Нравственно–богословские аспекты тестовой диагностики психических проявлений личности 2

ВВЕДЕНИЕ

В своем фундаментальномтруде по нравственному богословию «Начертание христианского нравоучения» свт.Феофан Затворник отмечает: «Самым пригодным пособием для начертания нравоученияхристианского могла бы слу-жить христианская Психология. За неимением ееприходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, приуказаниях отцов подвижников»[1]

.

Однако, как и в XIXвеке, так и в начале XXIвека эти слова святителя не утратили своей актуальности –в научной терминологии не появилось названия «христианская Психология».Справедливости ради надо отметить, что определенные попытки христианскогоосмысления достижений психологической науки все же делались православными авторами.Так, в начале XXвека вышла работа Л.А. Соколова «Психология греха идобродетели по учению святых подвижников древней Церкви». Среди современныхавторов, не вдаваясь в содержательную характеристику их трудов, можно отметитьработы М.Я. Дворецкой «Интегративная антропология» и священника ВадимаКоржевского «Пропедевтика аскетики: Компендиум по православной святоотеческойпсихологии».

Несмотря наотсутствие глубокой теоретической проработанности вопроса о содержаниихристианской психологии, в настоящее время имеетсятенденция нарастания процесса внедрения в практику современногохристианства разработанных в ХХ веке психологических взглядов,психотерапевтических подходов и представлений.

Представляясобой сложное и неоднозначное явление, этот процесс затронул и Россию. Так, сначала 90-х годов прошлого столетия в приходской практике Русской ПравославнойЦеркви (РПЦ) появилось новое явление – оказание населению психологическойпомощи православными психологами. При некоторых храмах стали образовываться соответствующиецентры психологической

поддержки.Обстоятельствами, способствующими развитию этого феномена, на

наш взгляд,являются:

§ 

отсутствиедолжного количества образованного священства;

§ 

недостаточнаяпсихологическая подготовка выпускников духовных учебных заведений (хотя до 1917 года такой подготовке уделялось самоесерьезное внимание)[2];

§ 

влияние насознание прихожан либеральных взглядов, в т.ч. на психоанализ и на психологическуюподдержку;

§ 

стремлениепсихотерапевтов, психологов, принявших православную веру, оказать посильнуюпомощь людям, нуждающимся, по их мнению, в психологической помощи.Таким образом, наличие повышенного интереса вхристианской среде к практическому использованию психологических знаний на фоненепроработанности вопросов согласования понятийного аппарата секулярнойпсихологии с терминологией, например, нравственного богословия свидетельствуетоб       актуальности выбранной темыисследования, ее определенной теоретической и практической значимости.

24 стр., 11772 слов

Представление как психологическое явление

... достижениями в психологии. Целью исследования является необходимость проследить онтологию образа и представления как психологического явления и ... вторичная копия изначальной истинной сущности. И иудео-христианская, и греческая традиции считали создание образов воспроизводящей ... творения. Средневековая точка зрения на создание образов Взгляд на образы как на проявление воспроизводящей деятельности ...

Объектомисследования выступает описаниеличности.

Предметомисследования являются психические проявления личности.

Цель исследования состоит в нравственно–богословском осмысленииотдельных категорий понятийного аппарата, используемого при разработке и интерпретацииличностныхтестов в секулярной психологии, в том числе в контексте взглядов свт. Феофана Затворникана состав и характер взаимодействия сил человеческого естества.

Задачиисследования:

1.     

Проследить логику становления и развития понятия«личность» человека в христианстве и на основе анализа взглядов православныхавторов XIX, XXвеков выделить и контурно очертить круг  характерных признаков,  с  помо-

щьюкоторых можно было бы попытаться описатьтермин «личность».

2.     

Показать православный взглядна взаимодействие сил и частей человеческого естестваи дать характеристику душе человека как носителюпсихических проявлений его личности.

3.     

Проанализировать подходы кпроблеме изучения индивидуальных особенностей человека в отечественной изарубежной психологии и дать краткую характеристику личностных тестов.

4.     

