22 Аттракция

Вопрос 22. Аттракция и психологическая совместимость как феномен межличностных отношений

Аттракция.

Аттракция — притяжение, расположенность, взаимная симпатия. Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения меду людьми, взаимной симпатии. Это прежде всего эмоция, имеющего своим предметом другого человека. Можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека. Во многих работах выявилась связь с «помогающим поведением». Выделены различные уровни аттракции симпатия, дружба, любовь. Аттракция зависит от характеристик общения, субъекта, объекта.

Объяснительные модели.

  1. Исследования Дж. Морено и Т. Ньюкомба.

Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено и Ньюкомб.

Внимание, уделяемое этому феномену, привело к появлению многочисленных и разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный характер. Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.

  1. Аттракция как аттитюд.

Новая волна исследований сформировалась на гребне очередного детища социальных психологов — аттитюда. Аттракция стала рассматриваться как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента: когнитивный (представления о человеке), аффективный (чувства к человеку) и поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком).

8 стр., 3622 слов

Акмеология — новое направление междисциплинарных исследований человека

Акмеология - новое направление междисциплинарных исследований человека Социокультурный контекст развития акмеологии На исходе XX века и в преддверии третьего тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем (экологических, демографических, социальных) особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей связан с ...

Причем, как правило, подчеркивалась взаимозависимость каждого из этих компонентов.

  1. Теории баланса.

В теоретических построениях доминировали идеи симметрии, баланса и соответствия между ними. Например, в теории баланса утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним, т. е. любят своих друзей и ненавидят врагов. Теория баланса наряду со всеми ее достоинствами имела существенный недостаток — одномерность трактовок, такую связь с реальной жизнью, можно вообразить универсальное действие, приводящее вне зависимости от контекста, динамики отношений к неизбежной аттракции.

  1. Модели подкрепления.

В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться модель подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, в отношении к ним и формируется аттракция.

Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Берне и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.

19 стр., 9260 слов

Особенности отношений межличностной значимости в условиях общеобразовательной школы

Содержание Введение Глава I. Теоретические основы отношений межличностной значимости в условиях общеобразовательной школы 1.1 История разработки отношений межличностной значимости в психологии 1.2 Своеобразие отношений межличностной значимости в условиях общеобразовательной школы Глава II. Экспериментальное исследование отношений межличностной значимости в общеобразовательной школе 2.1 Программа ...

Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:

  1. Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.
  2. Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные — с наказанием.
  3. Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна — при возникновении негативных чувств.
  4. Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели. К тому же анализ эмпирики человеческих отношений показывает наличие довольно строгой зависимости между поощрением и характером эмоциональных отношений. В частности, практически все рекомендации, сформулированные Дейлом Карнеги, обладают стимульно-реактивной природой, подчиняясь формуле «поощряй другого».

В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

  1. Теории обмена.

Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат / приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии — человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются — отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

13 стр., 6044 слов

Межличностная аттракция и ее влияние на отношение между людьми

Содержание Введение 1. Общая характеристика аттракции и ее проявлений в межличностных отношениях 1.1 Понятие аттракции в социальной психологии 1.2 Межличностная аттракция как механизм социальной перцепции 1.3 Факторы межличностной аттракции 2. Исследование влияния межличностной аттракции на отношения между людьми по методу З. Рубина «Шкалы любви и симпатии» 2.1 Описание тестовой методики 2.2 ...

Наряду с Хомансом развитие идей социального обмена связано с разработками Тибо и Келли — авторами теории взаимозависимости. Согласно подходу Тибо и Келли, самым важным условием любого диадического взаимодействия обмен вознаграждениями (положительное подкрепление) и издержками (отрицательное подкрепление).

Таким образом, согласно предположениям необихевиористов, чтобы отношения развивались и поддерживались, партнеры должны получать друг от друга и от самого процесса взаимодействия как можно больше поощрений и как можно меньше издержек. Авторы предполагают, что взаимодействующие стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов (андр.богом).

