Крупская А.А.
Теоретическое занятие № 8
по дисциплине «Педиатрия»
ТЕМА:
АФО нервной системы. Методика обследования. Воспитательное воздействие.
Рекомендуемая литература
1. стр.95-97 учебника Ежовой Н. В., Русаковой Е. М,, Кащеевой Г. И.. «Педиатрия», Минск, «Высшая школа», 2003г
Головной мозг |
нервных клеток — к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека |
Спинной мозг |
|
Безусловные рефлексы |
— сосательный
|
Условно-рефлекторная деятельность.
Образование условных рефлексов в период новорожденности ограничено, так как обычные внешние раздражители являются для коры головного мозга сверхсильными, ЦНС быстро утомляется, развивается торможение и ребенок погружается в сон.
В 2-3 недельном возрасте можно выработать простые условные вестибулярные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание.
С конца 3 месяца условные рефлексы становятся довольно сложными, тонко дифференцированными. Их выработка зависит от функциональной зрелости коры головного мозга и развития органов чувств: осязания, вкуса, обоняния, слуха и зрения.
Развитие органов чувств.
У новорожденного достаточно хорошо развиты вкус и чувство осязания, хуже обоняние. Самым сложным является развитие слуха и зрения.
На протяжении первых 1,5 лет формируются основные функции коры головного мозга, начиная от первых условных рефлексов до второй сигнальной системы – высшей функции коры головного мозга.
Нервно-психическое развитие.
Процесс нервно-психического развития (НПР) скачкообразен и неравномерен.
На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» линии развития, воздействуя на которые можно развить соответствующие психические процессы и качества, которые трудно сформировать в более позднем возрасте.
На первом году жизни ведущих линий 8, эпикризный срок 1 месяц.
(смотри приложение №2 на стр 508),
(Аз) — анализаторы зрения
(Ас) – анализатор слуха
(Э) – эмоции
(Др) — движения рук и действия с предметами
(До) – движения общие
(ПР) – понимаемая речь
(АР) – активная речь
(Н) – навыки и умения
На втором 6.Эпикризный срок 3 месяца.
(Пр) – понимание речи)
(Ар) – активная речь
( Ср) – сенсорное развитие
(И) – игра в действие с предметами
(Д) – движения
(Н) – навыки
На третьем году 5.Эпикризный срок 6 месяцев.
(АР) – активная речь
(С) – сенсорное развитие восприятия цвета
(Н) – навыки в одевании
(Д) – движения
(И) — игра
Для определения уровня и гармоничности НПР необходимо:
- определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития
- найти показатель с наибольшей задержкой
- определить, равномерна ли задержка
Группы НПР.
Iгруппа – дети с опережающим и нормальным развитием.
IIгруппа – дети с задержкой на 1 эпикризный срок.
Ш группа – дети с задержкой на 2 эпикризных срока.
IVгруппа – дети с задержкой на 3 эпикризных срока.
Если задержка равномерна, определяем степени
Iстепень – задержка 1-2 показателей
IIстепень – задержка 3-4 показателей
IIIстепень – задержка 5-7 показателей
- если задержка неравномерна, т. е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР.
- Предварительную оценку проводит медсестра, используя таблицы. Врач контролирует её работу.
Алгоритм определения группы НПР.
- Определить уровень каждого показателя.
- Найти показатель с наибольшей задержкой и определить по нему группу НПР.
- Если задержка неравномерна, определить развитие как негармоничное.
- Если задержка равномерна, определить степень задержки.
Методы обследования
Жалобы: беспокойное поведение, нарушение сна, отставание в развитии, судорожный синдром.
Анамнез.
Факторы риска:
- внутриутробные (патология беременности, профессиональные вредности, алкоголизм, курение, токсикомания, инфекциноон-токсические заболевания матери во время беременности, применение медикаментов, неполноценное питание, гипоксия плода;
- интранатальные факторы (асфиксия и родовая травма, гемолитическая болезнь, инфекции, передаваемые половым путем идр.);
- постнатальные факторы, возникающие в первые месяцы и годы жизни (заболевания, травмы головы, нарушения режима и вскармливания, культуры воспитания и ухода).
