Мюррей, Генри, Александер

(Murray, Henry, Alexander)

 

 

Родился:1893, Нью-Йорк, США;

Умер: 1988, Кембридж, Массачусетс, США.

Интересы:клиническая психология, взаимодействие диспозиционных и ситуационных детерминант поведения, мотивация, личность, отбор персонала, проективные тесты.

Образование:бакалавр, Гарвардский университет, 1915; доктор медицины, Колумбийский университет, 1919; магистр. Колумбийский университет, 1920; доктор философии, Кембриджский университет, 1927.

Профессиональная деятельность:интернатура по хирургии, Пресвитерианская больница в Нью-Йорке, 1924-26; Институт Рокфеллера по медицинским исследованиям, 1926-27; Гарвардский университет, 1927-62; член AAA&S, 1935, орден «За заслуги» 1946; награда АРА «За выдающийся научный вклад», 1961; почетные степени Лоуренс-Колледжа, 1964, Лувэнского университета, 1966, Университета в Осло, 1969, Кентского университета, 1971, Университета Адельфи, 1973; награда «За выдающийся вклад» Общества по оценке личности, 1967; золотая медаль Американского психологического фонда, 1969.

Основные тесты:

Тематической апперцепции тест(Thematic Apperception Test, TAT) 1935 г совместно с X. Морган.

Основные публикации:

1938 Explorations inpersonality. Oxford

1940 What should psychologists do about psychoanalysis? Journal of Abnormal с Social Psychology, 35,150-175.

1943 (et al.) Thematic Apperception Test. Harvard University Press.

1945 A clinical study of sentiments. Genetic psychology Monographs, 32,3-311 (with С. Morgan).

1948 (et al.) Assessment of Men. Rinehart.

1951 Some basic psychological assumptions and conceptions. Dialectica, 5,266-292.

1951 Toward a classification of interaction. In T. Parsons and E. A. Shils (eds), Toward a General Theory of Action. Harvard University Press.

1953Outline of a conception of personality. In C. Kluckhohn, H. A. Murrey and D. Schneider (eds),

1953 Personality in Nature, Society and Culture, 2nd edn. Knopf(with C. Kluckhohn).

1959 Preparations for the scaffold of a comprehensive system. In S. Koch (ed.), Psychology: A Study of Science, vol. 3. McGraw-Hill.

На протяжении 1920-х интересы Генри Мюррея постепенно перемещались из области медицины, физиологии и эмбриологии в область изучения личности. «Глубины психологии предоставляли богатую пищу для размышлений… Некоторое время я провел вместе с доктором Юнгом,три года — с доктором Мортоном Принсом, ортодоксальным психоаналитиком, прошел совместный тренинг с доктором Францем Алекзандером и доктором Хэнном Саксом, десять лет занимался психотерапевтической практикой — весь этот опыт и повлиял, главным образом, на формирование моей личности и моего мышления». Он признавал также сильное воздействие на свои теории идей Фрейда о бессознательном, целостного подхода и теории Уайтхеда, психодинамической концепции Левина — особенно его принципов связности, конкретности и одновременности — и теории инстинктов Мак-Даугалла. Мюррей был знаком с культурной антропологией, мифологией, историей, социологией и американской литературой, особенно с книгами Мелвилла; он сочетал содержание этих дисциплин с психологическими принципами и эволюционной теорией для развития своей собственной всесторонней теории личности (в 30-х).

8 стр., 3751 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

... вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание. Вторая структура личности — «Я» по мнению Фрейда также является врожденной ... взрыва. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их ... реализовать свои либидозные желания и для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность ...

Вследствие сложности и разнообразия использованной терминологии, его теория не поддается краткому изложению. Двадцать пять «первоначальных утверждений» перечисляются в начале его Exploration in Personalityи используются во многих других его построениях. Поэтому его теория легче поддается проверке, более доступна эмпирическому подтверждению или опровержению, чем созданные ранее теории человеческой мотивации. Его таксономические схемы потребностей включены в руководство к тесту тематической апперцепции и приводились много раз в других психологических текстах и руководствах по психологии личности и мотивации во второй половине ХХ в.

Мюррей был проницательным и изобретательным исследователем. Он был одним из первых американских психологов, кто стал настаивать на использовании многофакторных методов оценки личности, одним из первых, предложивших объяснение человеческого поведения, в котором личностные и экологические факторы рассматриваются как равноправные, и одним из первых, создавших программу исследования, которая одновременно фокусируется на диспозиционых и ситуационных детерминантах человеческого поведения.

