Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики дошкольников в учреждениях дополнительного образования 6
1.1 Взгляды отечественных и зарубежных учёных на процесс развития мелкой моторики 6
1.2 Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве 12
1.3 Средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 17
Глава 2. Разработка программы обучения бумагопластике для развития мелкой моторики детей 23
2.1. Развитие мелкой моторики детей в процессе обучения бумагопластике 23
2.2. Программа развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 28
Заключение 46
Список литературы 47
Сформированность навыков тонкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.д..
Под термином мелкая (тонкая) моторика обычно понимают высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы. Биманипулярные движения рук, тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребёнка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие, чётко дифференцированные движения.
Разработка тонких, точных движений необходима ребёнку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; тонкая моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Изучением тонкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие учёные, как Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Козленко, М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.А. Екжанова, А.Н. Корнев, Т.П. Хризман, М.Н. Звонарева, Д. Сели, М. Монтессори и др.
В дошкольном возрасте у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребёнка, формирование всех психических процессов, подготовку руки к письму. В системе коррекционно-развивающей работы в детских садах необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...
Актуальность указанной темы и обусловила ее выбор и логику проведения и описания исследования. Практическая значимость разработки данной проблематики сохраняется на протяжении ряда десятилетий без потери её значимости.
Наблюдается противоречие между недостаточно развитой тонкой моторикой у детей 4-6 лет и необходимостью повышения уровня её развития для полноценного нервно-психического функционирования ребёнка в повседневной жизнедеятельности.
Проблема исследования: будет ли разработанная программа эффективным средством развития мелкой моторики для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования итоговой аттестационной работы выступает мелкая моторика у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Предмет – развитие тонкой моторики у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать эффективность использования обучения бумагопластике в развитии мелкой моторики у детей среднего и старшего дошкольного возраста и разработать программу обучения бумагопластике.
Гипотеза исследования: программа занятий бумагопластикой будет являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Выдвинутая гипотеза предопределила задачи исследования:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
• Подобрать диагностические методики для выявления исходного уровня развития тонкой моторики у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
• Разработать программу обучения бумагопластике с целью развития мелкой моторики у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: 1) теоретические – анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация; 2) эмпирические – эксперимент, наблюдение, анализ документации, диагностические методы.
………….
1. Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы [Текст] : дидактический материал на занятиях по трудовому обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1995. – 207 с.
2. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность [Текст] Н.А. Бернштейн. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1991. – 496 с.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор ...
3. Воронина, Ю. Л. Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте [Текст] / Ю. Л. Воронина [Электронный источник] Режим доступа: shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/10/08/osobennosti-razvitiya-melkoy-motoriki-v-mladshem Дата обращения 01.12.2015 г.
4. Геворкян, А. Р. Мастер-класс «Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников» [Электронный источник] Режим доступа: detskiy-sad/raznoe/2014/02/19/master-klass-bumagoplastika-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki-i Дата обращения 01.12.2015 г.
5. Кобитина, И.И. Работа с бумагой: поделки и игры [Текст] / И.И. Кобитина. – М.: Сфера, 2000. – 128 с.
6. Лапеева, Н.П. Оригами для развития мелкой моторики рук у дошкольников [Электронный источник] Режим доступа: blogs/natalja-petrovna-lapeva/origami-v-pomosch-logopedu.html Дата обращения 01.12.2015 г.
7. Мусиенко, С. Оригами в детском саду [Текст] / С. Мусиенко, Г. Бутылкина. – М.: Обруч, 2010. – 96 с.
8. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина– М.: Академия, 1999. – 456 с.
9. Развитие мышление и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А. Ф, Говорковой. – М: Педагогика, 1985. – 200 с.
10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. –384с:
11. Соколова, С. В. Оригами для старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / С.В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 48 с.
12. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с.
13. Тест Керна-Иерасека [Электронный источник] Режим доступа: got/1/03.html Дата обращения 01.12.2015 г.
14. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г.А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 314 с.