Основы психотерапии Земляных Марина Вениаминовна (экзамен тест)

Литература: корвасавский «кл пс»,

бурлачук «основы психотерапии»,

справочник малкинылых «кризисы подросткового возраста» 1я и 2я часть

Введение:

Конец 19 века

— Шарко стал использовать гипноз в клиниках

— Фрейд – психоанализ

— пс консультирование

— бехевиоризм

В россии школы бехтерева, захарова, ражнова (гипнотерапия).

  1. Пя (мед) — лечебный метод воздействия на психику и через психику на организм (пациент)
  2. Пя (психол) — целенаправленное упорядочивание нарушенной деят-и организма пс-ми ср-ми + важна пси проблема

Психотерапевтич вмешательство – вид психоторепевтич возд-я кот хар-я определенными целями и советующими этим целям ср-ми воздейсвия (методов).

Методов (типы вмешательство):

  1. Психоаналитич (психодинамич)
  2. Поведенческий и когнитивно поведен-й
  3. Гуманистич-й
  4. Гипнотерапия
  5. Арттерапия

форматы вмешательсва

  • Индивидуальный
  • Семейный
  • Групповой – тренинги

Пс кор-я 2 мнения :

Психотер = пс кор

Пстер ≠ пс скор

Мед возд пс возд

Пс консульт – процесс, направленный на помощь чел в разрешении или поиске путей разрешающих возникающих у него проблем и затруднений пс хар-ра.

Отличие конс от психот

Конс

Психот

Краткоср (от 1го сеанса)

Долговр (в среднем 12 сеансов)

Поиск ресурсов реш пробл (преодолимы)

Дает возмодность раб с пробл глуже (решить)

Области применения психотер

  1. Доболезненая область (пс пробл)
  2. Пограничные нервно пс рас-ва (невроз и рас-ва личности)
  3. Депрессии
  4. Психосомат рас-ва
  5. Все формы зависимостей
  6. Наруш сем взаимоотнош
  7. Рас-ва поведенния в детском возрасте
  8. Рас-ва развития (аутиз)
  9. Работа с одтдельными симптомами

Этапы психотерапии

  1. Установление психотерапевтич контакта + сбор анамнеза + обсуждатся условия психотерапевтич-го контакта + обсужд кол во сеансов + частота + продолжительность времени (не больше 1,5 часа).

    Обсуждение того на какие аспекты должна быть направлена психотер. Здесь важно идентифицировать проблему. Выделить мишень.

Запрос мб четкий / нечеткий.

  1. Терапия (5 – 6 сессий).

    Важно закрепить адаптивные модели поведения, укрепить в клиенте уверенность в своих силах и возможности самост справится с проблемой

  2. Обсуждение результатов и способов в дальнейшем решать проблемы самост

Общее определения в системе взаимоотношений клиент — психолог

Эмпатия

Способность «увидеть мир глазами клиента», увидеть его систему взглядов, убеждений, эмоциональных реакций и переживаний. Не только понять но и принять без критики.

Перенос – процесс когда клиент начинает переносит на пс-а свои эмоции касающиеся близких людей чаще наиболее значимых

Контр перенос – психотерапевт переносит на клиента свою картину мира (мысли, чувства итд)

Классический психоанализ Фрейда

Родился в 1856 году. Работал, так же как и Шарко с пациентками с истерическим неврозом. Умер в 1939.

Осеняя соната, скромное обаяние буржуазии

ларс фон триер

Структуру личности по Ф:

Ид – инстинктивные примитивные врожденные черты личности (еда сон испражнения либидо и тонатос итд) если процессы не удовлетворяются создается высокое напряжение. Сновидения – разрядка напряжения ид. Принцип удовольствия

Эго – стремится удовлетворить желания ид в соответствии с требованиями налагаемыми внешней средой. Принцип реальности. Эго участвует в позноват деят и определяет логическое мышление. Исполнительный орган личности, область протекания логич процессов и решения проблем

Супер эго – система ценностей, норм и этики разумно совместимых с тем что принято в окружении личности. Может вставать как на сторону эго так и на сторону ид

4 Стадии развития личности

  • Оральная – 0 – 18 месяцев. Рот связан с удовлетворение биологич потребностей
  • Анальная – 0 – 3 года. Пик от 1 до 3х. Разрядка напряжения и удовлетворение от акта дефекации. Приучение к горшку немедленно идти на горшок но без наказания– формируется фиксированное анальный тип личности – жадность скупость пунктуальность (невроз навязчивых состояний).

