Краткое слово психолога о проблемах детей с ОВЗ.

Методические рекомендации

по использованию в образовательном процессе учебного видеофильма «Урок доброты»

По пониманию инвалидности и формированию толерантных установок

 

Содержание

Введение  
Организация и планирование занятий с использованием учебного видеофильма
Использование учебного видеофильма в образовательном процессе
Рекомендации по формам, особенностям и приемам подачи теоретического материала с учетом психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся
Рекомендации по организации социального проектирования школьников по вопросам понимания инвалидности и формирования толерантных установок
Литература

 

 

Введение

Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в современной России, актуализируют качественную трансформацию существующей государственной социальной политики в области образования, ее ориентацию на смягчение практик неравенства, повышение доступности форм и видов образования для представителей различных групп общества. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации ребенка, независимо от уровня его психофизического развития, выступает сегодня одной из приоритетных социальных задач во всех развитых странах.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей-инва­лидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предостав­ляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод и возможностей, обеспечивающих на­дежную и эффективную интеграцию в семью и общество. Реабилитация детей-инвалидов в нашей стране представляет собой комплексную систему государственных, педагогических, медицинских, психологических, социально-экономических, бытовых и других мероприятий.

Современная российская образовательная политика выдвигает на первый план задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Процесс внедрения инклюзивного образования сопряжен с рядом трудностей и проблем, связанных как с трудностями организации школы, так и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

К числу основных проблем, которые возникают при введении инклюзивного образования, являются, на наш взгляд, следующие: Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Прежде всего, они испытывают страх: «Смогу ли я сделать это?» Они боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

— принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе»;

— включать их в одинаковые виды деятельности, но ставить разные задачи,

— вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

— использовать и другие стратегии коллективного участия — игры, совместные проекты, лабораторные, проектные исследования и т.д.

Следует отметить, что проблемы, возникают и у детей без инвалидности и их родителей. Родители детей без инвалидности иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей без инвалидности не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.

Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями здоровья, в то же время оказываются самыми лучшими для их одноклассников. И наоборот: самые лучшие общеобразовательные школы являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников детям с инвалидностью напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.

Наблюдения специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Кроме того, немаловажное значение имеют и проблемы, которые возникают у детей — инвалидов и детей с ОВЗ и их родителей. Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети инвалидностью сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность).

По мере взросления дети с ограниченными возможностями здоровья начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется заниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. Кроме того, родители детей — инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Также следует указать и проблему организации «безбарьерной» среды. На недостаточном уровне находится и оборудование социально значимых объектов техническими средствами, обеспечивающих беспрепятственное перемещение детей с ограниченными физическими возможностям.

Серьезной проблемой является также предвзятое отношение к инклюзивному образованию в современном обществе. В связи с этим необходимо проведение значительного объема работ в данном направлении с широким привлечением средств массовой информации, педагогов и общественности.

Конвенция о правах инвалидов основывается на принципе замены социальной опеки и благотворительности системой прав и свобод. Таким образом, в российском обществе на законодательном уровне активизируются процессы, направленные на развитие толерантности в обществе и признания равных прав людей с инвалидностью – без дискриминации и ограничений.

Именно поэтому в общеобразовательных учреждениях с целью развития самодостаточной личности ребенка с ОВЗ, формирования толерантных установок у здоровых детей по отношению к детям с ОВЗ, преодолению ложных стереотипов педагогов, родителей по отношению к таким детям и проводятся различные акции, программы, циклы уроков.

Одной из таких акций является создание видеофильма «Урок доброты». Создатели фильма ставили перед собой следующие задачи:

научить детей к пониманием относиться к своим сверстникам с ограниченными возможностями здоровья;

сформировать у школьников толерантное отношение к детям ограниченными возможностями здоровья;

рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.

воспитать в школьниках умение сопереживать, готовность оказывать помощь людям, попавшим в беду.

Видеофильм «Урок доброты» имеет социальное и творческое значение. Детей волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять верное решение. Поэтому так важно говорить с учащимися о нравственных принципах и приобщать их к традиционным духовным ценностям — ценностям, которые служили бы ориентиром в жизни, решая проблему ее смысла. «Урок доброты» дает возможность попытаться сохранить лучшее и обеспечить преемственность традиционных ценностей, на базе которых можно воспитать образованного и нравственного человека.

Видеофильм «Урок доброты» рекомендуется использовать на уроках и внеклассных мероприятиях на всех уровнях общего образования, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Для проведения мероприятий рекомендуется приглашать лиц с ОВЗ в качестве соведущих.

Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школе.

 

Организация и планирование занятий с использованием учебного видеофильма

 

Организация и планирование занятий с использованием видеофильма должно базироваться на учете психофизиологических и возрастных особенностей каждой категории учащихся.

Начальная школа (1-4 классы).

При демонстрации фильма в начальной школе следует учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. Учащиеся данной возрастной категории только учатся анализировать собственное поведение, следовательно, необходимо учитывать особенности восприятия ими фильма, делить его на фрагменты и после каждого сюжета проводить мини-обсуждение.

Цель показа видеофильма — формирование толерантного отношения учеников начальной школы к детям с ограниченными возможностями здоровья .

В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ в их сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, важно в процессе просмотра видеофильма «Урок доброты» создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.

План урока:

Мини — лекция.

Сюжет первый.

Мини-обсуждение.

Сюжет второй.

Мини-обсуждение.

Сюжет третий.

Мини-обсуждение.

Просмотр оставшихся сюжетов, которые демонстрируют отношение государства, правительства к проблеме детей с ОВЗ.

Ход мероприятия:

1. Мероприятие проходит в актовом зале школы. На него приглашены помимо учащихся 1-4 классов, также родители, педагоги и психолог. Очень много шаров, детских рисунков, фотографий Д.Плужникова, Веры Кращук, Д.Гурцкой

Показ фильма следует предварить мини-лекцией на тему «Кто нуждается в нашей помощи». (5-6 минут) Я один из вас и нуждаюсь в вашей помощи.

