Частично-поисковые задания

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

Репродуктивные задания:

Словарная работа

Обучение, учебная деятельность, активность, активность личности, активность обучаемых, метод, познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, традиционное обучение, инновационное обучение, принцип, субъект, объект, креативность, психологическое воздействие, психологическое влияние, активные методы обучения.

Конспектирование

Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе // Избранные педагогические труды. – М. : Педагогика, 1989. С 282-309.

Давыденко В.А. Развитие категории «активность» в отечественной дидактике: историко-педагогический аспект // Высшее образование сегодня. – 2008. — № 7.

Телегина И., Татарникова М. Манипуляция или влияние? // Школьный психолог. – 2004. — № 40. – С. 14-18.

Шамова Т.И. Дидактическая характеристика сущности принципа активности в обучении // Активизация учения школьников. – М. : Педагогика, 1982. – С. 40-56.

Составьте схему «Классификация методов АСПО».

Составьте таблицу с достоинствами и недостатками работы обучаемых в группе и проведите сопоставительный анализ.

Частично-поисковые задания

1. По материалам журналов по педагогике и психологии (с указанием автора, названия работы и источника) подготовить анонс:

проблем в области внедрения активизации познавательной деятельности;

инновационных методов обучения, внедряемых в практику обучения в 2005-2011 гг.

2. Подготовить визуальные презентации теоретического материала по разделу.

3. Написать доклад на тему (по выбору):

Активное социально-психологическое обучение

Классификация методов активного социально-психологического обучения

Методы психологического воздействия на личность

Творческие задания:

1. Подготовить к публикации статью аналитического характера по теме «Активизация познавательной деятельности – актуальная проблема современного обучения школьников (студентов)».

РАЗДЕЛ 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА АКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ

Репродуктивные задания:

Словарная работа

Традиция, инновация, творчество, креативность, лекция, семинар, эвристика, брейнсторминг, игра, тренинг, дискуссия, проект, проектирование.

Конспектирование

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. –М. : Высшая школа, 1991. – С. 103-126.

Составьте диаграмму «Технологии анализа ситуаций», «Технологии мозгового штурма», «Игровые интерактивные технологии», «Комплексные технологии активного обучения».

11 стр., 5269 слов

Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового ...

... методов, средств для решения обозначенных задач у нас, учителей, традиционно вызывают затруднения. 1.2 Организация мыслительной деятельности учащихся Ядром учебно-познавательной активности ... собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, самостоятельно приобрести полезные практические навыки, ... детей бывает целесообразно использовать неучебные задания, которые в целом ряде случаев ...

Частично-поисковые задания

1. Подготовить визуальные презентации теоретического материала по разделу.

2. Написать доклад на тему (по выбору):

Методы стимулирования и мотивации творчества

Психологические черты творческой личности

Творческие задания:

1. Подготовить эссе «Творчество в деятельности преподавателя».

РАЗДЕЛ 3. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Репродуктивные задания:

1. Словарная работа

Игра, деловая игра, ролевая игра, оргдеятельностная игра, имитационная игра,

2. Конспектирование

Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога. Лекция 3. Игра и ее развивающие возможности // Школьный психолог. -2004. — № 38. – С.11-15.

Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр (для средних специальных учебных заведений).

– М., 1990. В тетерадь – сущность, принципы и структура деловой игры.

Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. – М. : ИПО-ПРОФИЗДАТ, 1991. В тетрадь – Управление деловой игрой.

3. Подготовить доклад на одну из тем для обсуждения на практическом занятии (см. задания для самостоятельной работы по теме 14).

Частично-поисковые задания:

1. Подготовьтесь к анализу ролевой игры, для этого:

I. Изучите следующие источники:

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. Битяновой М.Р. – СПб : Питер, 2006.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1997.

Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. – М.:, 2002.

Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… (Психологический практикум).

– Дубна, 1997.

II. Подготовьте ответы на следующие вопросы.

1. Что такое ролевая игра?

2. Основные признаки ролевой игры?

3. Области применения ролевой игры?

2. Проведите сравнительный анализ деловой и ролевой игры.

Творческие задания:
1. Задание по выбору:

А).

Разработайте в парах план проведения фрагмента практического занятия с использованием метода ролевой игры по тренировке социально-ролевого поведения. Подготовьтесь к презентации собственной работы.

Б) Подготовьте в парах план проведения фрагмента практического занятия с использованием метода ролевой игры по развитию коммуникативных и организаторских качеств. Подготовьтесь к презентации собственной работы.

В) Разработайте в парах план проведения фрагмента практического занятия с использованием метода деловой игры. Подготовьтесь к презентации собственной работы.

РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИИ И ЭФФЕКТЫ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ

Репродуктивные задания:

1. Словарная работа

11 стр., 5458 слов

Задания для самостоятельной работы Пример задания для самостоятельной ...

... Назовите общие принципы эффективного индивидуального консультирования. Назовите основные направления работы с семейными проблемами в индивидуального консультировании. Охарактеризуйте процесс индивидуального ... антитерапевтичность контрпереноса. Творческие разработки №1. Студентам предлагается описать специфику работы с различными типами психологических затруднений клиентов (по выбору): коррекция ...