    С наказанием приучение – анально выталкивающий тип личности – склонность к разрушению, импульсивности, садизм. Гибкая тактика и родители поощряют детей – позитивная самооценка в будущем и развитие творческих способностей.

  • Фалическая – 3 – 6 лет. Принадлежность к полу. Влечение к родителям противоположного пола (ком-с электры, эдипа)
  • Генитальная – всем управляет бессознательное в часности 2 инстинкта эрос и танатос.

Невротический конфликт по Ф

Причина невроза конфликт между ид и эго. Бессознательный конфликт между побуждением, инстинктом, влечением кот стремятся к разрядке и защитой эго, препятствующими разрядке или не допускающим его к осознанию. Конфликт может привести к нарастанию напряжений (тревоги) в результате чего могут происходить непроизвольные разрядки, кот проявляются симптомами невроза. Внешние проблемы усиливают нарастание напряжения. Должен // могу — невростения. Симптомы: утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности. Ид // эго — истирич невроз. Физич симптомы, соматич забол без органич изменений. Боли в мышцах. Пояснице, гол боли, наруш со стороны желудочно кишечного тракта. Ид//супер эго прислабом эго. Должен и хочу невроз навяшивых сост. Невростения могу/хочу

Для понижения тревоги начинается формироваться механизм пс защиты

Вытеснение — удаление из сознания чувств и мыслей причиняющий страдание. Вытесненный материал может получить свое открытое выражение и удовлетворение в сновидениях, шутках и оговорках. В ситуациях тяжелых пс травм на протяжении длит времени открытое выражение отни приобретают в социопатиях (агрессивном поведении, наруш межличностных отношений и патологиях влечения).

Проекция – процесс по средствам кот человек собственные неприемлемые мысли, чувства, поведение приписывает другим людям. Это позволяет снизить тревогу, ослабить вину путем возлежания вины на др.

Замещение – проявление инстинктивного импульса (чаще агрессия) перемещаемого с более опасного объекта на менее опасный.

Рационализация – что бы избежать сложной ситуации прибегают к ложной аргументации, благодаря которой нерационально поведение выглядит разумно.

Реактивное образование – обратное действие. Подавляется неприемлемый импульс и на уровне сознания формируется совершенно противоположный.

Регрессия – способ смягчения тревоги путем возвращения к более ранним формам поведения

Сублимация – трансформация импульсов неодобряемых в соц среде на социально одобряемые

Метод психоанализа

Психодинамическая психотерапия.

Этапы:

  • Продуцирование материала – основано на методе свободных ассоциаций. Пац-та просят говорить все что он думает и чувствует ничего не выбирая и не опуская из того что приходит в голову даже если ему кажется, что сообщать это неприятно, неловко, смешно или неуместно. Его просят слушать самого себя и придать сказанному смысл. Соблюдается правило сетинга – это означает что в одно и тоже время в одном и том же месте пациент ложится на кушетку, а психотер-т ложится сзади него оставаясь в не поле его зрения и вмешивается в процесс вербализации св асс минимально.

Современный психоанализ считает что асс не св и из направляют 3 сил: 1.патогенный невотич конфликт, 2.желание выздороветь, 3.желание выглядеть пристойно в глазах терапевта.

Особый способ слушанья – равномерно распределенное внимание. Терапевт внимательно слушает пац-та и одновременно следит за своими асс-ми.

  • Анализ продуцированного материала. Интерпретация – изуч свободных ассоциаций и их толкование.

Конфронтация – привлечение внимания пац-та к конкретному явлению с целью его прояснения и понуждения пац-та к признанию того чего он избегает и что ему в дальнейшем придется признать и осознать еще более четко.

Разъяснение – процесс пс явлений с кот сталкивается пациент и кот он готов немедленно рассмотреть.

