Темперамент и способности

РЕФЕРАТ

по курсу «Психология»

по теме: «Темперамент и способности»

1. Темперамент и его характеристика

Поведение человека зависит не только от его направленности и характера, но и от темперамента, т.е. такого психологического свойства личности, в котором проявляется динамика протекания психических процессов и проявления других свойств личности.

В основе всей психической деятельности человека, как известно, лежат два процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга, обеспечивающая образование и оживление условнорефлекторных связей, на основе которых приходят в действие механизмы памяти, мышления и т.д. Торможение — это процесс затухания корковых связей, прекращения активности нервных клеток и центров, на основе которого происходит забывание, ослабление внимания и т.п.

Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются сила, равновесие и подвижность. Сила нервных процессов служит показателем работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы. Под силой возбуждения понимается способность нервных клеток и центров коры головного мозга к замыканию связей и активизации этих связей в самых различных условиях. Человек с сильным процессом возбуждения может долгое время напряженно работать, преодолевать большие психические и физические нагрузки. У человека со слабым возбуждением корковые связи в неблагоприятных условиях не активизируются. Для него характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и медленное восстановление сил.

Равновесие нервных процессов — это соотношение силы возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенными или неуравновешенными — один процесс может быть сильнее, чем другой. Подвижность — это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.

Различное сочетание силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения характеризует специфические типы высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствуют свои особенности протекания психических процессов. В зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности, которым соответствует четыре вида темперамента

5 стр., 2380 слов

Интегративная и координационная деятельность нервной клетки

... нервной клетки устанавливать многочисленные синаптические связи с различными нервными клетками. Благодаря этому одна нервная клет­ка может участвовать в нескольких различных реакциях, пере­давать возбуждение ... иррадиацию возбудительного процесса в центральных нервных образованиях.   Процессы конвергенции заключаются в схождении различ­ных импульсных потоков от нескольких нервных клеток к одному ...

Особенности динамики поведения

Вид темперамента

Тип высшей нервной дея тельности

Особенности нервных процессов

По силе

по равновесию

по подвижности

Активный

сангвиник

сильный

сильные

Уравновешенные

подвижные

Экспансивный

холерик

безудержный

сильные

Неуравновешенные

подвижные

Спокойный

флегматик

инертный

сильные

Уравновешенные

малоподвижные

Подавленный

меланхолик

слабый

слабые

Неуравновешенные

малоподвижные

При изучении особенностей темперамента следует иметь в виду, что тип высшей нервной деятельности не тождествен темпераменту. Первое — понятие физиологическое, второе — психологическое. Тип высшей нервной деятельности, который наследуется человеком, составляет физиологическую основу темперамента. В процессе жизни, под влиянием социальной среды этот тип претерпевает изменения, превращаясь в фенотип. темперамент зависит не только от физиологического механизма, но и от духовного облика человека, его внутреннего содержания, направленности, характера, привычек. Поэтому характеристика того или иного вида темперамента дается как через раскрытие типа высшей нервной деятельности (силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения), так и через описание его психологических особенностей.

Вид темперамента, в свете современных представлений, — это определенная совокупность его психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей. Основными психологическими свойствами темперамента являются следующие.

Сензитивность (чувствительность).

Она определяется наименьшей силой внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию человека, а также скоростью ее протекания.

Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Активность — степень энергичности человека при воздействии на внешний мир и преодолении препятствий на пути к цели. Соотношение реактивности и активности определяется тем, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний, случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакций проявляется в скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпе речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума. Пластичность — насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям. Ригидность — свойство, противоположное пластичности. Она проявляется в том, насколько инертны и косны поведение человека, его привычки, суждения.

Экстраверсия — интраверсия: от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интраверт).

Эмоциональная возбудимость — насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

На этой основе дается и психологическая характеристика различных видов темперамента и их проявлений.

Сангвиник. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность, уравновешенность. Пластичность, экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций. Внешне, в реакциях и действиях, этот вид темперамента проявляется в том, что сангвиник, как правило, подвижен, активен, впечатлителен, быстро запоминает учебный материал, обычно жизнерадостен. Отрицательным у сангвиника может быть отсутствие усидчивости,настойчивости, склонность к разбрасыванию — не доводить начатое дело до конца.