Дискуссия, дискуссионные методы, полемика, диспут, спор, обратная связь, психологическое взаимодействие, психологические барьеры, «круглый стол», дебаты, игровая дискуссия, брейнсторминг, кейс-метод, балинтовская группа, мастер-класс, творческая мастерская, ассесмент-центр, перцепция, интеракция, коммуникация, компетенция, компетентность.

Конспектирование

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие для студентов вузов. – М. : Академия, 2009. – С. 157-163

Подготовить сообщение с видеопрезентацией на тему (на выбор):

Групповая дискуссия как метод организации совместной коммуникации.

Основные этапы подготовки дискуссии.

Организация дискуссии: подготовка, введение в дискуссию, искусство постановки вопросов, соблюдение правил, руководство дискуссией, подведение итогов.

Проблематика ведения дискуссии.

Составить интеллект-карту «Дискуссия».

Частично-поисковые задания. Создать аннотированный список литературы по данному разделу

Создать аннотированный список литературы по данному разделу.

Составить перечень приемов (не менее 5) введения в дискуссию (тема, адресат и цель формулируются самостоятельно).

Подготовьте план проведения практического занятия с педагогами методом «мозговой атаки» по проблемам управления классным коллективом.

Подготовить план проведения практического занятия с учителями с использованием метода анализа конкретных ситуаций по школьной психологической проблематике. Самостоятельно определить звено обучения: младшие школьники, подростки, старшеклассники.

Проанализируйте ситуацию и разработайте комплекс мер, которые должны предпринять руководство, педагогические работники школы и родители по улучшению успеваемости и поведения одиннадцатиклассников.

«В школе при проведении предварительных итогов успеваемости 1 четверти обнаружилась низкая успеваемость учащихся 11 класса по отдельным предметам. Результаты были таковы, что учащиеся к концу четверти могли получить отметки «три» и даже «два» по нескольким предметам. Причины плохих оценок почти всегда были одинаковыми: не выучил, недоучил, списал у товарища. Помимо этого страдала и дисциплина. Первые и последние уроки часто прогуливались. В 10 классе подобное поведение не наблюдалось. Были выделены две причины: снижение мотивации обучения в школе и увеличение внешкольной нагрузки (подготовительные курсы для поступления в ВУЗ)».

Творческие задания:

Подготовить доклад на студенческую конференцию по теме: «Эффективность групповой дискуссии в обучении студентов вуза».

11 стр., 5311 слов

Особенности группового обучения школьников

... не под силу выполнить в одиночку. Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание ...

Изучить рекомендации по написанию резюме и составить собственное резюме (в письменной и электронной форме).

В микрогруппах (4 человека) разработать дискуссию для конкретной аудитории. В разработке представить:

Титульный лист (см. приложение 1).

Пояснительная записка: актуальность темы, цель и задачи дискуссии, адресат, количество участников, форма, предполагаемый результат.

Ход дискуссии: введение в дискуссию, топик-гайд (список основных вопросов), способ подведения итогов.

4. Изучите следующие источники:

1) Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства. – М. : Народное образование, 1995.

2) Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002.

Подготовьте к презентации ролевую дискуссию «Потерпевшие кораблекрушение».

 

РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Репродуктивные задания:

1. Словарная работа: групповая психотерапия, групповая психокоррекция, групповой тренинг, групповая сплоченность, ролевая позиция в группе, групповые нормы, гомогенность группы, гетерогенность группы, СПТ, личностный рост, сензитивность, мониторинг, рефлексия, обратная связь, эмпатия, сопротивление, конфронтация, групповая динамика, личностная динамика, фаза развития группы, психогимнастика, стиль руководства группой.

2. Конспектирование

Соболева А. Ковер мира. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними / Школьный психолог. – 2004. — № 45. – С. 12-15.

Вачков И.В. Методы психологического тренинга в школе. Лекция 7. Организационные аспекты реализации тренинговых методов // Школьный психолог. – 2004. — № 45. – С. 16-20.

Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога. Лекция 7. Психологический тренинг как форма развивающей работы // Школьный психолог. – 2004. — № 46. – С. 12-15.

Вачков И.В. Методы психологического тренинга в школе. Лекция 3. Сущность тренинговых методов // Школьный психолог. – 2004. — № 37. – С. 13-17.

3. Подготовить доклад к занятию по теме «Активный характер обучения в психологическом тренинге» (на выбор)

Цели, задачи и возможности тренинга как метода активного социально-психологического обучения.

Проблема определения психологического тренинга.

Основные элементы начала тренинга: знакомство участников, психологическая подготовка и введение в тренинг, обсуждение опасений и ожиданий, правил участия.

Особенности организации и проведения I этапа в зависимости от задач тренинга.

Характер проблем, возникающих в начале тренинга, пути их эффективного решения.

Основные техники и приемы начала тренинга (игры, упражнения).