Инсайд – осознание чего либо что было в бессознательном.

Проработка — Процесс вызывания в памяти больного патогенного травматического события послужившего причиной возникновения невроза.

  • Рабочий альянс

Роли – жертвы, спасателя, преследователя (переносы контрпереносы)

Реальная жертва готова принимать помощь, псевдо жертва не готова. Жертва может перейти в агрессора (вы мне не помогали поэтому я).

Спасатель может перейти в агрессора или жертву (я столько времени потратил а где благодарность или я столько времени потратил а вы мне на благодарны)

Бихевиоризм

В отличие от Ф теоретики Б-а не желали уделять внимание скрытым в разуме процессам. Отвергали фатальность бессознательного. Говорили о том, что чел формируют не внутренние факторы а внешние. Основой для этих постулатов является то, что не найдено методов исследования подсознательного, тогда как поведение можно определить научными экспериментами. В основе лежит понятие научения. Через научение мы формируем не только знание, но и страхи, оценку итд. Это опыт кот чел приобрел в теч жизни в процессе научения. Начинал Б с экспериментов но теория личности была сформулирована Скинером.

Личность – продукт научения

2 Модели поведения

Респондентное

Событие — реакция

Оперантное

Реакция – событие

Реакция вызываемая известным стимулом и стимул всегда предшествует реакции во времени. Основано на рефлексах. Мало отразилась на методах терапии

События которые следуют за реакцией.

Подкрепление – негативное и позитивное. Подкрепление мб с постоянным интервалом. Мб с вариативным интервалом. Мб с вариативным соотношением. Итд.

Б лег в основу восп в школах во многих странах в период 20 го века. И лег в основу тренингов.

Сферы применения Б

  • Поведенческие наруш (особенно у детей и подростков)
  • Систематическая десенсебелизация – лечение страхов и невроза навзчивых состояний. Леч постравматич стрессового расс-ва

Поведенческий подход

Поведение мб негативным или позитивным. Нужна система подкрепления к угасанию нег и подкр поз.

Типы ответов на разные формы пов-я:

Позит – похвала, поощрение, симвалич награды, привилегии

Похвала – должна быть с нормальной эмоц реакцией. Поощрения – в виде наград или привилегий. Деньги как поз подкр в Б-е имеет место при условиях договорных, при том что больше ничего не работает и используется только в терапии а не в системе воспитания!!! Пищевые подкрепления – чаще всего исп для детей с серьезными наруш в развитии.

Нег – вербальное порицание, игнорирование, лишение привилегий, тайм-аут (штрафной перерыв).

Верб пориц – без оскорблений

Игнорирование – особенно при манипуляции или при демонстрировании неприемлемых моделей поведения со стороны детей. Молчание или холодный тон.

Тайм аут – реб-к ведет себя напр агрессивно, их отделяют, уводят в сторону.

Этапы работы с ребенком

  1. Изменить все разом невозможно, нужно определить первоочередные действия (выбирается самое неадаптивное действие и методы реакции на действие)
  2. Понаблюдайте, при каких обстоятельствах ребенок ведет себя плохо, и попытайтесь понять причины этого поведения + выработать соотве-ее поведение
  3. Придумать систему поведения шаг за шагом и все должны придерживаться этой системе
  4. Ведите дневник (первая неделя пн вт ср поведение за что поощряли за что порицали итд)
  5. Когда хорошее пов-е войдет в привычку, постепенно переводите отношение к нему в более естественное русло

Доп указания

  • Последовательность со стороны всех взрослых
  • Сначала повед реб может ухудшится потому что он сопротивляется
  • Для выправления форм повед нужно время
  • Наказания и поощрения должны быть реалистичными (наказания с фразой ты больше никогда …. Неприемлемы т.к. они не реалистичны)

Работа с агрессивным пов-м

  1. Нельзя работать сразу со всем аг поведением нужно выбрать наиболее дезадаптивные для начала и раб с ними
  2. Ответ от всех взрослых должен быть одинаковый и простой
  3. При таймауте: не встречаться взглядом, иметь нейтральное выражение, оставаться в молчании или отвлекаться на собственные дела, не вступать в дискуссии, не приводить в пример др детей
  4. Правила штрафного перерыва – реб нужно немедленно удалить от др детей, оставить одного или под присмотром на 3-5 мин, если еб успокаивается его нужно похвалить. Если он не смог успокоится штрафной перерыв продолжается. Важно сделать акцент на то что успокоился сам это момент нужно поймать.