Холерик. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность с преобладанием реактивности. Ригидность. Экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакции. Внешне эти особенности проявляются в том, что холерик решителен, быстро схватывает обстановку и энергично решает задачу, инициативен, способен внести «живинку» в дело и т.д. Вместе с тем холерик отличается неуравновешенностью, с трудом сдерживает себя, вспыльчив, в действиях и поступках бывает резок, склонен к грубости, может быть нетерпимым, раздражительным, всегда всем недовольным, брюзжащим.

Флегматик. Пониженная сензитивность. Низкая реактивность и высокая активность. Ригидность. Интравертированность. Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакции. В поведении флегматик обычно уравновешен и редко выходит из этого состояния. Работоспособен, способен к большому напряжению, взявшись за дело, доводит его до конца. И.П.Павлов говорил, что флегматики — труженики жизни, они могут одинаково успешно выполнять и интересную, и малоинтересную работу. Отрицательные стороны флегматика: он медлителен, малоподвижен, что ярко проявляется в мышлении и поведении; решая задачу, долго ее обдумывает, может быть пассивным, безразличным к делам коллектива.

Меланхолик. Повышенная сензитивность. Невысокая реактивность и активность. Ригидность. Интравертированность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций. Замедленный темп реакции. Меланхолик склонен к самоуглублению, часто замкнут, малообщителен, легко уязвим, мнителен, движения и жесты неуверенные, характеризуются низкой работоспособностью, особенно в неблагоприятных условиях. К положительным чертам меланхолика следует отнести высокую чувствительность органов чувств, восприимчивость к воспитательным воздействиям, душевность, он может тонко понимать людей, умеет выслушать, посочувствовать, помочь товарищу.

В чистом виде темпераменты не встречаются. Их отдельные черты, как правило, сочетаются. По преобладающим чертам судят о том или ином виде темперамента. Каждому из них присущи свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому не должно быть предвзятого отношения к людям, обладающим определенным видом темперамента. О человеке судят не по темпераменту, а по результатам его работы.Человек любого темперамента может принести пользу, успешно овладеть профессией, повысить свою квалификацию, если его правильно обучать и воспитывать. В таком случае и темперамент будет претерпевать изменения, так как он не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, неподвижным. Темперамент можно изменять, т.е. развивать положительные черты и устранять отрицательные. У человека с любым темпераментом могут быть развиты высокие общественные свойства и качества личности.

Особенности темпераментов целесообразно учитывать при подборе и расстановке людей по специальностям и должностям. Различные специальности предъявляют свои требования к деловым возможностям человека. И эффективность его деятельности во многом зависит от психологических характеристик темперамента.

Особенно наглядно это видно на примере воинской деятельности. Так, водителю боевых и транспортных машин требуется быстрая реакция, способность к длительному напряжению, уравновешенность, осмотрительность и т.д. И к этой деятельности больше всего пригоден сангвиник. Служба наблюдателя или деятельность снайпера для воина с холерическим темпераментом будет просто невыносимой. Лучше всего справится с обязанностями такого рода воин с флегматическим темпераментом. Летчику-истребителю требуется очень точная реакция в короткие отрезки времени. он располагает секундами, но в эти секунды должен полностью мобилизоваться, отдать максимум сил и выполнить задание. Этим требованиям больше всего соответствует холерический темперамент. Специально проведенным исследованием работы операторов радиолокационных станций установлено, что лучшие результаты показывают воины с сангвиническим темпераментом.

Особенности темпераментов следует учитывать также в учебном процессе. В зависимости от динамических особенностей психики обучаемый так или иначе воспринимает учебный материал. Впечатлительность, сообразительность, готовность, активность в учебе одних и инертность, медлительность, малая продуктивность других в значительной степени зависят от темперамента. А это, в свою очередь, влияет на результаты учебы. Поэтому для глубокого овладения учебным материалом занятия целесообразно строить так, чтобы обучаемые с холерическим темпераментом были заняты активной учебной работой, а флегматики успевали схватывать весь материал; чтобы заставить сангвиников быть внимательными к изложению; чтобы привлечь мысли и внимание обучаемых с меланхолическими чертами к содержанию занятия. Для этого обучаемым с темпераментом холерика можно дать дополнительную работу по подготовке и проведению занятий; флегматикам некоторые мысли, положения излагаемого материала повторить; сангвиникам — периодически задавать вопросы, чтобы стимулировать внимание; обучаемых с чертами меланхолического темперамента следует не только стимулировать, но и поддерживать их интерес, уверенность в возможности успешно овладеть учебным материалом.