Определить место и роль психологических знаний в делепастырского окор-мления верующих.

5.     

Дать нравственно–богословскую оценку понятийного аппарата личностныхтестов на примере сопоставительного анализа взглядов свт. Феофана Зат-ворника на состав и характервзаимодействия сил человеческого естества с категориальным аппаратом, использованнымв методике оценки делового потенциала человека.

6.     

Показать вариантыприменимости методики оценки делового потенциала человека в практическойдеятельности церковной организации.

Гипотезаисследования состоит в том, что использование «системы отношений» в качестве«мерной» линейки при тестовой диагностике индивидуально–психологическихособенностей человека позволяет интерпретировать получаемые результаты какпсихические проявления личности человека и давать им нравственно–богословскуюоценку.

8 стр., 3888 слов

Особенности подхода к психологии личности в гуманитарной психологии

... Мэй. Психология Маслоу Он получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно ... (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют ...

Методологическаяоснова исследования базируется на:

§  

Священном Писании Ветхого и Нового Завета;

§  

Священном Предании Православной Церкви;

§  

святоотеческой литературе, отражающей иобосновывающей христианский взгляд на понятие личности и на природу человека.

Вышеизложенноеопределяет методы исследования. Теоретическими методами являются:изучение литературы, восхождение от абстрактного к конк-ретному, анализ и классификацияпонятий. К эмпирическим методам относятся: ознакомление с опытом православныхпсихологов–консультантов (как в ходе работы тематических конференций, так и вприватном общении с консультантами), ретроспективный анализ собственного опыта,наблюдение, сравнение.

Обзор литературы. В Синодальном переводе Священного Писания один разупоминается слово «личность» (2 Кор. 10: 7).

При этом надо понимать, что кактакового понятия «личность» в апостольское время не существовало – в   научной реконструкции греческого оригинала,выполненного на основе Ватиканского Кодекса, в этом месте используется словоπρόσωπον (лицо), которое могло обозначать как какого–тоотдельного человека, так и роль актера, маску.

Самтермин «лицо» в личностном его значении в Синодальном переводе СвященногоПисания используется более 150 раз (более 130 раз в Ветхом Заветеи около 20 раз в Новом Завете).

Термин«душа» в Священном Писании применяется чаще, чем термин «лицо», он использован952 раза (из них более 90 раз в Новом Завете), в т.ч. и в личностном контексте.

Введенное свт. Василием Великим,свт. Григорием Богословом и свт. Григорием Нисским понятие, которое вхристианстве принято обозначать термином «личность»,мы исследуем на основе как трудов самих великихКаппадокийцев (и в первую очередь рассматриваем трактат «О различенииούσία иύπόστασις», известного под именем38–го Послания Василия Кесарийского), так и Деяний II и IV Вселенских Соборов.Кроме того, мы прибегаем к исследованиям, проведенным в этой областимитрополитом Макарием (Булгаковым),  иереем Олегом Давыденковым, светскими авторамиД.В. Новиковым, А.Х. Ар-мстронгом, Г. Олпортом.

Дляпримерного очертания характерных признаков, с помощью которых можно было быописать термин «человеческая личность», мы используем труды священника ПавлаФлоренского, профессора Казанской духовнойакадемии В.И. Несмелова, митрополита Антония Сурожского «Человек передБогом», Н.А. Бердяева «Проблема человека (к построению христианской антропологии)»,В.Н. Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» и «По образу иподобию», священника Олега Давыденкова «Догматическое богословие», Ю.М. Зенько «Трехвековойдиалог психологии и религии в России».

Рассматриваявопрос о душе в контексте российской богословской мысли XIXвека, мы, прежде всего, опираемся на труды свт. ИгнатияБрянчанинова, свт. Феофана Затворника и особенно на его «Начертаниехристианского нра-воучения», используем мнения ректораКиевской духовной академии архиепископа Иннокентия (Борисова),профессора Санкт–Петербургскогоуниверситета А.И. Галича. Среди работ православных авторов XXвека мы выделяем «Дух, душа и тело» архиепископа Луки (Войно–Ясенецкого),«Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души» митрополита Иерофея(Влахоса), труды архимандрита Киприана (Керна), самобытную работу Л.А. Соколова«Психология греха и добродетели по учению святых подвижников древней Церкви».

