Петрозаводский государственный университет
Кафедра__________________________________________________________________________________________________________
Форма 1
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Петрозаводский государственный университет
кафедра туризма
УТВЕРЖДАЮ
декан______________факультета
__________________________
«___» _______________ 200__г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»
для специальности «гостиничный, ресторанный сервис и туризм»
ГОС ВПО направления (специальности)______________________________
(подчеркнуть нужное, реквизиты и дата утверждения)
курс 2
семестр 1
лекции 38 (час.) Экзамен во 2 семестре
Практические (семинарские)
занятия 64 (час.) в каждой группе. Итого 192 (час.)
Курсовая работа (проект) по дисциплине ‑ нет
Всего часов 231 (час.) Самостоятельная работа 30 (час.)
Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) (час.)
2011 г.
(оборотная сторона титульного листа рабочей программы)
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой
(примерная/типовая/авторская программа, реквизиты ее утверждения, прилагается)
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры
«__» _____________200__ г.
Заведующий кафедрой
Дисциплина » Профессиональная этика и этикет » предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Социально-культурный сервис и туризм”.
Дисциплина относится к федеральному компоненту общепрофессиональных дисциплин специальности.
Цель дисциплины — обучение студентов таким наукам как общая теория управления социально-культурным сервисом и туризмом, экономики, региональной и муниципальной экономики, психологии, социологии и философии с учетом роли и места дисциплины в будущей профессиональной деятельности выпускника.
Задачи дисциплины — дать студенту, будущему специалисту в области управления социально-культурным сервисом и туризмом, глубокие и систематизированные знания о профессиональной этике и этикете, деловом этикете; ознакомить студента с духовной культурой служащих в социально-культурной сфере и туризме; ознакомить с особенностями этикета взаимоотношений руководителя и подчиненного в современных условиях; рассмотреть дипломатический протокол, этикет деловых переговоров, встреч, телефонных разговоров; ознакомить с особенностями оформления делового письма и визитной карточки.
Программа обучения по дисциплине (Syllabus)
... дисциплины по рабочему учебному плану) для студентов очной формы обучения специальности(ей) 050503 - Психология Программа разработана на основании рабочей учебной программы, ... претендентов на различные юридические специальности. Психологические особенности профессиональной деятельности ... реконструктивная, коммуникативная. Социально-психологический статус эксперта. Социально-психологический анализ ...
Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий.
Рабочая учебная программа дисциплины «Профессиональная этика и этикет»
-
Номер недели
Номер темы
Тема
Примечания
Темы для самостоя-тельной работы
Формы контроля
1
2
4
5
6
7
1
1
Этика как наука и явление духовной культуры. Исторические типы морали
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М., 1987.
Нравственная культура общения
реферат
2
2
Профессиональная этика: сущность, классификация функции
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.Этика деловых отношений. – М.: 2006. РазделI.
Декларация Ко
тесты
3
3
Нормы в профессиональной этике и профессиональная мораль. Единство норм и принципов общей и профессиональной этики
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.Этика деловых отношений. — М.: 2006. РазделI
Составление этического кодекса фирмы
семинар
4
4
Принципы профессиональной этики в сервисе и туризме
материал лекций
Управление этическими нормами меж-личностных отношений
семинар
5
5
Корпоративная этика. Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса
Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений- М.:2006. Глава 2
Проведение корпоративных мероприятий
деловая игра
6
6
Особенности развития этики предпринимательства в России.
Национальная программа «Российская деловая культура». — М.: 1997.Локшина Э.Х., Часова Т.Д. Предпринимательство: Экономика и нравственность. — СПб., 1996. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений- М.:2006. Глава 9
Повышение этического уровня организации
семинар
тесты
7
7
Управленческая этика
Шепель В.М.Управленческая этика. — М.: Экономика, 1989.
Теория когнитивного диссонанса
деловая игра
8
8
Стили общения и стили поведения
материал лекций
Национальные особенности общения
семинар
9
9
Конфликт в профессиональной деятельности
Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений- М.:2006. Глава 4.