Особенности темпераментов следует учитывать и в воспитательной работе. В процессе воспитания воспитатель воздействует на психологию воспитуемого, а тот определенным образом реагирует на это воздействие. И результаты воспитания во многом зависят от этих реакций. В духовном облике воспитуемого остаются следы этих реакций. Значит, воспитателю важно так воздействовать на воспитуемого, чтобы вызвать у него положительную реакцию. Но характер реакции зависит не только от внешнего воздействия, но и от темперамента воспитуемого.

В процессе воспитательной работы у сангвиника следует периодичес — 28 — ки возбуждать чувство ответственности за начатое дело, проверять качество выполняемых заданий, т.е. контроль должен быть по существу, а не поверхностный. К воспитуемому с холерическим темпераментом следует предъявлять высокую, систематическую, ровную, справедливую требовательность, не предъявляя при всём этом грубости, невыдержанности, резкости в обращении; давать критическую оценку отрицательным чертам и указывать пути их устранения, преодоления. Флегматик требует систематического контроля, иногда — повышенной требовательности; у него необходимо вырабатывать быстроту реакции, вовлекать в дела коллектива, давая поручения и контролируя их выполнение. По отношению к меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, незаслуженные упреки, так как это особо тонкий, наиболее ранимый темперамент; требуется внимательность, чуткость, педагогический такт.

Учет особенностей темпераментов необходим также в процессе руководства людьми. Дело в том, что особенности темпераментов людей существенно влияют на успех их действий, да и на сам характер действий. И если руководитель, давая людям задание, будет учитывать особенности их темпераментов, то он добьется большего успеха, использует людей более рационально.

2. Способности и их развитие

Люди различаются не только по направленности, темпераменту, характеру, но и по возможностям достижения успехов в труде, т.е. по способностям.

Способности — это совокупность таких индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности. По своей внутренней структуре способности включают внимательность, наблюдательность, свойства памяти, воображения, мышления и т.д. Чем лучше развиты эти особенности, тем выше способности.

Природную основу способностей составляют задатки. Задатками являются благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной системы и организма в целом. Например, свойство слухового анализатора к различению звуков (музыкальный слух); зрительного аппарата к цветоразличению; особенности строения голосовых связок (голос певца); хорошее кровоснабжение мозга, возбудимость и подвижность нервных процессов, телосложение и т.д.

Задатки могут передаваться по наследству. Они облегчают развитие тех или иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Так, например, для развития интеллектуальных способностей большое значение имеют возбудимость и подвижность нервных процессов, быстрота образования и прочность временных связей, скорость образования и переделки динамических стереотипов и др.

Подвижность нервных процессов в умственной деятельности может проявиться в остроумии, оригинальности, умении схватить явления в многообразных связях, в активности ума при встрече с разнообразными затруднениями. Лучшее кровоснабжение мозга способствует хорошей и длительной работоспособности, уменьшению утомляемости, восстановлению нервной энергии и готовности мозга работать. Быстрота и прочность образования временных связей (условных рефлексов) обусловливает быстроту и прочность усвоения новых знаний и навыков.

Быстрота переделки динамических стереотипов обеспечивает возможность быстро изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с новыми условиями.

На базе задатков формируются способности. Они не являются врожденными, по наследству не передаются, а развиваются в процессе жизни и деятельности человека. При этом сами задатки не однозначны, т.е. из них могут получиться различные способности. Все зависит от тех условий, в которые попадает человек с полученными задатками, от той деятельности, в которую он включается на различных этапах своей жизни.

Развитие способностей неразрывно связано не только с врожденными особенностями высшей нервной системы людей, но и с особенностями первой и второй сигнальных систем. Известно, что человек отражает действительность в тесном взаимодействии первой сигнальной системы (ощущения, восприятия и представления) и второй сигнальной системы (мышление, воображение и т.д.) В зависимости от преобладания в работе коры головного мозга первой или второй сигнальных систем И.П.Павлов выделил три «чисто человеческих» типа нервной системы: художественный, мыслительный, средний.

