаций и характеризуют жизненную позицию человека, его правовую ориентацию. Они основываются как на чувствах, так и на идеологии.
Виды правосознания по субъектам.
1) Правосознание всего общества, т.е. то сознание, которое преимущественно господствует среди большинства членов общества. Оно представляет собой систему, состоящую из правосознания групп и лиц, входящих в это общество. Общественное правосознание включает в себя знания, накопленные уже ушедшими поколениями, зафиксированные в книгах и источниках права.
2) Правосознание отдельных социальных групп (классов) общества (буржуазии, рабочего класса, городского или сельского населения, людей определенного возраста, трудового коллектива и т.д.).

10 стр., 4748 слов

Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера 2

... характера. ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА 1.1 Определение характера Характер (от греч. charaktкr -- печать, чеканка, зарубка) - подструктура личности, ... Акцентуации характера 2.1 Структура характера 2.2 Типы акцентуаций характера Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Характер - ... которыми определяется весь образ его действий. Черты характера это те существенные свойства человека, ...

Это так же система, складывающаяся из правосознания отдельных индивидов, входящих в данную социальную группу (класс).
3) Индивидуальное правосознание отдельного лица.
Виды правосознания по объему и качеству знаний
По глубине и профессиональности познания правовых явлений выделяют виды правосознания:
1) Обыденное правосознание лиц, не изучавших право специально, знакомого с ним по опыту повседневной жизни, из средств массовой информации.
2) Профессиональное правосознание лиц, получивших специальное юридическое образование (среднее или высшее) и занимающихся реализацией права в силу своей профессии.
Включает, как правило, знания о действующем праве и методах, средствах его реализации.
3) Научное правосознание лиц, занимающихся изучением права с использованием специальных научных методов.

 

 

Задание 4

Чем отличаются настроение, фрустрация, посттравматическое стрессовое состояние, стресс от аффекта? Чем отличается физиологический аффект от патологического аффекта? Покажите различия установления физиологического и патологического аффекта судебно-экспертными средствами.

Отличаются чувства от эмоций тем, что:

— чувства являются более емким и в большей степени социально, интеллектуально насыщенным проявлением психики по сравнению с эмоциями.

— если эмоции чаще всего ситуативно обусловлены, то чувства в отличие от них в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний.

Отличие настроение от аффекта:

В отличие от аффектов, настроения могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе

Отличие фрустрация от стресса:

Существенное отличие стресса от фрустрации состоит в том, что трудности, которые создают стрессовое состояние, в целом преодолимы, они не становятся неустранимой преградой на пути, как в случае фрустрации. Но эти трудности связаны с важнейшими потребностями, и от того, насколько успешно они пройдены, нередко зависит безопасность, а порой и сама жизнь. Даже если ситуация в действительности не настолько сложна, но человек воспринимает её как опасную, — значит, он переживает стресс. Точно так же и с фрустрацией. Возможно, препятствие, возникшее на пути к цели, вполне можно обойти, но если оно воспринимается как непреодолимый барьер, то налицо фрустрация.

10 стр., 4610 слов

Вербальные и невербальные средства общения. Личность — понятие, ...

... или случайный характер. [править]Понятие личности в религии [править]Христианство В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 1003 дня]: 1. Три Лица Святой Троицы ... утверждение о принципиальной враждебности общества и личности. [править]Атрибуты личности · Воля (см. также: Свобода) · Разум · Чувства [править]Понимание личности в социальных науках Согласно В. А. Ядову, в ...

Отличие посттравматическое стрессовое состояние от страдания

Страдания — это чувства, эмоция человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье.

Посттравматические стрессовые расстройства — ПТСР (posttraumatic stress disorder — PTSD).

— это постстрессовые нарушения психики, негативные психологические последствия пережитого субъектом сильного эмоционального стресса под воздействием событий, выходящих за пределы обычного человеческого опыта (массовая гибель людей во время природных катаклизмов, экологических катастроф, боевых действий, вооруженных нападений, терактов, под воздействием ионизирующей радиации, отравляющих веществ и т.д.).

Чем отличаются, стресс от аффекта

Стресс вообще — реакция организма на внешнее воздействие, его еще называют общим адаптационным синдромом.

Аффект же — взрывообразный процесс эмоциональной оценки ситуации, сопровождающийся зачастую повышенной двигательной активностью. Яркий пример- взрыв ярости как реакция на вызывающую возмущение ситуацию. Точно так же аффектом может быть испуг, сильное удивление или радость-ликование.

Отличие в том, что стресс находится в области физиологии, а аффект — психологии.

