( W.Henning, 1963 )
Успешность учебной деятельности определяется рядом психологических факторов, среди которых немаловажную роль играют мотивы учения.
С помощью методики изучения школьной мотивации (W.Henning) можно охарактеризовать уровень и структуру заинтересованности подростка учебой в школе. Для этого обследуемому предъявляется двадцать восемь пар утверждений-мотивов, каждое из которых он должен оценить по четырех бальной шкале ( от 0 до 3).
Двадцать восемь пар утверждений – результат попарного комбинирования восьми утверждений, предъявляемых семь раз в разных сочетаниях, которые характеризуют восемь видов мотивов: мотив долга, учительского одобрения, родительского одобрения, групповой ориентации, честолюбивый, прагматический, познавательный, эмоциональный. Максимальное количество баллов, полученное по одной шкале – 21.
Подростка следует отнести к группе риска, если уровень мотивации к учебе признается низким. Это происходит в случае, когда ни по одной шкале сумма баллов не превышает 14 ( то есть, двух третей от максимально возможного количества).
Методика изучения школьной мотивации
Постарайся ответить как можно откровеннее на вопросы о причинах, побуждающих тебя учиться. Предлагаемые для ответа варианты возможных причин нужно оценить по трехбалльной системе:
3 – большое
2 – среднее
1 – малое влияние данной причины на процесс учебы
0 – данная причина не имеет для тебя никакого значения.
1а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей.
2а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям.
3а. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества.
4а. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое.
5а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям.
6а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей.
7а. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества.
Психофизиология мотивации
... устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая ... активность нейронов различных уровней мозга — в регулярную. Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов у нейронов различных ...
8а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям.
1б. Учусь потому, что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие, интересен сам процесс школьной жизни.
2б. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех.
3б. Учусь, чтобы будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить.
4б. Учусь потому, что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие, интересен сам процесс школьной жизни.
5б. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям.
6б. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех.
7б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое.
8б. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех.
9а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям.
10а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям.
11а. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех.
12а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям.
13а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей.
14а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям.
15а. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех.
16а. Учусь, чтобы будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить.
17а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям.
18а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей.
9б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое.
10б. Учусь, чтобы будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить.
11б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое.
12б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества.
13б. Учусь, чтобы будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить.
14б. Учусь потому, что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие, интересен сам процесс школьной жизни.
15б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества.
16б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое.
17б. Учусь потому, что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни.
18б. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям.
19а. Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям.
20а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям.
21а. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех.
22а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей.
23а. Учусь, чтобы наш класс по успеваемости был впереди всех.
24а. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества.
25а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям.
26а. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас ... детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и ... Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ...
27а. Учусь, чтобы будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить.
28а. Учусь, чтобы мои знания в дальнейшем были полезны обществу, людям.
19б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества.
20б. Учусь, чтобы будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить.
21б. Учусь потому, что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни.
22б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое.
23б. Учусь, чтобы будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить.
24б. Учусь потому, что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни.
25б. Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое.
26б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества.
27б. Учусь потому, что уроки мне нравятся и доставляют удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни.
28б. Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей.
«Ключ» к методике изучения школьной мотивации
1. Мотив долга: 5а, 8а, 12а, 17а, 20а, 25а, 28а.
2. Мотив родительского одобрения: 1а, 6а, 13а, 18а, 22а, 26а, 28б.
3. Мотив учительского одобрения: 2а, 5б, 9а, 10а, 14а, 18б, 19а.
4. Мотив групповой ориентации: 2б, 6б, 8б, 11а, 15а, 21а, 23а.
5. Честолюбивый мотив: 3а, 7а, 12б, 15б, 19б, 24а, 26б.
6. Познавательный мотив: 4а, 7б, 9б, 11б, 16б, 22б, 25б.
7. Прагматический мотив: 3б, 10б, 13б, 16а, 20б, 23б, 27а.
8. Эмоциональный мотив: 1б, 4б, 14б, 17б, 21б, 24б, 27б.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________
(число, месяц, год)
Класс _________________________ Дата обследования__________________
|
А |
|
Б |
|
|
А |
|
Б |
||||||||||||
1. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
15. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
2. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
16. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
3. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
17. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
4. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
18. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
5. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
19. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
6. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
20. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
7. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
21. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
8. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
22. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
9. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
23. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
10. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
24. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
11. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
25. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
12. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
26. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
13. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
27. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
14. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
28. |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов
Н.Г. Лусканова, рац. предложение № 138 от 7.06.1985 г.).