Многие способные ученики и коллеги Мюррея были привлечены в исследовательские программы Гарвардской психологической клиники в1930-х и в программы оценки Стратегической службы во время Второй мировой войны. Эвристическое воздействие его теории и методов оценки было очень сильным, но еще сильнее было влияние его харизматической личности. Некоторые из его последователей приложили значительные усилия к изучению того или иного элемента его теории: Э. Г. Эриксон изучал его теорию развития, Р. У. Уайт писал о компетенции и развитии, и Д. У. Фиск обосновывал использование многофакторных методов измерения. Некоторые широко использовали опросники, охватывающие широкий спектр характеристик личности. «Личностный опросник» Джексона, «Контрольный перечень прилагательных» Гуфа и Хейльбруна, «Список личностных предпочтений» Эдвардса, — все они возникли на основе анализа потребностей по Мюррею.

6 стр., 2619 слов

Социология личности как специальная социологическая теория

... социальной адаптации); совокупность разнопарадигмальных социологически ориентированных теорий личности (статусно-ролевые, диспозиционные, психологизированные, культурологизированные и т.д. теории личности); метатеоретический уровень рефлексии, ориентированный на ... события, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не ...

Влиятельный теоретик, исследователь, умеющий убедительно изложить свои взгляды, Мюррей не имел соперников на протяжении своей жизни. Исследовательская традиция, основанная им, продолжается сейчас его многочисленными последователями и обещает оказывать влияние на научную мысль XXI века не только благодаря этим людям, но также и благодаря недавно основанному фонду Исследовательский центр Генри А. Мюррея в Радклифф-Колледже. Центр обеспечивает учащимся доступ к архивным материалам разного рода и присуждает небольшие гранты для проведения перспективных исследований.

Хотя имя Генри Мюррея находится в первом ряду среди выдающихся исследователей психологии личности, некоторые положения его теории вызывают ряд возражений. Как он говорил, он был известен в некоторых кругах как «изготовитель неточных инструментов» из-за своей роли в истории теста тематической апперцепции (ТАТ).

Этот тест широко применялся на протяжении пятидесяти лет и имеет как своих многочисленных защитников, так и противников, утверждающих что тест неадекватен как научный инструмент. Его недостатки были описаны Д. Р. Энтвислом, а также Л. Роурером. Вместе с тем, наряду с тестом Роршаха, ТАТ (объективно) — одна из старейших и наиболее распространенных в мире проективных методик.

Хекхаузена тематической апперцепции тест

(Hechhausen Thematic Apperception Test, HTAT)

Обзор

Проективная методика исследования личности. Первоначальный вариант НТАТ был разработан в конце 40-х гг. Д. Мак-Клеландом и его коллегами на основе Тематетической апперцепции тестаХ. Морган иМюррея. Направлен на оценку мотивационного аспекта личности. Исследование мотивации на основе проективной техники в этом тесте строилось на предложении об управляемости воображаемого поведения теми же принципами, которые регулируют и реальное поведение. Стимульный материал методики включал 4 картины из стандартного набора ТАТ.

В последующем количество картин было увеличено до 6. Картины последовательно предъявляли испытуемому, и по надой из них он должен был составить рассказ. При составлении рассказа испытуемый отвечал на четыре вопроса, одинаковых для всех заданий. Вопросы были напечатаны с равными промежутками на листе бумаги. Перед обследованием испытуемого предупреждали о том, что с помощью данного теста изучается фантазия и воображение. Испытуемого также предупреждали об ограничении времени обследования (20 с — рассматривание картины и 5 мин — ответ на предложенные вопросы).

В целях систематизированной интерпретации материала Д. Мак-Клеландом была разработана схема анализа содержания рассказа, при помощи которой выделялся направленный на достижение поведенческий процесс. Этот процесс начинается с возникновения у индивида потребности достижения (n Ach) определенной цели и сопровождается ожиданием успеха (0+) или неудачи (0-).

Активность, направленная на достижение цели, также может быть успешной (И+) или неуспешной (И-).

Оказываемая извне поддержка (Пд) усиливает активность, а имеющиеся в окружении препятствия (Пр2) могут ее блокировать. После успеха или неудачи возникают позитивные (С+) или негативные (С-) эмоциональные состояния. Наличие темы, связанной с перечисленными категориями, оценивалось при интерпретации результатов в 1 балл. Сумма баллов по всем рассказам рассматривалась как показатель соответствующей мотивации достижения.