В настоящее время суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел, определяя размеры компенсации морального вреда, стали чаще обращать внимание на вопросы, относящиеся к установлению признаков, которые подтверждают пережитые субъектом физические или нравственные страдания.

Подобная судебная практика в полной мере соответствует требованиям закона. Так, в ст. 151 ГК РФ судам предписывается при решении вопросов, связанных с компенсацией морального вреда, учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», специально посвященном вопросам компенсации морального вреда, указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина .

Этот новый вид судебно-психологической экспертизы, сравнительно недавно появившийся в нашей стране, за рубежом проводится уже давно. В связи с его новизной и фактическим отсутствием опыта, инструктивных и методических материалов суды склонны присуждать либо отказывать в присуждении морального ущерба практически «на глаз», руководствуясь не доказательной базой, а своими представлениями о том, что такое моральный вред и каковы его признаки. В действительности только эксперт-психолог может установить наличие либо отсутствие признаков причиненного личности морального вреда.

9 стр., 4162 слов

Организованная группа и преступная организация как форма соучастия

... непосредственно принявших участие в его совершении (соисполнительство), либо организованной группой, либо преступной организацией. Участники организованной группы и преступной организации признаются исполнителями независимо от их роли в ... на виды произведено с использованием такого критерия, как различие в характере поведения соучастников преступления, а деление на формы - с использованием ...

На разрешение данного вида экспертизы наши специалисты рекомендуют ставить следующие вопросы:

1. Имеются ли, а если имеются, то каковы индивидуально-психологические особенности личности подэкспертного, которые могли бы оказать существенное влияние на глубину и интенсивность субъективных переживаний им действий и высказываний ответчика?

2. В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показателях психического состояния и деятельности подэкспертного?

3. Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей подэкспертного, не нанесен ли ей ущерб?

4. Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений личности подэкспертного, а если имеются, то в чем они заключаются?

5. Если такие изменения обнаружены, то состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика?

Основание иска: согласно ст. 1100 ГК РФ виновное совершение противоправного деяния, повлекшего причинение истцу физических и нравственных страданий.

Доказыванию подлежат: 1) степень вины; 2) характер причиненных страданий; 3) наличие у потерпевшего индивидуальных особенностей, так как эти обстоятельства учитываются судом при определении размера компенсации (ст.ст. 151, 1101 ГК РФ).

 

Перечислите типы темперамента. Покажите специфику формирования следователем психологического контакта с допрашиваемым в зависимости от типа его темперамента

— Акцентуация характера — это когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы .

Виды акцентуаций характера

1. Гипертимный тип характера (большая подвижность, активность, избыточная общительность, повышенная речевая продуктивность, стремление к лидерству)

 

 

2. Неустойчивый тип акцентуации характера, нередко выступающий как смешанный гипертимно-неустойчивый тип. Они довольствуются примитивными развлечениями и живут без каких-либо устойчивых жизненных планов на будущее. Их эмоции крайне нестабильны.

3. Циклоидный тип акцентуации. Субъекты, характер которых отличается свойствами циклоидной акцентуации, чаще других без видимых причин бывают раздражительны, в большей мере подвержены апатии, беспричинным переменам настроения без какого-либо серьезного повода. То они весьма деятельны и болтливы, то вдруг становятся медлительными, скупыми на слова, подавленными.

4. Сенситивный тип акцентуации. Лица, наделенные свойствами сенситивной акцентуации, отличаются чрезмерной чувствительностью, повышенной впечатлительностью. У них резко выражено чувство собственной неполноценности, снижен уровень притязаний. В поведении они робки, излишне застенчивы, замкнуты. Их слабым звеном является обостренное восприятие отношений к ним со стороны окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, в которой они становятся объектом насмешек, подозрений в каких-то неблаговидных поступках, несправедливых обвинений. По этой причине лица данного круга могут совершить самоубийство даже по ничтожному поводу.

12 стр., 5928 слов

Психологические особенности личности. Темперамент и характер

... способности, характер, воля, эмоции, мотивация. Понятие личности в психологии Определение личности. В широком плане личность человека ... потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних ... составляющими личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), ...

5. Психастенический тип акцентуации характера, напоминающий своими отдельными чертами (повышенная чувствительность, впечатлительность, замкнутость, застенчивость), сниженным уровнем стрессоустойчивости (толерантности к стрессу) сенситивный тип акцентуации. Однако главной отличительной чертой психастенического варианта характера является повышенная тревожность, мнительность. Поэтому такой характер нередко называют еще тревожно-мнительным. Причем применительно к личности таких субъектов тревожность рассматривается не только как психическое состояние, в котором они нередко пребывают по поводу самых различных, порой совершенно малозначительных, обстоятельств, но и как ведущее свойство их характера, накладывающее свой заметный отпечаток на принятие ими решений, на их поведение в целом. Из-за этого такие люди гораздо труднее бывают для самих себя, чем для окружающих .