В лекции говорится о том, что в нашей стране насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ. Главная их проблема заключается в том, что ребенок с инвалидностью не имеет связи с миром, у него нет возможности общаться со своими сверстниками, он не имеет возможности общаться с природой, тем более не имеет доступа к культурным ценностям.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это был путь и изменения духовной составляющей общества, где встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

Дети с ОВЗ — категория, требующая к себе повышенного внимания со всех сторон. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.

Сейчас в современном обществе существует большая необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. С раннего детства дети с инвалидностью сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с детьми без инвалидности снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, происходит сужение активного жизненного пространства. В будущем ребёнка-инвалида ждут трудности и с вопросами трудоустройства. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогов направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Демонстрируется первый сюжет. Героем первого сюжета является победитель музыкального конкурса «Голос» Данила Плужников. В сюжете рассказывается о нелегкой жизни мальчика, который несмотря на ограниченные возможности здоровья, победил судьбу.

Проводится мини-обсуждение: Ведущий задает вопросы к учащимся:

Как вы думаете, кто помог Даниле победить в конкурсе «Голос»? (например, качества характера: выносливость, целеустремленность, трудоспособность; поддержка и помощь родителей и близких)

Судя по его рассказу, чего не хватает Даниле в жизни?

А вы хотели бы с ним дружить?

Что вы знаете о возможностях людей с ОВЗ?

Встречали ли вы людей с ОВЗ? Если “да”, то где? (да, например, в общественном транспорте, во дворе, в школе)

 

Сюжет второй.

История мальчика с ОВЗ, который благодаря с знакомству с детьми-футболистами адаптировался в коллектив здоровых детей.

Мини-обсуждение:

Как вы думаете, каково человеку постоянно находиться в четырех стенах, не иметь друзей?

Как вы думаете, почему он редко выходил на улицу?

А как бы вы поступили, если в вашем дворе жил такой мальчик?

А вы часто встречаете людей в колясках?

А как ваши родители отнеслись к тому, если бы пригласили к себе домой мальчика в коляске?

«Кому и для чего нужны пандусы»?

«Что вы знаете об азбуке Брайля?»

«Кто вынужден пользоваться азбукой Брайля?»

 

Сюжет третий. История о девочках с синдромом Дауна, которым инклюзия дала возможность учиться в общеобразовательной школе. Сочинение лучше всех в классе написала Катя, на которую до этих пор одноклассники не обращали никакого внимания.

Мини – обсуждение сюжета: Темы для обсуждения:

«Дети с ОВЗ отличаются от нас только тем, что имеют ОВЗ».

«Они невероятно талантливы и мы не должны их отвергать».

«Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?»

«Какие эмоции вызывает у вас этот сюжет? Почему лучше учиться вместе?»

 

Просмотр остальных сюжетов, в которых принимают участие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, певица, общественный деятель Д.Гурцкая.

В заключении ведущий читает сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» и спрашивает у детей:

«А вы смогли бы поступить как Женя и отдать последний лепесток мальчику, нуждающемуся в помощи?»

Дискуссия с участием родителей, учащихся, педагогов и психолога. Присутствие родителей необходимо для того, чтобы они увидели, как их дети относятся к своим сверстникам, непохожим на них. Именно они, в первую очередь, влияют на негативное отношение детей к детям с ОВЗ.

 

Предполагаемые вопросы (вопросы задаются героями из серии фильма):

1. Смогли бы вы дружить с такими как мы?

2. Мы можем чему-то научиться друг у друга?

3. Что значит безбарьерная среда?

4. Для кого нужны пандусы?

5. В вашем классе учатся такие дети, как мы? Вы за или против?

 

Заключительное слово ведущего. Он обращается к присутствующим родителям, ведь они, зачастую, против общения своих детей с особыми детьми: «Необходимо, чтобы общество смотрело на людей с ОВЗ как на личности. Чтобы не возникало барьеров между людьми с инвалидностью и без. Эти дети могут нам дать то, что иным образом мы бы не получили. Необходимо чтобы здоровые дети умели с ними общаться. Надо приучать детей к этому. Это им будет полезно. Уметь общаться к теми, кто имеет меньше возможностей, чем они».

 

Методическая разработка для среднего звена (5-9 классы)

Цель показа учебного видеофильма «Урок доброты» — способствовать формированию толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья , рассказать о жизни и возможностях детей с ОВЗ, дать представление о том, какие бывают люди с ОВЗ, как они живут, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в обществе, то есть показать здоровым людям, что человек с ОВЗ – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей, дать представление о понятии «инклюзивное образование».

План мероприятия.

1.Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

2.Краткое слово психолога о проблемах детей с ОВЗ. Прилагается.

2.Демонстрация (показ) видеофильма «Урок доброты».

3.Обсуждение видеофильма.

4. Дискуссия на тему: « Кто за и против инклюзивного образования».

Мероприятие проходит в актовом зале школы. Помещение оформлено соответствующим образом: плакаты с цитатами великих людей об инвалидах: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (Антуан де Сент-Экзюпери),

«Инвалидность – это отсутствие духа, а не части тела» (из философской сказки), «Только великая боль приводит дух к последней свободе: только она позволяет нам достигнуть последних глубин нашего существа, — и тот, для кого она была почти смертельна, с гордостью может сказать о себе: Я знаю о жизни больше…(Фридрих Ницше), «Невозможно — это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно — это не факт. Это только мнение. Невозможно — это не приговор. Это вызов. Невозможно — это шанс проверить себя. Невозможно — это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!»;

Портреты людей состоявшихся как личности, несмотря на все невзгоды: Д.Гурцкая, О.Смолин, Д.Плужников, М. Терентьев, Э.Асадов, А.Суворов, победители Параолимпийских игр.

