Интеллект и мотивация достижений психогенетический аспект — Воробьева Е. В

Воробьева Е.В.

Интеллект и мотивация достижений: психогенетический аспект

В последние десятилетия в нашей стране высокими темпами развивается новое междисциплинарное направление научных исследований — психогенетика, которая изучает влияние наследственных и средовых факторов, а также факторов взаимодействия наследственности и среды на межиндивидуальную вариативность психологических и психофизиологических признаков. Наибольшее количество исследований в западной психогенетике приходится на работы, посвященные изучению природы интеллекта. И это не случайно, поскольку уровень интеллекта в западном обществе издавна связывался с прогнозом благоприятной профессиональной карьеры, служебным ростом, количеством и качеством знаний.

В истории психологии насчитывается несколько продуктивных теорий интеллекта, лежащих в основе большинства разработанных тестов на интеллект. До сих пор не утихают споры о том, составляют ли интеллект независимые факторы (модель интеллекта Л. Терстоуна) или все факторы внутри интеллектуальной структуры коррелируют с общим фактором, который получил наименование IQ (модель Спирмена и др.).

Мы можем принимать ту или иную точку зрения, но в любом случае не отрицается наличие вербального и невербального факторов в структуре интеллекта. На выделении этих подструктур строятся наиболее известные среди профессионалов и пользующиеся заслуженной популярностью тесты Д.Векслера.

В нашей работе мы рассмотрим последние зарубежные психогенетические исследования интеллекта, обратив особое внимание на вербальный и невербальный его компоненты.

М. Рейтвелд, Г. ван Баал, С. Долан, Д. Бумсма (1999) проделали работу по психогенетическому анализу специфических когнитивных способностей у пятилетних датских детей (в исследовании участвовали 209 близнецовых пар).

Были получены данные о том, что наследственная обусловленность невербального интеллекта выше у мальчиков, а вербального — у девочек. Оценка наследственных влияний на вербальный интеллект составила от 9 до 30%, а на невербальный — от 5 до 40% (по разным субтестам) [15].

7 стр., 3102 слов

Интеллект 3

... со средним показателем своей возрастной и профессиональной группы. Факторы развития интеллекта Окружающая среда Вражденные факторы Методы обучения Социальное положение семьи Речь Речь – исторически ... познания Опрос Анализ документов Наблюдение Это специальные методы соц. Психологических исследований. Различные психологические эксперименты, тесты, это моделированные методы – это методы, которые ...

М.Бартелс, М. Рейтвелд, Г. ван Баал, Д. Бумсма продолжили изучение генетических и средовых влияний на развитие интеллекта. В их работе (2002) излагаются результаты лонгитюдного исследования 209 близнецовых пар в возрасте 5, 7, 10, 12 лет. Оказалось, что среднее значение IQ у детей несколько возрастает в 10 лет по сравнению с 5 и 7 годами и снижается в 12 лет. На основе полученных М. Бартелсом, М. Рейтвелдом, Г. ван Баалом, Д. Бумсма данных может быть сделан общий вывод о большем сходстве интеллекта у монозиготных (МЗ) по сравнению с дизиготными (ДЗ) и об увеличении доли генетической аддитивной составляющей в фенотипической вариативности по интеллекту с увеличением возраста испытуемых [10].

Наследственная связь между показателями скорости процессов переработки информации, рабочей памятью и IQ рассматривается в статье М. Лучиано, М.Дж. Райта, Г. А. Смита, Г. М. Геффен, Л.В. Геффен, Н.Г. Мартин (2001).

В проведенной авторами работе использовался классический близнецовый метод, в работе участвовали 390 близнецовых пар в возрасте 16 лет. Сравнивая полученные этими исследователями данные с данными М. Бартелса, М. Рейтвелда, Г. ван Баал, Д. Бумсма, можно отметить, что с увеличением возраста испытуемых наследственная обусловленность фенотипической вариативности по интеллекту продолжает расти [12].