Художественный тип нервной системы характеризуется преобладанием у данного человека первой сигнальной системы и отличается яркостью непосредственных впечатлений, образностью восприятия и памяти, живостью и богатством воображения. Мыслительный тип, наоборот, отличается относительным преобладанием второй сигнальной системы и характеризуется преимущественным значением в деятельности человека процессов мышления, — 30 — т.е. он склонен к анализу и систематизации, более абстрактному и обобщенному восприятию действительности, при недостаточной яркости и живости восприятий отдельных фактов, явлений и событий. Средний тип нервной системы характеризуется уравновешенностью первой и второй сигнальных систем. К нему относится большинство людей.

Следует учитывать, что относительное преобладание той или другой сигнальной системы не предопределяет развитие способностей и не ограничивает возможностей человека в выборе профессии. Нельзя сказать, что представители «художественного типа» обязательно станут деятелями искусства, а представители «мыслительного типа» — учеными, теоретиками. При любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие способностей, ибо в ходе жизни и деятельности психологические особенности непрерывно развиваются и изменяются.

Это говорит лишь о том, что способности не могут быть одинаковы у людей, они так же неповторимы, своеобразны, как и условия их деятельности, что природные задатки многозначны, что на их основе могут развиваться различные способности.

Таким образом, в способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное).

Ведущую роль играет социальный фактор. Поэтому есть все основания утверждать, что способности по своей природе социальны, т.е. зависят от общественных условий.

Способности, являясь индивидуально-психологическим свойством человека, неразрывно связаны, находятся в диалектическом единстве с другими свойствами и качествами личности — направленностью, характером, темпераментом, чувствами, волей, мастерством и др. Решающее влияние на развитие способностей оказывают направленность личности и характера, выражающие общее отношение человека к жизни и труду. Положительное отношение к деятельности порождает необходимую активность в ней, что является важнейшим условием не только выявления, но и развития способностей. Человек, лишенный высоких целей в жизни, живущий мелочными заботами и пустыми развлечениями, не может найти в себе призвания и сил, проявить активность и энергию, необходимые для развития его способностей.

Положительное влияние на развитие способностей оказывают склонность человека, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Обладая большой побудительной силой, склонность вызывает активность человека в деятельности, в ходе которой только и происходит развитие способностей. Одаренные люди всегда были страстно увлечены своим делом.

В такой же взаимной зависимости находятся интересы и способности. Человек, имеющий интерес к определенной деятельности, чаще всего проявляет и соответствующие способности, точно так же, как интерес возникает у людей обычно к тому, что легче дается в силу имеющихся способностей. Интерес поэтому можно считать индикатором наличия или отсутствия у человека способности к данному делу. Интерес способствует проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует напряженную учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение делом.

Способности зависят также от воли. Воля — предпосылка того, что человек будет настойчиво трудиться, совершенствоваться и таким образом проявлять и развивать способности. В неразрывном единстве, взаимозависимости находятся способности и мастерство человека как совокупность его профессиональных знаний, навыков и умений. При этом, способности не сводятся к мастерству. Они — не просто высокий уровень знаний, навыков и умений. Сам факт успешного овладения ими ещё не говорит о степени развития способностей. Один человек может быстрее, с меньшей затратой сил, прочнее овладевать знаниями, навыками и умениями, чем другой, хотя показатели в учебе выше у второго. У первого человека более развиты способности, чем у второго, но он не проявляет должной настойчивости в учебе. Иначе говоря, способности — это возможность, а уровень мастерства — действительность. Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, как таковых, а в том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ими. В свою очередь, совершенствование мастерства плодотворно влияет на развитие на развитие способностей.

Таким образом, способности — не обособленное психологическое свойство человека. Они теснейшим образом связаны со всем психическим складом личности. И чем богаче психологический мир человека, тем выше могут развиты его способности.

В общей психологии различают общие и специальные способности. Общие способности — это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности: развитый ум и память, работоспособность и наблюдательность, находчивость и сообразительность и др.

Специальные (профессиональные) способности — это возможности к развитию отдельных психических процессов или узких свойств личности для какого-то конкретного рода деятельности: острота зрения, быстрота реакции, тонкий слух, высокая цветочувствительность, обоняние и др.

