· А – жесткий стиль решения конфликтов (конкуренция, соперничество).
Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
· Б – примиренческий стиль (сотрудничество).
Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
· В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
· Г – мягкий стиль (сглаживание).
Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
· Д – уходящий (избегание).
Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
10.2. Практическая работа «Конфликты»
Задание: внимательнопрочитайте описания конфликтных ситуаций, представленных в таблице и определите тип и причину данного конфликта в соответствии с классификациями в лекциях.
№ | Ситуация | Тип конфликта | Причина конфликта |
1 | На отдел выделили один новый компьютер. А сотрудников в отделе четверо | ||
2 | Начальник цеха объясняет низкую производительность цеха тем, что ремонтная служба не способна быстро ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы, винит кадровую службу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждались ремонтники. | ||
3 | Отдел сбыта настаивает на производстве разнообразной продукции, потому что это повышает привлекает покупателей. А производственному подразделению легче работать, когда продукции менее разнообразна. | ||
4 | Руководство не довело до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, призвана не “выжимать соки” из рабочих, а увеличить прибыль компании. Работники отреагировали замедлением темпа работы. | ||
5 | Подчиненный считает, что всегда имеет право на выражение своего мнения и выражает его. А его руководитель считает, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят. | ||
6 | На заводе три цеха.
Выделены средства на расширение производства, но они ограниченны и могут быть предоставлены только одному подразделению |
||
7 | Высокообразованный персонал отдела исследований ценит свободу и независимость. А их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных и контролировать их. | ||
8 | Преподаватель не может оправить ответы по олимпиаде для проверки. Потому что студенты не решили эти задачи. | ||
9 | У работника появилась внутренняя неудовлетворенность недостаточным уровнем заработной платы. | ||
10 | Заведующий отделом в магазине требует, чтобы продавец все время находился в зале и работал с покупателями. Позже этот же заведующий высказал недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. | ||
11 | При обсуждении на собрании возможности увеличить объем продаж, большинство считало, что этого можно добиться путем снижения цены. А один работник был твердо убежден, что это уменьшит прибыль и создаст мнение, что их продукция по качеству хуже и высказал своё мнение. | ||
12 | Руководители отделов борются за ограниченное время использования оборудования.
Каждый из них считает, что он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю |
||
13 | Непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией предприятия из-за неравномерного премирования работников. | ||
14 | Один сотрудник захочет заработать побольше, делая сверхурочную работу и перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое “чрезмерное” усердие как негативное поведение | ||
15 | Руководителю необходимость наказать сотрудника и остаться с ним в дружеских отношениях, поскольку они дружат семьями. | ||
16 | Начальник цеха дал бригадиру указание увеличить выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса | ||
17 | Руководитель предпринял дисциплинарные меры, которые непопулярные в глазах подчиненных. Тогда коллектив нанёс ответный удар — изменил отношение к руководителю и, снизил производительность труда. | ||
18 | Из-за опоздания одного студента всю группу оставили на дополнительное занятие после пар. | ||
19 | Подросток не убирает на место свои вещи, что очень раздражает мать.
Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. |
||
20. | Сотрудник стоял в пробке и опоздал. Начальник недоволен, потому что пришел клиент, а сотрудника не было на рабочем месте.. Сотрудник извинился перед клиентом и начальником, заверив, что такого не повторится |
10.3. Распределите по предложенным группам действия в конфликте:
Критически оценивать партнёра. Устанавливать общие точки зрения. Предписывать плохие намерения. Искать решение устраивающее обоих. Демонстрировать превосходство. Обвинять. Выяснить, как другой человек понимает конфликт и его причину. Признавать друг друга. Перекладывать ответственность. Слушать, не перебивая. Игнорировать интересы партнёра. Демонстрировать понимание. Описать конфликт, как вы его видите. Преувеличивать свои заслуги. Уменьшать заслуги партнёра. Чётко формулировать предмет конфликта. Выяснить, что вас разъединяет. Раздражаться, кричать, нападать. Задевать «болевые точки». Обрушивать старые претензии.
В конфликтной ситуации … |
|
НУЖНО | НЕЛЬЗЯ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО «ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
№ | Виды | Примеры |
1 | Формальные индивидуальные | |
2 | Формальные групповые | |
3 | Неформальные индивидуальные | |
4 | Неформальные групповые |
Совещание, деловая беседа, собеседование при приёме на работу, планёрка, служебная записка сотрудника, корпоративный праздник, переговоры, общее собрание коллектива, публичное выступление руководителя, беседа сотрудниц в перерыве.