Психотизм,нейротизм,депрессия

 

Психодиагностический тест

 

Инструкция: на каждый вопрос отвечать одним из выборов СОГЛАСЕН или НЕСОГЛАСЕН

 

1. Обычно я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим ?

2. Временами я волнуюсь из-за пустяков ?

3. Большую часть времени я чувствую общую слабость ?

4. Я часто тревожусь ?

5. Кое-кто настроен против меня ?

6. Часто различная пища кажется мне одинаковой на вкус ?

7. Глупо осуждать человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать ?

8. Окружающее мне часто кажется нереальным ?

9. Когда я строю планы, я часто рассчитываю на счастливый случай?

10.Порой мне кажется, что трудностей слишком много и мне их не преодолеть ?

11.Меня редко посещают грустные мысли ?

12.Когда я что-либо делаю (работаю, ем, двигаюсь), я часто перескакиваю с одного на другое, а не действую обдуманно и методично ?

13.Я верю, что любые, даже срытые поступки не окажутся безнаказанными ?

14.Я считаю, что надоевшую повседневную работу всегда следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости ?

15.Я человек твердых убеждений ?

16.Я люблю пофлиртовать (вести игривый разговор, кокетничать) ?

17.Мне нравятся компании, где подшучивают друг над другом ?

18.Я люблю подвижные игры и развлечения ?

19.Мне нравится верховая езда ?

20.Я часто многое теряю из-за своей нерешительности ?

21.Мне трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми ?

22.Часто я лишь с большим трудом могу скрыть свою застенчивость ?

23.Я регулярно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях ?

24.Я общительный человек ?

25.Я люблю вечеринки и шумные веселые компании ?

26.Я охотнее куплю книгу об особенностях государственного управления в разных странах, чем книгу по искусству ?

27.Меня всегда интересовала техника, например, автомобили, самолеты, мотоциклы и т.п. ?

9 стр., 4424 слов

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень средневековья"

План Введение 1. Работа И. Хейзинги «Осень средневековья» 2.Завершение Средневековья 3.Психологический склад средневековой личности Заключение Литература Введение Актуальность данной темы заключается в том, что средне­вековье — пестрый конгломерат народов и стран — пред­ставляет все-таки единую цивилизацию. Его общественно-экономический строй (по крайней мере в крупных и раз­витых странах Европы) ...

28.В газете меня больше заинтересует статья с заголовком «Современные проблемы культуры и искусства», чем с заголовком «улучшение производства и торговли» ?

29.Мне бы хотелось быть медработником (врачом, медсестрой и т.п.)?

30.Мне бы понравилась работа секретаря ?

31.Временами я бываю злым и раздражительным ?

32.У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте ?

33.Мне часто говорят, что я вспыльчив ?

34.Я часто сожалею о том, что я такой раздражительный и вспыльчивый ?

35.У меня отсутствуют враги, которые всерьез желают мне навредить?

36.У меня бывают странные и необычные мысли ?

37.Почти каждый день случается что-нибудь такое, что пугает меня?

38.Иногда мне нравится причинять боль людям, которых я люблю ?

39.Временами я чувствую себя бесполезным ?

40.Мои родители часто бывали настроены против моих знакомых ?

41.У меня бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным ?

42.Временами я испытываю ненависть к членам моей семьи, которых обычно люблю ?

43.Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали ?

44.Если бы я был вынужден солгать человеку, мне бы пришлось смотреть в сторону, так как было бы трудно смотреть ему в глаза?

45.Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката ?

46.Я очень редко прогуливал школьные уроки ?

47.Шутки о смерти в разговоре вполне допустимы и приличны ?

48.Я люблю танцевать ?

49.Я охотнее посмотрю соревнования фехтовальщиков, чем боксеров ?

50.Мне нравится (или нравилась раньше) рыбная ловля ?

51.Мне хочется быть менее застенчивым ?

52.Когда я нахожусь в компании я мучаюсь выбором темя для разговора ?

53.Я охотно знакомлюсь с новыми людьми ?

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Мире. Но как трудно воспринимают люди крупицы познания Действительности. ... тело. 2. Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). ... человечества. Итак, следует чаще думать и ощущать желание участвовать ... духа. Для того, кто любит красоты Природы, есть чем ... людей, но мы никогда по-настоящему не задумываемся об этом. Книги Роберта Монро заставят нас размышлять о смерти, и вряд ли понравится ...

54.В детстве я входил в компанию где все стояли друг за друга ?

55.Счастливее всего я чувствую себя в одиночестве ?

56.По-моему, интереснее быть инженером, чем философом ?

57.Думаю, что я более чувствителен к прекрасному, эстетическим сторонам жизни, чем большинство людей ?

58.Я гораздо более заинтересован в деловых и материальных успехах, чем в поисках духовных и художественных ценностей ?

59.Я люблю готовить пищу ?

60.Будь я художником, мне бы понравилось рисовать цветы ?

61.Я вспыльчив, но быстро успокаиваюсь ?

62.Иногда я настолько возбуждаюсь, что мне бывает трудно заснуть?

63.Думаю, что нервы у меня в порядке (так же, как у большинства окружающих) ?

64.Обычно я спокоен и меня трудно вывести из равновесия ?

65.Я ужасно боюсь грозы ?

66.Многих людей можно обвинить в развращенности ?

67.Я бы добился значительно больших успехов, если бы люди относились ко мне лучше ?

68.У меня бывают необычные, мистические (таинственные) переживания ?

69.Даже среди людей я чувствую свое одиночество ?

70.Мечты в моей жизни занимают много места, но я этого никому не говорю ?

71.Мои намерения часто кажутся мне настолько трудновыполнимыми, что я отказываюсь от них ?

72.Чаще всего у меня бывает сразу несколько различных увлечений, я редко увлекаюсь чем-то одним надолго ?

73.Я всегда следую чувству долга и ответственности ?

74.Думаю, что существует одно единственное правильное понимание смысла жизни ?

75.Я люблю лекции на серьезные темы ?

76.Иногда меня так забавляла ловкость плута, что я начинал ему сочувствовать ?

77.Я стараюсь избегать необычных высказываний, которые смущают окружающих ?

78.Мне бы понравилось быть автогонщиком ?

79.Иногда я дразню животных ?

80.Мне бы понравилаь охота на львов и тигров ?

24 стр., 11586 слов

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека

... характера, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает. 2. При существовании по принципу обладания ... интроекция" и "идентификация" часто употребляются как синонимы, однако трудно сказать, действительно ли они обозначают один и тот же ... можно большим числом "любовников" вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного. (См. обсуждение различия между стимулами, ...

81.Я редко заговариваю с детьми первым ?

82.В школе мне было трудно говорить перед всем классом ?