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, ... и определяют - в условиях интернационализации информационного пространства - духовную, социально-психологическую атмосферу эпохи;   б) макросреда - большое общество, страна, к которой ...

Прианализе проблемы изученияиндивидуальных особенностей человека в отечественной и зарубежной психологии мыв первую очередь используем работы таких авторов, как (в алфавитномпорядке): Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов,  И.И.Резвицкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, D. Kelly, E. Kretschmer,          R. Meili, J. Guilford, W. Sheldon, E. Tolmen.

Особеннонеобходимо подчеркнуть вклад в православное осмысление современного состоянияпсихологической науки и тенденций развития психологии личности, сделанныйпредставителями как Санкт–Петербургской психологической школы – докторомпсихологических наук, профессором Л.Ф. Шеховцовой, докторомпсихологических наук, профессором Е.Ю. Коржовой, так и представителемМосковской психологической школы – доктором психологических наук, профессоромБ.С. Братусем. Публикации последнего «Психология: душепопечение и наука»,«Психология– наука о психике или учение о душе?», «Двойное бытие души ивозможность христианской психологии» и др. являют собой образец вдумчивогоосмысления с православных позиций наследия секулярной психологической науки.

Давая краткую характеристику тестовых методик изученияиндивидуально–психологических особенностей человека мы опираемся нафундаментальный труд A. Anastasi, S.Urbina«PsychologicalTesting», работы отечественных авторов С.А. Беличевой, И.Ф.Дементьевой и М.Ю. Кондратьева «Социальнопсихологический диагностикокоррекционныйинструментарий», Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозова «Психологическая диагностика».

Дляопределения места психологических знаний в деле врачевания душ человеческих,разграничения зон ответственности между пастырем и психологом–консультантом мыисследуем взгляды как современных священнослужителей РПЦ: иеромонаха Анатолия(Берестова), протоиерея Владислава Свешникова, иерея Андрея Лоргуса, иереяВадима Коржевского, греческого богослова протопресвитера Иоанна Романидиса, таки стоящих на православных позициях светских ученых: Д.Е. Мелехова, Д.А.Авдеева, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.А. Ильина. Кроме того, мы прибегаем канализу мнений католических и протестантских авторов: E.F.O’Doherty, J.R. Cavanagh, C. Mendelhall,             K. Leech,используем объемный труд  R.J. Hunter«DictionaryofPastoralCareandCounseling».

К сожалению, нам не удалосьобнаружить работы, непосредственно связанные с нравственно–богословскимосмыслением категорий понятийного аппарата личностных тестов секулярнойпсихологии. Тем не менее, в качестве наиболее близкой по тематике к цели нашегоисследования можно привести статью кандидата педагогических наук, доцента Т.В. Скляровой «Понятиеволи в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точкиразвития воли в ребёнке».

Научная новизнаисследования состоит в том, что в нем:

§ 

10 стр., 4893 слов

Человек как личность 3

... дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как “индивид” и “индивидуальность ... природой. А философия Нового времени обнажила внутренний мир человека, посчитала его сложным механизмом и наделила высоким знанием. Таковы ипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по ...

показано,что исследование индивидуально–психологических особенностей человека черезсистему отношений позволяет интерпретировать получаемые результаты какпсихические проявления личности;

§ 

дананравственно–богословская оценка психологическому понятийному аппарату методикиоценки делового потенциала человека;

§ 

рассмотренывозможные варианты применения методики оценки делового потенциалачеловека в практической деятельности церковных организаций.

Научная и практическаязначимостьработызаключается в том, что ееосновные положения могут бытьиспользованы при дальнейшей разработке темы нравственно–богословской оценки понятийного аппарата психологии личности.Результаты исследования могут применяться как не имеющими базовойпсихологической подготовки пастырями, так и психологами–консультантамив их работе с пациентами.