4 стр., 1977 слов

Характеристика тестов мотивов и потребностей

... достижения успехов и избежания неудач [2, с. 82-83]. Характеристика тестов ... различные стороны познавательной мотивации, мотивации достижения, коммуникативной мотивации и др.Есть данные об ... достижения. Используется специальный контент-анализ для интерпретации рассказов, написанных на основе картинок. Рисуночный тест фрустраций Розенцвейга имеет отдельные формы: для детей и для взрослых. Стимульным ...

Вариант Д. Мак-Клеланда не дифференцировал мотив достижения и мотив избегания неудачи. ТАТв модификации Хекхаузена (1963) разрабатывался специально для измерения указанных мотивационных тенденций. Основываясь на контент-анализе (n Ach), X. Хекхаузен разработал собственную схему интерпретации, в которой он оперирует «надеждой успех» (НУ) и «боязнью неудачи» (БН).

Оба диагностируемых фактора позволяют получить дополнительно два произвольных показателя: их сумма дает «общую мотивацию» (НУ + БН = СМ), а разность — «чистую надежду» (НУ — БН =НЧ).

Стимульный материал HTAT состоит из 6 оригинальных картин. Анализ содержания каждой истории начинается с выделения основной деятельности, вокруг которой разворачивается сюжет. Далее, на основе представления о деятельности как процессе, разворачивающемся во времени, в рассказе выделяют следующие его этапы: постановка цели; действия, направленные на ее реализацию; результат; оценка результата. В ходе дальнейшего анализа вычленяется мотивационно-эмоциональное содержание на основе соотнесения каждого предложения в рассказе на каждом из этапов деятельности с одной из альтернативных категорий, отражающих мотивационную направленность либо на успех, либо на избегание неудачи.

Описанные модифицированные варианты ТАТотличаются опорой на детально разработанную теоретическую концепцию мотивации. Достоинством HTAT является возможность количественной квалификации категорий мотивации, ранжирования показателей испытуемых, а также возможность нормативного оценивания результатов. Ключевые категории, используемые в обработке содержания, многократно проверялись с помощью внешнего критерия и перекрестной валидизации. В качестве независимого критерия использовалась динамика уровня притязаний. Тем не менее, в строгом смысле этого слова, методику трудно назвать количественной. Цифры показателей не поддаются жесткой стандартизации, многое в интерпретации каждого конкретного случая зависит от ситуации. Поэтому количественные показатели теста в большей степени годятся для внутригрупповой ранжировки на предмет выявления лиц с преобладанием той или иной мотивационной направленности. Более глубокое исследование личностных свойств требует сопоставления данных мотивационного теста с результатами других личностных методик.

В Росиии известны исследования с HTAT и его модификациями, осуществленные М. Ш. Магомед-Эминовым (1987, 1990), Б. Г. Ребзуевым (1993) и др. (см. Мотива достижения решетка).

Модификации этого метода (Калинин, Норакидзе) с 1972 г. используются в виде как индивидуального, так и группового способа тестирования.

Мотивационный тест Хекхаузена широко применяется отечественными психологами в спортивной психологии, при исследовании производственных и учебных коллективов, в работе с учащимися школ, училищ и вузов, при расстановке кадров и комплектовании экипажей и команд, в медицинской психологии в дифференциально-диагностических целях и в процессе работы с психотерапевтическими группами.

Инструкция

Процедура проведения.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты 13. Объективен ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Каждому обследуемому выдается листок с напечатанными вопросами:

1. Что здесь происходит и кто эти люди?

2. Как возникла эта ситуация, что произошло перед этим?

3. Что думает каждый изображенный на картинке человек, чего каждый из них хочет?

4. Что произойдет дальше, чем все закончится?

А также индивидуальная Инструкцияследующего содержания:

«Это тест для исследования фантазии и способности к воображению. Вам будут последовательно предъявляться картинки. В Вашем распоряжении немного времени для того, чтобы рассмотреть изображение и затем пять-десять минут для того, чтобы составить по нему историю. Перед вами лежит двойной тетрадный лист, полстраницы для сочинения рассказа по каждой из 6 картинок. Если потребуется больше бумаги, Вы можете использовать дополнительные листы.