83.Я схожусь с людьми так же легко как и другие ?

84.Мне бы хотелось чаще встречаться вне работы со своими друзьями?

85.Мне нравятся коллективные мероприятия, потому что я там могу побыть среди людей ?

86.Я охотнее проведу отпуск в тихом домике вдали от людей и дорог, чем в оживленном курортном городе ?

87.Я охотнее прочту хороший исторический роман, чем научное сообщение об открытии и использовании мировых ресурсов ?

88.Я люблю поэзию ?

89.Мне бы понравилось быть цветоводом ?

90.Я люблю детей ?

91.Я так остро переживаю свои неприятности, что подолгу не могу выбросить их из головы ?

92.Бывало, что из-за волнений у меня пропадал сон ?

93.Меня трудно рассердить ?

94.Меня настолько волнуют некоторые вещи, что мне даже говорить о них трудно ?

95.Думаю, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей ?

96.Безопаснее никому не доверять ?

97.Я часто замечаю, что люди относятся завистливо и недоверчиво к моим удачным идеям только потому, что что они не первыми додумались до них ?

98.Я опасаюсь некоторых предметов или людей, хотя знаю, что они для меня безвредны ?

99.Нередко бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех?

100.Иногда я хвалю людей, которых знаю очень мало ?

101.Я легко прихожу в замешательство ?

102.У меня бывают достаточно длительные периоды, когда я не могу ничего делать, потому что мне трудно заставить себя взяться за работу?

103.Порой мне кажется, что ни на что не гожусь ?

104.Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить ?

19 стр., 9343 слов

Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств у людей, занимающих руководящие должности

... говорить? Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми? Верно ли, что вас легко задеть? Любите ли вы часто бывать в компании? Бывают ... а. да в. иногда с. нет .Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди: а. верно в. трудно сказать с. неверно ... даже если это нелегко для них: а. да в. трудно сказать с. нет .Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, ...

105.Я люблю читать книги, статьи, заметки на темы нравственности и морали ?

106.В школе у меня часто были плохие отметки по поведению ?

107.Я люблю подшучивать над людьми ?

108.Спортивные игры и соревнования доставляют мне больше удовольствия, если я заключаю пари (бьюсь об заклад) ?

109.Я люблю волнение и напряжение большого количества людей ?

110.Я люблю охоту ?

111.Я без страха и смущения в хожу в комнату, где уже собрались и беседуют люди ?

112.Иногда из-за своей сдержанности мне бывает трудно отстаивать свои права ?

113.Попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь ?

114.Я активно участвую в организации компании, игр, и других коллективных мероприятий ?

115.По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей ?

116.На производстве мне было бы интереснее заниматься делами, связанными с техникой, чем работой с людьми ?

117.Мне больше нравится пища, приготовленная из необычных, экзотических продуктов, чем привычные блюда ?

118.Будь я журналистом, мне бы понравилось писать о театре ?

119.Меня всегда очень мало привлекали игры с куклами ?

120.Думаю, что мне бы понравилась работа портного по женскому платью ?

121.Я все принимаю близко к сердцу ?

122.Ожидание действует мне на нервы ?

123.Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным ?

124.Я все чувствую более остро, чем другие ?

125.Думаю, что за мной следят ?

126.Большую часть времени я чувствую, что моя голова и нос чем-то заполнены ?

127.Временами мне хочется нанести повреждение себе или кому-нибудь из окружающих ?

128.Люди безразличны и равнодушны к тому, что может случится с другими ?

129.Плохие, часто даже ужасные слова приходят мне в голову и я не могу от них избавиться ?

16 стр., 7901 слов

Влияние фильмов ужасов на человека

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ. им. В. В. Куйбышева)» Институт экономики и управления Кафедра массовых коммуникаций Курсовая работа по дисциплине: психология МК «Влияние фильмов жанра «ужасы» на аудиторию в возрасте от 16 до 26 лет » Руководитель ...

130.Временами мне очень хотелось навсегда уйти из дома ?

131.Мое поведение в сильной степени зависит от обычаев окружающих меня людей ?

132.Я предпочитаю действовать импульсивно, под влиянием момента, даже если это приводит к дальнейшим трудностям ?

133.Я могу сослаться на болезнь, что бы избежать чего-нибудь неприятного ?

134.Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков ?

135.Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение ?

136.Я люблю поговорить на сексуальные (любовные) темы ?

137.Мне доставляет удовольствие разыгрывать беззлобные шутки ?

138.Меня смущают неприличные анекдоты ?

139.Если возникнет необходимость, я сумею организовать и повести за собой товарищей ?

140.Для отдыха я предпочитаю чтение или другие интеллектуальные занятия активным подвижным играм и развлечениям ?

141.В компании я чувствую себя несколько неловко и из-за этого произвожу впечатление хуже, чем мог бы ?

142.Если люди в магазине или на улице наблюдают за мной, мне становится несколько не по себе ?

143.Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, поэтому я не включаюсь в беседу с такой готовностью, как другие ?

144.Мне разонравилось бывать среди людей ?

145.Если планируется коллективное мероприятие или поездка, я всегда рад присоединиться к компании ?

146.Я мог бы быть счастлив, живя один в избушке среди лесов и гор?

147.По телевизору я охотнее посмотрю передачу о новых изобретениях чем концерт ?

148.Иногда я бываю неуступчив и упрям просто из принципа, а не потому, что это для меня важно ?

149.Я бы хотел быть певцом ?

150.Я люблю собирать цветы и выращивать комнатные растения ?

151.Я впечатлительнее большинства людей ?

152.Я легко теряю терпение в общении с другими людьми ?

153.Иногда какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня несколько дней ?

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, ...

154.Критика и замечания в мой адрес меня мало задевают ?

155.Иногда мне кажется, что я нахожусь на грани нервного срыва ?

156.Часто мои поступки неправильно понимаются окружающими ?

157.Я считаю, что многие готовы пойти на нечестный поступок ради получения выгоды ?

158.Меня крайне редко наказывали без причины ?

159.Против меня что-то замышляется ?

160.Привычки некоторых членов моей семьи меня очень раздражают ?

161.У меня редко бывают приступы плохого настроения ?

162.Бывает, я отказываюсь от начатого дела потому, что не верю в свои силы ?

163.В моей семье есть нервные люди ?

164.Меня раздражает когда женщина курит ?

165.Я считаю, что соблюдение законов является обязательным ?

166.Почти всегда я испытываю потребность в острых ощущениях ?

167.В разговорах с представителями противоположного пола я избегаю любых щекотливых тем, которые могут вызвать смущение ?

168.Я люблю играть в карты, домино и другие игры на деньги ?

169.Будь я журналистом, мне бы понравилось писать о спорте ?

