Совместимость характеров

Психологическая совместимость людей — непростая тема, и коротко о ней говорить трудно. Познакомьтесь с остроумным тестом, который может всем желающим приоткрыть таинство совместимости характеров. Воспользуйтесь им, не забывая, что любой результат, который Вы получите, не носит «фатального характера». Скажем, тест засвидетельствует полное несовпадение характеров у Вас и у человека, который Вам интересен, дорог. Не печальтесь, если не все сойдется, — отношение людей сложнее любого теста.

Итак, предположим, Вам пришелся по душе предложенный тест и Вы захотите им воспользоваться, чтобы уяснить степень Вашей совместимости с окружающими людьми у себя дома или на работе. Скажем, в вашем отделе работают новоявленные Иван Иванович и Иван Никифорович, многолетняя ссора которых, мешающая нормальной работе коллектива, списана окружающими (да и ими самими) на несходство характеров. Даже если в ходе тестирования конфликтующие стороны убедятся в том, что они действительно «трудная пара», это может стать первым шагом на пути преодоления трудностей. Ведь известно, что худшим видом конфликта является молчаливое противостояние. Любое определение позиций, выяснение причин разногласий, в принципе, благоприятно для снятия психологической несовместимости, ибо осознание мотивов действий своих и другого человека есть залог овладения ситуацией.

И последее. Людям свойственно преувеличивать роль психологического фактора во взаимоотношениях, особенно в той части, которая якобы фатально определяет невозможность (по темпераменту, личностным свойствам, характеру) для двух лиц вступать в продуктивное общение. «Несовпадение характеров» станет встречаться на вашем пути гораздо реже, если Вы попытаетесь овладеть и этой стороной своей духовной жизни.

Шестьдесят лет назад американский психолог Тимоти Френсис Лири, изучая совместимость характеров людей, пришел к выводу, что лучше всего подходят друг другу люди с противоположными манерами поведения.

Лири объяснял это законом физики, согласно которому противоположные заряды притягиваются, одноименные – отталкиваются. Этот закон распространяется и на остальные сферы человеческой жизни, в том числе и на психологическую. При длительном общении людям очень важно понимать друг друга, жить в дружественной обстановке, и в семье, и на работе.

4 стр., 1670 слов

Что может сказать почерк о характере человека

Что может сказать почерк о характере человека Согласно исследованию израильских ученых, графология – наука по анализу почерка, гораздо точнее, чем общеизвестный детектор лжи, определяет честность и нечестность автора почерка. Кроме этого, графология позволяет четко определить характер и настроение человека. На сегодняшний день, благодаря анализу почерка, возможно выяснить умственный потенциал ...

Лири составил своеобразную схему в виде круга, из которого видно кто с кем сочетается лучше всего. Круг разделен на секторы.

Основные четыре личностные ориентации обозначены так: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. Эти четыре сектора разделены на восемь секторов, на более частные личностные характеристики людей. Возможно еще более тонкое деление секторов на 16. Более удобными в применении считают октанты.

Схема Лири представляет противопоставленные друг другу следующие манеры поведения:

1.руководящая – подчиняющаяся;

2. агрессивная – дружеская;

3.бунтарская – ответственная;

4. соперничающая – зависимая.

Сами понимаете, что два барана на мостике – это неприемлемое сосуществование. Пример тому, два человека с руководящей манерой поведения, или два безответственных человека, которые вместе никогда не уживутся, если один из них не поменяет манеру поведения. В первой паре кто-то должен подчиниться, а во второй – стать более ответственным. Из пары двух агрессивных людей тоже ничего не получится, если на агрессивную манеру поведения одного человека второй тоже будет адекватно реагировать. В данном случае второй человек должен гасить агрессию, относиться с пониманием и по-дружески к своему агрессивному партнеру.

Конечно, людей с чисто одной манерой поведения практически не встретишь. Как правило, манера поведения каждого человека меняется от обстоятельств и психического состояния. Манера поведения не передается по наследству, а формируется в детстве и является результатом жизненного опыта. На протяжении жизни человека его манера поведения меняется. Если человек думающий, самокритичный, умеющий делать правильные выводы из различных жизненных ситуаций, то у него есть шанс овладеть искусством общения.