Как работать с сексуализированным поведением

  1. При демонстрации несвойственных возрасту форм сексуализированного поведения необходимо доступно объяснить ребенку, какое именно поведение не приветствуется
  2. Иногда необходимо изолировать ребенка в ночное время если реб не изменяет свое поведение несмотря на пункт 1
  3. Нужно было последовательными в запретах и сформировать одинаковую реакцию на одинаковые проявления
  4. Необходимо продумать свободное время у детей, вовлечь детей в занятия, которые подразумевают заведомый успех
  5. Поддерживать баланс между поощрениями и наказаниями

В поведенческом подходе сразу возлагается ответственность за поступки вне зависимости от тяжести пс травмы !!!

Систематическая десенсибилизация – метод в поведенческой терапии кот широко используется при лечении неврозов, особенно неврозов навязчивых состояний и в частности невроза страха. Основана на ослаблении эмоциональных и физич симптомах сопровождающих страх. Используется принцип угасания условного рефлекса. Человека дробно разными техниками погружают в ситуацию страха, что бы он к нему привыкал. Варианты: проигрывание в воображении, демонстрация на картинках, небольшое погружение в страх, арт техники напр рисуночная терапия, проговаривание страха

Основные положения когнитивной психотерапии

Основатель когнитивной психотерапии Аарон Бек.

Является одним из направлении когнитивно-поведенческой терапии (термины рассматриваются ка идентичные)

Базируются на положениях, находящихся в конфронтации с психоанализом, т.е. определяющими считаются сознательные процессы (когнитивные), но бессознательное они не отрицают.

Одно из самых распространенных направлений. Это обусловлено: научной обоснованностью, высокой эффективностью, экономичностью, структурированностью, разработанностью моделей определения «мишеней» психотерапии и алгоритмов вмешательства.

Альберт Элис основатель рационально – эмотивной поведенческой терапии. Модель АВС.

Сферы применения КТ: депрессия, тревожные рас-ва, невроз навязчивых состояний, страхи, ас-ва личности, бредовые рас-ва.

Базисные положений. Система АВС

А С

А — активирующие событие

С — последствия (эмоции и поведение)

А В С

В — когниции (мысли, убеждения)

Базисные положения

Связь с поведением и результатом

убеждения отношение поведение

результат

Когнитивная модель депрессии

Депрессия может возникать сама по себе и мб биологического происхождения. Триада классическая: ангедония, снижение настроения, снижение жизнедеятельности.

  • Когнитивная триада (негативное отношение к себе, окр миру и будущему)
  • Преобладание негативного мышления и ослабление позитивного
  • Формирование когнитивных искажений, влияющих на эмоции и поведение

Когнитивная модель тревоги

  • Ослабление способности воспринимать сигналы безопасности с усиление и акцентом на восприятие сигналов опасности
  • Формирование когнитивных искажений

Негативная когнитивная схема имеется в латентном состоянии и запускается стрессом. Важен не стресс сам по себе, а реакция чел на него.

Имеет значение нарушение формирования поведенческих навыков и навыков саморегуляции.

Когнитивные искажения.

Произвольные умозаключения – чел делает определенные вывод без опоры на факты и даже вопреки им. Так, мать, посвятившая ребенку весь день, заключает: «я ужасная мать».

Избирательно абстрагирование – на основе детали, выхваченной из контекста, делается вывод, кот не согласуется со всей остальной информацией. Например ребенок реагирует на запрет фразой «вы меня не любите», или мать в ответ на невыполнение сыном обещания говорит «он больше меня ни во что не ставит».