Научные результаты, полученные в ходе исследования, частично нашли свое отражениев Материалах проведенной в мае 2005 года в ПСТГУ тематическойнаучной конференции «Богословские основы православной антропологии впсихологии» – в Вестнике ПСТГУСерия IV: Педагогика.Психология, Выпуск 2 публикована статья «Личность человека в православном богословии и впсихологической науке». Принята к публикации в Выпуске 3 данного Вестникастатья «Место и роль психологических знаний в деле пастырского окормленияверующих».

Кроме того,результаты нравственно–богословской оценки понятийного аппарата,использованного в методике оценки делового потенциала человека, учитывалисьнами во время работы психологом–консультантом в Службе психологическогоконсультирования региональной общественной организации «Православный Центр«Живоносный Источник» в Царицыне» (г. Москва).

Основные положения, выносимые на защиту:

1.     

Изучение индивидуально–психологических особенностейчеловека через призму «системы отношений» позволяет проводить тестовуюдиагностику психических проявлений его личности. При этом душа человекарассматривается как носитель этих проявлений.

2.     

Использованныйв методике оценки делового потенциала психологический понятийный аппаратпозволяет проводить его нравственно–богословское осмысление, что дает основаниек дальнейшей работе по нравственно–богословской оценке понятийного аппаратасекулярной психологии личности.

3.     

Проведенная сопоставительнаяхарактеристика использованных в методике оценки делового потенциаласоциально–психологических образований создает основу, позволяющую справославных позиций осуществлять выработку психологических рекомендацийчеловеку для корректировки им своих индивидуально–психологических особенностей.

Структура и содержание. Исследованиесостоит из введения, трех глав и заключения, сопровождаетсясписком использованной литературы и семью приложениями.

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

... хулиганы, которым просто приносит удовольствие пакостить ближнему своему. В нынешнем понятии “хакер” - это как раз такой человек! Реально же хакер это высокообразованный, квалифицированный программист, способный писать ... статьи пишут люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность компьютерщика” основываясь ...

Во введении обосновывается актуальность исследования,определяются его объект и предмет, цели и задачи, показывается научная ипрактическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые назащиту.

Вглаве Iрассматривается логика становленияи развития понятия «человеческая личность» в христианстве. На основе анализавзглядов на понятие «личность» православных авторов XIX, XXвековвыделяется круг характерных признаков, с помощью которых проводится контурноеописание понятия «человеческая личность». Показывается православный взгляд на взаимодействие сил и частей человеческогоестества и дается характеристика душе человека как носителю психическихпроявлений его личности.

Крометого, в главе Iанализируютсяподходы к проблемеизучения индивидуально–психологических особенностей человека в отечественной изарубежной психологической науке.

В главе IIдается системное осмыслениеместа и роли психологических знанийв деле пастырского окормления верующих и в психотерапии. Приводится краткаяхарактеристика личностных тестов и показываются некоторые теоретические подходык разработке методики оценки делового потенциала.

Вглаве IIIдается нравственно–богословская оценка понятийного аппарата личностныхтестов на примере сопоставительного анализа взглядов свт. Феофана Затворника насостав и характер взаимодействия сил естества человеческого с категориальнымаппаратом, использованным в методике оценки делового потенциала человека. Освещаютсянекоторые аспекты практической применимости в деятельности церковныхорганизаций тестовой методике оценки делового потенциала человека.

В заключенииизлагаютсяобщие выводы из проведенного исследования.

Вконце исследования представлен список использованной литературы из 110 наименований.

ГЛАВА I.  Личность человека вправославном богословии

 и в психологической науке

1.1.  Христианское понимание личности

Введенноевеликими Каппадокийцами: свт. Василием Великим, свт. Григорием Богословом исвт. Григорием Нисским понятие, которое в христианстве принято обозначатьсловом «личность», в значительной степени было чуждо античному мировоззрению[3].Так, в греческом языке не было эквивалента понятию «личность». Сходнымзначением обладали два слова:ύπόστασις иπρόσωπον.