По уровню развития различают способности репродуктивные и творческие. Репродуктивные способности характеризуются высоким умением человека усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по определенному образцу. Творческие способности обеспечивают возможность открыть новое, оригинальное.

В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность. Одаренность — наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это благоприятное сочетание общих и специальных способностей. В воинской деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.

Талант — высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание. Так, например, можно говорить о полководческом таланте А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского и др.

Гениальность — исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение. Гений создает новую эпоху в своей области. Так, например, в естественных науках гениальными были И. Ньютон, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, А. Энштейн; в истории языка и литературы — В. Шекспир, В. Гете, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой; в развитии музыки — В. Моцарт, Л. Бетховен, П.И. Чайковский.

В своей совокупности общие и специальные способности представляют собой профессиональную пригодность человека, от которой зависит не только его успешная учеба, но и показатели профессиональной деятельности. Очень низкий уровень способностей может послужить основанием заключения о непригодности человека к данной профессии. Поэтому определение способностей призывников (абитуриентов) — одна из важных задач профессионального отбора молодежи в учебные подразделения (заведения).

Как показывают исследования, проведенный отбор повышает успеваемость в среднем на 0,5 балла. При этом резко сокращается отсев обучаемых и снижаются общие затраты на их подготовку (примерно на 20-30%).

Важно не только определять способности, но и постоянно их развивать у обучаемых. Прежде всего следует уделить внимание совершенствованию тех психических познавательных процессов (память, воображение, внимание и т.д.), которые необходимы для данной специальности и которые составляют внутреннюю структуру способностей.

Немаловажное значение имеет воспитание трудолюбие и настойчивости в достижении цели, чувства высокой ответственности за учебу, устойчивой профессиональной направленности личности. Даже талантливые люди, чтобы развить свои природные задатки и дарования, должны много и настойчиво трудиться. Опыт показывает, что активное, ответственное отношение к делу, стремление преодолеть трудности, ответственное отношение к делу, стремление преодолеть трудности, успешно овладеть своей профессией стимулируют умственные, физические, технические и другие способности обучаемых.

Большую роль в развитии способностей у обучаемых играет учебный процесс, методика обучения. Задача офицеров не просто вооружить воинов определенной суммой знаний, навыков и умений, но и научить их учиться, самостоятельно добывать знания, развивать у них соответствующие способности. Это достигается тогда, когда на занятиях учебный материал излагается не повествовательно, не в информационно-сообщающем стиле, а проблемно, с использованием исследовательских приемов, с побуждением обучаемых четко и ясно мыслить, сознательно овладевать знаниями, глубоко осмысливать их. Следует учить обучаемых искусству слушания лекций. Чрезвычайно важное значение имеет также формирование у них навыков самостоятельной работы над литературой.

Творческая обстановка на занятиях, проблемное изложение учебного материала — необходимое условие развития и упрочнения у обучаемых интереса к учебному предмету, а через него — к избранной специальности. Устойчивый интерес, в свою очередь, перерастает в склонность к профессиональной деятельности, в ходе которой развиваются и соответствующие способности. Опыт и специальные исследования показывают, что невозможно развить способности к конкретному виду деятельности, если у человека нет к нему интереса.

Положительное влияние на развитие способностей у обучаемых оказывает состоятельность, борьба за овладение знаниями. В процессе такой учебной деятельности у обучаемых формируются трудолюбие, настойчивость, совершенствуются интеллектуальные качества, расширяются творческие возможности. Развитию способностей помогает правильная оценка своих положительных качеств и недостатков. Как переоценка, так и недооценка своих сил и возможностей подрывает способности. Офицеры должны тактично показать каждому обучаемому перспективы их дальнейшего совершенствования, их положительные качества и недостатки. При этом не следует преувеличивать недостатки и промахи. Этим можно подорвать уверенность в своих силах, приглушить развитие способностей.

Таким образом, способности раскрывают возможности человека по овладению одной или несколькими видами деятельности, являются важной психологической предпосылкой достижения высоких результатов.

Литература

1. Балин.Л.К. Психология человека. М.: Издательство «Мир», 2005 год

2. Попов Е.В. Психология. Уч. Пособие. М.: 2007 год

3. Коломейцев С.Г. Основы психологии. М.: 2006 год