1.Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное моральное качество, моральная добродетель, родовое существенное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие.

Принципы инклюзивного образования:

-каждый человек нуждается в поддержке;

— каждый человек имеет право быть услышанным;

— каждый человек имеет право на счастье.

Проблемы инклюзивного образования в России:

Инклюзия, пока, не полностью встраивается в процесс изменения всего образования.

2.Краткое слово психолога о проблемах детей с ОВЗ.

Подросток сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи, ученые, искусствоведы и просто интересные люди.

3.Показ видеофильма «Урок доброты».

4.Обсуждение сюжетов. Вопросы к обсуждению:

«Какие чувства испытывали Вы при просмотре?»

«А Вы знаете истории людей, победивших судьбу?»

«Как сделать доступной среду для таких детей и людей в целом?

В вашем доме проживают люди с ОВЗ?

Ваши дома приспособлены для того, чтобы люди с ОВЗ не чувствовали себя ущемленными?

4. Беседа на тему «Что мы можем изменить в нашей жизни?» (В нашем классе? В своем дворе? В своем городе?)

 

Методическая разработка. (10-11 классы)

Цель показа видеофильма «Урок доброты» — сломать стереотипы, сложившиеся по отношению к людям с особыми образовательными потребностями, реализация прав и возможностей таких людей, доступность архитектурной среды, инклюзивное образование как форма совместного бытия детей с разным уровнем психофизического развития, этикет при общении с людьми с особыми возможностями. Основные методы – мини-лекции, дискуссии, просмотр и обсуждение видеофильма «Урок доброты».

В гости старшеклассникам на просмотр и обсуждение учебного видеофильма «Урок доброты» пришли студенты высших учебных заведений как с ОВЗ, так и без нее. На просмотр видеофильма приглашены психологи, социологи.

План мероприятия.

1.Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». Лекция прилагается.

2.Краткое слово психолога о проблемах детей с ОВЗ. Прилагается.

2.Демонстрация (показ) видеофильма «Урок доброты».

3.Обсуждение видеофильма.

4. Дискуссия на тему «Плюсы и минусы инклюзивного образования».

 

Мероприятие проходит в актовом зале школы. Помещение оформлено соответствующим образом: плакаты с цитатами великих людей об инвалидах: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (Антуан де Сент-Экзюпери),

«Инвалидность – это отсутствие духа, а не части тела» (из философской сказки), «Только великая боль приводит дух к последней свободе: только она позволяет нам достигнуть последних глубин нашего существа, — и тот, для кого она была почти смертельна, с гордостью может сказать о себе: Я знаю о жизни больше…(Фридрих Ницше), «Невозможно — это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно — это не факт. Это только мнение. Невозможно — это не приговор. Это вызов. Невозможно — это шанс проверить себя. Невозможно — это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!»;

Портреты людей состоявшихся как личности, несмотря на все невзгоды: Д.Гурцкая, О.Смолин, Д.Плужников, М. Терентьев, Э.Асадов, А.Суворов, победители Паралимпийских игр.

1.Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное моральное качество, моральная добродетель, родовое существенное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие.

Принципы инклюзивного образования:

-каждый человек нуждается в поддержке;

— каждый человек имеет право быть услышанным;

— каждый человек имеет право на счастье.

Проблемы инклюзивного образования в России:

Инклюзия, пока, не полностью встраивается в процесс изменения всего образования.

2.Краткое сообщение психолога и социолога о проблемах инклюзивного образования и формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ.

3. Просмотр видеофильма «Урок доброты».

4. Обсуждение фильма. Вопросы к обсуждению:

«В чем основная мысль фильма»?

«Что означает равенство прав для всех людей независимо от их учебных способностей или особенностей развития»? «Доступность окружающей среды для людей?»

«Безбарьерная среда для людей с ОВЗ»- — как вы это понимаете?»

«Как она организована в вашем районе»?

5. Рассказы студентов с ОВЗ о своем пути к успеху.

6. Предложить старшеклассникам написать один собственный сюжет для фильма «Урок доброты».

Появление детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях предъявляет к школе новые требования: знание методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для квалифицированного решения задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья и создан видеофильм «Урок доброты».

 

Материалы к мероприятиям

Мини-лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Долгий путь развития человеческой цивилизации характеризуется противоречивым отношением к детям с ограниченными возможностями. По другому можно сказать, что это был путь духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

С сожалением приходится констатировать динамику увеличения людей с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено ухудшением экологической обстановки, высоким уровнем заболеваемости родителей (особенно матерей), рядом нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, что актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Главная проблема ребенка с инвалидностью заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего общества по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у каждого человекатолерантности, т.е. способности понять и принять человека таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
  • обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
  • осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
  • своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
  • формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

Ведь помочь наполнить черно-белый мир ребенка с инвалидностью яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Краткое слово психолога о проблемах детей с ОВЗ.

Понятие «ограничение возможности здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Характерным признаком семилетних детей с ОВЗ является недостаточная готовность к школе. Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения.

Для того чтобы процесс социализации детей с ОВЗ был успешным, считаем необходимым отметить то, что, во-первых, это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Поэтому необходима специальная методическая организация занятий для этих детей. Во-вторых, учитывая нарушения здоровья в каждом конкретном случае (диагноз детей) методическая организация занятий, должна быть соответствующей.

