Олигофрения – врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Олигофрения – не прогредиентный процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Олигофрения нередко сопровождаются пороками физического развития.
Причины олигофрении
- наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
- внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз);
- вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода – конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).
Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других- вялость и безразличие ко всему окружающему. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних. Они не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Имбецильность – средняя по тяжести степень олигофрении. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции имбецилов более дифференцированы, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Мышление имбецилов примитивно, они лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.
Дебильность – самая легкая степень слабоумия. Дебилы обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одаренность (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.).
Олигофрения, ее генетические и средовые основы
... малоподвижность или двигательная возбудимость. Следующая степень олигофрении - имбецильность. Дети-имбецилы имеют коэффициент интеллекта от двадцати ... какую-либо форму обобщения. У имбецилов отсутствует самостоятельное мышление, ввиду чего адаптироваться они могут ... пр.) в рамках периода внутриутробного развития плода; олигофрении, ставшие следствием воздействия определенного типа вредных веществ ...
Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).
Основные симптомы олигофрении
При всем многообразии клинических форм олигофрении есть общие для всех больных признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие охватывает не только недоразвитие познавательного процесса, но и личность в целом, т.е. страдает восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля, мышление и интеллект. Во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности абстрактного мышления, неспособности к обобщению. Мышление конкретное ,образное, ситуационное. Речь отличается бедностью запаса слов, элементарным построением фразы, неграмотностью. Внимание и память в целом ослаблены, хотя бывает хорошо развита механическая память с избирательным запоминанием, например, номеров телефонов, фамилий, цифр. У больных снижен уровень побуждений, инициативы. Незрелость личности проявляется в повышенной внушаемости без логического осмысления ситуации, неспособности принять адекватное решение в обычных житейских ситуациях, недостаточной критичности к своему состоянию. Развитие физическое также протекает с задержкой. Степень задержки и тяжесть пороков развития зависят от степени слабоумия.
Олигофрения Описание болезни
Олигофрения – врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Олигофрения – не прогредиентный процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Олигофрения нередко сопровождаются пороками физического развития.
Причины олигофрении
- наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
- внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз);
- вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода – конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).
Степени тяжести олигофрении олигофрении
Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других- вялость и безразличие ко всему окружающему. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних. Они не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов ...
Имбецильность – средняя по тяжести степень олигофрении. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции имбецилов более дифференцированы, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Мышление имбецилов примитивно, они лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.
Дебильность – самая легкая степень слабоумия. Дебилы обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одаренность (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.).
Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).
Основные симптомы олигофрении
При всем многообразии клинических форм олигофрении есть общие для всех больных признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие охватывает не только недоразвитие познавательного процесса, но и личность в целом, т.е. страдает восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля, мышление и интеллект. Во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности абстрактного мышления, неспособности к обобщению. Мышление конкретное ,образное, ситуационное. Речь отличается бедностью запаса слов, элементарным построением фразы, неграмотностью. Внимание и память в целом ослаблены, хотя бывает хорошо развита механическая память с избирательным запоминанием, например, номеров телефонов, фамилий, цифр. У больных снижен уровень побуждений, инициативы. Незрелость личности проявляется в повышенной внушаемости без логического осмысления ситуации, неспособности принять адекватное решение в обычных житейских ситуациях, недостаточной критичности к своему состоянию. Развитие физическое также протекает с задержкой. Степень задержки и тяжесть пороков развития зависят от степени слабоумия.
IV. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения.У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как и эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нерп ной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, ин-токсикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности. Дифференциальная диагностика детей с трудностями в обучении до сих пор остается сложной психолого-педагогической проблемой. Обучение этих детей в массовой школе представляется весьма затруднительным, отнесение их к группе ЗПР спорно, иногда их оценивают как «группу риска».
Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...
... различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию ... не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с ...
В то же время не знание нейрофизиологических механизмов, обусловливающих трудности в обучении этих детей, делает невоз-можным использование адекватной психолого-педагогической коррекции. Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытываю трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нерв-ной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. 1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требова-ний, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. 3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции. 4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. 5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. 6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несо-стоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность. Успешное овладение знаниями и навыками может происходи при достаточно высоком уровне внимания. Внимание же детей с ЗПР характеризуется: • неустойчивостью; • большой отвлекаемостью; • недостаточной концентрированностью на объекте. 1. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения.
Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам: а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние; б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения; в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли; г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени. 2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. 3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.
Речь. Виды и функции речи. Стадии развития
... способствующие быстрому усвоению ребенком столь сложной формы поведения, какой является речь, все же существуют. Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и ... разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, ...
4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга. Например, Кристина С., показывая на двух «злых» персонажей, заявила: «Я его боюсь». На прямой вопрос экспериментатора: «Ты боишься его потому, что он злой?» — девочка ответила: «Нет, он не злой». 5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи». 6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению.
Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий. От экспериментатора требуется известная доля проницательности и разумной настойчивости, чтобы отличить «симулянта» от действительно утомленного ребенка. С целью предотвращения излишнего утомления необходимо заранее разделить процедуру исследования на более или менее самостоятельные задания. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с психологом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. Это может быть фраза: «Смотри, сколько я сегодня про тебя написала — целую страницу!» Или: «Ты сегодня очень хорошо рассказывал, мне понравилось, я тебя снова приглашу. Ты согласен?» и т.п. В среднем длительность одного этапа диагностической процедуры для одного ребенка не превышала 10 минут. 7. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их ... коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. ...
Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!» Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять диагностическую процедуру как занятие или испытание. Желательно предлагать это как игру. Очень успешным оказался опыт предъявления диагностических заданий в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта с экспериментатором. Возможным объяснением этой особенности детей с ЗПР является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ У ДЕТЕЙ Пузанов Б.П. и Лапшин В.А. предлагают следующую классификацию отклонений у детей: 1. первая группа: дети с нарушениями зрения и слуха o глухие дети o слабослышащие дети o слепые дети o слабовидящие дети 2. вторая группа: дети с задержкой психического развития, умственно отсталые дети o дети с олигофренией (форма умственной отсталости) o дети с деменцией (форма умственной отсталости) o дети с идиотией (интеллектуальная недоразвитость самой высокой степени) o дети с имбецильностью (интеллектуальная недоразвитость средней степени) o дети с дебильностью (интеллектуальная недоразвитость легкой степени) o дети с задержкой психического развития (ЗПР): ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрастенического характера. 3. третья группа: дети с тяжелыми нарушениями речи o дети с нарушениями устной речи o дети с нарушениями письменной речи 4. четвертая группа: дети с нарушениями опорно-двигательной системы 5. пятая группа: дети со смешанными дефектами o слепоглухонемые дети o умственно отсталые неслышащие дети 6. шестая группа: дети с искаженным развитием.
По сенсорному признаку
Учитываются степень потери слуха и зрения, а также их сочетания.
- Тотально слепоглухие, у которых наблюдается полное отсутствие зрения и слуха.
- Практически слепоглухие. Минимальные остатки зрительной или слуховой функций, на которые можно опираться.
- Слабовидящие глухие.
- Слабослышащие слепые.
- Слабовидящие слабослышащие.
Речевая
Среди слепоглухих нет полного сходства в развитии, адаптации и общении, поэтому возникает дополнительный критерий — речевой.
Процесс развития устной речи глухих дошкольников
... условий для развития устной речи глухих дошкольников 1.1 Особенности развития устной речи глухих дошкольников Глухие дети имеют специфические особенности развития психических процессов. Изучением познавательного развития детей с нарушением слуха занимались такие ученые, ...
- Немые. Слепоглухонемые, которые не обладают никакой речью. Умственно отсталые слепоглухие, дети с ранней слепоглухотой, не обучающиеся и не поддающиеся, взрослые в изоляции.
- Словесники. Свободно и грамотно владеют словесным языком, не обязательно устным. Нарушения звукопроизношения не учитываются.
- С нормальной четкой речью.
- С нечеткой, но понимаемой речью.
- С невнятной речью, которую понимают только близкие люди.
- С совсем невнятной речью, которую почти никто не понимает.
