Тревожность матери и тревожность ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..……………….3

1. Теоретический анализ тревожности в отечественной и зарубежной психологии.

1.1. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии……6

1.2. Психологические особенности дошкольного возраста…………………16

1.3. Проявление тревожности у детей дошкольного возраста…….………..21

2. Теоретический анализ тревожности у матери.

2.1. Материнство в отечественной и зарубежной психологии……………..29

2.2. Материнская тревожность…………………………………………………36

2.3. Влияние стиля родительского воспитания на тревожность ребенка…..39

Заключение………………………………………………………………………..43

Список литературы………………………………………………………….……45

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье, являются причинами, которые обусловливают рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.

Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве основного источника могут быть рассмотрены нарушения родительского отношения к ребенку, которые приводят к постоянным психологическим микротравмам детей.

Актуальность Тревожности матери, и тревожность ребенка является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Данная тематика обусловлена тем, что проблема тревожности является одной из наиболее острых в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.

В последнее время интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис в своей книге «Психология и психотерапия семьи» отмечают, что отношения и в родительской, и в актуальной семье очень важны для человека. Изменения в одной из сфер семейной жизни ведет к изменению в других. Поэтому семья часто играет ведущую роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений (Воликова С.В., 2003).

3 стр., 1416 слов

Презентация на тему: Семейная психология

... годами. Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей. Классификация ... готовы жить по принципу двустороннего компромисса. Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать ... эротическиефункции Французские исследователи выделяют три фазы в жизни женщин: социализация, накопление интеллектуального и профессионального « ...

Именно поэтому, на основе вышесказанного, изучение темы «Тревожность матери и тревожность ребенка» является весьма актуальным.

Цель исследования: теоретическое исследование тревожности матери и тревожности ребенка.

Предмет исследования: проявление тревожности у мамы и ребенка

Объект исследования: тревожность личности.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие тревожность.

2. Провести теоретический анализ возникновения тревожности.

3. Изучение и анализ материнской тревожности

4. Рассмотреть стили родительского воспитания и их влияние на тревожность ребенка.

Методологические и теоретические основы исследования: Методической и теоретической базой исследования являются труды по изучению тревожности таких авторов как Б З. Фрейд, А. Фрейд, являются концепция М. Боуэна об эмоциональном функционировании семейных систем; концепция А.М. Прихожан о специфике детской тревожности, и идеи А.Я. Варги по построению стратегий консультативного воздействия на семейную систему.

Представители различных психологических школ занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка и рассматривали их как важный источник детского развития. Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Л.С. Выготским, В.Н.. Мясищевым, М.И. Лисиной, Н.Н. Обозовым, С.Л. Рубинштейном, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, Л.И. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями.

Развитие детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.А. Бодалёв, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас), влияние детско-родительских отношений на развитие личности (М.И. Лисина, Н.К. Радина, С.П. Тищенко, С.Г. Якобсон, П.Я. Якобсон и другие).

Коррекция детско — родительских отношений (Белоусова Н.С., Васягина Н.Н., Рыбакова Е.Е., Устинова Н.А.)

1. Теоретический анализ тревожности матери и тревожности ребенка.

1.1. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии

Проблема тревожности постоянно привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать < wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> сильную тревогу < wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%B0> по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное < wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов < wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BF_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B> особенность темперамента < wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82>, либо, как и то и другое одновременно.

3 стр., 1155 слов

Сказкотерапия как метод коррекции тревожности детей дошкольного возраста

... ПРИЛОЖЕНИЯ Введение В последние годы, как свидетельствуют специальные эксперимен тальные исследования, наиболее распространенными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. ... М. Инфра-М, 2008. – 712 с. 8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. - М., 1990.- 256с. 9. Вачков, И.В. Сказкотерапия: ...

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра. [17]

В «Большом психологическом словаре» приводится следующее определение этого понятия: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [1]

По определению Р. С. Немова, «тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [13]

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.

Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть «самыми лучшими» учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели [18].

Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

Л.И. Божович считал, что высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 1. Совершенно обезумел от ... сильное стремление к деятельности. 8. Много энергии, сильная потребность в действии. 7. Чувствую себя очень свежим, ... веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. ...

От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

М.З. Неймарк называет это «аффектом неадекватности» — «… острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех». Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.