Проблемы детей с ОВЗ:

1.Ограниченные представления об окружающем мире;

2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении;

3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка);

4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ:

— Принимать ребенка таким, какой он есть;

— Как можно чаще общаться с ребенком;

— Избегать переутомления;

— Использовать упражнения на релаксацию;

— Не сравнивать ребенка с окружающими;

— Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

-Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что;

— Обращаться к ребенку по имени;

— Не предъявлять ребенку повышенных требований;

— Стараться делать замечания как можно реже;

— Оставаться спокойным в любой ситуации.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Дискуссия на тему:«За» и «против» инклюзивного образования»

Галина Игнатова, психолог

Мы за иклюзивное образование и много делаем для того, чтобы дети с нарушениями в развитии были включены в массовую среду. Свыше восьми лет мы работаем с семьями таких детей. Накоплен бесценный опыт коррекционной работы, адаптации проблемного ребенка к социуму. Ежегодно мы стараемся подготовить к поступлению в школу как можно большее количество ребят, полагая, что для многих из них оптимальным вариантом обучения была бы массовая школа. Однако и родители, и мы понимаем, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Так, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата – должно быть соответствующее техническое оснащение, подъемники, поручни. Ребенку с умственной отсталостью необходим свой образовательный стандарт, по которому его будут аттестовывать, дифференцированный подход к оценке его работ, индивидуальные помощники в классе. Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи таких детей. Родители обеих категорий детей также нуждаются в поддержке, формировании правильного отношения к совместному обучению ребят.

Николай Иванович Головин, папа 8-летней Кати, девочки, с особенностями в развитии:

– Формально все, что я читал и слышал об инклюзивном образовании, выглядело интересно и очень гуманно, пока я со своей семьей не столкнулся с реальностью. У нашей дочери тяжелый недуг, но нам хотелось, чтобы она общалась с другими детьми, поэтому и решили отдать ее в инклюзивную школу. Но, наверное, учреждение оказалось недостаточно подготовленным к такого рода деятельности. Психологи и педагоги не понимали до конца, что им предстоит, и поначалу все видели в розовом цвете. Но ведь инклюзивное – это не просто совместное пребывание детей с особыми потребностями и здоровых детей в одном школьном учреждении. Дети должны не только присутствовать, но и участвовать в процессе, да и не только дети, а и их родители, но мнения родителей были часто противоположными, а дети вообще не понимали, чего от них хотят. Не хватало знаний и педагогам о проблемах инвалидности. Постепенно приветливые улыбки педагогов стали меняться на сочувствующие взгляды, а потом и вовсе стало казаться, что дети с особыми потребностями стали обузой для персонала. Раньше других это заметил наш ребенок, стала отказываться ходить в школу. В скором времени мы вернулись в специализированную школу.

Татьяна Васильевна Короткова, мама 15-летнего Андрея:

– Интересно получается, что сейчас меня спрашивают об отношении к инклюзивному образованию. А вот когда наш класс стал инклюзивный, мнения родителей никто не спрашивал. От сына я узнала, что в классе появились особые дети, и учителя постоянно кружатся около этих детей. Благо, мудрости и профессионализма всех этих учителей хватило постепенно и на других детей. И негативные эмоции, ревность моего ребенка по отношению к особым детям сменилась на качества, которые я раньше в нем и не замечала. Он стал более внимательным, терпимым, что ли. Изменился и сам процесс обучения в классе, стал, на мой взгляд, более индивидуальным, не только по отношению к особым детям, а ко всем. Постепенно «включились» и родители, и это стало нашим общим делом. Скорее всего, не имея достаточных знаний и необходимой информации, я бы тогда отказалась и не получила бы того социального опыта, который имею сейчас.

 

Использование учебного видеофильма в образовательном процессе

Технологические возможности традиционных средств обучения требуют осмысления их новых дидактических возможностей. Наиболее востребованными в образовательном процессе в настоящее время становятся аудиовизуальные средства обучения. При этом особенностью использования этих средств является то, что их создание становится доступным для широкого круга лиц.

Учебный фильм всегда играл особую роль в образовательном процессе: с момента зарождения кинематографа, он стал ведущим средством визуального представления информации, поскольку позволял наглядно объяснять материал. Неоспоримым преимуществом учебных фильмов является то, что информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. Вот почему фильм, сделанный специально для учебных целей, может обладать огромными возможностями.

Содержание учебного видеофильма «Урок доброты» и методика его использования определяется дидактической целью занятия, на котором его будут применять. Учебный видеофильм «Урок доброты» выполняет функции иллюстрации определенного материала, хотя может выступать в качестве обобщения и систематизации материала. Его возможно использовать как зрительную опору для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при воспитании. Фильм может служить материалом для проверки знаний учащихся, для проведения устных и письменных сочинений, а также для формирования определенных мировоззренческих установок.

Применение экранных средств требует определенной организации соответствующего этапа занятия: нужно подготовить учащихся к просмотру. Наиболее эффективная форма подготовки — беседа, в которой учитель с помощью вопросов настраивает учащихся на восприятие материала. Вступительное слово до показа экранного пособия должно занимать несколько минут. Целесообразно поставить два-три узловых вопроса, на которые учащиеся должны ответить, просмотрев экранное пособие. После демонстрации учитель проводит беседу, в ходе которой выясняет, как усвоен материал, какие чувства вызвали те или иные сюжеты, имеет ли место такая ситуация в жизни, в окружающей нас реальности. На этом этапе следует использовать и другие средства наглядности. Продолжительность показа серий определяется в зависимости от того, насколько учащиеся успевают понять каждый сюжет и при необходимости обсудить его вместе с классом.

Следует отметить, что исследования в области психологии восприятия учебных фильмов и их дидактических возможностей, меняли представление о способе преподнесения информации зрителям, используя возможность фильмов, заключающуюся в создании целостной многомерной картины изучаемых явлений, событий, фактов. Образование с помощью средств кино может развивать личность, способствовать расширению эстетического восприятия, пониманию киноязыка. Преподаватель должен воспользоваться таким кинопособием для демонстрации определенных явлений в динамике при помощи кино. Но интерпретировать материал должен сам преподаватель, это не является задачей пособия».