Каждый раз Вам предлагается ответить на одни и те же 4 вопроса. Они должны Вам помочь в кратчайшее время объединить все существующие части в полную историю. Старайтесь затратить на каждую картинку не более 10 минут. В этом тесте нет правильных или неправильных ответов. Вы можете совершенно свободно придумать любую историю, какая Вам придет в голову. Рассказов может быть более одного на каждую картинку. Постарайтесь составить истории так, чтобы они были по возможности живыми и интересными. Не описывайте просто так то, что изображено на картинке. Сочините историю. Работайте как можно быстрее, чтобы уложиться во времени. Помните: речь не идет о красивом стиле или о чистописании. Если Вы сделаете ошибку, то просто перечеркните ее и пишите дальше. Если Вам требуется больше места, то используйте обратную сторону листа».

Тестирование следует проводить в комнате, где нет посторонних людей, и испытуемый чувствует себя свободно.

При групповом тестировании стимульный материал может экспонироваться на экране в виде диапозитива.

Содержание Стимульный материал.

 

Ключи

Порядок обработки результатов.

· Ключ для выявления страха перед неуспехом

· Ключ для выявления «надежды на успех»

· Общие положения.

Каждый рассказ испытуемого обрабатывается отдельно с помощью «ключа», помогающего расшифровке текста; выделяются категории мотивации достижения успеха- латинскими буквами»Hb» — имотивации избегания неудачи — «Еm». Затем подсчитывается количество этих категорий по каждому виду мотивации вначале для отдельных рассказов, затем по всему эксперименту в целом. Общее количество категорий для каждого из видов мотивации свидетельствует о степени ее интенсивности. Каждая категория количественно приравнивается к одному баллу.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Ключи для оценки показателей теста используют краткие обозначения латинскими буквами, которые соответствуют немецким терминам, отражающим сущность феноменов, приведенных здесь по-русски. Чтобы не перегружать текст и не распылять внимание, немецкие термины здесь опущены.

 

Ключ для выявления «надежды на успех» («Нb»), включает в себя:

 

1.Потребность в достижении и успехе («В»), которая засчитывается тогда, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или выполнения определенной работы. Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как «В». Когда желания или надежды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влияния и действий желающего, засчитывается не «В», а «Еm» (ожидание неуспеха).

2.Инструментальная деятельность («I»).»I» учитывается, когда человек (или группа лиц) в пределах рабочей ситуации или течения деятельности, направленной на достижение, делает, сделал или сделает что-либо, что приблизит его к достижению или разрешению задачи без помощи других. а).

Все высказывания, указывающие на завершение определенной деятельности («заканчивать», «заключать», «завершать») не учитываются как «I». б).

Все высказывания, которые указывают вместе с деятельностью и ее исход (результат) не учитываются как «I». в).

Высказывания по поводу того, что кто-то помогает или обучает кого-либо в работе не учитываются как «I». Все высказывания, разъясняющие, что деятельность поручено выполнить, не учитываются как «I»).

г).

Так же все высказывания, относящиеся к несущественной деятельности, такой, как подписать что-нибудь, передать, сообщить, посмотреть, прослушать и т.д. не учитываются как «I». д).

так же как и все высказывания, которые учитываются как «Im» (избегание неуспеха).

Напротив: «внимательно», «тщательно» и т.д. «слушать или смотреть» или «слушать или смотреть, чтобы чему-либо научиться, уметь это потом делать самостоятельно» — это «I». Для оценки «I» должна быть названа фактическая деятельность.

3. Ожидание успеха («Е»).Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением деятельности или достижения цели учитывается как «Е». Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, а и с ее вероятностью, учитывается так же как «E». Во всяком случае, речь должна идти о четком положительном ожидании успеха. Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то «Е» не учитывается, так как в этом случае ожидание успеха ставится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, из чего можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно (условно).

Ожидание успеха учитывается и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению кого-либо другого.

4. Похвала («J»).»J» учитывается тогда, когда кто-либо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов. В качестве награды могут служить всякие материальные вознаграждения, выражающие признание за хорошее достижение, безразлично, имеют ли они большую или малую ценность.

29 стр., 14054 слов

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

... 3. Создание ситуаций успеха в практической деятельности учителей. 3.1. Алгоритм создания ситуации успеха. 3.2. Педагогическое назначение ситуации неуспеха. 3.3. Влияние успеха на жизнедеятельность школьников. ... справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.        В концепции А.С. Смирнова  в  качестве основной ...