6. Эпилептоидный тип, названный так за чисто внешнее сходство некоторых его черт с отдельными чертами характера эпилептиков: их гневливостью, раздражительностью, вспыльчивостью, склонностью к импульсивным поведенческим реакциям. Это один из самых трудных и неблагоприятных для социальной адаптации, воспитательного воздействия и социальной коррекции типов людей, занимающий второе (после неустойчивого типа) место по количеству лиц, подверженных противоправному поведению .

7. Паранойяльной акцентуации. Данный тип акцентуации в чем-то даже несколько похож на эпилептоидный тип, поскольку также негативным образом влияет на процесс социальной адаптации личности, на совместное социальное сосуществование застревающей личности с окружением.

Однако лица, наделенные свойствами характера по данному типу, выделяются, прежде всего, своей аффективной захваченностью, одержимостью какой-либо сверхценной, на их взгляд, идеей, которая становится для них доминирующей. Как правило, у них ранимое самолюбие, выраженное честолюбие, завышенная самооценка. Их поведение отличается самоуверенностью, временами переходящей, особенно когда их мнение не разделяют другие, в заносчивость. А поскольку большинство, которое их окружает, равнодушно к их одержимости, лица данного круга начинают подозревать, как говорится, всех и вся в различных кознях против них, и постепенно подозрительность у них из состояния становится устойчивой особенностью их личности, приобретая всеохватывающий характер, подчиняющий себе все, что есть в таком субъекте.

 

8. Шизоидный тип характера. Наиболее существенными чертами данного типа людей являются их замкнутость, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих, неспособность или просто нежелание устанавливать и поддерживать с ними неформальные контакты, сниженная потребность в общении, равнодушие даже по отношению к своим близким.

Задание 5.

Перечислите типы темперамента. Покажите специфику формирования следователем психологического контакта с допрашиваемым в зависимости от типа его темперамента.

Темперамент характеризует тип нервной системы человека. Представ­ляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово «темперамент» произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четы­рех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название тем­пераментов: кровь (сангвие) — сангвиник; слизь (флегма) — флегматик; желтая желчь (холе) — холерик; черная желчь (мелано холе) — мелан­холик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ.

Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темпера­мент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной сис­темы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума»*. Складывается тип темперамента на основе со­отношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов**, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флег­матику выдержка и самообладание; холерику— страстность, актив­ность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холе­рика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость. Существуют формальные, так и неформальные приемы и методы оценки.

К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюде­ние и беседу, анализ документов, изучение биографии, различные тесты.

К неформальным — сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы. Если в первом случае работ­ник юридического труда ставит процесс опенки под свой контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором — этот процесс осуществляется на уровне подсознания.

Первые шаги в научном изучении человека как личности сделал две с половиной тысячи лет назад гениальный греческий врач и исследова­тель Гиппократ. Результатом его исследований явились данные о четы­рех темпераментах. На протяжении многих столетий предпринимались многочисленные попытки критики полученных результатов Гиппок­рата, однако они в основном сохранились до наших дней, Мы уже отметили, что темперамент, характер и способности составляют психо­логическую основу личности. Именно поэтому эти структурные ком­поненты являются центральными во всех схемах изучения личности. Данное утверждение относится к схемам А.Г. Ковалева. К.К. Платонова и многих других исследователей. Однако эти схемы нацеливают исследователей на изучение личности только как социального феномена и слабо учитывают специфику деятельности, которой занята эта лич­ность. Использование этих схем в условиях профессиональной деятель­ности (в том числе юридической) дает очень мало результатов. Изучение практики внедрения научных методов в систему оценки руководящих кадров показало, что такого типа схемы должны прежде всего базиро­ваться на системе профессиональных действий и операций Сбор информации и оценка личности осу­ществляются в процессе общения. Поэтому рассмотрим некоторые осо­бенности этого процесса.

В процессе общения люди обмениваются знаниями, опытом, переда­ют друг другу различную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, определенного единства в отношениях к фактам, событиям, идеям, к другим людям и самим себе. Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функциониру­ют в основном на подсознательном уровне.

 

 

Задание 6. В чем различия импульсивных преступных действий от преступлений как волевых действий? Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.