Учебные видеофильмы бывают обучающие, инструктивные, тренировочные и тестовые: — обучающие фильмы рассчитаны на демонстрацию от 10 до 30 минут. Чаще всего они посвящены разъяснению тех или иных теоретических вопросов; — инструктивные фильмы определяют норму производственного поведения, поясняют правила обращения с техникой; — тренировочные – предназначены для упражнений на специальных стендах: для обучения стрельбе по движущимся целям; — тестовые фильмы – модель тех или иных жизненных обстоятельств, смысл которых предстоит разгадать учащимся. В 2011 году, исследователь И.В. Харитонова предложила производить классификацию учебных фильмов «в соответствии с предметом учебной дисциплины, с возрастом слушателей, со степенью научной подготовленности (если это взрослый зритель) и непосредственно в зависимости от дидактического назначения. Можно выделить фильмы — справки, тематические фильмы, инструктивные фильмы, вводные фильмы, фильмы, завершающие изучение темы, и другие».

Учебный видеофильм «Урок доброты» представляет собой сложное средство обучения, основанное на применении механических, а точнее, электротехнических устройств. Учебный видеофильм «Урок доброты» представляет собой синтез визуального и аудиального представления информации, что облегчает и углубляет познание действительности, получение знаний о действительности, формирование принципов эмоционального отношения к действительности, развитие деятельности, преобразующей действительность. Включение учебных видеофильмов в педагогический процесс становится эффективным благодаря использованию заложенных в них дидактических возможностей. Под «возможностью» мы понимаем объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития. Возможности учебного видеофильма «Урок доброты» связаны с одной стороны, со спецификой киноязыка, а с другой, с особенностями производства фильма. Киноязык позволяет сделать многие явления и процессы видимыми и наглядными, проникнуть в их суть. Таким образом, под дидактическими возможностями учебных видеофильмов, мы понимаем проявление свойств кино, реализующееся в процессе создания и использования учебных фильмов для решения определенных педагогических задач. В тоже время, возможности учебного фильма «Урок доброты» являются потенциальными и раскрываются преподавателем в образовательном процессе. Общим свойством кино является запечатление и раскрытие действительности. Как и другие подобные учебные видеофильмы «Урок доброты» основывается на таких свойствах фильма, как: документальность и достоверность информации, динамизм киноизображения и звука, широкий арсенал выразительных средств, передача событий в различных масштабах времени, эмоциональное воздействие на зрителя. Традиционно сложившийся метод демонстрации видеофильма раскрывал дидактические возможности связанные с: демонстрацией явлений и процессов, иллюстрирующих видимые объекты в динамике; демонстрацией явлений и процессов, недоступных непосредственному наблюдению; формированием эмоционального отношения к предмету изучения; развитием мотивации к обучению; стимулированием интеллектуальной сферы обучающегося. Также следует отметить, что учебный видеофильм «Урок доброты» отвечает требованиям, позволяющим наиболее полно реализовывать их дидактические возможности: у фильма должна быть ясная и четкая цель, научная глубина. С изобразительной точки зрения, фильм «Урок доброты» следует быть конкретным и лаконичным, не стоит наполнять его развлекающими или отвлекающими моментами. С композиционной точки зрения, фильм должен быть последовательным, связывать ранее полученные знания с новыми, а также полностью соответствовать заявленной тематике. С психологической точки зрения, фильм «Урок доброты» является занимательным, информация преподнесена так, чтобы учащиеся смогли бы ее усвоить. Материал в фильме преподносится так, чтобы он соответствовал возрасту и уровню развития учащегося.

Учебный видеофильм «Урок доброты» отвечает, на наш взгляд, таким основным требованиям как:

Концептуальные требования:

— Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в освоении основной образовательной программы общего образования;

— Соответствие общим требованиям к учебным пособиям;

Дидактические требования:

— Соответствие основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории с практикой);

— Логичность и последовательность в изложении учебного материала и организации учебной деятельности;

— Возможность реализации межпредметных связей;

— Соответствие возрастным и психологическим особенностям учащихся;

— Содержание оптимального объема учебной нагрузки

Методические требования:

— Четкая определенность роли, места и времени использования видеофильма;

— Четкое и однозначное указание на место видеофильма в содержании занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок;

— Наличие перечня знаний и умений, необходимых для освоения демонстрируемого учебного материала;

— Четкое указание на формирование определенных мировоззренческих установок, которые должны быть приобретены после демонстрируемого учебного материала;

— Наличие своевременной, проблемно-ориентированной, адекватной, лаконичной и доступной помощи.

Требования к содержанию учебного видеофильма

— Включение достоверного и научного содержания, соответствующего установленным в Российской Федерации государственным образовательным стандартам и учебнику (учебно-методическому комплекту), другим средствам обучения, используемым в школе;

— Наличие единой сюжетной линии (особенно при обучении младших школьников);

— Изложение текста в сжатой и краткой форме, применение максимальной информативности без ущерба для полноты выражения мысли;

— Использование слов и сокращений, знакомых и понятных ученику, использование только общеупотребительных сокращений;

— Выразительное и реалистичное представление объектов, явлений, процессов, что предоставляет возможность рассмотреть любые необходимые для изучения элементы;

— Включение материала, который не может быть продемонстрирован учащимися никаким другим средством обучения;

— Включение натуральной съемки, демонстрирующей события окружающего мира и т.д.;

— Наличие текста, который должен носить эмоциональный характер, включая риторические вопросы, восклицания, прямые обращения к ученику.