По мнению Тибо и Келли вознаграждения и издержки, получаемые партнерами по взаимодействию в итоге, зависят от внешних и внутренних факторов. Одной из экзогенных детерминант вознаграждений и издержек в социальных отношениях является дистантность. То есть партнеры, находящиеся на расстоянии затрачивают большее усилий на поддержание взаимодействия, соответственно сталкиваются с большим количеством издержек. Комплементарность является еще одной экзогенной переменной, которую рассматривают авторы. Они полагают, что образование диады проще дается тем сторонам, которые способны вознаграждать друг друга с наименьшими издержками для себя. В таких отношениях исходы являются позитивными для обоих, так как издержки для обоих участников низкие, а вознаграждения высоки. В отличие от эндогенных факторов, экзогенные возникают в ходе взаимодействия как его продукт, определяющие, будут ли планируемые исходы действительно достигнуты.

3 стр., 1275 слов

Все факторы классифицированы по ряду признаков, основным из которых является характер взаимодействия с человеком.

Что такое санитария? Санитария (от латинского sanitas — здоровье) — это комплекс мероприятий, направленных на претворение в жизнь требований гигиены и предотвращающих действие на работающих вредных производственных факторов. Выполнение санитарно-гигиенических мероприятий — одно из условий, обеспечивающих сохранение безопасности, здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Гигиена и ...

Авторы теории говорят о том, что у каждого индивида есть два стандарта, с которыми он сравнивает исходы взаимодействия. Одним из них является уровень сравнения индивида. Под этим уровнем понимается средняя величина позитивных исходов, которые он имел в своих предыдущих отношениях с другими. Исход расценивается как благоприятный, если он выше среднего уровня. Вторым стандартом является уровень сравнения альтернатив. Под ним понимается лучший исход, который человек может получить в ходе взаимодействия. Таким образом, индивид предпочтет то взаимодействие, в ходе которого он получит наибольшее вознаграждение

Еще одной теорией, часто привлекаемой к объяснению межличностной аттракции, является теория равенства. Она связана с рассмотрением двух типов ситуаций:

  • Взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения).
  • Обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба).

В обеих ситуациях теория равенства постулирует, что люди стремятся к справедливому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Адамсу, равенство между двумя индивидами, А и Б имеет место тогда, когда вклад и полученный результат, А равен вкладу и полученному результату Б. Человек выводит своеобразную пропорцию того, что он должен вложить в данные отношения и что должен учить в итоге. Эта пропорция соотносится с пропорциями других участников взаимоотношений. Если пропорции равны, то распределение ресурсов считается справедливым и честным, и наоборот. Таким образом, взаимоотношения рассматриваются как равные, если все участники пропорциональны в их вкладе и полученных результатах взаимоотношений. Эта пропорциональность обычно определяется как правило справедливого распределения, введенное Хомансом.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 ...

Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обоснованной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. В реальной жизни процесс выведения пропорции справедливости в распределении ресурсов связан со многими сложностями, в том числе с динамикой оценки собственного вклада, субъективными ожиданиями, попытками «переиграть» партнера и т. п. Отчасти эта проблема решается при помощи стандартов распределения, принятых в обществе и выступающих в виде социальных норм. Среди них обычно выделяют:

  1. Нормы равенства, такие, как правило, справедливого распределения.
  2. Нормы социального благосостояния, выражающиеся в правиле пропорционального распределения ресурсов в соответствии с потребностями.
  3. Нормы равновесия, проявляющиеся в правиле равного распределения.

Эти социальные нормы у отечественного читателя могут вызвать известную ассоциацию с недавним прошлым и связанными с ним проблемами. Более того, данная теоретическая конструкция равенства еще раз демонстрирует сложное переплетение различных психологических факторов, их процессуальный и динамический характер. Одновременно приведенный анализ показывает сложность соотношения статического и динамического компонентов человеческого поведения. Тем не менее, без определения относительно стабильных факторов становится невозможным построение какого-либо прогноза и какого-либо устойчивого эмпирического основания.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

  1. Факторы возникновения.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (не связаны с взаимодействием) и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

  1. Внешние.
  • Степень выраженности у человека потребности в аффилиации. Потребность в аффилиации (Генри Мюррей) — потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Наоборот — постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. В этом случае она усиливает привлекательность другого человека, особенно на первом этапе знакомства.
  • Эмоциональное состояние партнеров по общению — если хорошее настроение распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. В ситуации угрозы мы стремимся симпатизировать другим людям. Влияют различные факторы внешней среды.
  • Пространственная близость — чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Влияет и на продолжительность отношений (прекращение отношений под воздействием пространственной разделенности).

    Люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде, пользуются сходной социальной инфраструктурой. Роберт Зайонц — неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего (то, что знакомо, нравится больше).

  • Частота контактов— насколько часто пересекаются пути
  1. Внутренние.
  • Физическая привлекательность. 1 — красота является подкрепляющим стимулом (бихев.), 2 — более коммуникабельны из-за условий социализации, 3 — повышает уровень привлекательности своего партнера, 4 — эффект ореола. Успех на начальном этапе.
  • Демонстрируемый стиль общения: один стиль нравится, другой — нет. Нравятся: щедрые, великодушные, энтузиасты, живые, коммуникабельные, решительные. Не нравятся: самовлюбленные, высокомерные, заносчивые; догматичные, постоянная склонность не соглашаться, противоречивы собеседнику; двуличные, неискренние.
  • Фактор сходства между партнерами по общению — нам нравятся и мы скорее нравимся тем людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе принцип когнитивного соответствия (люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности).

    Не всегда (одно рабочее место).

    Некоторые факторы усиливают воздействие сходства на аттракцию:

— число вопросов по которым люди достигают согласия

— важность, значимость тех или иных взглядов

— взаимность

  • Выражения личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка) — аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь — на отрицательные. Зависит от того, как интерпретируются положительные действия (атрибуция).

    Сообщения воспринимаются как поддержка:

— обращение к партнеру по имени

— комплименты с небольшим преувеличением положительных качеств

— прямое признание (согласие и прямое об этом сообщение)

— выражение положительных чувств к тому, что было сказано

— выражение благодарности

Сообщения воспринимаются как отказ в поддержке:

— уход от обсуждения

— безличные предложения

— прерывание говорящего

— противоречие между вербальным и невербальным содержанием (неконгруэнтность)

  • Нам нравятся те, кому нравимся мы.
  • Теория дополняющих потребностей Р. Винча (противоположные люди дополняют друг друга)
  1. Аттракция и психологическая совместимость.

Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979).

Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Встречающиеся в научной литературе попытки классификации разнообразных исследований, в той или иной мере касающихся совместимости, пока что далеко еще не совершенны, однако отдельные из них заслуживают хотя бы краткого здесь упоминания.

Мы имеем в виду прежде всего классификацию, предложенную М. Шоу [Shaw, 1981], согласно которой выделяются два типа межличностной совместимости:

  • потребностная совместимость — предполагается, что в одних случаях в ее основе лежит сходство в потребностных характеристиках партнеров, тогда как в других речь идет либо о комплементарное™ этих характеристик, либо о каких-то более сложных, комбинированных их сочетаниях;
  • поведенческоя совместимость — предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними.

Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области межличностной совместимости и применительно к ней до сих пор является, пожалуй, наиболее ярким примером эмпирико-прикладного воплощения научных идей. Другое дело, насколько адекватен этот подход существу изучаемого явления. Из работ, выполненных в рамках потребностной совместимости, назовем также выдвинутую много лет назад гипотезу комплементарности Р. Винча. Гипотеза предполагает, что совместимость людей базируется на принципе взаимодополнительности их потребностей. Согласно Р. Винчу, диада совместима, если один из ее членов склонен, например, к доминированию, лидированию, а другой — к подчинению, принятию роли ведомого. Ученый проводил свои исследования в супружеских парах. Однако в дальнейшем его идеи нашли приложение в работе с многими иными типами диад.

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н. Н. и А. Н. Обозовыми. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:

  • структурный — в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;
  • функциональный — совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;
  • адаптивный — в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.