Личность насильственного преступника характеризуется , как правило , низким уровнем социализации , отражающим проблемы и недостатки трех основных сфер воспитания : семьи , школы . производственного коллектива . Мотивационная сфера этой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с большинством представителей окружающей среды , оправданием себя. Алкоголь в такой группе , как правило , является катализатором , активизирующим преступную установку . При системно-структурном подходе к анализу генезиса отклоненного поведения установлено , что около 85 % преступлений против личности совершается лицами , связанными с потерпевшими деловыми , родственными о, интимными и другими отношениями , и преступление является конечной фазой конфликта , возникшего в результате этих отношений . Весьма актуальным для профилактики насильственных правонарушений было бы осуществление наблюдения за психическим состоянием эмоционально неустойчивых лиц ( для выявления эффектов в скрытой форме) и коррекции этих состояний , осуществляемой специальной психологической службой. Анализ микросоциума способствует составлению объективной характеристики личности преступника : раскрывает уровень социализации .Актуальным для криминальной психологии являются исследования так называемых маргинальных личностей , основными характеристиками которых является внутренняя социальная нестабильность .Для маргиналов характерна неспособность достаточно глубоко и полно освоить культурные традиции и выработать соответствующие социальные навыки поведения в той среде , в которую они оказались внедрены : житель сельской «глубинки » вынужденный жить и работать в большом городе , взрослый человек , переселившийся в местность с незнакомыми ему традициями и обычаями .Маргинальная личность испытывает высокое социальное напряжение и легко вступает в конфликт с окружающей социальной средой.

Для мотивированной же сферы правонарушений по неосторожности характерны преступная самонадеянность и небрежность, в результате которых правонарушитель либо своевременно не замечает аварийной ситуации, либо легкомысленно надеется её предотвратить недостаточно надежными средствами. Их отличает высокая импульсивность и склонность к необоснованному риску.

Психологические аспекты явлений преступности связаны с проблемой ответственности личности. Принято считать, что набор ролевых обязанностей личности в системе социальных отношений характеризует весь диапазон её ответственности. Однако, поскольку процесс осознания личностью своей ответственности определяется многими факторами, субъективная ответственность иногда расходится с объективной. Подлинная внутренняя ответственность личности подразумевает её активную жизненную позицию и усиление удельного веса самоуправления в обществе.

 

Задание 7 Проведите сравнительный анализ психологических характеристик корыстных и насильственных преступников

Практика показывает, что для различных видов преступлений (корыстных, насильственных, неосторожных) характерны различные искажения в мотивационной сфере правонарушителя. Совершение именно данного поступка субъектом обуславливается как внешней ситуацией (объективный фактор), так и установками субъекта, одна из которых на уровне сознания превращается в умысел (субъективный фактор).

Эти установки аккумулируют прошлый жизненный опыт субъекта, являются результатом его воспитания, влияния семьи, определенной социальной группы и т. д.

Одним из существенных компонентов причинного комплекса преступности является неудовлетворение запросов людей как участников сферы потребления, обусловленное отставанием производства от платежеспособного спроса населения. На сегодняшний день общепризнано, что разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях и услугах и возможностями их реализации приводит к возникновению социально негативных последствий. Следует различать здесь по меньшей мере два варианта формирования преступного поведения.

Оно происходит аналогично уже рассмотренному нами воздействию социального противоречия в сферах труда и распределения, то есть дефицит предметов потребления и услуг влияет на психологию населения, порождая негативные социальные установки, что сказывается на уровне преступной активности населения. Дефицит услуг сказывается на состоянии насильственной преступности: слабое развитие бытового обслуживания ведет к повышению напряженности в отношениях между людьми, формированию конфликтного социально-психологического климата. По результатам исследований в регионе с менее развитыми бытовыми услугами число конфликтов в этой сфере больше, чем в других

Личность насильственного преступника характеризуется, как правило, низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки основных сфер воспитания: семьи, школы, профессионально-технического училища, производственного коллектива. Мотивационная сфера этой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с частью представителей окружающей среды, оправданием себя. Алкоголь здесь является в большинстве случаев катализатором, активизирующим преступную установку.

При выяснении механизма образования преступного умысла необходимо сочетать знание общих закономерностей преступности с глубоким изучением личности преступника. Последнему во многом способствует знакомство с социальными группами, членом которых является данный индивидуум. Изучение структур взаимоотношений, бытующих в ближайшей среде этого лица, знание психологии социальных групп, членом которых является эта личность, необходимы для раскрытия связи личности и общества, связи индивидуального и общественного сознания. Общественное лицо любого человека во многом обусловлено содержанием его микромира, психологическая структура которого служит мощным катализатором индивидуального поведения. Очень часто характер поведения зависит от содержания соответствующих норм пове-дения окружающей среды.

Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальной средой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Часто происходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, слабым уровнем общей культуры, легко возбудимых, склонных к конформизму с лицами, находящимися в толпе. Хулиганские проявления одного человека могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам.

 

 

Задание 8 Перечислите отличительные признаки организованной преступной группы от сплоченной организованной группы (организации).

Группы типа компании, состоящие из двух и более лиц, заранее, по предварительному сговору договорившихся совместно совершить преступление. Такой сговор происходит относительно места, времени или способа совершения преступления. Данная форма соучастия может сочетаться как с обычным соисполнительством, так и с соучастием в прямом смысле этого слова, т.е. с распределением ролей. Подобные группы обычно возникают из случайных групп, особенно если последним удается остаться неразоблаченными. В таких группах, хотя и не сформировались до конца ее структурные элементы, система подчинения, пока нет еще четко признанного всеми лидера (вожака), тем не менее, уже выделяется из наиболее активных ее членов руководящее ядро, возрастает значимость взаимоотношений между членами группы в связи с совершением ими преступлений. Однако участники таких групп еще не чувствуют острой необходимости в более сложной организации. Межличностные отношения у них строятся в основном на личных предпочтениях и симпатиях, эмоциональных связях. Подобные преступные группы обычно состоят из воров, мошенников, грабителей, разбойников. И все же, поскольку преступные группы данного типа более организованны по сравнению со случайными, — их члены проявляют большую сплоченность в ходе противодействия усилиям правоохранительных органов. Для соучастников преступных групп типа компании мнение ее членов, особенно руководящего ядра, значит уже больше. Поэтому показания об их личной и групповой преступной деятельности у них получить бывает труднее. Вместе с тем сплоченность членов таких групп не настолько высока, чтобы невозможно было преодолеть связывающую их круговою поруку и добиться от них правдивых показаний. Данный тип преступной группы является как бы промежуточным между случайными и организованными преступными группами. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под организованной группой, предусмотренной в качестве квалифицирующего признака следует понимать устойчивую группу из двух и более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких преступлений. Как правило, такая группа тщательно готовит и планирует преступление, распределяет роли между соучастниками, оснащается техникой и т.д. . По мнению известного исследователя организованной преступности А.И. Гурова, организованная устойчивая группа (или, как он ее называет, группировка) имеет четко выраженную иерархию. Состав таких преступных групп (группировок) может доходить до нескольких десятков участников. В них есть лидер, руководящее ядро, состоящее из нескольких человек, строго соблюдается принцип единоначалия. Главарь планирует и готовит преступления, распределяет роли между участниками. В зависимости от характера преступной деятельности группировка делится на несколько звеньев, обеспечивающих ее жизнедеятельность: боевики, группы прикрытия, разведчики и т.д. Организатора участники группы (группировки), как правило, знают в лицо. Такого рода объединения, — существуют продолжительное время, занимаясь преступлениями как бизнесом. Чаще всего это контрабанда, вымогательства, хищения, кражи автомашин, разбои. Отсюда возникает потребность в специалистах разной квалификации, что и определяет число участников группировки, создавая достаточно обширную периферию (внешние контакты).

Ярким примером такой организованной, устойчивой группы может служить банда, т.е. организованная, устойчивая вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации.

Банда, как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ, может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения . Таким образом, обязательным признаком банды как устойчивой группы является вооруженность ее членов (ст. 209 УК РФ), предполагающая наличие у них огнестрельного или холодного оружия, различного рода взрывных устройств, а также газового или пневматического оружия. Для признания того, что банда вооружена, достаточно, чтобы оружие было хотя бы у одного из ее членов при осведомленности об этом других участников данного преступного формирования. Обычно численность банды редко превышает 10 человек. Среди различных организованных преступных группировок банда отличается самым высоким уровнем своей организованности, строжайшей соподчиненностью, беспрекословным подчинением главарю. Как писал B.C. Овчинский, бандитизм является наиболее концентрированным проявлением организованной преступности. В банде есть атаман, контрразведка, иерархия отношений, строжайшее подчинение и неминуемая расправа за неповиновение и ослушание, а тем более за попытку отказа от продолжения преступной деятельности. Примером подобной организованной преступной группы может служить банда братьев Ларионовых А. и С, длительное время орудовавшая в Приморье. Ее структура наглядно демонстрирует такой характерный признак, как своеобразное разделение труда между ее членами (см. рис. 2).