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

5 стр., 2423 слов

Тема 1. Теории поведения человека в организации

Рассмотрим основные подходы, объясняющие природу и механизмы поведения людей в организациях. Будем рассматривать западные концепции социального поведения, т.к. в отечественной науке в 40-70-е годы базовое понятие «поведение» фактически исчезло не только в социологических, но и в психологических исследованиях. Теория поведения человека в организации включает в себя 2 направления: • психологическое ...

По своему происхождению эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется.

Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

совокупность социально-психологических характеристик группы;

преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;

характер взаимоотношений в коллективе;

интегральная характеристика состояния коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

уровень текучести кадров;

производительность труда;

3 стр., 1088 слов

влияние личностных особенностей членов рабочего коллектива на социально-психологическую совместимость в группе

Содержание Введение……………………………………………………………………...3 1. Описание методов исследования………………………………………..7 2. Анализ полученных данных……………………………………………20 3. Заключение. Выводы и рекомендации……………………………......24 Литература……………………………………………………………….…26 Приложение………………………………………………………………...27 Введение Постановка проблемы: влияние личностных особенностей членов рабочего коллектива на социально-психологическую ...

качество продукции;

количество прогулов и опозданий;

количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

выполнение работы в срок или с опозданием;

аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

частота перерывов в работе.

Предложенные ниже вопросы помогут оценить атмосферу в коллективе.

Нравится ли вам ваша работа?

Хотели бы вы ее поменять?

Если бы вам сейчас предстояло заняться поиском работы, остановили бы вы свой выбор на вашем настоящем месте?

Достаточно ли ваша работа для вас интересна и разнообразна?

Устраивают ли вас условия на вашем рабочем месте?

Удовлетворяет ли вас оснащение, оборудование, которое вы используете в работе?

Насколько удовлетворяет вас оплата труда?

Имеете ли вы возможность повысить свою квалификацию? Хотите ли воспользоваться такой возможностью?

Устраивает ли вас объем работы, которую вам приходится выполнять? Не перегружены ли вы? Приходится ли работать в нерабочее время?

Что в организации совместной деятельности вы предложили бы изменить?

Как бы вы оценили атмосферу в вашем трудовом коллективе (дружеские отношения, взаимное уважение, доверие или зависть, непонимание, напряженность в отношениях)?

Устраивают ли вас отношения с вашим непосредственным руководителем?

Часто ли возникают в вашем коллективе конфликты?

Считаете ли вы своих коллег квалифицированными работниками? Ответственными?

Пользуетесь ли вы доверием и уважением у ваших коллег?

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК. Остановимся на их характеристике более подробно.

Факторы, определяющие социально-психологический климат

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить.

Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

2 стр., 989 слов

Темперамент и стиль деятельности.Типы темперамента и их психологическая характеристика

Содержание Введение………………………………………………………………………….3 1. Темперамент и его свойства………………………………………………....4 2. Типы темперамента и их психологическая характеристика………….......6 3. Роль темперамента в деятельности ……………………………………......11 4. Учебно-познавательная деятельность и темперамент…………………....18 Заключение……………………………………………………………………..22 Список литературы……………………………………………………………23 Введение Личность ...

Локальная макросреда , т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного СПК.

Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:

в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;

в общении и дружеских межличностных отношениях;

успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;

творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.

Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.

3 стр., 1286 слов

Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации

... деятельность в г. Москве. Цель дипломной работы: исследование и анализ влияния психологической совместимости сотрудников на эффективность работы организации. ... Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. ... стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997, с. 73-83. 39. Психологическая совместимость: ...

Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:

Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:

Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.

6 стр., 2931 слов

Общение в педагогической деятельности как социально психологическое обеспечение воспитательного процесса

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ   Реферат По дисциплине: «Коммуникационные процессы обучения» Тема 1: «Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса» Тема 2: «Проблемы коммуникации в межличностном общении. Причины возникновения проблем коммуникации - непонимания» Выполнила студентка 3 курса группы 317 очной формы обучения Лобачева ...

Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.

Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:

Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.

Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как например, в спорте или в армии.

Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.

Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.

Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». На эту роль, как правило, выбирается человек (группа лиц), который не виновен в случившемся, но отличается от большинства сотрудников, не похож на них, слаб и не способен постоять за себя. Он становится объектом нападок, враждебного отношения, необоснованных обвинений. Наличие «козла отпущения» позволяет членам группы осуществлять разрядку напряжения и неудовлетворенности, которые легко накапливаются в атмосфере взаимного недоверия и страха. Тем самым группа поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность не вызывал в свой адрес «козел отпущения», он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций. Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в группе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя.

Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.

Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИЯ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ В ЭКИПАЖАХ ДАЖЕ ПРИ ХОРОШО ПРОВЕРЕННОЙ, КАЗАЛОСЬ БЫ, СОВМЕСТИМОСТИ

Российский священник освящает членов международного экипажа На 19 апреля намечен старт нового экипажа Международной орбитальной станции, который еще до полета вошел в летопись пилотируемой космонавтики тем, что формирование его сопровождалось беспрецедентной «кадровой чехардой».

Вначале все шло без неожиданностей, и в октябре 2003-го по согласованию между российской и американской сторонами в состав очередной длительной экспедиции были включены Валерий Токарев и Уильям МакАртур. 11 декабря Международная комиссия официально подтвердила: да, летят американец МакАртур (командир орбитальной станции), россиянин Токарев (бортинженер), а также — с кратковременной миссией — доктор медицины из Голландии, космонавт Европейского космического агентства Андре Кауперс. А всего через две недели после этого у 52-летнего американского астронавта, полковника армии США в отставке, трижды работавшего на орбите, медики неожиданно обнаружили отклонения по здоровью, не позволяющие участвовать в длительной экспедиции. В подобных случаях обычно меняют весь экипаж. Но на этот раз космические начальники почему-то настояли на индивидуальной замене. В первой половине января NASAобъявило, что вместо МакАртура, отправленного на лечение, полетит Лерой Чиао. Международная комиссия по формированию экипажей 8 января утвердила новый состав девятой экспедиции: Чиао (командир), Токарев и Кауперс.

Ошибка начальников

Это было, очевидно, ошибочное решение. Ведь космонавты вместе не тренировались, и никто не мог гарантировать их слаженную работу на орбите, психологическую совместимость. Наиболее принципиальные специалисты как в России, так и в США, во весь голос заявили о возможных негативных последствиях. Ситуация приобрела необычную остроту. Начальники подумали, посовещались и… отступили. Всего через три недели (скандал, по-другому и не скажешь), 28 января 2004-го, был сформирован еще один, третий экипаж: Геннадий Падалка (командир), американский астронавт Майкл Финк (они начали совместные тренировки еще три с половиной года назад) и уже известный нам голландский врач Андре Кауперс. Никогда еще ни у нас, ни в Америке состав экипажа не «перетасовывался» дважды в течение одного месяца и за 12 недель до старта. Но, может быть, зря подняли шум специалисты? Насколько важную роль играет психологическая совместимость в полете?

Оказывается, чрезвычайно важную. От этого в огромной степени зависит успех экспедиции. При явной несовместимости космонавтов и работа на станции не пойдет, и пребывание в звездном доме превратится в муку. «О сложных взаимоотношениях, складывавшихся порой между космонавтами во время длительных орбитальных экспедиций (да и после возвращения на Землю), журналисту не расскажет никто. Членам экипажа неприятно вспоминать об этом, а психологи не хотят признаваться в своих ошибках», — объяснял бывший работник Центра управления полетами, с которым мы знакомы не один десяток лет. Частично нарушить табу не побоялся лишь космонавт Талгат Мусабаев, честно признавший, что «психологические трения возникают даже при хорошо проверенной, казалось бы, совместимости, которую обеспечивают во многом психологи. На это (возникновение «трений». — В.Г.) влияют условия полета». Но одни звездоплаватели умеют преодолевать психологический дискомфорт, а у других это не очень получается.

В 70-годы, по крайней мере в нескольких экипажах, отношения между командиром и бортинженером во время длительных полетов были, мягко говоря, не идеальными. Однажды дело дошло до того, что командир потребовал только через него передавать на станцию все сообщения из Центра управления, в том числе и касающиеся сугубо технических вопросов, за которые отвечает бортинженер. Члены другого экипажа после возвращения не поддерживали и до сих пор не поддерживают никаких отношений — не встречаются, не разговаривают, стараются обходить друг друга на официальных мероприятиях. В сложных ситуациях от работников Центра управления требовались при проведении сеансов связи дипломатические способности, чтобы возникшая в экипаже напряженность не переросла в масштабный конфликт, при котором продолжение полета стало бы невозможным.

