Лекция #5. Организация психологического исследования

Отрасль психологии, занимающаяся разработкой и исследованием методов получения эмпирических психологических знаний, называется психодиагностика. Метод — это общетеоритический и технологический принцип получения какого-то вида эмпирических психологических данных. В психологии есть методы беседы, тестирования, наблюдения, эксперимент, етк. Методика — это частный конкретный способ получения эмпирического материала, разработанный в рамках определённого метода.

Требования к экспериментальным психологическим методикам. Ещё в начале 20-го века В.И. Бехтерев разработал два требования: — простота — любой психологический, диагностический инструмент должен предполагать минимальные требования к подготовке и обучению испытуемого. — надёжность — это способность методики демонстрировать сходный результат в повторном тесте.

Позднее американский психолог Хана Анастази разработал ещё два требования: — портативность — применимость методики к максимально широкому кругу испытуемых вне зависимости от их возраста, культурной принадлежности и т.д. — валидность — способность методики измерять то, что она должна измерять.

В психологии принято основными методами считать метод эксперимента и наблюдения. Остальные — вспомогательные. Эксперимент может быть естественный (полевой) и лабораторный. Эксперимент может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека. Формирующий выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определённых качеств.

Стратегии психологического исследования. В ходе психо-го исследования могут изучаться одни и те же люди и только один раз — метод срезов. Для изучения развития того или иного качества используется лонгитюдный метод — исследование в течение долгого времени. В возрастной психологии для сокращения времени эксперимента проводят последовательные исследования.

В экспериментальном исследовании могут быть решены три самостоятельные экспериментальные задачи: 1) оценка влияния. Айзенг предложил в качестве стандарта психологического исследования использование контрольных групп: одна экспериментальная — в ней проводятся все запланированные воздействия и регистрируются интересующие показатели, вторая контрольная — в ней воздействие не производят, но регистрируют те же показатели, что и в экспериментальной группе. 2) исследование различий. Для решения этой задачи привлекается сразу несколько выборок, различающихся по объективным показателям. Например, выборка по гендеру, возрасту, етк. 3) исследование взаимосвязей. Для этого фиксируются сразу несколько показателей, а затем статистическими методами исследуются взаимосвязь между ними.

10 стр., 4601 слов

Методы математического развития

... Проанализировать все методы и приёмы в педагогическом воздействии. Предмет исследования: использование методов и приёмов для математического развития дошкольников. Объект исследования: методы математического развития дошкольников. Актуальность ... числами, а не простого запоминания результатов вычислений. Суть разрабатываемой И.Г.Песталоцци методики заключалась в переходе от простых элементов счёта к ...

Наблюдение.

Виды наблюдения: — систематическое (когда есть план); — несистематическое. Другое: — сплошное; — выборочное. По наличию наблюдателя: — включённое — наблюдатель, включённый в группу; — невключённое — когда наблюдатель есть, люди начинают вести себя по-другому.

Психологический тест — это стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психологических и личностных характеристиках, знаниях, умения и навыках испытуемого.

Требования к идеальному тесту: — минимальное количество задания; — соответствие целевой группе, на которую он рассчитан; — адаптация теста.

Анектирование. Бывают анкеты: 1. составленные из прямых вопросов, направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемого. 2. селективного типа — на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, из которых испытуемый должен выбрать свой; 3. анекты-шкалы — испытуемый должен проанализировать каждое из предложенных высказываний.

Вторичные экспериментальные эффекты, или артефакты. 1. Эффект Милгрема — зависимость действий испытуемого от наличия влиятельного лица. 2. Оттеровский эксперимент — изменение поведения испытуемых из-за самого факта участия в эксперименте. 3. Эффект плацебо — положительный лечебный эффект, который связан с бессознательным психологическим ожиданием пациента. 4. Эффект Розенталя (Пигмалиона).

5. Эффект Ферера-Бармена — согласие с человеком, имеющим авторитет. 6. Эффект доктора Фокса. Заключается в том, что прекрасная, выразительная речь лектора может полностью завуалировать всю бессмысленность его материала. 7. Дуэльный эффект — радикальное изменение поведения испытуемых, если они находятся в состоянии соревновательности. Для того чтобы минимизировать действие вторичных эффектов, в психологии используют слепой и двойной слепой методы исследования. Слепой — когда испытуемый не знает, на что его проверяют. Двойной слепой — когда даже исследователь не знает, что будет исследовать.