Yπόστασις(ипостась) на разговорном языке обозначало все, что обладаетдействительным, но совсем не обязательно одушевленным, существова-нием.Пρόσωπον (лицо) могло обозначать каккакого–то отдельного человека, так и роль актера, маску[4].

Первойвехой на пути становления понятия «личность» в христианстве явились т.н. триадологические споры, в которых быласделана попытка осмыслить и, что немаловажно, именно понятийно зафиксироватьодновременно единство и троичность Бога. В богословском языке того временифактически не хватало терминов, позволяющих точно выразить, в каком смысле Богедин и в каком – троичен. В знаменитом послании, своего рода догматическомвероопределении, «Письмо 38. К Григорию, брату» свт. Василий Великий (рядсовременных западных патрологов, например, R. Hübnerи кардинал Christoph Schönborn, считаютавтором трактата «О различении ούσία иύπόστασις» свт. Григория Нисского)формулирует различие между сущностью и ипостасью, какотличие общего и частного[5].

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... завышать уровень своей общительности (около 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими ... Цель работы - психологические и социальные особенности личности безработного человека. При написании работы необходимо решить следующие задачи: .Необходимо описать психологическую и социальную ...

Всвете предложенного святым отцом различения – в Боге одна сущность, но три Ипостаси.Ипостасьесть уникальная и неповторимая единичность.

Логика отнесения сказанногов священных текстах о Боге либо к Божественной сущности, либо к одной изИпостасей Пресвятой Троицы позволяет наполнить понятия «сущность» и «ипостась»новым содержанием. В частности, Священное Писание говорит не только и не столькооб особенностях Ипостасей Пресвятой Троицы, сколько о «личностном» бытииИпостасей: Отец любит Сына (Ин. 3: 35), Сын воплощается и живет человеческойжизнью (Ин. 1: 14), Святой Дух наставляет людей «на всsку и4стину

» и прославляет Сына (Ин. 16: 13, 14).

Более подробно личностная тема«Отец и Сын» на примере рассмотрения первых десяти глав Евангелия от Иоаннаприведена нами в прил. 1.

Это новое наполнение понятия«ипостась» мы находим и у свт. Григория Богослова. Христиане, в отличие отвсевозможных еретиков, пишет свт. Григорий, поклоняются Единому Богу: «… втрех Личностях: разумных, совершенных, самостоятельных, и раздельных по числу,но не по Божеству»[6].Таким образом, каждая Ипостась Пресвятой Троицы есть разумно, совершенно и самостоятельносуществующая единичность.

Богословский язык тоговремени постепенно усваивает терминологию великих Каппадокийцев, и теперьтермины «лицо» – πρόσωπον и «ипостась» –ύπόστασις  начинают указывать на личное бытие; их употребление несмешивается с другой группой терминов: «сущность», «существо» –ούσίαи «естество», «природа» – φύσις, обозначающихвидовое понятие, характеризующееся совокупностью существенных черт, присущихособям данного вида.

Несмотря на то, чторазличение личности и природы действительно лежит в основании христианскойантропологии[7], вописываемый здесь период развития богословской мысли эти термины применялись,прежде всего, при изложении учения о Пресвятой Троице, а не о человеке.Потребовалось около столетия, чтобы понятия «ипостась» и «природа» былиокончательно перенесены в хрис-тологию и антропологию и стали именно темитерминами, которыми точно и ясно выражается православное учение оБоговоплощении.

II Вселенский Собор в целомпоставил точку в триадологическихспорах, и на первый план вышли христологические вопросы. Поворотнымсобытием в христологических спорах стал IV Вселенский Собор. В Халкидонскомопределении – оросе использовалось понятие «единосущие», ранее употреблявшеесяв триадологии, в формулировке учения о Боговоплощении: «Итак, последуя святымотцам, все согласно поучаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашегоИисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинноБога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу побожеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам,кроме греха… одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двухестествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так, чтосоединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняетсясвойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, – не надва Лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына иединородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа…»[8].

11 стр., 5012 слов

Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение ...

