ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ПСИХОЛОГИИ
Для студентов 1 и 2 курсов (бакалавриат)
1. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
а) Эпикуром;
б) Демокритом;
в) Аристотелем;
г) Б. Спинозой.
2. Термин «психология» в научный оборот ввел:
а) Г.Лейбниц;
б) Х Вольф;
в) Аристотелем;
г) Р.Декарт.
3. Психология как наука о сознании возникла:
а) в XVвеке;
б) в XVIвеке;
в) в XVIIвеке;
г) в XVIIIвеке.
4. Психологии как наука о поведении возникла:
а) в XXвеке;
б) в XIXвеке;
в) в XVIIвеке;
г) в XVIIIвеке.
5. Краткое стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:
а) эксперимент;
б) самонаблюдение;
в) наблюдение;
г) тестирование.
6. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
а) Г.Лейбниц;
б) Х Вольф;
в) В.Вундтом;
г) У.Джеймсом.
7. Первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория начала свою работу:
а) в 1850 г.;
б) в 1868 г.;
в) в 1879 г.;
г) в 1885 г.
8. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:
а) И.М.Сеченов;
б) Г.И.Челпанов;
в) В.М.Бехтерев;
г) И.П.Павлов.
9. Автором трактата «О душе» является:
а) Платон;
б) Демокрит;
в) Аристотель;
Возникновение научной психологии — экспериментальная психология ...
... противоречащих друг другу; научная досто-верность как результат всесторонней верификации фактов. Предвестником экспериментальной психологии, возникшим на основе позитивизма, является __психофизика_ , __ставившая зада-чу изучить отношение между ...
г) Эпикур.
10. Психология как самостоятельная наука оформилась:
а) в 40-х гг. XIX в.;
б) в 80-х гг. XIX в.;
в) в 90-х гг. XIX в.;
г) в начале XX в.
11. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.
12. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющие анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.
13. Основанием классификации воображения на зрительные и слуховые является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
14. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:
а) ощущением;
б) восприятием;
в) представлением;
г)следовым процессом.
15. Пассивное и активное воображение различают:
а) по предмету отражения;
б) по форме существования материи;
в) по направленности отражения;
г) по степени психической активности.
16. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, — это:
а) мечта;
б) греза;
в)творческое воображение;
г) все ответы неверны.
17. Сущность процесса мышления состоит в установлении связей и отношений между предметами и явлениями, как:
а) беспричинные;
б) корреляционные;
в) причинно-следственные;
г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.
18. Теоретическое и эмпирическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
19. Практическое мышление направлено:
Мышление как процесс решения задач
... опосредованное отражение действительности. В мышлении действительность отражается посредством понятий/знаков, символов. Именно они позволяют оторваться от наглядной ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений. Мышление как процесс решения задач Мышление ...
а) на разрешение конкретных задач;
б) на нахождение общих закономерностей;
в) на выявление законов;
г) на установление причинно-следственных связей.
20. Предположение, проект решения задач проявляется, как:
а) интеллект;
б) инсайт;
в) эвристика;
г) гипотеза.
21. Мгновенное осознание решения некоторых проблем — это:
а) мышление;
б) интеллект;
в) инсайт;
г) эвристика.
22. Относительно-устойчивая структура умственных способностей — это:
а) мышление;
б) инсайт;
в) интеллект;
г)одаренность.
23. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение;
г) классификация.
24. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) понятием;
б) суждением;
в) умозаключением;
г) рассуждением.
25. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
а) быстрота;
б) гибкость;
в) самостоятельность;
г) широта.
26. Основные формы мышления рассматривает:
а) философия;
б) формальная логика;
в) педагогика;
г) психология.
27. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) понятием;
г) суждением.
28. Основанием классификации мышления на наглядно — действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
29. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
а) наглядно-действенного;
б) наглядно-образного;
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также ... двухсловное аморфное предложение, называется периодом однословного предложения. Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи.[1]. Второй период становления детской речи: от 1 ...
в) словесно-логического;
г) индуктивного.
30. Теоретическое и практическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
31. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
а) сравнением;
б) анализом;
в) синтезом;
г) абстрагированием.
32. Речь — это:
а) психическое явление;
б) процесс общения посредством языка;
в) обмен информацией между людьми;
г) процесс отражения мыслей и чувств.
33. Человеческий язык характеризуется:
а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;
б) возможностью передать информацию о прошлых и будущих событиях;
в) ограниченной лингвистической компетентностью;
г) все ответы верны.
34. Согласно теории научения речь развивается в результате:
а) интериоризации усвоенного языка;
б) последовательности приближений;
в) подражания родительской модели;
г) все ответы верны.
35. В соответствии с релятивистскими теориями любой язык «относителен» и зависит:
а) от нашего восприятия мира;
б) от той или иной культуры;
в) от опыта, приобретенного путем обуславливания;
г) все ответы верны.
