http://www.silakadrov.ru/journal/archive/2010/31/razlichiya-pokolenij:-reczeptyi-vzaimodejstviya/
Авторами теории поколений являются экономист и специалист в области демографии Нейл Хоув и историк, писатель и драматург Вильям Штраус. В одно и то же время независимо друг от друга они взялись за изучение понятия «поколение». В ходе исследования их внимание привлек так называемый «конфликт поколений». Как выяснили ученые, конфликт поколений не связан с возрастными противоречиями. Ведь если бы это было так, все люди, достигая определенного возраста, приобретали бы возрастные ценности, свойственные этому периоду жизни. Однако этого не происходит: дети, достигая возраста своих родителей, не становятся точно такими же, как они.
Хоув и Штраус выявили интересную закономерность: в определенные периоды развития истории у большинства людей сходные ценности.
Ценность – это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности.
В качестве основы своей теории ученые приняли ценности представителей разных поколений. Семейное воспитание и общественные события, происходящие до достижения представителями того или иного поколения 12-14-летнего возраста, формируют впоследствии их базовые ценности. Дети не оценивают события, они просто живут в тех или иных условиях, которые на уровне подсознания становятся их глубинными ценностями. Повзрослев, целые поколения людей живут и действуют под влиянием этих глубинных ценностей.
Поколения и их особенности
В российской действительности теория поколений имеет свою специфику. Рассмотрим подробнее поколения в России и их глубинные ценности.
Поколение GI (поколение победителей)
Сущность культурных ценностей. Культурная экспансия, культурный конфликт
... В наше время наиболее известным примером является распространение американской культуры. Культурный конфликт - критич. стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, ... бескомпромиссностью, преследуюя цели не столько покорения, сколько уничтожения носителей чуждых ценностей. Проблема К.к. неразрывно связана с проблемами культурной толерантности и комплементарности ...
Годы рождения: 1900-1923
Их ценности продолжали формироваться до 1933 года
Исторические события, сформировавшие их глубинные ценности:революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.
Сформировавшиеся ценности:трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений.
Молчаливое поколение
Годы рождения: 1923-1943
Их ценности формировались до 1953 года
Исторические события, сформировавшие их ценности:сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны.
Сформировавшиеся ценности:преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.
Поколение беби-бумеров или бумеров (от слова «бум», которым характеризовали всплеск рождаемости в эти годы)
Годы рождения:1943-1963
Ценности формировались до 1973 года
Исторические события, сформировавшие ценности:советская «оттепель», покорение космоса, «холодная война», единые стандарты обучения в школах, бесплатная медицина.
Ценности:оптимизм, заинтересованность в личном росте и вознаграждении, коллективизм и командный дух, культ здоровья.
Поколение Х (Неизвестное поколение)
Годы рождения:1963-1983
Ценности формировались до 1993 года
Исторические события, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.
Ценности:готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Поколение Y (также именуется поколением Сети и поколением Миллениум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии)
Годы рождения:1983-2003
Их ценности продолжают формироваться и сейчас.
Исторические события, формирующие их ценности:распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий, эпоха брендов. Мобильные телефоны и Интернет – их привычная действительность.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы ...
Ценности:в систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг и ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для представителей этого поколения выходит немедленное вознаграждение.
Стоит отметить, что люди, рожденные на стыке поколений, относятся к переходному или так называемому эхо-поколению. Они обладают ценностями и той, и другой группы.
Сегодняшние пенсионеры – это представители молчаливого поколения и поколения GI. На рынке труда сейчас активны три поколения: беби-бумеры, поколение Х и поколение Y.
От теории к практике
С каждым годом все большее количество компаний в своих стратегиях управления персоналом используют теорию поколений. Предлагаем вам некоторые советы, которые помогут вам найти общий язык с представителями поколений, наиболее активных на современном рынке труда.
Поколение беби-бумеров
Большинство крупных руководителей, бизнесменов, политических деятелей относятся к поколению беби-бумеров. К примеру, руководство нашей республики сейчас по большей части – беби-бумеры: Александр Волков, Виктор Балакин, Александр Ушаков.
Для представителей этого поколения важно:
– уважение их статуса;
– «правильный» внешний вид (соблюдение правил дресс-кода);
– стремление к победе, амбициозные планы.
Чтобы найти подход к партнеру, руководителю или коллеге-беби-бумеру, необходимо:
– сопоставлять свои действия и предложения не только с его личными интересами, но и с интересами его компании, подразделения, отдела и т. п.;
– показывать развитие ситуации и результаты во временной перспективе не только на 1-3 года, но и на больший период (10-20 лет).
Помните, что это поколение росло во времена долгосрочных планов, которые постепенно воплощались в реальности;
– быть с ним в одной команде. Как этого добиться? Чаще употребляйте слово «команда». Взять на себя больше, работать допоздна, выйти на работу в выходные – это не повод просить премию, это норма. К тому же в команду входят те, кому можно доверять. Поэтому важно стать понятным как человек, как личность. Значит, надо рассказывать о себе, своих планах, своих ценностях. Общаться с беби-бумером не только когда есть повод, новость, но и просто так;
Конфликты поколений в современной семье и причины их возникновения
... установками. К этому добавляется также утрата эмоциональной связи между поколениями из-за недостаточного внимания взрослых к детям, вследствие ... влияет не только на утрату эмоциональной связи между поколениями. Дефолт, произошедший в августе 1998 года, сыграл огромную ... стоит у молодых семей. • Нехватка рабочих мест, невозможность найти работу. Это касается молодых мам, выпускников вузов, а также ...