Методы обследования нервной системы.
Жалобы (признаки заболевания).В раннем возрасте мать может предъявить жадобы на беспокойное поведение ребенка, нарушение сна, отставание в развитии от сверстников, судорожный синдром.
Ребенок школьного возрастаможет жаловаться на вялость, утомляемость, расстройства сна; нарушение чувствительности (болевой, тактильной, анестезия, гиперестезия); нарушения зрения, головные боли, головокружение, рвоту, не облегчающую состояние; изменение речи; расстройства сознания, судороги, спазмы, тики, парезы, параличи; нарушения координации движений (походка, письмо, прием пищи); вегетативные нарушения (сердцебиение, потливость, плохая переносимость душных помещений, чувство жара).
Анамнез.Выявите факторы риска и этапы формирования нервной системы, стадии клинического течения неврологических заболеваний. Среди факторов риска особое внимание обратите:
- на внутриутробные факторы(патология беременности; профессиональные вредности, привычные интоксикации алкоголем, курение, токсикомания, инфекционно – токсические заболевания матери во время беременности, применение медикаментов, неполноценное питание, гипоксии плода)
- интранатальные факторы(асфиксия и родовая травма, гемолитическая болезнь, инфекции передаваемые половым путем)
- постнатальные факторы, возникающие в первые месяцы и годы жизни (заболевания, травмы головы, нарушения режима вскармливания, культуры питания и ухода).
Изучая этапы формирования нервной системыучитывайте сроки становления ведущих линий нервно – психического развития, поведения ребенка в семье и коллективе, особенности сна, учебной и внеучебной нагрузки, успеваемость, коммуникабельность, перенесенные заболевания, травмы головы, судорожные явления, наследственную отягощенность.
Осмотр.
- Оценка положения в постели (активное, пассивное, вынужденное), или позу стоя.
- Сознание (ясное, затемненное, отсутствует);
- Выражение лица.
- Состояние черепных швов и родничков (у детей грудного возраста).
- Симметрию лица и мимику.
- Ведущие линии нервно-психического развития.
- Параметры поведения
Наличие пяти и более стигм дисэмбриогенеза является показателем антенатальной патологии и риска задержки психомоторного развития ребенка.
Стигмы дисэмбриогенеза (л.Т.Журба,1981)
Локализация |
|
1 |
2 |
Череп |
Форма черепа микрацефальная, гидроцефальная, брахицефалитическая, долихоцефалитическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков |
Лицо |
Прямая линия скошенного лба и носа. Монголоидный и антимонголоидный разрез глаз. Гипо — и гипертелоризм. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок |
Глаза |
Эпикант, индийская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, увеличение слезного мясца (третье веко), двойной рост ресниц, колобома, гетерохрония радужной оболочки, неправильная форма зрачков |
Уши |
Большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, различный уровень расположения ушей, низко расположенные уши. Аномалия развития завитка и противозавитка, приращенные мочки ушей. Добавочные козелки |
Рот |
Микростомия, макростомия, «карпий рот», высокое узкое небо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык |
Шея |
Короткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, избыточные складки |
Туловище |
Длинное, короткое, грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, ассиметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи |
Кисти |
Брахидактилия, арахнодактилия, синдадактилия, поперечная борозда ладони, сгибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый V палец, искривление всех пальцев |
Стопы |
Брахидактилия, арахнодактилия, синдадактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга |
Половые органы |
Крипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличение клитора |
Кожа |
Депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы |
Объективное неврологическое обследование.Оно включает оценку функции черепных нервов, двигательной и сенсорной сферы, рефлекторной и нервной высшей деятельности, нервной вегетативной системы, при необходимости – менингиальные симптомы.