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Разработанный нами способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов включает в себя схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, состоящую из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации предлагается система балльных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30-балльной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного метода можно быстро выявить среди большого контингента учащихся тех детей, которые характеризуются негативным отношением к школе.
Методика может быть использована для исследования эффективности учебно-воспитательного процесса в том или ином классе, для выбора оптимальных условий обучения, для определения готовности детей к школе, для оценки динамики школьной адаптации/дезадаптации.
При необходимости можно использовать либо только детские рисунки, либо только анкету.
Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г. Лусканова, рац. предложение № 138 от 7.06.1985 г.).
СХЕМА ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ
Рисунок ребенка рассматривается нами как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать (см. Л.Н. Бачерикова, 1979; Г.Т. Хоментаускас, 1985, 1986).
Исследование эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 году А.М. Шуберт. Полученный материал (свыше 10 тысяч рисунков) показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка — его умом, зрительной памятью, запасом знаний (что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка), сколько его эмоционально-волевой сферой — настроением, интересами, активностью и т.п.
Например, было выявлено, что подвижные дети чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных детей отличаются крупным форматом, яркостью красок и, наоборот, робких, астеничных — бесцветностью и мелкостью изображения; у эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; плотное закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства у ребенка (см. А.М. Шуберт, 1928; 1929).
Прежде чем разработать систему оценки детских рисунков, мы провели специальное исследование, в котором рисунки использовались в качестве вспомогательного иллюстративного материала, а основу составляли объективные психодиагностические данные.
В нашем исследовании мы пытались разработать эффективные критерии для оценки детских рисунков. В связи с этим мы не только судили о ребенке по его рисункам, но и, зная индивидуальные особенности детей, проводили анализ их рисунков.
Всего было рассмотрено более 2 000 рисунков младших школьников. Рисунки были как на свободную, так и на заданную тему. Предлагались следующие темы: «Что мне нравится в школе», «Что мне нравится дома», «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Мои желания», «Мои друзья и я», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Добро и зло», «Самое красивое», «Самое интересное», «Как я провел каникулы», «Какой мне хотелось бы видеть школу», «Что мне не нравится в школе» и другие.
Некоторые, наиболее значимые для нас темы, например «Школа», повторялись в разных вариантах несколько раз в год в каждом классе. Это позволяло выявить динамику отношения ребенка к школе и изменения в самом рисунке.
При анализе рисунков оцениваются следующие показатели
1. Соответствие заданной теме (если рисунок был не на свободную тему).
2. Сюжет (что именно изображено).
3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
4. Цветовое решение.
5. Динамика изображения.
6. Правильность рисунка.
7. Законченность рисунка.
Техника и манера исполнения рисунка принимались во внимание, если они свидетельствовали о каких-то психологических свойствах учащихся.
В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА
Приведем примерную схему оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
Если рисунок не соответствует заданной теме, то при количественной обработке проставляется 0 баллов.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера — школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов);
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.).
Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).
При изучении школьной мотивации учащихся рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение учебного года. Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
Иногда по рисункам детей можно судить не только об уровне учебной мотивации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.
Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью,повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, рисуют класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п.
Чувствительные, сентиментальныедети обязательно включают в рисунок декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.).
Анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации
Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.
Первый уровень. 25—30 баллов— высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла— хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов— положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов— низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов— негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.
Предъявление анкеты
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
Наталья ЛУСКАНОВА
АНКЕТА
1. Тебе нравится в школе?
— не очень
— нравится
— не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
— не нравится
— бывает по-разному
— нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
— часто
— редко
— не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
— мало
— много
— нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся
— не очень
— не нравится
КЛЮЧ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса |
Оценка за 1-й ответ |
Оценка за 2-й ответ |
Оценка за 3-й ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок — показатели деятельности второй сигнальной системы. Автореф. канд. дисс. М., 1979.
2. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990.
3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, 1986, № 1.
4. Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореф. канд. дисс. М., 1985.
5. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку. В сб.: Психопатология и психопрофилактика детского возраста. /Под ред. В.А. Гиляровского. М.: Изд-во Мосздравотдела, 1929.
6. Шуберт А.М. Рисунок аномального ребенка как материал для психологической характеристики. В сб.: Основные проблемы педологии в СССР. М., 1928.