«Мислення, нтелект, Уява, Мова»

Оглавление

1. Мышление 3

Исследование рефлексивности мышления 3

Исследование аналитичности мышления 8

2. Интеллект 11

Методика «Интеллектуальная лабильность». 12

Тест эффективного интеллекта — 2010. Форма А (ТЭИ-2010.А) 16

3. Воображение 21

Исследование творческого воображения 23

4. Речь 26

Исследование темпа устной речевой деятельности 26

Общие выводы: 29

Список использованной литературы: 29

1. Мышление

Исследование рефлексивности мышления

Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.

Материал и оборудование: бланк с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.

Экспериментатор: Фархутдинова

Испытуемый: Галина, 45 лет. Имеет среднее медицинское образование. По профессии старшая медсестра детского сада.

Особенности: Процедура исследования проводилась вечером, в 21:30. Испытуемая находилась в хорошем настроении, но была немного уставшей, т.к. по хронотипу «жаворонок». К испытанию отнеслась с интересом, охотно выполняла задания, старалась. Но при этом заметила, что «с цифрами ей работать легче, чем с буквами и словами», т.к. это занятие ей привычнее по роду деятельности.

Процедура исследования

Это исследование проводится с одним испытуемым. Перед его началом испытуемому дается бланк с анаграммами, который выглядит следующим образом:

1. л б к о 2. р а я и 3. у п к с 4. г и а р 5. т и г о 6. е р а в ш н 7. р к д е т и 8. а ш н р р и 9. л ф ж а к о 10. р г п у а п 11. о к а м д н р и 12. л г н и з о м е 13. р б к а д о л е 14. л к б у и н а к 15. т о р к т ы а к

Экспериментатор контролирует время решения каждой анаграммы, фиксируя его в протоколе.

Инструкция испытуемому: «Вам будут предложены анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется. Решение записывайте на листе бумаги. Начали!»

После окончания опыта экспериментатор спрашивает испытуемого о том, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли при этом последовательности расположения букв и какие именно. Ответ испытуемого фиксируется в протоколе.

Протокол исследования

Экспериментатор Фархутдинова Дата 5.10.2012

8 стр., 3791 слов

Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм

... под руководством С.Я. Рубинштейн.) Нашей задачей в данной работе было исследование мышления больных с помощью метода пиктограмм. Особенность нашей работы заключалась в ... широко применяется в патопсихологии именно для исследования мышления (Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и др.). Задача исследования. Теоретическая задача исследования заключалась в попытке подвергнуть психологическому анализу ...

Испытуемый Галина

№ анаграммы Время Самоотчет испытуемого о решении анаграмм:

1.блок 17с. «С большим количеством букв решать значительно сложнее. Хотя на одну анаграмму посмотришь, и сразу видишь, что за слово, несмотря, сколько букв в ней, а на другую — и никак слово не складывается. Поэтому решала в разброс, стараясь не зацикливаться на одном, так легче. Подбирала возможные слоги и их сочетания. Последовательности расположения букв не обнаружила, заметила только что их постепенно становиться больше в каждом ряде на 2. Сначала легче было, а под конец стало тяжелей, буквы перед глазами «скакали», поэтому, наверное последние я так долго решала, а некоторые совсем не смогла решить.»

2.ария 25с.

3.пуск 54с.

4.игра 30с.

5.итог 38с.

6.реванш 36с.

7.кредит 45с.

8.шарнир 38с.

9.флажок 26с.

10.группа 58с.

11.командир 97с.

12.- (глинозем) 256с.

13.бракодел 40с.

14. клубника 130с.

15.- (открытка) 245с.

Обработка результатов

В ходе обработки результатов необходимо получить: показатель сформированности рефлексии, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решенных анаграммы.

Чтобы получить показатель сформированности рефлексии за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы. Т.к. испытуемая не смогла решить 2 задачи, ее показатель сформированности рефлексии состовляет — 13 баллов.

Коэффициент сформированности рефлексии определяют путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29 (15 аннаграмм +14 баллов за обнаружение последовательности).

Ксф.реф.= .

Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. Т.к. испытуемая решила не все анаграммы, среднее арифметическое время:

Тср.=

Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм. Для испытуемой показатель ранга соответствует 14 (номер задачи, занявшей наибольшее количество времени и оказавшейся самой трудной).