170.Иногда я заставляю своих друзей пойти куда-нибудь, хотя они говорят, что им хотелось бы остаться дома ?

171.Я верю в чудеса ?

172.Если необходимо выступить или высказать свое мнение, то присутствие большого числа людей мало смущает меня ?

173.Я легко прихожу в замешательство ?

174.Мне было легко и интересно отвечать на вопросы ?

 

Интерпретация шкал и подсчет классов

 

1. Рядом с номером вопроса дается весовая нагрузка (со знаком плюс или минус).

2. В случае ответа «Согласен» весовая нагрузка умножается на «+1», а в случае «Несогласен» на «-1».

3. Все произведения по шкале суммируются и из полученной суммы вычитается (прибавляется) константа центрирования.

4. Полученный результат сравнивается с классами (от 1 до 10): каждый класс имеет нижнюю и верхнюю границу показателя.

5. Интерпретация шкал дается по высоким и низким значениям шкал, то есть фактически описываются классы, расположенные по обоим сторонам распределения.

 

Шкала «Нейротизма»

 

номера вопросов весовая характеристика

2 0.0463

4 0.0448

155 0.0433

32 0.0417

33 0.0403

62 0.0395

64 -0.0402

92 0.0367

93 -0.0360

121 0.0398

124 0.0362

152 0.0472

154 0.0347

153 0.0372

151 0.0375

123 0.0343

122 0.0361

94 0.0354

91 0.0326

63 -0.0354

34 0.0310

61 0.0324

31 0.0361

3 0.0417

1 -0.0294

 

Константа центрирования: -0.14726

 

Границы классов:

1. -1.264 … -0.210

2. -0.211 … -0.170

3. -0.171 … -0.129

4. -0.130 … -0.089

5. -0.090 … -0.045

6. -0.046 … 0.004

7. 0.005 … 0.062

8. 0.063 … 0.135

9. 0.136 … 0.218

10. 0.219 … 1.402

 

Шкала нейротизма — высокая оценка.

Высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью. Ведущей особенностью является снижение порогов возбудимости, повышенная чувствительность. Вследствие этого малозначащие и индиффирентные раздражители легко вызывают неадекватные бурные вспышки раздражения.

Повышенная возбудимость лиц с высокими значениями фактора «невротизма», так же как и лиц со слабым типом нервной системы, сочетается с повышенной истощаемостью, что проявляется в быстром угашении вспышек возбуждения, слезливостью в гневе и преходящем слабодушии.

Если испытуемый отличается повышенной чувствительностью к интерперсональным раздражителям, то невротизация у него проявляется прежде всего в бурных аффективных вспышках. По ничтожному поводу легко возникают реакции гнева и раздражения, направленные против кого-либо в ближайшем окружении.

Вспышки раздражения возникают внезапно и довольно быстро прекращаются, сменяясь раскаянием, угрызениями, иногда даже слезами.

Чувствительность к интрапсихическим переживаниям характеризует лиц высокотревожных, неуверенных и боязливых. Эти лица чрезвычайно впечатлительны и ранимы, притом не только тем, что происходит сейчас, но еще больше тем, что только может случиться.

Повышенная тревожность обычно сочетается у таких лиц с полным неверием в свои возможности, боязнью, что в нужный момент не хватит сил и способностей для решительных действий. Поэтому предстоящие выступления, экзамены и проверки их особенно пугают и беспокоят.

Страхи и опасения по поводу будущего заставляют их вновь и вновь возвращаться к анализу своих и чужих поступков, постоянно оценивать правильность своих действий и возможные действия других сторон, мучительно искать самые лучшие варианты поведения. Это стремление к самоанализу, к бесконечному интеллектуальному конструированию оптимальных вариантов поведения приводит к тому, что они не могут остановиться на каком-нибудь одном варианте решения, сделать окончательный выбор. Однако, когда обстоятельства принуждают их сделать выбор, то возникает новое беспокойство, так как принятое решение должно быть немедленно реализовано. Всякие отсрочки нетерпимы и плохо переносятся, служат поводом для новых тревог и волнений. Защитой от хронической тревоги становится постепенно формируемый педантизм. Строгое следование заранее разработанным планам избавляет от неожиданностей и непредвиденных случайностей, делает будущий ход событий менее неопределенным, более предсказуемым, что уменьшает чувство неуверенности и тревоги. Стереотипный образ жизни является наиболее типичным способом компенсации. В привычных условиях жизни они сохраняют высокую продуктивность деятельности и хорошую адаптацию. Поэтому эти лица зачастую являются активными сторонниками нормативных форм поведения и регламентации жизни. У них рано формируются аккуратность, обязанность, чувство долга и ответственности. Они предъявляют высокие морально-этические требования к себе и к лицам, с которыми взаимодействуют.

Робкие и стеснительные, тактичные и деликатные, они становятся назойливыми и несговорчивыми в своих настойчивых требованиях точного соблюдения всех формальностей.

Всякое отступление от привычного, устоявшегося порядка не только усиливает тревогу и беспокойство, но сердит и раздражает, особенно если нарушителями порядка выступают подчиненные, зависимые от них лица. В домашней обстановке самое мелкое нарушение привычек выводит их из равновесия, вызывает вспышки гнева и раздражения.

Повышенная чувствительность к интеро- и проприоцептивным раздражителям служит причиной возникновения неприятных и мучительных ощущений в различных частях тела: голове, внутренних органах и конечностях. При тщательном обследовании у этих лиц обычно не удается выявить заболевания, которое могло бы объяснить наличие и интенсивность соматических жалоб.

 

Шкала нейротизма — низкие оценки.

Свидетельство адекватности психических реакций силе раздражителя, высокой выносливости и работоспособности. Характерно спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, объективность в оценке себя и других людей, постоянство в планах и привязанностях. Они активны, деятельны, инициативны, честолюбивы, склонны к соперничеству и соревнованию. Их отличают серьезность и реалистичность, хорошее понимание действительности, высокая требовательность к себе. Они не скрывают от себя собственных недостатков и промахов, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными, охотно подчиняются групповым нормам.

По-видимому, общая картина поведения характеризуется ощущением силы, бодрости, здоровья, свободой от тревог, невротической скованности, от переоценки самого себя и своих личных проблем и от чрезмерного беспокойства по поводу возможного неприятия их другими людьми.