Об устойчивости организованных преступных групп (группировок) свидетельствуют следующие признаки: o стабильность, замкнутость, постоянство, обособленность преступной группы как средство ее самосохранения, общность взглядов, социальных установок негативного характера, схожие эгоистические интересы, порождающие психологическую сплоченность, ценностноориентационное единство, групповое стремление к достижению поставленных преступных целей, формирующие единство умысла участников совершения преступлений; o тесная взаимосвязь, непосредственная контактность между членами организованной преступной группы (банды), постоянно поддерживаемые личные отношения, приобретшие характер ответственной зависимости между ними; o согласованность их действий, построенная на хорошо продуманной системе распределения ролей и функциональных обязанностей между членами такого криминального формирования, на надежной системе связи, взаимовыручки, конспирации и контроля между ними; o постоянство форм и методов организованной преступной деятельности, способов совершения, как правило, однотипных насильственно-корыстных преступлений; o длительность существования организованной преступной группы (банды), количество совершенных ее членами преступлений. Характерной чертой устойчивой организованной преступной группы (банды) является также насильственный, принудительный характер отношения к лицам, стремящимся выйти из-под влияния группы, пренебрегающих групповыми взглядами, отказывающимся выполнять действия, которые навязываются лидерами группы. В таких группах насилие в отношении ее членов является способом, обеспечивающим ее существование, поддержание определенного психологического микроклимата в группе, характеризующегося своей жестокостью и взаимной подозрительностью. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что любой преступной группе сопутствует круговая порука среди ее членов, сущность которой состоит в их взаимной поддержке друг друга в целях противодействия усилиям правоохранительных органов. О существовании круговой поруки обычно свидетельствуют: однотипность, односложность ответов допрашиваемых лиц на уточняющие вопросы, запамятование ими таких событий, которые объективно невозможно забыть, несоответствие сообщаемых сведений бесспорно установленным фактам, ложь по пустякам и т.п. Стремясь нейтрализовать противодействие лиц, охваченных круговой порукой, прежде всего необходимо выявить лиц, менее других заинтересованных в сокрытии противоправных действий. Эффективным способом разрушения круговой поруки является разобщение ее наиболее активных участников, локализация их деятельности, направленной на то, чтобы помешать усилиям правоохранительных органов, выведение из-под влияния организаторов круговой поруки остальных участников преступной группы.

 

Задание 9. В чем сходство и различие таких методов психического воздействия на подследственного, как внушение и убеждение?

В философской литературе процесс формирования убеждения передается формулой «познано—понято—пережито—принято за истину». Например, В. Ф. Бохан переносит эту формулу на формирование судейского убеждения с некоторыми дополнениями, а именно: «познано—понято—пережито—принято за истину—подготовлено решение». Составные части этой формулы он рассматривает как элементы судейского убеждения. Н. Л. Гранат и Ю. Н. Погибко полагают, что приведенная выше формула должна иметь выражение «познал—определил ценность—принял как истину—принял решение».

В гносеологическом аспекте процесс формирования судейского убеждения развертывается в системе «незнание—знание»: от вероятностного знания — к знанию истинному и достоверному, полученному в результате исследований совокупности доказательств.

Так, решая вопрос о предании обвиняемого суду, судья предполагает два окончательных вывода по делу: обвинительный тезис, сформулированный в обвинительном заключении, может подтвердиться или не подтвердиться в судебном разбирательстве. Оба мнения как вероятностные предположения результата доказывания представляются для судьи равнозначащими. В ходе доказывания одно из них перерастает в достоверный, истинный вывод, исключающий любое иное решение по уголовному делу.

В психологическом аспекте существенным для процесса формирования судейского убеждения является перерастание сомнения (как следствия вероятностного знания) в убежденность судьи, характеризующую достоверность полученных знаний и готовность действовать в соответствии с ними.

Сказанное позволяет наметить следующие этапы формирования убеждения: а) предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду; б) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий; в) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве; г) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты и, наконец, д) окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллективного убеждения. Два первых этапа характеризует убеждение в гносеологическом аспекте как вероятностное знание, а в психологическом — наличие сомнений. В ходе судебного следствия судья, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений, подтверждает вероятные предположения или приходит к выводу, что они были необоснованными. На двух последних этапах происходит окончательное формирование судейского убеждения. Безусловно, это деление имеет схематический характер. Но сейчас важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения не только основывается на исследовании собранных доказательств, но и является выражением личностной позиции судьи, его этических взглядов, профессионального правосознания, требований закона Как организатор процесса судья должен обладать высоким уровнем организованности, целеустремленностью, настойчивостью, собранностью и другими волевыми качествами. Кроме того, председательствующему в процессе необходимо иметь незаурядные организаторские способности, которые реализуются в сложных условиях состязания между сторонами уголовного процесса.