Такое состояние не может не вызвать у ребенка переживания тревоги. Первоначально тревога обоснованна, она вызвана реальными для ребенка трудностями, но постоянно по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру, и тогда реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных.

Кроме того, исследования отечественных психологов Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые “ждут освобождения” и всю жизнь довлеют над человеком.

Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое.

Проблема тревожности имеет и другой аспект, психофизиологический. Второе направление в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния.

Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения — «стресса». При всех различиях в толковании понимания «стресса», все авторы сходятся в том, что стресс — это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность — состояния разные. Если стресс — это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

Можно полагать, что наличие тревоги в состоянии стресса связано именно с ожиданием опасности или неприятности, с предчувствием его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей. Важным является тот факт, что, во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По его мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности [3].

28 стр., 13800 слов

Влияние проявлений тревожности на социальную адаптацию детей ...

... но для многих детей состояние тревожности сказывается и на здоровье, и на процессе формирования личности. И как результат - различные невротические расстройства. Поэтому важно ... когда в поведении, вызванном конкретной ситуацией, проявляется фактор неопределенности, непредсказуемости. Тревога (или тревожность) — это чувство неизвестно откуда надвигающейся опасности, ощущение неконкретной, ...

Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу.

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Данные Б.М. Теплова указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина.

Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

У зарубежных исследователей существует два подхода на проблему тревожности — понимание тревожности как изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

Согласно В.К. Вилюнасу: «Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий»

Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений — инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности. Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни.

В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

19 стр., 9189 слов

Психология больного 2

... по-преж­нему является наиболее употребительным в отечественной медици­не и клинической психологии. В настоящее время под ВКБ понимается субъективное отношение больного к своему заболеванию, ... специфических изменений – характер заболевания и стадия болезни. Р.Конечный и М.Боухал в книге «Психология в медицине» также отмечают обусловленность аутопластической картины болезни в первую очередь характером ...

В книге «Невротическая личность нашего времени» Хорни насчитывает 11 невротических потребностей:

1. Невротическая потребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным.

2. Невротическая потребность в «партнере», который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве.

3. Невротическая потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным.

4. Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения.

5. Невротическая потребность эксплуатировать других, получать лучшее от них.

6. Потребность в социальном признании или престиже.

7. Потребность личного обожания. Раздутый образ себя.

8. Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других.

9. Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться.

10. Невротическая потребность в любви.

11. Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.

К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

В большой степени К. Хорни близок к С. Салливен. Он известен как создатель «межличностной теории». Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоот……..

Список литературы

1. Большой психологический словарь Издание 4-е, расширенное. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко

2. Варга Ф.Я. Структура и типы родительского отношения. — М., 2007. — 363 с., c. 32

3. Давыдов В.В. Влияние тревожности учащихся подросткового возраста на стратегии поведения в конфликтных ситуациях. — М.: 2007. — 187 с.

4. Завялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод её формирования. — М., 2000 — 440 с. c. 161

5. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр — СПб: Союз, 2007. -224 с.

6. Кочубей Б. Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа.-2008.- № 9.

7. Кошелёва А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. — М., 2007. — 361 с. c. 95

8. Краткий психологический словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Ростов-на-Дону: Феникс , 2010. — 318 с. — (Словари).

9. Кученко Т. О детской тревожности. // Воспитание школьников. 2002. — №5.

10. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. — М., 2001. — 240с.

11. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. — Воронеж, 2000. — 256с.

12. Немов Р.С. Общие основы психологии. — М.: Владос, 2003. — 688 с.

13. Общая психология: курс лекций для педагогического образования/ Сост. С. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС,2005. — 608 с.

14. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. — М., 2005. — 412 с. 16 c. 41

15. Прихожан А.И. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика. — М.:МПСИ,2010. — 226 с.

11 стр., 5139 слов

Психология посттравматического стресса

... образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов ... эти знания в профессиональной деятельности. Программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и методологических ...

16. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст- СПб.: Питер, 2007 — 192 с.

17. Психология подростка. Учебник < lib/books/id/8656.php> Прайм-Еврознак, 2003 г.,480 стр./Под редакцией А. А. Реана

18. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю.Головин.-2-е изд., перераб.и доп.-Мн.:Харвест,2005.-976с.

19. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2004- 321 с.