 

Шкала «Психотизма»

 

номера вопросов весовые характеристики

6 0.0558

8 0.0611

36 0.0386

38 0.0588

66 0.0349

68 0.0597

96 0.0351

98 0.0581

125 0.0655

156 0.0341

128 0.0383

129 0.0459

157 0.0323

151 0.0560

158 0.0392

127 0.0561

126 0.0453

97 0.0346

95 0.0284

67 0.0293

65 0.0817

37 0.0653

35 -0.0343

7 0.0282

5 0.0272

 

Константа центрирования: 0.70957

 

Границы классов:

1. -1.228 … -0.186

2. -0.187 … -0.148

3. -0.149 … -0.105

4. -0.106 … -0.063

5. -0.064 … -0.020

6. -0.021 … -0.031

7. 0.031 … 0.110

8. 0.111 … 0.243

9. 0.244 … 0.400

10. 0.401 … 1.780

 

Шкала психотизма — высокие оценки.

Характерен аутизм, обособленность, отгороженность от событий окружающего мира. Эти люди живут как бы вне времени и пространства. Все их поступки, чувства, переживания в значительной степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем экзогенным влияниям со стороны окружения. Вследствие этого их мысли, чувства, поступки кажутся немотивированными, странными и парадоксальными. В жизни их обычно считают чудаками, фантазерами, странными людьми.

Все в облике этих лиц поражает своебразием и яркой индивидуальностью. Уже сама манера держаться, жесты, мимика выделяют их, обращают на себя внимание.

Общим для моторики этих людей является отсутствие естественности, гармоничности и плавности. У одних это проявляется в манерности и вычурности, у других — в стилизации, у третьих — просто в крайней скудности и стереотипности движений. Особенно много своебразия в их речи. Больше всего бросается в глаза отсутствие единства между содержанием высказываний и паралингвистическим сопровождением. Одни лица поражают изысканностью, напыщенностью, другие — вычурностью, витеватостью, третьи, наоборот, монотонностью, стереотипностью, амимичностью, эмоциональной невыразительностью речи.

Их мышление отрешено от действительности и находится во власти формальных, схоластических построений и рассуждений. Они воспринимают жизнь сквозь очки формальных схем, и она служит им только иллюстрацией для уже готовых выводов и положений. Поскольку собственный жизненный опыт меньше всего влияет на их мировоззрение, несоответствие взглядов событиям реальной жизни их мало смущает. Они видят мир не таким, как он есть, а таким, каким они его придумали.

Эмоциональная жизнь этих людей сложна, малопонятна, необычна и так же мало зависит от реального хода событий, как и их мышление. Каждая частная эмоциональная реакция вступает в сложные, запутанные отношения с общим фоном настроения и переживаниями, каждое событие порождает одновременно несколько противоречивых чувств и эмоций. Поэтому психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена, вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Это хроническое напряжение может без внешнего повода прорываться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п.

 

Сочетание проявления психотизма и высокого нейротизма.

Ведущая особенность этих лиц — «мимизоподобность», болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые, они постоянно испытывают страхи и беспокойства, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они полностью уходят в мир вымыслов и фантазий, и в этих фантазиях они словно компенсируют себя за неудачи в реальной жизни.

 

Сочетание высокого психотизма и низкого нейротизма.

В этом случае черты психотизма сочетаются с предприимчивостью, энергичностью и ригидной целеустремленностью. Они являются не просто носителями своебразного, индивидуалистического мировоззрения, но они его деятельно пропагандируют и насаждают. Всех людей, с которыми им приходится общаться, они оценивают по тому, как те относятся к их идеям и планам, готовы ли принять их или станут противниками. Крайний субъективизм и эгоизм делают их недоступными чувствам симпатии и сочувствия. Они могут принять участие только в судьбе своих сторонников. К противникам они безжалостны. Потому у них часто возникают конфликты с окружающими людьми. Они агрессивны, злопамятны и бесцеремонны. Видя причину своих неудач в определенных людях, они считают своим долгом мстить, не прощают обид, не боятся единоборства с более сильными и именитыми противниками. Потерпев поражение, не отчаиваются и не унывают, наоборот, в неудачах черпают силы для новой борьбы.

Если планы и цели таких лиц совпадают с общественными интересами, они могут оказаться очень ценными и полезными работниками. Они будут работать со свойственной им энергией, предприимчивостью, инициативой и упорством, не отвлекаясь никакими посторонними соображениями и интересами.

 

Шкала «психотизма» — низкая оценка.

Стандартность, стереотипность, отсутствие своебразия и оригинальности в мышлении и поведении.

Все события, весь окружающий мир воспринимаются ими зеркально, с минимальными субъективными искажениями. Точно так же, как в зеркалах, в них есть только то, что есть в их окружении. Главной особенностью этих лиц является полное слияние со средой, всякое отсутствие индивидуальности и своебразия. Их мысли, одежда, манеры поведения полностью соответствуют тому, что сегодня в их среде считается признаком хорошего вкуса. Завтра групповые оценки изменятся, и эти лица легко, без внутреннего колебания и сомнения будут стремиться к тому, что еще вчера казалось им зазорным и предосудительным. О них можно сказать, что они есть то, что есть их окружение. Они ни в чем не хотят отставать от всего окружения, ни выделяться из него. Поэтому степень социализации их поведения в значительной степени зависит не только от них самих, но и от группы, под влиянием которой они находятся. В силу несамостоятельности и повышенной внушаемости они одинаково легко поддаются как хорошему, так и дурному влиянию окружающей среды. Несамостоятельные и безвольные, попадая к антисоциальную компанию, они легко усваивают психопатические формы поведения, становятся распущенными и несдержанными. В благоприятных условиях их поведение ничем не отличается от поведения большинства окружающих.

Психотизм,нейротизм,депрессия — Стр 2

Поскольку социализаци этих лиц носит отраженный характер, они нуждаются в постоянном внимании, контроле, поддержке и примере.

 

Шкала «Депрессия»

 

номера вопросов весовые характеристики

11 0.0470

10 0.0471

39 0.0426

41 0.0440

69 0.0442

71 0.0435

99 0.0400

101 0.0426

102 0.0360

163 0.0349

162 0.0368

160 0.0324

131 0.0316

161 -0.0337

132 0.0340

133 0.0316

130 0.0327

103 0.0334

100 0.0321

72 0.0302

70 0.0304

42 0.0327

40 0.0305

12 0.0370

9 0.0311

 

Константа центрирования: -0.2183

 

Границы классов:

1. -1.283 … -0.235

2. -0.236 … -0.192

3. -0.192 … -0.153

4. -0.153 … -0.115

5. -0.115 … -0.074

6. -0.074 … -0.015

7. -0.015 … 0.054

8. 0.054 … 0.135

9. 0.135 … 0.254

10. 0.254 … 1.522

 

Шкала «депрессия» — высокие оценки.