Методы внушения (суггестии) с их основным средством воздействия — словом — могут помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение, в отличие от убеждения, — это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт или психиатр. Выделяют два способа проведения внушения: словесное — путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.

Механизм самовнушения заключается в реализации осужденным заданной воспитателем схемы. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять. Механизм самовнушения схож с механизмом психологической тренировки, при которой воспитатель стремится развивать у осужденных стремление заниматься определенной деятельностью (например, выработка адаптационных механизмов к ближайшему окружению).

 

Задание 10 Чем отличается компетенция судебно-психологической экспертизы от компетенции судебной психолого-психиатрической экспертизы?

— Психиатр выявляет наличие/отсутствие психической патологии, производит диагностику, определяет степень сохранности отдельных сфер личности, а психолог устанавливает, как повлияли болезненные изменения на способность субъекта в полной мере осознавать фактическое содержание юридически значимых действий и на способность в полной мере сознательно руководить ими.

 

 

Задание 11 На конкретном примере покажите возможные поводы и приведите вопросы экспертного задания судебно-психологической экспертизы потерпевших по делам об изнасиловании.

Юридическое значение судебно-психологической экспертизы способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий или оказывать сопротивление виновному определяется необходимостью определения беспомощного состояния судебно-следственными органами. Беспомощное состояние является квалифицирующим признаком состава преступления по ч. 1 ст. 131 УК РФ («Изнасилование») и ч. 1 ст. 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера»).

Беспомощное состояние может быть обусловлено целым рядом причин, которые в конечном счете могут быть сведены к физическим и психическим (в широком смысле) факторам [7]. К предмету судебно-психологической экспертизы не относится физическая беспомощность, наступающая в силу физических недостатков, бессознательного состояния, некоторых соматических заболеваний и т. п. Однако сфера компетенции судебного эксперта-психолога не охватывает и все виды психической беспомощности. В случаях, когда беспомощное состояние является следствием психического расстройства (хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного временного болезненного состояния психики), назначается судебно-психиатрическая экспертиза, которая решает экспертные вопросы, исследуя и медицинский, и юридический критерии. В тех же случаях, когда беспомощное состояние потерпевших обусловлено психологическими факторами, не относящимися к психической патологии, проводится судебно-психологическая экспертиза, которая исследует исключительно юридический критерий беспомощного состояния. Смысл самого юридического критерия раскрывается в п. 5 постановления № 4 Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. «о судебной практике по делам об изнасиловании» [1], где беспомощное состояние потерпевшей определяется как «неспособность понимать характер и значение совершаемых с нею преступных действий или оказывать сопротивление виновному». В случае экспертного вывода о том, что потерпевшая по делу об изнасиловании или потерпевший (потерпевшая) по делу о насильственных действиях сексуального характера не были способны понимать характер и значение совершаемых с ними действий либо оказывать сопротивление, судебно-следственные органы вправе сделать вывод о ее (его) беспомощном состоянии в криминальной ситуации, и, при условии доказанности того факта, что преступник действовал, сознавая беспомощность потерпевшей или потерпевшего (установление этого обстоятельства является исключительной прерогативой судебных и следственных органов), может квалифицировать ч. 1 ст. 131 или ч. 1 ст. 132 УК РФ, которые предусматривают лишение свободы на срок от трех до шести лет.

Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения

судебно-психологической экспертизы

Основной вопрос судебно-следственных органов, решаемый в данном виде судебно-психологической экспертизы:

«Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?»

Юридическое определение беспомощного состояния четко фиксирует его основные критерии, однако при этом не раскрывает их психологического содержания.

Юридический критерий беспомощного состояния потерпевших, равно как и большинство юридических критериев в других предметных видах экспертизы, состоит из двух взаимосвязанных психологических компонентов: один из них — «способность понимать характер и значение действий преступника» — относится к процессам осознания юридически значимых событий, а другой — «способность оказывать сопротивление» — к психологическим механизмам произвольной регуляции собственного поведения в юридически значимой ситуации.

В работах М. М. Коченова [4], Л. П. Конышевой [3] в качестве необходимых компонентов сохранности способности потерпевших к

пониманию характера и значения совершаемых с ними действий выделяются:

1) специфический жизненный опыт потерпевшей, включающий прежде всего осведомленность в области сексуальных отношений, регуляции половой жизни;

2) осознание уже на ранних стадиях развития криминальной ситуации сексуальную направленность действий преступника:

3) адекватная морально-этическая, нравственная оценка происходящих событий, сформированность способности к пониманию социального значения совершаемых с нею действий.