Черепно-мозговую иннервацию исследуйте по функции 12 черепных нервов
Черепно – мозговая иннервация
Черепные нервы |
Исследование черепно – мозговой иннервации |
Нарушения |
1 |
2 |
3 |
1 – я пара обонятельный нерв |
Новорожденные реагируют только на острые запахи. Менее острые запахи начинают, воспринимается ребенком с 2 – 3 месячного возраста. Реакция проявляется криком, чиханием, мимикой неудовольствия, двигательным беспокойством. До 3 – летнего возраста возможна обобщенная оценка запаха как «приятное» или «неприятное» ощущение, есть запах или нет его. |
Отсутствие обоняния Сниженное (обостренное, извращенное) обоняние |
2 – я пара зрительный нерв |
У детей раннего возраста оценивается не острота зрения, а реакция на предметы, свет, узнавание знакомых лиц. В дошкольном возрасте используют таблицы со значками – рисунками Орловой (таблицы Ландольта), у детей школьного возраста таблицы Сивцева. Поле зрения у младших детей оценивают, перемещая игрушку или другой яркий предмет из невидимого в видимое поле зрения. При попадании предмета в поле зрения ребенок взглядом обращает на него внимание. У детей старше 6 – 7 лет поля зрения определяют с помощью периметра Ферстера или ксеропериметре. Цветоощущениеопределяют с помощью цветных кубиков и других предметов, у старших – по таблицам Рабкина |
Снижение (потеря) остроты зрения Нарушение (цветовая слепота, нарушенное восприятие отдельных цветов) Выпадение (сужение) поля или отдельных участков зрения Аномалии рефракции |
3, 4, 6 – я пара глазодвигатель ный, блоковый, отводящий нервы |
Обращается внимание на величину и равномерность глазных щелей/, расположение глазных яблок в орбите, их подвижность (объем, синхронность движений), величину зрачков, их реакцию на свет, конвергенцию (сведение глазных осей при рассмотрении близких предметов), аккомодацию (одновременное сужение зрачков) |
Экзофтальм (эндофтальм) Нистагм (нарушение движений глазного яблока) Отсутствие реакции зрачков на свет, аккомодации и конвергенции, различие в размерах зрачков |
5 – я пара тройничный нерв |
Оценивается чувствительная иннервация кожи лица, переднего отдела волосистой части головы, слизистой оболочки полости рта и носа, языка, глазного яблока, мозговых оболочек, а также двигательная иннервация жевательных мышц |
Нарушение чувствительности иннервируемой области Нарушение корреального и конъюнктивального рефлексов Паралич жевательных мышц |
7 – я пара лицевой нерв |
Обращается внимание на симметрию положения бровей, глазных щелей, носогубных складок, углов рта в покое и при активных движениях, исследуется речь, увлажненность глазного яблока, вкус |
Ассиметрия лица Затруднение речи Выливание жидкой пищи изо рта Сухость глаза (слезотечение) Нарушение вкуса |
1 |
2 |
3 |
8 – я пара преддверно – улитковый нерв |
Оценивается состояние органа слуха (улитка) и органа равновесия (вестибулярного аппарата). Исследуют остроту слуха и локализацию звуков, определяют костную и звуковую проводимость звука. Изучают координацию движений, нистагм. У маленького ребенка о наличии слуха судят по общей реакции в виде вздрагивания, двигательного беспокойства при неожиданных звуковых раздражителях |
Понижение (обострение) слуха Врожденная тугоухость и задержка психоречевого развития Головокружение, нистагм, нарушение координации движений |
9, 10 – я пара языкоглоточный, блуждающий нервы |
Обращается внимание на чувствительность и двигательные функции глотки, гортани, мягкого неба |
Асимметрия мягкого неба, язычка, отсутствие (снижение) глоточного и небного рефлексов, выливание жидкой пищи через нос, расстройства глотания, поперхание, изменение вкусовых ощущений; нарушение сердечной деятельности, дыхания |
11 – я пара добавочный нерв |
Исследуют грудино – ключичную мышцу. Ребенку предлагают повернуть голову в сторону, пожать плечами, поднять вытянутые руки выше горизонтальной линии |
Опущение плеча, отхождение лопатки нижним углом от позвоночника, гипотрофия грудино – ключичной мышцы. Затруднение поворота головы, пожимания плечом, ограничение подъема руки выше горизонтальной линии |
12 – я пара подъязычный нерв |
Оценивается речь при осмотре, обращается внимание на подергивание языка, асимметрию его положения во рту и при высовывании |
Нарушение речи (неотчетливая, заплетающаяся, замедленная речь, плохое произношение отдельных звуков и слов) Речь может быть невозможна из – за неподвижности языка |
Двигательную сферу оцените по состоянию мышечного тонуса и двигательной активности ребенка. Изучите спонтанные, пассивные и активные движения, их объем, состояние моторики, мышечную силу.