Требования, отражающие специфику восприятия учебного материала ребенком-инвалидом:

— Время продолжительности видеофильма и его демонстрации ограничивается возможностями здоровья и возраста ребенка;

— Учет психологических особенностей учеников для активизации внимания и развития интереса к предмету;

— Применение видеоматериала, соответствующего возможностям восприятия его учеником;

— Использование качественного видео, аудио и графического материала;

— Включение в видеофильм ясных, четких, лаконичных, однозначных инструкций – алгоритмов по выполнению учебных действий;

— Соответствие учебного материала и лексики уровню знаний и словарному запасу обучающихся;

— Сочетание динамичных и статичных моментов или соединение коротких видеофрагментов;

— Соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям ученика за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала и возможности управления фильмом учителем и учеником;

— Представление возможности повторного просмотра видеофильма учащимися в свободном режиме (размещение фильма в сети Интернет или пересылка ученику);

— Приемлемость требований к уровню технической подготовки школьников.

Дизайн-эргономические требования:

— Требования к композиционным решениям.

 

 

Серии учебного видеофильма «Урок доброты» сняты с учетом психофизиологических особенностей восприятия динамического изображения

Психологически впечатление движения создается у зрителя благодаря смене на экране неподвижных изображений, каждое из которых отвечает отдельным фазам развития снятого на пленке явления и события.

Этому способствует ряд принципов:

1 Способность человеческого зрения удерживать в своей памяти зрительное впечатление от изображений после их удаления с экрана.

2 Воспроизведение на экране серии статических изображений снятого объекта, где каждое изображение соответствует последовательной фазе движения этого объекта.

3 Отсутствие изображения на экране во время смены кадров.

 

1-4 классы

В начальной школе при просмотре учебного видеофильма «Урок доброты» важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. Показ видеофильма для всех трех возрастных категорий необходимо предварить мини-лекцией. Но в каждом случае подача материала требует разного подхода.

Мини – лекция «Я один из вас и нуждаюсь в вашей помощи» для младших школьников рассчитана на несколько минут. Психофизиологическое состояние у младшего школьника достаточно слабо, не обладает должной устойчивостью (особенно тормозные), поэтому он не может поддерживать длительное время активное внимание, состояние сосредоточенности и довольно быстро устает. Лекция для учащихся 1-4 классов должна быть выстроена таким образом, чтобы младший школьник не испытал стресса от услышанного и одновременно направить его мысли в правильное русло: «Рядом живут и другие, непохожие на меня, нуждающиеся в моей помощи. Они отличаются от меня только тем, что не могут ходить, видеть, слышать». Иначе резко усложнится эмоционально-мотивационная сфера ребенка. И может привести к формированию устойчивых комплексов неполноценности. Такие комплексы в дальнейшем могут ему осложнить жизнь уже во взрослом возрасте.

При демонстрации фильма в начальной школе следует учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. Учащиеся данной возрастной категории только учатся анализировать собственное поведение, следовательно, необходимо учитывать особенности восприятия ими фильма, делить его на фрагменты и после каждого сюжета проводить мини-обсуждение.

Цель показа видеофильма- формирование толерантного отношения учеников начальной школы к детям с ограниченными возможностями здоровья .

В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ в их сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, важно в процессе просмотра видеофильма «Урок доброты» создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.

После просмотра каждого сюжета с детьми проводится обсуждение.

Обсуждение лучше начать того, что дети увидели, какие это вызвало чувства. Обсуждение просмотренных сюжетов и сформулированных вопросов для обсуждения по пониманию инвалидности младшими школьниками сформулированы таким образом, чтобы дать школьникам информацию о людях с ОВЗ и предоставить им возможность самостоятельно сделать выводы, способствующие развитию толерантного отношения к людям с инвалидностью и, в частности, к своим сверстникам с ОВЗ.

5-9 классы.

Просмотр видеофильма предваряет мини-лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». В мини-лекции, рассчитанной на 6–7 минут, объясняется современный (социальный) подход к пониманию инвалидности, сформулированный в Преамбуле Конвенции о правах инвалидов (ООН).

В подростковом возрасте у школьников отчетливо проявляются индивидуальные психологические отличия. Среди детей отчетливо выделяются «мыслители», которые легко справляются с вербально-логическими задачами, «художники» с ярким образным мышлением и «практики» с опорой на наглядность и практические действия. Учет этих особенностей требует разного подхода к организации просмотра видеофильма во всех его компонентах, с тем, чтобы он не вступал в противоречие с индивидуальными понятиями школьника об отношении к людям с ОВЗ.

Если младший школьник видит только себя в этом мире, то у учащихся среднего звена уже есть опыт восприятия детей непохожих на него. Школьник среднего звена имеет некоторый жизненный и интеллектуальный опыт. Подростку в этом возрасте часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам. Задача лекции обратить внимание школьника на то, что он может своим вниманием и заботой изменить жизнь своего сверстника, обделенного судьбой.

Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования

Заключительный этап встречи — обсуждение видеофильма. Участники встречи делают вывод: Невозможно научиться толерантности, исходя лишь из ее формального понимания. На психологическом уровне толерантность как внутренняя установка и отношение личности и коллектива должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.

Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

 

9 -11 классы

Оформляется актовый зал для просмотра видеофильма «Урок доброты». Дизайн актового зала не отличается от дизайна при просмотре видеофильма учащимися 5-9 классов.

Просмотр видеофильма предваряет мини-лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». В мини-лекции, рассчитанной на 6–7 минут, объясняется современный (социальный) подход к пониманию инвалидности, сформулированный в Преамбуле Конвенции о правах инвалидов (ООН).

Учащиеся старших классов находятся в фазе физического созревания и, вполне, возможны нарушения психического баланса. Главная отличительная черта этого периода – повышенная эмоциональность и как следствие – более низкая психофизиологическая устойчивость. Эмоциональная сфера юношества требует результата «сразу и здесь», если преобразований, то революционных и т.д. По этой же психофизиологической причине они способны откликнуться на проблемы, поднятые как в фильме, так и в лекции. Лекция направлена на формирование навыков способности к самоанализу, самопозна­нию; развитие социальной восприимчивости (способ­ности к эмпатии и сопереживанию);

обучение культуре толерантного отношения к людям с ОВЗ.