Информированность потерпевшей в вопросах пола (включающую понимание существа сексуальных отношений между полами, принятых форм их проявлений, одобряемого общественной моралью начала половой жизни, физиологии половых отношений, зачатия, деторождения, функциональных особенностей мужчины и женщины), относит исключительно к категории понимания характера действий виновного, в то время как понимание потерпевшей значения этих же действий, по его мнению, включает смысловой аспект их отражения в сознании потерпевшей. Такое разделение представляется несколько искусственным, поскольку осведомленность в области половых вопросов является, как это видно из анализа перечисленных их компонентов, основой понимания не только сексуального характера действий преступника, но и их биологического смысла, а также некоторых аспектов их социального значения.

При анализе способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий эвристичной представляется концепция уровней понимания. Им выделяются такие уровни и стадии понимания:

1) понимание внешней стороны юридически значимых событий (времени, места происшедшего, внешности преступника, последовательности его действий и т. п.);

2) понимание внутреннего содержания этих событий (понимание биологического значения половых отношений, основанное на информированности в вопросах пола);

3) понимание их социального значения (способность осмыслить моральное, нравственное значение преступления, его последствия для чести и достоинства и т. п.).

Автор справедливо указывает, что понимание социального значения не сводится к формальным знаниям об отношении акта изнасилования к этическим ценностям, оно должно быть основано на глубоком личностно-смысловом понимании подобных действий.

О сохранности способности потерпевшей к пониманию характера и значения совершаемых с нею преступных действий свидетельствует,

с точки зрения изложенной концепции, сохранность понимания на всех трех уровнях, нарушение же любого из них приводит к выводу о нарушении анализируемой способности.

Сохранность способности потерпевшей понимать сексуальную направленность и социальное значение совершаемых с нею насильственных действий зависит от многих психологических факторов, взаимодействующих с особенностями (сложностью, структурой и динамикой) криминальной ситуации, среди которых ведущими являются:

Уровень психического развития подэкспертной.

Недостаточность интеллектуального и личностного развития потерпевшей приводит к нарушениям понимания на разных уровнях. В случаях, когда низкий уровень психического развития обусловлен естественной возрастной незрелостью (как правило, это малолетние потерпевшие в возрасте до 9—10 лет), можно констатировать понимание только внешней стороны юридически значимых событий, без осознания биологического и социального их смысла. У малолетних потерпевших старше 10—11 лет и у несовершеннолетних необходимо тщательно исследовать индивидуальную структуру познавательной деятельности и уровень личностного созревания. Как отмечает М. М. Коченов , значение такого исследования далеко выходит за рамки утилитарной задачи выявления признаков умственной отсталости. Очень важным объектом изучения является исследование специфических знаний в области вопросов пола, а также уровня сексуального сознания и самосознания испытуемой . При недостаточной сформированности психосексуального развития даже констатация высокого уровня интеллекта у малолетних потерпевших не позволяет сделать вывод об их способности полноценно осознавать характер и значение действий преступника. Причиной неспособности к полному и правильному осознанию криминальной ситуации может быть и отставание в психическом развитии, обусловленное социальной и педагогической запущенностью.

2. Эмоциональное состояние потерпевшей в криминальной ситуации.

Особый психотравмирующий характер посягательств на честь и достоинство потерпевших может вызывать у них различные аффективные состояния, в частности — аффект страха. Характерными свойствами аффективных состояний являются специфическое частичное сужение сознания и дезорганизация полноценной волевой регуляции поведения. Частичное сужение сознания у потерпевшей, сопровождаемое фрагментарностью восприятия, резко снижает возможность осознания происходящего, понимания смысла собственных поступков и поведения преступника, что обусловливает ее неспособность

понимать характер и значение совершаемых действий виновного.

Судебно-экспертное заключение о неспособности потерпевшей понимать характер и значение совершаемых с нею насильственных действий преступника неизбежно приводит к выводу и о том, что потерпевшая не могла оказывать сопротивление виновному, поскольку оказание активного сопротивления является целенаправленным действием, возможным только при адекватном осознании всех связей и отношений криминальной ситуации. Способность потерпевшей оказывать сопротивление определяется как наличие у нее возможности эффективно преодолевать принуждение со стороны преступника, действуя с пониманием ситуации, руководствуясь собственными целями и интересами