Этика решения спорных вопросов
деловая игра
10
9
Конфликт в профессиональной деятельности
материал лекций
Этика решения спорных вопросов
карточки
11
10
Коммуникация как основной механизм взаимодействия в профессиональной деятельности
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.
Коммуника-тивная культура в деловом общении
семинар
12
11
Вербальные и невербальные средства коммуникации
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.Этика деловых отношений. — М.: 2006.Глава 10.
Речевой этикет
тесты
13
12
Формы деловой коммуникации
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.
Культура дискуссии
семинар
14
13
Этикет как социальное явление
Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. М., 2000.
Визитная карточка
тесты
15
14
Общие правила современного этикета
Этикет приемов
тесты
16
15
Деловой этикет
Алехина И.В.Имидж и этикет делового человека. — М.: ЭНН, 1996.
Имиджелогия
тесты
17
16
Международные нормы делового общения
Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений- М.:2006. Приложение 1.
Правила вручения подарков
семинар
18
17
Современные проблемы этики
Эвтаназия
конфе-ренция
19
17
Современные проблемы этики
Суррогатное материнство
конфе-ренция
Преподаватель: Захарченко С.О.
2. Методические указания для студента
Студенту в процессе обучения необходимо усвоить как основные понятия этики как философской дисциплины, так и профессиональные особенности менеджера. Также студент должен понимать терминологию и уметь ею грамотно пользоваться.
Студент должен пополнить свой словарь лексикой базовых понятий: этика, мораль, нравственность, профессиональная этика, профессиональный этикет, конфликтология, формулы конфликта, стили общения, стили поведения, имеджелогия, кинесика и др.
Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.
Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Пропуски практических занятий отрабатываются во время консультаций. При наличии пропусков занятий без уважительной причины студент не допускается к экзамену.
Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Индивидуальное занятие не является аудиторным.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.
Основная литература:
Национальная программа «Российская деловая культура». М., 1997.
Соловьев В.Я. Профессиональная этика и этикет. – М. : РосНОУ, 2003.
Сергеева А. В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2004.
Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений. М., 2006.
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2006.
Ковальчук А.С.Основы делового общения. М: 2007.
Стефен Е. Кон, Винсент Д. О’Коннел. 6 навыков очень успешных руководителей. – М.-СПб. : 2007.
Дополнительная литература:
Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М., 1996.
Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.
Браим И. Этика делового общения. Минск, 1996.
Вандербильт Л. Этикет. М., 1995.
Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1991.
Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996.
Вознесенская Л.О., Марчук Н.И. Основы международного общения. М., 1997.
Вольф И. Современный этикет. М., 1996.
Государственная служба: культура поведения и деловой этикет /Под общей ред. Е.В. Охотского. М., 1999.
Государственная служба: теория и организация. Ростов н/Д, 1998.
Грязнова О.И. Мастерство телефонного разговора. М., 1996.
Журавлев Г.Т. Служебная этика. М., 1980.
Золотая книга хорошего тона. Смоленск, 1997.
Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. М., 1998.
Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель… М., 1995.
Культура парламентской речи. М., 1994.
Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997.
Культура языка государственного служащего: Учебное пособие: практикум. Справочник. М., 1998.
Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов н/Д, 1997.
Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997.
Мониторинг государственной службы и разработка федеральных государственных программ: Учебное пособие. М., 1997.
Опалев А.В. Умение общаться с людьми. М., 1996.
Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. М., 1997.
Задания для семинаров
Тема 1. Межкультурная коммуникация
Как начать разговор с представителем другой культуры?
О чем говорить в процессе общения?
Как быть интересным собеседнику?
На каком языке вести разговор?
Какие черты личности влияют на успешный процесс межкультурной коммуникации?
Приведите примеры разных стилей общения у разных народов.
Что значит «создать лицо», «сохранить лицо» в ситуациях межкультурного общения?
Что понимается под интеллектом (умом) в разных культурах? Приведите примеры.
«Есть ли «умные» («глупые») народы? Как относиться к представителям так называемых нецивилизованных стран?
Тема 2. Русский национальный характер
Как влияют климат и природа на формирование национального характера? Проиллюстрируйте на примерах.