Высокие оценки по шкале «депрессия» характерны для лиц со сниженным настроением. Постоянно мрачные, угрюмые, отторженные, погруженные в собственные переживания, они вызывают неприязнь и раздражение у окружающих. Их могут считать заносчивыми, недоступными, избегающими общения из-за чрезмерного самомнения. Однако за внешним фасадом отчужденности и мрачности скрываются чуткость, душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей они теряют скованность и отгороженность, оживают, становятся веселыми, разговорчивыми.

В делах их характеризуют старательность, добросовестность, обязательность в сочетании с конформностью и нерешительностью, неспособностью принять решение без колебания и неуверенности. Любая деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического напряжения, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения.

Особенно чувствительны они к интеллектуальной нагрузке. От них трудно добиться длительного интеллектуального напряжения. Быстро утомляясь, они теряют произвольность управления психическими процессами, жалуются на общее чувство тяжести, «лени», пустоты в голове, преходящую заторможенность.

Их часто упрекают за медлительность, неоперативность, отсутствие настойчивости и решительности. Чаще всего они не способны к длительному волевому усилию, легко теряются, впадают в отчаяние. В сделанном видят только промахи и ошибки, а в предстоящем — непреодолимые трудности. Особенно болезненно они переживают реальные неприятности, не могут выбросить их из головы, снова и снова винят себя во всех смертных грехах. События прошлой и настоящей жизни, независимо от их действительного содержания, вызывают угрызения совести, гнетущее предчувствие бед и несчастий.

Видя причину всех бед в самих себе, в собственной неполноценности и «греховности», они считают бессмысленным бороться, сопротивляться, не способны ни к какой действенной инициативе. Они покорно склоняют голову под ударом судьбы, отличаются бессловесностью и долготерпением, а в субъективно непереносимых ситуациях предпочитают уйти из жизни.

 

Шкала «Депрессия» — низкие оценки.

Низкие оценки отражают естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Испытуемые этой группы отличаются богатством, гибкостью и многосторонностью психики, непринужденностью в межличностных отношениях, уверенностью в своих силах, успешностью в выполнении различных видов деятельности, требующих активности, энтузиазма и решительности. Однако отсутствие скованности и недостаток контроля над своими импульсами могут привести к верхоглядству, невыполнению обещаний, непоследовательности, беспечности, что приводит к потере доверия и обидам со стороны товарищей.

 

Шкала «Совестливость»

 

номер вопроса весовые характеристики

43 0.0444

73 0.0430

13 0.0378

45 0.0372

165 0.0377

134 0.0287

44 0.0323

105 0.0267

164 0.0266

74 0.0265

104 0.0300

15 0.0265

75 0.0263

135 0.0239

14 0.0251

 

Константа центрирования: -0.15284

Границы классов:

1. -1.645 … -0.354

2. -0.355 … -0.207

3. -0.208 … -0.110

4. -0.111 … -0.026

5. -0.027 … 0.062

6. 0.063 … 0.140

7. 0.141 … 0.197

8. 0.198 … 0.236

9. 0.237 … 0.275

10. 0.276 … 1.339

 

Шкала «совестливость» — высокие оценки.

Характерны такие черты, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований. Эти лица глубоко порядочны не потому, что следят за своим поведением, а из-за внутренних стандартов и требовательности к себе. Они с уважением относятся к моральным нормам, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, уважают законы, на нечестные поступки не идут, даже если это не грозит никакими последствиями. Высокая добросоветсность обычно сочетается с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей.

Этот фактор положительно коррелирует с успешностью обучения и уровнем достижений в социальной сфере. Он характерен для лиц, профессия которых требует аккуратности, обязательности и добросовестности: администраторов, юристов, нотариусов и т.п.

 

Шкала «совестливость» — низкие оценки.

Склонны к непостоянству, уклоняются от выполнения своих обязанностей, игнорируют общепринятые правила, не прилагают усилий к соблюдению общественных требований и культурных норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям, ради собственной выгоды способны на нечестность и ложь. Низкие оценки по данному фактору характерны также для асоциальных психопатов и правонарушителей.

 

Шкала «Расторможенность»

 

номера вопросов весовые характеристики

107 0.0458

16 0.0416

17 0.0364

77 -0.0419

106 0.0374

166 0.0400

138 -0.0384

167 -0.0364

136 0.0320

168 0.0348

137 0.0329

46 0.0310

47 0.0289

108 0.0280

76 0.0237

 

Константа центрирования: -0.0713

Границы классов:

1. -1.457 … -0.298

2. -0.299 … -0.160

3. -0.161 … -0.041

4. -0.042 … 0.046

5. 0.047 … 0.125

6. 0.126 … 0.201

7. 0.202 … 0.278

8. 0.279 … 0.373

9. 0.374 … 0.485

10. 0.486 … 1.559

 

Шкала «расторможенности» — высокая оценка.

Свидетельство об отсутствии социальной конформности, плохом самоконтроле и импульсивности. По-видимому, это связано с недостаточной социализацией влечений, неумением и нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих желаний. У этих лиц сильно выражено влечение к острым аффективным переживаниям, при отсутствии которых преобладает чувство скуки. Потребность в стимуляции в возбуждающих ситуациях делает непереносимой всякую задержку. Они стремятся удовлетворить свои желания сразу же в непосредственном поведении, серьезно не задумываясь о последствиях своих поступков, действуют импульсивно и непродуманно. Поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта, у них многократно возникают затруднения одного и того же характера.

При поверхностных контактах они производят благоприятное впечатление благодаря свободе от ограничений, раскованности и уверенности в себе. Они разговорчивы, охотно участвуют в коллективных мероприятиях, живо откликаются на любые происходящие события (сообщения, зрелища, происшествии и т.п.), находят новизну, интерес даже в повседневных мелких делах. Однако отсутствие сдержанности и рассудительности может привести к различным эксцессам (пьянству, праздности, пренебрежению своими обязанностями), что не может отталкивать окружающих.

 

Шкала «расторможенность» — низкие оценки.

Свидетельство о повышенной идентификации с социальными требованиями, конформности, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения, возможно, о сужении круга интересов и ослаблении влечений.

Таким лицам все представляется скучным и неинтересным, им все безразлично и надоело. Они не видят ничего притягательного в событиях, увлекающих окружающих, собственных увлечений тоже не имеют. Перемен не любят, к новому относятся осторожно, с предубеждением, больше ценят обязательность, чем одаренность.

 

Шкала «Общая активность»

 

номера вопросов весовые характеристики

110 0.0423

80 0.0392

169 0.0373

78 0.0349

108 0.0343

140 0.0397

19 0.0313

28 0.0454

50 0.0321

49 -0.0288

170 0.0260

48 0.0271

79 0.0302

109 0.0224

139 0.0229

 

Константа центрирования: -0.0538

Границы классов:

1. -1.505 … -0.311

2. -0.312 … -0.178

3. -0.179 … -0.065

4. -0.065 … 0.010

5. 0.011 … 0.063

6. 0.064 … 0.111

7. 0.112 … 0.168

8. 0.169 … 0.233

9. 0.234 … 0.309

10. 0.310 … 1.439

 

Шкала «общая активность» — высокая оценка.