Сверхгенерализация – из одного или нескольких эпизодов выводится общее правило, кот распространяется на широкий круг ситуаций. «мне вечно не везет», «жизнь не удалась»

Преувеличение и минимализация – я не смогу можно ни на что не рассчитывать. Или не повезло потому что случайность

Персонализация – приписывание ответственности за других себе

Дихотомическое мышление (черно белое восприятие) – либо полный успех либо полное поражение, все только или хорошо или плохо

Принятие на свой счет – если у меня что то не получается, это очевидно для всех и привлекает общее вменение

Когнитивные искажения по Беку еще наз неадоптивными мыслями их не адаптивность усиливается по мере того, как мысли приобретают автоматический хар-р. Чел перестает замечать негативные мысли через некоторое время и замечает только пониженное настроение.

Этапы классической когнитивной терапии

1 этап – идентификация (опознание) неадаптивных мыслей. Выделить и озвучить неад мысли

2 этап – отдаление от этих мыслей. Осознание, что они не искренние

З этап – проверка истинности неадаптивной мысли

4 этап – когнитивное реструктурирование

Техники работы с неадаптивными мыслями

  1. Проверка обоснованности автоматической мысли следствиями из нее («что если…» или декодострофизация).

    Клиент должен представить что произойдет и представить пути назад и на многие этапах это совсем не катастрофа. Но эта техника не применяется при фатальных страхах

  2. Побуждение и проверке неадаптивной мысли в рольном действии. Я ни на что не способен у меня ничего не получается. Нужно выделить успешные действия из недавнего опыта или побудить к мелким успешным действиям. Нужно увеличивать ту мелочь кот получается
  3. Сравнение с другими. Приведение примеров успешных случаев из практики.
  4. Метод выявления логических несоответствий в системе убеждений клиента. Человек сам должен рассказать о логических несоответствиях а пс подвести вывод.
  5. Метод катарсиса. Позволить клиенту пожалеть себя при необходимости.
  6. Метод идентификации. Притчи.
  7. Поощрение гетероагрессии (при депрессии).

    Агрессия в отношении кого то. «как вы думаете этот поступок…кого то…достоит чего то»

  8. Метод отвлечения. Предлагается клиенту вовлечься в какую то деят-ть кото доставляет ему удовольствие.
  9. Метод записи событий дня. Целенаправленный дневник отмечать наиболее яркие ситуации когда что то конкретное получается а когда нет.
  10. Метод воображения
  11. Метод разыгрывания ролей
  12. Метод трех колонок.
  13. Риатрибуция. Клиента поощряют за проверку других вариантов события
  14. Переопределение. Собственная проблема более адаптивным образом. Меня ни кто не любит – переформулировать в мне хотелось бы что меня любили а что нужно сделать
  15. Децентрация. Часто используется у тревожных клиентов кот считают что находятся в центре внимания. При социофобиях.
  16. Домашние задания, дневники, календари, чтение определенных книг

Помнить о принципе индивидуальности выбора методики для клиента. Наиб эффективной когн психот мб у клиентов склонных к рефлексии, самоанализу, расуждениям о мыслях и фантазиях, имеющих высокий ур интеллекта.

Кт хороша при самопомощи, неврозах, депрессиях, птср.

Гуманистическое направление

Самое новое направление. Базируется на антипсихиотрическом учении. Экзестенция – собственное индивидуальное состояние. жан поль сантр — у него было понятие выбора и свободы выбора. Чел делает себя сам за счет своего выбора в жизни – 1й принцип экзистициализма. Человека сам делает выбор и сам отвечает за свой выбор и за последствия выбора. Если у него не верный выбор, начинает нарастать страх, тревога итд.

Личностный рост – ориентируясь на выбор чел самосовершенствуется.

Основатель ГН А Х Маслоу родился в 1908г. Занимался психоаналиом, разачаровался и создал свою теорию

Из этого вырасли:

Клиентцентрированая психотерапия роджерса. Головное понятие – эмпатия т.е.полное принятие клиента, умение увидеть его личность, акцент на его внутренним мире. Активное слушанье в основе. При разговоре с клиентом отражают не сказанное, а эмоц состояние клиента.

Гештальт психология

Основоположник Фридрих Перлз.