Подберите 10 пословиц, выражающих, на ваш взгляд, русский национальный характер и характер другого славянского народа. Сравните их, найдите общее и особенное.
Существует ли русский «коллективизм», если да, то на чем он основан?
Какие черты характера народа отражены словами Н. В. Гоголя: «И какой русский не любит быстрой езды»?
Почему главный герой русских народных сказок — Иванушка-дурачок, а не умный старший сын?
На основе знания русской художественной литературы XIXв. составьте коллективный психологический портрет русского. Сделайте то же самое на основе современной художественной литературы. Сравните и сделайте выводы, что изменилось с течением времени.
Каковы психологические особенности «новых русских»? Подберите аргументы из современного фольклора, анекдотов.
Тема 3. Этические принципы и нормы поведения служащего в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
Каковы этические принципы в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма?
Отличаются ли этические принципы разных профессиональных групп социально-культурного сервиса и туризма?
Каковы эти отличия?
Целесообразно подобрать ситуации из прессы, Интернет-источников или из личного опыта.
-
Темы рефератов
Этические учения Древнего Востока о нравственных основах жизни. Конфуцианство
Этические учения Древнего Востока о нравственных основах жизни. Даосизм
Этические учения Древнего Востока о нравственных основах жизни. Брахманизм
Этические учения Древнего Востока о нравственных основах жизни. Буддизм
Этика Сократа
Этика Аристотеля
Этика Платона
Этические принципы киников
Этические принципы киренаиков
Эпикуреизм о нравственных основах человеческих отношений
Стоицизм о нравственных основах человеческих отношений
Скептицизм о нравственных основах человеческих отношений
Христианская этика: основные моральные ценности и их роль в формировании духовности личности
Десять заповедей христианства и их общечеловеческое значение
Этика эпохи Возрождения. Гуманизм как основной принцип этики Ренессанса
Отражение нравственных ценностей эпохи Возрождения в искусстве и литературе
Реформация и этика протестантизма.
Рациональные принципы и «разумный эгоизм» эпохи Просвещения. Просвещение на Беларуси (С. Полоцкий)
Этический рационализм Нового времени
Этические принципы немецкой классической философии. Категорический императив Канта
Этические принципы немецкой классической философии. Этика в системе Гегеля
Этические принципы немецкой классической философии. «Новая религия любви» Л. Фейербаха
Этика постклассической философии
Социологическое направление в этике
Классово-партийный характер марксистской этики. Приоритет общественного интереса над личным в этике марксизма
Коммунизм как высшая нравственная ценность
Этические установки «философии жизни».
Учение о «воле к жизни» А. Шопенгауэра
Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше
Философия морали А. Бергсона
Этические поиски в русской религиозной философии конца ХIХ — начала ХХ в.
Этика «всеединства» Вл. Соловьева.
Бытие человека в философии Н. Бердяева.
Нравственный декаданс русской культуры «серебряного века»
Этика эмотивизма (Б. Рассел, Р. Карнап)
Этика интуитивизма (Дж. Мур)
Этика прагматизма (Дж. Дьюи)
Этика структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко)
Этика постсруктурализма (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр)
Религиозная линия в этике ХХ в.: традиционные и новационные идеи неотомизма и неопротестантизма
Антропоцентризм в этике модернизма. Проблема человека — центральная проблема ХХ в.
Этика экзистенциализма. Свобода выбора и ответственность в этике экзистенциализма. Общение и одиночество в философии К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра
Этика в зеркале психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм о психологической детерминации поведения личности.
Этические установки Э. Фромма
Этика персонализма (Э. Мунье)
Диалогическая этика (М. Бубер)
«Новые» этические ценности ХХ в.: «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер)
«Новые» этические ценности ХХ в.: «витальные ориентиры» (Х. Ортега-и-Гассет)
«Новые» этические ценности ХХ в.: «новый гуманизм» (А. Печчеи)
«Новые» этические ценности ХХ в.: «любовь к себе» (Э. Фромм)
Этические представления постмодернизма
Сначала составляется план реферата и только после его утверждения преподавателем прорабатывается тема.