Дж. Андо, У. Оно, М. Дж. Райт (2001) изучался вопрос о генетической структуре образной и вербальной рабочей памяти. В работе участвовали 236 пар близнецов, проживающих в г. Токио и его пригородах. Согласно полученным данным, наследственная обусловленность вариативности по вербальному интеллекту выше, чем по невербальному. Для вербального интеллекта коэффициент наследуемости Игнатьева составляет 0,88, а для невербального — 0,68 [8].

Зависимость между альфа-ритмом и IQ рассматривалась в работе Д. Посдума, М.С. Нил, Д.И. Бумсма, И. Дж. де Гиз (2001), в которой участвовали близнецы из Нидерландского близнецового регистра, а также их сиблинги. Все испытуемые были разделены на две возрастные группы: младшая возрастная группа (средний возраст — 26,2 года) и старшая возрастная группа (средний возраст 50,4 лет).

6 стр., 2874 слов

Лабораторная работа — Вербальные и невербальные средства общения

... пойдет речь в нашей контрольной работе. Цель работы ― ознакомиться с вербальными  невербальными средствами общения. ... средства общения; Изучить и представить вербальные средства общения. При написании работы мы использовали: «Психологию и этику ... личности; выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; поддерживает ...

Младшая возрастная группа включала: 54 пары МЗ близнецов, 73 пары ДЗ близнецов, 18 одиноких близнецов и 109 сиблингов (всего 171 мужчин и 210 женщин); старшая возрастная группа: 48 МЗ пар, 58 ДЗ пар, 15 одиноких близнецов, 80 сиблингов (всего 135 мужчин и 172 женщины).

Согласно полученным в этом исследовании психогенетическим данным в младшей возрастной группе 71% общей вариативности по альфа-ритму обусловлено наследственными влияниями, а в старшей возрастной группе — 83%. Для вербального интеллекта показатель наследственной обусловленности остается стабильным с возрастом — 74%. В данной работе была показана высокая наследственная обусловленность как индивидуальных различий по альфа-ритму, так и вербального интеллекта [14].

Связь образования родителей и уровня вербального интеллекта детей в приемных и биологических семьях показана в исследовании, проведенном М. Нейсс, Д.С. Роу (2000).

Исследование интересно тем, что в нем учитывались различия по интеллекту у подростков 12 расовых категорий (американские индейцы, азиаты, афро-американцы, американцы Центра и Юга, кубинцы, филиппинцы, испанцы, пуэрториканцы, индейцы-азиаты, европейская раса, смешанные и др.).

Две наибольшие по численности этнические группы составили европейская раса (67%) и афро-американцы (8%).

Возраст учитывался с 6-месячным интервалом. Средний возраст подростков составил 15,5 лет. Для оценки уровня образования использовалась 8-балльная шкала (где 1 балл соответствовал уровню образования в 8 классов или меньше, а 8 баллов — университет или 4-летний колледж).

Для оценки вербального интеллекта использовался Add Health Vocabulary Test (VIO).

Корреляции вербального интеллекта мать — ребенок и отец — ребенок в биологических семьях составили 0,41 и 0,36, а в приемных семьях 0,16 и 0,18. При этом корреляции по уровню образования между самими родителями составили в обоих случаях 0,64. Образование родителей, таким образом, является значимым средовым фактором, дающим от 3 до 4% вариативности по вербальному интеллекту [13].

9 стр., 4154 слов

Мотивация 12

... , демонстрируя поведение, приводящее к достижению целей организации. Мотивация через вознаграждение Вознаграждение – это ... четырех взаимосвязанных факторов. Способности и интеллект сотрудника Уровень профессиональной подготовки Побуждение ... женщины, как правило, предпочитают твердые ставки зарплаты, молодые динамичные сотрудники предпочитают оплату, зависящую от объема выполняемых работ и достижения ...