Отличаются неиссякаемой энергией, стеничностью, предприимчивостью, активным достижением целей. Они не могут долго оставаться без дела, даже на отдыхе находят себе какое-либо занятие, проводят отпуска в походах. Их тянет к активной, предпочтительно физической деятельности, тонкой, кропотливой работы избегают, не любят сидеть в кабинетах и лабораториях, во все вмешиваются, стремятся быть непосредственными участниками всех происходящих событий. Ради этого готовы мчаться на край света, терпеть неудобства, переносить невзгоды и опасности. В коллективе, даже случайном и временном, естественным образом берут на себя роль лидера. Умеют сплотить людей, правильно распределить обязанности, увлечь за собой. Таких людей легко слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются.

 

Шкала «общая активность» — низкая оценка.

Свидетельство о пассивности, безынициативности, повышенной утомляемости. Лица с низкой общей активностью медлительны в движениях, малоработоспособны, малоподвижны, недостаточно энергичны. Чаще всего это домоседы, ценящие покой, уют, предпочитающие сидячие, кабинетные виды труда. У них слабо выражено стремление к достижениям успеха, они стараются не брать на себя лишней ответственности, уклоняются от выполнения дополнительных обязанностей, охотно допускают, чтобы их работу выполняли другие люди.

 

Шкала «Робость, стеснительность»

 

номера вопросов весовые характеристики

52 0.0521

141 0.0515

81 0.0423

143 0.0440

22 0.0411

83 -0.0423

21 0.0388

20 0.0383

112 0.0364

82 0.0387

111 -0.0353

53 -0.0350

51 0.0322

113 -0.0368

142 0.0319

 

Константа центрирования: 0.09533

Границы классов:

1. -1.502 … -0.461

2. -0.462 … -0.382

3. -0.383 … -0.289

4. -0.290 … -0.188

5. -0.189 … -0.067

6. -0.068 … 0.057

7. 0.058 … 0.181

8. 0.181 … 0.332

9. 0.333 … 0.500

10. 0.501 … 1.692

 

Шкала «робость, стеснительность» — высокая оценка.

Высокие оценки свидетельствуют о застенчивости, нерешительности, неуверенности в себе. Такие лица всего боятся, избегают рискованных действий, неожиданные события встречают с беспокойством, от любых перемен ждут только неприятностей.

При необходимости принять решение либо чрезмерно колеблются, либо подолгу оттягивают и не приступают к его выполнению. Фаза борьбы мотивов и колебаний затянута до невозможности перейти к решению.

В общении они застенчивы, скованны, стеснительны, стараются не выделяться, находиться в тени и ни во что не вмешиваться. Больших компаний избегают, широкому общению предпочитают узкий круг старых, проверенных людей.

Имеется положительная корреляция фактора с успешностью выполнения дел, требующих тщательности, аккуратности, исполнительности, тогда как для деятельности руководителя корреляция отрицательная.

 

Шкала «робость, стеснительность» — низкие оценки.

Имеющие низкие оценки смелы, решительны, склонны к риску, не теряются при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами. Решения принимаются быстро и незамедлительно приступают к их осуществлению, не умеют терпеливо ждать, не переносят оттяжек и колебаний, двойственности и амбивалентности.

В коллективе держатся свободно, независимо, даже несколько нагловато, позволяют себе вольности, любят во все вмешиваться, быть всегда на виду. Низкие оценки по этому фактору обнаруживаются у лиц, профессия которых связана с риском.

 

Шкала «Общительность»

 

номера вопросов весовые характеристики

25 0.0443

84 0.0497

53 0.0390

115 -0.0369

114 0.0400

85 0.0332

24 0.0362

146 -0.0367

86 0.0296

144 -0.0373

55 -0.0396

23 0.0229

54 0.0222

116 -0.0200

145 0.0195

 

Константа центрирования: -0.1829

Границы классов:

1. -1.655 … -0.420

2. -0.421 … -0.257

3. -0.258 … -0.147

4. -0.148 … -0.048

5. -0.049 … 0.037

6. 0.037 … 0.107

7. 0.108 … 0.170

8. 0.171 … 0.222

9. 0.223 … 0.274

10. 0.275 … 1.318

 

Шкала «общительность» — высокие оценки.

Характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечность. Такие люди общительны, имеют много близких друзей, в дружбе заботливы, отзывчивы, теплы в отношениях, всегда проявляют живое участие в судьбе своих товарищей, знают об их переживаниях, радостях и заботах. Сами переживают и радуются вместе с ними, активно помогают окружающим, принимают горячее участие в их личной жизни. Они имеют широкий круг друзей, знакомых, легко сходятся с людьми. К ним тянутся, в их обществе все чувствуют себя уютно и спокойно. Сами они лучше себя чувствуют на людях, в одиночестве скучают, ищут общества, охотно принимают участие во всех групповых мероприятиях, любят работать и отдыхать в коллективе.

 

Шкала «общительность» — низкие оценки.

Для низких оценок типичны такие черты, как уплощенность, вялость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций, холодность, формальность межличностных отношений. Лица с низкими оценками по фактору «общительность» избегают близости, жизнью своих товарищей не интересуются, поддерживают только внешние формы товарищеских отношений, их знакомства поверхностны и формальны. Общество людей их не привлекает, они любят одиночество, контактами и общением тяготятся, предпочитают общаться с книгами и вещами. По собственной инициативе не общаются ни с кем, кроме ближайших родственников.

 

Шкала «Эстетическая впечатлительность»

 

номера вопросов весовые характеристики

26 0.0462

28 0.0420

147 0.0360

56 0.0346

27 -0.0335

87 0.0320

117 0.0302

58 0.0297

118 0.0264

88 0.0249

148 0.0244

119 -0.0283

57 0.0252

149 0.0295

89 0.0230

 

Константа центрирования: 0.08107

 

Границы классов:

1. -1.375 … -0.274

2. -0.275 … -0.167

3. -0.168 … -0.077

4. -0.078 … -0.008

5. -0.009 … 0.052

6. 0.053 … 0.114

7. 0.115 … 0.174

8. 0.175 … 0.240

9. 0.241 … 0.318

10. 0.319 … 1.412

 

Шкала «эстетическая впечатлительность» — высокая.