Вопросы к экзамену:
- Общее понятие этики как науки и явления духовной культуры.
- Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
- Духовная культура и духовность.
- Нравственность – существенный компонент духовной культуры служащих.
- Взаимосвязь интеллектуального и нравственного в духовной культуре.
- Роль эстетического идеала и искусства в формировании духовного мира.
- Происхождение и сущность профессиональной этики.
- Виды профессиональной этики.
- Что такое профессиональная этика (определение и ее особенности в сервисе).
Функции профессиональной этики.
- Нормы в профессиональной этике и профессиональная мораль.
- Единство норм и принципов общей и профессиональной этики.
- Профессиональная этика работников социально-культурного сервиса и туризма.
- Основные принципы этики деловых отношений.
- Управленческая этика.
- Деловое общение.
- Управленческие конфликты.
- Этика решения конфликтных ситуаций.
- Этика партнерских отношений.
- Функции норм профессиональной этики.
- Служебная этика как вид профессиональной этики.
- Причины усиления этического момента в регулировании служебных отношений в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Сущность этических принципов как одной из форм общественного сознания и выражения требований общества.
- Этический кодекс служащего в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Этические принципы и нормы поведения служащего в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Понятие «корпоративная этика» и социальные основы ее формирования.
- Факторы, способствующие распространению «корпоративной этики» на службе.
- Основные характеристики «корпоративной этики».
- Социальные последствия господства принципов и норм «корпоративной этики» в среде управленцев.
- Пути преодоления корпоративности в этике служебных отношений.
- Основные функции этикета на службе в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Внешние формы поведения.
- Принципы современного этикета.
- Особенности приветствия на службе в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Стили управления.
- Личные качества руководителя.
- Границы лояльности по отношению к руководителю или учреждению.
- Внешний облик служащего.
- Манеры поведения.
- Социально-ролевое и функциональной назначение одежды служащих.
- Требования к одежде служащих в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Особенности внешнего вида женщин в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Особенности внешнего вида мужчин в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Языковые нормы делового общения в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Стиль речи в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Прагматический, лингвистический, социолингвистический, культурологический факторы речи.
- Культура речи в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Правила речевого поведения в деловом общении в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Формулы речевого этикета: выражение просьбы, извинения, неодобрения, приглашения.
- Официально-деловой стиль речи в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Официальная переписка.
- Административный речевой этикет.
- Особенности языка служебных документов.
- Частные особенности деловых бумаг.
- Элементы речевого этикета в деловой переписке.
- Тон и речевой этикет письма строго официального характера
- Текст официального письма-приглашения.
- Тон и речевой этикет писем полуофициального характера.
- Содержание официально-деловых писем.
- Визитная карточка, ее оформление и правила использования в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Диалектика – искусство вести спор.
- Разновидности и методы спора.
- Возможные результаты спора: победа или компромисс.
- Культура делового спора.
- Рекомендации ведения спора. Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе.
- Этика знакомства, приветствия, прощания деловых людей.
- Ведение деловых бесед и выступлений.
- Этикет особого случая.
- Деловая переписка.
- Деловая встреча и ее виды в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Принципы ведения переговоров.
- Невербальные средства общения.
- Культура телефонного разговора.
- Основные требования к служебному телефонному разговору.
- Визитные карточки.
- Приемы. Виды приемов.
- Деловой протокол.
- Застольный этикет.
- Деловые подарки.
- Внешний вид, манеры делового человека.
- Этикет коммуникаций.
- Дипломатический этикет. Виды дипломатических приемов.
- Порядок подготовки и проведения дипломатических приемов.
- Звуковая организация речи.
- Благозвучие речи в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Интонация и ее компоненты в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Функции интонации в языке: коммуникативная, выделительная, эмоциональная, модальность.
- Возможности использования интонации в деловом общении.
- Дипломатический протокол в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
- Протокол перед деловой встречей.
- Стили и культура деловых переговоров.
- Дипломатический протокол на переговорах.
- Международный деловой этикет.
- Этнокультурные особенности речевого этикета.
- Этикетные принципы вежливости.