Имеются данные о половых различиях в проявлении мотивации достижений и интеллекта. Согласно результатам работы Т. Гьесме, распределившего по показателям IQ мальчиков и девочек разнородных (по способностям) классов на однородные подгруппы, только в подгруппе мальчиков со средними способностями преобладание мотива стремления к успеху сказалось на учебных достижениях положительно, а преобладание мотива избегания неудачи — отрицательно, для девочек та же закономерность наблюдалась в случае наличия у них высоких способностей. Но и для девочек, и для мальчиков наблюдалась интересная зависимость: успех в деятельности достигался лишь при согласованном некоем уровне IQ (не низком) и мотиве стремления к успеху. В случае сочетания среднего (у мальчиков) или высокого (у девочек) IQ c мотивом избегания неудачи деятельность была неуспешна. Таким образом, лишь при согласовании между уровнем мотивации достижения и IQ деятельность осуществляется успешно. У девочек мотив стремления к успеху связан с высокими показателями IQ, а для мальчиков достаточно и средних показателей IQ, чтобы они имели мотив стремления к успеху. Возможно, это связано с более жесткими требованиями социума к IQ девочек, претендующих на успех, по сравнению с мальчиками [11].

С.А. Шапкин при валидизации новой модификации опросника мотивации достижения А. Мехрабиана особо исследовал вопрос о половых различиях в структуре мотивации достижения. В структуре опросника мотивации достижения были выделены три относительно независимых компонента, которые содержательно отличались в мужской и женской выборках. Мотив достижения у мужчин наиболее сильно проявляется в контексте социального взаимодействия, направленного на достижение (например, работа в коллективе, соревнование).

У женщин речь идет преимущественно об индивидуальной деятельности. Эмоциональная оценка ситуации достижения с точки зрения ее привлекательности и когнитивная оценка вероятности успеха у женщин тесно взаимосвязаны, для актуализации мотива достижения необходима согласованная работа обоих механизмов. У мужчин эмоциональный и когнитивный механизмы мотивации достижения относительно независимы и, таким образом, мотив достижения может актуализироваться у них разными механизмами, как посредством оценки валентности ситуации, так и оценки вероятности успеха [7].

7 стр., 3020 слов

Особенности развития интеллекта у мужчин и женщин 2

... женщин.      Предметомисследования естькачественные различия интеллекта мужчин иженщин.      Вкачества гипотезы исследования было выдвинутоепредположение ... іншу (новую). Но в целому развитый интеллект, по Ж. Пиаже, оказывается в універсальнійадаптивності, в достижении “равновесия” индивидаиз средой. Любойинтеллектуальный акт ...

Большинство авторов сходятся во мнении о том, что различия в способностях мужчин и женщин связаны с развитием парциальных умственных способностей. У женщин лучше развиты перцептивные и вербальные способности, у мужчин — зрительно-пространственные [2]. Различия между мужчинами и женщинами сравнивались с различиями между гомосексуалистами-мужчинами и гетеросексуалами-мужчинами [5]. Гомосексуалисты занимают промежуточное положение по шкале «мужчина — женщина» по результатам теста структуры интеллекта. Так, они хуже выполняют тесты на пространственный интеллект, зато лучше справляются с заданиями на быстроту перечисления предметов одной категории. Следует, однако, заметить, что различия практически отсутствуют при выполнении тестов словарного запаса и вербальных суждений. В исследовании психологических и психофизиологических особенностей инверсной половой идентичности при транссексуализме, проведенном О.К. Труфановой (1996), было установлено, что среди инверсных характеристик полового психического диморфизма у мужчин выявляется большая успешность в вербальных операциях. Половой психический диморфизм женщин с проявлениями транссексуализма не отличается инверсией и отвечает характеристикам женского варианта диморфизма. Результаты психологического обследования с помощью теста Д. Векслера показали, что у всех обследованных экспериментальной группы выше успешность в вербально-логических операциях [5].

9 стр., 4047 слов

Мотивация 2

... заранее его возможные следствия; (в) преднамеренность (интенциональность) совершенного действия. Мотивация достижения успехов и неудач Стимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут ... высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти. Мотивация - это совокупность побуждающих факторов ...

