План.
1. Понятие о личности.
2. Структура личности.
3. Формирование личности.
1.В психологии понятие личность является основополагающим. Говоря о личности рассматриваются такие понятия как личность, индивид, индивидуальность и человек.
Человек – самое широкое понятие, все остальные включаются в него.
Человек- это результат биологической и исторической эволюции.
Понятие индивид относится и к человеку и к животному. Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Все мы имеем индивидные свойства (цвет волос, глаз, кожи, конституцию тела и др.)
Личность – это тоже человек, но рассматриваемый как общественное, социальное существо. Каждая личность является индивидом, но не каждый индивид является личностью. Личность – это сознательный индивид, это качество приобретается в обществе. Маленький ребенок и психически больной не являются личностью.
Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» — самое широкое и общее, все остальные включаются в него.
Понятие «индивид»может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.
Понятие «индивидуальность»подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».
Это же можно сказать и о понятии «личность». В повседневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она — сильная личность», «Он — не личность», оценивая, таким образом, своих близких, знакомых или героев книг, фильмов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.
Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивидуальность» и «личность»» подчеркивают, выделяют некоторые особые присущие человеку качества, выражает высокий уровень его развития.
Понятие о физическом развитии
... системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные группы населения. Основы физического развития закладываются в детском возрасте. И, ... измерений больших (не менее 100–150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в ...
Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Леонтьев, В.В.Давыдов).
«Личность, — подчеркивал А.Н.Леонтьев, — есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».
Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью… Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не „реактивная» форма поведения».
Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно.Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательновыработанными целями и намерениями.
Отметим три важнейшие психологические характеристики личности.
Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
Во-вторых, единство личности.Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей. Смелость приобретает совершенно различное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с высокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомнения. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по частям»; нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внимания, отвлекаясь от других черт личности. Формируется, воспитывается всегда личность в целом.
Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...
... психология труда, психофизиология и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы. Общая ... ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Так, входя в плохо ...
В-третьих, активность личности.Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.
Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «другие индивиды», понятие «индивидуальность» — «другие люди», то понятие «личность» — не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека. Личность — «социальный человек», человек в мире других людей.
2. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. В структуру личности входят три составляющие. В первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая составляющая структуры личности — ее внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема.
Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены? по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
Из этого следует, что личность в системе своих «действительных отношений», как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и по этому, одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности.
Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное «пространство», мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что представляют собой описанные выше феномены коллектива: коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация и др. Что это: собственно групповые или личностные проявления? Когда характеристики и само существование личности не замыкаются «под кожей» индивида, а выносятся в межиндивидное «пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий «индивид» и «личность» (либо личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в конкретной форме проявлений личности.
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... форма, система свойств и качеств, всецело характеризующая психологическую специфику личности (индивида, человека). Психические процессы, в полном составе, происходят в личности, однако не каждый выступает как ее отличительное свойство. ...
Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности — метаиндивидную (надиндивидную) подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом, не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Этот процесс продолжения субъекта в другом индивиде, обеспечения своей «идеальной» представлено как личности в других людях, за счет произведенных в них «вкладов» получил название персонализации.
Явление персонализации открывает возможность пояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводится к представленно ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. Вспомним слова А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру… доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжелые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением. В словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности — это констатация факта разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.
Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, что формирует в других идеальную его представленность — его личностность, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации, охарактеризованной в марксистской концепции роли личности в истории, только в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории, имеющей возможность достаточно точно взвесить эти личностные вклады, которые, в конечном счете, оказываются вкладами в общественную практику.
Если подлинную личность метафорически можно трактовать как источник некоей мощной радиации, преобразующей связанных с этой личностью в условиях деятельностного опосредствования людей (радиация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной различных мутаций и т. д.), то индивида, с бедными личностными характеристиками, можно уподобить нейтрино — частице, которая пронизывает любую сколько угодно плотную среду, не производя в ней никаких — ни полезных, ни вредных — изменений. «Безличность» — это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, от которого «не жарко и не холодно», чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их и тем самым в значительной степени лишает его личности.
Человек как субъект, индивидуальность, личность
... В научной литературе, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» . Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду ...
3. Личность формируется под влияние биологических и социальных факторов. Выделяют следующие теории развития личности:
— биогенетическая — все особенности личности предопределяются природой, наследственностью. Психическое развитие представляет собой процесс созревания всех наследственных свойств.
— социогенетическая – человек формируется в результате воздействия окружающей социальной среды.
Эти теории опровержимы, считается, что на развитие человека влияет и биологическое и социальное, а также личная активность и направленность личности