Анализ результатов

При анализе результатов исследования в первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым задач, выяснить, как содержательно протекал у него мыслительный процесс.

В ходе наблюдения, и по собственной оценке испытуемой, ее стратегию решения можно оценить как формально-алгоритмическую, которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся. При такой стратегии доминирует продуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное регулирование — в смысловом.

Показатель сформированности рефлексии испытуемой — 13баллов из 29 воз

Уровень сформированности рефлексивности мышления устанавливают по таблице, в которой буквой «К» обозначен коэффициент сформированности рефлексии.

«К» Уровень сформированности рефлексивности мышления

7 стр., 3156 слов

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

... до 10 слов. Понимает слово "нельзя" Самостоятельно пьет из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст Понимание речи (Рп) Активная речь ... шаг Частично одевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст Речь активная (Ра) Сенсорное развитие ...

0 — 0,3 0,31 — 0,7 0,71 — 1,0 низкий средний высокий

Коэффициент сформированности рефлексии испытуемой составляет , что является средним показателем.

Среднее арифметическое время решения анаграмм — , что также является средним показателем.

Показатель ранга — 14, одна из анаграмм с наибольшим количеством букв и преимуществом согласных, что говорит о высоком уровне развития свойств мышления, входящих в структуру обучаемости.

Выводы: В ходе исследования был определен уровень сформированности рефлексивности мышления испытуемой. Рефлексия мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. Для решения поставленных задач испытуемая Галина применяла формально-алгоритмическую стратегию решения, которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся. При такой стратегии доминирует продуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное регулирование — в смысловом. Испытуемая решая задачи применяла одну и ту же стратегию перебора возможных сочетаний, но не заметила общей последовательности решения, подходящего для всех анаграмм, т.к. оценивала каждую анаграмму по отдельности, не ища связей с предыдущими. Тем не менее испытуемой, применяя свою стратегию решения удалось решить 13 анаграмм из 15, затратив в среднем на каждую решенную анаграмму , что является среднем показателем уровеня сформированности рефлексивности мышления и говорит о способности испытуемой вырабатывать свою эффективную стратегию решения задач, о достаточном уровне обучаемости, способности усваивать навыки и оценивать свои мыслительные действия.

При анализе следует также учесть особенности возраста и профессиональной сферы. С годами у большинства людей способность к обучению снижается, и мыслительные процессы замедляются. В зрелом возрасте проявляется и половое различие: женщины становятся менее склонными к обучению, нежели мужчины. Для профессиональное сферы испытуемой характерно преимущественное оперирование цифрами. Поэтому в силу особенностей возраста и профессии, в отсутствие консервативных качеств и скептических отношений ко всему новому, а также учитывая полученные результаты исследования, можно дать испытуемой общие рекомендации для улучшения ее способностей к обучению и анализу собственных мыслительных операций.

Во-первых, для развития обучаемости, следует стараться не останавливаться на уже достигнутом, анализировать и искать новые пути решения обыденных задач и в профессиональной и повседневной деятельности. Поиск «нового в старом» может препятствовать деградации мыслительных процессов и способствовать их развитию.

Во-вторых, оценивая поставленные задачи, следует оценивать ситуацию в целом, искать общие черты и признаки между ее компонентами, а затем анализировать каждый по отдельности. Выработка такого рода стратегии поможет научиться оценивать задачу шире, не концентрируясь только на деталях, и тем самым научиться лучше контролировать и оценивать собственные мыслительные действия, обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи.

В-третьих, искать новые области деятельности хотя бы в повседневности, что бы развивать свойства мышления, входящие в структуру обучаемости.

6 стр., 2722 слов

Взаимосвязи обучаемости и метакогнитивных качеств личности

... Вначале этой обработки в соответствии с результатами, полученными по тесту на обучаемость, все испытуемые были разделены на четыре группы. В I группу помещены ... собой достаточно легкий в применении и интерпретации, короткий опросник. Испытуемые должны оценить используемые ими мыслительные стратегии. Опросник метакогнитивной включенности в деятельность (Metacognitive Awareness Inventory). Данный ...

И……..

Список использованной литературы:

1. Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов.Практикум по общей психологи: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. {Электронное издание}

2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2002 — 592 с.: ил.

3. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Владос-Пресс: 2002 г. , 192 стр.

4. Егоров, Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — C. 159-170.

5.

6. testoteka.narod.ru/int/1/05.html