- Этнокультурная специфика мимики, поз, жестов. Основные правила общественных приличий в районах распространения ислама на территории нашей страны.
- Современная этика.
3. Методические рекомендации для преподавателя
Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий, в процессе которых студенты должны усвоить такие науки как общая теория управления социально-культурным сервисом и туризмом, экономика, региональная и муниципальная экономика, психология, социология и философия с учетом роли и места дисциплины в будущей профессиональной деятельности выпускника.
Задачи дисциплины — дать студенту, будущему специалисту в области управления социально-культурным сервисом и туризмом, глубокие и систематизированные знания о профессиональной этике и этикете, деловом этикете; ознакомить студента с духовной культурой служащих в социально-культурной сфере и туризме; ознакомить с особенностями этикета взаимоотношений руководителя и подчиненного в современных условиях; рассмотреть дипломатический протокол, этикет деловых переговоров, встреч, телефонных разговоров; ознакомить с особенностями оформления делового письма и визитной карточки.
Содержание теоретического курса
Тема 1. Этика как наука и явление духовной культуры. Исторические типы морали
Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Духовная культура и духовность. Нравственность – существенный компонент духовной культуры служащих. Моральная сущность. Моральный выбор. Взаимосвязь интеллектуального и нравственного в духовной культуре. Управленческая технология. Роль эстетического идеала и искусства в формировании духовного мира. Внешнее как форма проявления сущности духовной культуры. Исторические типы морали. Сущность морали. Мораль как специфический способ духовно-практического освоения мира и ценностно-императивное отношение. Мораль как система нравственных принципов, норм и идеалов. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм, альтруизм, любовь, уважение к личности как высшие нормы духовности. Равнодушие и жестокость как их антиподы. Структура морали. Взаимосвязь морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. Моральное сознание: единство информационно-рационального и чувственно-эмоционального, императивного и ценностного. Нравственные отношения человека к природе, обществу, другому человеку, самому себе как выражение морального сознания. Моральное поведение. Структура морального поступка. Проблема целей и средств, мотива и оценки в человеческом поведении. Моральные ценности. Жизнь как ценность. Исходные ценности человечества. Общечеловеческие нравственные ценности. Система высших моральных ценностей как механизм самореализации субъекта. Основные функции морали: гуманизирующая, регулятивная, императивная, коммуникативная, воспитательная.
Тема 2. Виды этики. Профессиональная этика: сущность, классификация функции
Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность». Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная. Противоречивость нормативно-ценностного содержания этики. Антитезы гедонизма и аскетизма, ригоризма и эвдемонизма, эгоизма и альтруизма, коллективизма и индивидуализма. Структура этического знания. Аксиология как ценностный аспект этики, деонтология как этическое учение о должном и сущем. Прикладная этика и ее структура: этика нормативная, ситуативная и профессиональная. Лестница профессионального роста. Происхождение и сущность профессиональной этики. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Общие принципы профессиональной этики: профессиональная солидарность и корпоративность, профессиональный долг и особая форма ответственности. Виды профессиональной этики, их особенности. Профессиональные деонтологии. Частные принципы и нормы профессиональных этик. Классификация этических кодексов. Функции норм профессиональной этики. Нормативные образцы личности.
Тема 3. Нормы в профессиональной этике и профессиональная мораль. Единство норм и принципов общей и профессиональной этики
Служебная этика как вид профессиональной этики. Причины усиления этического момента в регулировании служебных отношений. Сущность этических принципов как одной из форм общественного сознания и выражения требований общества. Этические принципы деятельности государственного служащего. Этический кодекс служащего. Этические нормы деловых отношений: должное и сущее. Соотношение правовых и этических норм в сфере делового администрирования. Виды этических норм: общие, групповые, личностные. Механизм реализации этических норм поведения человека в сфере деловых отношений. Ролевая структура личности служащего и этические принципы и нормы. Этика сферы предпринимательства.
Тема 4. Принципы профессиональной этики и этикета в сервисе и туризме
Поведение. Этикет. Основные функции этикета на государственной и муниципальной службе. Общение. Внешние формы поведения. Чувство психологического комфорта. Принципы современного этикета. Традиции. Особенности приветствия на службе. Особенности представления на службе. Особенности обращения на службе. Этикет делового человека. Культура одежды делового человека. Поведение в общественных местах. Этические принципы и нормы поведения служащего в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
Тема 5. Корпоративная этика. Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса.
Понятие «корпоративная этика». Социальные основы ее формирования. Факторы, способствующие распространению «корпоративной этики» на службе. Основные характеристики «корпоративной этики». Социальные последствия господства принципов и норм «корпоративной этики» в среде управленцев. Пути преодоления корпоративности в этике служебных отношений. Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса.
Тема 6. Особенности развития этики предпринимательства в России
Российская деловая культура: история и современное состояние. Деловые люди Руси. Российские предприниматели как движущая сила российской культуры. 7 принципов ведения дел в России. Этика советского времени: теневая экономика. Этика двойной морали. Основные тенденции развития российской деловой культуры. Характер взаимоотношений предпринимателей и власти. Кодекс предпринимательской этики 1998 г.
Тема 7. Управленческая этика
Функции, методы, технологии и организационные структуры управления. Субъект управления. Его функциональные задачи по управлению компанией или фирмой, решений и распоряжений. Стиль управления как основа взаимодействия руководителя и коллектива. Авторитарный, демократический, делегирующий, патерналисткий стили руководства. 6 навыков успешного руководителя.
Тема 8. Стили общения и стили поведения
Пять стилей общения. Четыре стиля поведения. Соотношение стилей общения и поведения. Схема Томаса Килмена. Языковые нормы делового общения. Стиль речи. Прагматический, лингвистический, социолингвистический, культурологический факторы речи. Культура речи. Речевой этикет. Правила речевого поведения в деловом общении. Формулы речевого этикета: выражение просьбы, извинения, неодобрения, приглашения.
Тема 9. Культура письменной речи и административный речевой этикет
Служебная документация. Официально-деловой стиль речи. Официальная переписка. Административный речевой этикет. Особенности языка служебных документов. Специальная терминология. Нетерминологическая лексика. Языковые клише. Деловой штамп. Устаревшая терминология. Тавтология. Частные особенности деловых бумаг. Элементы речевого этикета в деловой переписке. Тон и речевой этикет письма строго официального характера. Текст официального письма-приглашения. Тон и речевой этикет писем полуофициального характера. Эмоционально-этикетные слова. Структура делового этикета. Содержание официально-деловых писем. Реакция на полученную корреспонденцию. Визитная карточка, ее оформление и правила использования. Этикет оформления визитной карточки.
Тема 10. Спор и конфликт в профессиональной деятельности
Спор. Конфликт. Диалектика – искусство вести спор. Разновидности и методы спора. Софистика. Эристика. Дискуссия. Полемика. Диспут. Дебаты. Логическая структура спора. «Круглый стол». «Мозговой штурм». Возможные результаты спора: победа или компромисс. Уловки в споре. Неопределенность и противоречивость тезиса. Эпатаж. Информированность, эрудиция, опыт ведения спора. Культура делового спора. Рекомендации ведения спора.
Тема 11. Коммуникация как основной механизм взаимодействия в профессиональной деятельности
Коммуникация как обмен информацией. Понятие коммуникативной компетентности. Структура коммуникационного процесса. Социально-психологические аспекты коммуникации. Виды общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Функции общения. Манера общения и стиль
Тема 12. Вербальные и невербальные средства коммуникации
Человеческая речь как источник информации. Нормы языка и понятие стиля речи. Официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль. Разговорная речь. Роль подтекста в деловом общении. Публичная речь. Проблема адекватного восприятия информации. Типовые причины потери информации: языковые фильтры и барьеры. Трудности эффективного слушания. Средства невербальной коммуникации. Дистанция: интимная зона, личная зона, зона социального общения, общедоступная зона. Поза. Мимика. Жесты: жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы. Взгляд.