5. Положительное эмоциональное состояние («g+»).В качестве «g+» учитываются все положительные эмоциональные состояния в пределах направленной на достижение деятельности, относящиеся в общих чертах к работе, активному овладению знанием, достижению или успеху. Самовосхваление или мысли, являющиеся выражением самомнения учитываются как «g+», если они относятся к успешной деятельности. Как «g+» не учитываются такие высказывания, касающиеся положительного эмоционального состояния, которые одновременно выражают ожидание успеха. Во избежание двойного учета в этих случаях засчитывается только «Е».

6. Тема успеха («Th»)- это оценочная категория, которая учитывается в рассказе при наличии определенных признаков успеха и при отсутствии показателей неуспеха, за исключением отрицательного эмоционального состояния («g-«) и ожидания неуспеха («Еm»), Тема успеха учитывается:

а) Когда из категорий успеха имеется по меньшей мере «В» или «Е».

б) Когда из категорий неуспеха нет ничего, кроме «g-» и «Еm». О рассказах, отвечающих этим условиям, можно сказать, что содержавшаяся в них деятельность определяется скорее надеждой на успех, чем страхом перед неуспехом. Наличие других, не относящихся к деятельности тем, не влияет на учет «Th».

 

Ключ для выявления страха перед неуспехом («Fm»).

 

1. Потребность в избегании неуспеха («Bm»).»Вm» учитывается во всех случаях, когда открыто высказывается или может быть выявлена по некоторым признакам потребность, намерение, желание или надежда избежать неуспеха в деятельности, направленной на достижение.

1).

«Bm» учитывается, когда одно или несколько лиц в истории ставят перед собой отрицательно сформулированную цель. Если отрицательно сформулированное намерение, надежда или желание находятся в непосредственной связи с высказыванием, которое позволяет сделать вывод о кроющейся за ним тенденции к достижению цели или успеха (но не избегание неуспеха!), то учитывается «В», а не «Bm». Если желания или надежды относятся к обстоятельствам, которые находятся вне сферы влияния и деятельности желающего, то «Bm» не учитывается. Конечно, «Bm» не учитывается, если слово «должен» указывает на действие по заданию.

2).

«Вm» учитывается, если одно или несколько лиц в рассказе высказывают желание или надежду, чтобы случилось что-нибудь, что могло бы предупредить, предотвратить или ослабить возможный неуспех.

3).

Желания высказываемые в сослагательном наклонении при наступлении неуспеха, учитываются как «Bm».

4).

Когда кто-либо колеблется, не может решиться или боится предъявить свою работу другому, или же выполнить работу на глазах другого, потому что боится неуспеха, а также порицания — это «Вm». Но высказывание не учитывается, когда бывает ясно, что речь идет лишь о социально обусловленных опасениях и чувстве неполноценности, которые не базируются на неудаче.

9 стр., 4031 слов

Интерпретация поведения животных — это во многом рассказ о самом себе

... самих психологов боятся. В этом плане «интерпретация психолога» есть также во многом «рассказ о себе». Н.К. Но кроме сравнительного изучения поведения животных этологи еще используют ...

2. Инструментальная деятельность для избегания неуспеха («Im»).»Im» учитывается, если кто-нибудь что-то делает, или собирается делать, чтобы избежать им самим вызванного отрицательного исхода направленной на достижение деятельности, а также, чтобы избежать последствий уже наступившего неуспеха.

а) Сюда относятся прежде всего все виды инструментальной деятельности, явно служащие для избегания неуспеха.

б) Часто эти инструментальные деятельности состоят из контроля и проверок собственной активности, предпринимаемой по собственной инициативе.

в) Иногда уже имеется неудача, которая побуждает к особой инструментальной деятельности.

г) Также, когда высказывания о деятельности имеют положительную формулировку, но явно представляют собой реакцию на предшествующий неуспех, учитывается «Im».

д) «Im» учитывается также, если кто-либо пытается избежать последствий уже наступившего неуспеха, что бы он для этого не предпринимал. Сюда относятся также случаи, когда кто-либо не принимает или отвергает оправданную критику.

е).

Наконец, «Im» учитывается, когда кто-либо пытается изолировать себя от неуспеха посредством отговорок и приукрашиваний (рационализация и ложь).

Не учитываются как «Im» все случаи обмана и подделки, при этом не учитываются и все остальные категории. 2).

«Im» учитывается, когда кто-либо: а) предъявляет свою работу другому для оценки или проверки (без требования) или б) обращается к другому за советом и помощью, чтобы избежать трудностей, возникших в работе. Речь всегда идет о привлечении и временном участии другого в собственной работе. «Im» учитывается также; когда кто-либо просит другого о помощи в деятельности, в которой нужной квалификацией обладает не он сам, а только другой.

3).

«Im» учитывается, если деятельность человека им самим прерывается, замедляется, ухудшается или вообще не может продолжаться, потому что он делает перерыв, думает о чем-то постороннем или вообще занимается чем-либо, не имеющим отношения к данной деятельности.

а) Должно быть оговорено, что человек делает или сделал вместо направленной на достижение деятельности;

б) Прерванная деятельность должна выполняться самим человеком. Перерывы и посторонние деятельности, включаемые после основной целенаправленной деятельности, не учитываются как «Im», так же как и плановые перерывы в работе.

Если деятельность человека прерывается кем-то другим, то «Im» учитывается в одном особом случае — когда из текста совершенно ясно, что это нравится работающему человеку.

3. Ожидание неуспеха («Еm»).Ожидание одного или нескольких лиц, того, что в процессе деятельности наступит неуспех, или любая другая высказанная неуверенность по поводу возможности достижения цели, учитывается как «Еm». Во всяком случае, должно быть исключено четкое положительное ожидание успеха.

Ожидание неуспеха (или неуверенность в успехе) должно высказываться одним из лиц в рассказе, а не быть объективной констатацией факта рассказчика. Ожидание неуспеха учитывается также и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению другого. «Еm» учитывается также тогда, когда ожидание неуспеха относится к явлениям, находящимся вне личной сферы деятельности и влияния. В качестве «Еm» учитывается также боязнь или ожидание социальных последствий возможного неуспеха, если при этом очевидно отношение между неуспехом и отрицательным эффектом (наказание).

26 стр., 12541 слов

Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков

... в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения. Проблема формирования мотивации учебной деятельности и достижений лежит на стыке обучения и воспитания, ... данных. Методический инструментарий представлен комплексом методик, исследующих мотивацию учебной деятельности и достижений: 1. «Методика изучения учебной мотивации», авторы М.И. Лукьянова, Н.В. ...

Желания и надежды («надеяться», «надеюсь»), относящиеся к достижению собственной цели, всегда отражают известную уверенность в успехе. Они учитываются не как ожидание неуспеха («Еm»), а как потребность («В’ или «Вm»).

4. Открытая критика,высказываемая каким-либо человеком в рассказе по поводу деятельности, достижений или способности другого, учитывается как»Т».Критика должна отражать недостатки в деятельности, (Связанной с достижениями, в которой участвует данное лицо. В качестве «T» учитывается не только порицание, «нагоняи», но и предупреждение, насмешка, наказание, штрафные задания, увольнение за плохую работгу и т.д.

Напротив: «Учитель думает: этот лентяй опять ничего не выучил» — не «Т», так как здесь речь идет не об открытой критике. «Т» не учитывается, если кто-либо лишь отмечает недостатки работы другого, например: если преподаватель ставит ученику плохую оценку, не высказывая при этом упрека. Также не «Т» в том случае, когда кого-либо упрекают в безделье. Порицание или наказание за подделку, обман или халтуру не учитывается как «Т».»Т’ учитывается также и тогда, когда рассказчик оставляет открытой возможность порицания. Если рассказчик оставляет открытым вопрос о том, успешной или неуспешной будет деятельность человека, и в зависимости от этого получит похвалу или порицание, учитывается только «Т».

5. Отрицательное эмоциональное состояние («g-«).В качестве «g-» учитывается отрицательное эмоциональное состояние во время деятельности, связанное с неуспехом, неспособностью продолжить деятельность или вообще с работой.

Отрицательное эмоциональное состояние в связи с неуспехом другого человека в рассказе учитывается как «g-«. Если рассказчик оставляет открытым вопрос по поводу того, закончится работа успехом или неуспехом и в зависимости от этого будет положительное или отрицательное эмоциональное состояние, то учитывается только «g-«. «g-» не учитывается, если кто-либо испытывает зависть, потому что деятельность другого оказалась успешнее. Не учитывается она также и тогда, когда кто-либо при достижении цели испытывает неуверенность или растерянность. Напротив, отрицательным эмоциональным состоянием считается «возбуждение» при выполении деятельности. В качестве «g-» не учитываются все высказывания, отражающие отрицательные эмоциональные состояния, сопровождающиеся одновременно ожиданием неуспеха. Во избежание двойного учета в этих случаях учитывается только «Еm» (ожидание неуспеха).

6. Неуспех («m»).

«m» учитывается, если деятельность оканчивается неуспехом, а так же если в рассказе упоминается неуспех в прошлом, который не устраняется соответствующим лицом.

«m» учитывается также: а) Если неуспех (в том числе и в прошлом) упоминается рассказчиком лишь как возможный или вероятный.

б) Если история после неуспеха заканчивается положительными намерениями или заканчивается инструментальной деятельностью после неуспеха даже тогда, когда эта деятельность делает вероятным дальнейший благоприятный исход.

в) Если констатируется неуспех какого-либо лица в рассказе, который в дальнейшем устраняется кем-либо без участия того, кто вызвал этот неуспех.

г) Если неуспех лишь частичный, но отмечается четко, «m» не учитывается, когда после констатации неуспеха в конце говорится, что собственная цель все-таки достигается тем же самым лицом даже при содействии других людей.

Под достижением «собственно цели» следует понимать не только исправление неправильно изготовленного объекта работы (деталь или документ), но овладение рабочим процессом, учебным материалом или готовность к деятельности, а также исправление неправильностей путем дополнительной работы.

«m» также не учитывается: а) Если рассказчик оставляет открытым вопрос о неуспехе в качестве альтернативной возможности. Также когда рассказчик ставит в зависимость неуспех от условия,

б) Если неуспеху не придается значения кем-либо из людей в рассказе или рассказчиком, или если в конце рассказа ясно указывается, что в конце концов все закончится хорошо.

в) Если отчетливо указывается на то, что неуспех вызван чисто внешними обстоятельствами, за которые соответствующее лицо не может быть ответственно. Примечание: Безделье и лень не являются неуспехом, так как здесь речь не идет о невыполнении какой-либо деятельности, поэтому «m» не учитывается. Также и в тех случаях, когда ученик не выполняет домашнего задания или невнимателен, «m» не учитывается. Если же эти недостатки влекут за собой невыполнение поставленных задач (например, контрольная работа), то учитывается «m».

7. Тема неуспеха («Thm»).»Thm» — это оценочная категория. Она учитывается в рассказе при наличии определенных категорий неуспеха и при отсутствии категорий успеха за исключением инструментальной деятельности («I»), «Thm» учитывается:

а) Если из категорий неуспеха присутствуют по крайней мере «Вm» или «m».

б) Если из категорий успеха не присутствует ничего, кроме «I».

В отношении рассказов, удовлетворяющих обоим этим требованиям, можно предположить, что содержащаяся в них целенаправленная деятельность определяется скорее страхом перед неуспехом, чем надеждой на успех. Наличие других, не связанных с успехом или неуспехом побочных тем, не влияет на учет «Thm».

 

Общие положения.

1. Каждая категория обоих ключей учитывается только тогда, когда соответствующее высказывание относится к деятельности. Высказывания должны относиться к тематическому комплексу: «работа», «достижение и профессия». Если на передний план выдвигаются другие темы, например, социальные: общение, престиж, боязнь начальства или другие: удовольствие, игра, агрессия и т.д., то здесь речь не идет о деятельности, направленной на достижение. Если в рассказе упоминается рабочее место, задача, обучение, начальник, то деятельность предполагается, когда эти упоминания не относятся к каким-либо посторонним категориям. Ситуации, связанные с оценкой и обучением (деятельность и потребность обучающего или оценивающего — преподавать, разъяснять, оказывать помощь, исправлять) не учитываются, как относящиеся к достижению, так как эти деятельности или потребности вытекают из социальных отношений преподавателя и ученика, ученика и мастера и т.д.

Если обучающий (что бывает редко) указывает на ценность своей собственной деятельности, то это также не учитывается. Только в тех случаях, когда обучение или оценка другого без сомнения относится к успеху или неуспеху, например, выражается желание быть хорошим преподавателем или соответственно поддержать реноме фирмы — потребности считаются относящимися к достижению.

2. Высказывания по поводу деятельности, которая квалифицируется как возможная или вероятная, рассматриваются как определенные и учитываются за исключением случаев, когда в дальнейшем четко указывается отсутствие вероятности или малая вероятность этого события. Если удается альтернатива без окончательного решения, то обе возможности учитываются как определенные. Исключением являются все альтернативные высказывания, связанные с исходом деятельности. Обычно это относится к положительному или отрицательному эмоциональному состоянию («g+»,»g-«), а также к похвале или порицанию («J», «Т’).

Тогда учитывается только отрицательная возможность — «g-» или «Т’. Если альтернативное выcказывание касается исхода самой деятельности (например: «Его ожидает либо успех, либо неуспех»), то ответ никак не учитывается. То же в отношении условных высказываний (если, в случае…), которые учитываются как относящиеся к деятельности.

3. Безразлично, относится ли высказывание во времени к прошлому, настоящему или будущему.

4. «Е» и «Еm» учитываются только тогда, когда речь идет о мыслях или высказываниях героев рассказа, а не об объективной констатации, мнении и комментариях рассказчика.

5. Высказывания, связанные с 3-м вопросом инструкции, рассматриваются в качестве мнений, высказываний, намерений людей, описанных в рассказе, даже если это специально не указывается (если только в тексте это явно не отрицается).

6. Категории обоих ключей могут учитываться на основании двух или более высказываний в рассказе. Противоположные категории обоих ключей, как например, «Е» и «Еm», «g+» и «g-«, могут учитываться в одном рассказе одновременно. (Только темы успеха и неуспеха взаимно исключают друг друга: один рассказ может содержать либо одну, либо другую тему, хотя может не быть ни той, ни другой).

7. Если неясно, к какой категории относится высказывание, и это невозможно разрешить при помощи ключа, то не ни одна оценка не учитывается.

Анализ

Интерпретация.

Опыт работы с методикой показал, что средний уровень выраженности интенсивности мотивации достижения составляет 12 баллов, а мотивации избегания неудачи-6, то есть соотношение их в среднем 2/1. Помимо количественной обработки производится — и это очень важно — содержательная интерпретация рассказа. Здесь следует обратить внимание на следующие моменты:

тематический комплекс;

наличие потребности достижения успеха или избегания неудачи;

чем определяется деятельность достижения — надеждой на успех или ожиданием неуспеха;

перспективы удовлетворения потребностей;

препятствия для удовлетворения потребностей (внутренние и внешние);

отношение к преодолению препятствий (активное и пассивное);

средства преодоления;

наличие других потребностей.

Рассказы, составляемые испытуемыми, почти всегда содержат гораздо больше, нежели позволяет выделить предлагаемый ключ. Для более полной характеристики мотивационно-потребностной сферы испытуемого целесообразно использовать разработки по анализу материаловТематического апперцептивного теста Мюррея.По результатам всех шести рассказов составляется общее заключение об особенностях мотивации достижения испытуемого.

Обращается внимание на то, как количественно выражены и соотносятся мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач. Раскрывается сфера достижения. Описываются перспективы удовлетворения потребностей, препятствия, которые стоят на пути их удовлетворения, причины блокировки потребностей, средства преодоления неуспеха. Далее раскрываются особенности связи мотивации достижения с другими потребностями личности (дружбы, помощи другим, поддержки, игры, удовольствия и пр.).

Разумеется, краткие рекомендации не исчерпывают многообразия форм анализа материала, поэтому следует подходить к интерпретации творчески с ориентировкой на конкретную ситуацию и цели проходимого исследования.

По мнению Л.Н. Собчик,опыт применения мотивационного теста в комплексе с другими психодиагностическими методиками: СМИЛ ( см.MMPI), МЦВ — метод цветовых выборов (см.Люшера цвета выбора тест), ДМО — метод диагностики межличностных отношений (см.«Лири интерперсональный диагноз»), метод портретных выборов (см.Сонди тест) показал следующее.

Высокие баллы мотивации достижения (выше 14 баллов) характерны для личностей гипертимного склада, возбудимых, склонных к лидированию, авторитарных, независимых, упорных в достижении цели, склонных к риску, агрессивных и конфликтных в межличностных контактах, с высокой самооценкой.

Напротив, высокие баллы показателей мотивации избегания неуспеха (выше 10 при заниженной мотивации достижения) характерны для личностей гипотимного склада, тормозимых, тревожных, неуверенных в себе, сензитивных, с низкой самооценкой.

Нулевой показатель по мотивации избегания при повышенных баллах мотивации достижения встречается у лиц, отличающихся поспешностью в принятии решений, «ищущих признания», импульсивных, самоутверждающихся, неосторожных, порывистых и сверхэмоциональных.

Низкие показатели мотивации достижения характерны для депрессивных состояний, невротических расстройств, а также для личностей, отличающихся мягкостью характера, чертами зависимости, конформностью и пессимистичностью.