Суждения о жизни носят непосредственно-чувственный, интуитивный характер. Они наделены богатым воображением, фантазией, склонны к увлечениям, легко приходят в восторг. В жизненных поступках, симпатиях и привязанностях полагаются на чувства и впечатления, не верят в логику и расчет, не обращают внимания на текущие и повседневные дела и обязанности. В поведении им не хватает чувства ответственности, реализма, умения отличать вымысел от действительности. Их мышлению недостает планомерности, порядка и связности, суждениям — зрелости и здравого смысла, а восприятию жизни — трезвости и глубины.

По роду занятий высокая эстетическая впечатлительность свойственна лицам творческих профессий: художникам, артистам и т.п. Работы, требующие бдительности, длительного сосредоточения, внимания, плохо даются этим лицам. По данным Кэттелла автомобильные катастрофы значительно чаще бывают у лиц с высокой мечтательностью и склонностью к фантазиям.

 

Шкала «эстетическая впечатлительность» — низкая.

Свойственны лицам зрелым, уравновешенным, здравомыслящим, хорошо ориентированным в житейски важных вещах, трезво оценивающим обстоятельства и людей. Им свойственен рассудочный, абстрактный тип мышления, памяти и восприятия. Ко всем жизненным событиям они подходят с логической меркой, ищут рациональных объяснений и практической выгоды. В их суждениях преобладают словесно-мыслительные оценки, при столкновении с незнакомой обстановкой они опираются на абстрактные рассуждения и причинно-следственные связи. Непосредственное восприятие выражено слабо, поэтому в неожиданных ситуациях им может не хватать воображения и находчивости. Склонны заниматься теоретическими видами деятельности: философией, математикой, литературной критикой и т.п.

 

Шкала «Женственность»

 

номера вопросов весовые характеристики

150 0.0636

89 0.0450

120 0.0555

29 0.0659

119 -0.0406

149 0.0213

30 0.0586

59 0.0276

60 0.0247

90 0.0236

 

Константа центрирования: 0.2284

Границы классов:

1. -1.162 … -0.142

2. -0.143 … -0.116

3. -0.117 … -0.090

4. -0.091 … -0.053

5. -0.053 … -0.007

6. -0.008 … 0.041

7. 0.042 … 0.114

8. 0.115 … 0.240

9. 0.241 … 0.449

10. 0.449 … 1.709

 

Шкала «женственность» — высокая оценка.

Лица с высокими оценками по шкале чувствительны, склонны к волнениям, мягки, уступчивы, скромны в поведении, но не в самооценке. У них широкие, разнообразные, слабодифференцированные интересы, развитое воображение, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям. Они проявляют заинтересованность в философских, морально-этических и мировоззренческих проблемах и временами демонстрируют чрезмерную озабоченность личными проблемами, склонность к самоанализу и самокритике. Эта погруженность в личные проблемы и переживания не является ни невротической, ни инфантильной. У них повышен интерес к людям и к нюансам межличностных отношений, им доступно понимание движущих сил человеческого поведения. Они способны тонко чувствовать других людей, умеют эмоционально излагать свои мысли, заинтересовывать других людей своими проблемами, мягко, без нажима склонять их на свою сторону. В поведении им не хватает смелости, решительности и настойчивости. Они пассивны, зависимы, избегают соперничества, легко уступают, подчиняются, охотно принимают помощь и поддержку.

 

Шкала «женственность» — низкие оценки.

Свидетельство о смелости, предприимчивости, стремления к самоутверждению, склонности к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования.

Интересы таких людей узки и практичны, суждения — трезвы и реалистичны, в поведении им недостает оригинальности и своебразия. Они стараются избегать сложных, запутанных ситуациях, пренебрегают оттенками и полутонами, плохо разбираются в истинных мотивах своего и чужого поведения, снисходительно относятся к своим слабостям, не склонны к рефлексии и самоанализу, любят чувственные удовольствия, верят в силу, а не в искусство.

 

Шкалы второго уровня. Для полноты описания этих шкал надо смотреть, какие шкалы первого уровня доминируют.

 

Шкала «Психическая неуравновешенность»

 

номера вопросов весовые характеристики

11 0.0491

10 0.0431

39 0.0408

4 0.0411

32 0.0421

124 0.0439

151 0.0429

2 0.0394

69 0.0430

173 0.0447

155 0.0413

161 -0.0391

121 0.0362

99 0.0376

154 0.0353

41 0.0385

71 0.0384

162 0.0384

153 0.0363

166 0.0316

 

Константа центрирования: 0.19981

Границы классов:

1. -1.248 … -0.209

2. -0.210 … -0.173

3. -0.174 … -0.140

4. -0.141 … -0.105

5. -0.106 … -0.069

6. -0.070 … -0.031

7. -0.032 … 0.014

8. 0.015 … 0.090

9. 0.091 … 0.206

10. 0.207 … 1.457

 

Психическая неуравновешенность — высокая оценка.

Высокие оценки указывают на состояние дезадаптации, тревожность, потерю контроля над влечениями, выраженную дезорганизацию поведения.

В откровенных рассказах о себе преобладают жалобы на бессонницу, собственную неполноценность и неприспособленность, беспомощность, упадок сил, невозможность сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях, чувство невыносимого одиночества и многие другие.

Такие люди характеризуются окружающими как напряженные, нервозные, конфликтные, упрямые, отгороженные, эгоистичные, неупорядоченные в поведении. Недостаток конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристикой их поведения.

 

Психическая неуравновешанность — низкая оценка.

Низкие оценки свидетельствуют об отсутствии внутренней напряженности, свободе от конфликтов, удовлетворенности собой и своими успехами, готовности следовать нормам и требованиям.

 

Шкала «Асоциальность»

 

номера вопросов весовые характеристики

43 -0.0395

107 0.0372

16 0.0373

106 0.0396

77 -0.0436

73 -0.0378

17 0.0358

167 -0.0387

138 -0.0382

166 0.0359

44 -0.0344

13 -0.0304

165 -0.0472

45 -0.0287

15 -0.0247

 

Константа центрирования: 0.12752

Границы классов:

1. -1.184 … -0.129

2. -0.129 … -0.089

3. -0.089 … -0.057

4. -0.057 … -0.030

5. -0.030 … 0.009

6. 0.009 … 0.055

7. 0.055 … 0.097

8. 0.097 … 0.141

9. 0.141 … 0.197

10. 0.197 … 1.270

 

Асоциальность — высокая оценка.

Свидетельство моральной неполноценности, отсутствие высших социальных чувств. Эти чувства (стыд, долг и пр.) — пустые слова. Они равнодушны к похвале и наказаниям, пренебрегают обязанностями, не считаются с правилами общежития и морально-этическими нормами.