... наиболее сложным объектом психологии". В рамках другого понятие личности рассматривается в его специфическом содержании. Здесь ставится задача отграничить понятие личности от других, сопоставимых с ним по ... объект.Он является частью различных предметных областей. Таких основных областей можно выделить 3: природа, общество, культура. А) Природный субъект - субъект активного и гибкого приспособления ...

В свете этого определениядогмат о Боговоплощении выглядит следующим образом:

Во–первых, в воплотившемсяСыне Божием суть две природы: Божественная и человеческая. Как единствоБожественной природы по отношению к Двум другим Лицам Пресвятой Троицы, так иединство человеческой природы по отношению ко всему человечеству выражаетсятермином «единосущие».

Во–вторых, утверждаетсяединство Личности Спасителя, Его Личность есть Второе Лицо Пресвятой Троицы.

Важно подчеркнуть, чтосформировавшиеся в триадологических спорах по-нятия «лицо», «ипостась» и«природа» в терминологической логике IV Вселен-

ского Собора могут быть уже в точном догматическомсмысле применены и к человеку[9].

Православное учениеутверждает единство Личности Богочеловека. Это означает, что свойства двухприрод «созерцаются» в Ипостаси Христа вместе и, следовательно, Божественные ичеловеческие свойства, в силу единства Личности, могут быть рядоположены. Всвязи с таким ипостасным соединением двух природ во Христе иногда свойствачеловеческие приписываются Ему как Богу, а иногда свойства Божественныеприписываются Иисусу Христу как человеку.

Человек, согласно церковномуучению[10],тоже состоит из двух частей: тела и души (душа и дух), хотя и не стольразличных между собой, как Божество и человечество, но имеющих различныесвойства. Поэтому, хотя качества тела и качества души могут тесно смыкаться вконкретной человеческой личности, необходимо всегда понимать, к какой частичеловеческого естества они относятся.

Во Христе была человеческаядуша, аналогичная по природе душам других людей, но не было человеческойличности. А отсюда следует важнейший антропологический факт – личность ни в коем случаенельзя отождествлять с душой и тем более с психикой – ее отражением вматериальном мире.Личность владеет душой и всеми ее силами и проявлениями, но сама личность неесть ни сила или проявление души, ни какая-либо совокупность этих сил и проявлений[11].

Анализируя понятие«личность» человека, В.Н. Лосский замечает: «Итак, сотворенный по образу Божиючеловек является существом личностным. Он – личность, которая не должнаопределяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя еесвоему Божественному Первообразу»[12].

Вконтексте суждений В.Н. Лосского о том, что личность  всецело объемлет

природу,священник Олег Давыденков указывает на недопустимость осмысления понятия«личность» в категориях природы, т.к. она, личность, суть принцип ее, природы,существования[13]. Помнению священника Олега Давыденкова, понятие «природа» соотносится с понятиями«личность», «ипостась», «лицо» следующим образом: «Ипостась по отношению кприроде есть образ, способ, форма бытия природы, то, что заключает в себе природу,то в чем природа существует и в чем она созерцается, а природа по отношению кипостаси есть ее внутреннее содержание»[14]

.

Приэтом следует иметь в виду, что это различие лежит исключительно в методологическойплоскости. «Как природа без ипостаси есть отвлеченное понятие, – замечает иерейОлег Давыденков, – то и ипостась без природы – не более чем абстрактный принцип»[15].

4 стр., 1974 слов

Учение Декарта о природе человека

... были захоронены в Париже, в церкви Св. Женевьевы. Учение Декарта о человеке Рассматривая человеческую природу, Декарт выделяет в нём две самостоятельные субстанции, начала – мыслящая ... создателем научной психофизиологии и первым физиологическим психологом. Мыслящая субстанция. Душа человека Рассмотрев тело человека с точки зрения искусственного механизма, Декарт возвращается к описанию души. ...

Таким образом, если природа есть некотораякачественность, то личность – суть конкретный носитель качеств.

Многиебогословы сближают понятия «личность» и «образ Божий»[16].Однако человек является личностью только потому, что он есть образ Божий – мыличностны ровно настолько, насколько являем в себе образ Бога.