- Жестовики. Общаются между собой на жестовом языке(ЖЯ), даже если имеют навыки словесной речи. В общении со зряче-слышащими — трудности с грамматикой, оборотами речи и т. п. Делятся в зависимости от соотношения ЖЯ и словесной речи:
- С абсолютным преобладанием ЖЯ, слепоглухие, которые не используют звучащей речи, чаще нигде не обучаются и не знают основ грамоты.
- Жесто-словесники, владеющие элементами словесной речи, но использующие её только эпизодически со зряче-слышащими.
- Словесно-жестовики. Свободно и грамотно общаются на словесной речи, но с другими жестовиками на ЖЯ. Возможен переход к группе словесников.
Виды чувственных контактов при общении слепоглухих с окружающими:
- Тактильный (осязание и двигательное чувство)
- Тактильно-визуальный (осязание, светоощущение, силуэтное зрение)
- Визуально-тактильный (остаточное предметное зрение и осязание рук)
- Визуальный (абсолютное преобладание остаточного зрения в структуре сенсорных связей с миром и людьми)
- Визуально-аудиальный (остаточное зрение и сниженный слух)
- Тактильно-аудиальный (осязание и остаточный слух)
По уровню психического и социально-личностного развития
Эта классификация создана для того, чтобы правильно обучать, социально реабилитировать и адаптировать слепоглухих.
- Слепоглухие от рождения или с раннего детства. Обучаются изначально как слепоглухие в специальных учреждениях или в семьях.
- Первично глухие с ранней потерей зрения. Сначала обучаются как глухие, а затем как в пункте 1.
- Первично глухие с поздней потерей зрения. (Поздноослепшие глухие).
Жестовики в сурдошколах. После потери зрения нуждаются в перестройке чувственных контактов и переориентации на тактильный, тактильно-визуальный лад.
- Первично слепые с потерей слуха до устной речи.
- Первично слепые с послеречевой потерей слуха. Сначала обучаются в тифлошколах, потом происходит перестройка и переориентация.
- Первично зряче-слышащие с дальнейшей потерей зрения и слуха. Обучаются как слепоглухие с учетом опыта зряче-слышащего периода.
- Первично слабослышащие.
- Первично слабовидящие.
Детская или подростковая слепоглухонемота.
Проблема — продолжение развития того, что приобрёл до потери зрения и слуха. В полной изоляции происходит распад психики и деградация. Огромные изменения психики — перестройка сенсорных навыков и жизни в целом. Чем позже наступает слепоглухонемота, тем прочнее представления, полученные до неё.
Личностное развитие детей инвалидов по зрению
... в каждой возрастной группе лучший из детей с нарушением зрения может опередить в своем психическом развитии зрячего. [8, С. 37] Позиция сближения развития детей с нарушением ... по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания. В российской и зарубежной практике существуют различные критерии подхода к лицам с нарушением зрения. Для выяснения уровня необходимой социальной ...
Отличия детской и подростковой слепоглухонемоты:
Детская:
- Сенсорные изменения в организме происходят легче.
- Возможность возобновления речевого общения небольшая, но осуществимая.
Подростковая:
- Большая сложность перестройки сенсорной системы на осязание.
- Серьёзные изменения в эмоционально-волевой сфере.
- Речевое развитие значительно ниже. Иногда может отсутствовать.
Слепоглухой подросток часто длительное время считает себя зряче-слышащим, и из-за мыслей, расходящихся с реальностью, может возникнуть шоковое состояние. Подросткам сложно перейти на осязание. Надо вывести из шока и обучать оживлению чувственной основы образа. Дошкольникам легче. В обоих случаях возможно возобновление словесно-речевого общения. Опора на представления и понятия, полученные ранее и прочно связанные со словесной речью.
Дети с врожденной (ранней) глухотой и последующей потерей зрения.
Проводить коррекционную работу сложно, так как глухие изолированы, общаются с такими же жестовиками, потеря зрения влечёт двойную изоляцию. Поздняя потеря зрения — проблемы перехода к тактильно-визуальному контакту, проблема общения и языка. Чем старше человек, тем сложнее. Активность ослепшего можно восстановить.
Трудности:
- невозможность общаться с говорящими зряче-слышащими.
- невозможность быстро перестроить контакт с миром.
- ограниченность доступа слепоглухих ко всем видам информации зряче-слышащих.
- кризисное состояние приводит к нарушению психического развития.