Основные нарушения двигательной активности новорожденных
Нарушения |
Патологические состояния |
|
|
Сенсорную сферу определите при исследовании обоняния, зрения, слуха, вкуса, а также поверхностной (тактильной, температурной, болевой) и глубокой чувствительности.
Анализ рефлекторной деятельностипозволяет выявить уровень поражения головного мозга и спинного мозга. При исследовании нервной системы новорожденных и грудных детей особое внимание уделяйте безусловной рефлекторной деятельности. Безусловные рефлексы оценивайте в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания. Анализируйте наличие или отсутствие рефлекса, его симметричность, время появления, силу ответа, соответствие возрасту ребенка.
К безусловным рефлексам относятся:
1. стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, конъюнктивальный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей)
2. рудиментарные рефлексы, исчезающие к 3 – 5 месяцам. Их исчезновение обусловлено созреванием нервной системы
3. установочные рефлексы, которые начинают формирование со 2 – го месяца жизни
Основные рефлексы новорожденных и детей грудного возраста
Рефлексы |
Описание рефлексов |
Возраст |
1 |
2 |
3 |
Оральные автоматизмы 1.Ладонно – ротовой Бабкина 2. Хоботковый 3.Сосательный 4. Поисковый Спинальные автоматизмы: 5. Защитный 6. Рефлекс опоры и автоматическая походка 7. Рефлекс ползания (Бауэра) 8. Хватательный 9. Рефлекс Галанта 10. Рефлекс Моро |
1.Открытие рта, иногда с разгибанием ног, при надавливании пальцем на ладони 2.Вытягивание губ в хоботок при надавливании на нижнюю или верхнюю губу 3. Ритмичные движения губ, языка при поглаживании губ и вокруг рта 4. Поворот головы и вытягивание губ при поглаживании щеки около угла рта 5. Поворот головы в сторону при укладывании на живот (после 2 – 3 мес. – упор на руки) 6. Выпрямление ног и упор на них, шаговые движения при наклоне туловища вперед (после 3 мес. – стояние) 7. Отталкивание ногами от опоры в положении на животе и попытки ползти 8. Сжимает палец, прикоснувшийся к ладони, «вист» на руках. Сгибание пальце при давлении подошвенную поверхность стопы 9.Изгибание позвоночника дугой, открытой в сторону раздражителя (иногда с разгибанием ноги) при раздражении кожи спины вдоль позвоночника сверху вниз 10.Разведение руке и разжимание кистей, затем сведение (объятие своего тела) в ответ на громкий звук, разгибание ног, похлопывание по бедру. |
0 – 3 мес.
0 – 1 мес.
0 – 2 мес.
2 – 4 мес.
0 – 2 мес.
0 – 3 мес.
1 – 16 нед.
0 – 3 мес.
1 – 16 нед.
