Практика по патопсихологии

Практика по патопсихологии

Занятие №1

Экспериментально-психологические методики

Таблицы Шульте

Инструкция:я буду предъявлять Вам таблицы с числами от 1 до 25 расположенными в разброс. Вам нужно находить числа в правильном порядке и показывать их мне.

Норма выполнения теста = 40 – 50 с на таблицу.

Эффективность работы = общее время/ 5

Врабатываемость = t1/ эффективность работы < 1(норма)

Устойчивость внимания = t4/ эффективность работы < 1(норма)

Проба Мюнстенберга

Инструкция: «Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»

Тестовый бланк выглядит следующим образом:

бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп

После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнял предложенное ему задание.

Обработка и анализ результатов

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Запоминание 10 слов

Инструкция: я зачитаю Вам список из 10 слов. Вам нужно запомнить как можно больше из них. После того, как я их прочитаю, Вам нужно будет воспроизвести их в любом порядке.

7 стр., 3265 слов

Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы

... приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте ... (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря необычной архитектуры ... порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы ... Н? До наших дней в архивах сохранились ... заливы океана. А23. Как объяснить постановку двоеточия ...

Гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила

Измеряется объём кратковременной и долговременной механической слуховой памяти.

Норма: 7 – 10 слов.

Пиктограмма

Инструкция: я буду называть Вам слова и словосочетания, которые Вам нужно будет запомнить. Для этого Вы должны будете нарисовать рисунок, глядя на который через некоторое время Вы вспомните слово или словосочетание, которое я Вам называл.

Весёлый праздник; Глухая старушка; Сердитая учительница; Девочке холодно; Болезнь; Разлука; Развитие; Побег; Надежда; Зависть

Измеряется объём долговременной опосредованной памяти и особенности мышления. Норма опосредованной памяти 7 – 10 слов и словосочетаний.

Нарушения мышления могут быть выявлены с помощью анализа пиктограмм, которые позволяют судить о характере ассоциаций испытуемого. В этом проективном тесте оценивается: 1) техника исполнения рисунка (величина, завершенность, их обрамление, подчеркивание, наличие уточняющих линий, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным понятиям); 2) расположение рисунков на листе; 3) принцип, положенный в основу ассоциативного ряда для запоминания; 4) степень оригинальности или стандартности.

Преобладание стандартных образов — в случаях, когда рисунки совпадают с теми, которые использует большинство лиц данной культуры (например, изображение флагов, шаров, елок для запоминания понятия «веселый праздник»).

Преобладание атрибутивных образов — в случаях, когда при изображении заданных понятий используется принцип принадлежности к чему-либо, т.е. доминируют рисунки, отражающие предметы или явления, являющиеся неотъемлемой частью заданного понятия (например, изображение тяжестей, ассоциирующихся с «тяжелой работой»).

Преобладание конкретных образов — в случаях, когда рисунки содержат предметы или явления, непосредственно связанные с ситуацией (например, лежащий в постели человек при изображении понятия «болезнь»).

Преобладание метафор — в случаях, когда при изображении заданного понятия используются конкретные образы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (например, туча, закрывающая солнце при изображении «болезни»).

16 стр., 7700 слов

Условия обучения детей дошкольного возраста нетрадиционным способам изображения

... что успешное обучение детей нетрадиционным способам и техникам изображения возможно при условии: .Систематической работы с дошкольниками по ознакомлению и овладению ими нетрадиционными ... приводимые научные рекомендации по обучению дошкольников нетрадиционным способам изображения. Сопоставив научные достижения с практикой работы по проблеме исследования с целью обучения детей дошкольного ...

Преобладание персонифицированных и индивидуально значимых образов — в случаях, когда при изображении заданных понятий используются индивидуально-значимые образы (например, ребенок на понятие «счастье»).

Преобладание органической графики — в случаях, когда в рисунках преобладает незавершенность линий в тех образах, которые требуют завершенности (к примеру, круг), повторное или неоднократное проведение линий.

Грубая органическая графика — в случаях, когда доминируют макрографические образы, отмечается подчеркивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.

Преобладание геометрических фигур — в случаях, когда понятия изображаются преимущественно геометрическими фигурами.

Стереотипия человеческими фигурами — в случаях, когда в рисунках преобладает изображение человеческих фигур.

Считается, что при психической норме в пиктограмме преобладают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядоченные образы. При органических поражениях головного мозга — чрезмерная стереотипия, упорядоченность, аккуратность в изображениях и четкое нумерование рисунков, их низкая дифференцированность, незавершенность линий, подчеркивание, обрамление изображений. При шизофрении доминируют абстрактные образы, возможна стереотипия, но не за счет человеческих фигур, буквенное изображение и геометрические фигур, а также атипичное (несимметричное, негармоничное) расположение рисунков на листе.

Исключение понятий.

Инструкция:В каждом ряду понятий вычеркните по одному, не подходящему к остальным по смыслу и объясните почему.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Порфирий.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Лист, почка, кора, дерево, сук.

Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.

Тёмный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

Неудача, крах, провал, поражение, волнение.

Молоток, гвоздь, клещи, топор, рубанок.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.

Конкретность мышления может подтверждать наличие органически обусловленных психических расстройств, склонность к излишней детализации — эпилептический характер ассоциативных нарушений, опора мышления на латентные признаки — на нарушения мышления шизофренического спектра.

Выделение существенных признаков

Инструкция: В каждой строке Вы видите одно слово, стоящее пред скобками и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют отношение к стоящему перед скобками. Выберите 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками (время работы – 2 мин.).

3 стр., 1162 слов

ТЕМА 4 Методика обучения детей старшей группы использованию цвета ...

... признак предмета, которая меняется, он учится чувствовать гармонию, подбирать цветовые ................................................................................. 3. Методы и приемы формирования умения создавать цветовой образ в рисунке ... 2. Использование цвета детьми старшего дошкольного возраста для создания образа в рисунке С развитием рисования у ребенка возникает потребность использовать ...

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, течение, вода).
  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).
  8. Чтение (глаза, книга, печать, очки, слово).
  9. Газета (Правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
  10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Методика выделение существенных признаков позволяет судить о качестве понимания испытуемым главных и второстепенных признаков предметов и явлений.

3