Таким образом, одной из задач является формирование позитивного

общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, понимания и терпимости.

Участники занятия приняли участие в дискуссии: «Плюсы и минусы инклюзивного образования». Подвели итоги: Инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе РФ в 2016-2017г., в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

Важным условием для успешности работы в данном направлении являются исходные функции показателей толерантного развития у детей. Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.

Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).

Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.

Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.

Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной и старшей школе.

 

 

Рекомендации по организации социального проектирования школьников по вопросам понимания инвалидности и формирования толерантных установок.

.

Метод организации социального проектирования широко используется в современной образовательной практике. Данный метод позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Проектный метод внедряется с самой первой ступени обучения – образовательные учреждения. Это связано с тем, что ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Метод проектов позволяет учащимся найти ответы на многие вопросы, которые его интересуют. Но самостоятельно учащемуся сложно изучить, исследовать проблемы и найти ответы на все интересующие его вопросы. Поэтому при организации социального проектирования в школе важна и необходима помощь взрослых — педагогов и родителей.

Как известно учебно-воспитательный процесс в школе основывается на различных методах в зависимости от возрастной категории учащихся. Так, в начальной школе, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход в начальной школе носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.Это связано с тем, что на следующих ступенях образования происходит повышение сложности образовательных задач.

Школа, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, и является метод проектной деятельности.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым, он был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952).

По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Американский педагог У.Х.Кильпатрик считал, что использование проектов подготавливает ребенка к жизни, помогает организовать жизнь в настоящем. Проектное обучение рассматривалось с различных позиций: как средство формирования творческих способностей (П.П.Блонский), развития мышления (П.Ф.Каптерев), самостоятельности и активности, связи образования с практикой, как средство подготовки к профессиональной деятельности (А.С.Макаренко).

Детская субкультура — огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, в общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. На основе анализа работ отечественных ученых (Запорожец,Д.Эльконин,М. Лисина, Г.и Е. Кравцовы и др) Н.Подъяков(1996) выделил два типа детской активности:

1. собственную активность ребенка, полностью определяемую им самим, его внутренним содержанием;

2. активность ребенка, стимулируемую взрослым.

А.Эйнштейн в начале 30-х годов ХХвека заметил: «….дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя». Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их содеятельности, сотворчества позволяет найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития. И именно таким источником может стать проект, суть которого — свобода участников в выражении субъективного мнения, в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.

Проектная деятельность имеет огромное значение в обучении и воспитании подрастающего поколения. Особенность проектной деятельности заключается в том, что — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения учащимся окружающей среды, — это звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

Технология «метода проектов», где отношения «учащийся-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности — это общение на равных. В проектной деятельности учащийся сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими сверстниками и взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет учащегося к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.

В процессе проектирования учащийся может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно ориентированное взаимодействие и индивидуально — дифференцированный подход. Так, в младшем возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем — эпизодически участвует и вступает в партнерские отношения, в старшем — сотрудничает с детьми и взрослыми.

В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Педагоги, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

В результате общения со взрослыми учащийся удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях. В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят идти в школу; успеваемость падает, отсутствует положительная мотивация к занятиям; в школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной деятельности. Одна из причин — отсутствие познавательного интереса, который должен быть сформирован в дошкольные годы. Развитие познавательного интереса отвечает собственным запросам ребенка. Подавление детской активности блокирует поисковое поведение, из-за чего и развивается пассивная позиция в будущем, в школе и жизни.

Проектная деятельность выступает именно как проектная в том случае, если прямое, натуральное действие оказывается невозможным. Например, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности. Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что школьник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным критериям, т.е. отчетливо определяет, что ему нужно сделать.

Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой).

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности учащегося, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Задачи развития:

— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

— развитие познавательных способностей;

— развитие творческого воображения;

— развитие творческого мышления;

— развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем школьном возрасте это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем школьном возрасте это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и учащихся. Проектная деятельность предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:

1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников

2. Постановка проблемы.

3. Постановка цели.

4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов работы, распределение ролей.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.

6. Промежуточное обсуждение полученных данных.

7. Защита проектов.

8. Коллективное обсуждение. Результаты внешней оценки, выводы.

Тему и проблему формулирует либо педагог, опираясь на интересы учащихся, а учащиеся принимают ее; либо учащиеся при помощи наводящих вопросов взрослого. Главное условие – проектирование должно быть нацелено на применение имеющихся знаний и приобретение новых. Педагог помогает учащимся спланировать деятельность, организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организует работу над проектом поэтапно: направляет на поиск решений, экспериментирование, предметно – речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую. Оказывает практическую помощь (по необходимости).

К реализации проекта можно привлекать родителей школьников. Они помогут детям собрать и оформить материалы. Хорошая форма защиты проектов – фестивали проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. В каждом проекте нужно увидеть и отметить что- то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха. Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает учащемуся возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В контексте вышеизложенного, следует отметить необходимость рекомендаций по организации социального проектирования школьников по вопросам понимания инвалидности и формирования толерантных установок. Учебный видеофильм «Урок доброты» создан с целью реализации просветительской программы школьных занятий по формированию у учеников понимания инвалидности. Основная задача фильма – улучшить отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека и что он должен иметь равные со всеми права и возможности.

Возможные примеры работы:

Социальные проекты, предлагаемые в виде классных часов, или теоретических разработок включают несколько этапов. На первом этапе предварительной подготовки следует дать название проекту. В качестве примера цикл классных часов, включающих три занятия по каждой возрастной категории учащихся. Цикл классных часов под названием «Доброта спасет мир».

При подготовке к занятиям данного вида рекомендуется убрать парты или столы к стенам помещения и рассадить школьников в один ряд полукругом (ведущий организует свое рабочее место в центре этого полукруга, для того чтобы быть равноправным участником интерактивного процесса).