Он все рассматривал в настоящем моменте «здесь и сейчас». Гештальт это нечто что носит завершенный хар-р. Вся жизнь состоит из гештальтов завершенных или незав.

Фигура – процесс удовлетв потребностей или эмоц реагирования

Фон – все что нас окружает и все что внутри нас.

Что то возникает какая то потребность или эмоция и она выделяется как фигура на фоне. Для удовлетв потребности чел вступает в контакт со средой. Удовлетворив потр чел заканчивает контакт. Чел взаимод со средой контакт-уход-контакт-уход. Когда незакрытых гештальтов слишком много, новую фигуру невозможно опознать. Если потребность не осознается то происходит избегания контактов за счет подавления потребностей и ухода в мысли, фантазии, внутренний монолог. Наруш опознавания потребностей приводит к тому что чел перестает использовать свой опыт и начинает использовать другой тк собственные потребности не осознаются.

Неосознавание собств потребностей Перлз сформулировал в виде 4 нератич состояний:

  1. Слияние – не различении собственных идей, чувств, потребностей и переживаний это доходит о ситуации когда чувства др людей расцениваются как свои собств-е

  1. Интроекция – усвоение чужих установок без их рассмотрения и критики, перенесение в собст систему верований чужую систему без структурирования и переработки.
  1. Проекция – приписывание другим собст негативных эмоций и черт

  1. Ретрофлексия – раскол личности на противоположны чясти например «я призираю себя» «я ненавижу себя».

Основные принципы

«Я делаю свое, а ты делаешь свое

Я живу в этом мире не для того что бы соответствовать твоим ожиданиям

А ты живешь в этом мире, что бы не соответствовать моим

Ты это ты, я это я

И если нам случится найти друг друга это прекрасно

Если нет, этому нельзя помочь»

«Нельзя изменить мир вокруг себя, можно изменить только отношение к миру». «Тот кто может и хочет, ищет выходы, тот кто не хочет, ищет оправдания».

Что вы чувствуете. Что можете сказать по поводу того того. Итд

Приемы ведения беседы:

  • Высказываться от своего имени «Я»
  • «не могу» заменить на «не хочу». «должен» на «предпочитаю»
  • Избегание в беседе вопроса «почему?»

Техники:

  • Пустой стул
  • Разыгрывание ролей
  • Демонстрация эмоций
  • Переформулирование
  • Выяснение того что стоит за словом «это»
  • Снятие минимизации «я немножко устал» — «я устал»
  • Избегание настоящего времени

Признание за клиентом ответственности. Пытаются при конс развить автономию, свободу и самодостаточность. Главное это работа с личностью.

Особенности ведения психотерапевтической беседы

Правило установления контакта. Установление дистанции общения (1,5 метра).

Представится и спросить имена всех присутствующих.

Навыки активного слушанья: перефразирование, повторение последней фразы, поддакивание, преобладание открытых вопросов, ряд открытых вопросов является пояснением, вводные вопросы и что? С какой целью? И как? Для чего?, конфронтация – противоречие в речи клиента, обратная связь со стороны психотер – описывание психот клиента «вы очень напряжены», обратная связь со стороны клиента – что чувствует кл, что вы думаете по…, есть ли у вас вопросы, соблюдать я концепцию, избегать генерализации (все всегда ничто никогда итд), не исп вопрос «почему» можно заменить его на «как», не исп реч конструкцию «должен», убирать из разговора минимизации («я немножко устал»)

Теоретические основы групповой работы с подростками

Тренинг или терапия.

Тренинг

Групповая терапия

Сконцентрирован на устранение определённых наруш поведения или их профилактики или выработки новых навыков

Направлена на приобретении эмоц опыта и достижении внутренних изменений

Структурирован и имеет жесткий сценарий

Планы схематичны, могут меняться. Каждая проведённая сессия обсуждается а последующая планируется

Короткие по продолжительности (по общей продолжительности)

Длине

Этапы работы с подростковой группой:

  • Объединение.
  • Распределение групповых ролей. Используются энейджайзеры (типа разминки)
  • Правила группы
  • Группа образующие игры
  • Этап групповой сплоченности
  • Рабочий этап