«Провалились» на экзамене

Наиболее ярко психологическая несовместимость проявилась в экипаже Льва Воробьева и Валерия Яздовского, причем еще до старта. В характере обоих отчетливо просматривались черты лидера. На подготовку в Звездный городок они прибыли, когда каждому было уже за 30. Воробьев — военный летчик 1-го класса, выпускник Военно-воздушной академии — мечтал о космосе с детства. Увлекался театром, живописью, книгами. В Звездном его уже через несколько лет назначили командиром одной из групп космонавтов. Здесь же присвоили и очередное воинское звание — полковника. Валерий Яздовский тоже не был «рядовым, необученным». Толковый инженер, он с 1954-го работал в КБ Сергея Павловича Королева, участвовал в создании пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», проектировании лунных кораблей. Уверенный, энергичный, целеустремленный, Яздовский считал себя более подготовленным в технических вопросах, чем военный летчик. Каждый из них мог бы неплохо поработать на орбите. Но только не вместе, не в одном экипаже. Об этом и предупреждали психологи руководителей отрасли и Военно-воздушных сил.

Но на рекомендации врачей не обратили внимания. В мае 1973-го Воробьева и Яздовского приказом (который, как известно, не обсуждается) назначили командиром и бортинженером в основной экипаж для подготовки к полету на корабле «Союз-13». Старт был намечен на 18 декабря 1973-го. Незадолго до этой даты аккредитованных журналистов познакомили с членами экипажа. Это значило, что вопрос о том, кто полетит, был решен окончательно. Меня на той встрече удивила необычная мрачность Яздовского и настороженность Воробьева. Может быть, оба волнуются перед стартом? После встречи написал статью о космонавтах и перед отлетом на космодром оставил ее в запечатанном «секретном» пакете в редакции (тогда до старта все держалось в глубокой тайне).

И вдруг, как гром среди ясного неба, известие: космонавты «провалились» на комплексной тренировке, они не смогли действовать слаженно во время решающего экзамена.

Об этой серьезной неудаче экипажа мне рассказал тогда же один из руководителей ЦПК. Например, когда имитировалась нештатная ситуация, члены экипажа начинали спорить, действовать вразнобой. Каждый настаивал на своей правоте… И случилось то, чего никто не мог предположить: Воробьева и Яздовского отстранили от полета, перевели в дублирующий экипаж. В заключении Государственной комиссии, правда, была использована обтекаемая формулировка (чтобы не закрывать путь в космос обоим на будущее): сбой на тренировке произошел «из-за излишней прямолинейности командира и принципиальности бортинженера». К старту в спешном порядке начали готовиться дублеры — Петр Климук и Валентин Лебедев. Они отправились в космос 18 декабря и полностью выполнили сложную астрофизическую программу «Орион». 26 декабря экипаж благополучно вернулся на Землю.

Это был суровый урок руководителям отечественной космонавтики. Но тяжелее всех переживали случившееся космонавты, отстраненные от полета. Всего через полгода 43-летний Воробьев был отчислен из отряда приказом главкома ВВС «по состоянию здоровья». А Яздовский, «проявивший принципиальность», верил, что у него обязательно будет еще один шанс полететь на орбиту. Однако через восемь лет и ему пришлось покинуть отряд.

Нервный срыв

И этот, и многие другие подобные примеры наглядно показали, что рекомендации врачей, связанные с психологической совместимостью, а если шире — с психологической готовностью к полету, должны иметь основополагающее значение при формировании экипажа. Однако столь широкие права медикам передавать не спешили. В январе 1997-го на российскую станцию «Мир» прибыл американский астронавт, доктор медицины 42-летний Джерри Линенджер. Российские врачи поначалу не соглашались на утверждение его кандидатуры из-за сложного характера американца. Но под давлением NASAотступили, о чем потом не раз пожалели. Привыкший к комфорту Линенджер тяжело переносил бытовые неудобства на станции. Ситуация усугубилась несколькими ЧП: сначала пожар (его погасили с помощью трех огнетушителей), потом утечка из системы терморегулирования ядовитого газа этиленгликоля, затем перестал работать фильтр вредных примесей в системе очистки воздуха. У Джерри произошел нервный срыв. Во время сеанса связи с американским специалистом, находившимся в ЦУПе, астронавт громко жаловался, что он неделями не слышит родного языка, что российский ЦУП плохо работает, а станция небезопасна… Уже после возвращения на Землю Линенджер, отвечая на вопросы соотечественников, сказал: «Очень тяжело найти совместимых людей, которые могут жить в космосе, на небольшой станции. Я в течение 20 лет служил на флоте, был на авианосцах, и мы подолгу находились в изоляции, но психологическая нагрузка, которую испытываешь там, вдали от Земли, оказалась гораздо тяжелее, чем я ожидал».