Имеются данные о влиянии гормонального фона на успешность решения мыслительных задач. Высокий уровень тестостерона в крови положительно коррелирует с успешностью выполнения женщинами задач на пространственное мышление, у мужчин зависимость обратная. Кроме того, мужчины с низким уровнем тестостерона лучше справляются с математическими тестами, чем мужчины с высоким уровнем этого гормона. Между тем у женщин подобной зависимости не выявлено. Кроме того, обнаружено, что девочки с высоким уровнем андрогенов лучше выполняют тесты на пространственное мышление, чем их «нормальные» сверстницы [6]. В 1983 г. В. Шут (калифорнийский институт) показала, что женщины с высоким уровнем андрогенов действительно лучше справляются с пространственными тестами, но у мужчин зависимость обратная: чем ниже содержание андрогенов, тем успешнее мужчина справляется с тестом на пространственное мышление.

Итак, множество современных исследований в самых разных отраслях психологии, так или иначе, посвящено интеллекту: хорошо изучены различные мыслительные операции, ведется работа по изучению природы индивидуальных различий по интеллекту, описанию средовых воздействий на развитие интеллекта ребенка. Однако сам по себе интеллектуальный уровень конкретного индивида не гарантирует его реальных успехов в жизни, достижения во многом зависят не только от общих способностей, но и от наличной мотивации личности к этим достижениям.

Термин «мотивация достижений» введен в научный обиход Дж. Аткинсоном [9]. Предполагается, что мотивация достижений проявляется посредством одного из двух выраженных у индивида мотивов: мотива стремления к успеху или мотива избегания неудачи. Возможна и невыраженная мотивация достижений. Природа мотивации достижений, роль наследственных факторов в преобладании того или иного ее структурного элемента до настоящего времени не изучались. Опыт проведения тренингов мотивации достижений показал, что в тренинге достигался определенный желаемый эффект, однако он оказался не стойким, не было переноса в реальные жизненные ситуации. Таким образом, очевидно, что мотивация достижений не обусловливается лишь действием ситуативных факторов и привычных для данной личности стереотипов. Видимо, существуют и генетические предпосылки формирования у личности той или иной структуры мотивации достижений.

3 стр., 1332 слов

Мотивация достижения

... , социальные контакты и творчество. При этом наблюдается растормаживание элементарных мотиваций. Мотивация достижения Мотивация достижения — это, прежде всего стремление к успеху, к высоким ... , целеустремленность и настойчивость в достижения успеха (т.е. мотивации достижения), учение во многом тоже достижение. Тест мотивации достижений Используя тест мотивации достижений(ТМД), пакета "Личность" ...

Мы рассматриваем интеллект и мотивацию достижений как взаимосвязанные элементы единой системы, обеспечивающей личности успешную адаптацию к жизненным условиям. В нашей работе мы использовали модель интеллекта по Р. Кеттеллу, которая включает в себя три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные и факторы операции. Как известно, Р. Кеттелл выделил два фактора-операции: «свободный» интеллект и «связанный». Тест Кеттелла на интеллект, диагностирует именно «свободный» от влияния культуры и обучения (в противоположность «связанному») интеллект. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных моторных и сенсорных зон коры больших полушарий, Р. Кеттеллом был выделен один парциальный фактор — визуализации, способствующий манипулированию зрительными образами. Факторы операции — это отдельные умственные действия, выполняемые субъектом при решении конкретных тестовых задач [2]. Выбор модели интеллекта Р. Кеттелла базировался на желании определить степень наследуемости «свободного» интеллекта, сравнив ее с оценкой наследуемости по тесту Д.Векслера. Сопоставимость этих данных основана, по нашему мнению, на том, что для обоих тестов имеется перевод в шкалу IQ.

Произведенный нами теоретический анализ показал, что уровень диагностируемого интеллекта находится во взаимосвязи с высотой мотивации достижений, особенно, при высоких показателях IQ (Дж. Аткинсон, Т. Гьесме, Х. Хекхаузен).

Нами было проведено исследование влияния способа общения экспериментатора на интеллектуальную продуктивность на материале монозиготных близнецов в возрасте 13−14 лет с использованием метода контрольного близнеца (1997 г.).