– почаще обращайтесь к нему за советом, так вы продемонстрируете свое уважение;
– всегда приходите на встречу подготовленными и обязательно держите что-нибудь в руках (например, распечатки презентации, цифры отчета, графики и т. п.);
– не произносите слово «проблема», заменяйте его синонимами (например, «трудность»).
Для беби-бумера «проблема» – это поражение, а ему важно побеждать;
– употребляйте слова «модно», «современно», «актуально». Этому поколению важно как можно дольше оставаться в строю, чувствовать себя молодым.
Поколение Х
Поколение Х с их девизом «вся наша жизнь борьба» уже наступает на пятки поколению беби-бумеров, все более решительно смещая их с руководящих позиций. Что нужно знать для успешного сотрудничества с Х-ми?
Для представителя этого поколения важно:
– признание его как личности;
– неформальность общения;
– равноправие.
Чтобы найти подход к представителю этого поколения, нужно:
– интересоваться его интересами (сам он обычно об этом не распространяется), найти и объяснить, как ваши цели связаны с его интересами. К примеру, иксу неважно получение почетной грамоты или знак за выслугу лет, зато для него ценны возможность самому управлять своим временем, обеспечить безопасность себе и своим близким, а также командировки, в которых совмещается работа и отдых;
– давать ему возможность выбора. Это может быть просто выбор места проведения бизнес-переговоров или предоставление возможности решать подписывать тот или иной договор или нет;
– позволять самостоятельно выбирать время для работы, деловой встречи, дату подписания контракта и т.п. (к примеру, предоставление свободного графика работы для подчиненного, относящегося к поколению Х, – отличная мотивация его дальнейшей деятельности);
– четко прописывать систему правил, последствий за их нарушения и поощрений за достижения. В противном случае Х будут постоянно испытывать систему правил и пытаться выйти за ее пределы;
– не забывать о том, что Х не совсем комфортно чувствуют себя в период стабильности (их детство прошло в эпоху перемен, поэтому различные переломные моменты, условия нестабильности – это их стихия).
Иногда если изменений нет, Х неосознанно сами их провоцируют;
– помочь ему почувствовать командный дух. Собственный набор технологий представителей поколения Х нацелен на индивидуальную эффективность и достижение целей лишь за счет своих усилий.
Поколение Y
Социально-психологический климат коллектива и его развитие на ...
... но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. Объектом исследования выступает трудовой коллектив ... характеристика организации 2.2 Анализ состава и структуры персонала ГУК «Дворец искусств г. Бобруйска» 2.3 Анализ ... анкетирования, индукции и дедукции, обобщения. В процессе работы рассмотрены теоретические подходы к изучению социально-психологического ...
Уже через несколько лет представители поколения Y выйдут на передний план современной истории. Для того чтобы в дальнейшем успешно сотрудничать с ними, предлагаем узнать их получше.
Для представителей этого поколения важно:
– общение;
– немедленное вознаграждение;
– новшества.
Чтобы найти подход к представителю этого поколения, нужно:
– предоставлять ему точную информацию о предстоящей работе. К примеру, полная картина того, что ждет кандидата на ту или иную должность сокращает уровень текучести в первое время работы сотрудников поколения Y;
– озвучивать свои ожидания от работы с ним, вовлекать во все аспекты деятельности компании;
– как можно раньше предоставить сотруднику-Y возможность установить контакты со всеми ключевыми людьми, от которых зависит успех деятельности Y;
– объяснить, как работа Y вписывается в общую картину бизнеса. Любому Y важно чувствовать себя способным выполнять работу, которая положительно влияет на общее дело, на многих людей;
– давать возможность расти профессионально. Молодое поколение уже усвоило, что приобретение новых навыков важнее, чем лояльность к организации. Поэтому молодые сотрудники начинают громко отстаивать свои права на развитие, если их не удовлетворяют.
Базовые ценности
В российской практике управления персоналом тема разного подхода к управлению персоналом разных возрастов пока только набирает обороты. У нее уже есть свои последователи, но есть и противники, утверждающие, что все поколения ценят и не любят одно и то же, потому что все они – люди. Если вы пока не определились с тем, какой подход управления персоналом разных возрастов применять в вашей компании, советуем учитывать самое главное.
1.Есть категория ценностей, важных для всех поколений (например, семья).
2.Люди любых поколений хотят уважения к себе.
3.Все хотят работать с сильным лидером.
4.Лояльность людей разных возрастов зависит от контекста (к примеру, время, проведенное на работе, зависит не от возраста сотрудника, а от уровня занимаемой им должности).
5.Все стремятся к знаниям и хотят обучаться.
6.Для всех важна своевременная и объективная обратная связь.