0 – 4 мес.
|
1 |
2 |
3 |
Позотонические автоматизмы 11. Шейный тонический 12. Установочный 13.Цепной установочный
|
11.Симетричный: сгибание рук при сгибании головы в положении на спине; Ассиметричный: при повороте головы повышение тонуса разгибателей (больше рук) с той стороны, сгибателей – с другой. 12. Одновременный поворот туловища в ту же сторону при повороте головы 13. При повороте головы последовательно поворачивается в ту же сторону плечевой пояс, туловище, позже – и тазовый пояс |
0 – 4 нед
0 – 4 нед.
С 1- 4 мес.
Старше 5 мес. |
Нервная вегетативная система у новорожденных незрелая. Вегетативные расстройства могут проявиться в виде приступов цианоза, побледнения, покраснения, «мраморности» кожных покровов, расстройства ритма, частоты дыхания и сердечной деятельности. Иногда возникают нарушения сна, зевание, икта, частые срыгивания, рвота, неустойчивый стул. Слюно – и слезоотделение проявляются только к 5 – 6 – му месяцу жизни. Регуляция мочеиспускания формируется к 3 годам.
Лабораторно- инструментальное обследование.
- Пункции:
-люмбальная, субокципитальная, вентрикулярная.
2) рентгенологические и лучевые методы исследования:
-обзорная рентгенография (краниография, спондилография)
-контрастные методы исследования (ангиография, вентрикулография;
миелография, изотопная миелография)
— компьютерная томография головного мозга (КТ).
— магнитно-резонансная томография (МРТ)
— позитронная эмисионнная томография (ПЭТ)
3) электрофизиологические методы исследования:
— электроэнцефалография (ЭЭГ)
— картирование ЭЭГ,
— реоэнцефалография (РЭГ)
— электромиография
4) ультразвуковые методы:
— эхоэнцефалография (Эхо-ЭГ)
— нейросонография
— ультразвуковая допплерография
5) офтальмоневрологическое исследование:
— исследование остроты зрения, полей зрения, глазного дна;
6) отоневрологическое исследование; воздушная и костная проводимость.
Воспитательное воздействие- для правильной организации бодрствования ребенка в свободное время от сна, кормления и гигиенического ухода.
Занятия с ребенком от 0 до 3 мес жизни:
— ласково разговаривать
- петь ему
- стимулировать сосредоточение внимания
- стимулировать слежение за предметом
- обнаружение источника звука
- поддерживать комплекс оживления
игрушки не многоцветные, простой формы, крупные, яркие, подвешивать на расстоянии70 см
Занятия с ребенком от3 мес до 6 мес.
- от груди
-разговаривать с ребенком, поддерживать его улыбку, смех
-выкладывать на живот
-стимулировать повороты со спины на живот, с живота на спину, стимулировать ползание
-подвешивать игрушки, удобные для захвата, на высоте вытянутых рук.
Занятия с ребенком от 6 до 12 мес.
- вызывать подражание произносимых слов и слогов
- вызывать понимание речи
- показывать предметы и действия, игрушки, с 10 мес — картинки
- побуждать к ползанию с 5,5-6 мес
- побуждать к вставанию с 7,5 мес
- побуждать к ходьбе с опорой с 6-9 мес
- складывать пирамидки, кубики, коробочки, формочки
Занятия с ребенком 2-го года жизни
- увеличивать число запоминаемых ребенком слов, основных действий, характеристик предметов (цвет, форма, объем)
- постепенно вводить прилагательные
- совершенствовать ходьбу, развивать умение бегать и др.
Занятие с детьми 3-го года жизни:
- обогащать запас знаний ребенка, показывая картинки, читая сказки, стихи
— учить петь, танцевать, отвечать на вопросы, рассказывать свои впечатления
- поощрять бег, прыжки
- читать сказки, рассказы
Вопросы для самоподготовки.
- Какие методы оценки физического развития вы знаете?
- Какие ведущие линии на 1-ом году жизни, на 2-ом, на 3-ем?
- Как оценивается НПР?
- Что необходимо для умственного развития детей? Какие рекомендации вы будете давать для этого?