Было установлено, что эмоциональная поддержка и контроль в способе общения экспериментатора с испытуемыми оказывают несомненное воздействие на интеллектуальную продуктивность при решении испытуемыми — монозиготными близнецами 13−14 лет тестовых задач теста Д.Векслера. Компонентой, опосредующей это воздействие, выступает мотивация достижения испытуемых: у подростков, стремящихся к успеху, воздействие внешнего контроля способствует уменьшению интеллектуальной продуктивности; у подростков, избегающих неудачи, внешний контроль способствует увеличению интеллектуальной продуктивности по невербальному IQ-показателю; действие эмоциональной поддержки способствует увеличению интеллектуальной продуктивности у подростков, стремящихся к успеху, а у избегающих неудачи она оказывает такое воздействие на вербальный и общий IQ-показатели в сочетании с фактором контроля [1].

Целью нашего исследования, проведенного в г. Ростове-на-Дону, было изучение природы индивидуальных различий по характеристикам системы «интеллект-мотивация достижений».

Гипотезы нашей работы заключались в следующем: 1. Интеллект и мотивация достижений представляют собой взаимосвязанную систему, качественные характеристики которой у конкретного индивида обусловлены влиянием средовых и наследственных факторов; 2. Взаимосвязь между общим интеллектом и мотивацией достижений растет с увеличением возраста испытуемых.

Методика исследования

В работе использовался метод близнецов. Для определения зиготности применялся «Опросник для диагностики зиготности близнецов», разработанный Н.Ф. Талызиной, С.В. Кривцовой, Е.А. Мухаматуллиной [4]. В качестве зависимых переменных использовались шкалы теста «Культурно-свободного теста на интеллект» Р. Кеттелла (форма для детей от 8 лет и взрослых, немеющих высшего образования) и «Теста-опросника для измерения мотивации достижений» (ТМД) М.Ш. Магомед-Эминова [3].

В исследовании принимали участие монозиготные (32 пары в возрасте от 10 до 34 лет) и дизиготные (22 пары в возрасте от 10 до 60 лет) близнецы, воспитанные вместе, а также одиночнорожденные дети (196 человек в возрасте от 8 до 18 лет), родители (46 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Для близнецовой части выборки произведен подсчет внутриклассового коэффициента корреляции с использованием программы Statistica. Значение коэффициента наследуемости для мотивации достижения 0,32. Оценка доли средовых компонентов в межиндивидуальной вариативности по мотивации достижений с помощью формулы, предложенной Р. Пломиным, составила: общесемейная среда — 0,12; индивидуальная среда — 0,56 (что свидетельствует о большей доле индивидуального опыта по сравнению с воздействием общесемейной среды в вариативности по мотивации достижений).

Коэффициент наследуемости для общего интеллекта, выраженного в показателях IQ, составил 0,79. Коэффициент наследуемости К. Хольцингера для системы «Интеллект-мотивация достижения» — 0,58.

В результате произведенного исследования подтвердилась экспериментальная гипотеза о том, что интеллект и мотивация достижений представляют собой взаимосвязанную систему, качественные характеристики которой у конкретного индивида обусловлены влиянием средовых и наследственных факторов. Значение коэффициента наследуемости для мотивации достижений составило 0,32, для интеллекта — 0,78. Общий интеллект, диагностируемый с применением «Культурно-свободного теста» Р. Кеттелла, в значительной степени детерминирован наследственностью. Фенотипические проявления мотивации достижений также в определенной степени связаны с генетической детерминацией.

Значение коэффициента Хольцингера для системы «Интеллект-мотивация достижения» свидетельствует о том, что 58% фенотипической вариативности по данному признаку обусловлено влиянием наследственности и 42% - средовыми воздействиями.

Подтвердилась гипотеза о том, что взаимосвязь между общим интеллектом и мотивацией достижений возрастает с увеличением возраста испытуемых. Анализ возрастной динамики средних показателей общего интеллекта и мотивации достижений свидетельствует о более быстром развитии указанных показателей у девочек по сравнению с мальчиками в предподростковый период и установлении более высоких показателей у мальчиков к юношескому возрасту.