Занятия не обязательно проводить в классе – их можно организовать в спортзале, в зоне рекреации, во дворе школы, на открытом воздухе или в условиях летнего лагеря.

Для первого занятия выбирается тема: «Инвалидность – не приговор». В течение занятия предполагается определить уровень осведомленности ребят о людях с инвалидностью; познакомить их с понятием ≪инвалидность≫ и видами инвалидности; познакомить с трудностями, с которыми сталкиваются инвалиды, и способами их преодоления.

Следующая часть занятия может быть организована в форме блиц-турнира. Эта часть занятия занимает 7–12 минут в зависимости от заинтересованности и возраста участников. Ведущий проводит блиц-опрос всех учеников.

Примеры вопросов:

-У кого есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)?

— Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если ≪да≫, то где?

— Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью в городе?

— Какие бывают виды инвалидности? (например: нарушение двигательной функци; сенсорные (нарушение зрения, слуха, обоняния, осязания); психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции)

— Как вы думаете, как люди без инвалидности относятся к людям с инвалидностью?

— Как вы сами к ним относитесь?

— С какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью?

— Кем и где работают люди с инвалидностью?

— Что люди с инвалидностью делают в свободное время?

— Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?

На следующем этапе занятия можно использовать различные ролевые игры, особенно эффективно использование ролевых игр в начальной школе. В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым явлениям. Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Основными аспектами развития личности ребенка в игровой деятельности связи можно назвать следующие:

1. В игре развивается мотивационно — потребностная сфера:

возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:

ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

3. Развивается произвольность поведения:

разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия:

формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра — это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя. Учащиеся начальных классов в сюжетно-ролевых играх воспроизводят в форме имитации трудности, с которыми сталкиваются в повседневной жизни дети с ограниченными возможностями здоровья.

Цель таких игровых занятий – дать возможность детям прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается незрячий человек (человек без руки или ноги), и понять, что он при этом ощущает. Рекомендуется провести игру два-три раза. Если проводить ≪имитацию≫ один раз, то надо подробно ее обсудить, сделать выводы. Педагог должен следить за безопасностью в классе. Ученику-добровольцу завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. Например, найти предмет, игрушку, которую спрятал ведущий, или написать на доске имя, нарисовать рисунок. Возможны несколько вариантов игры.

Таким же образом учащиеся могут воспроизвести день или эпизод из жизни невидящего человека. Из добровольцев выбирается участник и помощник. Участнику объясняется задание – например, с завязанными глазами от двери класса подойти к доске, найти мел, написать свое имя и вернуться на свое место. Помощник также получает инструкцию – оберегать товарища от падений и от столкновений с окружающими предметами. Важно, чтобы помощник помогал участнику только по его просьбе.

После игры желательно провести небольшую рефлексию, задав вопросы:

– участнику: Что ты чувствовал? Что ты делал? Трудно ли было? Если трудно, то когда?

– помощнику: Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?

– всей группе: Что вы видели? Где ему было трудно? Когда ему было трудно? С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются плохо видящие или совсем не видящие люди?

В ходе игры можно имитировать различные ситуации с между людьми с инвалидностью и без. Его смысл в том, что ребенок сам оказывается в роли человека с инвалидностью.

В заключение ведущий может спросить ребят, с какими трудностями приходится сталкиваться человеку на коляске?

Кроме использования игр-имитаций, рекомендуется на таких занятиях в форме беседы познакомить учащихся и с теоретическим материалом. Главное, чтобы такого рода лекция не утомляла учащихся, важно объяснить им современный (социальный) подход к пониманию инвалидности, сформулированный в Преамбуле Конвенции о правах инвалидов (ООН).

На завершающем этапе классного часа необходимо обязательно попросить учащихся поделиться информацией, которую они получили на занятиях со своими родителями. Каждому учащемуся рекомендуется рассказать о трудностях, которые они испытали имитируя детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме, того учитель или ведущий может в конце занятия с целью рефлексии предложить учащимся написать мини-сочинение на тему: «Что изменилось в моем мире».

Для учащихся среднего звена занятие можно построить следующим образом. Они могут получить предварительное домашнее задание, которое выполняется с помощью родителей. Ребята могут поделиться ответами, которые они получили от своих родных, как они (родители, близкие) относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Тема данного занятия может быть сформулирована следующим образом: ≪Мы разные – мы равны≫. Школьники делятся своими наблюдениями о доступности города, своего района для людей на колясках, и обсуждают, какие приспособления необходимы для того, чтобы люди на колясках свободно передвигались по городу.

Для учащихся старших классов рекомендуется на классных часах разбирать темы, связанные с профессиональным самоопределением людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в качестве примера можно использовать упражнение «Биржа труда». На упражнение отводится 5–15 минут в зависимости от количества групп и динамики класса. Его цель – дать понимание того, что люди с инвалидностью, как и все, могут заниматься разными видами деятельности, иметь разные профессии и приносить пользу обществу. Класс делят на четыре группы, каждой из которых дается свое задание, маркеры, лист формата А3. Например, первой группе предлагается написать, какими видами деятельности могут заниматься люди, передвигающиеся на инвалидной коляске; второй группе – какими профессиями могут овладеть незрячие люди и т. д.

После завершения упражнения представители команд по очереди зачитывают свои списки, рассказывая, с помощью каких дополнительных приспособлений или условий люди с инвалидностью могут выполнять ту или иную работу. Ведущий уточняет и дополняет их. Можно провести обсуждение на тему ≪Виды спорта, которыми могут заниматься люди с инвалидностью≫.

Главное в организации социального проектирования школьников по вопросам понимания инвалидности и формирования толерантных установок – это переосмысление учащимися собственного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность оказывать содействие в устранение негативного к ним отношения и помощь в их успешной социализации.