Совместимость характеров — Стр 2

Представьте: замкнутое пространство, в котором изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц с раннего утра до позднего вечера двое (а у каждого свои привычки, характер, темперамент) постоянно находятся бок о бок, работают, едят, производят уборку… Даже самый близкий человек может через какое-то время вызывать раздражение одним лишь своим видом. А тут еще и непривычная невесомость, и ни на секунду не затихающий грохот вентиляторов, и радиационное облучение, и нештатные ситуации — словом, стрессы, стрессы, стрессы каждый полетный день. Даже человеку со стальными нервами нелегко выдержать все это.

Психологи Звездного не только изучают индивидуальные особенности каждого космонавта, его толерантность, возможность групповой совместимости, но и участвуют в подготовке к полету. Специалисты учат космонавтов общаться друг с другом, обходить «острые углы», если они появляются, и находить точки взаимопонимания. Кстати, такие курсы очень пригодились бы и не космонавтам. Ведь все мы живем в мире стрессов, обид, не простых коллизий, и не каждый умеет сдержать себя, не пойти «в разнос».

— В последнее время, — подчеркнул, отвечая на мой вопрос, научный сотрудник Центра подготовки космонавтов Ростислав Богдашевский, многие годы возглавлявший отдел психологической подготовки космонавтов, — экипажи МКС показывают высокую совместимость, работают слаженно. Хорошо, что и в девятую экспедицию вошли проверенные в совместных тренировках люди. Кстати, раньше в NASAне уделялось должного внимания вопросам психологической совместимости.Теперь и американские астронавты проходят соответствующий отбор и подготовку…

Какие темпераменты совместимы, какие — нет, сказать очень сложно. Мне приходилось видеть людей, находящихся вместе довольно долгое время с, казалось бы, несовместимыми темпераментами. Однако, возьму на себя ответственность предложить пары темпераментов очень совместимых и, наоборот, крайне не совместимых.

Начнем с того, что плохо совмещается.

Выраженный параноид будет плохо совмещаться с выраженным астеноидом. Один будет изо всех сил стремиться к высокой цели, второй — это стремление в принципе не понимает. То есть они, вообще могут жить вмести, но конфликты — неизбежны. Параноида будет вечно раздражать пассивность астеноида, а астеноиду придется вечно во всем потакать параноиду, что рано или поздно ему — делать надоест.

Шизоид ну никак не совмещается с практичным эпилептоидом! Им лучше вместе не быть. Ибо один низвергает истину, второй ее всячески защищает. Могут лишь дружить, да и то, постоянно спорить. Такие — «друзья-враги». В семейной жизни это неприемлемо.

Гипертимик в принципе совместим со всеми, кроме грустного астеноида. Они просто будут друг друга все время раздражать: один всем доволен, другой — всем не доволен!

Истероид мало совместим с эпилептоидом и желчным астеноидом. Истероид всегда стремится к широкому кругу общения, что для эппилептоида и желчного астеноида — неприемлемо. В частности у истероида и желчного эпилептоида, на мой взгляд, будет состояние перманентного конфликта, что трудно выдержать.

Эпилептоида будут раздражать частые смены настроения циклоида, но это еще не самая фатальная несовместимость, хотя циклоид, в свою очередь, будет раздражаться по поводу излишней педантичности эпилептоида.

Также циклоид будет недолюбливать шизоида, и истероида, поскольку первый — будет его раздражать своей вычурностью (а мы знаем, что циклоид, не смотря на все — существо сугубо практичное, достаточно приземленное и трезво мыслящее).