36. Внутренняя речь:
а) эклектична;
б) предикативна;
в) эмоционально насыщенна;
г) все ответы верны.
37. Звуковая единица речи — это:
а) звук;
б) слог;
в) фонетическое слово;
г) все ответы верны.
38. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления:
а) монологическая речь;
б) внутренняя речь;
в) письменная речь;
г) диалогическая речь.
39. Свойство речи, характеризующееся объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего,- это:
Билет 2.1. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект
... индивид как субъект отношений и сознательной деятельности устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков: Личность! Таинственный избыток индивидуальности! Википедия: Личность — понятие, ...
а) выразительность;
б) понятность;
в) содержательность;
г) конкретность.
40. Эгоцентрическая речь — это:
а) вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления;
б) вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники;
в) громкая речь ребенка, адресованная самому себе;
г) произвольная, развернутая и организованная речь.
41. Письменную и устную речь различают:
а)по средствам общения;
б) по способам общения;
в) по выполняемой функции;
г) по условиям общения.
42. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) механической;
б) логической;
в) эмоциональной;
г) аудиальной.
43. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:
а) наглядно-образная;
б) феноменальная;
в) эмоциональная;
г) словесно-логическая.
44. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
а) долговременной;
б) эмоциональной;
в) произвольной;
г) механической.
45. Объём, хранящейся информации в кратковременной памяти:
а) 7+/-2;
б) неограничен;
в) предел неизвестен;
г) в среднем 10.
46. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:
а) психоанализа;
б) гештальтпсихологии;
в) бихевиоризма;
г) ассоцианизма.
47. Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как:
а) быстрота;
б) прочность;
в) точность;
г) интенсивность.
48. Опосредованная и непосредственная память различаются:
а) по ведущему анализатору;
б) по использованию вспомогательных средств в процессе запоминания;
в) по степени активности субъекта;
г) по видам деятельности.
Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.
... центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве ... психически больной не являются личностью. Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включа ...
49. Высшим видом памяти считается память:
а) двигательная;
б) образная;
в) эмоциональная;
г) вербальная.
50. В течение четверти секунды функционирует память:
а) сенсорная;
б) кратковременная;
в) долговременная;
г) оперативная.
51. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:
а) оперативной;
б) иконической;
в) кратковременной;
г) эхонической.
52. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:
а) включается в условия достижения цели;
б) входит в содержание основной цели деятельности;
в) включается в способы достижения цели;
г) предъявляется в свободном порядке.
53. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) активность субъекта;
г) вид деятельности.
54. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят:
а) от важности запоминаемого материала;
б) от характера материала;
в) от предшествующего опыта;
г) от объема кратковременной памяти.
55. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
а) восприятием;
б) мышлением;
в) воображение;
г) вниманием.
56. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:
а) заражение;
б) идентификация;
в) интроекция;
г) проекция.
57. Сходство представлений с восприятием характеризуется:
а) яркостью;
б) фрагментарностью;
в) неустойчивостью;
г) модальностью.
58. Между представлениями разных людей всегда есть различие:
а) только по яркости;
Человек как субъект, индивидуальность, личность
... процессов влияет на индивидуальность человека. В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики ...
б) только по полноте образа;
в) только по отчетливости;
г) по яркости, полноте и отчетливости,
59. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:
а) зрительные;
б) слуховые;
в) вкусовые;
г) тактильно-кинестетические.
60. Из следующих понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» — наименее широким по содержанию является понятие:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.
61. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность»-наиболее широким по содержанию является понятие:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.
62. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» по объёму содержания находятся в отношении:
а) включения;
б) соподчинения;
в) рода-вида;
г) рядоположенности.
63. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий:
а) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность;
б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;
в) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность;
г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.
64. Основные свойства нервной системы:
а) вспыльчивость;
б) импульсивность;
в) чувствительность;
г) все ответы неверны.
65. К предметно-содержательным характеристикам темперамента относят такие, как:
а) общая активность;
б) интересы-мотивы;
в) впечатлительность;-
г) все ответы неверны.
66. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:
а) статические;
б) содержательные;
в) динамические;
г) приобретенные.
67. По И.П. Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете параметров:
а) силы;
б) активности;
Индивидуальность и личность
... человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется во всем: в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности и т.д. В понятиях «личность» и «индивидуальность» ...
в) соотношения жидкостей в организме;
г) особенностей строения тела.
68. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) динамичность.
69. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:
а) сензитивности;
б) реактивности;
в) активности;
г) пластичности и ригидности.
70. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
а) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
71. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
а) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
72. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными характеризуется:
а) сангвиник;
б) холерик;
в) флегматик;
г) меланхолик.
73. Считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости:
а) до конца XVIII века;
б) до середины XIX века;
в) до конца XIX века;
г) до середины XX века.
74. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это:
а) темперамент;
б) способности;
в) характер;
г) задатки.
75. Характер можно считать патологическим, если он:
а) относительно стабилен во времени;
б) имеет тотальное проявление;
в) социально дезадаптирован;
г) все ответы верны.
76. Акцентуации характера:
а) крайние варианты нормальных характеров;
б) своеобразные заострения характера;
в) имеют скрытую и явную форму;
г) все ответы верны.
77. Детерминанты свойств характера следует искать:
а) в особенностях генотипического фона;
б) в учете средовых влиянии;
в) в суммировании генотипических и средовых влияний;
г) все ответы верны.
Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»
... человека; D) психический процесс, отражающий зрительное и словесное обозначение предмета; E) все ответы верны. Чем отличается восприятие от ощущения? A) внутрианализаторными связями; B) восприятие носит обобщенный характер, ... вкусовые, обонятельные, кожные; E) кожные, болевые, обонятельные, осязательные. Как по И.П. Павлову называются каналы связи мозга с внешним миром, по которым в мозг поступает ...
78. Представления об экстраверсии / интроверсии были разработаны:
а) А. Адлером;
б) 3. Фрейдом;
в) К. Юнгом;
г) К. Роджерсом.
79. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:
а) целеустремленного;
б) решительного;
в) настойчивого;
г) самостоятельного.
80. Целостность по отношению к характеру является его:
а) типом;
б) чертой;
в) качеством;
г) акцентуацией.
81. К. Леонгард изучал акцентуации характера:
а) у детей младшего школьного возраста;
б) у подростков;
в) у юношей;
г) у взрослых людей.
82. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:
а) аффектом;
б) страстью;
в) настроением;
г) чувством.
83. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией-угрозой для благополучия личности, — это:
а) аффект;
б) фрустрация;
в) настроение;
г) стресс.
84. Чувства человека — это:
а) эмоциональный тон процесса ощущения;
б) органическое самочувствие индивида;
в) чувствования, связанные с удовлетворением органических потребностей;
г) все ответы неверны.
85. Эмоции — это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как
а) непосредственное;
б) опосредованное;
в) сознательное;
г) рациональное.
86. Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые отношение субъекта к жизненным обстоятельствам:
а) выражают;
б) отражают;
в) представляют собой;
г) определяют.
87. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств:
а) экспрессивная (выразительная);
б) сигнальная;
в) регуляторная;
г) интерферирующая.
88. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию (и):
а) только приспособительную;
б) только мобилизационную;
в) только приспособительную и интегративную;
г) приспособительную, мобилизационную и интегративную.
89. Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является (ются):
а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций;
б) доминирующие (ведущие) компоненты;
в) время протекания;
г) степень глубины.
90. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:
а) интересом;
б) радостью;
в) удивлением;
г) недоумением.
91. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:
а) собственной эмоцией;
б) аффектом;
в) настроением;
г) чувством.
92. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта:
а) ореола;
б) последовательности;
в) инерционности;
г) стереотипизации.
93. В том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у другого человека и другие свойства, гармонирующие с этим качеством, состоит эффект:
а) первичности;
б) ореола;
в) Пигмалиона;
г) социальной фасилитации.
94. Неправильное отношение в процессе общения друг к другу относится к барьерам общения:
а) физическим;
б) социально-психологическим;
в) неправильной установки сознания;
г) организационно-психологическим.
95. Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в современном поиске знаний при стиле деятельности:
а) демократическом;
б) авторитарном;
в) либеральном;
г) попустительском.
96. Понимание эмоционального состояния другого человека относится к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) группового взаимодействия.
97. Один из главных механизмов межличностного восприятия в общении, характеризующийся пониманием и интерпретацией другого человека путем отождествления себя с ним, трактуется как:
а) социально-психологическая рефлексия;
б) стереотипизация;
в) эмпатия;
г) идентификация.
98. Жесты, мимика и пантомимика — это средства общения:
а) идентификация;
б) стереотипизация;
в) конформизм;
г) все ответы неверны.
99. Межличностное социальное восприятие актуализируется в:
а) привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых людей;
б) непривычных условиях, при контактах с малознакомыми и вовсе незнакомыми людьми;
в) все ответы неверны.
100. Процесс приписывания причин, объясняющих поведение другого человека,- это:
а) физиологическая редукция;
б) каузальная атрибуция;
в) групповая идентификация;
г) все ответы верны.
101. Децентрализация как механизм социального воспитания:
Тесты. Психология — Стр 2
а) близок механизму идентификации;
б) тождественен физиогномической редукции;
в) противоположен конформности;
г) все ответы верны.
102. Малая группа, мнение и оценка которой значимая для индивида, является группой:
а) членства;
б) неформальной;
в) формальной;
г) референтной.
14