При снижении духовных ценностей витальные влечения усилены. Этих испытуемых отличает большая любовь к чувственным наслаждениям и удовольствиям. Тяга к наслаждениям и острым ощущениям сильнее всяких задержек и ограничений. Они стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению своих желаний, не считаясь с обстоятельствами и желаниями окружающих. Критику и замечания воспринимают как посягательство на личную свободу. Испытывают враждебные чувства по отношению к тем людям, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением, заставляют их держаться в социально допустимых рамках.

Несмотря на бурные аффекты при возникновении желаний и на активность в получении удовлетворения, их желания нестойки. Быстро наступает пресыщение с чувством скуки и раздражения. Ранее готовые на все для удовлетворения своей страсти, они вдруг становятся не просто холодными или безразличными, а злобными и жестокими. Им доставляет особое удовольствие показывать свою власть, заставлять мучиться близких людей, расположения которых они еще совсем недавно так усиленно добивались.

Психотизм,нейротизм,депрессия — Стр 3

Крайний эгоизм и себялюбие определяют все их поступки и поведение. Чтобы удовлетворить свои собственные желания и честолюбие, они готовы затратить много сил и энергии, но не считают необходимым выполнять свои обязательства перед другими людьми.

 

Преобладание «низкой совестливости» и «высокой асоциальности». Поведение личности выражено скорее как кредо аморальности.

 

Преобладание «высокой асоциальности» и «расторможенности». Активная реализация безответственности в поведении.

 

Шкала «асоциальности» — низкая.

Свидетельство повышенной идентификации с социальными нормами, конформизма, уступчивости, скромности, зависимости, возможно узости круга интересов. Лица с низкими оценками по этой шкале малоактивны, скованны, робки, мягки, довольствуются уже доступным и имеющимся. В деятельности им не хватает напористости и упорства, особенно в достижении сугубо личных целей. Они покорны, уступчивы, чрезмерно легко соглашаются с властью и авторитетом, всегда готовы выслушать и принять совет от более старшего или опытного лица, собственная активность в деятельности у них недостаточная.

 

Шкала «Интроверсия»

 

номера вопросов весовые характеристики

141 0.0527

52 0.0499

83 -0.0441

24 -0.0463

81 0.0403

21 0.0397

22 0.0380

143 0.0397

53 -0.0386

113 -0.0415

112 0.0340

111 -0.0349

82 0.0376

142 0.0312

115 0.0303

114 -0.0326

25 -0.0308

51 0.0298

172 -0.0291

84 -0.0295

 

Константа центрирования: 0.17678

Границы классов:

1. -1.187 … -0.161

2. -0.162 … -0.137

3. -0.138 … -0.113

4. -0.114 … -0.080

5. -0.081 … -0.034

6. -0.035 … 0.017

7. 0.018 … 0.076

8. 0.077 … 0.145

9. 0.146 … 0.230

10. 0.231 … 1.320

 

Шкала «интроверсия» — высокие оценки.

Высокие оценки свидетельствуют о затруднениях в контактах, замкнутости, необщительности, стремлении к видам деятельности, не связанным с широким общением.

Интровертированные субъекты в ситуациях вынужденного общения легко дезорганизуются, не умеют выбрать адекватной линии поведения, держатся то скованно, то излишне развязно, нервничают, легко теряют душевное равновесие. Возможно, по этой причине они стараются сохранять дистанцию во взаимоотношениях.

Однако они не аффектируются в своей отчужденности, просто стараются держаться в тени, ни во что не вмешиваясь и не навязывая свою точку зрения. Притворство и интриги им не свойственны, они с уважением относятся к правам других, ценят индивидуальность и своебразие в людях, считают, что каждый имеет право на собственную точку зрения.

Большое внимание они уделяют работе, видят в этом смысл жизни, ценят профессионализм и мастерство, рассматривают хорошо выполненную работу как личную награду.

 

 

Шкала «интроверсия» — низкие оценки.

Низкие оценки по шкале «интроверсия» характерны для лиц экстравертированных, активных, честолюбивых, стремящихся к общественному признанию, лидерству, не стесняющихся, когда на них обращают внимание, не испытывающих затруднений в общении, в установлении контактов, охотно берущих на себя главенствующие роли во взаимоотношениях с окружающими. Эти лица обладают большой социальной ловкостью, живой речью, высокой активностью, умело оценивают взаимоотношения в коллективе и умеют использовать других людей для достижения своих собственных целей. Они придают большое значение социальному успеху, всеми способами добиваются общественного признания своих личных заслуг, чем могут вызвать недовольство со стороны тех людей, с которыми им приходится иметь дело.

 

Шкала «Сензитивность»

 

номера вопросов весовые характеристики

26 0.0431

28 0.0336

118 0.0309

88 0.0286

56 0.0322

117 0.0317

119 -0.0375

58 -0.0307

27 -0.0327

147 0.0281

171 0.0365

89 0.0229

29 0.0362

150 0.0266

120 0.0295

 

Константа центрирования: -0.17976

1. -1.169 … -0.106

2. -0.107 … -0.071

3. -0.072 … -0.042

4. -0.043 … -0.017

5. -0.018 … 0.007

6. 0.008 … 0.038

7. 0.039 … 0.076

8. 0.077 … 0.122

9. 0.123 … 0.190

10. 0.191 … 1.359

 

Шкала «сензитивность» — высокая шкала.

Высокие оценки по фактору «сензитивность» свидетельствуют о тонкой духовной организации, чувствительности, ранимости, артистичности, художественном восприятии окружающих. Лица с высокими оценками по этому фактору не переносят грубых слов, грубых людей и грубой работы. Реальная жизнь легко ранит их. Они мягки, женственны, погружены в фантазии, стихи и музыку, «животные» потребности их не интересуют. Хотя в поведении они учтивы, вежливы и деликатны, стараются не причинять другим людям неудобства, особой любовью коллектива они не пользуются, поскольку часто вносят дезорганизацию и разногласия в целенаправленную, налаженную групповую деятельность, мешают группе идти по реалистическому пути, отвлекают членов группы от основной деятельности.

 

Шкала «сензитивности» — низкие оценки.

Низкие оценки по фактору «сензитивность» встречаются у лиц эмоционально зрелых, не склонных к фантазиям, мыслящих трезво и реалистично. Их интересы узки и однотипны, субъективные и духовные ценности их не интересуют, искусство не увлекает, наука кажется скучной, чрезмерно абстрактной и оторванной от жизни. В своем поведении они руководствуются надежными, реально ощутимыми ценностями, без личной выгоды ничего не делают. Успехи других людей и свои собственные оценивают по материальному достатку и служебному положению.

Хотя в общении им не хватает деликатности и тактичности, они пользуются симпатией, уважением у людей, их грубость и резкость зачастую не обижает, а притягивает к себе людей, в ней видят не проявления озлобленности, а прямоту и откровенность.

 

 

28