Второй же будет раздражать циклоида своей театральностью. На общительность истероида ему, в принципе, наплевать.

Шизоид и истероид будут конфликтовать ввиду яркой творческой индивидуальности обоих. Причем совместное их творчество маловероятно ввиду различной направленности его вектора. Но скучно им вместе не будет!

Обречены на расставание два параноида. Ну не усидеть двум орлам в одном гнезде!

Теперь рассмотрим тех, кто совместим.

Ну, во-первых, совместимы одинаковые темпераменты (исключение — см. выше).

Совместимы циклоид и астеноид всех типов, вследствие их родственности. Это будет пара людей, основная цель которой будет обозначать — «преодолеем все трудности вместе»!

Совместимы эпилептоид и параноид. Это будет идеальная пара, стремящаяся на вершины любого Олимпа! Тем более, это тот редкий случай, когда женщина — параноид, а в семье все гладко.

Совместимы шизоид и астеноид почти всех типов (исключение — желчный астеноид).

Это пример полноценной творческой семьи.

А вот с эпилептоидом желчный астеноид найдет общий язык.

Совместимы истероид и сердечный астеноид. Это будет очень добрая и задушевная семья.

Повторю, гипертимик совместим со всеми кроме грустного астеноида.

Все остальные сочетания представляются мне условно совместимыми. Условие — все остальное вполне совместимо.

С темпераментами — все. Что касается характера, характерных особенностей человека, то их на мой взгляд — море. Рассмотрим коротко основные из них:

Раздражительность, вспыльчивость — невоздержанность своих отрицательных эмоций. Крайне вредная черта характера.

Обидчивость — склонность даже минимальное негативное высказывание или действие воспринимать как оскорбление. Чаще происходит из-за заниженной самооценки. Крайне вредная черта характера.

Лживость — склонность к обману там где надо и не надо. Крайне вредная черта характера.

Равнодушие — невнимательность к проблемам и душевному состоянию своих близких. Крайне вредная черта характера.

Злопамятность — длительное удержание в памяти обиды, периодическое к ней возвращение, стремление отомстить, или, хотя бы напомнить о ней обидчику. Крайне вредная черта характера.

Зазнайство — стремление придать каким-либо собственным успехам статус абсолюта и во всеуслышание гордиться ими. Крайне вредная черта характера.

Грубость — стремление выразить свои эмоции в предельно простой, неприятной для многих и зачастую обидной для присутствующих форме. Крайне вредная черта характера.

Хамство — осознанное желание унизить своего собеседника путем указания на его зависимость от кого-то или чего-то, чаще всего производится в грубой форме. Возможны также варианты «интеллигентного хамства», когда грубости не произносятся, а цель высказывания от этого не меняется. В любом случае это — «удар ниже пояса». Это не просто крайне вредная черта характера, на мой взгляд, худшего уже ничего быть не может!

Список можно было бы продолжать и продолжать, не не буду этого делать, на мой, повторяю, взгляд это — основное. Перечислим и другие основные черты характера:

Добродушие.

Внимательность и сострадание.

Терпимость и терпеливость.

Быстрая отходчивость после конфликта и способность прощать.

Деликатность.

Чувство юмора.

Вот те основные черты характера, которые помогают выжить в нелегком совместном плавании по волнам бурного моря жизни. Я намеренно не стал определять эти черты характера, так как, если они у Вас присутствуют — Вы и так о них знаете, а если нет… Тут определяй-неопределяй — горю не поможешь!

Основных отличительных особенностей темперамента от характерных особенностей два: темперамент в отличие от характера практически нельзя изменить, темперамент можно определить в течение короткого знакомства, беседы, тестов. Характер человека познается только в течение длительного постоянного контакта. Протестировать это невозможно. Ну кто признает у себя наличие зазнайства, лживости, и, тем более, хамства?! Найти же у себя массу хороших качеств будет готов каждый. А вот определить чувство юмора вообще можно только пожив вместе, поскольку чувство юмора и умение, скажем, рассказывать анекдоты, это не одно и то же.

Таким образом совместимость характеров зависит от совместимости темпераментов, о чем можно определиться заранее. О совместимости характерных особенностей можно говорить только пройдя тест проверкой на совместимость. Но об этом будет сказано во второй части Теории Любви.