Необходимо помнить, чтонастоящее состояние человека, по христианскому учению, – это состояние, поврежденноегрехом. Следовательно, специфика человеческой личности, с точки зренияправославного богословия, – это тварная личность в условиях повреждениячеловеческой природы.

Несмотря на то, что всвятоотеческом богословии до настоящего времени отсутствует четко разработанноеучение о человеческой личности[17],нам все же необходимо попытаться хотя бы контурно очертить круг характерныхпризнаков, с помощью которых можно было бы попытаться описать термин «человеческаяличность».

Отметим, что достаточносвободное употребление нами далее по тексту по-нятия человеческой личности, содной стороны, обусловлено необходимостью выделения исторической составляющейпри освещении нашей темы, с другой – попыткой избежать серьезных затруднений визложении материала при отсутствии общей терминологии и единого понятийногоаппарата у ряда святых отцов Церкви.

По мнениюпрофессора Казанской духовной академии В.И. Несмелова (1863–1937), личностьчеловека своею природой выражает не физический мир, а «истинную природу самогоБесконечного и Безусловного» и является «не зеркалом по отношению к Богу, асамим изображением Бога»[18]. Оставляяза скобками некоторую свободу в трактовке автором термина «природа», укажемтоль-ко, что профессора В.И. Несмелова вряд ли можно заподозрить хотя бы в частичномотождествлении термина «личность» с термином «природа». Профессор В.И. Несмеловотличает понятие «личность» от понятия человеческого «я». По его мнению, «я» –только феноменально и является смысловым центром со-знания, котороепредставляет собой непрерывный творческий процесс формации психических явлений;личность – субстанциональна, иррациональна, Богоподобна. Следовательно, в

актах самосознания «я» может отождествлять себя как сосвободной самосущей личностью, так и с несвободным бренным телом, подчиненнымзаконам природной необходимости.

Священник Павел Флоренскийпишет: «Личность (человеком. – Ю.К.) не может быть логическиопределена, т.к. сущность ее стоит по ту сторону понятий и категорий, по тусторону всех системообразующих рационалистических подходов»[19].

Митрополит Сурожский Антонийрассматривает человеческое «я» в двух аспектах: как индивидуума и как личность.Индивидуум есть предел дробления, за которым нарушается целостностьчеловеческого существа. Владыка Антоний указывает, что при отличии одногоиндивидуума от другого всегда присутст-вует элемент дифференциации, «так что одногоиндивидуума можно отличить от другого только в категориях противоположения, иликонтраста»[20].Говоря о личности, он определяет ее как термин, не соответствующий нашему эмпирическомупознанию человека, подчеркивает, что личность неповторима и не может отличатьсяот другой личности путем самоутверждения или противоположения, «личность –ипостась, есть отношение»[21]

.При этом автор замечает, что «она настолько неповторима, настолько бесподобна,что существует сама по себе, но может выражать себя во вне известными действиями,проявлениями, тем, что в Послании апостола Павла названо «сіsніе» (Евр. 1: 3. – Ю.К.)»[22].Ярким примером, подтверждающим эти слова митрополита Антония Сурожско-го, можетслужить само описание личности апостола Павла, проведенное нами на основеанализа ряда его Посланий: 1 Кор., 2 Кор., 1 Фес., 2 Фес. (см. прил. 2).

В рассуждениях об образе иподобии Божиих в человеке и о различных состояниях естества человеческого свт.Игнатий Брянчанинов не употребляет сло-ва «личность», «индивидуум», но используетслова «человек» и «христианин», например: «образ Троицы – Бога есть троица –человек»[23],«опытное познание человеческого падения недопустимо для христианина»[24]

.Из анализа его суждений о восхождении человека к Богу можно сделатьпредварительный вывод о том, что свт. Игнатий Брянчанинов иногда используетслово «христианин» в контексте понятия личности, а слово «человек» зачастуюприменяет как синоним слова «индивидуум» или слова «личность»[25].Само же понятие «человек» характеризуется им как: «человек есть Богозданныйхрам Божества по душе и телу»[26]<