Интересно провести сравнение полученных внутрипарных корреляций по интеллекту и мотивации достижений у монозиготных близнецов, принимавших участие в исследовании с применением метода контрольного близнеца (1997 г.) и в исследовании, проведенном с применением классического близнецового метода (1999 г.).

В исследовании 1997 г. корреляция по интеллекту, диагностированному с помощью теста Д. Векслера (адаптация А.Ю. Панасюка) у монозиготных близнецов, выросших вместе, составила 0,96. При этом коэффициент корреляции по вербальному интеллекту несколько превышал коэффициент корреляции по невербальному интеллекту (соответственно 0,957 и 0,915).

Такой результат хотя и не имеет пока достаточно общепринятого научного объяснения, но хорошо согласуется с данными других авторов (Т. Хасен, 1959; С. Вандерберг, 1962; Р. Пломин, 1986 и др.).

В этой связи можно сослаться на известный библейский постулат о том, что «сначала было слово, а потом дело». И действительно, несмотря на всеобщие ожидания, вербальный интеллект во многих исследованиях дает более высокую оценку наследуемости, чем невербальный.

В работе 1999 г. значение коэффициента корреляции по интеллекту, диагностированному с применением методики «Культурно-свободного теста на интеллект» Р. Кеттелла, у монозиготных близнецов составило 0,91, что совпадает со значением корреляции по невербальному интеллекту у монозиготных близнецов, полученному в 1997 г. по тесту Д.Векслера.

Для того чтобы сопоставить данные корреляций IQ монозиготных близнецов, полученные на разных методиках (тест Векслера и тест Кеттелла) и разных возрастных группах из нашей выборки монозиготных близнецов (1999 г.), мы отобрали тех, кто находился в возрастном диапазоне 10−17 лет. Значение коэффициента корреляции, полученное с использованием программы Statistica для данной возрастной группы (18 пар) составило 0,88. Таким образом, мы сблизили возрастные различия двух выборок монозиготных близнецов, так как в исследовании 1997 г. участвовали пары в возрасте 13−14 лет. Показатель корреляции интеллекта у монозиготных близнецов по тесту Д. Векслера (0,96) значительно превышает таковой по тесту Р. Кеттелла (0,88).

На наш взгляд это связано с тем, что тест Р. Кеттелла диагностирует, в сущности, невербальный интеллект, а тест Д. Векслера — невербальный и вербальный. В.Н. Дружинин, обобщая данные различных исследований, отмечал, что невербальный интеллект находится под большим влиянием средовых факторов.

Что же касается корреляции мотивации достижений с вербальным и невербальным интеллектом, то в нашей работе 1997 г. были получены следующие данные: корреляция (по Спирмену) вербального IQ и мотивации достижений составила 0,54, а корреляция невербального IQ с мотивацией достижений 0,57 (последняя оценка значима на уровне p<0,05).

Заключение

Установлена значительная наследуемость системы интеллект-мотивация достижений. Генетическая программа во многом определяет взаимодействие компонентов этой системы. Поэтому так трудно ситуативно (в тренинге, например) изменить содержание мотивации достижений, закрепить результаты, получить перенесение их из ситуации тренинговой в ситуацию жизненную.

С увеличением возраста (от младшего к старшему школьному и периоду ранней взрослости) происходит возрастание корреляции между интеллектом и мотивацией достижений.

У монозиготных близнецов оценки внутрипарного сходства по тесту интеллекта Д. Векслера (0,96) превышают таковые по тесту Р. Кеттелла (0,78) (среднее значение коэффициента корреляции по интеллекту, тестированному с помощью теста Д. Векслера, приведенное в обобщении, сделанном Р. Пломиным и Ф. де Фризом, а позднее Т. Бушаром, составило 0,86).

Оценка сходства интеллекта монозиготных близнецов по тесту Р. Кеттелла тождественна оценке невербального интеллекта по тесту Д.Векслера.