Тема 13. Этикет как социальное явление
Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Этикет и мораль. Условно-согласительный характер этикета. Этикет в ситуации знакомства: рукопожатие, поза и взгляд, жесты, улыбка. Этикет в ситуации беседы: язык позы, поза и субординация, дистанция в общении, мимика, язык взгляда, язык жестов. Этикет в конфликтной ситуации. Этикет при выступлении. Кинесика и общее суждение о человеке. Манеры поведения. Внешний вид и привычки. Социально-ролевое и функциональное назначение одежды служащих. Требования к одежде служащих.
Тема 14. Общие правила современного этикета
Понятие и предназначение этикета. Взаимосвязь этики и этикета. История этикета. Формы этикета. Виды этикета. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества. Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе. Понятие современного этикета. Простейшие правила поведения в общественных местах, в деловой обстановке, в личной жизни, в ресторане и за столом. Поведение в быту. Поведение в гостях. Поведение в общественных местах.
Тема 15. Деловой этикет.
Понятие делового этикета. Понятие имиджа. Роль имиджмейкера. Имидж деловой женщины. Имидж делового мужчины. Протокол в деловом общении. Этикет на официальных мероприятиях. Встреча и представление. Приглашение. Программа пребывания. Виды приемов и поведение на них. Комплимент. Визитные карточки. Современные средства дополнительной коммуникации. Варианты использования визитных карточек: при знакомстве, вместо письма или открытки для коротких сообщений, для подчеркивания личного участия в каком-либо событии. Требования к оформлению: размеры, цвет, шрифт, наличие рабочих и домашних координат, цветовое решение логотипа, наличие государственной символики, расположение информации. Фирменная и личная визитные карточки.
Тема 16. Дипломатический протокол и международный этикет
Дипломатический протокол. Протокол перед деловой встречей: проверка благонадежности, состав делегации, программа встречи, встреча делегации, помещение для переговоров. Стили и культура деловых переговоров: русский стиль, американский стиль, французский стиль, английский стиль, немецкий стиль, японский стиль, китайский стиль. Необходимость знания своего партнера. Дипломатический протокол на переговорах: тональность переговоров, модель переговоров, создание благоприятной атмосферы, члены переговоров, результат переговоров. Международный деловой этикет: представление, знакомство, одежда на переговорах, на приеме, рассадка за столом, сервировка, столовый этикет, деловой тост.
Тема 17. Деловой этикет и предметно-пространственная среда учреждения социально-культурного сервиса и туризма
Предметно-пространственная среда как объект эргодизайна. Предметно-пространственная среда как средство, постоянно воздействующее на личность служащего и оказывающее позитивное влияние на ее совершенствование. Деловое общение служащих и предметно-пространственная среда соответствующих зон учреждений. Рабочий кабинет руководителя. Варианты позиций собеседников в деловом общении. Кабинет служащего. Цветовая гамма интерьеров учреждений. Роль предметно-пространственной среды учреждения в организации делового общения служащих и посетителей. Система визуальных коммуникаций учреждения. Индивидуальные часы-указатель. Удобства для посетителей.
Тема 18. Проблемы современной этики
Эвтаназия. Этика и психология поведения в процессе умирания. Стадии умирания и этико-психологические трансформации поведения.
Аборт и контрацепция как вопросы биомедицинской этики. Моральные и нравственно-религиозные аспекты аборта.
Биомедицинские проблемы, возникающие в связи с положением душевнобольных в обществе: история вопроса и современное положение дел.
Отношение к сексуальным меньшинствам в свете прикладных этических исследований. Отношение к животным как проблема нравственности.
Помимо лекционных, практических, индивидуальных занятий и самостоятельной работы для лучшего усвоения данного предмета приветствуется тестирование и деловые игры.
Деловые игры по темам «Передача информации в деловом общении», «Неофициальное общение», «Этикет в деловом общении» формируют у студентов навыки общения, уважения оппонента, использования правил этичного, нравственного поведения.
Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля:
- текущий контроль, включающий выполнение студентами контрольных заданий с последующей оценкой проделанной работы;
- рубежный контроль, состоящий из сдачи экзамена по дисциплине.
Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса, и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные педагогом вопросы. Он проводится дважды в течение каждого семестра на специальной рейтинг-неделе в виде контрольных работ.