4. Для понимания механизмов, лежащих в основе полученной большей корреляции между мотивацией достижений и невербальным интеллектом, чем вербальным, обратимся к компонентам, составляющим, по Дж. Аткинсону, результирующую тенденцию к достижениям или избеганию неудачи. Это — мотив стремления к успеху или избегания неудачи (почему я стремлюсь?), привлекательность достижения успеха или избегания неудачи (насколько мне это важно?), ожидание успеха (какова вероятность достижения мною успеха или избежания неудачи?).

Последний компонент, на наш взгляд, связан с оценкой субъектом своих шансов на успех или избегание неудачи, такая оценка производится, с одной стороны, на основе взвешивания, логического анализа всех объективных обстоятельств конкретной ситуации, связанной с проявлением мотивации достижений. С другой стороны, субъект не может владеть всей информацией по данной ситуации (хотя бы потому, что он сам находится в ней, а не вне ее и не способен объективно оценить сложившуюся ситуацию).

Поэтому большее значение приобретает возможность субъекта строить свои ожидания на основе быстрого, зачастую неосознаваемого, учета невербальных характеристик ситуации. Наконец, в своих ожиданиях субъект опирается и на предыдущий опыт поведения в ситуациях, связанных с достижением.

Литература

1. Воробьева Е.В. Влияние способа общения на интеллектуальную продуктивность (на материале монозиготных близнецов в возрасте 13−14 лет): дис. … канд. психол. наук. М., 1997.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: 2-е изд. СПб, 1999.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 202−206.

4. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. М., 1991.

5. Труфанова О.К. психологические и психофизиологические особенности инверсной половой идентичности при транссексуализме: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1996.

6. Фингелькурц Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопр. психол. 2001. № 1.С. 111- 121.

7. Шапкин С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 113−127.

8. Ando J., Y. Ono, M.J. Wright. Genetic Structure of Spatial and Verbal Working Memory. // Behavior Genetics. 2001. Vol. 31. № 6. November P. 615−624.

9. Аtkinson J.W. Motivational Determinants of Risk-taking Behaviour // Psychol. Rewiew. 1957. Vol. 64. P. 359−372.

10. Bartels M., Reitveld M.J.H., Baal G.C.M., van, Boovsma D.I. Genetic and Environmental Influences on the Development of Intelligence // Behavior Genetics. 2002. Vol. 32, №. 4. July. P. 237−249.

11. Gjesme T. Motive to achieve success and motive to avoid failure in relation to scholl perfomance for pupils of different ability levels // Scandinavian J. of Educational Research. 1971. № 15.

12. Luciano M., Wright M.J., Smith G.A., Geffen G.M., Geffen L.B., Martin N.G. Genetic Covariance Among Measures of Information Processing Speed, Working Memory, and IQ // Behavior Genetics. 2001. Vol. 31. № 6, November. P. 581- 592.

13. Neiss M., Rowe D. Parental Education and Child’s Verbal IQ in Adoptive and Biological Families in the National Longitudinal Study of Adolescent Healf // Behavior Genetics. 2000. Vol. 30. № 6, November. P. 487−495.

14. Posthuma D., Neale M.C., Boomsma D.I., de Geus E. J. C. Are Smarter brains Running Faster? Heritability of Alpha Peak Frequency, IQ, and Their Interrelation. // Behavior Genetics, 2001. Vol. 31, № 6, November. P. 567−579.

15. Reitveld M.J.H., Van Baal G.C.M., Dolan C.V., Boovsma D.I. Genetic Factor Analyses of Specific Cognitive Abilities in 5-Year-Old Dutch Childreen. // Behavior Genetics. 2000. Vol. 30. № 1, 2000. P. 29−40.

Ростовский государственный университет

Статья поступила в редакцию 20.10.03

Сведения об авторе

Г. Ростов-на-Дону, 344 058, ул. Югова, д. 24.

E-mail: vorobiova@rnd.runnet.ru

Воробьева Елена Викторовна, психолог, канд. психол. наук, доцент, кафедра психофизиологии и клинической психологии РГУ

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector